Научная статья на тему 'К постановке проблемы о коррупционных рисках в сфере миграционных отношений'

К постановке проблемы о коррупционных рисках в сфере миграционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / миграция / юридическая ответственность / трудовые мигранты / риски / правонарушения / диаспоры / МВД России / ФНС России / corruption / migration / legal liability / labor migrants / risks / offenses / diaspora / Ministry of Internal Affairs of Russia / Federal Tax Service of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Владимирович Цветков

В статье выдвигается тезис о наличии проблемы рисков коррупционного характера, оказывающих негативное влияние на миграционную сферу отношений. Предлагаются направления оптимизация законодательства, связанные с устранением данных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of corruption risks in the field of migration relations

This article puts forward the thesis that there Is a problem of corruption risks that have a negative impact on the migration sphere of relations. Directions for optimizing legislation related to eliminating these risks are proposed.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы о коррупционных рисках в сфере миграционных отношений»

Закон и право. 2024. № 8. С. 113-116. Law and legislation. 2024;(8):113-116.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-113-116 NIION: 1997-0063-8/24-416

EDN: https://elibrary.ru/RDFHRC MOSURED: 77/27-001-2024-8-616

К постановке проблемы о коррупционных рисках в сфере миграционных отношений

Артем Владимирович Цветков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Аннотация. В статье выдвигается тезис о наличии проблемы рисков коррупционного характера, оказывающих негативное влияние на миграционную сферу отношений. Предлагаются направления оптимизация законодательства, связанные с устранением данных рисков.

Ключевые слова: коррупция, миграция, юридическая ответственность, трудовые мигранты, риски, правонарушения, диаспоры, МВД России, ФНС России.

Для цитирования: Цветков А.В. К постановке проблемы о коррупционных рисках в сфере миграционных отношений // Закон и право. 2024. № 8. С. 113—116. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-113-116 EDN: https://elibrary.ru/RDFHRC

Original article

On the problem of corruption risks in the field of migration relations

Artem V. Tsvetkov

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Abstract. This article puts forward the thesis that there is a problem of corruption risks that have a negative impact on the migration sphere of relations. Directions for optimizing legislation related to eliminating these risks are proposed.

Keywords: corruption, migration, legal liability, labor migrants, risks, offenses, diaspora, Ministry of Internal Affairs of Russia, Federal Tax Service of Russia.

For citation: Tsvetkov A.V. On the problem of corruption risks in the field of migration relations // Law and legislation. 2024;(8):113—116. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-113-116 EDN: https:// elibrary.ru/RDFHRC

Правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации является актуальной проблематикой в настоящее время, не менее актуальными остаются и проблемные аспекты правоприменительной деятельности в данном направлении. Российская Федерация в силу различных факторов объективного и субъективного характера, в особенности из-за своей истории, является государством, принимающим большое множество мигрантов. Поиск путей достижения баланса в пра-

© Цветков А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 08-2024

вовом регулировании миграционных отношений является сложной задачей, требующей применения комплексного подхода, специальных знаний представителей различных отраслей юридических наук.

Для успешного достижения целей настоящего исследования необходимо определить понятийный аппарат. Одним из субъектов миграционных отношений являются мигранты (иностранные граждане и лица без гражданства).

В нормативных правовых актах понятие мигрант отсутствует, но данный субъект правоотношений исследовался в различных научных тру-

дах юристов в сфере конституционного и административного права, некоторых смежных правовых отраслей, относящихся к публично-правовой сфере наук.

Например, О.В. Кудин в своем исследовании, посвященном содержанию дефиниции «мигрант» [2], обращает внимание на одно из удачных определений, выработанных юридической наукой; в рамках данного определения авторы предлагают под мигрантом понимать иностранного гражданина или лицо без гражданства, который выражает и (или) реализует свою волю относительно пространственного перемещения, осуществляет такое передвижение через границы конкретного государства, территорию которого он с определенной целью избирает местом своего пребывания, приобретает в результате реализации своего волеизъявления особый правовой статус и подлежит контролю со стороны государства [4].

Данное определение представляется нам весьма удачным, оно включает такие важные характеристики правового статуса мигранта, как направленность его воли на достижение определенной цели, связанной с межтерриториальным перемещением, а также на наличие специфических прав и обязанностей, которые определяют его в качестве объекта государственного контроля.

Хотелось бы обогатить данное определение некоторыми характеристиками, которые, как представляется, более детально раскрывают правовой статус мигранта; под последним предлагается понимать лицо (иностранный гражданин, апатрид), которое перемещается или переместилось из одного региона, страны или места проживания в другое с целью временного или постоянного изменения места жительства.

Следует отметить, что к мигрантам относится достаточно большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наиболее характерным для миграционной ситуации в России является стабильно большое количество трудовых мигрантов на ее территории. К основным причинам миграции данной категории иностранных граждан относятся экономические, т.е. иностранные граждане пересекают границу Российской Федерации в целях получения прибыли посредством осуществления трудовой деятельности или другими (в том числе незаконными) методами.

Нельзя в данной части не отметить такие обстоятельства, как географический и демографический факторы. Россия обладает обширной тер-

риторией, а также граничит со многими государствами, где из-за общей истории велико влияние русской культуры. Все это закономерным образом влияет на распределение мигрантов по стране. Особенно в данной части примечательны экономически развитые регионы, такие, как Москва и Санкт-Петербург, которые обладают предельно развитой инфраструктурой и большим количеством рабочих мест. Вместе с тем в некоторых регионах имеется недостаток рабочей силы, например, субъекты с суровым климатом и слабой экономикой сталкиваются с данной проблемой, поэтому имеется необходимость формирования и реализации стратегии по привлечению мигрантов в данные районы.

Нельзя не обратить внимание на демографическое состояние общества. Российская Федерация сталкивается с проблемой быстрого снижения численности населения и стремительного старения нации, что ведет к дефициту рабочей силы. Данную ситуацию стабилизируют мигранты.

Миграционные потоки обладают важными положительными характеристиками. Иностранные граждане, которые являются их частью, способны вносить значительный вклад в различные сектора российской экономики, особенно это касается строительного, продовольственного и некоторых других.

Как минимум, легальная миграция является источником легальных поступлений налоговых средств в различные бюджеты государства, что является мощным стимулом развития экономических отношений.

Именно поэтому важными являются аспекты эффективного регулирования миграционных процессов в России, что требует качественного пересмотра действующих нормативных правовых актов, разработки и внедрения новых подходов, в том числе в сфере обеспечения правопорядка.

С одной стороны, различные законодательные изменения, касающиеся трудовой миграции, создают условия для более гибкого регулирования общественных отношений в данной области. Адаптивный подход придает устойчивость системе государственного управления миграционными отношениями. С другой стороны, состояние действующего правового регулирования, а также некоторые новеллы законодательства вызывают серьезные вопросы не только у теоретиков, но и у правоприменителей, которыми в том числе являются должностные лица компетентных подразделений МВД РФ.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

Следует согласиться с тем, что в настоящее время инструментом стабилизации миграционной обстановки в России является оптимизация имеющейся модели организованного набора и привлечения иностранной рабочей силы, а также ее дальнейшее совершенствование [3].

Одним из основных препятствий к переходу на качественно новый уровень регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере миграции, является коррупция. В настоящее время под коррупцией понимается обширный перечень противоправных деяний самого разного характера.

В профильном нормативном правовом акте коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершение перечисленных деяний, от имени или в интересах юридического лица [1].

Почему коррупция оказывает существенное влияние на состояние общественных отношений в сфере миграции? Ответ на данный вопрос может быть получен посредством анализа коррупционных рисков в миграционной сфере отношений; некоторые из данных рисков будут подробно рассмотрены, для их купирования предполагается реализация ряда специальных мер правового и организационного характера.

Коррупция оказывает существенное влияние на регулирование миграционных отношений в Российской Федерации, проявляясь на различных уровнях государственной и общественной системы. Прежде всего, коррупционные механизмы затрудняют доступ мигрантов к административным услугам, таким, как получение разрешений на работу, видов на жительство и гражданства, посредством неформальных платежей (взяток).

Кроме того, коррупционные практики существенно ослабляют эффективность государственного контроля над миграционными потоками. В условиях взяточничества и злоупотреблений служебным положением возрастает вероятность легализации нелегальных мигрантов и уклонения от депортации, что приводит к рос-

ту теневой экономики и увеличению числа лиц без официального статуса. Эти процессы осложняют интеграцию мигрантов в российское общество и снижают уровень их правовой защищенности.

Наличие коррупции в сфере миграционных отношений также способствует социальной напряженности и росту недовольства среди местного населения. Возникает ситуация, при которой граждане, наблюдая за коррупционными проявлениями, начинают воспринимать мигрантов как источник несправедливости и неравенства, что усиливает ксенофобские настроения и дискриминацию. Данная ситуация усугубляется экономическими последствиями коррупции, выражающимися в оттоке финансовых средств на неформальные платежи вместо инвестиций в развитие инфраструктуры и социальные программы.

Одним из наиболее существенных коррупционных рисков представляется оправданным считать возможность воздействия на деятельность правоохранительных органов, осуществляющих миграционный контроль и производство по делам об административных правонарушениях, уголовным делам, представителей диаспор, которые представляют интересы мигрантов. Несмотря на то что в настоящее время диаспоры действуют на всей территории России, в законодательстве нет определения их четкого правового статуса.

В значительном количестве правоприменительных ситуаций диаспоры помогают мигрантам, нарушившим миграционные требования нелегально покинуть территорию Российской Федерации и избежать привлечения к ответственности, но, кроме этого, диаспоры являются организованным образованием, которое применяет коррупционные методы воздействия на правоохранительные органы. В связи с этим важной задачей является четкое определение в законодательстве правового статуса диаспор и определение реализации их прав и обязанностей.

Еще одним коррупционным риском в сфере миграции является наличие чрезмерно большого количества полномочий у МВД России, которые выходят за пределы осуществления миграционного контроля. Одним из основных подобных факторов являются полномочия МВД России по выдаче патентов и иных разрешительных документов для трудовых мигрантов, которые позволяют им осуществлять трудовую деятельность.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024

Представляется целесообразным передать данные полномочия в иной орган исполнительной власти, например ФНС РФ. В итоге установится система сдержек и противовесов, которая обеспечит защищенность от некоторых рисков в области государственного управления миграционной сферой отношений.

Список источников

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

2. Кудин О.В. К определению понятия «мигрант» в российском законодательстве // Вестник экономич. безопасности. 2022. № 2. С. 108—110.

3. Организованный набор и привлечение иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Вопросы теории и практики: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А.С. Прудникова, Н.П. Маюров, Т.А. Прудникова [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. 136 с.

4. Степенко В.Е. Теоретико-правовая категория «мигрант»: некоторые подходы к определению понятия / В.Е. Степенко, B.C. Пацевич // Миграционное право. 2020. № 3. С. 3—6.

References

1. Federal Law «On Combating Corruption» dated 25.12.2008 № 273-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2008. № 52 (Part I). Art. 6228.

2. Kudin O. V. On the definition of the concept of «migrant» in Russian legislation // Bulletin of Economic Security. 2022. № 2. Pp. 108—110.

3. Organized recruitment and attraction of foreign labor to the Russian Federation. Questions of theory and practice: Textbook for university students studying in the field of Law / A.S. Prud-nikova, N.P. Mayurov, T.A. Prudnikova [et al.]. M.: UNITY-DANA, 2024. 136 p.

4. Stepenko V.E. Theoretical and legal category «migrant»: some approaches to the definition of the concept / V.E. Stepenko, V.S. Patsevich // Migration law. 2020. № 3. Pp. 3—6.

Информация об авторе

Цветков А.В. — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права

Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the author Tsvetkov A.V. — candidate of legal sciences, senior lecturer at the department of administrative law

The article was submitted 03.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.