ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ФИРМЕННОГО СЕРВИСА ЛЕСНОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
В.А. МАКУЕВ, проф. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, д-р техн. наук,
В.И. ПАНФЕРОВ, доц. каф. ЭТЭ ПЛКМГУЛ, канд. техн. наук,
Ю.А. ШАМАРИН, доц. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, канд. техн. наук, В.М. КОРНЕЕВ, доц. каф. ремонта и надежности машин ФГБОУВПО Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, канд. техн. наук
Рыночные преобразования в России сопровождались снижением государственной поддержки обновления машинно-тракторного парка в лесном и сельскохозяйственном секторе экономики, свободным доступом на внутренний рынок импортной новой и подержанной техники, сокращением выпуска лесных и сельскохозяйственных машин и их комплектующих.
Одной из наиболее значимых проблем, ограничивающих рост хозяйственного производства и напрямую влияющих на его конкурентоспособность, является состояние основных фондов, в том числе лесной и сельскохозяйственной техники.
Эффективность любого производства в значительной степени зависит от уровня организации в отрасли технического сервиса. В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» рассматривается как комплекс услуг, оказываемых товаропроизводителю, в приобретении средств механизации, эффективном использовании и поддержании их в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации, а также утилизации техники, отработавшей срок службы [1].
Мировой рынок лесных и сельскохозяйственных машин в настоящее время становится «рынком потребителя». Ведущие фирмы-производители лесных и сельскохозяйственных машин ведут конкурентную борьбу за потребителя. В этих условиях, наряду с качеством и другими потребительскими свойствами самой техники, важную роль в реализации играют спектр и объем сопутствующих мероприятий и услуг В мероприятия и услуги, обеспечивающие реализацию лесных и сельскохозяйственных машин, входят реклама, финансовая под-
держка потребителя, эффективная подготовка персонала, доставка машин, предпродажная подготовка, послепродажный сервис, включающий техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды, поставка запасных частей [2].
При реализации лесных и сельскохозяйственных машин особое внимание уделяется рекламе. В рекламных целях проводятся такие мероприятия, как международные, национальные и региональные выставки, демонстрации машин в работе, безвозмездная передача машин в учебные заведения, предоставление техники для различных профессиональных соревнований, адресная рассылка рекламы, размещение ее в специальных изданиях, на радио и телевидении.
Учитывая, что современная лесная и сельскохозяйственная техника достаточно дорогая, покупателям при ее приобретении представляется, как правило, кредит или лизинг.
Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывают, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса на этапе обеспечения товаропроизводителей техникой является дилерская. При этой форме изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям [3].
Основными функциями дилерского центра являются:
- изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платежеспособного спроса;
- формирование заказа на продукцию, оформление договоров с поставщиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;
10
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2014
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
- проведение предпродажного обслуживания продукции и поставка ее потребителю;
- рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей в гарантийный период эксплуатации машин;
- обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ремонта на договорной основе;
- обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;
- организация курсов обучения эксплуатационно-ремонтного персонала потребителей правилам эксплуатации и технического сервиса машин;
- обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;
- информирование потребителя об изменениях, внесенных в конструкцию машины;
- сбор и передача изготовителю информации о качестве и надежности реализованных машин.
Разновидностью дилерской формы технического сервиса является организация фирменного технического сервиса. Фирменный технический сервис предусматривает непосредственное участие изготовителей техники в ее обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на работах по техническому сервису [4].
Таким образом, можно сделать предположение, что увеличение объемов производства лесной и сельскохозяйственной техники и объемов ее сбыта будет самым тесным образом связано с эффективной маркетинговой и логистической деятельностью, производством более качественных машин и организацией сопутствующего сервиса.
Все эти направления производитель сможет реализовать только при наличии разветвленной и управляемой товаропроводя-
щей сети, сочетающей различные формы ее построения - сеть дилерских центров, производственно-технических или снабженческосбытовых кооперативов и т.п., действуя через которые, производители смогут реализовать машиностроительную продукцию и обеспечивать технический сервис в ассортименте, удовлетворяющем как крупных, так и мелких сельхозпроизводителей. Переход в рыночных условиях отечественных изготовителей лесной и сельскохозяйственной техники к системе фирменного обслуживания, при которой сервис выполняется по инициативе и при участии изготовителя, обусловлен приоритетом товаропроизводителя и взаимовыгодным интересом. Такое положение ставит предприятия машиностроения перед необходимостью формирования дилерских центров [5].
Дальнейшее развитие национальной системы технического сервиса связано с обеспечением высокого качества услуг, оказываемых сервисными предприятиями. В настоящее время качество услуг становится одним из главных факторов, определяющих коммерческий успех предприятия, его конкурентоспособность. Качество работ зависит от многих факторов: оснащенности предприятия прогрессивным технологическим оборудованием и нормативно-технической документацией, уровня квалификации и профессионального мастерства персонала предприятия, качества используемых запасных частей, уровня организации рабочего процесса и др.
Таким образом, эффективность системы технического сервиса должна определяться качеством взаимодействия трех подсистем «продажа - сервис - запасные части». Решение данной проблемы возможно на основе использования логистических принципов в области организации и управления предприятиями дилерско-сервисной сети.
Библиографический список
1. Винокуров, В.Н. Машины и механизмы лесного хозяйства и садово-паркового строительства: учебник для студ. вузов по спец. «Лесное хозяйство» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / В.Н. Винокуров. - М.: Академия, 2004. - 396 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2014
11
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
2. Немцов, А.Е. Система технического сервиса в АПК / А.Е. Немцов. - Новосибирск, 2002. - 264 с.
3. Сухоставец, П.Г. Организационно-экономические основы технического оснащения села / П.Г. Сухоставец, А.С. Велиев, В.Д. Васин. - М.: ПРОДЭКО, 2005. - 382 с.
4. Вольф, А.К. Совершенствование обеспечения системы технического сервиса лесных машин запасными частями: на примере ОАО «КРАСЛЕ-СМАШ»: дисс. ... канд. техн. наук: 05.21.01 / А.К. Вольф. - М., 2006 - 125 с.
5. Конкин, Ю.А. Технический сервис - опыт и перспективы развития / Ю.А. Конкин, И.Г. Голубев,
М.Ю. Конкин, В.Н. Кузьмин. - М.: Росинформаг-ротех, 2011.- 340 с.
6. Сиротов, А.В. К вопросу применения нанотехнологий и наноматериалов в лесном машиностроении / А.В. Сиротов, Ю.А. Ша-марин, В.И. Панферов, К.В. Селиванов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - № 7. - 2012. -С. 147-149.
7. Селиванов, К.В. Диагностирование дизе-
лей лесных машин, работающих на биотопливе / К.В. Селиванов // Вестник
МГУЛ - Лесной вестник. - № 1. - 2013. -С. 142-145.
АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ, ВНОСИМЫХ КОНСТРУКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТЕНДОВ,
на точность измерения параметров топливоподачи
A. В. СИРОТОВ, проф. каф. ЭТЭ ПЛКМГУЛ, д-р техн. наук,
B. А. МАКУЕВ, проф. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, д-р техн. наук,
В.М. КОРНЕЕВ, доц. каф. ремонта и надежности машин ФГБОУВПО Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, канд. техн. наук,
Ю.А. ШАМАРИН, доц. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, канд. техн. наук, К.В. СЕЛИВАНОВ, ст. препод. кафедры ЭТЭ ПЛК МГУЛ
По результатам производственных испытаний и исследованиям эксплуатационных характеристик конструктивных систем стендов установлено, что на процесс испытания и регулирования топливных насосов высокого давления (ТНВД) воздействуют незаметные для регулировщика входные и выходные факторы. К входным факторам можно отнести систему привода и систему топливоподачи, а к выходным - пропускную способность форсунок и нагнетательных трубопроводов, систему измерения подачи топлива [1-3]. Все эти погрешности в совокупности и приводят к значительным общим потерям точности при измерении диагностируемых параметров топливоподачи.
Влияние мензурочной измерительной системы
В настоящее время во всех отечественных стендах для испытания и регулирования ДТА измерение подачи топлива основано на считывании показаний объема топлива, собранного в стеклянную мерную емкость
за определенное число циклов. Технические характеристики мерных емкостей представлены в таблице.
Проанализируем основные причины, вызывающие возникновение случайных погрешностей. Возникновение погрешности слива топлива связано с взаимодействием молекул топлива и материала, из которого изготовлена мерная емкость. Это взаимодействие приводит к «прилипанию» топлива к стенкам мерной
Таблица
Технические характеристики мерных емкостей
Наименование показателя Значение показателя
Сосуд емкостью 40 мл Сосуд емкостью 135 мл
Вместимость (номинальная),
мл 40 135
Цена деления, мл 0,2 1,0
Вместимость, соответствующая
нижней отметке шкалы, мл 14 40
Габаритные размеры, мм 17,4x320 28,4x320
Масса, кг 0,070 0,117
12
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2014