Научная статья на тему 'К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике'

К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22045
2361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике»

дивидуальных особенностей, основанных на психофизиологии ребенка, организовывает учебный процесс, доступный для детей с ограниченными возможностями, владеет приемами общения, осуществляет на практике технологии управления.

Тезис «учитель - душа школы» высказанный еще в XIX в., не потерял свой актуальности и в наше время. Конечно, за эти столетия много раз модернизировалась система образования России. Изменились требования, предъявляемые к будущему и действующему педагогу. Сейчас издается много специальной литературы, проводятся семинары и мастер-классы для того, чтобы помочь современному учителю реализовать себя при выполнении профессионального долга. Но самым главным для настоящего учителя, а не личности, получившей право на осуществление педагогической деятельности, является совершенствование себя как личности с точки зрения морали и нравственности.

И. Н. Соколовская, А. А. Кивилёва

К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике

Под познавательным интересом зачастую понимают различные состояния человека, всего лишь объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство и др. В научной литературе, освещающей данную проблему, можно встретить разнообразные толкования этого понятия.

Так, например, И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н.Ф. Добрынин.

Однако в науке есть толкования данного понятия, имеющие более широкий смысл. По мнению Н.Г. Морозовой, познавательный интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес - это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возможен только в деятельности и прежде

89

всего в учении. Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям: отбор соответствующего содержания учебных предметов и собственно организация познавательной деятельности учащихся.

Мы убедились, что авторы определяют познавательный интерес с различных позиций, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена. Чаще всего авторы связывают познавательный интерес с преобладанием положительных эмоций к деятельности, с мотивации к ней, с потребностью познать предметы и явления окружающего мира.

В результате критического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выявили следующие особенности познавательного интереса:

1. Прежде всего он выражается в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи.

2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением человеком знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой - этот процесс невозможен без приобретения новых знаний, которые представляют собой важнейший «строительный материал», являющийся фундаментом развития познавательного интереса. Поэтому «прочные» знания - это не просто основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Становится ясным, что под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными.

3. Познавательный интерес активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Это, в свою очередь, отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире. Так, например, при наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит.

4. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

90

Рассмотрев различные точки зрения ученых, мы убедились, что познавательный интерес отражает избирательную направленность ребенка, обращенную не только к познанию самого предмета. Познавательный интерес должен стимулировать ребенка на проявления активности именно в процессе деятельности по познанию конкретного предмета.

В современных исследованиях представлены также различные компоненты структуры познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса. К ним относятся:

• эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (например, оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками);

• интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации). Их Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса» и связывает с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

• регулятивный компонент. Отражает устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности;

• творческий компонент, который выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

Кроме того, Г.И. Щукиной принадлежит идея о том, что познавательный интерес в своем развитии проходит последовательные стадии: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес. Подчеркнем, что идею автора разделяют не все исследователи, так как данные стадии выделяются чисто условно, однако следует отметить тот факт, что наиболее характерные стадии-признаки остаются общепризнанными. Охарактеризуем некоторые из них.

91

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности, отличающееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса чаще всего ребенком проявляются такие эмоции, как удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью. Сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Неоднократно установлен факт о том, что любознательные люди неравнодушны к миру, они всегда находятся в состоянии поиска чего-то нового, неизведанного.

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения исследователей по определению сущности познавательного интереса, его структуры и основных признаках, мы пришли к следующему выводу. Познавательный интерес отличается от любых других педагогических феноменов познавательной активностью, явной избирательной направленностью на конкретный предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует развитию умений ребенка выявлять закономерности и устанавливать связи между предметами познания.

Г. Ю. Цыганок, О. В. Сергеева Влияние темперамента на изучение иностранных языков

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами, одна из которых - желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и куль-

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.