При наличии же гидрозолоудаления или возможности организовать его для очистки дымовых газов от золы могут устанавливаться мокрые скруббера.
Установка жалюзийных золоуловителей может быть допущена в существующих котельных, сжигающих уголь на колосниковых решетках (в слое), при расходах топлива, не превышающих 5—8 т в час, только в исключительных случаях, когда технически не представляется возможным разместить другой тип золоуловителя. До последнего времени допускалось без ограничения устройство жалюзийных золоуловителей на электростанциях, сжигающих в качестве топлива фрезерный торф. Практика эксплуатации жалюзийных золоуловителей при работе электростанций на фрезерном торфе показала, что и здесь эти золоуловители работают плохо. Поэтому применение их должно быть ограничено, и для очистки газов от золы электростанций, сжигающих фрезерный торф, следует рекомендовать более эффективные мокрые золоуловители ВТИ. Такой золоуловитель установлен на одной из новых теплоэлектроцентралей (Рижская ТЭЦ). Имеются основания полагать, что мокрые золоуловители найдут широкое применение для очистки дымовых газов электростанций и котельных, сжигающих фрезерный торф, как золоуловители, дающие высокую степень очистки (90—95%).
Поступила 22/11 1965 г.
Tür -Ä- -tr
к методике определения ртути в атмосферном воздухе
Старший научный сотрудник Н. Г. Полежаев Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР
Задача настоящей работы состояла в разработке способа поглощения паров ■ртути из атмосферного воздуха в поглотительные приборы с жидкой поглотительной средой.
При разработке этого способа поглощения ртути из атмосферного воздуха появились препятствия, основным из которых явилась еще недостаточная чувствительность самого колориметрического микрометода определения ртути, а отсюда необходимость прососа большого объема исследуемого воздуха порядка 300—350 л и связанное с этим улетучивание иода из поглотительного раствора.
Для увеличения чувствительности метода мы попытались пойти по пути уменьшения концентрации иода в поглотительном растворе, одновременно с этим увеличивая концентрацию сульфита в составном растворе, что, как известно, за счет уменьшения количества иодистой меди ведет к усилению окраски осадка, содержащего ртуть.
После проверки различных вариантов систем из поглотительного и составного растворов мы остановились на прописи, которая дала нам возможность повысить чувствительность микрометода до 0,00002 мг ртути в колорнметрируемом осадке. Для компенсации потери иода в поглотительном растворе за время отбора пробы нами был сконструирован специальный прибор (компенсатор) (рис. 1). Поглощение ртути производят в два микропоглотителя с 1 мл раствора (0,025%, раствора иода в 0,3% растворе иодистого калия) в каждом. К входному отверстию первого поглотителя присоединяют описанный нами компенсатор с 0,4—0,5 г возогнанного иода (рис. 2). Просос исследуемого воздуха производят со скоростью 1 л/мин.
Ввиду того что после прососа 50 л воздуха, как мы установили, в первом микропоглотителе теряется (путем испарения) около 50% поглотительного раствора, то для пополнения его после каждого прососа 25 л воздуха, не останавливая продувания, в первый поглотитель следует добавлять 0,25 мл дестиллированной воды.
После отбора пробы микропоглотители разъединяют, при этом компенсатор с запасным иодом от первого поглотителя не отключают. Поглотительный раствор в первом микропоглотителе, если это требуется, доводят дестиллированной водой до 1 мл.
После этого содержимое обоих поглотителей по отдельности переводят в две центрифужные пробирки (из первого поглотителя непосредственно через компенсатор) .
Оба микропоглотителя промывают 1 мл дестиллированной воды (первый непосредственно через компенсатор). Промывные воды (по 1 мл) каждого микропоглотителя сливают в соответствующие центрифужные пробирки.
В пробирки вносят по 1 капле 0,1 н. раствора сульфита натрия (для связывания свободного иода). После взбалтывания к содержимому прибавляют по 1 мл
составного раствора, приготовляемого из одной объемной части 7% раствора дву-хлористой меди и 5 объемных частей точно 3 н. раствора сульфита натрия и содержимое снова взбалтывают. Пробирки оставляют до полного выделения в них взвеси (5—10 минут) и затем центрифугируют в течние 5 минут для осаждения взвеси на дно. Постукиванием нижней части пробирок о стол уменьшают диаметр кружков-осадков, что в случае присутствия в них ртути делает их окраску более отчетливой.
Вместо центрифужных пробирок можно применять пробирки Тубиной, или обыкновенные круглодонные микропробирки, не пользуясь при этом центрифугированием. Колориметрирование во всех случаях производят по окраске осадков. Построение стандартной шкалы ведут одновременно. Для этого в пробирки вносят 0,2—0Ч4—0,6—0,8 и 1 мл стандартного раствора, содержащего 0,0001 мг ртути в 1 мл 0,025%, иода в 0,3% иодистом калии (поглотительный раствор) Объем содержимого во всех пробирках шкалы-доводят поглотительным раствором до 1 мл. В одну
Рис. 1. Специальный прибор (компенсатор).
Рис. 2. Соединение компенсатора с поглотительными микроприборами.
пробирку — контрольную—вливают только 1 мл поглотительного раствора. Затем к содержимому всех пробирок шкалы прибавляют по 1 мл дестиллированной воды, после этого по одной капле 0,1 н раствора сульфита и после взбалтывания по 0,1 мл составного раствора. Содержимое пробирок шкалы и проб после внесения в них составного раствора тотчас же взбалтывают. Далее шкалу обрабатывают аналогично уже описанной обработке проб. Получаемая шкала содержит 0—0,00002—0,00004—0,00006—0,00008 и 0,0001 мг ртути.
Разработанная новая пропись дает возможность при прососе 60—70 л исследуемого воздуха в течение 60—70 минут обнаружить предельно допустимую концентрацию ртути (0,3 ?/м3) в атмосферном воздухе.
Предложенный нами компенсатор представляет собой стеклянный шарик, через который проходит впаянная в него стеклянная трубка. В наружную поверхность шарика впаяна другая короткая стеклянная трубка, через которую шарик заполняется иодом. В центре трубки, проходящей через шарик, имеется отверстие, служащее для выхода паров иода из шарика в эту трубку и далее в поглотитель. Необходима, чтобы отверстие было обращено несколько в сторону от отверстия трубки (на шарике), служащей для внесения иода. После введения в шарик 0,4—0,5 г иода трубку на шарике герметично закрывают отрезком каучука с плотно вставленной в него оплавленной стеклянной палочкой.
Компенсатор присоединяют при помощи каучуковой трубочки к первому поглотительному микроприбору таким образом, чтобы отверстие во внутренней трубке, проходящей через шарик, было обращено вверх. Компенсатор и первый поглоти-
1 Рабочий стандартный раствор (0,0001 мг' ртути в 1 мл) готовят разбавлением 1 мл основного стандартного раствора (0,05 мг ртути в 1 мл = 0,0135 г НдСЬ в 200 мл 0,25% раствора иода в 3% растворе К1) в 10 раз дестиллированной водой и прибавляют сюда же 490 мл поглотительного раствора (0,025% раствор иода в 0,3% растворе К-1). Рабочий стандартный раствор хранят не более месяца в прохладном и затемненном месте.
тель едины и вливание дестиллированной воды в первый поглотитель, выливание из него раствора и промывных вод в пробирки производят непосредственно через внутреннюю стеклянную трубку, проходящую черс-з шарик компенсатора. Размеры деталей компенсатора указаны на рис. 1.
Поступила 9/ХП 1954 г.
проверка эффективности питьевого режима
в плавильном цехе зестафонского ферросплавного
завода
Научный сотрудник М. Е. Куращвили
Из Научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний имени Махвиладзе Министерства здравоохранения Грузинской ССР
Вопросы питьевого режима рабочих горячих цехов в микроклиматических условиях Грузии представляют большой научно-практический интерес. Для климата Грузии, особенно в западной ее части, где расположен Зестафонский ферросплавный завод, характерными являются сравнительно мягкая зима и жаркое лето при высокой относительной влажности воздуха (60—80%). Вследствие этого теплоотдача человека в летнее время затруднена в большей степени, чем в средней полосе или в сухом жарком климате. Поэтому для Грузии имеет особенное значение тщательная разработка мероприятий, улучшающих условия труда в горячих цехах промышленных предприятий.
За последнее время имели место некоторые разногласия в вопросе о питьевом режиме. Так, Г. Е. Владимиров с сотрудниками считает, что при потоотделении до 4—4,5 кг за рабочий день нет необходимости вводить для питья подсоленную воду. В. К. Соловьев на основании исследования водно-солевого режима у солдат на марше в Средней Азии выступает вообще против дачи соли для питья. В. А. Яко-венко, основываясь на наблюдениях ряда авторов, приходит к выводу, что для такой тяжелой работы, как длительные пешие переходы в летнее время, применение солевого раствора для питья не имеет преимуществ в сравнении с пресной водой. Работы экспедиций Института гигиены труда и профессиональных заболеваний и Института питания АМН СССР в Кара-Кумской пустыне также показали, что в условиях Средней Азии, когда соблюдается правильный пищевой режим (прием пищи после четырех часов работы), нет необходимости давать подсоленную воду для питья при умеренной по тяжести физической работе на открытом воздухе.
Учитывая климатические особенности Грузии и изложенные выше соображения, мы поставили перед собой задачу изучить эффективность различных режимов питья: питье пресной воды без ограничения (1-й вариант), с ограничением (2-й вариант) и питье газированной подсоленной воды (3-й вариант) в условиях климата Западной Грузии на конкретном объекте — в плавильном цехе Зестафонского ферросплавного завода. Наши наблюдения были проведены в летний период в дневной смене в течение 4 часов. Под наблюдением находилось 6 практически здоровых рабочих-плавильщиков.
При изучении 2-го варианта (питье пресной воды с ограничением) были проведены беседы для разъяснения вредности излишнего питья. Рабочим, находившимся под наблюдением, было предложено проводить ограничение в питье по собственному усмотрению, но при общей установке — по выходе из рабочей зоны в места отдыха выпивать не 3—5 стаканов, как это они делали при питье без ограничения, а 1—2 стакана. Изучение 3-го варианта проводилось после предварительного пребывания наблюдаемых рабочих на водно-солевом режиме в течение 5 дней (с целью адаптации). Изучение метеорологических условий проводилось одновременно с физиологическими исследованиями отобранной группы рабочих.
Результаты исследований приведены в табл. 1.
Следует иметь в виду, что в данном цехе созданы хорошие условия для аэрации, так как цех с двух сторон открыт для доступа наружного воздуха. Однако летом аэрация недостаточно улучшает условия труда не только в рабочей зоне, но и в местах отдыха. Перепад между наружной температурой и температурой в местах отдыха составляет в среднем около 10°, а разница между температурой на месте отдыха и месте работы составляет только 4°. Метеорологические условия в периоды исследования трех вариантов питьевых режимов были довольно близкие.
Влияние различных питьевых режимов на физиологические функции исследованных лиц представлено в табл. 2.