Научная статья на тему 'Внедрение фирменного технологического сервиса для повышения качества техники'

Внедрение фирменного технологического сервиса для повышения качества техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
257
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРУДОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / НАДЕЖНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИРМЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кушнарев Л.И., Алешин В.Ф., Чепурин А.В.

Работа направлена на решение проблем технологической модернизации производства техники и оборудования, повышение эффективности финансовых средств, за счет повышения уровня конкурентоспособности, обеспечиваемого ростом качества и надежности техники при внедрении фирменного метода технического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение фирменного технологического сервиса для повышения качества техники»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 67.017

Кушнарев Л.И.

д.т.н., профессор, кафедры «Технологии обработки материалов»

МГТУ им. Н.Э. Баумана Алешин В.Ф.

к.т.н., доцент, кафедры «Технологии обработки материалов»

МГТУ им. Н.Э. Баумана Чепурин А.В.

к.т.н., доцент, кафедры «Технологии обработки материалов»

МГТУ им. Н.Э. Баумана г.Москва, Российская Федерация

ВНЕДРЕНИЕ ФИРМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СЕРВИСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ

Аннотация

Работа направлена на решение проблем технологической модернизации производства техники и оборудования, повышение эффективности финансовых средств, за счет повышения уровня конкурентоспособности, обеспечиваемого ростом качества и надежности техники при внедрении фирменного метода технического сервиса.

Ключевые слова

Оборудование, качество, надежность, конкурентоспособность, фирменный технический сервис.

Низкий уровень конкурентоспособности ведущих отраслей и производственных машинно-технологичных отраслей экономики требует проведения их технологической модернизации, восстановления технического потенциала, диверсификации и адаптации деятельности в рыночных условиях. Конкурентоспособность любого производства требует получения качественной и доступной продукции, а это - обновления технических средств производства и внедрения инновационных технологий [1-3]. Тем более, что это требование основных потребителей машин и оборудования, подкрепляется наличием на российском рынке зарубежной техники, позволяющей более качественно и производительно реализовать новые технологии производства продукции имеют более высокий уровень качества (надежности) [3-4].

Необходимость повышения качества техники требует пересмотра не только ужесточения требований к качеству продукции в сфере ее производства, но и подходов к организации инженерно-технического сопровождения машин и оборудования в течение всего их жизненного цикла, разработки новой концепции системы технического сервиса. Появившиеся в сельскохозяйственном производстве, транспорте и других отраслях импортные высоконадежные машины и оборудование, указали на возможность и необходимость повышения качества, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования. Новый качественный уровень импортной техники и ее фирменный технический сервис изменили мнения о приоритетах и указали, что основным звеном в сфере машино использования является потребитель техники, машин и оборудования. Он является основным заказчиком и потребителем машин и оборудования, услуг технического сервиса по обеспечению их работоспособности. Именно он оплачивает технику, работы и услуги за счет средств, получаемых от производства и реализации сельскохозяйственной продукции. И если эти машины и оборудование, услуги технического сервиса не обеспечивают требуемой эффективности производства сельхозпродукции, то потребитель вправе от них отказаться, что он и делает в реальных условиях хозяйствования [4, 5]. Приоритет потребителя техники должен заключаться не только в получении бесконечных услуг технического сервиса, но и в приобретении, прежде всего качественной, надежной техники, машин и оборудования.

Для поддержки и инновационного развития предприятий отечественного машиностроения государство ежегодно изыскивает определенные финансовые средства. Но, как показывают результаты оценки

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

конкурентоспособности на рынке техники, потребители при наличии финансовых средств отдают предпочтение дорогостоящей импортной техники. Это указывает на то, что реальная ситуация с повышением качества продукции машиностроения требует совершенно новых подходов к решению этой проблемы [5-7].

Все чаще в последнее время звучат призывы о необходимости новой «четвертой» промышленной революции, которая позволила бы вывести экономику страны на новый технологический уровень. Революционное развитие реального производства в принципе возможно, но требует, соответственно, и значительных единовременных капиталовложений для современного технологического оснащения отраслей и предприятий, переподготовки кадров, диверсификации деятельности предприятий. Их размер для страны может исчисляться суммами большими на один-два порядка, которые привлечь в сегодняшней экономической ситуации практически не представляется возможным. Тем более, что можно вложить эти огромные средства, но не получить желаемого результата, который должен представлять собой конкурентоспособную продукцию мирового уровня. Длительный эволюционный путь развития экономики с наличием незначительных объемов инвестиций обрекает экономику и страну на хроническое отставание.

Многие полученные научные результаты, способные быстро продвинуть развитие машиностроительного производства в этом случае остаются нереализованными на практике. В то время, как многие российские изобретения моментально используются западными конкурентами. При этом высокий уровень конкурентоспособности выпускаемой машиностроительной продукции может быть достигнут только при непосредственной заинтересованности производителя техники удовлетворить полностью все требования и потребности потребителя. Поскольку использование машины предполагается в течение всего длительного срока службы, то она должна удовлетворять определенным требованиям по качеству и надежности. Достичь этого можно только лишь при непосредственном участии завода-изготовителя в обеспечении работоспособности машины в процессе ее эксплуатации, т.е. при внедрении фирменного метода технического сервиса выпускаемых машин и оборудования [5]. Этот метод обеспечивает прямую связь между изготовителем и потребителем, что ускоряет совершенствование конструкции машин, повышение качества их изготовления и показателей надежности. В основу стимулирования повышения качественного уровня выпускаемых машин должны быть положены рыночные организационно-экономические и правовые механизмы, обеспечивающие экономическую ответственность производителя и потребителя продукции машиностроения.

Только комплексная реализация инновационных решений по созданию такой системы повышения качества и надежности выпускаемых машин обеспечивает реальные условия для роста конкурентоспособности и эффективного использования финансовых средств государственной поддержки. Поэтому дотирование предприятий и отраслей целесообразно осуществлять под проекты по внедрению фирменного технического сервиса.

Диверсификация и технологическая модернизация производства на основе внедрение фирменного технического сервиса обеспечивают не только повышение качества изготовления и показателей надежности выпускаемых машин и оборудования, но и существенно повышает эффективность использования всех видов производственно-технических ресурсов: сырья и материалов, технологического оборудования, энергии, производственно-технологического персонала. Таким образом, обеспечивается снижение показателей ресурсоемкости продукции машиностроения и, в конечном итоге, рост показателей эффективности производства [6-7].

Предложение на внутреннем рынке более качественной и доступной по стоимости техники создает условия для повышения спроса на нее за счет снижения спроса на импортные аналоги, что позволяет увеличивать объемы производства и реализации отечественной техники потребителям. А увеличение производственных программ предприятий обеспечивает повышение эффективности их производственно-хозяйственной деятельности.

Вместе эти факторы способны обеспечить уровень доходности достаточный для дополнительного, наряду с государственной поддержкой, инвестирования инновационного развития предприятия. Такой подход к технологической модернизации предприятий машиностроения позволяет увеличить темпы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

ихразвития в 3-5 раз при условии четкого планирования организационно-технологическихмероприятий. Это позволяет рекомендовать следующие шаги по обеспечению инновационного развития машиностроения:

1. В целях устойчивого повышения конкурентоспособности машин и оборудования отечественного производства на основе повышения качества изготовления и показателей надежности на каждом предприятии, в отрасли должна быть разработана концепция технологической модернизации производства и внедрения фирменного метода технического сервиса.

2. Главными решаемыми задачами концепции технологической модернизации машиностроительного производства должны статьзадачи по всемерному повышению качества изготовления и повышения параметров надежности выпускаемых машин и оборудования: оптимизация и ужесточение полей допусков конструктивных размеров сопрягаемых деталей; повышение точности изготовления и чистоты обрабатываемых поверхностей ответственных деталей соединений, определяющих ресурс машины, агрегата, узла; повышение износостойкости рабочих поверхностей деталей на основе применения высокоэффективных упрочняющих технологий; повышения эффективности контроля качества изделий на протяжении всего технологического цикла производства машины; формирование системы мониторинга и оценки эксплуатационной надежности машин; обеспечение работоспособности машин на основе фирменного технического сервиса (особенно в гарантийный период эксплуатации); анализ причин возникновения отказов машин и оборудования и принятие мер по их исключению в дальнейшем; изучение и формирование требований потребителей машин и оборудования к их качеству, надежности и эффективности.

3. Комплексной реализации сформулированных выше задач должны предшествовать тщательные маркетинговые исследования по изучению рынка техники, состояния показателей качества и надежности машин и оборудования, предлагаемых конкурентами; оценка производственно-технологических и финансово-экономических возможностей и рисков предприятия, отрасли.

4. Разработка и утверждение стратегии инновационного развития предприятия, отрасли на основе технологической модернизации производства и повышения конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования фирменного технического сервиса.

5. Проведение исследовательских и проектно-технологических работ по разработке комплексного организационно-технологического проекта и технико-экономического обоснования, бизнес-плана и инвестиционного проекта, комплекса мероприятий и плана по их реализации, которые тщательно и глубоко анализируются, утверждаются и принимаются к реализации. При этом комплексный проект должен охватывать и взаимоувязывать функционирование всех сфер - производства, технического сервиса, машиноиспользования.

6. Необходимо обеспечить непрерывный мониторинг своевременности и качества всех технологических процессов производства и проводить оценку их эффективности и при необходимости осуществлять уточнение и корректировку проектных расчетов, мероприятийи даже методик и алгоритмов действий.

7. На заключительном этапе проводится технико-экономическая оценка эффективности мероприятий по повышению качества и надежности производства отечественных машин и оборудования для предприятий машиностроения, технического сервиса и потребителейтехники.

Как показывают результаты исследованийМГТУ имени Н.Э. Баумана, комплексная реализация проекта по повышению уровня конкурентоспособности машин и оборудования отечественного производства, их качества и надежности обеспечивает синергетический эффект результатов производственно-экономической деятельности предприятий машиностроения, технического сервиса и потребителей качественной и надежной техники. Положительной особенностью настоящего проекта по повышению качества и надежности продукции производственных предприятий на основе фирменного метода ее последующего в процессе эксплуатации обслуживания является то, что предложенные методические подходы и результаты могут использоваться и в других отраслях народного хозяйства. Действенность и эффективность предоставляемых финансовых средств государственной поддержки предприятий машиностроения может быть неизмеримо выше при их целевом использовании для разработки и внедрения системы фирменного инженерно-технического сопровождения выпускаемых машин в течение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

всего их жизненного цикла, что обеспечит постоянный и стабильный рост качества изготовления, надежности и эффективности машин и оборудования отечественного машиностроения.

Таким образом, при решении проблем обеспечения мирового уровня конкурентоспособности машин и оборудования отечественного, российского производства, которые могут быть решены только на основе повышения их качества при изготовлении и показателями надежности и эффективности не ниже уровня лучших мировых аналогов. В свою очередь, решение задач повышения качества продукции машиностроения возможно только при проведении технологической модернизации производства, в основе которой углубленная предметная специализация, направленная на внедрение фирменного технического сервиса (сопровождения). И только фирменное инженерно-техническое сопровождение продукции позволит обеспечить стабильное повышение качества изготовления и параметров надежности машин и оборудования выпускаемых отечественным машиностроением. Список использованной литературы:

1. Чепурина Е.Л. Состояние организации технического сервиса машин и оборудования животноводства // Международный технико-экономический журнал. - №4, - 2013. ООО «Спектр». С. 61-67.

2. Кушнарев С.Л. Принципы организации фирменного обслуживания сельскохозяйственной техники // Ремонт, восстановление. модернизация. - 2004. - №1. - С. 35-37

3. Чепурина Е.Л., Кушнарев Л.И. Роль и место производителей сельхозтехники в фирменном техническом сервисе. /Техника и оборудование для села. - 2013. № 7. С. 38-40.

4. Кушнарев Л.И., Чепурина Е.Л., Кушнарев С.Л., Чепурин А.В. Основы инженерно-технического обеспечения агропредприятий. Серия: Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса / Учебник для вузов. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л.И. Допущен МСХ РФ. М.: ФГНУ «Росинформагротех». - 2015. - 225 С.

5. Кушнарев Л.И., Корнеев В.М., Чепурина Е.Л., Кушнарев С.Л., Чепурин А.В. Модернизация системы технического сервиса аграрно-промышленного комплекса: монография, под общей ред. Л.И. Кушнарева. М.: Издательство «МЭСХ». - 2015. -450 С.

6. Кушнарев Л.И., Чепурина Е.Л., Кушнарев С.Л., Чепурин А.В. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на предприятиях агропромышленного комплекса. Серия: Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса / Учебник для вузов. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л.И. Допущен МСХ РФ. М.: ФГНУ «Росинформагротех». - 2015. - 244 с.

7. Кушнарев Л. Фирменный технический сервис машин и оборудования. Проблемы. Поиски. Решения. Palmariumacademicpublishing. - 2014. - 210 с.

© Кушнарев Л.И., Алешин В.Ф., Чепурин А.В., 2016

УДК 004

Т. Г. Лочкарева

Высшая школа экономики и управления ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) г. Челябинск, Российская Федерация

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Аннотация

Раскрытие понятия Интернета вещей. Формирование Интернета вещей в сети. Проблемы развития Интернета вещей.

Ключевые слова

Интернет вещей, умная машина, умный дом, носимые устройства, умные города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.