Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (ОТ Б.М. ТЕПЛОВА ДО А. БАНДУРЫ)'

К ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (ОТ Б.М. ТЕПЛОВА ДО А. БАНДУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самораскрытие способностей / самоэффективность / внутренний диалог / Я-концепция.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская В. С.

Показаны теоретические основания исследования нового феномена самораскрытия способностей. Приведены аргументы в пользу перспектив, структуры и основного диагностического критерия данного феноменавключенности категории способностей в состав Я-концепции. Показаны различия категории самораскрытия способностей и самоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (ОТ Б.М. ТЕПЛОВА ДО А. БАНДУРЫ)»

6. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 5-18. doi: 10.31857/S020595920007852-3

7. Прохоров А.О., Карташева М.И. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 89-104. doi: 10.17759/exppsy.2020130307

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

К ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (ОТ Б.М. ТЕПЛОВА ДО А. БАНДУРЫ)

Чернявская В. С., Владивосток (Россия), доктор педагогических наук, профессор по кафедре психологии, профессор кафедры философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, valstan 13@mail. ru

DOI:

Показаны теоретические основания исследования нового феномена самораскрытия способностей. Приведены аргументы в пользу перспектив, структуры и основного диагностического критерия данного феномена- включенности категории способностей в состав Я-концепции. Показаны различия категории самораскрытия способностей и самоэффективности.

Ключевые слова: самораскрытие способностей, самоэффективность, внутренний диалог, Я-концепция.

TO SUBSTANTIATE THE RELEVANCE OF THE PHENOMENON OF SELF-DISCOVERY OF ABILITIES (FROM B.M. TEPLOV TO A. BANDURA)

Chernyavskaya V. S., Vladivostok (Russia), Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Psychology, Professor at the Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, valstan 13@mail. ru

The theoretical foundations of the study of a new phenomenon of self-disclosure of abilities are shown. Arguments are given in favor of the prospects, structure and the main diagnostic criterion of this phenomenon - the inclusion of the category of abilities in the composition of the self-concept. The differences between the category of self-disclosure of abilities and self-efficacy are shown.

Keywords: self-disclosure of abilities, self-efficacy, internal dialogue, self-concept.

Современная ситуация неопределенности порождает поиск источников стабильности и опоры для психики современного человека. Это актуализирует вопросы самоопределения и самоидентификации, именно они все чаще возникают в ситуациях трудностей.

Б.М. Теплов писал: «Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, также как нельзя говорить о способности достигшей своего полного развития,

закончившей свое развитие» [1]. Идеи Б.М. Теплова остаются ресурсными для исследования новых аспектов способностей. В частности, остается неизвестным: как и когда человек понимает, что у него есть способности? Как образуется представление о своих способностях?

Фиксация своих способностей возникает чаще всего в подростковом возрасте, при интенсивном росте рефлексии: школьник раскрывает себя для себя. Внутренняя коммуникация «Я - другое Я» и получение информации о наличии определенных способностей- узнавания «себя для себя» и последующей идентичности, - все это, как правило, является результатом взаимодействия с «Другим», родителем, педагогом, сверстниками.

Н.А. Аминов, продолжая традиции Б.М. Теплова в исследовании способностей, рассматривает успешность применения способностей с точки зрения внешней и внутренней позиции: внутренняя позиция характеризует удовлетворенность результатами деятельности самого человека; внешняя позиция отражает категории опредмеченных результатов деятельности, к оценке которой причастны также значимые лица, эксперты.

Мы рассматриваем самораскрытие способностей как процесс и результат внутреннего диалога человека с собой о себе, как субъекте успешной деятельности, критерием которого является наличие категории способностей в составе Я-концепции. Доказательства нашей позиции мы видим в трудах М.М. Бахтина, А. Лэнгле, а также у Р. Бернса. По М.М. Бахтину, внутренний диалог разделяется на: «Я для себя», «Я для других», в частности жить - по М.М. Бахтину, значить быть в диалоге, что составляет со-бытие и самобытие: через романы Ф.М. Достоевского М.М. Бахтин раскрывает смысл диалога, раскрывается смысл и феноменология диалога [2].

Человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть... - не только для других, но и для себя самого» [2, с. 294].

Внутренний диалог по А. Лэнгле- диалог Я с Person = деятельное Я, в результате это дает возможность человеку структурировать Я, так происходит переход развития с уровня резонанса на уровень проекта. В описании развития Я А. Лэнгле пишет: «Кто этот голос, который говорит во мне?» [3, с. 96]. А. Лэнгле конкретизирует четыре вида опыта, которые необходимы для самораскрытия: бытия здесь; бытия ценностей; бытия самим собой; бытия ради чего-либо кого-то или обретение смысла

А. Лэнгле утверждает, что благодаря этому человек переходит с уровня резонанса на уровень проекта.

По Р. Бернсу Я-концепция- представление о себе сопряженное с самооценкой-развивается в условиях, когда подросток, оценивает себя с точки зрения - а) своих способностей воздействовать на окружающий его мир, б) ощущения своей ценности. Обращает на себя внимание, что Р. Бернс акцентирует внимание, в первую очередь, на способности преобразующего характера, что показывает, что включенность категории способностей в Я-концепцию является неслучайным ее элементом [4].

Современые исследователи показали результаты сходные с нашими относительно значимости представлений о своих способностях: наиболее сильным фактором учебных достижений является учебная Я-концепция (С. Шваб, Л.А. Кармен, М.В. Цурбригген, 2020) [5]. Ч. Хуанг (2011) с помощью мета-анализа обнаружил связь между Я-концепцией (саморекомендацией) и академическими достижениями учеников школы

Вместе с тем, существует ряд исследований, выполненных на основе методологии А. Бандуры о самоэффективности: вера в эффективность собственных действий (уверенность в себе) предопределяет успешность деятельности (А. Бандура, 1977) [6].

Самоэффективность, будучи категорией необихевиоризма, имеет твердую внешнюю детерминацию. А. Бандура пишет, что у человека может быть много вещей, которые он способен делать с уверенностью в успехе, но которые он не выполняет, потому что нет стимулов для этого. Самоэффективность является важным качеством личности, однако, рискнем предположить, что оно особенно успешно реализуется на практике в условиях социальной стабильности, когда человек имеет ясные стимулы для проявления своей активности и достижения результата. Диагностика самоэффективности позволяет предопределить успешность личности в таких условиях [7, 8].

Нынешняя нестабильная социальная среда оставляет человека один на один с его эмоциями, стратегиями и проектами на будущее, его идентичность размывается, уверенность снижается, зачастую социальные условия провоцируют ситуации паники, внешняя детерминация скорее усугубляет неопределенность результатов.

В такого рода ситуациях особенно значимым становится собственная позиция относительно себя и своих способностей к преобразованию своей жизни, даже своего мира, причем она должна быть «выношена» самом человеком, что делает более актуальным феномен самораскрытия способностей как новообразование подросткового возраста: процесс и результат внутреннего диалога, который приводит к таким представлениям о своих способностях, которые включаются в состав Я-концепции подростка.

Ниже представлены различия категорий самоэффективности и самораскрытия способностей (Табл 1).

Таблица 1

Самоэффективность и самораскрытие способностей: сравнительный анализ

Категории сравнения Синонимический ряд

Диагностический принцип

Рамка

диагностического описания феномена

Самоэффективность

Уверенность в себе, уверенность в своих результатах, убеждение субъекта в своей способности действовать успешно в конкретных условиях

Открытость (испытуемый отвечает на вопросы, которые ясны, цель диагностики может быть понятна)

Психодиагностическая методика (опросник):

используются категории авторов

Самораскрытие способностей

Это я, я могу (часть Я-концепции)

Латентность (испытуемый не знает, что

диагностируется, он узнает об этом позже, что порождает ретроспективную рефлексию)

Рамка носит

интенциональный характер -испытуемый сам задает рамки самоописания (мет. Куна-Макпортленда)

1

2

4 Степень Результаты интегративны- в Конкретизация интегративности- связи с тем, что составляет способностей- описание дифференцированности предмет опроса носит феноменальный

характер, поскольку

автором категорий является респондент

5 Основание Вера в себя, убеждение. Основано на прошлом

опыте («жизненная»

верифицированность, а не вера)

Различия исследовательских конструктов представляются достаточно определенными. Представленность субъекта в себе самом в подростковом возрасте носит функцию самораскрытия: подросток обнаруживает и фиксирует у себя интересы, склонности, способности. Развитие личности через внутренний диалог в опосредовано созданием им новых смыслов, трансформацией смысловой структуры личности.

На наш взгляд, проблема самораскрытия способностей имеет перспективный ресурс и нуждается в дальнейших исследованиях дифференциально-психологического характера.

Литература

1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 11.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

3. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2018. 235 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

5. Susanne Schwab, Carmen L. A. Zurbriggen, Martin Venetz Agreement among student, parent and teacher ratings of school inclusion: A multitrait-multimethod analysis Journal of School Psychology 82:1-16 October 2020. DOI: 10.1016/j.jsp.2020.07.003

6. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. V. 84 (2). Pp. 191- 215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

7. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-Efficacy in Changing Societies. Cambridge University Press, 1995. P. 1-45. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527692.003

8. Шиленкова Л.Н Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований). Электронный журнал Современная зарубежная психология 2020. Том 9. № 3. С. 69-78. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090306 ISSN: 2304-4977 (online)

A REVIEW OF JAPANESE LITERATURE ON THE PSYCHOTHERAPISTS' SUBJECTIVITY - WHAT IS THE DEFINITION OF THE PSYCHOTHERAPISTS'

SUBJECTIVITY?

Yusuke Yamaguchi, Japan University of Economics

DOI:

A literature review of case study papers on the psychotherapists' subjectivity in Japan was conducted in this paper. After reading 12 references carefully, therapists' subjectivity may be defined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.