Философия. Культурология
128 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 1 (21), с. 128-131
УДК 111.1
К ПОНЯТИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА В ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ»
© 2011 г. Е.В. Карпова
Магнитогорский госуниверситет е.у.кагроуа@таЦ. ги
Поступила в редакцию 8.12.2010
Социокультурное восприятие пространства в философско-правовых представлениях рассматривается как разновидность перцептивного процесса восприятия, событие жизни, реализующее специфическую связь индивида со средой, обусловленное взаимодействием субъектов, философско-правовыми смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями.
Ключевые слова: восприятие, пространство, социокультурное восприятие пространства, философско-правовые представления, смыслы, значения, ценности, нормы.
По нашему мнению, с онто-гносеологичес-кой точки зрения социокультурное восприятие пространства - это разновидность перцептивного процесса восприятия, событие, имеющее самостоятельный онтологический статус, реализующее специфическую связь индивида со средой, обусловленное взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями.
На наш взгляд, особенности социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях определяются прежде всего таким специфическим социокультурным фактором, как философско-правовое мировоззрение в целом, которое включает в себя совокупность смыслов, значений, ценностей, норм. Разнообразие этих составляющих элементов определяет особенности того или иного философско-правового представления и соответствующего социокультурного восприятия пространства. Развитие философско-правовых
представлений и формирование соответствующего социокультурного восприятия пространства обусловлено взаимодействием мыслящих философско-правовыми категориями субъектов, их открытыми действиями и материальными артефактами, с помощью которых представления объективируются и социализируются. По мнению Н.М. Коркунова, «наши понятия о нравственности - о различии добра и зла, о праве - разграничении моего, чужого, общего, об обществе и отношении его к личности сами являются соопределяющими факторами развития общественной жизни. Явления общественности при других одинаковых условиях могут получить совершенно различный вид и различное
значение, смотря по тому, как относятся к ним люди, каких нравственных, правовых, общественных учений держатся они. Поэтому для полного научного объяснения явлений общественности необходимо принимать во внимание и то, как относятся к ним люди, как думали и думают о них» [1].
В связи с этим важнейшими смыслами, и одновременно значениями, ценностями и нормами, составляющими философско-правовое мировоззрение и определяющими восприятие пространства как социокультурного, выступают, по нашему мнению, прежде всего, всеобщий закон свободы и закон взаимного принуждения. По мнению И. Канта, «право - это совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [2, с. 285]. Далее по И. Канту: «закон взаимного принуждения, необходимо согласующегося со свободой каждого, кто руководствуется принципом всеобщей свободы, есть как бы конструирование понятия чистого права, т. е. показ этого понятия в чистом априорном созерцании, по аналогии с возможностью свободных движений тел, подчиненных закону равенства действия и противодействия» [2, с. 287]. Согласно точке зрения Г.В.Ф. Гегеля, «почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой - воля, которая свободна; так что свобода составляет ее субстанцию и определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа. Свобода воли, взятая со стороны этого определения, есть произвол, в котором содержатся оба этих момента: свободная, абстрагирующая от всего рефлексия и за-
висимость от внешне или внутренне данных содержания и материи. Так как это содержание, в себе необходимое в качестве цели, вместе с тем определено по отношению к этой рефлексии как возможное, то произвол, есть случайность, как она есть в качестве воли» [3].
Как нам представляется, важнейшими философско-правовыми смыслами, связанными с понятием свободы, являются такие понятия, как мораль, нравственность, государственный интерес. Так, по мнению Г.В.Ф. Гегеля, «право есть нечто святое вообще уже потому, что оно есть наличное бытие абсолютного понятия, самосоз-нательной свободы. <...>. Каждая ступень развития идеи свободы обладает своим собственным правом <...>. Моральность, нравственность, государственный интерес каждое в отдельности представляют собой особое право, так как каждая из этих форм есть определение и наличное бытие свободы. Коллизия между ними может произойти лишь постольку, поскольку все они находятся на одной и той же линии и являются правом; если бы моральная точка зрения духа не была также правом, свободой в одной из ее форм, она вообще не могла бы вступить в коллизию с правом личности или с каким-либо другим правом, потому что такое право содержит в себе понятие свободы, высшее определение духа, по отношению к которому иное есть нечто лишенное субстанции. Но в коллизии содержится и другой момент, а именно что все эти формы права ограниченны и, следовательно, подчинены друг другу; только право мирового духа есть неограниченно абсолютное» [3].
По нашему мнению, у Г.В.Ф. Гегеля можно обнаружить классификацию философско-правовых смыслов, значений, ценностей и норм. Критериями этой классификации выступают ступени развития идеи свободы. Мы будем говорить о критерии «степени развития идеи свободы». Так, по мнению Г.В.Ф. Гегеля, «право есть, прежде всего, непосредственное наличное бытие, которое дает себе свободу непосредственным образом:
a) владение, которое есть собственность; свобода здесь - свобода абстрактной воли вообще, или именно поэтому некоего единичного, соотносящегося лишь с собой лица.
b) Лицо, отличая себя от себя, относится к другому лицу, и оба обладают друг для друга наличным бытием только как собственники. Их в себе сущее тождество получает существование посредством перехода собственности одного в собственность другого при наличии общей воли и сохранения их права - в договоре.
с) Воля как (а) в своем соотношении с собой, различенная не от другого лица (b), а в себе самой, есть как особенная воля, отличная от себя и противоположная себе как в себе и для себя сущей, - неправо (Unrecht) и преступление» [3]. Таким образом, мы можем выделить три категории абстрактного права: собственность, договор, преступление.
Далее, по Г.В.Ф. Гегелю, «право моральной воли содержит следующие три стороны:
a) абстрактное, или формальное, право поступка на то, чтобы его содержание, так, как он осуществлен в непосредственном наличном бытии, было вообще моим, чтобы он был, таким образом, умыслом субъективной воли;
b) особенное в поступке есть его внутреннее содержание, а именно а) как оно по своему всеобщему характеру определено для меня, что составляет ценность поступка и то, чем он для меня значим, что составляет намерение; b) его содержание в качестве моей особенной цели моего частного субъективного наличного бытия есть благо;
c) это содержание как внутреннее, одновременно возведенное в свою всеобщность как во в себе и для себя сущую объективность, есть абсолютная цель воли, добро, выступающее в сфере рефлексии вместе с противоположностью субъективной всеобщности, частью вместе со злом, частью вместе с совестью» [3]. Таким образом, мы можем выделить такие философско-правовые категории моральности, как умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть.
И далее, по Г.В.Ф. Гегелю, «нравственная субстанция как содержащая для себя сущее самосознание в единении с его понятием есть действительный дух семьи и народа. <...> Понятие этой идеи есть только как дух, как знающее себя и действительное, поскольку оно есть объективирование самого себя, движение посредством формы своих моментов. Поэтому оно: A) непосредственный, или природный, нравственный дух - семья. Эта субстанциальность переходит в утрату своего единства, в раздвоение и в точку зрения относительного и есть, таким образом, В) гражданское общество, объединение членов в качестве самостоятельных, единичных в формальной, таким образом, всеобщности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности и через внешний порядок для их особенных и общих интересов; и это внешнее государство С) возвращается и концентрируется в цели и действительности субстанциального всеобщего и посвященной ему публичной жизни, - в госу-
дарственном устройстве» [3]. Таким образом, мы можем выделить такие философско-правовые категории нравственности как семья, гражданское общество, государство.
Исходя из проведённого анализа, можно сделать общий вывод, что философско-правовые смыслы, значения, ценности и нормы в зависимости от степени развития идеи свободы подразделяются на абстрактно-правовые (собственность, договор, преступление); моральные (умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть); нравственные (семья, гражданское общество, государство). Все они определяют особенности социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях.
Нам представляется необходимым подробнее остановиться на анализе правовой нормы. По нашему мнению, правовая норма как социокультурный фактор в философско-правовом представлении является одновременно философско-правовым смыслом, значением и ценностью. Философско-правовые особенности норм отмечает Г. Кельзен, по мнению которого «пра-вопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действиям характер правовых или противоправных актов. Ведь право, составляющее предмет этого познания, представляет собой нормативный порядок человеческого поведения, т. е. систему регулирующих человеческое поведение норм. Понятие «норма» подразумевает, что нечто должно быть или совершаться и, особенно, что человек должен действовать (вести себя) определенным образом» [4, с. 10]. Как отмечает К. Кульчар, «элементы должного и сущего в праве неразрывны, поскольку нормативной силой обладает обусловленная действительными отношениями правовая норма, когда она или совпадает со «статистической всеобщностью» действительных человеческих поступков, или же - поскольку нормативность имеет характер процесса - способна формировать эту всеобщность поведения с помощью своего механизма функционирования. <...> сущее и должное разделимы лишь искусственно примерно так, как это «наиболее чисто» проявилось в теории права Г. Кельзена» [5, с. 144]. Таким образом, для правовой нормы как философско-правовой категории и социокультурного фактора, оказывающего влияние на восприятие, характерен признак неразрывности понятий должного и сущего.
По нашему мнению, философско-правовые категории «моё» и «твоё» являются социокультурными смыслами, определяющими специфику социокультурного взаимодействия субъектов
и влияющими на восприятие пространства в философско-правовых представлениях. Так, по мнению И. Канта, «Моё в правовом отношении (meum iuris) - это то, с чем я связан так, что если бы кто-то другой пользовался им без моего согласия, то это нанесло бы мне ущерб» [2, с. 296]. И далее по И. Канту: «когда я (словом или делом) заявляю: я хочу, чтобы нечто внешнее было моим, то я объявляю каждого другого обязанным воздерживаться от пользования предметом моего произвола. <...> В этом притязании, однако, заключается также притязание того, что я со своей стороны обязан в такой же мере воздерживаться от пользования внешним своим каждого другого, ведь обязательность вытекает здесь из общего правила внешнего правового взаимоотношения. <...> Таким образом, только воля, обязывающая каждого другого, стало быть, всеобщая (совместная) и обладающая властью воля, может дать каждому гарантию. - Состояние же, когда действует всеобщее внешнее (т.е. публичное) сопровождающееся властью законодательство, - это и есть гражданское состояние. Следовательно, лишь в гражданском состоянии может быть внешнее моё и твоё» [2, с. 305-306].
Открытые действия и материальные артефакты, с помощью которых философско-правовые смыслы, значения, ценности, нормы объективируются и социализируются, как элементы социокультурного взаимодействия имеют свои особенности. Так, по утверждению И. Канта, «было бы противоречием иметь нечто внешнее своим, если бы понятие владения не допускало различного значения, а именно чувственного и умопостигаемого владения, и если бы под первым мы не понимали физическое, а под вторым - чисто правовое владение одним и тем же предметом» [2, с. 296]. При этом И. Кант отмечает, что «внешних предметов моего произвола может быть лишь три: 1) (телесная) вещь вне меня; 2) произвол другого для определенного действия; 3) состояние другого в отношении ко мне - согласно категориям субстанции, причинности и общения между мной и внешними предметами по законам свободы» [2, с. 298].
Проблема объективации у Г.В.Ф. Гегеля рассматривается как соотношение бесконечного и конечного. «Воля содержит в себе а) элемент чистой неопределенности или чистой рефлексии я в себя, в которой растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями, влечениями или чем бы то ни было; это - безграничная бесконечность аб-
солютной абстракции или всеобщности, чистое мышление самого себя. <...> Ь) Я есть также переход от лишенной различия неопределенности к различению, определению и полаганию определенности как содержания или предмета. Это содержание может быть, далее, данным природой или порожденным из понятия духа. Посредством этого полагания самого себя как определенного Я вступает вообще в наличное бытие, это - абсолютный момент конечности или обособления Я» [3]. Результатами объективации, по нашему мнению, у Г.В.Ф. Гегеля могут выступать (в зависимости от степени развития идеи свободы) разные факторы. На уровне абстрактного права - личность как абстрактная возможность деятельности через дозволение или правомочие. На уровне моральности - поступок как выражение субъективной воли. На уровне нравственности - законы и учреждения как нравственные силы, управляющие жизнью индивидов и имеющие в них как в своих акциденциях свое представление, являющийся образ и действительность [3].
Согласно Б.Н. Чичерину, развивавшему идеи Г.В.Ф. Гегеля, проблема объективации разрешается через соотношение субъективного и объективного. «Субъективное право определяется как нравственная возможность, или иначе как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов даёт нам общее определение: право есть свобода, определяемая законом. И в том, и в другом случае речь идет только о внешней свободе, проявляющейся в действиях, а не о внутренней свободе воли; поэтому, полнее и точнее можно сказать, что право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом» [4, с. 22].
Согласно философско-правовой концепции «чистого» учения о праве Г. Кельзена, нужно говорить о субъективном и объективном смысле правового значения акта и о его отличительной особенности - самоистолковании. «Это правовое значение акта нельзя воспринимать непосредст-
венно, наблюдая его внешнюю, фактическую сторону, - в отличие от того, как мы воспринимаем физические свойства предмета, например его цвет, твердость, вес. Но, конечно, разумно действующий человек наделяет свой акт определенным смыслом <...>. Этот субъективный смысл может - хотя и не обязательно - совпасть с тем объективным значением, которое акт имеет в силу права. <.> Акт даже может - поскольку он выражается в произнесенном или записанном слове - сам сказать нечто о своем правовом значении. И в этом заключается своеобразие предмета юридического познания» [6, с. 8].
Таким образом, по нашему мнению, с онто-гносеологической точки зрения социокультурное восприятие пространства в философско-правовых представлениях - это разновидность социокультурного восприятия пространства, событие, имеющее самостоятельный онтологический статус, реализующее специфическую связь индивида со средой, обусловленное, взаимодействием субъектов, философско-правовыми смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями.
Список литературы
1. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1915. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Кант И. Метафизические начала учения о праве / Метафизика нравов в 2 ч. / Критика практического разума / Под ред. В.М. Камнева, Ю.В. Петрова и др. СПб.: Наука, 2007. Ч. 1.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия права [Электронный ресурс] // Мировая философия: от античности до современности / Под ред. А. Литвина. М.: Директмедиа Паблишинг, 2003. 1 электрон. отп. диск (ОБ - ЯОМ).
4. Чичерин Б. Н. Философия права. М.: Типолитография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Кульчар К. Основы социологии права. М.: Прогресс, 1987.
6. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. Вып. 1.
TO CONCEPT « SOCIOCULTURAL PERCEPTIONS OF SPACE IN PHILOSOFSKO-LEGAL REPRESENTATIONS»
E. V. Karpova
Sociocultural perceptions of space in philosofsko-legal representations is examined as a variety of perceptual process of perception, event of life, realizing specific connection of individual with an environment, conditioned cooperation of subjects, philosophical-legal senses, values, norms and their financial transmitters.
Keywords: perception, space, socio-cultural perception of space, philosophical-legal presentations, senses, values, norms.