Научная статья на тему 'К построению теории развития профессионального туристского образования'

К построению теории развития профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION THEORY / HUMANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / DEMOCRATIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков А. М.

Дан анализ профессионального туристского образования. Выделены основные идеи, принципы и условия развития профессионального туристского образования. Рассмотрено понятие профессиональной образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A theory of professional tourism education

An overview of professional tourism education is given. The major ideas, principles and terms of professional tourism education development are distinguished. The concept of professional education is considered.

Текст научной работы на тему «К построению теории развития профессионального туристского образования»

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. М. НОВИКОВ

К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:338.48

Дан апа чи профессионального туристского образования. Выделены основные идеи, принципы и условия развитии профессионального туристского образования. Рассмотрено понятие профессиональной образованности.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, теория образования, гуманизация профессионального образования, демократизация профессионаньного образования, опере-жающее профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование.

I/i overview of professional tourism education is given. The major ideas, principles and terms of professional tourism education development are distinguished. The concept of professional education is considered

Keywords: tourism, professional education, education theory, humanization of professional education, democratization of professional education, advanced professional education, continuing professional education.

В конце XX века в России в связи с бурным развитием туризма как крупной отрасли народного хозяйства стало стремительно развиваться и профессиональное туристское образование. Однако это развитие носит скорее спонтанный характер, обусловленный энтузиазмом и складывающейся эмпирикой, и не имеющее системной теории. В настоящей статье рассматривается возможность построения системной теории развития профессионального туристского образования на классификационной основе. Естественно, это пока конспективное построение. Все изложенные ниже идеи, принципы и условия развития профессионального туристского образования нуждаются в дальнейшей конкретизации.

Исходным является постулат: в новой постиндустриальной эпохе [1], в которую перешло человечество, в новых условиях

жизни России, ориентированной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, профессиональное туристское образование должно быть адекватно соответствующим этому новому обществу. Причем профессиональная образованность в постиндустриальном обществе - это способность человека осуществлять профессиональную деятельность (общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить) на основе: глубоких фундаментальных знаний: высоких профессиональных компетенций, высоких базисных компетенций.

Этот постулат развивается в формулировании четырех основных идей (направлений), соответствующих основным целям профессионального туристского образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов - его

«потребителей»: личности, общества,

производства туристских услуг и самой

профессиональной туристской образовательной сферы: гуманизации, демократизации. опережающего образования, непрерывного профессионального туристского образования. Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование.

В свою очередь, каждая идея развивается, конкретизируется в совокупность принципов развития профессионального туристского образования. Причем эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. Каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по определенной классификации с вполне конкретным основанием.

Таким образом, исходя из того, что профессиональное туристское образование (ПТО) направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и потребителей образовательных услуг) - личность; общество, государство; производство туристских услуг, - основными идеями, направлениями развития системы ПТО будут, соответственно, являться:

1. Гуманизация профессионального туристского образования (направленность на личность обучающегося);

2. Демократизация профессионального туристского образования (направленность на общество, государство);

3. Опережающее профессиональное туристское образование (направленность на производство туристских услуг);

4. Непрерывное профессиональное туристское образование (направленность на систему ПТО).

Развитие по каждому из четырех направлений должно осуществляться в соответствии с перечисленными ниже принципами, для реализации которых необходимо выполнение соответствующих условий. Иерархия направлений, принципов и условий обусловливает структуру изложения теории развития профессионального туристского образования.

I. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманизация (субъектно-личностная направленность) профессионального туристского образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений. Соответственно трем компонентам образованности личности (фундаментальные знания, профессиональные компетенции, базисные компетенции) выделяются три принципа гуманизации туристского образования:

1.1. Принцип фундаментализации ПТО;

1.2. Принцип деятельностной направленности ПТО;

1.3. Принцип развития базисных компетенций.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

□ 1.1. Фундаментализсщия профессионального туристского образования -углубление теоретической общеобразовательной. общенаучной, общепрофессио-нальной подготовки обучающихся.

Условия реализации принципа фундаментализации профессионального образования (основание классификаций уело-

вий - содержание образования: в аспекте содержания - виды, направленность подготовки - общеобразовательная (1.1.1-3). специальная (1.1.4-5), научно-исследова-тельская (1.1.5-6)):

1.1.1. Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных туристских образовательных программах.

1.1.2. «Университетизация» высшей туристской школы, «колледжизация» начальной и средней профессиональной туристской школы.

1.1.3. Дальнейшее развитие послевузовского образования в высшей ту ристской школе.

1.1.4. Переход профессиональной ту ристской школы на подготовку специалистов широкого профиля.

1.1.5. Развитие научно-образовательных и производственно-образовательных ту ристских комплексов.

1.1.6. Усиление научного потенциала профессиональных туристских учебных заведений. Развитие связей с академической наукой.

□ \ .2. Деятельностная направленность -переход от «знаниевой» парадигмы к деятельностной (компетентностной).

Условия реализации принципа деятельностной направленности ту ристского образования (основания выделения условий - компоненты технологии деятельности: содержание и форма, методы и средства):

1.2.1. Реатизация компетентностного подхода в государственных профессиональных и образовательных стандартах, в формах организации образовательного процесса, в его методах и средствах.

1.2.2. Модульное построение содержания профессионального туристского образования (в разумном сочетании с пред-метно-дисциплинарным), внедрение сис-

темы зачетных единиц и других инноваций, вызванных Болонским процессом.

1.2.3. Усиление роли самостоятельной образовательной деятельности студентов. Развитие свободы выбора обучающимися профессиональных образовательных траекторий.

1.2.4. Соединение формирования теоретических знаний учащихся и студентов с их практическими профессиональными потребностями, ценностными ориентациями

□ 1.3.Развитие базисных компетенций -овладение обучающимися компетенциями. общими для осуществления любых видов профессиональной деятельности.

Условия реализации принципа развития базисных компетенций (основания выделения условий - классификация результативной человеческой деятельности по направленности: тру д, учение):

1.3.1. Обучение базисным компетенциям: работе на компьютерах, знанию иностранных языков, пользованию базами и банками данных, знанию экологии, экономики и бизнеса, финансовым знаниям, коммерческой смекалке, умению трансфера технологий, навыкам маркетинга и сбыта, правовым знаниям, знаниям патентно-лицензионной сферы, умению защиты интеллектуальной собственности, знанию нормативных условий функционирования туристских предприятий различных форм собственности, умению презентации технологий и продукции.

1.3.2. Развитие обу чаемости (учебных компетенций).

Методологическая подготовка обучающихся - развитие умений самоорганизации учебной и профессиональной деятельности, поиска релевантной информации. освоения новых технологий дея-

тельности. Формирование компетенций на уровне тактики и стратегии интегративной деятельности. Развитие надситуа-тивной и творческой активности личности обучающегося.

2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОГО 0БРА3013А1ШЯ

Демократизация образования рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого у чащегося, студента и преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства. Основаниями выделения соответствующих принципов являются личность и взаимодействующие с ней три (в соответствии с законом РФ «Об образовании») основные элемента системы образования:

• образовательные программы;

• образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

• органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структу ры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные фу нкции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс у правления [3].

Перечисленным четырем субъектам/объектам соответствуют четыре принципа демократизации образования:

2.1. Принцип равных возможностей;

2.2. Принцип многообразия профессиональных ту ристских образовательных программ;

2.3. Принцип многообразия профессиональных ту ристских образовательных систем;

2.4. Принцип общественно-государственного управления профессиональным туристским образованием.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

□ 2.1. Принцип «равных возможностей» -обеспечение доступности профессионального ту ристского образования для всех категорий молодежи и взрослого населения.

Условия реализации принципа равных возможностей (основания выделения условий - виды доступности образования). Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем досту пность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие учебные заведения и успешного завершения обучения. Выделяют несколько видов досту пности:

• экономическая (финансовая) доступность;

• транспортная (географическая) доступность;

• содержательная досту пность;

• социальная и информационная доступность.

Основаниями выделения видов доступности являются отношения человека, стремящегося получить образование, с экономикой (экономическая, финансовая доступность), «природой» (территориальная. транспортная досту пность), обществом/государством (социальная и информационная доступность), самой сис-

темой образования (содержательная доступность).

2.1.1. Условие экономической (финансовой) доступности профессионального образования. Посильность платы за обучение. Региональная дифференциация экономических условий обучения. Развитие системы образовательных кредитов.

2.1.2. Условие транспортной (географической) доступности профессионального образования. Обеспечение транспортной досту пности. Смещение акцента на региональные и территориальные образовательные сети. Обеспечение транспортной досту пности профессионального туристского образования. Развитие высокотехнологичных форм профессионального туристского образования: открытого, дистанционного образования, экстерната и т. д.

2.1.3. Условие содержательной доступности профессионального ту ристского образования означает как согласованность образовательных программ (возможность освоить новое содержание - посильность образовательных стандартов), так и в более широко смысле - обеспеченность всех факторов (материально-технических, методических и др.), влияющих на качество образования. Переход к индивидуализированному образованию.

2.1.4. Условие социальной достутшости профессионального образования включает как социально обусловленные потребности и традиции получения образования. так и отношение общества и государства к обеспечению образовательных возможностей для лиц с ограниченными возможностями, отношение работодателей к получению сотру дниками дополнительного профессионального образования и повышению квалификации и т. д. Информационная досту пность означает, во-первых, осведомленность личности об

образовательных учреждениях и реализуемых в них образовательных программах, во-вторых - наличие инфраструктуры (подключений к глобальным информационным сетям и т. д.), компенсирующей транспортную дискриминацию и позволяющей получать образование дистанционно, независимо от места проживания.

Образовательные кредиты. Социальная защита ну ждающихся Обу чение инвалидов, обучение мигрантов и их детей. Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России. Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по туристским профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

□ 2.2. Принцип многообразия профессиональных туристских образовательных программ - наиболее полное удовлетворение профессиональных образовательных потребностей личности, общества и производства.

Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных программ (основания выделения условий - «вертикальная» и «горизонтальная» декомпозиция профессиональных образовательных программ):

2.2.1. Условие иерархической диверсификации профессиональных туристских образовательных программ - построение иерархии диверсифицированных (по уровням и масштабу - федеральные, региональные и т. д.) профессиональных туристских образовательных программ. Рациональная пропорция федеральных,

региональных и др. компонентов в образовательных стандартах.

2.2.2. Условие дифференциации профессиональных туристских образовательных программ - переход от конкуренции образовательных учреждений к конкуренции образовательных программ: образовательные стандарты должны допускать вариативность образовательных программ. Индивидуализация образовательных программ, акцент на самостоятельную работу обучающихся. Участие работодателей в формировании профессиональных туристских образовательных стандартов. Поддержка внутрифирменного обучения, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Формирование системы непрерывного профессионального туристского образования безработных и незанятого населения, включая переподготовку.

□ 2.3. Принцип многообразия профессиональных туристских образовательных систем - наличие условий (средств) для наиболее полного удовлетворения профессиональных образовательных потребностей личности, общества и производства.

Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных систем (основания выделения условий - уровни административной организации: страна в целом, регион - муниципалитет - территория):

2.3.1. Условие демократизации профессиональных туристских образовательных систем - обеспечение многообразия типов и многоукладное™ образовательных учреждений. Обеспечение их самостоятельности, равноправия, автономности. Разграничение полномочий федеральных, региональных и му ниципальных органов

в финансировании и обеспечении реализации профессиональных туристских образовательных программ - от начального до высшего профессионального туристского образования.

2.3.2. Условие регионализации профессиональных туристских образовательных систем. Построение иерархии образовательных учреждений: федеральные, региональные и т. д. Переход профессиональных туристских образовательных учреждений к региональной ориентации. Осуществление разграничения образовательных программ по федеральному/региональному/муниципальному уровням. Развитие профессиональных образовательных комплексов. Введение национально-региональных компонентов содержания профессионального туристского образования. Расширение культурообразующих фу нкций образовательных учреждений в своих регионах. Вхождение профессиональных туристских образовательных учреждений в региональное образовательное пространство. Разработка и реализация долгосрочных региональных программ развития профессионального туристского образования.

□ 2.4. Принцип общественно-государственного управления профессиональным образованием - участие личности, общества и производства в у правлении системами профессионального образования и оценке его качества.

Условия реализации принципа общественно-государственного управления профессиональным туристским образованием (основания выделения условий: заказчики/потребители образовательных услуг: личность, общество, производство и сама система профессионального туристского образования, а также государство

как институт управления системой образования):

2.4.1. Условие партисипативного управления. Привлечение потребителей образовательных услуг, в первую очередь -обучающихся и абитуриентов, к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных туристских образовательных программ, к оценке качества профессионального туристского образования. Создание системы общественных рейтингов профессиональных туристских образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального туристского образования. Усиление лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам профессионального туристского образования.

2.4.2. Условие социального партнерства. Установление паритета и равноправия профессиональных туристских образовательных учреждений различных форм собственности. Привлечение общественных профессиональных ассоциаций к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных туристских образовательных программ, к оценке качества профессионального ту ристского образования. Создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественнопрофессиональной сертификации выпускников образовательных программ.

2.4.3. Условие привлечения работодателей к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных образовательных программ, к оценке качества профессионального образования. Внедрение системы сертификации квалификаций и моду льных программ.

2.4.4. Условие открытости образовательных систем. Обеспечение всех форм

открытости образовательных учреждений и органов управления образованием. Развитие открытых связей с отечественными и зарубежными партнерами.

2.4.5. Условие эффективности управления системой профессионального туристского образования. Развитие рыночных отношений в системе образования (развитие рынка профессиональных туристских образовательных услуг). Развитие демократических механизмов финансирования образования. Обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное туристское образование, включая необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение. Внедрение механизмов подушевого финансирования, механизмов распределения образовательных ресурсов, в том числе финансовых, на конкурсной основе. Введение демократических механизмов ру ководства. Введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности. Совершенствование системы (в том числе, стандартизация программ) подготовки ру ководителей профессиональных туристских образовательных учреждений и органов управления образованием. Модернизация нормативно-правового обеспечения функционирования и развития системы профессионального туристского образования.

Организация сквозного межведомственного взаимодействия.

3. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Опережающее образование означает следующее: уровень развития системы профессионального ту ристского образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства туристских услуг.

Основаниями выделения соответствующих принципов являются су бъекты -личность, общество/государство, производство:

3.1. Принцип опережающего развития личности;

3.2. Принцип опережающего социального заказа;

3.3. Принцип опережающего, формирующего потребности производства туристских услуг уровня профессионального туристского образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

□ 3.1. Принцип опережающего развития личности - создание приоритета опережающего у ровня развития личности работника над уровнем развития техники и технологий.

Условия реализации принципа опережающего развития личности (основания -категории диалектики «внешнее» -«внутреннее»):

3.1.1. Условие профессионального всеобуча - у величение численности студентов профессиональных туристских образовательных программ всех уровней: начального, среднего, высшего, последипломного и послевузовского. Внедрение многоуровневых и многопрофильных систем профессионального туристского образования.

3.1.2. Условие саморазвития личности - саморазвитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и сенсор-но-двигательной сфер личности обучающихся.

□ 3.2. Принцип опережающего социального заказа - прогнозирование, формирование и опережающее удовлетворение будущих потребностей страны, регионов, районов и т. д. в профессиональной подготовке ту ристских кадров.

Условия реализации принципа опережающего социального заказа (основания выделения условий - территориальный и отраслевой аспекты):

3.2.1. Условие регионального социального заказа. Опережающая подготовка туристских кадров для регионов. Заблаговременная подготовка и переподготовка специалистов по перспективным для регионов профессиям туризма. Подготовка ответственных управленцев и предпринимателей. Создание профессиональными туристскими образовательными учреждениями в своей стру ктуре рабочих мест для выпу скников по перспективным для региона профессиям. Установление рациональных пропорций в подготовке кадров для регионов.

3.2.2. Условие структурного баланса

образовательных программ. Обеспечение общей (в масштабах страны в целом) сбаланс иро ван ной к вал ификацион ной

стру ктуры профессиональных туристских образовательных программ по уровням и отраслям с учетом прогноза демографической ситуации. Взаимодействие со слу жбами занятости.

□ 3.3. Принцип опережающего, формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения - прогнозирование, формиро-

вание и удовлетворение будущих потребностей производства туристских услуг в профессиональной подготовке кадров.

Условия реализации принципа опережающего, формирующего потребности производства туристских услуг уровня профессионального туристского образования (основания выделения условий -диалектика взаимовлияния экономики на развитие профессионального образования и профессионального образования на развитие экономики):

3.3.1. Условие прогнозирования будущих потребностей производства туристских услуг в профессиональной подготовке кадров. Развитие комплексного прогнозирования спроса на выпу скников учреждений профессионального туристского образования, в том числе - по уровням, отраслям и регионам.

3.3.2. Условие удовлетворения системой профессионального туристского образования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке кадров. Опережающая подготовка кадров для сферы туристских услуг. Установление рациональных пропорций в подготовке кадров:

• по уровням профессионального туристского образования - начального, среднего, высшего, последипломного и послевузовского;

• по профилям подготовки;

• по половозрастной структуре трудоспособного населения (в том числе усиление роли системы профессионатьного туристского образования в вовлечении обучающейся молодежи и пенсионеров в посильную трудову ю деятельность).

Заблаговременная подготовка кадров для развивающихся глобальных сетевых ту ристских стру кту р.

Непрерывность профессионального туристского образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создаст для нсс оптимальные условия для такого движения, т. е. осуществляется переход от констру кции «образование на всю жизнь» к констру кции «образование через всю жизнь».

С точки зрения личности как потребителя образовательных услуг можно выделить три типа «непрерывности» (основаниями выделения являются векторы движения личности в образовательном пространстве:

• горизонтальная непрерывность (например, смена профессии без изменения квалификационного у ровня);

• вертикальная непрерывность (рост по сту пеням и уровням образования данной профессии с изменением образовательного статуса);

• движение «вперед» - повышение квалификации без изменения образовательного статуса.

Основаниями выделения соответствующих принципов обеспечения непрерывности профессионального туристского образования являются три основные элемента системы образования: образовательные программы, образовательные организации (учреждения), органы управления образованием:

4.1. Принцип непрерывности содержания образования;

4.2. Принцип непрерывности образовательного процесса.

4.3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

4. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

□ 4.1 Принцип непрерывности содержания образования - обеспечение содержательной непрерывности образовательных программ.

Условия реализации принципа непрерывности содержания профессионального туристского образования (основания выделения условий - три вектора движения личности в образовательном пространстве и, в первую очередь, наличие основы для такого движения).

Образовательные программы: их содержательная непрерывность (единый сквозной перечень профессий и специальностей по уровням профессионального туристского образования):

4.1.1. Условие базового профессионального туристского образования как основы для продолжения молодым человеком дальнейшего образования.

4.1.2. Условие маневренности образовательных программ соответствует вектору движения человека в образовательном пространстве «по горизонтали» -возможная смена на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или полу чение параллельно образования в двух или нескольких образовательных областях. Для обеспечения маневренности образовательных программ необходимо: модульное построение профессиональных туристских образовательных программ для возможной «стыковки» их содержания для разных профилей, уровней и ступеней; создание условий для параллельного обу чения в разных образовательных учреждениях, по разным профессиям, специальностям разного уровня (например, одновременное обучение в вузе и ПУ). Переподготовка высвобождающихся кадров и развитие дополнительных квалификаций выпускников в целях их гибкого трудоустройства.

4.1.3. Условие многоуровневое™, преемственности профессиональных туристских образовательных программ. Для того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно продвигаться по всем трем векторам движения в образовательном пространстве, необходимы согласование, стыковка образовательных программ: «выход» из одной образовательной программы должен «стыковаться» со «входом» в последующу ю. А для этого необходима сквозная стандартизация профессиональных туристских образовательных программ, создание единого «сквозного» перечня профессий и специальностей от профессиональной подготовки до высшего и послевузовского, последипломного образования. Развитие вариативности образовательных программ.

4.1.4. Условие дополнительности (вза-имодополнительности) базового и последипломного профессионального туристского образования. Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве. Развитие последипломного образования: создание институ та стажерства для молодых специалистов. Курсовая переподготовка при смене работы, профессии, ку рсы по формированию профессионального самосознания и профессионального самоопределения. Развитие систем обучения на рабочем месте; внутрифирменного, внутрипроизводственного обучения. Повышение квалификации специалистов. Развитие учреждений дополнительного профессионального туристского образования.

□ 4.2. Принцип непрерывности образовательного процесса - обеспечение непрерывности и преемственности форм, методов и средств образовательного процесса.

Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.

Условия реализации принципа непрерывности образовательного процесса (основания выделения условий - компоненты технологии деятельности (помимо содержания): формы, методы и средства):

4.2.1. Условие непрерывности и преемственности форм организации образовательного процесса. Обучение в образовательных учреждениях или самообразование. Обеспечение многообразия форм получения профессионального туристского образования. Развитие экстерната. Доподготовка и переподготовка специалиста для работы на конкретном рабочем месте.

4.2.2. Условие непрерывности и преемственности методов организации образовательного процесса. Непрерывность во времени. Возможность последовательнопараллельного движения в профессиональном туристском образовательном пространстве.

4.2.3. Условие непрерывности и преемственности средств организации образовательного процесса. Развитие специализированных информационных технологий и создание условий формирования единого информационного профессионального туристского образовательного пространства.

□ 4.3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования -формирование номенклатуры и механизмов функционирования сети профессиональных туристских образовательных

у чреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей личности, общества и производства ту ристских услуг.

Условия реализации принципа организационного обеспечения непрерывности профессионального туристского образования (основания выделения условий -интеграция/дифференциация):

4.3.1. Условие интеграции профессиональных туристских образовательных систем. Развитие интегративных профессиональных туристских образовательных учреждений (многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных). Создание интегративных профессиональных туристских образовательных учреждений - центров непрерывного образования (начиная с общеобразовательных учреждений, дающих начальную профессиональную подготовку ). Создание профессиональных образовательных сетей и комплексов (университетских комплексов и т. п.). Создание условий для продолжения образования в вузах и ИПК для получения степени магистра лицами, закончившими базовое профессиональное образование ранее. Развитие внутрифирменного обучения персонала, в том числе корпоративных туристских университетов. Реализация концепции «Обучающихся организаций». Создание единого федерального/регионального/муниципального профессионального туристского образовательного пространства.

4.3.2. Условие гибкости организации форм профессионального образования (обучения) и его информационно-технологического обеспечения - развитие высокотехнологичных форм получения профессионального туристского образо-

вания: заочной, экстерната, открытого обучения, дистанционного обучения, «частичного времени», «сэндвичной формы» и др.

□ Таким образом, предлагаемая структура системной теории развития профессионального туристского образования включает: исходный постулат, четыре вытекающих из него идеи, 13 принципов и 40 условий их реализации.

Как известно, основными требованиями к любой теории являются 121:

1) Требование полноты, т. е. теория должна научно описывать все относящиеся к ее предметной области явления, процессы и связи между ними.

2) Требование непротиворечивости, т. е. все посту латы, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не должны противоречить друт другу'.

В данном случае требование полноты теории развития профессионального туристского образования, очевидно, обеспечивается построением иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классификаций.

Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классификаций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом слу чае классифицировались разные объекты и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А. М. Постиндустриальное об- 3. Новиков Д. А. Теория управления образо-

разование. М.: Эгвес, 2008. вательными системами. М.: Народное обра-

2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методоло- зование, 2009. гия. М.: Синтег, 2007.

В. и. звонников

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИЙ ВУЗА

УДК 338.24+658.6:378

Управление качеством в контексте инноваций рассмотрено с позиции эффективного управления органа нишей. Определены основные проблемы эффективности управления качеством Проанаипированы международные стандарты качества.

Ключевые слова: туризм, менеджмент, управление качеством, эффективность управления, инновации, международные стандарты качества, системный подход, профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.