3. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович. -7-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2007. - 496 с.
4. Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дуровича, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева [и др.]; под общ. ред. А.П. Дуровича. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое издание, 2005. - 640 с.
5. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 372 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г, № 89,1/7647; 2007 г., № 83,1/8471.
6. Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 августа 2005 г., № 927 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. -№ 137. - № 5/16437.
7. Отдых в белорусской деревне: информ. буклет / Белорус. общ. объед. "Отдых в деревне". - Минск, 2007. - 101 с.
Информация об авторе
Рудакова Людмила Валентиновна - аспирантка кафедры управления УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-28.
Дата поступления статьи - 3 марта 2009 г.
УДК 631.17
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ, РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ДИЛЕРСКИХ УСЛУГ
Д. А. САЙГАНОВ, аспирант УО " Белорусский государственный аграрный технический университет"
MODERN CONDITION AND BASIC DIRECTIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT AND FUNCTIONING OF
THE MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY, TECHNICAL REPAIR AND DEALER SERVICES
D. SAJGANOV, the post-graduate student The Establishment of Education "The Belarussian State Agrarian and Technical University"
В статье представлен глубокий The article contains the deep analysis
анализ уровня технического обеспе- of the level of technical maintenance of
чения сельскохозяйственных товаро- agricultural commodity producers by
производителей средствами механиза- means of mechanization within the limits
ции в рамках выполнения заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Показано, что, несмотря на увеличение ежегодных объемов поставок различных машин и оборудования сельскохозяйственным потребителям, техническая оснащенность отрасли растениеводства не отвечает установленным научно обоснованным нормативным показателям. В этой связи разработаны основные приоритетные направления повышения уровня технического переоснащения сельскохозяйственного производства.
Введение. Практика показывает, что одним из главных инновационных направлений повышения эффективности сельского хозяйства Республики Беларусь, которое предусмотрено Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, является технико -технологическая модернизация и переоснащение машинно-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом решение данной проблемы заключается не только в простом обеспечении сельскохозяйственных потребителей средствами механизации, но даже в большей мере зависит от уровня ремонтно-технического обслуживания машин на протяжении всего периода их эксплуатации. Это вызывает объективную необходимость в проведении настоящих исследований, направленных на разработку перспективных направлений эффективного развития и функционирования рынка сельскохозяйственной техники, ремонтно-технических и дилерских услуг.
Материалы и методы. Методологической основой при изучении современного состояния и основных направлений эффективного развития и функционирования рынка сельскохозяйственной техники, ремон-тно-технических и дилерских услуг послужили имеющиеся базовые наработки по данной проблеме, а также проведенные дополнительные углубленные исследования.
Результаты и предложения. Проведенные исследования показывают, что техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций различными видами средств механизации, начиная с 1990 г., постоянно снижается [1]. Так, если в 1990 г. в сельском хозяйстве республики насчи-
of performance of tasks of the State program of revival and development of village for 2005-2010. It is shown that despite of increase in annual supply of various machines and equipment to agricultural consumers, technical equipment of branch of plant growing does not fit with the established scientifically proved normative parameters. In this connection the basic priority directions of increase of the level oftechnical reequipment ofagricultural production are developed.
тывалось 113,4 тыс. шт. тракторов, то уже к концу 2007 г. их число снизилось до 41,9 тыс. шт., или на 63,0 %. Аналогичная тенденция наблюдается и по таким видам сельскохозяйственной техники как кормоуборочные, картофелеуборочные машины и др. (табл. 1). При этом поступление основных видов сельскохозяйственных машин меньше их выбытия в 1,5-2,0 раза, лишь по зерноуборочным комбайнам и свеклоуборочной технике в настоящее время обеспечивается простое воспроизводство.
Сложившееся положение приводит к резкому возрастанию нагрузки на имеющуюся в наличии технику, а также обуславливает ускоренный ее износ. К примеру, если в 1990 г. на один кормоуборочный комбайн приходилось 170 га посевов кормовых культур, то уже в 2006 г. соответственно более 600 га, или в 3,5 раза больше. Все это увеличивает издержки на производство сельскохозяйственной продукции.
В этой связи для достижения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, в рамках Государственной программы возрождения и развития села на2005-2010 годы за период с 2005 по 2007 г. на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства было направлено 2235,8 млрд руб. Это позволило поставить в сельскохозяйственные организации республики 3723 зерно- и кормоуборочных комбайна, 2400 энергонасыщенных тракторов " Беларус", 1521 пресс-подборщик, 1854 сеялки, 1044 комбинированных почвообрабатывающих агрегата, 1932 плуга, 909 машин для внесения минеральных и органических удобрений, 480 машин для химической защиты растений и семян, 168 картофелеуборочных комбайнов, 1340 погрузчиков "Амкодор", 3000 автомобилей МАЗ и 12385 ед. другой сельскохозяйственной техники.
Таблица 1 - Динамика изменения численности по отдельным видам техники в сельскохозяйственных организациях за 1990-2007 гг. (на конец года), тыс. шт.
Вид сельскохозяйственной техники Год
1990 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Тракторы 113,4 72,9 58,8 50,2 45,9 44,2 41,9
Грузовые автомобили 74,0 46,3 35,9 30,1 28 26,2 24,1
Комбайны:
зерноуборочные 30,3 17,1 13,3 11,4 10,9 11,0 10,8
картофелеуборочные 8,7 3,8 2,2 1,7 1,4 1,2 1,1
свеклоуборочные 1,7 0,8 0,8 0,8 0,9 0,8 0,9
силосоуборочные и кормоуборочные 9,3 7,2 5,0 3,7 2,8 2,1 1,7
льноуборочные 4,7 1,8 1,2 1 0,8 0,6 0,5
Однако, несмотря на это, техническая оснащенность отрасли не отвечает минимально необходимому уровню. Так, по расчетам, проведенным в РУП "НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства", обеспеченность по основным видам технических средств без учета коэффициента готовности находится на уровне 70 % (табл. 2).
Принимая во внимание то обстоятельство, что около 70 % действующего состава машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций находится в эксплуатации 7 и более лет, а коэффициент его готовности не превышает 75-80 %, можно сделать вывод, что реальная обеспеченность отрасли составляет 50-60 % от научно обоснованного нормативного уровня.
Таблица 2 - Обеспеченность средствами механизации для производства продукции растениеводства в Республике Беларусь по состоянию на 01.04.2008 г.
Имеется, ед. Технологическая Обеспе-
Наименование машин потребность по ченность,
нормативам, ед. %
1 2 3 4
Тракторы - всего 52762 65901 80,3
в том числе с мощностью двигателя 120-300 л.с. 15665 23923 65,5
Плуги - всего 14733 20508 71,8
в том числе оборотные 3606 6320 57,1
Почвообрабатывающе-посевные агрегаты 1708 4080 41,9
Сеялки:
для посева зерновых и зернобобовых культур 7147 12739 56,1
для посева сахарной свеклы и кукурузы 3620 4814 75,2
для посева льна 417 618 67,5
Картофелесажалки 2668 3985 67,0
Опрыскиватели 4791 7000 68,4
Погрузчики универсальные 6604 8805 75,0
Машины для внесения органических удобрений 7153 11285 63,3
Машины для внесения минеральных удобрений 7043 11100 62,7
Комбайны:
кормоуборочные 2037 2734 74,5
зерноуборочные 13128 17641 74,4
льноуборочные 1038 1936 53,6
картофелеуборочные 1256 1981 63,4
свеклоуборочные 1030 1502 68,6
Таким образом, из вышеизложенного следует, что, несмотря на предпринимаемые меры со стороны органов государственного управления, технический потенциал сельского хозяйства пока остается на низком уровне. Причем проблема заключается не столько в недостаточном уровне технического переоснащения (обновления) отрасли, сколько в низком уровне ремонтно-технического обслуживания, особенно самоходных средств механизации. Так, ежегодные темпы выбытия по тракторам превышают темпы поступления более чем на 1000 ед. В этой связи в республике требуется совершенствование действующей системы технического агросервиса.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании управления организациями агропромышленного комплекса" №2 40 от 27 января 2003 г. весь комплекс ремон-тно-технических услуг по обслуживанию машин и оборудования сельскохозяйственных организаций на республиканском уровне осуществляется предприятиями Республиканского объединения (РО) " Белагросер-вис". При этом на областном и районном уровнях - соответствующими обслуживающими организациями " Агросервис". Следует подчеркнуть, что полнокомплектный ремонт автомобилей, отдельных марок тракторов и комбайнов, капитальный ремонт их агрегатов осуществляется на ремонтных заводах областного или республиканского значения. Исключением является лишь Могилевская область, где на областном уровне создан и функционирует холдинг в форме открытого акционерного общества (ОАО " Агромашсервис").
Необходимо отметить, что взаимоотношения головной организации РО "Белагросервис" с областными и районными агросервисами осуществляются на договорной основе. Только райагросервисы Могилевс-кой и Гродненской областей находятся в прямом подчинении соответствующим вышестоящим организациям областного уровня: ОАО "Агромашсервис", Гродненское УП " Облсельхозтехника".
Подчеркнем, что зона деятельности предприятий технического агро-сервиса в Республике Беларусь ограничивается в основном территорией административного района. Это объясняется спецификой сельскохозяйственного производства (необходимостью выполнения многих видов работ в сжатые агротехнические сроки и др.), особенностями услуги как товара (совпадение во времени процессов ее производства и потребления, невозможностью создания запасов и складирования). Анализ показывает, что в границах района производится и потребляется около 90-95 % услуг ремонтно-технических предприятий. Только немногие виды услуг, такие как полнокомплектный ремонт автомобилей, отдель-
ных марок тракторов и комбайнов, капитальный ремонт их агрегатов и другие, осуществляются на уровне области или республики.
Следовательно, наиболее распространенным и типичным является региональный рынок технических услуг, функционирующий в пределах районного агропромышленного комплекса, где доминирующее положение среди производителей услуг занимают агросервисные предприятия различного профиля, а среди потребителей услуг - сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие товаропроизводители.
Как видно, предприятия райагросервиса по своему назначению, сложившейся специализации, материально-техническому и кадровому обеспечению, размещению (в границах административного района) объективно предрасположены к выполнению функций дилеров заводов-изготовителей техники. В этом должно заключаться главное направление развития организаций агросервиса районного уровня.
В то же время районные обслуживающие предприятия (райагросер-висы, райагропромтехники), на базе которых созданы и функционируют дилерские технические центры, должны расширять спектр ремонтно-технических услуг, предлагаемых в послегарантийный период эксплуатации техники. Наряду с этим в республике должна внедряться "Система добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники", цель которой заключается в получении ремонтными предприятиями сертификатов, удостоверяющих соответствие условий производства услуг технического сервиса требованиям международных, республиканских и отраслевых стандартов. Это в результате будет способствовать расширению партнерских отношений как с сельскими товаропроизводителями, так и с заводами-изготовителями техники.
Кроме того, учитывая особенности экономической ситуации, в которой находится сельское хозяйство Республики Беларусь (когда наблюдается физический износ средств механизации, опережающий процессы реновации, когда большинство сельскохозяйственных организаций не способно за счет собственных средств, даже на условиях государственного лизинга, приобретать технику в необходимом количестве), восстановление узлов и деталей тракторов, комбайнов и самоходной кормоуборочной техники, быстроизнашивающихся рабочих органов почвообрабатывающих машин должно стать одним из приоритетных направлений хозяйственной деятельности. Важно не только своевременное и качественное выполнение услуг, но и их удешевление. Восстановленный узел или деталь должны иметь гарантированный рабочий ре-
сурс, близкий или равный новому, а цена восстановления на единицу ресурса ниже новой не менее чем на 30 %. Только в этом случае узел или деталь будут конкурентны и востребованы товаропроизводителями.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что одним из важных направлений повышения технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также загрузки ремонтных и других агросервисных предприятий является развитие вторичного рынка машин и оборудования для АПК, который позволит в значительной степени ускорить обновление и улучшить количественный и качественный состав МТП, а также сэкономить значительные объемы денежных средств, так как стоимость подержанной техники с восстановлением ресурса до уровня 80-90 % составляет 40-60 % от стоимости новой.
Следует заметить, что перспективность данного направления подтверждается постоянным его развитием в странах Западной Европы и Северной Америки, где на один проданный новый трактор или комбайн приходится 2-4 ранее бывших в употреблении [2], что дает возможность сельскохозяйственным организациям с сравнительно невысокой эффективностью экономить финансовые средства, покупая подержанные, относительно дешевые машины, направлять денежные ресурсы на производственное строительство, совершенствование технологии, улучшение земель, покупку сортовых семян и другие перспективные мероприятия. Данное направление получило сильное развитие также в Российской Федерации.
В настоящее время в Республике Беларусь значительный опыт по развитию вторичного рынка подержанной техники накоплен на ОУП "Мостовский ремонтный завод", которое, начиная с 2000 г., стало осуществлять сборку моделей тракторов " Беларус-80 (82.1)" и их реализацию по заказам сельскохозяйственным товаропроизводителям. При этом, как показывает практика, примерно 50 % тракторов собирается под заказ, а другие - под будущие заказы. Сегодня на данном предприятии восстанавливается 500 ед. данных тракторов, что позволяет заводу только за счет данного вида деятельности ежемесячно получать прибыль в размере 600 млн руб. Собранные трактора кроме отечественных потребителей поставляются также в Россию и Украину.
В то же время вторичный рынок сельскохозяйственной техники пока еще не получил в Беларуси широкого распространения. Поэтому ремонтом подержанных средств механизации отечественного производства с последующей реализацией занимаются лишь отдельные предприятия.
Второе направление повышения уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства связано с дальнейшим совершен-
ствованием развития лизинговых отношений в АПК республики. Применяемый в настоящее время так называемый государственный лизинг в системе РО " Белагросервис" выгоден для сельскохозяйственных организаций, но высокозатратный для государства, поскольку лизингополучатели различной сельскохозяйственной техники не возвращают своевременно установленные лизинговые платежи. Практика показывает, что их собираемость составляет около 20 % от всего объема подлежащих возврату лизинговых платежей.
Так, например, по состоянию на 01.10.2005 г. финансовые обязательства сельскохозяйственных организаций по всем видам платежей были равны 5351 млрд руб., в которых размер задолженности по кредитам банков и обязательствам по платежам за технику включает до половины всех средств по принятым обязательствам. В то же время на начало 2006 г. по всем схемам обновления парка техники задолженность (без учета инфляционных процессов) составила 855,0 млрд руб., в том числе просроченная - 406 млрд руб.
При этом, как показывают исследования, не наблюдается четкой взаимосвязи между уровнем платежеспособности хозяйств и уровнем выполнения ими договорных обязательств. Порой хозяйства, которые находятся в лучшем финансовом состоянии, имеют значительно больший размер задолженности по платежам лизинга, чем хозяйства с низкой платежеспособностью. Главной причиной такого положения является то, что лизингополучатели не несут практически никакой ответственности за неуплату вовремя лизинговых платежей. Кроме того, еще не было случаев изъятия государственным лизингодателем, то есть РО "Белагросервис", объектов лизинга у лизингополучателей за систематические неплатежи, чем и пользуются хозяйствующие субъекты, безответственно относясь к выполнению договорных обязательств. Поэтому в среде лизингополучателей появилась поговорка, точно отражающая существующее положение государственного лизинга: "Раз заплатил и забыл".
В этой связи необходимо в обязательном порядке изымать объект лизинга у тех товаропроизводителей, кто уклоняется от оплаты лизинговых платежей и передавать его во вторичный лизинг другим потребителям. Кроме того, целесообразно привлекать для этих целей коммерческие лизинговые компании. Последние могут участвовать также в активном развитии вторичного рынка сельскохозяйственной техники, для чего ремонтные агросервисные предприятия должны будут предоставлять им восстановленную технику. В свою очередь лизинговые компании будут реализовывать ремонтным предприятиям по остаточной стоимо-
сти подержанную технику, изымаемую у неплательщиков в соответствии с договором лизинга.
Наряду с этим при существующей системе государственного лизинга для лизингополучателя практически отсутствует возможность экономически целесообразного выбора необходимой техники. Причем сельскохозяйственные организации лишены возможности распоряжаться выделяемыми государственными ресурсами. В результате идет "навязывание" использования только новой отечественной техники, при этом фактически дотируются не сельскохозяйственные товаропроизводители, а белорусские машиностроительные предприятия-изготовители техники и оборудования для АПК. Данное обстоятельство в итоге обуславливает низкую мотивацию отечественных изготовителей машин к повышению ее качества и снижению стоимости.
Третье важное направление повышения технического переоснащения заключается в совершенствовании экономических взаимоотношений между ремонтными предприятиями, различными агросервисными структурами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, поскольку функционирующая в настоящее время на республиканском и областном уровнях система ремонтно-технического обслуживания во многом сохранила принципы централизованного (государственного) планирования и управления. Причем важным и положительным аспектом является рост производственных программ ремонта полнокомплектных машин и агрегатов в соответствии с темпами развития национальной экономики. Между тем действующая система не способна функционировать без прямых государственных дотаций и не стимулирует внедрение на местах новых методов, технологий и форм ремонта. При этом наблюдается опережающий физический и моральный износ материально-технической базы предприятий. Данная ситуация обусловлена не только низкой платежеспособностью потребителей техники, но и в большей степени отсутствием долгосрочной комплексной программы развития системы.
Четвертое направление связано с совершенствованием разработки системы машин для сельского хозяйства. Практика показывает, что при ее разработке для сельскохозяйственного производства основным критерием являются количественные показатели, когда проектируются и выпускаются отдельные сельскохозяйственные машины, а не технологические комплексы машин. Это приводит к тому, что в настоящее время выпускаемая различная сельскохозяйственная техника не имеет соответствующего шлейфа машин для нее, что ведет к увеличению сроков проведения сельскохозяйственных работ и повышению затрат на произ-
водство сельскохозяйственной продукции. В этой связи крайне необходимо перейти к проектированию и выпуску различных технологических комплексов, включая весь набор машин, в соответствии с требованиями технологии по производству конкретных видов сельскохозяйственной продукции, например, льна, сахарной свеклы, картофеля. Такой путь позволит резко сократить издержки на производство сельскохозяйственной продукции и повысить в целом эффективность сельскохозяйственного производства.
Заключение. Таким образом, дальнейшее развитие системы ремон-тно-технического обслуживания должно базироваться на усилении интеграционных процессов между всеми контрагентами рынка услуг технического агросервиса, совершенствовании схем купли-продажи машин, оборудования и запасных частей, предполагающих предоставление рассрочки платежа, а также гибкой системы скидок. Наряду с этим для повышения качества ремонтных работ, конкурентоспособности аг-росервисных предприятий, создания предпосылок для внедрения инновационных технологий ремонта и обновления материально-технической базы необходима переориентация бюджетных средств, направляемых агросервисным предприятиям на удешевление ремонтных работ, на льготное кредитование сельскохозяйственных потребителей данного комплекса услуг.
Литература
1. Сайганов, А.С. Формирование эффективной рыночной системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства Беларуси / А.С. Сайганов. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. - 432 с.
2. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Проблемы и решения / Л.Ф. Кормаков [и др.]; под общ. ред. Л.Ф. Кормакова. - М.: ФГНУ "Росинформаг-ротех", 2003. - 148 с.
Информация об авторе
Сайганов Денис Анатольевич - аспирант кафедры экономики и организаций предприятий АПК УО "Белорусский государственный аграрный технический университет". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(017) 267-63-33.
Дата поступления статьи - 20 января 2009 г.