Научная статья на тему 'О латеральном мышлении в профессиональном туристском образовании'

О латеральном мышлении в профессиональном туристском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ПАТТЕРНА / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭТИМОЛОГИЯ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / LATERAL THINKING / PATTERN CONCEPT / LEXICAL-SEMANTIC MODELING / DIDACTIC SYSTEM / ETYMOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Г. И.

Рассмотрено применение латерального мышления и паттернов в системе профессионального туристского образования. Выявлена необходимость латерального мышления при разработке и внедрении новых магистерских программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lateral thinking in professional tourism education

Applying of lateral thinking and patterns in professional tourist education is considered. Lateral thinking need in development and application of new master's programs is identified.

Текст научной работы на тему «О латеральном мышлении в профессиональном туристском образовании»

ния представленной модели инноваций в системе ПТО:

• повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

• формирование карьеры в процессе обучения;

• обеспечение практикоориентированной подготовки студентов;

• обеспечение академической мобильности студентов и выпускников;

Г. И. ЗОРИНА

О ЛАТЕРАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

• повышение качества обучения;

• обеспечение связи между наукой, образованием и турбизнесом;

• повышение привлекательности российских дсстинаций на рынке въездного и вну треннего туризма;

• развитие науки туристики.

УДК 37.036.5

Рассмотрено применение латерального мышления и паттернов в системе профессионального туристского образования, выявлена необходимость латерального мышления при разработке и внедрении новых магистерских программ.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, латеральное мышление, концепция паттерна, лексико-семантическое моделирование, дидактическая система, этимология.

Applying of lateral thinking ami patterns in professional tourist education is considered. Lateral thinking need in development and application of new master's programs is identified

Key words: tourism, professional education, lateral thinking, pattern concept, lexical-semantic modeling, didactic system, etymology.

Идея латерального мышления принадлежит Эдуарду де Боно - исследователю, пытающемуся решать традиционные проблемы неординарными (иногда нелогичными) методами. Именно так представляют этого ученого аннотации его многочисленных монографий. Ученый полагает, что латеральное мышление особо успешно может применяться для осознания духовных ценностей и понимания творчества как альтернативы логическому (линейному) мышлению, что полностью соответствует задачам про-фессионапьного туристского образования. Попробуем и мы найти применение концепции латерального мышления

и паттернов в системе профессионального туристского образования (ПТО). К этому нас подвигает тот факт, что использование только традиционных логических методов не дает необходимых результатов в понимании и объяснении ведущих констант самоорганизующейся системы ПТО: туризм, путешествие

и дестинация.

Наша концепция построена на результатах квалификационно-дидактического контент-анализа первичных понятий (слов) профессионального туристского образования, которые лежат в основе формирования более сложных дидактических групп: лексем, концептов и кон-

стант [6, 7]. Эти авторы говорят о практическом удвоении за десятилетие ква-лификационно-дидактической лексики профессионального ту ристского образования и профессионального словаря менеджеров туризма. В нем постоянно возникают новые слова, которые нужны менеджерам для адекватного освоения профессиональных знаний или понимания мира В последнем случае слова становятся понятиями. Иногда нам кажется, что эти понятия мы заимствуем из других наук, дисциплин. На самом деле развитие понятийной базы требует саморазвития самой квалификационно-дидактической системы.

Итак, объем накатывающейся на менеджеров туризма информации удваивается каждые десять лет. В этих условиях менеджеры уже не в состоянии обрабатывать ее традиционными способами. На помощь приходят не только компьютеры, но и новые логические модели ее интерпретации. в том числе латеральное мышление.

Как показывают специальные лингвистические исследования, в основе понятий лежат «исходные метафорические образы-символы (часто давно забытые в современном языке), которые легли в основу значения того или иного слова и мотивировали его значение» [9]. Ученые-лингвисты полагают, что первые исходные образы-символы нашего языка были целостны и послужили основой формирования общей религии, мифологии, а затем и ку льтуры. Они возникли в про-тоарийской мифологии и восходят к но-стратическому праязыку', возникшему 15 тысяч лет назад, а их смысл и значение характеризуют результат божественного разрыва Хаоса. Кстати, возникновение индоевропейского языка произошло около 10 тысяч лет назад и это собы-

тие связывают с мифом о Вавилонской башне |8|.

Получается, что современная профессионально-квалификационная дидактическая система имеет общую метафизическую основу, доставшуюся нам от этого единого индоевропейского языка. Но дело в том, что сама основа постоянно диверсифицируется. По словам известного культу ролога Михаила Эпштейна (2000), «слишком много слов вылетело на ветер в словоизвержениях XX века, чтобы за ними не выветрился еще один слой — психологическая подоплека, обнажив еще более глубинный - метафизическую пустоту. Эти мертвые слова ... выметают из языка концептуалисты, позволяя нам на пределе обману того слуха услышать само молчание». Конечно, бурное развитие понятийной базы способствует углублению содержания понятий ПТО. Они становятся все более сложными и специфическими. При этом гонка за содержанием понятий все более обостряет проблему сохранения объема понятия, его целостности.

Развитие понятийной системы ПТО должно соответствовать логике самопознания абсолютного разума как высшей гносеологической ценности. Это значит, что при развитии любой дидактической системы, в том числе и системы профессионального туристского образования, крайне важно не утерять этот божественный смысл. Вместе с тем, именно XX в. особенно ярко высветил проблемы отчуждения человека от человечества, у траты реальности, растущую диспропорцию между видом и индивидом. Каждая раса, культу ра, пол, возраст, местность, индивид, творческие группы и бизнес-кол-лективы создают свою «реальность», которая не просто отчу ждается, овеществляется или обессмысливается - она ис-

чезает, а вместе с ней исчезает и общий субстрат человеческого опыта, заменялись множеством знаково-произвольных и относительных картин мира Исследованием значений слов занимается специальная наука - этимология, которая использует специальные лингвистические и культурно-исторические методы для того, чтобы проследить различные этапы изменения значения исходных слов и объяснить историко-культурную связь этих значений как элементов более сложного синкретического целого. Поэтому развитие лексико-семанти-ческих моделей непосредственно связано с древней символикой соответству ющих понятий. Как следствие основного мифа арийцев о божественном разрыве Хаоса и превращении его в Космос, особый смысл приобретает учет синкретического значения «рвать»/«соединять», поскольку' именно оно легло в основу большинства этимонов индоевропейских слов. Казалось бы, этимология раскрывает неисчерпаемые возможности лексико-семан-тического моделирования. Но почему мы не всегда в состоянии понять реальность, хотя она - вот, прямо перед нами? Почему мы все чаще обращаемся к этимологическому словарю?

Дело в том, что восприятие реальности в нашем мире происходит системно и целостно. Для объяснения феномена мышления и восприятия Эдвард де Боно использует концепцию паттерна, которая обращается к возможностям памяти, поскольку «память является той средой, где информация организуется в паттерны» [2, 3]. Вот суть концепции:

• любое явление оставляет след, и след является памятью о самом явлении (например, сталактиты и сталагмиты, растущие в пещере, одновременно являются растущей памятью о движении влаги:

тропы не только хранят следы отдельных животных и путников, но и являются памятью об их типичных передвижениях);

• память накапливает запечатленные следы, позволяя им самоорганизовывать-ся в виде особых форм - паттернов;

• паттерны - живая память, в отличие от памяти компьютерной (вопреки бытующим представлениям, наше сознание не сортирует поступающую информацию, подобно коллекционеру, раскладывающему' марки); паттерн не хранит раздельно информацию и инструкцию по ее обработке; он сам является для себя инструкцией к обработке;

• в восприятии паттерн заменяет смыс-лообразование (точнее, ему эволюционно предшествует: например, собака «понимает», что сейчас пойдет гулять, когда хозяин обувает ботинки — иными словами. когда действия хозяина начинают совпадать с паттерном собаки под названием «прогулка»);

• паттерн способен активизироваться целиком при активизации любой своей части. Кодом паттерна является любая его часть, немедленно запускающая весь паттерн. Система кодирования посредством знаков чрезвычайно эффективна поскольку в этом случае для передачи огромных массивов информации практически не требуется времени. Благодаря этой системе живые существа способны мгновенно распознавать ситу ацию и быстро реагировать на паттерн: хозяин обувает ботинки - прогулка...; достаточно бывает услышать название страны или курорта в этой стране, или му зея на этом курорте, чтобы на нас нахлынула целая волна воспоминаний. Так развивается паттерн «дестинация»;

• паттерн становится для людей средством коммуникации. Паттерн как система мышления и коммуникации имеет

огромные преимущества системного характера. отмеченные выше.

Однако у этих эффективных преимуществ есть обратная сторона, создающая сложные препятствия для продуктивного мышления. Безусловно, паттерн - растущая, самоорганизующаяся, невероятно эффективная система, однако обратной стороной се эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке (Э. де Бонэ, 2006). Все позитивные свойства, о которых речь шла выше, здесь становятся ограничениями в использовании паттернов:

• контроль над вниманием: информация самоорганизуется в восприятии, находя свое место в подходящем паттерне. Так происходит своеобразное «прилипание» информации к определенному' паттерну, и вся ситу ация может ошибочно рассматриваться в контексте этого сильного паттерна;

• способность к росту: в процессе роста паттерны объединяются с другими паттернами или поглощают их, но естественного механизма для прекращения роста паттерна не су ществует, и он продолжает расти;

• устойчивость: паттерн, используемый для коммуникаций, очень сложно изменить;

• инкапсуляция: паттерн всегда стремится целиком завладеть всей содержащейся в нем информацией, которая становится досту пной исключительно в рамках этого паттерна;

• хронологичность: паттерны формируется по мере посту пления информации, т. е. расположение информации в паттерне всегда хуже возможного.

Для преодоления издержек описанного механизма работы сознания нужен особый тип мышления, который бы созна-

тельно стремился использовать его преимущества и компенсировать его недостатки. Эдвард де Боно. чтобы избежать пу таницы, приду мал для него свое название - латеральное мышление [2]. Латеральное - значит «обходное», «нетривиальное», т. е. направленное в сторону. Де Боно подчеркивает, что латеральное мышление присуще творчеству: «секрет таланта» в его непредсказуемости, нелинейности.

В противовес логическому латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, поскольку даже одна ошибка в любом действии приведет к неправильному выводу. «Латеральное мышление позволяет делать “скачки” в любом направлении и допуекает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели - оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс... юмор. Он парадоксален, но эффективен» [4].

Не следует путать латеральное мышление с инсайтом — внезапной догадкой, или озарением, позволяющим вдруг, неожиданно осознать проблему' и найти ее неожиданное решение без получения какой-бы то ни было достоверной информации о нем (В. Кёлер, Коффка К., 1998). Латеральное мышление, в отличие от инсайта, может применяться намеренно, как и логическое. Оно, например, включает такие логические операции, как реструктурирование действующих и создание новых паттернов. В то же время латеральное мышление отличается и от традиционного логического (вертикального) мышления, в котором оно осулцест-

вляется логически последовательными и обоснованными шагами.

Особенность латерального мышления состоит в том, что оно всегда обусловлено используемыми паттернами: «...Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее, привычку к визуализации мышления стоило бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова. Визу альное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует карты, планы, фотографии, картины, линии, диаграммы, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса...» [41.

Латеральное мышление называют также технологией нестандартных решений. Она позволяет менеджерам в короткий срок преодолеть барьеры логических схем. Для освоения новой технологии

мышления используется инновационный тренинг компании «De Bono Thinking Systems», позволяющий:

♦ расширить возможности инновационного управления бизнесом;

♦ увеличить эффективность управления бизнесом;

♦ повысить уровень инициативности сотрудников.

Когда мы говорим об инновациях в управлении, то конкретно они позволяют:

♦ преодолеть «дефицит идей» в условиях «дефицита времени»;

♦ переосмыслить концепции бизнеса;

♦ повысить эффективность внедрения инноваций;

♦ максимально использовать творческий потенциал сотрудников;

♦ повысить конкурентоспособность компании.

Главное внимание уделяется разработке новых концепций бизнеса, программ продвижения нового продукта, а также стратегического развития клиента.

Де Боно обобщил процесс латерального мышления, сведя его к пяти шагам:

1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.

2. Сомневайтесь в допу скаемом.

3. Обобщайте альтернативы.

4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.

5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Необходимость латерального мышления очевидна при разработке и внедрении новых магистерских программ ПТО. но принципы и технику латерального мышления необходимо осваивать уже в системе основного школьного (русский язык) и довузовского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев О. 10. Эвентология. М., 2007.

2. Де Боно Э. Латеральное мышление.

СПб.: Питер, 1997.

3. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Минск: Попурри, 1997.

4. Де Боно Э. Шесть иияп мышления.

СПб.: Питер, 1997.

5. Де Боно Э. Создай себе удачу. Минск:

Попурри, 1999.

6. Зорин А. И. Профессиональное туристское образование: структурный анализ

и понятийная база. М.: Советский спорт,

2004.

7. Зорин И. В., Зорин А. II. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт,

В. А. КАЛЬНЕЙ, С. Е. ШИШОВ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2005. (Профессиональное туристское образование).

8. Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия. М., 2005.

9. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.

10. Элиаде М. Миф) о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

11. Эпштейн М. Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

УДК 378.141

Дан анализ современной системы профессионального образования в процессе реализации системы программных мероприятий. Показан модульный принцип построения образовательных программ для туризма. Рассмотрено понятие компетентности, а также выделены группы компетенций.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, качество образования, образовательные стандарты, разработка образовательных программ, модели компетенции.

Interconnection between modern professional education system and program activities system is analyzed Tourism educational programs' block concept is shown. Competence as well as competence groups are considered

Key words: tourism, professional education, education quality, educational standards, educational programs development, models of competense.

Качество профессионального туристского образования должно соответствовать новой постинду стриальной эпохе, в которую перешло человечество и отличительной чертой которой является построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой. Основ-

ным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.