Научная статья на тему 'Ирменный технический сервис – основа повышения надежности и эффективности сельхозтехники'

Ирменный технический сервис – основа повышения надежности и эффективности сельхозтехники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кушнарев Л. И.

В сельскохозяйственном производстве получила развитие полная хозяйственная самостоятельность производителей сельхозпродукции. Наряду с коллективными хозяйствами, колхозами, совхозами и акционерными обществами, объединяющими несколько производственных подразделений, появились крестьянские (фермерские) хозяйства и различные виды их объединений (ассоциации, кооперативы и т.д.). Процесс становления и развития фермерских хозяйств, несмотря на выделяемые правительством материальнотехнические и денежные ресурсы в значительной мере тормозится из-за отсутствия должного развития обслуживающих инфраструктур и, в первую очередь, производственно-технического сервиса, в котором нуждаются и коллективные хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ирменный технический сервис – основа повышения надежности и эффективности сельхозтехники»

основа повышения надежности и эффективности сельхозтехники

сельскохозяйственном производстве получила развитие полная хозяйственная самостоятельность производителей сельхозпродукции. Наряду с коллективными хозяйствами, колхозами, совхозами и акционерными обществами, объединяющими несколько производственных подразделений, появились крестьянские (фермерские) хозяйства и различные виды их объединений (ассоциации, кооперативы и т.д.). Процесс становления и развития фермерских хозяйств, несмотря на выделяемые правительством материально-технические и денежные ресурсы в значительной мере тормозится из-за отсутствия должного развития обслуживающих инфраструктур и, в первую очередь, производственно-технического сервиса, в котором нуждаются и коллективные хозяйства.

Дальнейший рост эффективности использования сельскохозяйственной техники за счет повышения ее технического уровня, надежности и качества требует коренной реорганизации технического сервиса, внедрения фирменного метода обслуживания вместо самообслуживания или с привлечением сил и средств обслуживающей организации. Рано или поздно рыночные отношения заставят это сделать. Но в условиях дефицита сельскохозяйственной техники, материально технических и финансовых ресурсов этот процесс уже затянулся на долгие годы, а решать необходимо немедленно, так как решение проблемы позволит дополнительно получить огромное количество сельхозпродукции, значительно снизить удельные затраты и себестоимость ее производства, повысить рентабельность хозяйств [1-4].

В настоящее время простои по техническим причинам тракторов составляют более 25 % рабочего времени смен, комбайнов - около 40 %. Кроме того, отвлечение машин от выполнения сельхозработ необходимо для выполнения плановых ремонтов и пери-

одических обслуживаний, что сокращает продолжительность рабочих смен еще на 5-8 %. Наблюдения показывают, что в условиях реальной эксплуатации коэффициент оперативной готовности тракторов в хозяйствах Северо-Кавказской зоны составляет фактически 70-75 %. По этим причинам сельскохозяйственные и другие предприятия должны иметь парк самоходных машин на 15-25 % больше от оптимального.

Основная тяжесть выполнения работ по техническому сервису машин и оборудования лежит на их потребителях (96-98 % суммарного объема работ).

Вместо увеличения производства техники и снижения ее стоимости изготовители компенсируют снижение выпуска машин повышением отпускных цен. А наличие дефицита техники, запасных частей и материалов служит оправданием невозможности организации фирменного сервиса из-за слабых производственных мощностей заводов-изготовителей и позволяет переложить эту заботу на плечи потребителей. И если трудовые ресурсы села 25-30 лет назад могли обеспечить выполнение ТО и ремонта

сельскохозяйственной техники собственными силами, то сейчас, когда они сократились в 5-8 раз, решить эту задачу при сегодняшнем уровне надежности машин становится практически невозможным.

Решение этой задачи усугубляется переходом экономики на рыночные отношения, изменением форм собственности, разукрупнением сельскохозяйственных предприятий и появлением мелких кооперативных и фермерских хозяйств. Выделившиеся из крупных хозяйств, фермеры практически остаются без средств ТО, ремонта и хранения техники.

Несмотря на предпринимаемые длительное время коллективными хозяйствами и обслуживающими предприятиями усилия по совершенствованию организации ТО и ремонта машин, требуемых результатов не-получено. При этом необходимо отметить, что эти усилия направлялись, прежде всего, на предоставление обслуживающими предприятиями и подразделениями отдельных видов услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин потребителей. Прямая связь между изготовителем и потребителем отсутствует, поэтому так низки технический уровень и потребительские качества современных машин и оборудования в сравнении с лучшими зарубежными аналогами [3-5].

Анализ публикаций зарубежных и отечественных авторов о фирменном техническом сервисе в передовых странах Западной Европы и Америки показывает, что альтернативы этой форме обслуживания в мире нет. Основной движущей силой его развития и совершенствования является конкуренция фирм-изготовителей машин за насыщенный, а иногда и перенасыщенный, рынок сбыта. Для реализации своей продукции фирмы постоянно стремятся повышать качество изготовления машин, их эксплуа-

тационную надежность, экономичность, ун и версал ь-ность и многие другие характеристики и потребительские качества, обеспечить потребителей высококачественным техническим сервисом.

Именно фирменный технический сервис на протяжении всего срока эксплуатации машин помог фирмам-изготовителям этих стран (США, ФРГ, Англия, Франция, Италия и др.) довести наработку на отказ своих машин до 2 и более тыс. моточасов при трудоемкости устранения одного отказа не более 6,0-8,5 чел.-ч, выполняемого не позднее, чем за 24 часа (сутки). Неоценимо высока в этом роль дилера-посредника между фирмой-изготовителем и потребителем машин - фермером. Несмотря на отсутствие крупногруппового метода использования машин, изготовителям с помощью дилера удается поддерживать работоспособность парка машин на высочайшем уровне в рамках обслуживаемой зоны [4-7].

Несмотря на огромное количество публикаций, подтверждающих преимущества организации фирменного обслуживания техники за рубежом, в нашей стране внедрение данного метода пока не ведется и всячески тормозится.

Основными причинами этого являются монополизм производителей сельскохозяйственной техники и отсутствие по этой причине конкуренции среди них, наличие дефицита машин по всей номенклатуре сельскохозяйственной техники, ведомственная разобщенность сфер производства, продажи, технического обслуживания и ремонта машин, отсутствие практических знаний и опыта научных работников, руководителей и специалистов организаций и ведомств, занимающихся организацией технического сервиса машин и оборудования, нарушение (безна-

казанное) изготовителями законов и других нормативных актов, защищающих права потребителей и запрещающих реализацию сельскохозяйственной техники без организации ее дальнейшего фирменного обслуживания в процессе всего периода эксплуатации и другие факторы.

В настоящее время разработаны и реализованы к внедрению ряд концепций фирменного инженерно-технического сервиса машин коллективных и фермерских хозяйств. В этой связи и хотелось бы изложить нашу позицию о целях и путях реализации фирменного обслуживания машин в сельскохозяйственном производстве России более конкретно.

Несмотря на появление большого числа фермерских хозяйств, значительная часть их объединяется в товарищества, ассоциации и т.д. для более эффективного использования сельскохозяйственной техники, не спешат распадаться на крестьянские хозяйства крупные колхозы и совхозы, функционируют машинно-технологические станции и комплексы. В этих условиях преобладает групповое и крупногрупповое (коллективное) использование машин. В то же в ремя, фирменное обслужи вание должно охваты вать все машины выпускаемые фирмой-изготовителем независимо от того, кто является их потребителем.

Прежде всего, необходимо четко уяснить, какая цель преследуется организацией фирменного обслуживания. Если та, которая изложена в упомянутых выше концепциях, а именно - «расширение объема услуг с привлечением или участием фирмы (завода)-изготовителя», то, очевидно, это не совсем то, что необходимо пользователям машин [1-4].

Аналогичные недостатки, на наш взгляд, имеет и «Концепция совершенствования технического сервиса в агропромышленном комплексе Российской Федерации в новых условиях хозяйствования», разработанная МСХ РФ и акционерным объединением «АвтосельхозмашХолдинг», преследующая чисто ведомственные интересы.

На наш взгляд, организация фи рменного и нженерно-технического сервиса должна преследовать цель: существенно повысить технический уровень, основные параметры надежности и эффективности машин и, в первую очередь, безотказность, ремонтопригодность и долговечность, снизить затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов на производственную и техническую эксплуатацию машин.

Если ставить перед фирменным техническим сервисом такую цель, то в этом случае только привлечения фирмы (завода)-изготовителя к техническому сервису явно недостаточно. Для ее достижения основную тяжесть организации технического сервиса должны взять на себя фирмы - (заводы)-изготовители, которые и должны обеспечить продажу машин потребителю, гарантийное обслуживание новых машин за свой счет и послегарантийное с заданным уровнем работоспособности за счет средств потребителей до конца срока их службы, и которые не испытывают, на данный момент, в этом никакой потребности, так как отсутствует конкуренция среди производителей машин.

Поставив такую цель, для организации фирменного технического сервиса машин необходимо решить следующие задачи:

• определить, кто в сложившихся конкретных условиях сельхозпроизводства способен и должен взять на себя функции технического представителя завод-изготовителя - непосредственного посредника между изготовителем и потребителем машины;

• определить условия и порядок взаимоотношений изготовителя и потребителя машин;

• определить возможности и функции всех уровней и структур ремонтно-обслуживающего и других производств в системе фирменного технического сервиса;

• определить стратегию, тактику и рычаги для внедрения фирменного технического сервиса. Анализ функционирования системы фирменного

технического сервиса передовых капиталистических стран показывает, что дилер является единственным посредником между изготовителем и потребителем машин. Он, прежде всего, является непосредственным представителем фирмы-изготовителя машин. Между ними заключается договор на обеспечение фирменного гарантийного и послегарантийного технического обслуживания и ремонта машин фирмы. В то же время, дилер является экономически и юридически самостоятельным лицом, владельцем сооружений и других средств для ТО и ремонта машин фирмы, которые он приобретает у нее со скидкой для реализации и обслуживания ее техники [4-6].

Дилер максимально не только приближен к сфере машиноиспользования, но и принимает участие в организации эффективного использования машин, изучает потребности в этих машинах и агре-гатируемых с ними, и возможности расширения номенклатуры выполняемых ими механизированных работ, обучает пользователя правильным приемам выполнения работ.

При организации работ по обслуживанию и ремонту машин дилер не только стремится быстро и качественно их выполнить, но и определить причины возникновения отказов и каким образом их полностью исключить при доработке конструкции на заводе-изготовителе, определить потребности в запасных частях и материалах на эти работы. Эта информация передается изготовителю незамедлительно.

Выполнение сложных ремонтных работ (ремонт машины, в т.ч. полнокомплектный, агрегата, узла, восстановление деталей), требующих значительных трудозатрат, специального и дорогостоящего оборудования, специалистов-ремонтников высокой квалификации и т.д., дилер организует в крупных специализированных мастерских или на заводах.

Таковы основные принципы работы и прямая связь фирмы-изготовителя с помощью дилера при организации технического сервиса своих машин высокоразвитых стран Запада.

Если провести аналогии по выполняемым функциям, заинтересованности в их качественном исполнении, по близости к потребителю сельскохозяйственной техники можно сделать заключение, что самым заинтересованным звеном в действующей системе машиноиспользования и имеющим реальные возможности выполнить функции дилера (технического представителя изготовителя, а не торгового посредника), удовлетворить все потребности сельских товаропроизводителей всех типоразмеров и форм собственности в техническом сервисе машин и оборудования является инженерно-техническая служба существующих сельскохозяйственных предприятий, преобразованных в акционерные общества. Она максимально приближена к потребителям, территориально распределена, имеет

необходимые оснащенные стационарные объекты ремонтно-обслуживающей базы и передвижные средства для ТО, ремонта и хранения машин и оборудования, укомплектована или имеет возможность быть укомплектованной специалистами по их ТО и ремонту. Именно она, сегодня, несмотря на все трудности с материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами обеспечивает работоспособность быстро изнашивающегося, стареющего и практически необновляющегося в последнее время машинного парка хозяйств. Не всегда, может быть, эффективно для себя и качественно для потребителя машин инженерно-техническая служба крупных коллективных хозяйств обеспечивает сегодня выполнение 96-98 % всего объема ремонтно-обслуживающих работ, который составляет на хозяйство с 18-20 тыс. га пашни более 100 тыс. чел.ч. в год. Именно инженерно-технические службы хозяйств, их опытные специалисты по эксплуатации и ремонту, уже сегодня могут дать точные сведения о ненадежных машинах, узлах и агрегатах и рекомендации по их устранению заводами-изготовителями, о потребности в запасных частях и ремонтно-технических материалах, о потребности в выпускаемых изготовителями машинах и тех, которые необходимо разрабатывать или, наоборот, прекратить выпуск, о потребности хозяйств в навесных и прицепных машинах, о рациональном комплектовании машинно-тракторных агрегатов. Именно этому звену системы ТО и ремонта машин необходима реальная помощь заводов-изготовителей для обеспечения высокоэффективного машиноиспользования - организация фирменного технического сервиса машин [5-8].

Несомненно, что существует достаточно трудностей как организационного, так и технического характера, среди которых: налаживание большого количества прямых связей изготовителей с техническими дилерами (ИТС хозяйств), сбор, обработка и передача информации по надежности и высокоэффективному использованию машин, га ра нти рова нное обеспечен ие запасными частями и ремонтно-техническими материалами, оснащение современной оргтехникой, подготовка специалистов по ТО и ремонту и механизаторов, информационное обеспечение, обеспечение необходимой самостоятельности инженерно-технической службы хозяйства, формы организации использования ее основных средств производства и т.д.

Но эти трудности вполне устранимы. И сегодняшние экономические преобразования способствуют этому. Принятые законы о приватизации государственной собственности, о предпринимательской деятельности и др. позволяют, даже подразделениям предприятий, организацию на их базе акционерных обществ, кооперативов и других предприятий различных организационно-правовых форм с полной юридической самостоятельностью, в т.ч. и в составе сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время все основные производственные фонды инженерно-технической службы коллективного хозяйства являются собственностью этих сельскохозяйственных предприятий. Но при реорганизации сельскохозяйственных предприятий они должны быть переданы создаваемому предприятию по техническому сервису в аренду или приватизированы на определенных условиях, естественно, с учетом потребности хозяйства в этом сервисе и его полного удовлетворения.

ПРОИЗВОДИМ ТЕХНИКУ

ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЧЕСНОКА

• Оказываем услуги консультации по выращиванию чеснока

• Предоставляем технологию выращивания чеснока, бизнес-план

ИП Болтенков

* Сеялки для посадки чеснока, лука-севка, тюльпанов, желудей, каштанов;

* Калибровочные машины для калибровки головок, зубков и бупьбочек чеснока;

■ Культиваторы междурядные для обработки чеснока с внесением удобрений, подкапывзппели, др чеснока, и др.

эилка ручная для дробления чеснока на зубки, очиститель

+7 920 551 -02-02 Белгородская обл, Шебекинский р-онг с, Сурково +7910 364-82-38 ww мтехчеснок. рф Е - mail: boite п kov2 @ mai I. ru

Значительные трудности накладывает и то обстоятельство, что сегодня машинно-тракторный парк коллективных и фермерских хозяйств имеет большое число марок машин различных заводов-изготовителей. Это требует, чтобы дилерское предприятие или подразделение обслуживало не одну марку машин, а все имеющиеся в хозяйствах (коллективных и фермерских), расположенных на территории бывшего крупного коллективного хозяйства, т.е. работало по принципу мегадилера. Выполнение этого требования обязательно на первом этапе, до появления конкуренции в сфере производства, реализации и технического сервиса пользователей машин.

К тому же, сложность организации фирменного технического сервиса из-за многомарочности машинно-тракторного парка заключается в наличии большого количества заводов-изготовителей, поставляющих сельскохозяйственному производству отдельные машины, а не машинные технологические комплексы, как это делают фирмы-изготовители передовых зарубежных стран, которые заинтересованы не только в изготовлении отдельных тракторов и их продаже, но и в их высокоэффективном использовании. Очевидно, процесс интеграции отдельных изготовителей в мощные фирмы-изготовители - дело будущего, когда изготовители действительно станут заинтересованы в фирменном техническом сервисе и высокой эффективности использования своих машин, их конкурентоспособности [7-9].

Таким образом, наиболее целесообразным и реальным партнером заводов-изготовителей в осуществлении фирменного технического сервиса сельскохозяйственной техники, их посредником и техническим представителем в сфере использования машин по прямому назначению будут являться предприятия (акционерные общества), организованные на базе сегодняшних подразделений крупных коллективных хозяйств - инженерно-технических служб. Кроме случаев, когда в существующих коллективных хозяйствах практически отсутствует ремонтно-обслуживающая база, инженерно-техническая служба малочислена и основной объем ремонтно-обслуживающих и других работ (80-90 %) по техническому сервису осуществляются районными ремонтно-техническими предприятиями. В этих случаях дилерские предприятия должны создаваться на базе районных ремонтно-технических предприятий (РТП).

Взаимодействие фирм-производителей техники, предприятий технического сервиса и потребителей машин должно строиться на строгой, жесткой договорной основе между всеми сторонами. Пользователи (потребители машин) заключают договор на фирменный технический сервис с фирмой-изготовителем машины, а не с дилером. Фирма-изготовитель заключает с дилером договор на осуществление технического сервиса машин фирмы в зоне (районе) его расположения.

В связи с организацией фирменного обслуживания требуют решения и такие вопросы как:

• налаживание прямой и обратной связи между изготовителями и потребителями машин, изготовителями и дилерами, дилерами и потребителями;

• материально-техническое обеспечение потребителей машин и дилеров запасными частями и ремонтно-техническими материалами;

• выполнение сложных видов ремонтных работ полнокомплектных машин, узлов и агрегатов, восстановление деталей и производство запасных частей, требующих специального дорогостоящего оборудования и рабочих специалистов, загрузка которых не может быть эффективной в рамках одного дилерского пункта, т.е. необходимо определить роль каждой структуры, каждого звена существующего ремонтно-обслуживающего производства сельского хозяйства и других потребителей машин, составляющих районный, областной и другие его уровни [9-11]. Маловероятно, что какое-либо подразделение, допустим районного РТП, попытается взять на себя все функции дилера в системе фирменного технического сервиса и полностью их выполнить для всех хозяйств района. До сих пор эти структуры имели скорее административно-распределительные (агроснабы, торговые базы, ТОП и др.) и коммерческие или вспомогательные обслуживающие (СТО, МОН, ЦВИД и др. производственные подразделения РТП) функции, целью которых было предоставление определенного перечня услуг по материально-техническому обеспечению, ТО и ремонту машин. Очевидно, с аналогичными функциями они могут легко справиться и в системе фирменного технического сервиса, имея определенный опыт деятельности своих предприятий, специалистов, хорошо оснащенную производственно-техническую базу, имеющиеся связи с поставщиками. Но при этом административно-распределительными функциями эти структуры наделять не следует, и в условиях рыночных отношений эти функции должны уйти, а остаться должны, в основном, коммерческие и вспомогательно-обслуживающие.

Коммерческие структуры («Агропромснабы» и базы материально-технического снабжения всех уровней), по сути дела, должны являться перевалочными базами или пунктами, на которые изготовители направляют для своих потребителей (дилеров и пользователей машин) машины, запасные части и ремонтно-технические материалы. Отношения коммерческих структур с изготовителями-поставщиками машин должны строится на договорной основе, взаиморасчеты должны производиться в процентах от стоимости поступающей, хранящейся и реализованной ими потребителям продукции. Должна быть установлена договором нормативная продолжительность реализации поступающей продукции, сверх которой изготовитель обязан дополнительно оплачивать часть расходов, связанных с хранением. Наряду с обязательными поставками продукции заводов-изготовителей коммерческие структуры могут открывать свои магазины по реализации запасных частей, материалов и т.п. Цены на продукцию изготовителей должны регулироваться в зависимости от спроса на нее, но это не должно распространяться на запасные части и материалы, поступающие целенаправлено дилеру на проведение фирменного технического сервиса машин по заключенным с пользователями договорам гарантийного обслуживания. Как показывает зарубежный опыт, эта продукция может иметь цену значительно ниже реализуемой в коммерческих структурах. Машины, запасные части и ремонтно-технические материалы, поступившие на коммерческие базы для дилеров, реализуются только дилерами или с их письменного согласия.

Как в настоящее время, так и при фирменном техническом сервисе, очевидно, будет потребность в выполнении сложных ремонтных работ, требующих специального и дорогостоящего оборудования, специалистов высокой квалификации, которые эффективно загрузить и использовать в рамках одного дилерского центра не представится возможным или целесообразным. Поэтому и должны существовать на группу хозяйств, дилерских центров районные ремонтно-технические предприятия, которые организовывают выполнение таких работ у себя. За счет специализации и концентрации производства работ, применения высокопроизводительного оборудования эти предприятия могут предложить заказчикам услуги по более низким ценам нежели их собственные затраты на эти же цели. Поэтому изготовители машин могут на базе районных, областных и республиканских ремонтно-обслуживающих предприятий организовать на договорной основе производство запасных частей, ремонтно-технологического оборудования и оснастки, выполнение сложных видов ремонтов как полнокомплектных машин, так и их узлов и агрегатов. Учитывая высокую эффективность агрегатного метода ремонта, этот метод получит в системе фирменного технического сервиса наибольшее распространение.

Таким образом, появляется необходимость использования в структуре фирменного технического сервиса вспомогательных, ныне существующих подразделений - ремонтно-технических предприятий и предприятий материально-технического обеспечения, подчинив их деятельность целям фирменного технического сервиса, также жесткой договорной си-

стемой. По сути, эти структуры являются коммерческими и производственными техническими центрами, которые могут и должны обеспечить себя и дилера (или всех дилеров) обслуживаемого ими района (области, зоны) бесперебойной надежной связью с заводами (фирмами)-изготовителями, которая позволила бы им быстро реагировать на появляющиеся отказы, устраняя их последствия и причины возникновения, работая над их полным исключением.

Определив основных участников системы фирменного технического сервиса и их основные направления деятельности (функции и обязанности), необходимо определить порядок и рычаги, с помощью которых стало бы возможным внедрить эту систему в государственных масштабах. Ведь как бы ни хотелось потребителям машин, научным работникам, руководителям ремонтно-обслуживающего производства и другим более или менее заинтересованным сторонам, но инициатива и основные усилия по организации фирменного технического сервиса должны исходить, прежде всего, от изготовителей машин (ибо потому он и - фирменный). Но пока, несмотря на принятые Законы, обязывающие и стимулирующие развитие фирменного технического сервиса ни один изготовитель не взялся за его организацию и повсеместное внедрение. И, очевидно, прежде всего потому, что в этом направлении отсутствуют глубокие научные разработки, а изучение передового зарубежного опыта по этому вопросу поверхностно и, в результате, в большинстве публикуемых материалов приводятся преимущества данного метода обслуживания, вместо практических советов и шагов по его реализации в стране.

жРМЗ ОАО «Кузембетьевский РМЗ» |

шеибетьево ■ тг Партнер ОАО "Росагролизинг" Аккредитован ОАО "Россельхо збанк"

ВСЯ ГАММА ТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСЛЕУБОРОЧНОЙ ОБРАБОТКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА

универсальная зерноочистительная машина УЗМ

Машины серии ПСМ и ПСПБ позволяют:

Обеспечить сельхозпроизводителя семенами высшей категории

Повысить урожайность от 7 ц с га и выше Окупиться за сезон работы в 3 раза Очистить все культуры Очистить от овсюга семена пшеницы, ячменя и др. культур на 100%

Машины серии УЗМ

Предназначены для предварительной и первичной очистки

Экономичность и простота в эксплуатации Разделение материала осуществляется по ширине, толщине и аэродинамическим свойствам

Получение семян I и II класса Возможность использования во всех технологических линиях

Простота конструкции обеспечивает | надежность и долговечность

комплексы ЗАВ и КЗС:

строительство и реконструкция монтаж и пусконаладка гарантийное и сервисное обслуживание

423710, РТ, Мензелинский район, с. Кузембетьево, ул. Советская, д. 78 эл. почта: [email protected] сайт: k-rmz.ru

8(85555) 3-51-61 • 3-51-72 +7(917)398-06-04

Поэтому, прежде чем приступить к реализации фирменного технического сервиса, необходимо изучить этот вопрос гораздо глубже, с практической стороны, разработать основные положения и принципы функционирования системы фирменного технического сервиса, включая договорные основы и обязательства всех участников, в т.ч. коммерческие и вспомогательные ремонтно-обслуживающие структуры, их взаимоответственность друг перед другом за нарушение обязательств. В основу организации фирменного технического сервиса безусловно должен быть положен приоритет потребителя машины, обеспечение высокоэффективного машиноисполь-зования, повышение качества изготовления и всех показателей надежности машин.

Следующим этапом на этом пути должна быть экспериментальная проверка разработанных основополагающих документов по организации фирменного технического сервиса, их доработка и корректировка.

Решая задачи первого и второго этапов, а также для стимулирования изготовителей машин, создания им конкуренции, было бы целесообразно допускать на Российский рынок зарубежные фирмы-изготовители машин, на первом этапе, естественно, в очень ограниченном количестве и только лишь при условии, что фирма организует и обеспечит требуемый технический сервис своих машин. Наиболее целесообразным местом проведения такого эксперимента должны стать районы (области), имеющие, в первую очередь, мощное сельскохозяйственное производство, научно-технический потенциал - НИИ, МИС, опытно-производственную базу и хозяйства, информационные центры, что позволило бы основательно и быстро изучить и распространить передовой опыт.

Наравне с российскими заводами-изготовителями, к участию в совместном предприятии с правом выхода на российский рынок допускаются зарубежные фирмы-производители машин, которые предложат наиболее эффективные, с точки зрения производственной и технической эксплуатации, машины, машинно-технологические комплексы и наиболее совершенную организацию фирменного технического сервиса, с учетом их стоимости и эффективности. Это обязательно должно быть проведено на основе конкурса.

Поскольку, как мы определились, техническим представителем фирмы-производителя в сложившихся условиях может быть инженерно-техническая служба существующих крупных коллективных хозяйств, то первоначально целесообразно оснастить техникой, требуемой по технологии производства сельскохозяйственной продукции одно опытно-производственное хозяйство МИС и, при наличии положительных результатов в течение 1-1,5 лет, расширить эксперимент до 4-5 коллективных хозяйств или на весь административных район.

Положительные результаты и расширение границ эксперимента, несомненно, будут способствовать началу развития конкуренции среди отечественных и зарубежных изготовителей машин и подтолкнут отечественных машиностроителей к повышению надежности и внедрению фирменного технического сервиса машин.

Основная доля финансирования этой общегосударственной задачи очевидно должна осуществляться из государственного бюджета. Кроме того, на стадии эксперимента было бы целесообразно предоставить акционерному обществу налоговые и таможенные льготы, льготные кредиты и т.д.

Чтобы реализовать эту задачу необходимо привлечь максимальное количество заинтересованных во внедрении фирменного технического сервиса ведомств, организаций, вклады и другие средства населения, а также иностранных инвесторов - фирм-производителей сельскохозяйственной техники.

После проведения эксперимента будет получена научно-техническая продукция и передовой опыт, которые можно реализовать изготовителям машин, дилерам, сельским товаропроизводителям и предприятиям других отраслей и ведомств.

Использование надежной сельскохозяйственной техники позволит получить снижение затрат трудовых, материальных и денежных ресурсов на производство сельскохозяйственной продукции, снижение ее себестоимости не менее, чем на 25-30 %, что позволит окупить капиталовложения за 1,5-2 года. Но самое главное, этим будет дан толчёк для развития отечественного фирменного технического сервиса, проектирования и производства надежной и высокоэффективной сельскохозяйственной техники.

Именно таким, на наш взгляд, представляется путь к широкому внедрению передового мирового опыта фирменного технического сервиса в нашей стране. Можно предположить, что у него найдутся и сторонники, и противники. Поэтому публикация данного материала, с целью его широкого обсуждения учеными и специалистами, позволила бы выработать правильное, наиболее приемлемое и экономичное решение данной проблемы - организации фирменного технического сервиса машин в Российской Федерации.

Отзывы и предложения просим направлять по адресу:141420, г. Химки Московской области, мкр. Сходня, 2-й Чапаевский пр., 4/28.

Мы заранее благодарим всех, откликнувшихся на данную публикацию и приславших свои критические замечания и предложения.

Литература

1. Концепция развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств (рекомендации). М.: ГОСНИТИ, 1992. - 49 с.

2. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях (рекомендации). М.: ГОСНИТИ, 1993 - 62 с.

3. Черноиванов В.И., Северный А.Э., Кричевский М.Е. и др. Проблемы технического сервиса в АПК России (монография). М.:ГОСНИТИ, 2000.- 309 с.

4. Кушнарев Л.И. Чепурина Е_П., Чепурин А.В., Кушнарев С_П. Качество и надежность отечественной техники - основа ее конкурентоспособности //Нивы Зауралья. - № 11 (133). - Декабрь 2015. - С. 52-54

5. Кушнарев Л.И. Чепурина Е_П., Кушнарев С_П.. Проблемы и направления развития инженерно-технического обеспечения сельских товаропроизводителей //Ремонт, восстановление, модернизация № 1. - 2016. - С. 3-9.

6. Кушнарев Л.И. Чепурина Е_П., Чепурин А.В., Кушнарев С_П. О создании инженерно-технической системы АПК РФ//Ремонт, восстановление, модернизация. - №10. - 2015. - С. 3-9

7. Кушнарев Л.И., Чепурина Е_П., Чепурин А.В., Кушнарев С_П. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на предприятиях агропромышленного комплекса. Учебник. Серия: Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса. Гриф «Допущен МСХ РФ. М: ФГБНУ «Росинформагротех». - 2015. - 245 с.

8. Кушнарев Л.И., Чепурина Е_П., Чепурин А.В., Кушнарев С_П. Основы инженерно-технического обеспечения агропредприятий. Учебник для вузов / Под общей редакцией Л.И. Кушнарева. Москва, 2015. Сер. Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса. Гриф «Допущен МСХ РФ. М.: ФГБНУ «Росинформагро-тех». - 2015. - 222 с.

9. Кушнарев Л.И., Чепурина Е_П., Кушнарев С_П., Чепурин А.В., Корнеев В.М. Модернизация системы технического сервиса агропромышленного комплекса. Научное издание. Под редакцией Л.И. Кушнарева. М.: МЭСХ. - 2015. - 440 с.

10. КушнаревЛ.И., Кушнарев С_П. Фирменный технический сервис - основа повышения качества сельхозтехники.//Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК. (Материалы IX международной научно-технической конференции «Информ-Агро» М.: ФГБНУ «Росинформагротех». - 2018. - С.551-556.

11. Кушнарев Л.И., Кушнарев С_П. К конкурентоспособности в технике через повышение качества. //Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. Орел. ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018 . - С. 19-23

оригинальные запасные части

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¿WJ40LLAND AGRICULTURE »Зааог'бесперебойной работы.

Только оригинальные запасные части [Slew Holland Agriculture гарантируют максимальную производительность вашей сельскохозяйственной техники New Holland.

• Разработаны специально

для техники New Holland Agriculture

• Строгий контроль качества

• Гарантия производителя

• Наилучшая стоимость владения

f^r роС

ервис

К,

гки PARTS NEW HOLLAND

г. Новошахтинск, ул. Харьковская 2-6 & SERVICE

www.newholland-agroservice.ru INDUSTRIAL

тел: 8-800-600-81-82 (доб.-102)

официальный дилер по Ростовской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.