Научная статья на тему 'К обсуждению проблемы качества образовательной деятельности Института (на примере Института психологии)'

К обсуждению проблемы качества образовательной деятельности Института (на примере Института психологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уваров Е. А.

Uvarov Ye.A. To the discussion of the problem of the quality of educational activity of an institute (by the example of the Institute of Psychology). The author substantiates the necessity of introduction of an internal system of estimation of the quality of educational activity. A structural-unitized model of quality estimation is worked out. Rating estimation of the educational activity of a sub-faculty and of each teacher is suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обсуждению проблемы качества образовательной деятельности Института (на примере Института психологии)»

К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА (на примере Института психологии)

Е.А. Уваров

Uvarov Ye.A. To the discussion of the problem of the quality of educational activity of an institute (by the example of the Institute of Psychology). The author substantiates the necessity of introduction of an internal system of estimation of the quality of educational activity. A structural-unitized model of quality estimation is worked out. Rating estimation of the educational activity of a sub-faculty and of each teacher is suggested.

Состояние системы образования в значительной степени определяет, как бы пафосно это не звучало, будущее любого цивилизованного государства. Еще со времен Конфуция образование являло собой фундамент развития общества. Человеческий капитал, под которым мы понимаем его совокупный интеллект, был и остается важнейшим элементом национального богатства, а в настоящих геополитических условиях в определенной мере национальной безопасности. Вне всякого сомнения, инвестиции в него дают высокую отдачу. Поэтому социальноэкономическое развитие России, положение в мировом сообществе во многом будет зависеть от уровня ее научно-технического развития, способности создавать инновационный продукт, различного рода современные, конкурентоспособные технологии.

Для последних лет характерно бурное развитие высшего образования во всем мире, что сопровождается усилением интеграционных процессов в области подготовки специалистов высшего уровня, примером которого может служить Болонское соглашение. При этом провозглашаются не только национальные образовательные доктрины, но и совершаются попытки их унификации и распространения в других странах. Вполне очевидно, что образование становится фактором национальной политики, распространения национальной идеологии развитых стран, стремящихся к мировому доминированию, и одновременно инструментом повышения экономического и социального благополучия собственных граждан.

Для решения такого рода задач образование должно идти по пути постоянного повышения качества как самого процесса, так и конечного продукта своей деятельности, постоянной модернизации и ориентирования в

своем движении на «зону ближайшего развития», под которой мы понимаем движение на шаг впереди современных требований и заказа социума. Это своего рода образовательная антиципация, ориентированная на завтрашний день, на качество и востребованность образовательной деятельности обществом, государством. Именно качество должно вселять надежду на освобождение от бремени количественных показателей (хотя, справедливости ради, следует сказать, что на определенном этапе развития высшего образования в России количественная ориентация сыграла заметную роль в выживании образовательных учреждений).

В настоящее время процесс развития образования настоятельно диктует необходимость внедрения системы качества в вузах. Многие специалисты отмечают, что наиболее перспективным при создании модели системы управления качеством образования представляется синтез принципов TQM и моделей, предусмотренных стандартами ИСО, хотя прямая редукция этих принципов на систему образования представляется весьма сомнительной, поскольку в одном и другом случае предметная область их применения различна.

Оставляя вне рассмотрения вопрос трактовки образовательного процесса как услуги или продукта, то есть процесса или результата, хотелось бы в данной статье сконцентрировать внимание на структурных и процессуальных сторонах организации системы качества. Вместе с тем мы прекрасно осознаем, что от приоритетности в решении вопроса первичности «услуг» или «продукта» во многом будет зависеть построение модели системы качества.

В своем видении построения модели мы исходим из системного взгляда на данный

процесс. Классически система представляет собой некую целостную структуру взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообу-словливающих друг друга элементов (подструктур). При этом система в целом и подструктуры ее составляющие в отдельности всегда нацелены на конечный результат деятельности. Необходимо отметить еще одну особенность системы: система как целостность является частью более крупной метасистемы с вытекающими функциями частности в целом.

Применительно к подразделению университета, которым является институт (факультет, кафедра), подход к организации системы качества с системных позиций позволяет предложить структуру, состоящую из ряда элементов, выполняющих сугубо специфическую роль, но в целом создающих целостную образовательную композицию. При этом функционально результирующий выход одного элемента образует вход другого, определяя или дополняя его работу. В институте различные виды деятельности, такие как учебная, научноисследовательская, социально-

воспитательная и другие, представляют собой взаимосвязанное, недезъюнктивное целое, функционирующее по принципу «все во всем».

Вне всякого сомнения, ключевым в деятельности учебного заведения (структурного подразделения) является образовательная деятельность. Образовательная деятельность выполняет системообразующую функцию в общей стратегии, поскольку в большей степени нацелена на конечный результат: выполнение социального заказа по подготовке высококвалифицированного специалиста.

При этом понятие «высококвалифицированный специалист» для нас - это некий эталон, некая целевая установка, на достижение которой собственно и направлена образовательная деятельность. Содержательно, разумеется, при определенных допущениях, - это требования заказчика, в качестве которого может выступать социум, конкретная организация, студент, родители, профессорско-преподавательский состав и другие.

Но помимо конъюнктуры рынка или сиюминутности заказа существуют фундаментальные ценности, составляющие основу развития общества и цивилизации в целом. Российская образовательная традиция всегда была нацелена на воспитание личности человека, его гражданской позиции. К сожалению, в настоящем этот потенциал отечественной школы, некогда служивший опорой

для развития общества, во многом утрачен.

Для понимания сущности предлагаемой модели применительно к институту (факультету) мы поэтапно описываем ее структурные элементы и процессы, которые определяют внутреннюю составляющую: от этапа работы с потенциальным абитуриентом до выпуска специалиста и его дальнейшего образовательного сопровождения. Основанием для регулирования управления образовательным процессом для нас служит широко распространенная в нейро-лингвистическом программировании модель ТОТЕ, которая включает в себя полный набор функций управления: планирование, организацию

процесса, контроль, анализ деятельности и внесение необходимых поправок, корректирующих процесс деятельности, и конечный результат.

МОДЕЛЬ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ (на примере Института психологии)

1. Блок маркетинга:

- изучение ожиданий и запросов заинтересованных сторон востребованности специальности «Психология», что включает в себя систематический мониторинг привлекательности специальности на рынке труда;

- организация работы с потенциальными работодателями, в том числе для целевой подготовки специалистов (организация работы профессионального клуба по обсуждению практикоориентированных проблем психологии и смежных направлений; привлечение в научные, воспитательные и образовательные мероприятия Института потенциальных работодателей);

- агитационная работа среди потенциальных абитуриентов (проведение профильных олимпиад, проведение тематических мероприятий с участием потенциальных абитуриентов, проведение агитационной работы через СМИ и др.);

- создание базы данных о выпускниках Института, проведение с ними корпоративных встреч.

2. Блок «Проектирование учебной деятельности»:

- участие в обсуждении ГОСтов при УМО по «Психологии»;

- разработка учебно-методических комплексов, в которые включены государственный и внутриуниверситетский образовательные стандарты, программы курсов, перечень обязательной и дополнительной литературы, тестовые задания и т. д.;

- расширение спектра специализаций на основе изучения ожиданий заказчиков;

- проектирование перспективных авторских программ и образовательных технологий;

- организация на базе Института психологической службы по оказанию консультационной и профилактической помощи студентам и сотрудникам университета (центр профилактики и коррекции разного рода зависимостей, комнаты психологического тренинга, релаксации, центр психологического сопровождения студентов и др.);

- проведение работы по оказанию помощи в создании регионального психологического центра, выполняющего функции экстренной психологической помощи.

3. Блок «Материально-техническое обеспечение учебного и научного процесса»:

- переоборудование, модернизация учебных аудиторий, научных лабораторий, отвечающих требованиям подготовки высококвалифицированного специалиста;

- приобретение оборудования, оргтехники, обеспечивающей потребность в качественной подготовке специалиста;

- создание в Институте локальной информационной сети, способствующей эффективному управлению образовательной и научной деятельностью;

- открытие на сайте университета страницы Института психологии.

4. Блок «Планирование, организация и совершенствование учебного, научного и воспитательного процесса»:

а) учебная деятельность:

- кадровое обеспечение квалифицированным профессорско-преподавательским составом образовательной деятельности (увеличение числа сотрудников, имеющих степень доктора наук, профессора, членство в различного рода профессиональных сообществах);

- нормирование учебной нагрузки преподавателя, с учетом личных вкладов в рейтинг кафедры и Института;

- организация и совершенствование самостоятельной работы студентов;

- организация сотрудничества с учреждениями в подготовке специалистов, направленная на овладение студентами профессиональными навыками;

- совершенствование учебно-методической работы, включающей в себя разработку и издание учебников, учебных пособий (электронных учебников), отвечающих требованиям ГОСта;

- совершенствование работы учебно-методического кабинета через создание электронного каталога учебной продукции, разработку видеопродукции, электронных вариантов учебного и методического материала;

- разработка учебного и учебно-методического материала для дистантного обучения и самостоятельной подготовки студента;

б) научная деятельность:

- организация выпуска Ежегодника Института психологии, отражающего итоги научной и научно-методической работы сотрудников;

- организация работы по получению грантов, проведению хоздоговорных исследований;

- активизация научных исследований, направленных на долгосрочную перспективу и имеющих практическое применение с учетом запросов региона;

- проведение научных мероприятий, имеющих международный статус;

- открытие регионального совета по защите докторских диссертаций;

- консолидация научного потенциала Института с целью создания научной школы в области психологии;

- активизация совместных научных разработок с ведущими вузами, организациями страны, а также привлечение к такого рода деятельности международных партнеров;

- совершенствование научной работы студентов через комплекс научных студенческих кружков;

- привлечение наиболее перспективной студенческой молодежи к работе в научных лабораториях Института, хоздоговорным исследованиям.

в) воспитательная работа:

- организация практико-ориентированной воспитательной работы, опираясь при этом на работу Ассоциации студентов-психологов, волонтерских групп, туристического клуба «Пламя», клуба «Полифония», дискуссионного клуба и др.;

- разработка и реализация долгосрочных программ, направленных на воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности студенческой молодежи;

- разработка и проведение мероприятий с целью укрепления физического и психического здоровья студентов и сотрудников Института;

- открытие профессионального психологического клуба.

5. Блок «Контроль учебного и научного процесса»:

- совершенствование электронной версии планирования и контроля учебного процесса;

- регулирование индивидуальной нагрузки преподавателя с учетом профессионального вклада в конечный результат работы кафедры, Института;

- разработка электронной версии журнала профессиональной деятельности преподавателя;

- на основе разработки рейтинговой системы преподавателя, кафедры совершенствование требований к качеству образовательной деятельности;

- разработка дифференцированной системы оценки знаний студентов;

- совершенствование методов и форм повышения квалификации ППС;

- контроль научно-исследовательской и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава;

- проведение и регистрация данных промежуточных и итоговых аттестаций студентов с использованием компьютерных технологий.

6. Блок «Выпуск специалистов и послевузовская подготовка»:

- оказание помощи в трудоустройстве выпускников Института;

- установление обратной связи и обеспечение сотрудничества с работодателями, включая получение отзывов о выпускниках;

- на базе Учебно-методического совета Института организация дополнительного (послевузовского) профессионального образования, в том числе повышение квалификации специалистов, окончивших Институт психологии.

7. Блок «Послевузовская образовательная деятельность выпускников»:

- совершенствование работы аспирантуры и докторантуры;

- участие выпускников в работе Института через научные форумы, воспитательные мероприятия.

8. Блок «Повышение качества учебного процесса»:

На основе единой базы данных по результатам работы Института психологии осуществляется:

- проведение корректирующих и предупреждающих действий, способствующих повышению эффективности образовательной деятельности;

- совершенствование программ и технологий обучения;

- совершенствование образовательной деятельности в целом в Институте.

Предлагаемая Концепция выступает как стратегическая основа для текущего и перспективного планирования работы Института. Исходя из блоков Концепции, происходит дифференцирование функциональных обязанностей субъектов образовательной деятельности Института, что определяет многоуровневую систему управления с персональной ответственностью каждого из них:

- уровень непосредственного учебного, научного, воспитательного процесса (преподаватель);

- организация и координация работы преподавателей, объединенных отдельной специальностью или специализацией (кафедра, заведующий кафедрой);

- организация и обеспечение учебного, научного, воспитательного процесса; организация и обеспечение эффективной деятельности кафедр (директорат);

- непосредственное управление деятельностью Института (директор Института);

- перспективное планирование, координация деятельности Института, выработка стратегии развития Института (Ученый совет Института, председатель Ученого совета Института).

Реализация вышеприведенной модели требует охвата многообразного комплекса показателей качества образовательной деятельности. Поскольку оценка качества образовательного процесса в Институте замыкается на совокупной деятельности конкретного преподавателя и отдельных кафедр, то в своей модели за точку отсчета мы берем оценочные показатели данных субъектов образовательной деятельности (табл. 1, 2).

В последующем, суммирование показателей, полученных по итогам работы кафедр, дает возможность дифференциации образовательной деятельности Института в целом.

Работа по использованию данной модели строится с учетом принципа обратной связи, которая при «сбое» в том или ином блоке целостной системы предусматривает возможность оперативной коррекции.

Таблица 1

Показатели образовательной деятельности кафедры

Показатели

Составные части показателя

Баллы

Квалим.

показат.

Общий

балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

2

3

4

5

Организация учебного процесса (а1)

Штаты (а2)

-планирование и отчеты работы кафедры

-учебные планы, рабочие программы

- открытие новой специальности -открытие новой специализации

-укомплектованность -квалификация -повышение квалификации -защита диссертации (канд./докт.) -получение звания доцента, профессора, академика

-получение звания «Почетный работник»

-получение звания «Заслуженный деятель науки»

0,5

0,5

7

3

0,5

1

2

5/7

2/5/10

5

Материальнотехническое обеспечение (а3)

Контроль учебного процесса (а4)

НИР и НИРС кафедры (а5)

-наличие специальных кабинетов 2

-укомплектованность учебным и на-

учным оборудованием кабинетов 2

-учебно-методическое обеспечение

учебного процесса 2

-использование тестовых заданий 0,5

-электронные версии тестов 3

-контроль посещаемости занятий

студентами 0,5

-промежуточный контроль учебного

процесса 0,5

-взаимопосещение занятий препода-

вателями 3

-рейтинг «Преподаватель глазами

студента» 3

-открытие совета по защите канди-

датских, докторских диссертаций 10/15

-открытие аспирантуры, докторан-

туры 5/8

-планы и отчеты НИР и НИРС 0,5

-монографии (с грифом УМО, МО

РФ) 6/9

-статьи в центральных, реферируе-

мых журналах ВАК и международных

журналах 4

-статьи в научных сборниках, тезисы 1

-эффективность научного руково-

дства 4

- инновационные и хоздоговорные

проекты, изобретения (участие, руково-

дство) 5/9

-гранты, исследования финансируе-

мые МО РФ (участие, руководство) 7/10

-руководство научными лаборатория-

ми, студенческими научными кружками 3

-организация научных мероприятий

(участие, руководство) 4/6

-авторские свидетельства на изобре-

тения и патенты 8

-дипломы, призы, полученные на на-

учных мероприятиях 5

- дипломы, призы, полученные сту-

дентами на научных мероприятиях (руко-

водство) 4

-научное редактирование и рецензи-

рование монографий 5

-руководство диссертационным советом 5

-участие в работе диссертационного

совета 2

Учебно- -издательство учебников, учебных

методическая ра- пособий (с грифом УМО, МО РФ) 4/6

бота (а6) - издательство методических реко-

мендаций 2

-проведение учебно-методических

семинаров по плану кафедры 3

-электронные учебники, учебные по-

собия 6

- авторские курсы 7

-учебно-методический пакет для са-

мостоятельной работы студентов 6

Уровень успе- -итоги зачетов, экзаменов 1

ваемости студен- -дипломная работа 2

тов (а7) -консультирование студентов 2

Трудовая дис- -трудовая дисциплина 3 (-3)

циплина (а8) -поощрения 4

Предложения 7

по совершенство-

ванию образова-

тельной деятель-

ности и повыше-

нию качества об-

разовательной

деятельности (а9)

Социально- -организация работы творческих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитательная кружков, самодеятельных организаций,

работа(а10) клубов и т. д. 3

-организация факультетских, универ-

ситетских мероприятий 5

-организация связей с общественно-

стью 5

-кураторство 1

-участие в факультетских и универси-

тетских мероприятиях 0,5

-руководство общественными орга-

низациями 3

Организация -организация корпоративных меро-

послевузовской приятий 5

деятельности вы- -организация сотрудничества с выпу-

пускников

скниками института

Таблица 2

Показатели образовательной деятельности преподавателя

7

Показатель

Составные части показателя

Баллы

Квалим.

показат.

Общий

балл

1

2

4

5

Организация учебного процесса (а1)

Штаты (а2)

Материальнотехническое обеспечение (а3)

Контроль учебного процесса (а4)

НИР и НИРС

(а5)

-планы и отчеты работы преподавателя (рабочие программы, электронные журналы)

-повышение квалификации -защита диссертации (канд./докт.) -получение звания доцента, профессора, академика

-получение звания «Почетный работник» -получение звания «Заслуженный деятель науки»

-взаимопосещение учебного процесса

специальным кабине-

-руководство том, классом

-учебно-методическое учебного процесса

обеспечение

-наличие тестовых заданий -электронные версии контроля -контроль посещаемости занятий студентами

-результаты промежуточного контроля -рейтинг «Преподаватель глазами студентов»

-участие в открытии совета по защите кандидатских (докторских) диссертаций -участие в открытии аспирантуры, докторантуры

-планы и отчеты НИР и НИРС -монографии (с грифом УМО, МО РФ) -статьи в центральных, реферируемых журналах ВАК и международных журналах

-статьи в сборниках, тезисы -эффективность научного руководства -инновационные и хоздоговорные проекты, изобретения (руководство)

-гранты, исследования, финансируемые МО РФ (руководство)

-руководство научными лабораториями, студенческими кружками

0,5

4

6/8

3/7/9

7

10

3

2

3

0,5

3

0,5

1

3

10/15

5/8

0,5

4/6

4 1 4

5/9

7/10

3

-организация научных мероприятий

(руководство) 4/6

-авторские свидетельства на изобре-

тения и патенты 8

-дипломы, призы, полученные на на-

учных мероприятиях 5

-дипломы, призы, полученные сту-

дентами на научных мероприятиях (руко-

водство) 4

-научное редактирование и рецензи-

рование монографий 5

Учебно- -издательство учебников, учебных

методическая рабо- пособий (гриф УМО, МО РФ) 5/7

та (а6) -изд-во методических рекомендаций 3

-проведение учебно-методических

семинаров 5

-электронные версии учебников,

учебных пособий 6

-учебно-методические пакеты для са-

мостоятельной работы студентов 7

-авторские курсы 1

Уровень успе- -итоги экзаменов 1

ваемости студентов -итоги зачетов 1

(а7) -дипломная работа 2

-консультирование студентов 2

Трудовая дис- -трудовая дисциплина 3 (-3)

циплина (р8) -поощрения 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложения

по совершенствова-

нию образователь-

ной деятельности и

повышению качест-

ва образовательной

деятельности (а9) 7

Социально- -организация работы творческих

воспитательная ра- кружков, самодеятельных организаций,

бота (а10) клубов и т. д. 3

-организация факультетских меро-

приятий 3

-организация университетских меро-

приятий 5

-организация связей с общественно-

стью 4

-руководство общественно-профессио-

нальными организациями 5

-кураторство 1

Организация -организация корпоративных меро-

послевузовской приятий по плану кафедры 4

деятельности выпу- -организация сотрудничества с выпу-

скников (а11) скниками института 7

Таблица 3

Квалиметрическая таблица оценки качества образовательной деятельности

Оценка Содержание

0 Информация не предоставлена

1 Неудовлетворительное состояние. Работа не проводится

2 Очень низкая оценка. Работа ведется на неудовлетворительном уровне

3 Низкая оценка. Очень много существенных недостатков

4 Удовлетворительная оценка. Существенные недоработки

5 Средняя оценка. Относительно приемлемый уровень

6 Средняя оценка. Недостаточно хороший уровень

7 Хорошая оценка. Достаточно хороший уровень

8 Достаточно высокая оценка. Практически полностью соответствует требованиям Концепции

9 Высокая оценка. Полностью соответствует требованиям

10 Очень высокая оценка. Полностью соответствует требованиям. Может быть использовано для инновационных проектов

Для дальнейшего анализа создается экспертная комиссия, которая оценивает качество работы преподавателя, кафедры. Отправным моментом при этом выступает квалиметрическая таблица, ранжированная от 0 до 10 баллов (табл. 3). Эксперты осуществляют ранжирование значимости показателей образовательной деятельности преподавателя или кафедры. Выставленная комиссией оценка умножается на показатель, что дает общее значение рейтинга.

В качестве заключения хотелось бы обозначить ряд позиций, за которыми стоит новая философия качества образования. Эффективность использования данной системы повышения качества образовательной деятельности будет носить реальный, а не декларативный, пропагандистский характер при определенных условиях. К числу таковых, как нам видится, следует отнести следующее.

Во-первых, эффективное использование человеческого ресурса. Значимость человеческого фактора в достижении успеха организации очевидна и, по мнению специалистов, должна составлять до 80% текущих экономических затрат. То есть преподавате-

ли, сотрудники, студенты рассматриваются как внутренние потребители, от профессиональной подготовленности которых, удовлетворенности условиями работы (обучения), осознаваемости значимости их деятельности во многом зависит эффективность образования в целом. Это можно обозначить как мотивационную составляющую, которая формирует внутреннюю установку, позволяет субъекту образовательной деятельности идти в сторону «делания». По нашим представлениям, это один из важнейших и в то же время самых сложных вопросов, но его решение вполне реально через формирование системы соучастия и сопричастности каждого в общем образовательном процессе.

Из первого положения вытекает второе. Соучастие в общей деятельности, нахождение в одном образовательном и профессиональном пространстве формируют высокую степень ответственности конкретного преподавателя, студента перед обществом, работодателем и т. д., что объективно порождает специфический микроклимат, называемый корпоративной культурой. Формирование корпоративной принадлежности и корпора-

тивной культуры - это основа успеха образовательной структуры. Поступила в редакцию 13.03.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.