Научная статья на тему 'Оценка деятельности преподавателей в контексте качества работы вуза'

Оценка деятельности преподавателей в контексте качества работы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / A HIGHER SCHOOL INSTRUCTOR'S PORTRAIT / INSTRUCTORS' RATING / ACTIVITY ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Резванова Инна Юрьевна

В статье поднимается проблема оценки деятельности преподавателя вуза потребителями образовательных услуг (студенты). Результаты исследования выявили характеристики успешного преподавателя вуза, влияющие на качество преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of a higher school instructor's activity estimation by educational service consumers (students) is raised in the article. The research has revealed the characteristics of a successful higher school instructor which influence the quality of instructor's activity. (Estimation of Instructors' Activity in Context of Higher School Work Quality)

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности преподавателей в контексте качества работы вуза»

Педагогические н ну ки

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗА

В. Н. Гуров, И. Ю. Резванова

ESTIMATION OF INSTRUCTORS' ACTIVITY IN CONTEXT OF HIGHER SCHOOL WORK QUALITY

Gurov V. N., Rezvanova I. U.

The problem of a higher school instructor's activity estimation by educational service consumers (students) is raised in the article. The research has revealed the characteristics of a successful higher school instructor which influence the quality of instructor's activity.

Key Words: activity estimation, a higher school instructor's portrait, instructors' rating.

В статье поднимается проблема оценки деятельности преподавателя вуза потребителями образовательных услуг (студенты). Результаты исследования выявили характеристики успешного преподавателя вуза, влияющие на качество преподавательской деятельности.

Ключевые слова: оценка деятельности, портрет преподавателя вуза, рейтинг преподавателей.

УДК 378.126

Развитие высшей школы в России определяется воздействием международных факторов, среди которых особое значение приобретает присоединение России к ВТО. Подписанное в 2003 г. Россией Болонское соглашение в какой-то степени за прошедшие годы решило ряд вопросов, приобщив отечественное высшее образование к европейским стандартам. Среди них: двухуровневое обучение (бакалавриат и магистратура), кредитная система учета трудоемкости учебной работы, обеспечение контроля качества образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности европейской системы образования.

Вместе с тем, высшее образование России имеет на сегодняшний день ряд нерешенных проблем, что на наш взгляд, значительно снижает эффективность системы. Это:

- отставание системы образования от требований социально-экономического развития;

- снижение качества подготовки выпускников;

- недостаточное материально-техническое и информационное оснащение вузов;

- несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики;

- дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации и др.

В научной литературе широко дискутируется вопрос о роли кадров в повышении качества образования. К сожалению, социально-экономические условия негативно сказались на статусе преподавателя вуза. Сегодня ценность дипломов кандидата или доктора наук, преподавательская компетентность должны подтверждаться экономическими достижениями.

Увеличение за последние 10 лет общей численности профессорско-преподавательского персонала произошло в основном за счет преподавателей, работающих на 0,5-0,25 ставки, количество же работников на полной ставке увеличилось незначительно. За этими статистическими данными стоят реальные причины как объективного, так и субъективного характера: преподаватели, переходя на меньшую долю ставки, освобождая, таким образом, время для дополнительной деятельности (как преподавательской, так и не связанной с основной специальностью) или научно-исследовательской работы, будучи неудовлетворенными заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой вуза или другими факторами. Многие из них устраиваются в качестве совместителей в другие учебные заведения. Процесс совместительства не может не сказываться на качестве образования. Многие преподаватели, работающие в нескольких местах, признаются в опозданиях на учебные занятия, постоянно присутствующем чувстве неудовлетворенности своим статусом, качеством труда, заработной платой, отношением руководителей. Все это сказывается на качестве преподавания (2, с. 75).

Деятельность преподавателя вуза многогранна. В работах известных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Л. Д. Столяренко и др. неоднократно рассматривалась деятельность преподавателя через различные структурные и содержательные компоненты: умения, качества, компетенции, способности, функции и т. д. Согласно аккредитационным требованиям она включает в себя учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую,

организационно-методическую и воспитательную работу. Совершенствование преподавательской деятельности является важнейшим фактором, обеспечивающим качество образования в вузе.

Сегодня в высшей школе апробируются различные количественные показатели оценки деятельности преподавателя. Так, научно-исследовательская деятельность оценивается в баллах по таким показателям, как наличие ученой степени, звания, количества статей в международных изданиях, в журналах, рекомендуемых ВАК, индекс цитирования работ в престижных научных изданиях, участие в конференциях различного уровня, объем выполненных хоздоговорных работ, гранты, премии и т. д. Учебно-методическая работа оценивается количеством изданных учебно-методических изданий, учебников, УМК, электронных учебников и т. д.

Сложнее всего оценить качество преподавания. Преподавательская деятельность - это деятельность по руководству усвоением содержания образования и формирования свойств личности (1, с. 66). Особенностью преподавательской деятельности является то, что она направлена на решение многих задач, связанных с самореализацией преподавателя и студентов.

Оценка качества преподавания требует подхода, который соответствует новой социальной действительности. В настоящее время, на наш взгляд, она была бы не полной, если бы не учитывалась в образовательном процессе вуза взаимосвязь «преподаватель-студент».

Проблемами изучения субъектов образовательного процесса высшей школы занимались Б. Г. Ананьев, З. Ф. Есарева, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Т. Лисовский и др.

Изучение психолого-педагогических характеристик субъектов образовательного процесса способствует его качеству, дают представления о профессионализме преподавателя вуза, современном студенчестве.

В этой связи, на наш взгляд, представляет интерес проводимое нами исследование в Ставропольском крае на ряде высших

учебных заведений. Суть исследования заключалась в том, чтобы определить характеристики успешного преподавателя вуза, создать психолого-педагогический портрет современного преподавателя вуза и определить рейтинг.

В ходе исследования принимали участие студенты и аспиранты экономических, юридических, психологических специальностей (530 человек), преподаватели (262 человека). Из которых: 1 доктор наук, 80 кандидатов наук, - 181 преподаватели и ассистенты.

Первая часть исследования была направлена на изучение тех характеристик преподавателя, которые больше всего ценят студенты в преподавателе, и тех, которые их разочаровывают. Далее анализ полученных нами результатов позволил создать психолого-педагогический портрет современного преподавателя вуза. Во второй части исследования студентам необходимо было про-ранжировать предложенные качества преподавателя. Третья часть исследования была посвящена определению рейтинга преподавателей, работающих с этими студентами и рейтинг-тест.

Результаты оказались следующими.

По мнению студентов, успешный преподаватель вуза должен обладать следующими характеристиками: знающим свой предмет, умеющим показать профессиональную значимость изучаемой дисциплины, обладать чувством юмора, отзывчивым, быть энтузиастом своего дела, мобильным, уметь находить контакт со студентами, самокритичным, открытым новым идеям в науке.

Среди характеристик, которые разочаровывают студентов в преподавателе, были названы: необъективность в оценивании знаний, монотонность на лекции, грубость, неуважение к студентам, неумение выслушать студента, недостаточно глубокие знания предмета преподаваемой дисциплины, узость кругозора, неумение контролировать свои эмоции, отсутствие творческого подхода к своей деятельности.

Причем первокурсников в преподавателях больше всего привлекает доброжела-

тельность, умение выслушать, доступность в общении, понимание, уважительное отношение, объективность в оценивании. Студенты 4-5-х курсов больше проявляли заинтересованность в компетентном преподавателе, хорошо знающим свой предмет, имеющим широкий круг интересов, активно ведущим научно-исследовательскую деятельность и имеющим практический опыт работы в конкретной отрасли. Для выпускников вуза преподаватель, прежде всего, соотносится с их будущей профессией, поэтому для них наиболее ценны профессиональные характеристики.

Проанализировав ответы студентов, мы выявили 25 характеристик успешного преподавателя и создали психолого-педагогический портрет. Во второй части исследования студентам необходимо было проран-жировать выявленные характеристики.

Так, на 1 место студенты поставили дидактические способности преподавателя, заключающиеся в знании предмета, умении доступно объяснять материал, умении, заинтересовать изучаемой темой, показать профессиональную (практическую значимость) предмета, владение инновационными технологиями (активные методы обучения, проблемные и проектные методы обучения), на 2-м месте - эрудиция, разносторонность интересов, оригинальность преподавателя, чувство юмора; 3-е место - эмоциональная уравновешенность; 4-е место - стремление к самопознанию и саморазвитию, мобильность, уверенность в себе, далее нравственные качества преподавателя (справедливость, честность, терпимость), умение отмечать достоинства студентов, требовательность, уважение и тактичность. Складывающиеся в образовании экономические отношения отразились и на личностных характеристиках преподавателей вуза, впервые студенты назвали такие качества успешного преподавателя, как уверенность в себе, мобильность, склонность к инновациями др. Выделенные нами качества, были объединены в блоки (когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и рефлексивный) и являются необходимыми в работе со студентами, и влияющие на взаимо-

отношения с ними. Данное исследование подчеркивает значимость психолого-педагогических характеристик успешного преподавателя. В создании портрета преподавателя вуза мы учитывали и тот факт, что студенты могут проецировать свои положительные и отрицательные характеристики. Они становятся как бы мерой качеств, требуемых от студентов, и служат эталоном формирования их личности.

Далее студентам необходимо было определить рейтинг преподавателей по выявленным 25 характеристикам. Среди обследуемых преподавателей высокий рейтинг имеют 27,8 %, средний - 44,2 %, низкий 27,8%. Мы сомневались в том, что могут ли студенты выступать экспертами в оценке деятельности преподавателей. Но подобная практика уже существует и в отечественной и зарубежной системе образования. Потребителями образовательных услуг являются студенты и они должны, на наш взгляд, принимать участие в оценивании. Только их оценок недостаточно для вынесения компетентного решения в отношении преподавателей. На профессиональное развитие преподавателя влияют не только взаимоотношения с коллегами, но и работа со студентами. Материалы краткосрочного исследования требуют системного мониторинга, который позволяет определить направления совершенствования образовательного процесса, деятельности преподавателя путем изменений и инноваций.

Оценивание качества работы преподавателей вуза должно включать в себя анализ собственных успехов и неудач. Поэтому на третьем этапе было проведено рейтинг-тестирование преподавателей по блокам (когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и рефлексивный).

Когнитивный блок включает в себя: знание предмета, эрудиция преподавателя, знание инновационных подходов к проведению лекций, семинаров, СРС, знание психолого-педагогических приемов, позволяющих заинтересовать студентов изучаемой темой, вовлечь их в активную работу, творчество в преподавании.

Коммуникативный блок включает в себя: умение налаживать контакты, быстро и правильно ориентироваться в ситуациях общения, умение ясно и доступно объяснять материал, терпимость к взглядам и мнениям, умение организовать дискуссию.

Эмоциональный блок включает в себя: чувство юмора, удовлетворенность от работы со студентами, удовлетворение результатами научной деятельности, удовлетворенность своим положением в коллективе.

Мотивационный блок включает: интерес к преподаванию и научно-исследовательской деятельности, педагогическую направленность, стремление к самообразованию и саморазвитию, инициативность, стремление к инновациям.

Рефлексивный блок включает: стиль преподавания, склонность к самоанализу, самооценку, уверенность в себе, использование инновационных образовательных технологий в работе.

Результаты рейтинг-тестирования преподавателей (81 человек) практически не выявили расхождений между самооценкой преподавателей и оцениванием их студентами.

Как показало наше исследование, когнитивные характеристики более всего развиты у профессоров и доцентов (24,5 %): сказывается многолетний опыт работы в вузе, достижения в научной деятельности. Вместе с тем мотивационные характеристики у данной категории преподавателей недостаточно развиты. Сложившиеся стереотипы преподавателя о своей профессиональной компетентности, научных достижениях, собственный профессиональный опыт становится иногда преградой для посещения курсов повышения квалификации, использования инновационных форм и методов в работе.

Нами в ходе исследования было выявлено, что у доцентов, преподавателей и ассистентов хорошо развиты коммуникативные характеристики (27,8 %). Они умеют учитывать реакцию студентов и перестраивают в связи с ней свою деятельность. В лекциях очень часто используют информационные технологии, активные и проблемные методы обучения, организуют проект-

ную деятельность студентов. В образовательном процессе вуза общение выступает показателем профессионализма преподавателя и средством обучения студентов. Кроме того, коммуникативные способности преподавателя необходимы для успешного развития конструктивных и гностических умений, так необходимых для проведения лекционных, семинарских занятий, успешной научной деятельности.

Однако у обследованных нами преподавателей преподавательская превалирует над научно-исследовательской деятельностью, что естественно снижает качество учебного процесса, поскольку особенностью преподавателя вуза является не только передача знаний, но и их рождение вследствие собственной научно-исследовательской деятельности и самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.

Современный преподаватель вуза должен подвергать анализу свою деятельность, научную, преподавательскую, стремиться к их совершенствованию и саморазвитию.

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что качество работы вуза зависит от качества работы преподавателя и во многом определяется его личностными характеристиками. Исследование показало, что в оценке работы преподавателя студенты обращают внимание на когнитивные, мотивационные, коммуникативные, эмоциональные и рефлексивные характеристики. Применение оценки преподавательской деятельности во взаимосвязи «преподаватель-студент» можно рассматривать, как одно из условий для создания эффективной системы мониторинга качества обучения в высшей школе, важной в процессе вхождения России в Болонский процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лернер И. Я. К вопросу о категориальном аппарате теории процесса обучения // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 136 с.

2. Мосичева И. А., Шестак В. П., Гуров В. Н. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — 323 с.

Об авторах

Гуров Валерий Николаевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования, доктор педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов -социальная педагогика, общая педагогика, социология образования, социальная работа. mern2005@yandex.ru.

Резванова Инна Юрьевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», докторант, кандидат педагогических наук. Сфера научных интересов - дошкольная педагогика, педагогика повышения квалификации, педагогика высшей школы.

mern2005@yandex.ru. srcpkit@stavsu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.