Научная статья на тему 'Путешествие как феномен и феноменология путешествий'

Путешествие как феномен и феноменология путешествий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2083
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / ЭТНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / МИФОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / АПОСТОЛЬСТВО ПУТЕШЕСТВИЙ / ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ / УСЛУГИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / РЕКРЕАЦИЯ / TRAVELING / TRAVEL PHENOMENOLOGY / TRAVEL ETHNOLOGY / TRAVEL MYTHOLOGY / TRAVEL PHILOSOPHY / TRAVEL APOSTLESHIP / GREAT GEOGRAPHICAL DISCOVERIES / SERVICES FOR TRAVELERS / TOURISM INDUSTRY / RECREATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зорин И. В.

Рассмотрен феномен путешествия. Представлены существующие взгляды на определение феномена путешествия с точки зрения науки. Выделены самые крупные феноменологические разделы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traveling as a phenomenon and phenomenology of travel

Travel phenomenon is considered. Travel phenomenon definitions are presented from scientific point of view. The largest phenomenological branches are distinguished.

Текст научной работы на тему «Путешествие как феномен и феноменология путешествий»

ТУРИСТИКЛ

кратно прославлены в многочисленных книгах и справочниках.

Второй взгляд - гносеологический. Сама среда путешествия, новые условия бытия активизируют познавательные способности человека. Начиная с Геродота, путешествуя, люди познают мир. Здесь обязательны разговоры о «белых пятнах» и предстоящих открытиях.

Третий аспект - деятельностный. Путешествия приносят человеку новые впечатления, но и требуют от него новой деятельности, решения новых задач. В ходе этой деятельности путешественник, конечно, преобразует мир. Но более всего он преобразует себя. Вспомним Карамзина, Александра Тургенева...

Наконец, есть еще один взгляд - аксиологический. Путешествия эффективно формиру ют в человеке новые ценностные установки и принципы восприятия красоты. Но при ближайшем рассмотрении это оказываются совсем разные установки. Путешествия продвигают ценности цивилизаций. которые, встречаясь, не столько обогащают дру г дру га, сколько разрушают и противоборству ют.

Конечно, важны индивиду альные представления — своеобразные модели «личного» идеального путешествия.

Что касается непрофессионалов, то они привыкли видеть в путешествии объект изучения, т. е. для них оно соответствует правилам «игры в феномены».

Одни, например, связывают путешествие с открытиями. Действительно, таинственные острова, пятнадцатилетние капитаны, наставления и чу дачества энциклопедиста Пагансля - путешествуйте вслед за героями Жюля Верна.

Другие, вслед за Александром Грином, видят в феномене путешествия романтическую возможность встречи с неизвестным, непознанным. Путеше-

ствие для них - это «дорога в никуда»; оно интересно, поскольку необычно. По ходу посетишь Зурбаган и Гель-Гью, где, возможно, встретишь бегущую по волнам.

Третьи, пожалуйте на «Бигль» - мир естествознания ждет не только Чарльза Дарвина, Николая Вавилова, но и ваших открытий.

Четвертых ждет свой Таинственный остров, а там капитан Сильвер - вроде бы и совсем недобрый человек, пират, а свой брат - пу тешественник.

Пятые, которыми «вдруг овладела охота к перемене мест», пожалуйте, вслед за Онегиным, Печориным, Чайльд Гарольдом, за новыми впечатлениями.

Шестые, как трифоновские герои, по-чеховски надеются в путешествии обрести возможность выйти из кру га ру тины, «идиотизма повседневной жизни» и ее стереотипов. Путешествие - «другая жизнь».

Седьмые - вместе с Алхимиком Пауло Коэльо путешествуют в поисках сокровища. Они его обязательно найдут, но в месте, отку да начинали свой пу ть.

Что же объединяет все эти типажи мотиваций и идеальных пу тешествий, равно как и не названные нами восьмые, девятые и сто двадцать первые мотивы? Что объединяет людей в общий клан любителей путешествий? Ответить на этот вопрос, конечно, важно. Но еще важнее представить феномен путешествия с позиций профессионалов. В этом смысле полезно обратиться к исследователям, специально изучавшим проблему феномена.

Толковый словарь раскрывает понятие феномена как ((необычного явления или редкого факта». Философы, однако, не были так единоду шны в данном вопросе. Древние философы употребляли слово

ВЕСТНИКРМАТ'т 20»

«феномен» для обозначения явлений, воспринимаемых как «видимое и иллюзорное одновременно» (Аристотель). Более поздние философы употребляли это понятие для обозначения фактов и явлений: или известных из опыта (Г. В Лейбниц), или составляющих реальность (Дж. Беркли), или понимаемых субъективно-идеалистически (Д. Юм).

В учении И. Канта за феномен принималось все, что может быть предметом возможного опыта.

Гегель обосновывал феномен как историческое явление: «... на самом деле то, что мы есть, являет собою вместе с тем нечто историческое, или, выражаясь точнее, подобно тому как в том, что лежит в этой области, в истории мысли, прошлое представляет собою лишь одну сторонл, так и в том, что мы представляем собою, общее, непреходящее неразрывно связано с тем, что мы представляем собою как принадлежащие истории»1. Так Гегель характеризует историю людей, но параллельно существует и история вещей. Последняя не может быть вне контекста оценок, т. е. субъективных представлений людей. При этом, если вещи даже остаются постоянными, их оценки исторически изменчивы В этом суть феноменологии по Гегелю. Феномен — суть «результат работы всех предшествовавших поколений человеческого рода»1. Как «явление, постигаемое в чувственном опыте», попытался обобщить понятие феномена Валентин Фердинандович Асмус.

Более чем кто-либо, исследованием феномена занимался Эдмунд Гуссерль. Первым из философов он увидел в феноменологии радикальный стиль философствования, с помощью которого можно

1 Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 т. М.. 1932. Т. 9. Лекции по истории философии. Кн. 1.

исследовать рациональные понятия и общезначимые истины. Феноменология Э. Гуссерля представляет феномен как явление, непосредственно данное в сознании. Все действия, направленные на феномен, представляют собой интенсиональный акт. т. е. все они строго направлены на его изучение. Феноменология Гуссерля выступает как дескриптивная часть философии, описывающая мир таким, «каким он является». Это заставляет вернуться «назад к самим вещам», которые феноменология анализирует в их принципиальной общности «в актах познания, а не во внешнем мире». Важнейшим механизмом феноменологии Гуссерль считал «трансцендентально-феноменологическую редукцию», которая необходима для перехода от обыденной у становки по отношению к миру к реф-лектированной. Редукция открывает «трансцендентальное Эго», или «чистое сознание», для которого все существующее становится объектом. Задача феноменологии - описание работы чистого сознания.

Что касается феномена путешествий, то будем иметь в виду', что путешествие в опыте су ществу ет как бы многослойно. При этом не просто как явление материального мира, но и как сакральный объект и идея. О таких сложных струлстурах мы и мыслим: «феномен!». Учение о феномене путешествия следует называть феноменологией путешествия. Говоря о феноменологии путешествий, я исследую путешествия как область бытия.

Феноменологический подход имеет свои большие достоинства - он позволяет достичь области рефлексии сознания не только философу, но и всякому заинтересованному лицу, чьи знания в области изучаемого явления достаточно значительны. Феноменологическая установка

туристикл

позволяет не только раскрыть содержание путешествия как феномена, но и выявить некоторые его предельные характеристики. При этом оказывается, что даже наши представления о феномене путешествия имеют временные разделы содержания. При глубоком изучении и осмысливании феномена путешествия наше представление о нем меняется от эпохи к эпохе.

Феноменология путешествия исторична. В разные эпохи феномен путешествия раскрывается по-своему. Например, в донаучном мире феномен путешествия предстает в виде мифологии путешествий. В этот период появляется множество мифов, где герои путешеству ют. Именно в путешествиях они демонстриру ют преимущества своего рода-племени и его богов.

В античном мире феноменология путешествия раскрывается как область философского осмысления. Философия путешествий - громадный раздел философских знаний, применимый к выявлению первоначал и первооснов этого феномена в жизни людей и природы.

В Средние века феномен путешествия проявляется в паломничестве, странничестве, крестовых походах, миссионерской деятельности подвижников церкви. Религиозные мотивы в путешествиях становятся настолько преобладающими, что этот этап феноменологии путешествий следует рассматривать как апостольство путешествий.

Эпоха Возрождения и у спехи научной революции открывают новую страницу феноменологии пу тешествий - эпоху Великих географических открытий и связанных с ними геополитических разломов и становлений новых империй.

Идеи Просвещения и романтизма индивидуализируют область пу тешествий -главные позиции в нашем феномене все более занимают экскурсии. Человек открывает для себя привлекательность моря, гор, сельских ландшафтов, античных развалин. Экскурсии усиливают меж-культурные связи и комму никации.

Научно-техническая революция способствовала быстрому накоплению средств, которые человек мог во все больших размерах тратить на досуг. В этот период быстро развивается индустрия туризма. Феномен ту ризма прояв.ляется в том. что он в этот период начинает занимать все более важные позиции в мирохозяйственном комплексе.

В последние годы все важнее становится рекреационный феномен путешествий. Обострившийся кризис здоровья народонаселения и его нозологические параметры свидетельству ют, что для преодоления этого кризиса необходимы рекреация и специальная рекреационная программа, направленная на восстановление живых сил человека.

Феноменология путешествий, таким образом, включает восемь крупных феноменологических разделов, раскрывающих в полной мере явление, которое мы называем путешествием, с одной стороны, и его участие в основных событиях цивилизационного процесса - с другой: этнологию путешествий, мифологию путешествий, философию путешествий, апостольство путешествий, великие географические открытия, услуги для пу тешественников, инду стрию туризма, рекреацию.

ВЕСТНИК РМА ТЧ* зон

А. И. Зорин

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

УДК 338.486:711.2

Рассмотрены паттерны для туроперентннга как способ объектного проектирования туристских дестинаций. Выявлены аспекты исследования событийности в контексте паттерна дестинаций. а также к шссы паттернов.

Ключевые слова: туризм, паттерны дестинацни, рекреация, философия постмодернизма, латеральный маркетинг, событийно-ориентированное программирование.

Tour-operating patterns as a method of eventfulness aspects in the context of identified

Key words: tourism, destination patterns, event-oriented programming.

В туроперейтинге для целей объектного проектирования туристских дестинаций могут успешно применяться паттерны. Проектирование туристских дестинаций будем называть рекреационным проектированием (РП).

РП следует рассмотреть как один из классов паттернов проектирования, который оперирует группой определенных шаблонов.

По определению, использование паттернов проектирования ограничивается рамками конкретного контекста. Концепт «дестинация» способен достаточно полно передать своеобразие данного контекста.

tourist destination designing is considered Research destination pattern as well as patterns classes are

recreation, postmodern philosophy, lateml marketing.

Паттерны дестинации - это шаблоны для решения задачи ее проектирования. Шаблоны, в отличие от алгоритмов, используются только для целей рекреационного проектирования, а не для их исчисления. Шаблоны вскрывают характер отношений и взаимодействий между классами или объектами проектирования. В этом случае проектирование дестинаций сводится к оперированию группой шаблонов. Как отмечал основоположник теории проектирования паттернов Кристофер Александер, «каждый паттерн описывает некую повторяющуюся проблему и ключ к ее разгадке, причем таким образом, что этим ключом можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.