Научная статья на тему 'Рекреационное проектирование туристских дестинаций'

Рекреационное проектирование туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1180
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАТТЕРНЫ ДЕСТИНАЦИИ / РЕКРЕАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА / ЛАТЕРАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / СОБЫТИЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / TOURISM / DESTINATION PATTERNS / RECREATION / POSTMODERN PHILOSOPHY / LATERAL MARKETING / EVENT-ORIENTED PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зорин А. И.

Рассмотрены паттерны для туроперейтинга как способ объектного проектирования туристских дестинаций. Выявлены аспекты исследования событийности в контексте паттерна дестинации, а также классы паттернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational designing of tourist destinations

Tour-operating patterns as a method of tourist destination designing is considered. Research eventfulness aspects in the context of destination pattern as well as patterns classes are identified.

Текст научной работы на тему «Рекреационное проектирование туристских дестинаций»

А. И. Зорин

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

УДК 338.486:711.2

Рассмотрены паттерны для туроперентинга как способ объектного проектирования туристских дестинаций. Выявлены аспекты исследования событийности в контексте паттерна дестннацин. а также классы паттернов.

Ключевые ахова: туризм, паттерны дестинации, рекреация, философия постмодернизма, латеральный маркетинг, событийно-ориентированное программирование.

Tour-operating patterns as a method of eventfulness aspects in the context of identified

Key words: tourism, destination patterns, event-oriented programming.

В туроперейтинге для целей объектного проектирования туристских дестинаций могут успешно применяться паттерны. Проектирование туристских дестинаций будем называть рекреационным проектированием (РП).

РП следует рассмотреть как один из классов паттернов проектирования, который оперирует группой определенных шаблонов.

По определению, использование паттернов проектирования ограничивается рамками конкретного контекста. Концепт «дестинация» способен достаточно полно передать своеобразие данного контекста.

tourist destination designing is considered Research destination pattern as well as patterns classes are

récréation, postmodem philosophv, lateml marketing.

Паттерны дестинации - это шаблоны для решения задачи ее проектирования. Шаблоны, в отличие от алгоритмов, используются только для целей рекреационного проектирования, а не для их исчисления. Шаблоны вскрывают характер отношений и взаимодействий между классами или объектами проектирования. В этом случае проектирование дестинаций сводится к оперированию группой шаблонов. Как отмечал основоположник теории проектирования паттернов Кристофер Александер, «каждый паттерн описывает некую повторяющуюся проблему и ключ к ее разгадке, причем таким образом, что этим ключом можно

пользоваться при решении самых разнообразных задач» 1111.

Это значит, что правильно сформулированный паттерн рекреационного проектирования позволяет, отыскав однажды удачное решение, пользоваться им итерационно. Важнейшим начальным этапом при работе с паттернами является адекватное моделирование рассматриваемой предметной области.

□ Первое, паттерн - это хорошо сформулированное и эффективное в определенном контексте типовое решение проблемы .

Использование паттернов проектирования дает разработчику ряд неоспоримых преимуществ.

Модель системы, построенная в терминах паттернов проектирования:

• фактически структурирует значимые элементы и связи системы;

• более проста и наглядна в изучении, чем стандартная модель;

• позволяет глубоко и всесторонне проработать архитектонику' разрабатываемой системы с использованием специального языка;

• повышает у стойчивость системы к изменению требований и у прощает неизбежную последующу ю доработку системы;

• увеличивает уровень интеграции информационных процессов.

Совокупность паттернов проектирования. по сути, представляет собой единый словарь проектирования, который, будучи у нифицированным средством, незаменим для общения разработчиков друг с дру гом.

Используемые в настоящее время паттерны проектирования делятся на три большие группы:

1) объектно-ориентированные паттерны (проектирование отдельных классов или объектов);

2) архитектурные паттерны;

3) паттерны интегрирования информационных систем.

Вну три каждой из этих групп проведена дополнительная классификация.

□ Второе, дестинация - это объектно-ориентированный паттерн (ООП). Проектирование дестинаций должно соответствовать концепции ООП:

• система состоит из объектов;

• объекты некоторым образом взаимодействуют между собой;

• каждый объект характеризуется своим состоянием и поведением;

• состояние объекта задается значением полей данных;

• поведение объекта задается методами;

• каждый объект является экземпляром некоторого класса объектов;

• один класс отличается от других именем и, обычно, набором полей данных, методов и свойств.

В проектировании классом считается тип паттернов, описывающий устройство объектов (экземпляров) Объекты представляют собою упрощенное, идеализированное описание реальных сущностей предметной области. Классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области. Некоторые объекты выполняют фу нкцию прототипа - образцового объекта, по образу и подобию которого создаются другие объекты. При проектировании дестинаций в качестве вышеописанной структуры выступает образная система, которая конфигу рируется с использованием паттернов.

Объектно-ориентированное программирование в настоящее время является абсолютным лидером в области прикладного программирования.

Класс паттерна - объектный тип данных, представляющих сами объекты, а также методы их проектирования (процедуры или функции). Каждый объект в ООП относится к своему классу. Класс представляет собой тип данных, имеющий в составе:

• пиля данных - параметры объекта, задающие его состояние (свойства объекта предметной области);

• методы - действия, которые можно выполнять над объектом определенного типа:

• свойства объекта - значения (аксес-соры) полей данных, доступные для чтения или записи.

Класс паттерна обладает свойством инкапсуляции. Согласно данному свойству-принципу любой класс рассматривается как латентная (скрытая) структура. Это значит, что пользователю класса доступна только его интерфейсная часть. Это перечень его декларируемых свойств и методов. Для этого данные принято инкапсу лировать в классе таким образом, чтобы доступ к ним осуществлялся не напрямуто, а только с помощью методов. Принцип инкапсуляции позволяет минимизировать число связей между' классами и, соответственно, у простить их независимую реализацию и модификацию классов.

Принцип инкапсу ляции объясняет объ-ектность языка программирования, но для осуществления объектной ориентированности требуется наличие наследования. Благодаря наследованию оказывается возможным порождать один класс от друтого, сохраняя все свойства и методы класса-родителя, добавляя, при необхо-

димости. новые свойства и методы. Благодаря наследованию при проектировании паттернов появляется возможность отобразить иерархию объектов.

Но главные преимущества ООП создает полиморфизм - явление, при котором один и тот же программный код (полиморфный код) выполняется по-разному в зависимости от того, в каком классе закодирован объект. Полиморфизм обеспечивает обязательное сохранение сигнатуры метода класса-предка. даже если в классе-потомке изменяют реализацию метода. Так обеспечивается сохранение неизменности интерфейса класса-предка и связывание имени метода в коде с разными классами.

Шаблоны у инфицируют терминологию проектирования. Каждый шаблон описывает решение целого класса абстрактных проблем. Шаблон имеет свое имя. что облегчает дискуссию об абстрактных структурах данных (АОТ). Правильно сформулированный паттерн проектирования позволяет, отыскав удачное решение, пользоваться им снова и снова. В отличие от идиом, шаблоны независимы от применяемого языка программирования.

Паттерны рекреационного проектирования относятся к группе объектно-ориентированного программирования, которое признается как ведущая парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. Объектно-ориентированное программирование возникло на основе процедурного программирования, особенностью которого является то, что данные формально не связаны с программами их обработки.

□ Третье, дестинация - вид событийно-ориентированного программирования.

Для рекреационного проектирования особенно важно, что объектно-ориентированное программирование включает блок так называемого событийно-ориен-тировстного программирования (СОП). которое выделено в особую группу объ-ектно-ориентированного программирования благодаря все возрастающему вниманию ученых к проблеме семантики события (М. Krifka. 1989). Это внимание объясняется прежде всего интересами СМИ и коммуникаций. В результате на нашей памяти возникла новая дисциплина - «эвснтология» (или «событиело-гия»), изучающая закономерности высказываний о событиях в обыденном языке и в научном дискурсе, особенно в контексте отношения к новым средствам массовой информации (Klein, Schlieben-Lange, 1997). Наш мир состоит не из объектов, а из событий - так полагают эвентоло-ги (В. Russell, 1924). Паттерн «дестина-ция» целесообразно рассмотреть именно в системе СОП.

Этимологически событие означает отношения частного разула и бытия («событие»). Традиционно событие характеризуется вероятностью и ценностью. Событие имеет четкие пространственно-временные ориентиры; оно может быть осознано, воспринимаемо и создано. К событиям относятся: явления, факты, состояния, ситуации, а также стечения обстоятельств общественной или частной жизни [5J.

Эвентология трактует событие как продукт деятельности разума, который в процессе восприятия и осознания объединяет исходы вселенского эксперимента в те или иные подмножества - события, оценивая их вероятность и присваивая им имена: «Разум возникает там и тогда, где и когда возникает способность делать вероятностный выбор. Событие не быва-

ет без вероятности, так же как вероятности - без события» (В. А. Лефевр, 1991). Разум создает события, осознавая их на-ступление и существование в пределах пространства-врсмсни. Разум способен оценивать многократное повторение исходов события, а также воспринимать и осознавать стечение событий. Благодаря этому мы можем создавать мысленную иллюзию о главном свойстве событий -их вероятности, не прибегая к статистическим оценкам - «вычислению» частот событий (В. А. Лефевр. 2003).

Аспекты исследования событийности в контексте паттерна дестинации:

• языковой аспект, которым занимается лингвистика текста;

• когнитивный аспект, которым занимается психология;

• культурологический, которым занимаются этнология и культурология.

Считается, что набор значительных событий («происшествий»), заслуживающих внимания, в паттерне «дестинация» всегда культурообусловлен. Даже эмоциональное сопровождение этого паттерна весьма варьируется от культуры к культуре. То, что вызывает наш восторг в одной культуре, в другой может быть принято с негодованием.

Сочетание когнитивного и эмоционального аспектов представлено в так называемом эмоциональном автостопе, или эмоциях напрокат (emotional hitchhiking). Эти эмоциональные чувства вызывает, например, жизнь известных людей, знаменитых в хорошем или плохом смысле -особенно политических деятелей и звезд кино. Эти лидеры надолго становятся нашими эмоциональными паттернами (Р. М. S. Hacker, 1982). Паттерны дестинации хорошо усваивают эмоциональный автостоп, их ценность быстро растет, если они узнают, что «здесь обедали Пу-

тин и Буш», или «это вилла Роберта де Ниро», или «в этом кафе, вот за этим столиком работал Сартр».

Еще один аспект исследования событийности получил название философия постмодернизма, который представляет жизненные ценности и установки в обществе на современной стадии его развития.

Паттерн дестинации формируется с учетом общественных ценностей и установок. Ценности и установки события передаются текстом, точнее, - его интерпретацией. Это значит, что событие как бы существует само по себе, а текст воссоздает его эмоциональный портрет, только структурно схожий с оригиналом.

□ Четвертое, дестинация как паттерн поведения обладает рядом свойств.

Дестинации как паттерны поведения связаны с инкапсуляцией поведения в объекте и делегированием ему запросов. Например, паттерн «стратегия» инкапсулирует алгоритм дестинации. упрощая его спецификацию и замену. Паттерн «команда» инкапсулирует запрос в виде дестинации. который можно передавать как параметр, хранить в списке истории или использовать как-то иначе. Паттерн «состояние» инкапсулирует состояние дестинации таким образом, что при изменении состояния дестинация может изменять поведение. Паттерн «посетитель» инкапсулирует деятельность туристов, которую, в противном случае, пришлось бы распределять между классами, а паттерн «итератор» абстрагирует способ

доступа и обхода дестинаций из некоторого агрегата.

□ Пятое, одним из ярких примеров применения латерального мышления является комикс, обеспечивающий единство повествовательного текста и визуального действия. Комикс построен на принципах паттерна. В комиксе всякий раз происходит завязка и кульминация события и постоянно сохраняется «продолжение следует». Из уст персонажей выду вается словесный «пу зырь» - филактер, в котором заключена кратчайшая прямая речь, реплика, обращенная к другому персонажу. На примере комикса видно, что исходный, даже примитивный, паттерн в результате применения латерального мышления может творчески развиваться, создавая принципиально новые категории в искусстве. В настоящее время комикс как драматургический паттерн быстро завоевывает пространство кино, делая его все более динамичным и визу альным.

Известны успешные примеры использования комиксов для создания дестина-ционных паттернов (Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия). Комиксы эффективно создают принципиально новые категории в иску сстве и рынки в бизнесе. Поэтому, считает Эдвард де Боно [1]. продолжением латерального мышления становится латеральный маркетинг, задача которого обнаружить разные виды паттерна, в том числе сдерживающие, а затем «рестру кту рировать» их в «благоприятные». Это и есть латеральное мышление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Де Боно Э. Латеральное мышление. М., ния Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон и др. 2006. СПб.: Питер, 2007.

2. Приемы объектно-ориентированного 3. Грэхем II. Объектно-ориентированные проектирования. Паттерны проектирова- методы. М.: Вильямс, 2004.

4. Демьянков В. 3. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Пзв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. №4.

5. Демьянков В. 3. Семиотика событийности в CMII // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Часть 2. М.: Нзд-во МГУ, 2004.

6. Зорин А. II. Профессиональное туристское образование: Структурный ана1из и понятийная база. М., 2004.

7. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.

8. Тюхтин В. С. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963.

9. Эпштейн М. П. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

10. Эпштейн М. Н. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб.: Алетейя, 2001.

11. Christopher W. Alexander. Notes on the Synthesis of Form. Han’ard Univ Press, 1970.

12. Eliacle M. Patterns in Comparative Religion. New-York. 1958.

13. Graham I. A Pattern Language for Web Usability. 2003.

14. Tidwell J. Designing Interfaces: Patterns for Effective Interaction Design. 2005.

А. К. РЯБОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА BATEJlb-PMAT

УДК 378.1

Дан анализ международного сотрудничества Российской международной академии тури i.ua с лучшей в Европе Высшей школой управления гостиничным и туристским оиз-несом - французским Институтом ВАТЕЛЬ. Рассмотрено качество »бучения по программе, а также инновации и перспективы.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, подготовка кадров, качество обучения, инновации, образовательные программы, ВАТЕЛЬ.

International cooperation between Russian International Academy for Tourism ami the best in Europe International Business School for Hotel and Tourism- French Institute VATEL is attained Educational program quality as well as its innovation and prospect are considered

Key words: tourism, professional education, personnel training, education quality', innovation, education programs, VATEL.

Выбор программы

Международное сотрудничество на протяжении всей истории РМАТ было одним из приоритетных направлений деятельности Академии. В разные годы партнерские отношения с университетами дру гих стран и между народными организациями имели различные формы: проведение совместных семинаров и коллоквиумов, обмен

студентами и преподавателями, совместное участие в европейских программах.

Все это позволило в 2004-2005 гг. перейти к решению более долгосрочных и перспективных задач: приблизить содержание у чебного процесса и учебные планы Академии к лучшим мировым образцам, повысить квалификацию преподавателей, в том числе за счет улучшения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.