Научная статья на тему 'Современное состояние и основные направления эффективного развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники'

Современное состояние и основные направления эффективного развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вторичный рынок сельскохозяйственной техники / машинно-тракторный парк / технический потенциал / сельскохозяйственное производство

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А С. Сайганов, П А. Дроздов, К П. Чернявский

В статье представлено современное состояние развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, предложена организационно-экономическая модель его развития в АПК Беларуси. Она включает действенные схемы взаимоотношений между основными контрагентами рынка при переходе прав собственности на средства механизации от одних потребителей к другим соответственно без восстановления потребительских свойств машин и прошедших предпродажную подготовку. Наряду с этим модель включает разработанные нормативы, отражающие изменение рыночной цены машин в долях от их первоначальной балансовой стоимости в зависимости от продолжительности и интенсивности эксплуатации, что весьма актуально при определении цены на технику, реализуемую сельскохозяйственными организациями страны. Также в статье представлены предложения, направленные на дальнейшее эффективное развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А С. Сайганов, П А. Дроздов, К П. Чернявский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONDITION AND DIRECTIONS OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE SECON-DARY MARKET OF AGRICULTURAL MACHINES

The article presents the modern condition of development of the secondary market of agricultural machinery, the organization and economic model of its development in agribusiness of the Republic of Belarus is offered in it. It includes the effective schemes of relationships between the main contractors of the market at transition of property rights on means of mechanization from one customer to others accordingly without restoring consumer properties of machinery and having passed the presale preparation. The model includes developed specifications, which reflect changes of the market price of machineries in shares from their initial balanсe cost depending on the duration and intensity of maintenance, which is rather actually at setting the price on machines which are sold by agricultural organizations of the country. Also in the article the author proposals on regulations aimed at the effective development of the secondary market of agricultural machines are also represented.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные направления эффективного развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники»

УДК 339.187:631.3

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВТОРИЧНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

А.С. САЙГАНОВ, заместитель директора по научной работе, доктор экономических наук, профессор П. А. ДРОЗДОВ, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук К.П. ЧЕРНЯВСКИЙ, научный сотрудник Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

THE MODERN CONDITION AND DIRECTIONS OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE SECON-DARY MARKET OF AGRICULTURAL MACHINES

A.S. SAIGANOV, the deputy director in scientific research, the doctor of economics, the professor P.A. DROZDOV, the leading research assistant, candidate of economic science K.P. CHERNYAVSKI, the research assistant The Center of agrarian economics of the Institute of Ecommics of the National Academy of Sciences of Belarus

В статье представлено современное состояние развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, предложена организационно-экономическая модель его развития в АПКБеларуси. Она включает действенные схемы взаимоотношений между основными контрагентами рынка при переходе прав собственности на средства механизации от одних потребителей к другим соответственно без восстановления потребительских свойств машин и прошедших предпродажную подготовку. Наряду с этим модель включает разработанные нормативы, отражающие изменение рыночной цены машин в долях от их первоначальной балансовой стоимости в зависимости от продолжительности и ин-

The article presents the modern condition ofdevelopment of the secondary market of agricultural machinery, the organization and economic model of its development in agribusiness ofthe Republic of Belarus is offered in it. It includes the effective schemes of relationships between the main contractors of the market at transition of property rights on means of mechanization from one customer to others accordingly without restoring consumer properties ofmachinery and having passed the presale preparation. The model includes developed specifications, which reflect changes of the market price of machineries in shares from their initial bala^e cost depending on the duration and intensity of maintenance, which is

rather actually at setting the price on machines which are sold by agricultural organizations of the country. Also in the article the author proposals on regulations aimed at the effective development of the secondary market of agricultural machines are also represented.

Ключевые слова: вторичный рынок сельскохозяйственной техники, машинно-тракторный парк, технический потенциал, сельскохозяйственное производство.

тенсивности эксплуатации, что весьма актуально при определении цены на технику, реализуемую сельскохозяйственными организациями страны. Также в статье представлены предложения, направленные на дальнейшее эффективное развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники.

Введение. Практика показывает, что за период с 1990 по 2006 г. техническая оснащенность более чем 70 % сельскохозяйственных организаций по всем видам технических средств постоянно снижается. При этом поступление основных наименований сельскохозяйственных машин меньше их выбытия в 1,5-2,0 раза, лишь по зерноуборочным комбайнам и свеклоуборочной технике в настоящее время обеспечивается простое воспроизводство. Решение данной проблемы из-за низкой платежеспособности большинства товаропроизводителей республики, а также недостаточных объемов поставки новых средств механизации на условиях долгосрочной аренды (лизинга) обеспечить в полной мере не всегда возможно [1].

Более того, у хозяйствующих субъектов скапливается значительное число неработоспособной техники, которая не находит себе экономически целесообразного применения, а по прохождению определенного периода времени подлежит лишь утилизации. В то же время ремонтные предприятия республиканского, областного и районного уровней, сохранившие достаточно высокий технологический потенциал, используют его не более чем на 20-30 %, а в лучшем случае - на 40-50 %.

В этой связи важным направлением повышения технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также загрузки ремонтных и других агросервисных предприятий является развитие вторичного рынка машин и оборудования для АПК, который позволит в значительной степени ускорить обновление и улучшить количественный и качественный состав машинно-тракторного парка, а также сэкономить значительные объемы денежных средств, так как стоимость подержанной техники с восстановлением ресурса до уровня 80-90 % составляет 40-60 % от стоимости новой.

Таким образом, высокая актуальность и практическая значимость решения этих и других задач обусловили объективную необходимость в проведении настоящих исследований, направленных на разработку организа-

ционно-экономического механизма формирования и эффективного развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники в АПК Беларуси.

Материалы и методы. Методологической основой при изучении современного состояния и основных направлений эффективного развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники послужили имеющиеся базовые наработки по данной проблеме, а также проведенные дополнительные углубленные исследования.

Результаты и предложения. Как показывает практика, в Беларуси вторичный рынок сельскохозяйственной техники пока еще не получил широкого распространения. Ремонтом подержанных средств механизации отечественного производства, а также поставкой бывших в употреблении машин из-за рубежа с последующей их реализацией занимаются лишь отдельные предприятия. При этом развитие данного сегмента рынка техники носит стихийный характер. В этой связи необходима разработка экономической модели формирования и эффективного функционирования вторичного рынка, включающей действенные схемы, отражающие характер рыночных взаимоотношений между его участниками. Также должен быть предложен механизм регулирования рынка подержанной техники и оборудования для АПК, предполагающий разработку комплекса правовых и экономических мер по активизации работы в этой сфере не только сельскохозяйственных товаропроизводителей и ремон-тно-обслуживающих предприятий, но и заводов-изготовителей техники, лизинговых компаний и других организаций для повышения эффективности агропромышленного производства.

Одним из ведущих в этом направлении является ОУП " Мостовский ремонтный завод". Данная организация, начиная с 2000 г., стала осуществлять сборку моделей тракторов Беларус-80 (82.1) для вторичного рынка сельскохозяйственной техники. При этом, как показывает практика, примерно 50 % тракторов собирается под заказ, а другие 50 % - под будущие заказы [1].

Срок выполнения заказа по сборке трактора на Мостовском ремонтном заводе составляет в среднем 30 календарных дней. При этом трактора, которые собираются под будущие заказы, находят своего потребителя не более чем через два месяца после сборки.

Следует подчеркнуть, что значительная часть тракторов, собранных на Мостовском ремонтном заводе, продается за пределы республики, а именно: в Россию в 2003 г. было реализовано 10 тракторов, в Молдову за 2002-2003 гг. продано 74 трактора, на Украину в 2003 г. поставлено

3 трактора. Анализ структуры потребителей в Республике Беларусь показал, что основными потенциальными покупателями таких тракторов являются частные подсобные хозяйства и фермеры, которые за 2001-2003 гг. приобрели 46 тракторов, а, например, сельскохозяйственные производственные кооперативы за этот же период - всего лишь один трактор.

В настоящее время примерно 50 % тракторов реализуется за рубежом (преимущественно в России), другие 50% - в Беларуси. При этом в республике основными потребителями по-прежнему являются фермерские и частные подсобные хозяйства, а также организации жилищно-коммунальной службы. Главная причина здесь заключается в том, что крупные сельскохозяйственные товаропроизводители имеют широкий доступ к централизованным государственным лизинговым поставкам техники на достаточно выгодных для них условиях, допускающих низкую финансовую дисциплину при уплате лизинговых платежей. Вследствие этого им экономически более целесообразно эксплуатировать новую технику (обновляя свой изношенный машинно-тракторный парк), а не покупать ее на вторичном рынке.

Таким образом, исходя из имеющегося отечественного опыта, основными участниками рынка должны стать, во-первых, сельскохозяйственные товаропроизводители - продавцы подержанной (списанной) техники и покупатели подержанных (восстановленных) машин. Во-вторых, ремонтные предприятия областного и республиканского значения, агросервисные предприятия районного уровня, обладающие необходимым технико-технологическим и экономическим потенциалом для проведения восстановительного ремонта требуемого качества, стоимость которого обеспечивала бы востребованность техники, а также дилерские организации отечественных и зарубежных фирм-изготовителей сельскохозяйственных машин. В-третьих, заводы по производству новой техники - поставщики новых запасных частей, узлов и агрегатов.

Причем техника может поступать от одних потребителей сельскохозяйственной техники к другим в следующем техническом состоянии [2]:

- без восстановления потребительских свойств - исправности, работоспособности, ресурса, экономичности и др.;

- прошедшая предпродажную подготовку - от проведения очередного номерного технического обслуживания (ТО-3, ТР) до капитального ремонта и модернизации.

Поступление сельскохозяйственной техники от одного потребителя к другому без изменения ее потребительских свойств характерно при реализации средств механизации без посредников (рис. 1).

Как показывает практика, развитие данной схемы купли-продажи машин обуславливает создание в республике информационного поля о

Рисунок 1 - Купля-продажа подержанной сельскохозяйственной техники без изменения потребительских свойств

предложениях подержанной сельскохозяйственной техники. При этом оценкой уровня его развития является возможность потенциальных покупателей иметь легкий доступ к интересующим его данным о наличии на рынке машин с требуемыми технико-экономическими показателями.

Для этого на первоначальном этапе будет экономически целесообразным за счет фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и при непосредственном участии Минсельхозпрода Республики Беларусь на срок не менее трех лет организовать сбор и публикацию информации в виде ежеквартального (при необходимости ежемесячного) каталога или проспекта, в котором должны быть представлены данные о продаже товаропроизводителями республики подержанной сельскохозяйственной техники. Причем информация должна включать основные характеристики машины: год выпуска, наработка, особенности оснащения, фотография (по возможности), место нахождения, а также номера контактных телефонов.

По истечении трехлетнего периода деятельность по изданию каталога должна финансироваться за счет товаропроизводителей, представляющих информацию, в размере установленного тарифа за одно объявление, а также за счет организаций - потребителей информации - продажа каталога. При этом с течением времени в каталоге, наряду с информацией о продаже подержанной техники, должна публиковаться реклама восстановленных и новых машин, узлов и агрегатов.

Важной проблемой при взаимоотношениях продавцов и покупателей подержанной сельскохозяйственной техники без изменения потребительских свойств является вопрос определения договорной цены. Как показывают проведенные исследования зарубежного опыта развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, методический подход к определению цены подержанной машины исходя из предпосылок, что остаточная стоимость находится в обратной пропорции сроку службы машины и что остаточная стоимость машины, отслужившей нормативный срок амортизации, равна стоимости металлолома и стоимости деталей, которые еще можно использовать, является неверным. Так, например, по данным ком-

пании Power Information Network, после трех лет эксплуатации (как правило, окончание гарантийного периода эксплуатации) легковые автомобили в среднем сохраняют лишь 58,7 % цены новой машины.

В этой связи на базе проведенных исследований [3-8] разработаны нормативы, отражающие изменение рыночной цены основных видов сельскохозяйственных машин в долях от их первоначальной балансовой стоимости в зависимости от продолжительности эксплуатации и срока службы техники (табл. 1).

Принимая во внимание данные таблицы 1, с учетом средней фактической загрузки техники в сельском хозяйстве Беларуси, установлено, что с экономической точки зрения на вторичном рынке наиболее целесообразно приобретать сельскохозяйственную технику, продолжительность эксплуатации которой составляет 50 % от минимального срока службы. Так, например, для самоходной техники она будет равна 5 лет.

Следует отметить, что предлагаемые нормативы, отражающие изменение стоимости сельскохозяйственных машин, могут применять при определении ориентировочной рыночной стоимости сельскохозяйственных машин.

Механизм поступления от одного потребителя к другому сельскохозяйственной техники, прошедшей предпродажную подготовку, - от проведения очередного номерного технического обслуживания (ТО-3, ТР) до капитального ремонта и модернизации - предусматривает наличие между продавцом и потребителем посредников. При этом в качестве последнего могут выступать агросервисные и ремонтные предприятия как районного, так и областного или республиканского уровня. На рисунке 2 представлена предлагаемая блок-модель организационно-экономических взаимоотношений между контрагентами рынка подержанной сельскохозяйственной техники, где показано, что центральным и интегрирующим звеном является ремонтное предприятие, которое самостоятельно, с учетом возможных экономических рисков осуществляет восстановление и сборку сельскохозяйственных машин для вторичного рынка техники.

Анализируя предлагаемую схему сугубо с финансово-экономической точки зрения, можно сделать вывод, что существуют объективные причины, сдерживающие ее развитие, в плане обеспечения высоких производственных программ. Так, низкая платежеспособность потребителей подержанных (восстановленных) машин обуславливает медленное накопление оборотных средств ремонтного предприятия. В то же время из-за высоких финансовых рисков не представляется возможным привлечение в требуемых объемах кредитных ресурсов на увеличение оборотного капитала. Следовательно, подобная схема ориентирована на

Таблица 1 - Нормативы, отражающие изменение рыночной цены сельскохозяйственных машин в долях от их 04 первоначальной балансовой стоимости в зависимости от продолжительности эксплуатации

и срока службы техники (фрагмент)

Вид сельскохозяйственной машины Минимальный срок службы, лет Средний установленный ресурс машины (Густ), мото-ч (ч) Период эксплуатации, лет

отечественного производства производства стран Западной Европы и США 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Тракторы: универсально- пропашные 10 12000 12000 0,80 0,60 0,46 0,40 0,32 0,27 0,25 0,23 0,22 0,21

общего назначения 10 10000 10000 0,78 0,58 0,44 0,38 0,30 0,25 0,23 0,20 0,19 0,18

Комбайны зерноуборочные: самоходные 10 2500 4000 0,85 0,70 0,55 0,45 0,35 0,30 0,27 0,25 0,24 0,23

прицепные 7 1200 2000 0,65 0,45 0,3 0,28 0,25 0,23 0,20 - - -

Комбайны кормоубо- рочные: самоходные 10 3000 5000 0,85 0,70 0,55 0,45 0,35 0,30 0,27 0,25 0,24 0,23

прицепные 7 1500 2500 0,65 0,45 0,3 0,28 0,25 0,23 0,20 - - -

Комбайны свеклоуборочные: самоходные 10 2500 4000 0,85 0,70 0,55 0,45 0,35 0,30 0,27 0,25 0,24 0,23

прицепные 7 1200 2000 0,65 0,45 0,3 0,28 0,25 0,23 0,20 - - -

работу с уже имеющимися единичными или мелкооптовыми заказами, не позволяющая желаемыми темпами развивать восстановление (сборку) средств механизации для вторичного рынка под будущие заказы. Поэтому эффективность ее функционирования во многом определяется умением управленческого персонала работать с заказчиками, развивая рынки сбыта.

Наряду с этим для данной схемы характерно также возникновение определенных трудностей с проведением гарантийного обслуживания техники. Особенно в случаях значительного удаления потребителей от ремонтного предприятия, что не позволяет последнему качественно и в срок устранять неисправности, возникшие по его вине. Подобные обстоятельства вынуждают осуществлять поиск технических центров или других дилерских организаций, готовых вступить во взаимовыгодные партнерские отношения, что является не всегда возможным, или снижать цену реализации для потребителей машин. В результате снижается конкурентоспособность, а следовательно, и востребованность восстановленных (собранных) средств механизации.

Весьма важной проблемой, обуславливающей востребованность восстановленных сельскохозяйственных машин, является определение верхней границы их стоимости. Как показывают проведенные исследования, а также результаты анкетного опроса, цена восстановленной (собранной) техники для вторичного рынка, имеющей ресурс на уровне не менее 70 % от новой, должна составлять не более 60 % от стоимости новой машины.

Одним из направлений увеличения масштабов и повышения эффективности вторичного рынка сельскохозяйственной техники является активизация в данной сфере деятельности организаций по продаже и обслуживанию техники. При этом предлагается следующая блок-модель движения новой и подержанной техники (рис. 3).

Его анализ показывает, что в отличие от первой схемы (рис. 2) ремонтное предприятие расширяет масштабы своей деятельности на вторичном рынке путем налаживания партнерских взаимоотношений с фирменными техническими центрами и независимыми дилерами, которые выражаются в следующем. Фирменные технические центры, а также независимые дилеры берут на себя дополнительные обязательства по реализации восстановленной ремонтным предприятием техники.

При этом для увеличения потребительской активности, наряду с обычной продажей, дилерам предлагается осуществлять продажу как восстановленных, так и новых машин в зачет подержанных, которые должны отвечать установленным требованиям, предварительно согласованным между партнерами. В свою очередь, подержанная техника по-

42

00

О п>

Сг*

54 О Изучение пред-

)э а Ъ X О и) м Не лознения подер-зшнных и спи-

* аэ О ГС И И Е санных машин

X X сг >< посредстом переговоров

О ГЕ о

о р X X сг ^ а И и ы

* Я Покупка подержт-

р Е ной и списанной

а -о пехники в соопвет

X о » стии с платмеспо-

а я В собным спросом на

В восспановленную

а

о

Заводы-изготовители сельскохозяйственных машин

Продажа новых запасных частй, узлов и агрегате

Ремонтное (агросервисное) предприятие по восстановлению (сборке)сельскохозяйственной техники для вторичного рынка

Продаж восстановленных запасных частй,узлов и агрегат>в

Изучение плапезт-способного спроса на восстанавливаемую пехнику посредством переговоров

Заказы на поспав ку восспа-новленных (собранных) машин

Восспановленные (собранные) машины

Ремонтные предприятия

Реклама восспа-навливаемых (собираемых) машин

Рисунок 2 - Блок-модель организационно-экономических взаимоотношений между контрагентами вторичного рынка сельскохозяйственной техники

•а

С) С\

Продажа восстановлен-1 ных запасных частей, ' узлов и агрегатов I

Ремонтные предприятия

Изучение платежеспособного , спроса на восстанавливаемую •}-технику |

Заказы на поставку восстанов- ¡4 ленных (собранных) машин [

Восстановленные "(собранные) "¡-машины |

Реклама восстанавливаемых (соби-"1,-раемых) машин |

-----------------------!

Изучение предложения подер- 1-жанных и списанных машин \

Покупка подерясанной и списан- 1 ной техники в соответствии с [4 платежеспособным спросом на | восстановленную 1

Рисунок 3 - Блок-модель организационно-экономических взаимоотношений между контрагентами вторичного рынка сельскохозяйственной техники

ступает на ремонтное предприятие или посредством обычной купли-продажи, или с использованием схемы зачета. Заметим, что применение зачетных схем позволяет, с одной стороны, сельскохозяйственным организациям и другим потребителям машин повысить уровень технической оснащенности, дилерам и ремонтному предприятию увеличить объем продаж, а с другой - минимизировать при этом на всех этапах товаропроводящей цепи размер оборотных денежных средств.

Важным направлением по расширению масштабов деятельности ремонтных предприятий на вторичном рынке является их вступление во взаимоотношения с лизинговыми компаниями и предоставление последним восстановленной техники. В свою очередь, лизинговые компании реализуют ремонтным предприятиям по остаточной стоимости подержанную технику, изымаемую у неплательщиков в соответствии с договором лизинга (рис. 4). Применение данной схемы будет во многом способствовать решению злободневной проблемы функционирования государственного лизинга, где имеют место значительные задолженности.

Таким образом, наряду с вышеизложенным, для динамичного развития вторичного рынка сельскохозяйственных машин требуется дополнительно изучить практику функционирования рынка подержанной сельскохозяйственной техники в странах Западной Европы и США; разработать методику определения целесообразности приобретения новой или подержанной сельскохозяйственной техники в зависимости от финансово-экономического состояния потребителей и предложения по регулированию развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники в АПК Беларуси.

Рисунок 4 - Блок-модель взаимоотношений лизинговых компаний с контрагентами вторичного рынка сельскохозяйственной техники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Сайганов, А. С. Современное состояние и основные направления повышения эффективности функционирования вторичного рынка сельскохозяйственной техники в АПК Беларуси / А. С. Сайганов, П. А. Дроздов, К.П. Чернявский // Социально-экономические проблемы устойчивого развития: междунар. науч.-практ. конф., Щецин, 28 июня - 7 июля 2007 г.: в 2 ч. / Сельскохозяйственная академия вЩецине; редкол.: Ж. Зезюля[идр.]. -Щецин, 2007. -Ч. 2. - С. 119-128.

2. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Проблемы и решения / Л.Ф. Кормаков [ и др.]; под общ. ред. Л.Ф. Кормакова. - Москва: ФГНУ " Росинформагротех", 2003. - 148 с.

3. Кушнир, А.В. Определение цен на вторичном рынке сельскохозяйственной техники / А.В. Кушнир, Р. А. Мелихов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2001. - N° 4. - С. 2-3.

4. Халфин, С.М. Организационно-технологическое функционирование рынка и использование подержанной сельхозтехники / С.М. Халфин // Техника и оборудование для села. - 2004. - № 2. - С. 5-8.

5. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учеб. пособие для с.-х. вузов / А.П. Ляхов [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Будько. - Минск: Ураджай, 1991. - 336 с.

6. Биржа бывшей в употреблении сельхозтехники "Brandenburger Landtechnik GMBH" [Фотообъявления] //Новое сельское хозяйство. -2004. - № 3. - С. 37-49.

7. Robb, J.G. Estimating field machinery cost: a whole farm approach / J.G. Robb, J.A. Smith, D.E. Ellis // J-nat-resour-life-ski-educ. - Madison, WI: American Society of Agronomy, c 1992-1998. - Vol. 27.- Р. 25-29.

8. Siemens, J. A farm machinery selection and management program / J. Siemens, K. Hamburg, T. Tyrrell // J-prod-agric. - Madison, WI: American Society ofAgronomy, c 1987. - 1990. - Vol. 3 - P. 212-219.

Информация об авторах

Сайганов Анатолий Семенович - заместитель директора по научной работе Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 278-69-23.

Дроздов Петр Анатольевич - ведущий научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-24-50.

Чернявский Константин Петрович - научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-24-50.

Дата поступления статьи -23 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.