Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое состояние / регуляция / сознание / структура / функция / модель.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров А.О.

Анализируются концептуальные модели саморегуляции психических состояний. Отмечается, что менее разработанным аспектом саморегуляции является ментальная составляющая: вклад структур сознания в регуляцию состояний, их роль, значение и функции в регуляторном процессе и др. Предлагается модель ментальной регуляции психических состояний, составляющими которой являются ментальный (субъективный) опыт, система Я, смысловые структуры, рефлексия, переживания, репрезентации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

этнографических наук (Москва. 3-10.08.1964 г.). М.: Изд-во АН СССР, 1964. Т. 1. С. 373-379.

26. Теплов Б.М. (ред.). Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Ид-во АПН РСФСР. 1956-1967 (Т. 1. 1956. 411 с.; Т. 2. 1959. 230 с.; Т. 3. 1963. 275 с.; Т. 4. 1965. 239 с.; Т. 5. 1967. 287 с.).

27. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985 Т. 1. 329 с.; Т. 2. 360 с.

28. Теплов Б.М., Н.Н. Волков Н.Н. (ред.). Вопросы психологии труда и искусства. // Известия АПН РСФСР. Вып. 25. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1950. 236 с.

29. Теплов Б.М., Небылицын В.Д., Майзель Н.И. Психологические вопросы профессионального отбора // Стандарты и качество. 1966. № 7. С. 55-57.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Прохоров А.О., Казань (Россия), доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, alprokhor1011@gmail.com DOI:

Анализируются концептуальные модели саморегуляции психических состояний. Отмечается, что менее разработанным аспектом саморегуляции является ментальная составляющая: вклад структур сознания в регуляцию состояний, их роль, значение и функции в регуляторном процессе и др. Предлагается модель ментальной регуляции психических состояний, составляющими которой являются ментальный (субъективный) опыт, система Я, смысловые структуры, рефлексия, переживания, репрезентации и др.

Ключевые слова: психическое состояние, регуляция, сознание, структура, функция, модель.

Исследование осуществлялось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07072

FUNCTIONAL STRUCTURES OF MENTAL REGULATION OF MENTAL STATES

Prokhorov A.O., Kazan (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Department of General Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University, alprokhor1011@gmail.com

In the article, we analyzed the conceptual models of self-regulation of mental states. We noticed that a less developed aspect of self-regulation is the mental component: the contribution of consciousness structures to the regulation of states, their role and functions in the regulatory process, etc. A model of the functional structures of mental regulation of mental states is proposed, the components of which are subjective (mental) experience, the I system, semantic structures, reflection, experiences, representations, etc.

Keywords: mental state, regulation, consciousness, structure, function, model.

При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от социальных условий окружающей его действительности, поставленных целей, собственных индивидуальных особенностей и особенностей лиц, с которыми он общается. В ситуации

выбора уменьшение неопределенности возможно лишь средствами регуляции: человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует и корректирует результаты. Последнее убедительно показано в концепции осознанного регулирования деятельности О.А. Конопкина - В.И. Моросановой, согласно которой, структура регуляторного процесса включает в себя принятую субъектом цель деятельности, субъективную модель значимых условий, программу исполнительских действий, систему субъективных критериев достижения цели, контроль и оценку реальных результатов, а также решения о коррекции системы саморегулирования [2,4].

Обращаясь к психическим состояниям, отметим, что жизнедеятельность человека актуализирует состояния различной модальности, длительности, интенсивности и знака. Необходимость в регуляции собственных состояний возникает, как правило, у человека в случае неадекватности его состояния обстоятельствам и ситуациям жизнедеятельности. Существенным условием саморегуляции является осознание человеком необходимости в изменении собственного состояния.

В области регуляции психических состояний, основными, на наш взгляд, являются концептуальные труды Л.Г. Дикой [1] и А.Б. Леоновой [3], связанные с изучением саморегуляции функциональных (психофизиологических) состояний. В концепциях регуляции психических состояний основной «опорой» являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции - деятельность или поведение.

Сопоставление подходов авторов предложенных концепций, свидетельствует о разных позициях в понимании регуляции состояний, начиная с объекта изучения - состояния как психического явления, заканчивая теоретическими моделями, психологическими механизмами и регуляторными средствами. Общим является то, что системная парадигма служит основой концептуальных построений исследователей, различия связаны с пониманием психологических механизмов, спецификой их структурно-уровневой организации, функционированием, включенностью в регуляторный процесс и его динамику.

К наименее разработанной в этих теоретических построениях, при всех достоинствах представленных взглядов исследователей, является ментальная составляющая регуляции: недостаточно рассмотрен вклад структур сознания в регуляцию состояний, их роль, значение и функции в регуляторном процессе, специфика влияния отдельных структур на регуляцию, их синергия и взаимоотношения в ходе саморегуляции и др.

Продуктивной теоретической позицией, интегрирующей структуры сознания, связанные с регуляцией, является концепция ментального опыта, предложенная М.А. Холодной [8]. Концепция содержательно описывает структуры сознания и их взаимоотношения, обеспечивающие поступление, преобразование и управление процессами переработки информации. Ментальные структуры, отвечают за актуализацию субъективного пространства отражения, составляют основу индивидуального ментального опыта; выстраиваются, накапливаются, видоизменяются в опыте субъекта в ходе его взаимодействия с предметным миром, миром других людей и миром человеческой культуры, в целом. К нему относятся фиксированные формы опыта (то, что человек усвоил в прошлом), оперативные формы опыта (то, что происходит в ментальном опыте этого человека в настоящем) и потенциальные формы опыта (то, что появится в его ментальном опыте в качестве новообразований в ближайшем или отдаленном будущем).

В регуляторный опыт субъекта А.К. Осницким включены опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества [5]. В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Механизмом, способствующим синтезу в сознании непосредственно-чувственных оценок и логических интерпретаций, выступает рефлексия, а сам процесс - переживание. Переживание связано с осознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результатов использования способов и приемов саморегуляции. Процесс саморегуляции представляет собой реализацию совокупности регуляторных умений, объединенных в комплексы, соответствующие основным регуляторным функциям (по О.А. Конопкину). Их взаимодействие составляет содержание процесса осознанного саморегулирования деятельности.

Актуализация опыта в ситуациях жизнедеятельности проявляется в возникновении психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции состояний, «наработанных» или «выработанных», или стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания (смысловых, рефлексивных и др.), образующих функциональную структуру ментальных составляющих, «настроенных» на регуляцию состояний определенного качества, модальности и интенсивности [6].

В структуре субъективного ментального опыта осуществляется интеграция составляющих сознания и их взаимодействие, направленное на достижение цели - регуляцию психического состояния субъекта. Ментальная регуляторная система выполняет управляющую функцию по отношению к состояниям субъекта, ее воздействия опосредуются внешними факторами (ситуации/события, пространство культуры, образ жизни, половые и возрастные особенности, временные факторы и пр.) вкупе с операциональными действиями и обратной связью, а также с психологическими свойствами личности (темперамент, характер, способности и др.) и психическими процессами (когнитивные и метакогнитивные, мотивационные и др.).

Отношения между компонентами ментальной регуляторной системы, на наш взгляд, следующие. Субъективный (ментальный) опыт интегрирует смысловые структуры сознания, отражающие значимость для субъекта ситуаций жизнедеятельности. Существенным звеном ментальной регуляции является воплощение смысла в значениях, что приводит к связыванию значения (объекта, предмета, ситуации и пр.) и психического состояния. Осознание необходимости в регуляции и выбор средств осуществляется благодаря рефлексии и образу собственного состояния субъекта. Переживание, включенное в ментальный опыт, изменяет смысловые структуры и психическое состояние. Регуляторный процесс опосредуется ситуациями жизнедеятельности, пространством культуры и образом жизни. Операциональная сторона регуляторного процесса связана с действиями субъекта, направленными на изменение состояния, обратной связью и временными характеристиками. Существенным звеном в ментальной регуляции, на наш взгляд, является система Я, выполняющая узловую регулирующую функцию в организации включения ментальных структур в саморегуляцию

состояний, влияющая на выбор операциональных средств (способы, приемы) и регуляторных действий [7].

В совокупности данные характеристики образуют функциональную структуру регуляции психических состояний. Актуализация ментальных функциональных структур обуславливается качественными характеристиками и интенсивностью возникающих состояний. Не акцентируя внимание на опосредующих факторах, влияющих на ментальную регуляцию состояний, отметим только то, что регуляторный процесс связан с образом жизни субъекта. В свою очередь, связь образа жизни и ситуации осуществляется через пространственно-временные характеристики, в которых жизнедеятельность социальных субъектов осуществляется как единство условий сознания и деятельности, а «ситуации» понимаются как прошедшие сферу сознания и включенные в повседневную жизнедеятельность людей условия жизни [6].

Образ жизни через «проживание» соответствующих ситуаций влияет на саморегуляцию психических состояний. Отметим, что ментальная регуляция опосредуется пространством культуры, носителем которой является субъект. Основными формами культуры, посредством которых осуществляется влияние структур сознания, являются вещи (артефакты), знаковые системы (семиосфера) и модели поведения.

В функциональном плане, в основании саморегуляции находятся механизмы регуляции отдельного психического состояния. Достижение цели - желаемого состояния, связано с включенностью в регуляторный процесс означенных выше ментальных структур (смысловых, рефлексивных, переживаний и др.) и осуществляется через цепь переходных состояний.

Переход от состояния к состоянию осуществляется при использовании различных психорегулирующих приемов и средств. Информация о достижении желаемого состояния реализуется при помощи обратной связи. Регуляция совершается при активном участии психических процессов и с опорой на психологические свойства (темперамент, характер, способности и пр.

«Развертывание» регуляторного процесса, а также его параметры и их изменения в жизнедеятельности, определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности и субъектно-личностными особенностями человека.

Литература

1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука,1980. .

3. Леонова А.Б. Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний работающего человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. СПб.: Нестор-История, 2020. С.37-65.

4. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М.: Наука, 2010.

5. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. М.: Московский экономико-лингвистический ин-т, 2007.

6. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 5-18. doi: 10.31857/S020595920007852-3

7. Прохоров А.О., Карташева М.И. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 89-104. doi: 10.17759/exppsy.2020130307

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

К ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (ОТ Б.М. ТЕПЛОВА ДО А. БАНДУРЫ)

Чернявская В. С., Владивосток (Россия), доктор педагогических наук, профессор по кафедре психологии, профессор кафедры философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, valstan 13@mail. ru

DOI:

Показаны теоретические основания исследования нового феномена самораскрытия способностей. Приведены аргументы в пользу перспектив, структуры и основного диагностического критерия данного феномена- включенности категории способностей в состав Я-концепции. Показаны различия категории самораскрытия способностей и самоэффективности.

Ключевые слова: самораскрытие способностей, самоэффективность, внутренний диалог, Я-концепция.

TO SUBSTANTIATE THE RELEVANCE OF THE PHENOMENON OF SELF-DISCOVERY OF ABILITIES (FROM B.M. TEPLOV TO A. BANDURA)

Chernyavskaya V. S., Vladivostok (Russia), Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Psychology, Professor at the Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, valstan 13@mail. ru

The theoretical foundations of the study of a new phenomenon of self-disclosure of abilities are shown. Arguments are given in favor of the prospects, structure and the main diagnostic criterion of this phenomenon - the inclusion of the category of abilities in the composition of the self-concept. The differences between the category of self-disclosure of abilities and self-efficacy are shown.

Keywords: self-disclosure of abilities, self-efficacy, internal dialogue, self-concept.

Современная ситуация неопределенности порождает поиск источников стабильности и опоры для психики современного человека. Это актуализирует вопросы самоопределения и самоидентификации, именно они все чаще возникают в ситуациях трудностей.

Б.М. Теплов писал: «Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, также как нельзя говорить о способности достигшей своего полного развития,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.