Научная статья на тему 'Профессиональный интерес как педагогическая проблема'

Профессиональный интерес как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3625
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потемкин А. Д.

В статье рассматривается влияние инновационной деятельности студентов на развитие профессиональных интересов, где профессиональный интерес выступает фактором развития личностных образований, что в свою очередь, влияет на совершенствование качества вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потемкин А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional interest as a pedagogical problem

This article dwels upon the influence of students' innovative activities on professional interest development. Professional interest acts as a factor of personal features development that affects the perfection of higher education quality.

Текст научной работы на тему «Профессиональный интерес как педагогическая проблема»

А.Д.Потемкин

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается влияние инновационной деятельности студентов на развитие профессиональных интересов, где профессиональный интерес выступает фактором развития личностных образований, что в свою очередь, влияет на совершенствование качества вузовского образования

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса профессионального обучения, проблема развития профессионального интереса является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей профессионального обучения, которые привлекали бы к себе студентов. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса. Сила профессионального интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он обнажает объективные ценности профессионального обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту, придает профессиональной деятельности личностный смысл, содействует ее продуктивности. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности, как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и другие. Под влиянием профессионального интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря профессиональному интересу деятельность студентов (будущих экономистов) становится плодотворной. Интерес к профессиональной деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

Профессиональный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная профессионального интереса, тускнеет, личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость эмоционально-ценностного удовлетворения в профессиональной деятельности.

Профессиональный интерес оказывает су-

щественное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Интерес - это сложное психическое образование, предоставляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес - это единство профессиональных, эмоционально-познавательных и волевых сфер человека. Сложность и значимость этого явления можно объяснить, тем что теория интереса рассматривается в социологии, психологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ.

Так, например, традиции французских материалистов XVIII века (Гельвеция, Гольбаха, Дидро) заложили первые позиции объяснения общественной жизни с помощью интереса (французское слово ).

По мнению Гольбаха - “интерес - это реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом”. В трудах Гельвеция - “интерес - всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета”. В исследованиях И. Канта и Гегеля “...интерес несовместим с естественной природой человека”. Наконец, в философском словаре определяется понятие интереса как характеризующее “объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, группы, наций, общества в целом. Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их стратегий, их интересов. и лишь они играют главную роль”.

Определение понятия “интерес” впервые попытался дать И. Кант. По его мнению, интерес - это то, что делает “разум практическим,

причиной, определяющей волю”. Словом, Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, но считает интерес постоянным фактором. И здесь мы подходим к интерпретации интереса как феномена, имеющего объективносубъективную природу. Однако, признание такой единой природы в качестве объективной данности чревато предположением того, что сущностная двойственность этой природы делает это единство само собой разумеющимся, устанавливающимся автоматически. А такая презумпция единства интереса не только не соответствует реальности, где мы видим множество различных проявлений интереса, но и вуалирует актуальнейшую и колоссально значимую проблему - проблему поиска и реализации условий совпадения объективного и субъективного интересов, достижения их единства. И эта проблема более усугубляется тем, что интерес в своей сущности - феномен социальный, а любая социальная реальность возникает только благодаря и в результате деятельности людей.

Следовательно, и единство это надо строить самим, как цель и результат деятельности целеустремленного социального субъекта (2). Интерес, - отмечает А.Г. Ковалев, - это “специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности”. Значимость - вот что способно зафиксировать первичное любопытство, избирательно выделившее предмет из мира других подобных, и сменить его другим состоянием - заинтересованностью, субъективным интересом. Значимость качественно выступает как “практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку”. Количественно она выступает основой оценки степени актуальности, важности того или иного желательного объекта. Значимость определяет выбор и иерархию ближних и дальних целей, формирует специфику той или иной мотивации и “определяет подлинный стержень личности”.

Таким образом, значимость - вот что обеспечивает заинтересованность; это та или иная концентрация эмоциональных переживаний человеком различных фрагментов внешнего мира или их сочетаний. Оснований для такой вариативной концентрации может быть много

- это и его личный опыт, и знание, и понимание объективных связей и свойств реальности, и различные психические состояния, привычки, вкусы и прочее. Объективной основой, крите-риализующей и корректирующей индивидуаль-

ное сознание, обеспечивающей рациональный критерий правильности расстановки объектов и ситуаций значимости, является социальная система ценностей.

Таким образом, избирательность и социальность интереса проявляются в том, что в нем, во-первых, система социальных ценностей не только сама является результатом социальноисторической практики человечества, но, в свою очередь, является и средством соответствующей социализации индивида, формирующим его цели, потребности, средства и пути их достижения; во-вторых, осознанная через систему ценностей совокупность объективных условий, полезных субъекту и выступающих для него благом, осознается и психологически переживается как нужное ему, значимое для него; в-третьих, наиболее значимое для него (это не всегда самое ценное обстоятельство, но иногда - наиболее желаемое, иногда - наиболее доступное, или наиболее понятное и принятое и т.п.) становится востребуемым, формируется в потребность, а затем в цель и мотив деятельности. Вот где объединяются объективность и субъективность интереса, разворачиваются такие его признаки, как осознанность и избирательность, социальность интереса. Единство же объективного и субъективного интересов - это и есть “истинный” интерес, достижение и реализация которого - предмет особой деятельности и особого осмысления. Формирование и реализация “истинного” интереса требует не только зрелых и оформившихся систем - ценностей, оценок, логических средств, критериев выбора, способностей сознания и т.д., но и соблюдения условий адекватного перехода от одного структурного уровня интереса к другому. Столь же существенно требование интереса к другому. Столь же существенно требование адекватности и к формированию соответствующего эмоционального ансамбля, необходимого комплекса внутренних переживаний субъекта, в соответствии с иерархизированным движением объективированных взаимодействующих факторов. Это и будет то самое единство объективного и субъективного интереса, устойчивый или “истинный интерес” (1). Социологическая сущность интереса изучалась многими философами и социологами (Г.Е. Глезерман, Ю.А. Жданов, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и другие). Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интересы человек выражает идеоло-

гию, взгляды, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находится предметная деятельность людей, интерес является “реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений

- мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов”.

Таким образом, интерес имеет огромное значение в развитии общества. С другой стороны, как уже показано выше, интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его (человека) существования и развития.

Следовательно, вытекает необходимость развития интересов у людей различных социальных и возрастных групп (например, студенты), что переходит в область психолого-педа-гогических наук. Принято считать, что внутренняя мотивация индивида играет ведущую роль в процессе его психического развития. В рамках профессионального развития эта мотивация представлена прежде всего стремлением к интеграции в социум на основе идентификации с социальными, в том числе профессионально специфическими группами. Это стремление выражается в ориентациях, во-первых, на разные квалификационные уровни, связанные различным объемом и качеством общего и профессионального занятия, имеющие особый предмет труда и специфический операциональный состав. При этом ориентация на образовательный и квалификационный уровень действует прежде всего на основе достижений мотивации, а в ориентации на специфические предметные занятия. Наиболее существенную роль играют профессиональные интересы, характеризующиеся таким феноменологическим признаком, как переживание состояния “заинтересованности”, “захваченности”, “зачарованности”, “поглощенности” каким-либо процессом. Не всегда эти две ориентации согласованы друг с другом, и очень часто индивид - в силу того, что выраженность и направленность его интересов во всей полноте остаются от него скрытыми, - в осуществлении своей карьеры делает тот или иной выбор не потому, что профессия может доставлять удовлетворение сама по себе, а потому, что представители данной профессии позитивно оцениваются (через деньги, почет, власть и пр.). В теоретической и экспериментальной психологии получены многочисленные подтверждения важности профессиональных

интересов как в оптимизации уже сформированной профессиональной деятельности (Р. Золле), так и в процессе профессионального развития (Д. Сьюпер); показано, что профессиональные интересы, развиваясь в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному возрасту, проходят ряд стадий: от зарождения отдельных интересов, их оформления в предметном плане к их “кристализации”, завершающейся, по мнению Э. Тодта, формированием системы интересов. Но при переходе от общих положений к классификации интересов индивида, который мобилизует себя на решение задач профессионального развития, не всегда ясно, что же является основной причиной выбора им того или иного занятия: интересность самого процесса, престижность, доступность этого занятия, возможность таким образом доставить удовольствие другим (например, родителям) - все это может выражается в одном и том же намерении, т.е. фиксируется лишь то, что лежит на поверхности, рациональный выбор: “Мне нравится.”. На этом основании появилось предположение, что интересы имеют тенденцию к генерализации, а данный фактор мог бы быть охарактеризован как фактор “общей заинтересованности” (2). Следует также отметить, что в учебнике “Общая психология” авторов Ю.Н. Казакова, Г.К. Золотарева “интерес” - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью (желание заняться какой-либо деятельностью). В конечном итоге интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом.

Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Из видов интереса для нашего исследования важным предоставляется опосредованный интерес как результат к деятельности: к приобретению профессии. Проблеме развития интереса уделил внимание Я.А. Коменский. В “Великой дидактике” он советует “всеми возможными средствами воспламенять жажду знаний”. Определенную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: “Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко”. Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарта. Если

до И. Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то И. Гербарт призывал к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, И. Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельностное начало) и с самим действием. Развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения, он также останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его развития. В России, в поисках иных путей усвоения знаний, к решению проблемы интереса подошли И.Н. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в своей педагогической теории рассмотрел проблему интереса К.Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. В развитии интереса в ребенке К.Д. Ушинский видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. Идеи К.Д. Ушинского об интересности в преподавании были воплощены в методические книги Д.Д. Семенова и А.Я. Герда. Вслед за К.Д. Ушинским они показали, что преподавание только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ученика с практикой обучения. Неслучайно в их работах ведущая роль в обучении отводится практическим работам, т.е. интерес учащихся к предмету зависит от метода обучения. В начале 20 века общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Капте-рева. Огромное значение в развитии интереса он придавал влиянию окружающей среды, рекомендуя шире применять в учебном процессе самостоятельные работы учащихся, тем самым развивая самодеятельность. Своеобразный подход к решению проблемы интереса мы находим у группы методистов во главе с Б.Е. Райковым. Уже тогда, в начале 20 века, они убедительно показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда учащийся в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был разработан исследовательский метод, который активно влияет на развитие интереса к профессии. В послереволюционный период, проблему развития интереса к учению

исследовали Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, Д.В. Эльконин и другие. Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы интересов.

Для нашего исследования важным является утверждение А. А. Гордона, П.И. Иванов, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других о том, что интерес определяется как направленность сознания. Данный феномен ученые рассматривают следующим образом: интерес представляет собой эмоционально окрашенную направленность нашего сознания на определенные объекты; интерес более или менее длительная направленность личности на определенный предмет, на определенную область деятельности в жизни, на определенную деятельность;Т.И. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Полов-никова отводят интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной деятельности; интерес мотивов, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С.Л. Рубинштейн); Д.Б. Эльконин, В.В. Давидов указали, что интересы не могут возникнуть не иначе, как только в деятельности. Кроме того, ряд ученых (С.Ф. Егоров, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев) рассматривают интерес как избирательное отношение личности к определенному предмету, отраженном в его сознании; интерес - эмоционально окрашенное избирательное отношение личности к познанию предметов и явлений внешнего мира, которое развивается из потребности в процессе отражения человеком объективного мира и активного воздействия на него; интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательности; интерес - подсознательное поведение личности к объекту - может быть сведен к нему; интерес - потребность в том или ином предмете, как возбудителя объективно значимых эмоций и средств достижения объективно значимых целей.

Для нашего исследования важным является вывод Г.Е. Глезермана о том, что основа интереса объективна . Г.И. Щукина считает, что интерес является мотивом, стимулом всякой деятельности: “Интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку выражает избирательный характер в деятельности, и предметах, и явлений ок-

ружающей действительности”. Познавательный процесс в своем развитии, как указывает Т.М. Щукина, проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, познавательному интересу и интересу к профессии. Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, которая может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса у учащихся еще не замечается стремление к познанию сущности. Любопытство больше связано с эмоциональной реакцией на новизну. Любознательность - эта стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса учащимся свойственны эмоции удивления, радости познания. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности. В дальнейшем на этой основе складываются интересы к профессии, наиболее полно проявляются свойство интереса- быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется увлеченностью человека делом, потребности к углубленному и творческому применению знаний, постоянному их совершенствованию.

Таким образом, интерес к профессии, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами профессиональной деятельности. Анализ литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, это интерес определяется как “форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности” (3).

Следовательно, интерес в динамике своего развития может превращаться в потребность, в осуществление деятельности, вызывающей интерес. Эти определения несомненно расширяют и углубляют понятие интереса, однако они далеки от того, чтобы на их основе можно было бы раскрыть сущность профессионального интереса. Доказано, что определенному виду трудовой деятельности соответствует определенный интерес к профессии. Единственным источ-

ником удовлетворения материальных и духовных потребностей человека в нашем обществе является труд, который определяет место человека в обществе, смысл и цель его существования. С самого начала трудовой деятельности возникает и духовная жизнь человека, поэтому человек в процессе труда находит источник удовлетворения своих духовных потребностей. Важнейшим стимулом к труду является материальная заинтересованность в результатах труда, но человек любит свой труд не только поэтому. Удовлетворение человек получает в процессе труда, в мастерстве, в соединении умственных и физических усилий, в творческом поиске.

Следовательно, интересы которые представляют проявление профессиональных отношений - объективны и их необходимо отличать от отражения интереса в познании людей. Кроме того, В.Г. Нестеров утверждает, что “интерес- явление объективное, представляющее собой единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны он имеет материл основы (объективно существующие потребности личности, общества в целом), а с другой стороны всегда так или иначе, более или менее глубоко, правильно или неправильно отражается в сознании и оформляется в нем в виде отдельных целей. В связи с этим интерес представляет собой “единство объективного и субъективного”. Мы разделяем точку зрения А.Г. Здравомыслова, который в своих исследованиях отражает сущность интереса в “ единстве субъективного содержания и субъективной форме, как единство объективного и субъективного понимания”.

Таким образом, основы интереса и характер причин их порождающих определены: по форме существования интерес субъективен, ибо “всегда” оформлен в сознании; содержание интереса определено как объективное. Опираясь на рассмотренные теоретические положения, мы отмечаем, что: интерес выражает избирательную связь личности с окружающими условиями. Интерес нужно рассматривать не только как сложное отражения в сознании, но и как положительное избирательное отношение к этим сторонам действительности, как сближение психолого - педагогического и социологического аспектов определения интересов, как обнаружение диалектического единства объективного и субъективного в явлении интереса.

В связи с проблемой нашего исследования необходимо также уточнить разные отношения

между понятиями “интерес” и “потребности”. Анализ психолого-педагогической литературы и исследований по исследуемой литературе и исследований по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что: потребность - состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его; потребность исчерпывается после её удовлетворения , а интерес по мере его удовлетворения расширяется, вызывая к жизни другие растущие потребности; потребность - это нужда в чем- то недостающем, необходимом для поддержания определенного для каждого человека уровня жизни и деятельности и отсутствующим в данный момент. В связи с этим, особенностью потребности является наличие определенных фаз в её развитии. Считаем мнение Б.Г.Ананьева о существовании трех фаз в развитии потребности правомерным: 1-ая фаза - напряжение - возникает по мере роста в организме объективной недостаточности в соответствующих материалах внешней среды; 2-ая фаза - встреча с предметом; 3-я фаза

- насыщение - постепенное сближение основного в данной ситуации анализатора.

Следовательно, потребность - как побудительная сила, как источник человеческой активности имеет по времени ограниченный характер, т.е. после её удовлетворения она перестаёт существовать по сравнению с явлением интереса. В контексте нашего исследования необходимо подчеркнуть, что удовлетворение потребности всегда испытывается человеком, как субъективно положительное состояние, как удовольствие. Потребность не только предполагает общее эмоциональное состояние, но и оказывается органически связанной с другими разнообразными эмоциональными переживаниями. Анализ психолого-педагогической и социологической литературы, исследований по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что первоначальным мотивом к действию, побудительной силой выступает потребность в качестве исходного импульса. Интерес человека к деятельности проявляется в развитие первоначальных и побудительных потребностей. Бывает очень трудно отделить интерес от потребности на высшем этапе развития интереса, особенно на уровне призвания к какому - либо виду профессиональной деятельности. Интерес снова может проявиться как потребность, но уже как интерес более высокого уровня. В понимании интереса мы разделяем точку зрения Н.Г. Морозовой, которая считает, что первоначаль-

ный интерес человека к знанию возникает от потребностей в нем, но затем, абстрагируясь от конечного результата, сама познавательная деятельность приобретает побудительную силу.

Следовательно, интерес - целая система объективно существующих и развивающихся потребностей человека с одной стороны, а с другой повышенное положительно-эмоциональное состояние психики, достаточно длительное по времени, в процессе удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, интерес - определенное единство объективного и субъективного моментов интереса. Объективным моментом является положение личности с ее потребностями и общественными связями. Субъективным моментом является побудительные силы: желания, стремления, мотивы деятельности, эмоциональное отношение к объекту, виду деятельности. Социально-психологический анализ сущности интереса приводит нас выводу о том, что профессиональный интерес - единство двух сторон одного и того же явления. С одной, он представляет собой совокупность связей будущего специалиста с людьми, коллегами, специалистами, организациями, т.е. объектами и субъектами деятельности, с другой - несет в себе положительное эмоциональное отношение к самой деятельности. Такой подход к изучению сущности профессионального интереса несколько отличается от других взглядов, встречающихся в психолого-педагогической литературе и для нашего исследования представляется важным. Для нас представляется интересным точка зрения А. Зотова и В. Шалимова, что наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, интересующая субъекта деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься. Внутренние мотивы деятельности, в таком случае, являются определяющими, от них зависит содержание интереса. Внешние мотивы, как положительные, так и отрицательные, могут лишь ускорить или наоборот, замедлить возникновение и укрепление интереса. Однако понятие “профессиональный интерес”, структура и закономерности его развития еще не имеют достаточно четко сформулированного научного определения. Для исследования сущности понятия “профессиональный интерес” характерны следующие подходы:

1.Б.Г. Ананьев, А.Г Ковалев, А.М. Леонтьев, В.М. Мясицев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А Самарин, Б.М. Теплов, Д.Н Узнадзе и другие

считают положительным влиянием эмоциональные реакции, возникающие при интенсивной для человека работе.

2.А.С. Айзенкевич, Г.М. Гак, Г.Е Глезер-ман, А.Г Здравомыслов, Я.А. Кронкрад, В.Г. Нестеров, Д.И. Чесноков и другие считают, что сущность интереса определяются с позиции современной психологической теории, которая рассматривает вопросы основы интереса и причины их порождающие.

Для нас представляет интерес мнение А.Ф. Эсаулова о том, что “профессиональный интерес- выражается в сосредоточенности мысли личности на предмете избранной профессиональной деятельности, в положительном эмоциональном отношение к ней”. Подобная трактовка профессионального интереса вполне правомерна. Опираясь на рассмотренные теоретические положения, мы даем следующие определение профессиональному интересу, который представляет собой значимую потребность будущего экономиста, направленную на удовлетворение эмоционально - интеллектуальных мотивов, основой который являются специальные знания, умения и волевая активность в профессиональной деятельности, а результат- самостоятельная продуктивная деятельность будущего специалиста. Мы разделяем точку зрения В.Г. Максимова, Н.Г. Морозовой, Г.И.Щукиной, А.Ф. Эсаулова, Е.В. Тесли, которые считают существенно важным среди основных признаков профессионального интереса следующие: совокупность общественных связей студента с однокурсниками, преподавателями, специалистами, организациями, характеризующая его социальное и профессиональное положение, как будущего специалиста; положительное эмоционально-познавательное отношение студента к однокурсникам, преподавателям, специалистам, населению и к профессиональной деятельности; ценностно-познавательный уровень студента, прежде всего уровень его профессиональных знаний; волевая активность студента в профессиональной деятельности, которая определяется прежде всего его способностью преодолевать разной степени сложности, трудности, как в процессе учебы в вузе, так и в самой профессиональной деятельности.

В нашем исследовании выделены три уровня развития профессионального интереса у будущего специалиста: высокий, средний, низкий.

Остановимся на их краткой характеристике. Высокий уровень - значимая потребность

характеризуется осознанностью важности развития профессионального интереса, развитием у будущего экономиста профессиональных потребностей, познавательных мотивов, наличием глубоких специальных знаний, в частности знаний закономерностей, методов, приемов и форм развития экономического мышления и нововведения, владение профессиональным умениями, проявлением самостоятельности в экономической деятельности, не шаблонности мышления, творческой активности, применением имеющихся знаний для решения новых задач или уже решавшихся задач, но в новых условиях; критическим подходом к своей экономической работе, к ее результатам, стремлением к ее совершенствованию. Средний уровень (устойчивая увлеченность) характеризуется наличием представления о экономической деятельности в целом и желанием направлять свои усилия на развитие профессионального интереса. Проявлением у студентов работоспособности, инициативы, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми специальными знаниями, умениями, осознанием важности и необходимости нетрадиционного решения, возникающих в экономической деятельности проблемных ситуаций. Вместе с тем, отмечается недостаточная сфор-мированность системы знаний, умений необходимых для успешного нестандартного решения задач, связанных с развитием профессионального интереса к экономической деятельности. Низкий уровень (безразличное отношение) характеризуется отсутствием ярко выраженного интереса к экономической деятельности в целом. Сравнительно низким уровнем специальных знаний, слабым владением методами и приемами экономического мышления; несформиро-ванностью системы знаний, умений, необходимых и достаточных для развития профессионального интереса, проявлением явно недостаточной активности при выполнении творческих профессиональных заданий преимущественно стереотипным подходом к решению возникающих в профессиональной работе проблем, обычно они с трудом отказывались от привычных способов решения возникающих в их деятельности задач.

Особое значение для нашего исследования представляет также рассмотрение принципов лежащих в основе развития профессионального интереса и входящих в качестве основополагающих требований практической организации

учебно-познавательной деятельности. Принцип

- это первоначальное, исходное положение, руководящая идея. Значимым для нашего исследования представляется утверждение А. Эйнштейна. Для применения “своего метода теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствие. Его деятельность, таким образом, разбивается на два этапа. Во-первых, ему необходимо отыскать эти принципы, во-вторых, - развивать вытекающие из этих принципов следствия. Если для некоторой области, то есть для совокупности взаимосвязей, первая задача решена, то следствие не заставят себя ждать”. Развитие профессионального интереса у будущего экономиста является составной частью системы профессиональной подготовки специалистов и включает несколько этапов: консолидация составных признаков профессионального интереса при диагностирующем этапе развития; становление профессионального интереса при адаптивном этапе развития; развитие профессионального интереса до целостного состояния при деятельностном этапе. Ссылаясь на ряд исследований по проблеме развития профессионального интереса у будущего экономиста, можно выделить следующие принципы, лежащие в основе данного процесса: принцип преемственности, который дает возможность рассмотреть процесс развития профессионального интереса у будущего экономиста, учитывая этапный характер процесса; в связи с тем, что контингент студентов набирается из разных регионов, из различных социальных групп, и студенты находятся на различных уровнях развития профессионального интереса, его развитие требует учета особенностей различных групп воспитуемых, степени их сознательности и организованности, активности, т.е. индивидуального подхода; учитывая, что профессиональный интерес обеспечивает социально-психолого

- педагогический аспект в оценке явлений и выполняет нравственно-ориентировочные функции

- организацию и развитие профессионального интереса следует осуществлять на принципе лич-ностно ориентировочного подхода. Эти принципы являются основными, определяющими само-

стоятельную продуктивную деятельность у будущего экономиста. Исследование проблем профессионального интереса, как средства инновационной образовательной деятельности позволяет сделать выводы.

В философской литературе “интерес” рассматривает как реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. Структурирующий компонент интересов

- потребность. Это единство объективного и субъективного.

Ученые психологи категорию “интерес” понимают как эмоциональную реакцию, возникающую при интересной для человека работе; определяется как направленность сознания.

Ученые педагоги утверждаю, что профессиональный интерес, с одной стороны- это совокупность связей будущего специалиста с объектами и субъектами деятельности, с другой - это положительное и эмоциональное отношение к самой деятельности. Под профессиональным интересом мы понимаем значимую потребность будущего экономиста, направленную на удовлетворение эмоционально - ценностных мотивов, основой которых являются специальные знания, умения и волевая активность в профессиональной деятельности, а результат самостоятельная продуктивная деятельность будущего экономиста.

Развитие профессионального интереса у будущего экономиста рассматриваем как сложное, динамично развивающееся качество личности, характеризующееся наличием осознанности своего социального и профессионального будущего, удовлетворенности избранной профессией, волевой активностью и наличием профессиональных знаний, умений. Средством развития профессионального интереса будущего экономиста является инновационная образовательная деятельность. В основе развития профессионального интереса лежат принципы: преемственности, индивидуализации, личностно ориентированного подхода. Развитие профессионального интереса у будущего экономиста при всей ее индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый регулируемый процесс, имеющий взаимосвязь с инновационной образовательной деятельностью.

Список использованных источников

1.Кусжанова А.Ж. Проблемы интереса в сфере образования. Credo, 2000., № 2, 3.

2.КалининаТ.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего педагога. Диссертация кандидата педагогических наук. - Челябинск., 1998.

3.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.