Научная статья на тему 'Современное состояние и направления совершенствования агросервиса в Беларуси'

Современное состояние и направления совершенствования агросервиса в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
716
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОСЕРВИС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / AGRO-SERVICE / IMPROVEMENT / TECHNICAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Климин Д. И.

В статье представлены результаты исследования по вопросам аграрного сервиса в сельском хозяйстве. В Республике Беларусь сложились следующие формы организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственного обору-дования: фирмами-изготовителями; непосредственно самими сельскохозяйственными товаропроизводителями; через по-средника (дилерские организации). Для сельскохозяйственных организаций форма организации технического сервиса сель-скохозяйственного оборудования собственными силами, т.е. самостоятельно рабочими ферм и комплексов (слесари, опе-раторы, мастера-наладчики и др.) является менее затратной, однако в связи с отсутствием специальных приборов и средств диагностики, а также высококвалифицированных специалистов технически грамотно обслуживать установки невозможно. Отрицательным моментом в дилерской системе технического сервиса является то, что многие сельскохо-зяйственные организации не могут своевременно рассчитаться с агросервисными предприятиями за предоставляемые им услуги. Это сказывается на заинтересованности последних в выполнении работ для сельскохозяйственных товаропроизво-дителей. Установлено, что техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций различными видами средств механизации, начиная с 2011 г., постоянно снижается. Так если в 2014 г. в сельском хозяйстве республики насчитывалось 43,8 тыс. штук тракторов, то уже к началу 2016 г. их число снизилось до 43,6 тыс. штук, или на 0,45 %. Аналогичная тенденция наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной техники. Сложившаяся ситуация в конечном итоге влия-ет на продолжительность проведения массовых полевых работ, увеличивает нагрузку на одну машину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of research into agrarian services in agriculture. In the Republic of Belarus, the following forms of organization of maintenance and repair of agricultural equipment have developed: manufacturers; directly by agricultural produc-ers themselves; through an intermediary (dealer organizations). For agricultural organizations, the form of organization of technical service of agricultural equipment on its own, i.e. independently by workers at farms and complexes (locksmiths, operators, masters-adjusters, etc.) is less expensive, but due to the lack of special instruments and diagnostic tools, as well as highly qualified special-ists, it is impossible to technically maintain the plants correctly. Negative point in the dealer system of technical service is that many agricultural organizations cannot timely pay off with agro-service enterprises for the services provided to them. This affects the in-terest of the latter in carrying out work for agricultural producers. We have established that the technical equipment of agricultural organizations with various types of mechanization means, starting from 2011, is constantly decreasing. So if in 2014 there were 43,800 tractors in the republic’s agriculture, by early 2016 their number had dropped to 43,600, or 0.45%. A similar trend is ob-served for other types of agricultural machinery. The current situation ultimately affects the duration of massive field work, increases the load on one machine.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и направления совершенствования агросервиса в Беларуси»

УДК 631.145(476)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

АГРОСЕРВИСА В БЕЛАРУСИ

Д. И. КЛИМИН

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 19.05.2017)

В статье представлены результаты исследования по вопросам аграрного сервиса в сельском хозяйстве. В Республике Беларусь сложились следующие формы организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственного оборудования: фирмами-изготовителями; непосредственно самими сельскохозяйственными товаропроизводителями; через посредника (дилерские организации). Для сельскохозяйственных организаций форма организации технического сервиса сельскохозяйственного оборудования собственными силами, т.е. самостоятельно рабочими ферм и комплексов (слесари, операторы, мастера-наладчики и др.) является менее затратной, однако в связи с отсутствием специальных приборов и средств диагностики, а также высококвалифицированных специалистов технически грамотно обслуживать установки невозможно. Отрицательным моментом в дилерской системе технического сервиса является то, что многие сельскохозяйственные организации не могут своевременно рассчитаться с агросервисными предприятиями за предоставляемые им услуги. Это сказывается на заинтересованности последних в выполнении работ для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций различными видами средств механизации, начиная с 2011 г., постоянно снижается. Так если в 2014 г. в сельском хозяйстве республики насчитывалось 43,8 тыс. штук тракторов, то уже к началу 2016 г. их число снизилось до 43,6 тыс. штук, или на 0,45 %. Аналогичная тенденция наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной техники. Сложившаяся ситуация в конечном итоге влияет на продолжительность проведения массовых полевых работ, увеличивает нагрузку на одну машину.

Ключевые слова: агросервис, совершенствование, техническая оснащенность.

The article presents results of research into agrarian services in agriculture. In the Republic of Belarus, the following forms of organization of maintenance and repair of agricultural equipment have developed: manufacturers; directly by agricultural producers themselves; through an intermediary (dealer organizations). For agricultural organizations, the form of organization of technical service of agricultural equipment on its own, i.e. independently by workers at farms and complexes (locksmiths, operators, masters-adjusters, etc.) is less expensive, but due to the lack of special instruments and diagnostic tools, as well as highly qualified specialists, it is impossible to technically maintain the plants correctly. Negative point in the dealer system of technical service is that many agricultural organizations cannot timely pay off with agro-service enterprises for the services provided to them. This affects the interest of the latter in carrying out work for agricultural producers. We have established that the technical equipment of agricultural organizations with various types of mechanization means, starting from 2011, is constantly decreasing. So if in 2014 there were 43,800 tractors in the republic's agriculture, by early 2016 their number had dropped to 43,600, or 0.45%. A similar trend is observed for other types of agricultural machinery. The current situation ultimately affects the duration of massive field work, increases the load on one machine.

Keywords: agro-service, improvement, technical equipment.

Введение

Аграрный сервис - оказание комплекса производственно-технических работ и услуг, которые востребованы с/х товаропроизводителями. Аграрный сервис делят на 2 группы:

1. Производственное обслуживание.

2. Материально-техническое снабжение сельскохозяйственных предприятий (своевременное, качественное и полное удовлетворение с/х предприятий в средствах и предметах труда и оказании различных услуг: предпродажное техническое обслуживание техники, создание обменного фонда узлов и агрегатов, сбор изношенных деталей и аккумуляторов, техническое обслуживание и снабжение запчастями на период гарантийного срока использования приобретенной техники, обеспечение спецодеждой).

Снабжение сельскохозяйственных производителей тесно связано с функцией планирования, учета, контроля и сбыта. С ростом технического оснащения и расширением объема производства увеличиться сфера производственного обслуживания. Эта сфера связана с производством сельскохозяйственной продукции и поддержанием средств производства в рабочем состоянии, поэтому в системе производственного обслуживания выделяют техническое обслуживание.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ и операций по поддержанию в исправности основных средств. В связи с этим технический сервис должен обосновывать парк машин-производителей, организовывать снабжение техникой, оборудованием, запчастями, обеспечивать производителей продукции нормативно-технической документацией, технической литературой, оборудованием для диагностики, а также предоставлять консультативные, информационные услуги о машинах, работах, агрегатах [9].

Вопросам организации агросервиса в сельском хозяйстве в целом посвящено большое количество научных работ. Проблемы формирования и функционирования агросервиса в сельском хозяйстве нашли отражения в научных трудах белорусских и зарубежных ученых: Сайганова А. С., Шпака

А.П., Гусакова В. Г., Алферьева В.П., Дорофеевой Н.А., Драгайцева В.И., Конкина Ю.А., Кормакова Л.Ф., и др.

Основная часть

В процессе подготовки научной статьи использовались экономико-статистические и общелогические (анализ, синтез, аналогия, обобщение) методы.

Применение новых высокоэффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции требует постоянного технического и технологического переоснащения субъектов, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, внедрения новейших научных достижений в целях скорейшего перехода производства сельскохозяйственной продукции к инновационным ресурсосберегающим технологиям [1].

Сфера агросервиса является одной из значимых в системе АПК, призвана оказывать сельскохозяйственным предприятиям различные услуги в области технико-технологического обеспечения, обслуживания системы земледелия и животноводства, и позволяет создать условия для налаживания необходимой ритмичности и технологичности агропромышленного производства, а также повышения эффективности его организации и функционирования.

В Республике Беларусь сложились следующие формы организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственного оборудования:

- фирмами-изготовителями;

- непосредственно самими сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- через посредника (дилерские организации).

Фирменный технический сервис предусматривает обслуживание непосредственно заводами-изготовителями, а также в случае, когда они участвуют при создании дилерских центров на правах учредителей. В агропромышленном комплексе, применяется большое разнообразие машин и оборудования, поэтому осуществить это практически нельзя. Исходя из этого, фирменный технический сервис следует понимать как систему организации производства, направленную на повышение качества, когда к его проблеме привлечены заводы-изготовители.

Основными исполнителями фирменного технического сервиса являются главный и региональный центры технического сервиса, официальные дилеры.

К основным функциям главного центра технического сервиса относится: оптовая торговля оборудованием и запасными частями; координация и организация работы региональных центров технического сервиса; изучение конъюнктуры и др.

Региональный центр технического сервиса в рамках данной формы обслуживания выполняет следующие функции: рекламу, торговлю оборудованием и запасными частями; ремонт (капитальный, текущий); техническое обслуживание, модернизацию, утилизацию, обучение владельцев, ремонтно-обслуживающего персонала; изготовление машин; восстановление деталей; сбор, обобщение информации о качестве изделий; посредничество между изготовителем и потребителем изделий.

Дилер должен осуществлять торговлю машинами и запасными частями, текущий ремонт, техническое обслуживание; обучение владельцев машин; накопление и обработку информации о качестве машин и оборудования и требований к ним; посредничество между изготовителем и потребителем изделий.

Все составляющие данной системы работают совместно на единую экономическую цель и заинтересованы в реализации на рынке как можно большего количества своего оборудования. Преимущество фирменного технического сервиса состоит в том, что фирма непосредственно участвует в проведении технического обслуживания и ремонта своих изделий, что положительно сказывается на технико-эксплуатационных показателях при использовании машин у потребителей, недостаток - фирме необходимо содержать на своем балансе большое число сервисных предприятий, что сопровождается большими трудовыми и материальными затратами.

Для технического обслуживания импортного оборудования в республике действуют два сервисных центра фирмы Westfalia-Surge (в Минской и Гродненской областях), шесть передвижных сервисных пунктов фирмы Impulsa (в каждой области), отечественного оборудования - три центра ОАО «Гомельагрокомплект» (в Брестской, Минской и Гомельской областях).

Для организации фирменного обслуживания и ремонта можно использовать зарубежный опыт, с учетом особенностей нашей экономики. Зарубежные специалисты выделяют следующие основные направления обеспечения работоспособности оборудования: совершенствование конструкции машины с точки зрения ее надежности и ремонтопригодности; улучшение организации и технологии об-

служивания и ремонта техники; обеспечение гарантий качества, что способствует уменьшению риска для клиента.

Другая форма технического сервиса оборудования предусматривает осуществление технического обслуживания и ремонта собственными силами сельскохозяйственных организаций, т.е. самостоятельно рабочими ферм и комплексов (слесари, операторы, мастера-наладчики и др.) или, по мере необходимости, рабочие ремонтных мастерских хозяйств (кузнецы, газо- и электросварщики и др.).

Для сельскохозяйственных организаций данная форма организации технического сервиса сельскохозяйственного оборудования является менее затратной, однако в связи с отсутствием специальных приборов и средств диагностики, а также высококвалифицированных специалистов технически грамотно обслуживать установки невозможно. Целесообразнее сконцентрировать их в районном объединении «Райагросервиса» и с помощью инженерно-технических работников помогать сельскохозяйственным организациям в техническом обслуживании машин и оборудования ферм.

Многие сельскохозяйственные организации в силу нестабильного финансового состояния вынуждены прибегать к данной форме технического обслуживания, что отрицательно сказывается на качестве ремонта и соответственно на долговечности использования оборудования.

Форма организации сервиса, при которой работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняют специализированные предприятия-посредники, созданные на базе районных агросервисов, т.е. так называемые дилерские предприятия. Они обеспечивают работы по ремонту, техническому обслуживанию и частичному монтажу машин и оборудования на фермах, снабжают их запасными частями и узлами, оказывают квалифицированную помощь в правильной эксплуатации техники, проводят учебу операторов и слесарей ферм.

Дилерская система технического сервиса широко развита в странах с развитой рыночной экономикой. Преимущество данной формы состоит в том, что она позволяет сократить число посредников до одного, и делает технический сервис более качественным и оперативным.

Отрицательным моментом в данной форме обслуживания является то, что многие сельскохозяйственные организации не могут своевременно рассчитаться с агросервисными предприятиями за предоставляемые им услуги. Это сказывается на заинтересованности последних в выполнении работ для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эффективность использования машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразнее оценивать по его мощностным характеристикам в отличие от существующей практики, когда за базу принимаются наличие и средняя нагрузка на 1 машину. Оценка использования МТП по предлагаемому варианту позволит сократить затраты на приобретение техники и ресурсов.

Проведенные исследования свидетельствуют, что техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций различными видами средств механизации, начиная с 2011 г., постоянно снижается. Так, если в 2014 г. в сельском хозяйстве республики насчитывалось 43,8 тыс. штук тракторов, то уже к началу 2016 г. их число снизилось до 43,6 тыс. штук или на 0,45 %. Аналогичная тенденция наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной техники [7].

Необходимо подчеркнуть, что сложившаяся ситуация в конечном итоге влияет на продолжительность проведения массовых полевых работ, увеличивает нагрузку на одну машину (нагрузка на 1 трактор возросла на 3,6 %) и тем самым не обеспечивает эффективность вложения финансовых средств на приобретение новой техники для машинно-тракторного парка.

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами

Виды сельскохозяйственной техники Годы 2015 г. к 2013 г., в %

2013 2014 2015

Приходится тракторов на 1000 га пашни, штук 9 9 9 100,0

Нагрузка пашни на один трактор, га 109 117 113 103,6

Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, штук 5 5 5 100,0

Приходится посевов (посадки) соответствующих культур на один зерноуборочный комбайн, га 197 216 211 107,1

Примечание: самостоятельные расчеты по данным Национального статистического комитета [7, с. 41].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нужно менять существующие подходы к изучению эффективности использования машинно-тракторного парка с точки зрения его оценки по мощностным характеристикам, что в результате приведет к сокращению затрат на приобретение техники и ресурсов.

В этом случае следует более активно развивать вторичный рынок машин и оборудования, что позволит значительно повысить обеспеченность потребителей необходимыми запасными частями и в

результате приведет к увеличению коэффициента технической готовности машинно-тракторного парка. В пользу перехода к вторичному рынку сельскохозяйственной техники говорит еще и тот фактор, что обеспеченность финансовыми средствами для ремонта сельскохозяйственной техники не велика в целом по Республике Беларусь. Что касается приобретения новой сельскохозяйственной техники, то прежде всего нужно исходить из имеющегося платежеспособного спроса на нее со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отдельным важным вопросом обеспеченности сельскохозяйственной техникой различных субъектов хозяйствования и ее технической готовности является качество поставки и восстановления техники.

Заключение

В целях обеспечения действенного обслуживания необходимо внедрить систему мотивации качества труда, материально заинтересовав работников, а также организовать контроль за деятельностью исполнителей.

Необходимо, опираясь на опыт зарубежных стран, придерживаться следующих принципов при развитии системы технического сервиса:

- приоритет потребителя при изготовлении нового оборудования и его обслуживании;

- обязательное участие заводов-изготовителей в организации работ технического сервиса, т.к. без этого невозможно достичь высокой степени готовности машин;

- необходимо развитие в отдельных регионах республики дилерской системы технического обслуживания животноводческого оборудования фирмами-изготовителями, что позволит обеспечить потребителям качественный и оперативный сервис.

Одним из направлений улучшения качества гарантийного и послегарантийного обслуживания является оптимизация состава дилерских технических центров, заводов-изготовителей за счет повышения их технической оснащенности и мобильности обслуживания потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 марта 2016 г., № 196 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

2. Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ./ В. Г. Гусаков, Е. И. Дереза. - Минск: Белорус. Наука, 2008. - 576 с.

3. Сайганов, А.С. К вопросу технической оснащенности и готовности машинно-тракторного парка / Аграрная экономика - 2015. - №5. - С. 41-45.

4. Сайганов, А. С. Основные направления перспективного развития системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства Беларуси в рыночных условиях /А. С. Сайганов // Весщ Нацыянальнай акадэмл навук Беларуси Серыя аграрных навук. -Минск:Беларуская навука. - 2012. - № 1. - С. 34-41.

5. Сайганов, А. С. Повышение эффективности функционирования системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства / А. С. Сайганов; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. - 311 с.

6. Сайганов, А. С. Формирование эффективной рыночной системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства Беларуси / А. С. Сайганов. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2014. - 432 с.

7. Сельское хозяйство Республики Беларусь: статистический сборник / Отв. за выпуск З. В. Якубовская; Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета», 2016. - 230 с.

8. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения / В. В. Варнаков [и др.]. - М.: Колос, 2004. - 253 с.

9. Техническая эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормативными материалами) / под общ. ред. В. И. Черно-иванова, С. С. Черепанова, В. М. Михлина. - М.: ГОСНИТИ, 2003. - 327 с.

10. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. К. 1 / под общ. ред. В. Г. Гусакова. -Мн.: Белорус. наука, 2007. - 891 с.

11. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. К. 2 / под общ. ред. В. Г. Гусакова. -Мн.: Белорус. наука, 2007. - 702 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.