ЛИТЕРАТУРА. Габриэлян Н. И. Изучение внешнесекреторной функции печени при воздействии профессиональных веществ в минимальных дозах и концентрациях. Дисс. канд. М., 1970. —Джежев А., Крыстев Р. Летописи на ин-та хи-гиенно-епидемиологичен, 1971, т. 29, с. 66. — И з р а й л е т Л. И. Профессиональная • патология при воздействии антибиотиков в производственных условиях. Автореф. дисс.
докт. М., 1970. — Он же. Гиг. труда, 1970, № 1, с. 10. — К р а й н е в С. И. Биохимия, 1962, в. 5, с. 780. — Никонец И. Ф., Тальянцев П. И. Антибиотики, 1967, № 5, с. 438. —Попов Т. А., Нейковска Л. Гиг. и сан., 1971, № 10, ■с. 89. — П о п о в Т. А. Летописи на ХЕИ, 1973, т. 38. — Тальянцев П. И., Никонец И. Ф. Врач, дело, 1967, № 3, с. 82. — Т о д о р о в Й. Клинични лаборатории изследвания в детската възраст. София, 1968. — Уланова И. П. и др. В кн.: Методы •определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с. 189. — Фишер А. Физиология и экспериментальная патология печени. Будапешт, 1961. — Ч ер -кинский С. Н., Кутепов Е. М. В кн.: Промышленное загрязнение водоемов. М., 1969, в. 9, с. 260. — В г о d i е В. В. et al. J. Biol. Chem., 1947, v. 168, p. 335. — В a 1 a z s Т., Murrey Т. К., M с L a u g h 1 a n I. M. et al. Toxicol, appl. Pharmacol., 1961, v. 3, p. 71. — В a 1 a z s Т., G r i с e H. Ibid., 1963, v. 5, p. 387. — Bennett J. V. et al. Appl. Microbiol., 1966, v. 14, p. 170. — Ciaffi G., Antibiotica % (Ital.), 1968, v. 6, p. 224. — Cage J. C„ Brit. J. Industr. Med., 1968, v. 25, p. 304. —
■Gorirasowsky E. et al. Acta clin. belg., 1968, v. 23, p. 304. — К о n 11 i n e n A., Clin. Chim. Acta, 1967, v. 18, p. 147.— Idem. Ibid., 1968, v. 21, p. 29. — W i I-Jiams C. A. et al. J. exp. Med., 1963, v. 118, p. 315.
Поступила 10/VlI 1973 r.
Дискуссии и отклики читателей
УДК 614.777:614.445(083.95)
Член-корр. АМН СССР проф. С. Н. Черкинский, проф. Н. Н. Трахтман
К ПЕРЕСМОТРУ ПОЛОЖЕНИЯ «О ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ»
1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова и Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Отечественная и зарубежная практика водоснабжения последних десятилетий позволяет признать, что решающим в обеспечении надлежащего качества питьевой воды при эксплуатации поверхностных водоисточников является ее очистка и обеззараживание на водопроводных станциях. Вместе с тем необходимо принять во внимание, что предпринимаемые на си-b стемах централизованного водоснабжения меры по очистке и обеззаражи-
ванию воды источников водоснабжения по различным причинам не всегда гарантируют надежное улучшение качества воды до уровня, требуемого ГОСТ 2874-54 «Вода питьевая», с чем в известной степени связано распространение водным путем кишечных заболеваний среди населения даже при пользовании водой централизованных систем водоснабжения (Steel; Wol-man и Dormán; В. Б. Нестерова, и др.).
Основной причиной, обусловливающей возможность ухудшения качества обработанной на водопроводных станциях воды, служит высокая степень загрязнения водоисточника при известной ограниченности эффекта технологических процессов обработки воды. Исследования, проведенные в этом направлении, дали возможность сформулировать общую закономерность, характеризующую прямую зависимость конечного результата очистки и обеззараживания от качества исходной воды, в частности, в отноше-» «ии содержания бактерий группы кишечных палочек. Наличие такой за-
висимости подтверждено результатами экспериментальных работ по хлорированию питьевой воды, выполненных С. А. Фридлянд на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института (С. Н. Чер-кинский и Н. Н. Трахтман).
В дальнейшем существование этой закономерности подтвердилось при. изучении эффективности очистки и обеззараживания воды на 25 речных водопроводах РСФСР по данным ежедневных исследований ее в течение 3 лет. Коэффициент корреляции между бактериальным загрязнением (по числу бактерий в 1 мл) воды, выходящей из водопроводной станции и забранной из водоемов, составлял 0,48—0,99 (С. Н. Черкинский и Н. Н. Трахтман).
Таким образом, в связи с существующими взглядами и санитарной практикой возникла необходимость ограничения степени загрязнения водоисточников в месте водозабора и установления соответствующих нормативов, которые нашли отражение в ГОСТ 2761-57 «Источники водоснабжения. Правила выбора и оценка качества».
Фактические данные о качестве воды водоисточников свидетельствуют о том, что во многих случаях оно не отвечает установленным нормативам. Вместе с тем, как показало изучение работы водопроводных станций городов РСФСР, последние, как правило, обеспечивали подачу населению воды, качество которой по бактериологическим показателям соответствовало-гигиеническим нормативам. Однако при этом на ряде станций имел место форсированный режим обеззараживания и в воде вынужденно поддерживались чрезмерно высокие концентрации остаточного хлора. Это еще раа подчеркивает зависимость санитарной надежности качества питьевой воды от режима ее технологической обработки на водопроводных станциях, и опасность, связанную с любым его нарушением.
Изложенное подтверждает необходимость установления зон санитарной охраны (ЗСО) поверхностных водоисточников централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и позволяет определить преследуемую при этом задачу. Задачей таких ЗСО является ограничение микробного загрязнения до степени, требуемой ГОСТ 2761-57 (не более 10 ООО кишечных палочек в 1 л), при которой современными общепринятыми методами очистки и обеззараживания можно достигнуть такого качества питьевой воды, которое установлено ГОСТ 2874-54. Следует подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, в задачи организации ЗСО входит ограничение именно бактериального (и вирусного) и в известной степени органического загрязнения воды, связанного с поступлением в водоемы хозяйственно-бытовых и некоторых близких по характеру промышленных сточных вод. В этом случае, как известно со времени исследований проф. С. Н. Строганова, имеют значение процессы бактериального самоочищения воды и ликвидации органических веществ животного и растительного происхождения.
Что касается охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения от химического загрязнения, поступающего в водоемы почти исключительно с промышленными стоками, то, как известно, возникающие при этом задачи решаются на основе теории и практики санитарной охраны водоемов (С. Н. Черкинский) и «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами», которые опираются на «Основы водного законодательства в СССР и союзных республик».
В соответствии с «Правилами» выше по течению в 1 км от водозабора вода не должна содержать химических загрязнений в концентрациях, превышающих предельно допустимые, которые исключают возможность непосредственного влияния на здоровье населения или ухудшение органолеп-тических свойств питьевой воды. При этом следует учитывать отсутствие данных о процессах самоочищения водоемов от промышленных загрязнений и ограниченность барьерной роли водопроводных очистных сооружений, как это показано в экспериментальных работах последних лет-(С. Н. Черкинский и др.). Экспериментально установлено, что барьерная:
роль водопроводных очистных станций в отношении промышленных загрязнений водоисточников весьма ограничена. Это подтверждают данные, полученные при изучении водопроводных станций городов РСФСР. В ряде случаев в связи с нахождением в водоисточниках специфических ингредиентов промышленных стоков питьевая вода обладала неудовлетворительными органолептическими свойствами. Отсюда нельзя рассчитывать, как в отношении бактериального загрязнения, на то, что очисткой и обеззараживанием источника удастся без существенных затруднений достичь качества питьевой воды, отвечающего ГОСТ-2874. Как известно, допустимые концентрации в питьевой воде химических веществ, являющихся промышленными и сельскохозяйственными загрязнениями водоисточников, не должны превышать нормативы, установленные для водоемов санитарно-бытового пользования и лимитируемые по санитарно-токсикологическому или ор-ганолептическому признаку вредности.
Таким образом, задачи, которые должны решаться организацией ЗСО поверхностного водоисточника в отношении химического загрязнения, в полной мере обеспечиваются в плане реализации мероприятий в области санитарной охраны водоемов. Иначе стоит вопрос о бактериальном загрязнении водоемов.
Представление о скорости протекания процессов бактериального самоочищения воды должно быть положено в основу определения границ ЗСО. С. Н. Строганов, обобщая результаты гигиенических наблюдений на многочисленных реках различных районов страны летом, определил интенсивность процесса бактериального самоочищения (по часовой скорости отмирания кишечной палочки как общепризнанного санитарно-по-казательного микроорганизма в процентах к исходной концентрации бактериального загрязнения).
В полном согласии с теоретическими представлениями, по данным С. Н. Строганова, оказалось, что чем меньше оставалось бактерий в воде, тем меньшей была интенсивность процесса самоочищения, но среднечасовая скорость процесса была достаточно стабильной. При среднечасовой интенсивности отмирания, равной 2%, в летнее время уже за 2 суток бактериальное самоочищение от кишечных палочек достигало 96% первоначального загрязнения речной воды. Однако ввиду того что в течение первых суток после поступления бытовых стоков в водоемы возможно повышение содержания кишечных палочек (в результате раздробления грязевых конгломератов и высвобождения бактерий), суммарная длительность движения речной воды для достижения 96% эффективности оказывалась равной не менее 3 суткам.
Не менее обширное исследование процесса бактериального самоочищения было выполнено на реках США в летний и зимний периоды (Schro-epfer). Можно отметить достаточную степень совпадения интенсивности процесса бактериального самоочищения в летнее время: в США за 2 суток оставалось 6,7% начального числа кишечных палочек, по отечественным данным — около 4%. Как и следовало ожидать, зимой процессы бактериального самоочищения значительно замедляются и уровня летнего времени достигают лишь по истечении 6 суток.
Так как интересы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения связаны с зимним периодом не меньше, чем с летним, а задачи обеспечения санитарной надежности должны решаться для наименее благоприятных условий, очевидно, верхняя граница ЗСО речных водозаборов должна определяться с учетом условий зимнего периода. Поэтому выше по течению реки граница ЗСО (2-го пояса) должна быть удалена от водозабора таким образом, чтобы для I и II климатических зон пробег воды от границы ЗСО до водозабора обеспечил период бактериального самоочищения продолжительностью не менее 5 суток, а для III и IV климатических зон пробег воды от границы до водозабора должен обеспечить не менее ^-суточного периода бактериального самоочищения.
На этой основе применительно к местным гидрологическим особенностям водоемов можно определить расстояние L от водозабора до верхней* границы ЗСО по формуле:
L = V-t,
где: V—скорость течения (в м/сутки), a t (минимально необходимый период» бактериального самоочищения) принимается соответственно климатической зоне.
Поскольку эффективность процесса с уменьшением начального бактериального загрязнения будет повышаться, реальное значение установления верхней границы ЗСО будет зависеть от объема санитарных мероприятий по предупреждению загрязнения территории ЗСО и по обеззараживанию сточных вод, отводимых с этой территории.
На основании изложенного представляется важным учесть при пересмотре положения о ЗСО следующее. 1. Существующее бактериальное загрязнение поверхностных водоисточников, известная ограниченность-эффекта технологических процессов обработки воды на водопроводных станциях и зависимость конечного результата очистки и обеззараживания воды от ее исходного качества обусловливают необходимость создания зон санитарной охраны (ЗСО) централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. 2. Задачей организации ЗСО является ограничение-загрязнения водоисточника бактериями, вирусами и органическими веществами, которые могут поступать с хозяйственно-бытовыми и близкими к ним по составу промышленными стоками. Качество воды поверхностных, источников водоснабжения в отношении промышленных химических загрязнений должно обеспечиваться в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». 3. В основу определения границ ЗСО поверхностных водоисточников должно быть положено-представление о скорости процессов бактериального самоочищения с учетом климатических зон расположения централизованных систем водоснабжения.
Вопрос об охране водозаборов от влияния промышленных сточных вод. должен решаться с учетом соблюдения предельно допустимых концентраций специфических ингредиентов в 1 км выше пункта водопользования на основе расчетов, принятых в санитарной охране водоемов.
ЛИТЕРАТУРА. Нестерова В. Б. Гиг. и сан., 1971, № 4, с. 13.— Строганов С. Н. Загрязнение и самоочищение водоемов. М., 1939. — Черкни-с к и й С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. М., 1971. — Ч е р -кинский С. Н., Трахтман Н. Н. Обеззараживание питьевой воды. М., 1962.— Steel Е. V-, Water Supply and Sewerage. New York, 1953. —Wolman A, Gorman A. E., Am. J. publ. Hlth., 1931, v. 31, p. 115.
Поступила 29/V 1973 r.
УДК 615.916:546.262-31]:59.082.5
Канд. мед. наук Н. П. Александров
ВЫБОР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ОКИСИ УГЛЕРОДА
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Ленинград
Существует мнение, что человек по чувствительности к пороговым дозам некоторых ядов мало отличается от лабораторных животных, в частности грызунов (Г. Н. Красов-ский; И. П. Уланова). Однако Л. А. Тиунов считает, что видовые различия к ядам вообще-и к окиси углерода в частности существуют и обусловлены главным образом различиями метаболизма яда в организме. Следовательно, в токсикологической литературе существует неодинаковый подход к оценке чувствительности животных к одному и тому же яду.
Литературные сведения о чувствительности экспериментальных животных к окиси углерода противоречивы даже при сравнительно одинаковых условиях проведения опытов.. Например, по данным Ш. Эдере и М. Истен, белые мыши погибают при действии концентра-