Научная статья на тему 'Объективные условия восприятия пространства с точки зрения либертарно-юридического подхода'

Объективные условия восприятия пространства с точки зрения либертарно-юридического подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВО / РАВЕНСТВО / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МЕРА / PERCEPTION / SPACE / EQUALITY / FREEDOM / JUSTICE / THE MEASURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова Е. В.

Исследуются философско-правовые идеи в духе либертарно-юридического подхода с поиском онтологических предпосылок философско -правового восприятия пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE CONDITIONS OF PERCEPTION OF SPACE WITH A VIEW LIBERTARIAN LEGAL APPROACH

The purpose of this paper the study of philosophical and legal ideas in the spirit of libertarian legal approach and the search for ontological presuppositions of the philosophical and legal perception of space.

Текст научной работы на тему «Объективные условия восприятия пространства с точки зрения либертарно-юридического подхода»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 3 (27), с. 123-126 123

УДК 111.1

ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© 2012 г. Е.В. Карпова

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e.v. karpova@mail.ru

Поступила в редакцию 11.05.12

Исследуются философско-правовые идеи в духе либертарно-юридического подхода с поиском онтологических предпосылок философско -правового восприятия пространства.

Ключевые слова: восприятие, пространство, равенство, свобода, справедливость, мера.

Осуществляя поиск онтологических истоков либертарно-юридического понимания восприятия пространства, мы, прежде всего, хотим обратиться к древним космологическим образам земли и воды. С этими двумя стихиями связано обеспечение жизнедеятельности человека, земледелие, строительство плотин и каналов, составляющих основу хозяйственной деятельности, возникновение древних государств, появление системы межевания, зарождение права, появление частной собственности, а также запретов на вторжение в чужое частное пространство. Так, пункт 21 Свода законов Хаммурапи гласит: «Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить» [7].

Древнекитайская философия уделяла внимание земной и водной стихиям в философско-правовом контексте. Гуань Чжун писал о них как об основах управления государством, которые должны учитываться правителями: «Земля - источник всех вещей, корень живых существ. Она рождает <...> существа. <...> Вода - это кровь и жизненная сила земли. <.> Вода - это всеобъемлющий материал. <...> Вода - это источник всех вещей, родоначальник всех живых существ» [4, а 181-182]. В древнем Китае почитались духи земли и хлебов, которые олицетворяли государство и династию [11, а 388]. Земледелие считалось основой стабильности общественного порядка и законодательства [14, с. 441]. Но земля в древнекитайском философском понимании это ещё и этический принцип поведения. В произведении «Го юй» осуждается соперничество и сказано: «.первому выступать против других - это значит, в конце концов, быть уничтоженным другими» [3, с. 146], а также сказано: «.воздерживаясь от деяний,

следуй земле» [3, с. 146]. В связи с этим можно вспомнить слова Конфуция, который говорил: «Не делай другому человеку того, чего не пожелаешь себе» [12, с. 200].

Древнеиндийские Законы Ману содержат нормы засевания чужих полей, которые в прямом смысле касаются нарушения прав владельцев полей, но в метафорическом понимании касаются и прелюбодеяния и получения приплода животных. Всё это объединено одним общим смыслом - запрет на нарушение пространства другого с целью получения выгоды, блага для себя, удовлетворения своих эгоистических интересов за счет других. Так, в частности, сказано: «Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одарённых телом существ [происходит] от соединения поля и семени. <...> Кто, не являясь владельцем поля <...> имея семена, засевает чужое поле, те никогда не получают плода выращенного урожая» [8]. Так при появлении таких социальных институтов, как семья, частная собственность, государство, нормативно закрепляются запреты нарушать границы чужого пространства, предполагающие наказания. Будда учил: «Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти, поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. <...> Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех, поставьте себя на место другого» [6].

Древнегреческие философские рассуждения о справедливости навеяны на наш взгляд, подобными представлениями, отражающими основы хозяйственной жизни. По мысли Эпикура, «справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый до-

говор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» [19]. Платон писал о равенстве среди равных: «А мы и наши сограждане, все рожденные братьями от одной матери, не считаем себя ни рабами, ни господами один другого; нет, природное равенство происхождения заставляет нас стремиться к равенству по закону и уступать друг другу только тогда, если кто кажется доблестным и рассудительным» [17]. Аристотель пишет о равенстве и справедливости следующее: «Справедливость - такая добродетель, в силу которой каждый владеет тем, что ему принадлежит, и так, как повелевает закон.» [2]. По нашему мнению, принцип формального равенства, закреплённый в законе, является внешним фактором, определяющим восприятие пространства человеком в философско-правовом смысле.

Как нам представляется, в древних запретах нарушать чужие границы содержатся истоки принципа формального равенства. Процесс определения и защиты границы невольно ассоциируется с древнеримским мифологическим образом бога Термина - защитника собственности, межевых знаков и границ с процессом межевания земель, определения границ земельных участков, который в свою очередь несёт в себе более глубокий смысл - инстинкт территории или инстинкт внутривидовой агрессии. Различные ранние правовые источники Востока и Запада содержат запреты вторжений на территорию чужих земельных участков. Например, согласно индийскому своду законов Яджнавал-кья-смрити «за уничтожение пограничного знака, а также за нарушение границы [или] отчуждение поля [назначаются соответственно] низший, высший [и] средний штрафы» [20]. А статья 33 Русской Правды гласит: «А иже <...> межоу переореть либо перетесъ <...> то за оби-доу 12 гривне» [13].

По мнению И. Канта, «понятие права <...> во-первых, касается лишь внешних, и притом практических, отношений между лицами, поскольку их поступки как действия могут иметь <...> влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию <...> другого [лица] <...> а лишь отношение к произволу другого [лица]. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание даже материя этого произвола, т. е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта <...>; вопрос стоит лишь о форме отношения двухстороннего произвола, поскольку он рассматривается как исключительно свободный, и о том, совместим ли в такой форме поступок одного из двух [лиц]

со свободой другого, сообразно со всеобщим законом» [9, с. 285]. С правом, по И. Канту, «связано правомочие прменять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву», [9, с. 286] право «имеет своим объектом внешнюю сторону поступков» [9, с. 286], оно представляет собой «совершенно внешнее право» [9, с. 287], оно также «опирается на принцип возможности внешнего принуждения, совместимого со свободой каждого, сообразной со всеобщими законами» [9, с. 287]. По мнению И. Канта «иметь что-то внешнее своим можно лишь в правовом состоянии при наличии власти, устанавливающей публичные законы, т. е. в гражданском состоянии» [9, с. 305].

По нашему мнению, из четырёх древних космологических образов стихий именно земля и вода имеют свойства горизонтальной направленности - расстилаться и шириться. Прекрасно иллюстрируют стихийную водно-земную сущность горизонтальности слова П. А. Флоренского «в приложении к философской и научной речи понятно словоупотребление: термин,

terminus, oros. Это какие-то границы, какие-то межи мысли. В неопределенной возможности, мысли предлежащей, - двигаться всячески, в безбрежности моря мысли, в текучести потока ее, ею же ставятся себе твердые грани, неподвижные межевые камни, и притом ставятся как нечто клятвенно признанное нерушимым...» [18, c. 207]. По нашему мнению, насколько дамбы и плотины обеспечивали плодородие почв, насколько межевые камни обеспечивали священность и неприкосновенность собственности земельных участков, настолько нормы права и социальный институт юридической ответственности призваны обеспечивать равную меру свободы и справедливости каждому.

По мнению В. С. Нерсесянца, в онтологическом плане «под сущностью права мы имеем в виду принцип формального равенства, который, <.. > представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права <.> можно охарактеризовать как три модуса единой субстанции, как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого <.> невозможно» [15, c. 4]. Далее В. С. Нерсесянц отмечает, что «равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности <...>, носят формальный <...> характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в правовой форме» [15, c. 4]. По мнению В. С. Нерсесянца,

«правовое равенство представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного <...> абстрагирования от фактических различий, которые присущи уравниваемым субъектам правовой формы общения. Такое уравнивание предполагает наличие фактических различий и вместе с тем их незначимость с точки зрения соответствующего критерия <.> уравнивания, а именно: свободы индивида в общественных отношениях, которая признается, выражается и утверждается в форме его правосубъектности и правоспособности» [15, а 5].

В.С. Нерсесянц обращает внимание на то, что «в социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. <...> Именно благодаря своей формальности (абстрагированности от «фактического») равенство может стать и реально становится всеобщей формой и равной мерой регуляции «фактического», своеобразным формальным и формализованным «языком», «счетом», «весами», измерителем всей «внеформальной» (т. е. «фактической») действительности. Так обстоит дело и с формально-правовой мерой» [15, а 4]. По нашему мнению такие правовые принципы, как равенство, свобода и справедливость, являются идеальными составляющими объективной правовой действительности, внешними факторами социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях. Эти факторы обладают качествами горизонтального пространственного упорядочения в силу способности устанавливать общую равную меру свободы.

И далее, как считает В.С. Нерсесянц, «в рамках либертарно-юридического подхода взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер: объективная правовая сущность (формальное равенство) - это сущность определенного реального правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) - это явление (проявление) именно и только данной определенной сущности (формального равенства). Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя (в результате надлежащей правоустанови-тельной деятельности законодателя, государства) в общеобязательном законе (правовом явлении действительности), а правовое явление (общеобязательный закон) проявляет, выражает во внешней реальной действительности правовую сущность (формальное равенство). <...> Необ-

ходимая связь общезначимой правовой сущности (формального равенства) и общеобязательного правового явления (закона) демонстрирует понятийно-правовое единство права и государства, выявляет правовую природу и выражает правовую необходимость государства как всеобщей формы власти для установления и действия права в качестве общеобязательного закона» [15, а 7]. На наш взгляд, здесь прослеживается взаимосвязь идеальных и реальных правовых факторов объективной действительности, а именно правовых принципов и источников права как взаимосвязь сущности и явления. Здесь мы заметим, что слова «мера» и «равенство», на наш взгляд, несут в себе изначальную онтологическую горизонтальность.

По мнению С.С. Алексеева, «.право является единственным социальным институтом, способным «ввести» равенство. Впрочем, главным образом - в виде равенства всех (каждого) перед законом и судом, а в социальном отношении - в виде установления для всех права на существование, режима равных правовых возможностей» [1, а 680]. С.С. Алексеев говорит о первичности права «как изначальной человеческой ценности в области внешних отношений» [1, а 680].

Обращаясь к текстам нормативных правовых актов, мы обнаружим закрепление в них принципов горизонтальности. Так, согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» [10]. Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [10]. В части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации провозглашается: «Все равны перед законом и судом» [10]. В части 3 статьи 3 Основного закона Федеративной Республики Германии указано: «Никому не может быть причинён ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, его происхождения, его расы, его языка, его места рождения и родства, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений» [16, а 68-69].

Таким образом, либертарно-юридический подход, как нам представляется, интересен с точки зрения философско-правового восприятия пространства идеей внешнего определения границы или меры должного поведения человека.

Объективная правовая действительность с точки зрения либертарно-юридического подхода характеризуется как совокупность внешних

объективных идеальных факторов - принципов формального равенства, свободы, справедливости, влияющих на преобразования определенного фрагмента действительности в пространственный образ. На наш взгляд, в либертарноюридическом подходе детализируются горизонтальные пространственные представления в философско-правовом смысле. Применяя метод феноменологического воображения, мы обнаруживаем соответствие пространственных философско-правовых значений, смыслов ценностей, составляющих содержание рассмотренного нами подхода, древним космологическим принципам земли и воды, которые более наглядно позволяют нам проникнуть в онтологическую сущность и представить пространство в философско-правовом смысле.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С. 84-89.

3. Го юй // В мире китайской мудрости. М.: Мартин, 2006. С. 144-147.

4. Гуань Чжун. Гуань-цзы // В мире китайской мудрости. М.: Мартин, 2006. С. 152-195.

5. Джнавалкья-смрити // Восточная литература -сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.vo stlit .info/T exts/Dokumenty/Indien/I/Y aj na valkya-Smriti/frametext2.htm

6. Дхаммапада // PSYLIB. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/dhammap/ txt10.htm

7. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ

им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap. htm (13.01.2012).

8. Законы Ману [Электронный ресурс] // Саната-на Дхарма сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sanatanadharma. udm. net/text/manu.txt

9. Кант И. Метафизические начала учения о праве / Под ред. В.М. Камнева, Ю.В. Петрова и др. СПб.: Наука, 2007. Ч. 1. 528 с.

10. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/10103000/

11. Лунь юй / Конфуцианское «Четверокнижие» «Сы шу». М.: Вост. лит., 2004. С. 151-235.

12. Конфуций. Лунь юй // Конфуцианское «Чет-верокнижие» «Сы шу». М.: Вост. лит., 2004.

13. Краткая Русская Правда (по Академическому списку половины XV века) // Historic.ru Всемирная история сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000083/st007. shtml

14. Люй-ши чунь цю // В мире китайской мудрости. М.: Мартин, 2006. С. 413-442.

15. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15.

16. Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 2002. С. 61-121.

17. Платон Менексен // Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 96-112.

18. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 2000. Т. 3. 621 с.

19. Эпикур. Главные мысли // Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. С. 521-527.

20. Яджнавалкья-смрити [Электронный ресурс] // Восточная литература - сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Doku-menty/Indien/I/Y aj navalkya -Smriti/ frametext2.htm

OBJECTIVE CONDITIONS OF PERCEPTION OF SPACE WITH A VIEW LIBERTARIAN LEGAL APPROACH

E. V. Karpova

The purpose of this paper - the study of philosophical and legal ideas in the spirit of libertarian legal approach and the search for ontological presuppositions of the philosophical and legal perception of space.

Keywords: perception, space, equality, freedom, justice, the measure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.