ный сосуд помещают 5 мл 10% раствора серной кислоты и 5 мл 0,2 н. марганцовокислого калия. По окончании поглощения содержимое поглотительного сосуда количественно переносят в мерную колбу вместимостью 100 мл, обесцвечивают раствором гидроксиламина и доводят объем раствора водой до метки. Отбирают пипеткой 5—100 мл полученного раствора (в зависимости от содержания ртути) в делительную воронку вместимостью 250 мл, добавляют воду до объема 100 мл, по 5 мл 0,1 н. трилона Б и хлороформа, взбалтывают I мин. После расслаивания фаз хлороформ отбрасывают, а к водному слою приливают Змл раствора дитизо-на, оптическая плотность которого, измеренная относительно хлороформа при длине волны 590 нм (на ФЭК-56 со светофильтром № 8) и толщине поглощающего свет слоя 5 мм, равна 0,5. Извлекают ртуть, взбалтывая 3 мин, фазы разделяют и измеряют оптическую плотность экстракта относительно хлороформа на фотоэлектроколориметре
Литература. Айдиньян И. X. — Труды ин-та геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, 1960, вып. 46, с. 98. Василевская Е. А., Щербаков В. П. — Почвоведение, 1963, № 10, с. 96.
Игошин А. /Vf., Богусевич Л. Н., Решетникова Т. М. — В кн.: Всесоюзное совещание по анализу природных и сточных вод. 2-е. Тезисы докладов. М., 1977, с. 99. Лисецкая Г. С., Овруцкий М. И., Лоэовик A.C. и др. — Гиг. и сан., 1977, № 11, с. 109—110.
со светофильтром № 8 (X. при 587 нм) и толщине слоя 5 мм. Содержание ртути в анализируемой аликвотной части находят по соответствующей оптической плотности, пользуясь градуировочным графиком. Для построения градуировочного графика в 5 делительных воронок вместимостью 250 мл помещают по 5 мл 0,2 н. марганцовокислого калия и 10% сфной кислоты, вводят 1, 2, 4 и 6 мкг ртути, воду до объема 50 мл, обесцвечивают раствором гидроксиламина. Затем приливают по 50 мл воды, 5 мл 0,1 н. трилона Б и 5 мл хлороформа. Далее поступают, как при проведении анализа. По полученным данным строят градуировочный график, откладывая по оси абсцисс концентрацию ртути (в мнкрограммах), а по оси ординат — оптическую плотность. Методику проверили на образцах почв методом добавок и данные сравнили с результатами, полученными при применении атомно-абсорбцион-ного метода.
МалюгаД.П., Макарова А. И., МаховаН.Е. Агрохимия, 1967, № 9, с. 139. Скрипниченко И. И., Золотарева Б. Н. Ртуть в окружающей среде и методы ее определения. Пущино, 1977.
Iskander J. К., Syers J. К., Jacobs J. W. et al. — Analyst, 1972, v. 97, p. 388.
Поступила 10/IX 1980 r.
УДК 614.31:664.91-053.2
Л. А. Ховаева, Н. А. Афанасьева
К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
В процессе изучения химического состава пищевых продуктов, закономерностей метаболических превращений в организме каждого из многочисленных веществ, входящих в состав сложного продукта, выявления их участия в жизнедеятельности организма, а также интегрального биологического эффекта возникли научные представления о пищевой и биологической ценности — БЦ (А. А. Покровский; ФАО/ВОЗ).
Для исследования биологической ценности белка широко применяются биологические и химические методы. Среди биологических наибольшее признание получили методы, основанные на определении роста массовых показателей и проведении балансовых исследований азотистого обмена с расчетом коэффициента эффективности белка (КЭБ), БЦ, чистой утилизации белка (ЧУБ) и др. Химические методы основаны на сравнении аминокислотного состава белка исследуемого продукта с различными аминокислотными шкалами так называемого идеального белка.
Вместе с тем ввиду частого несоответствия химических данных результатам изучения БЦ в эксперименте ученые обратили внимание на то, что изменения пищевых продуктов, связанные с различными, иногда достаточно жесткими технологическими процессами, могут играть важную роль в нарушении БЦ, белковых компонентов, которые или меняют структуру, или взаимодействуют с другими компонентами пищи (И. Н. Пятницкая и Н. А. Воробьева). Установлено, что содержание свободных Е-аминогрупп лизина, характеризующих так называемый доступный лизин, является важным показателем БЦ белка. При воздействии на продукты высокой температуры, изменений рН, повышенной влажности, длительного хранения содержание доступного лизина существенно уменьшается. Одной из причин, ведущих к сокращению количества свободных Е-аминогрупп лизина, является взаимодействие с карбонильными группами восстанавливающих Сахаров (реакция Майара). Термическая обработка белковых продуктов, в при-
сутствии влаги приводит к уменьшению содержания доступного лизина пропорционально времени действия температуры.
ВНИИ мясной промышленности разработаны новые виды консервов из мяса крупного рогатого скота типа «Малыш». В рецептурах и ассортименте мясных консервов для питания детей учитываются микробиологические требования в соответствии с современной концепцией сбалансированного питания и физиологическими особенностями организма ребенка.
Гомогенизированные консервы «Малыш» для детей с 6-месячного возраста имеют следующий состав: говядина, масло сливочное, крахмал кукурузный, лук репчатый, соль поваренная, вода питьевая. Консервы подвергаются воздействию высокой температуры в пределах 120—125 °С. Естественно, что в процессе стерилизации в них происходят различные химические процессы, в частности реакция Майара, приводящая к связыванию Е-аминогруппы лизина.
Любое изменение температуры консервов, безусловно, отразится на скорости течения и интенсивности реакции Майара. Поэтому использование показателя доступности лизина как контрольного теста для оценки белка — важное звено в биологической оценке мясных консервов сложного состава.
В табл. 1 отражены результаты влияния различного количества и качества жира на содержание доступного лизина, определенного нингидриновым методом в негидролизованных образцах (А. С. Му-сейко и А. Ф. Сысоев).
Применение только говяжьего жира или «диетического масла» (смесь 2/3 сливочного и 73 подсолнечного масла) приводит к выраженному уменьшению количества общего и доступного лизина. Содержание доступного лизина оказалось наибольшим в белке консервов с добавлением 4% сливочного масла и 4% говяжьего жира одновременно.
Результаты, полученные химическим методом, тщательно апробированы в биологическом эксперименте. Медико-биологическое исследование про-
Таблица 1
Влияние различного по количеству н качеству жира на содержание общего и доступного лизина в консервах
" «
Ё 3
£8
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я 5-я
Состав жира
Сливочное масло—4% Сливочное масло—2/3,
подсолнечное—1/3 Говяжий жир—4% Сливочное масло—4 %,
говяжий жир—2 % Сливочное масло—4%,
говяжий жир—4 % Сливочное масло—4%, говяжий жир—6 %
Лизни на 16 г азота
общий
8,29
8,05 7,55
9,52
8,62
8,70
доступ -ный
4,24
3,77 3,73
4,24
5,32
4,20
Доступный лиэии, % от общего
51,14
46,83 49,40
44,53
61,71
48,27
ведено на установленной модели—белых крысятах-отъемышах массой 35—40 г (по 10—15 особей в группе), которые получали полусинтетические, нзо-калорийные рационы с установленными нормами солей и витаминов. Белок рационов за счет изучаемых продуктов составлял 8%. Жир был животного (2/3) и растительного (V.,) происхождения в количестве 10% от массы. Корм и воду животные получали без ограничения. В течение опыта наблюдали за поедаемостью корма, внешним видом и поведением животных. Регулярно измеряли массу тела крысят. На 3-й неделе опыта у животных, находившихся в обменных клетках, собирали материал для определения обмена азота в организме. По истечении опыта собирали кровь для биохимических анализов. Рассчитывали коэффициенты БЦ белкового компонента консервов.
Поскольку изучали мясные консервы, белок которых обладает хорошими анаболическими свойствами, мы остановили свое внимание на биохимическом показателе — азоте мочевины сыворотки крови.
Из литературы известно, что имеется определенная зависимость между качеством используемого белка или его анаболическими свойствами и уровнем азота в мочевине сыворотки крови (Е{»(*ит) или его инкремента (Ю. Н. Кремер и соавт.; О. Я- Пу-пеле и соавт.).
Установлено, что этот показатель является более чувствительным критерием анаболической эффективности, чем состояние азотистого баланса. В наших исследованиях этот тест использовали параллельно с другими при комплексном подходе к определению БЦ мясных консервов Для этого теста характерны быстрота выполнения, точность, воспроизводимость результатов, использование малого количества материала и достаточно четкая ответная реакция на белок мясных консервов разной анаболической активности. Вместе с тем интерпретация полученных данных, по-видимому, зависит от ряда моментов. Так, исследования ряда исследователей показали, что уровень азота мочевины
1 Азот мочевины определяли с использованием инструкции и набора химикатов фирмы «Лахема» (Брно).
Таблица 2
Влияние различного по количеству и качеству жира
на уровень азота мочевины в сыворотке крови (М±т)
Группа животных Состав жира в консервах КЭБ Количество азота мочевины
1-Я Сливочное масло — 4 % 2,7 6,00±1 ,67
2-Я «Диэтическое масло»—4 % 2,3 13,80±1,80
3-Я Говяжий жир — 4 % 2.6 9,60±1,95
4-я Сливочное масло—4 ?о, говя-
жий жир — 2 % 2,6 5,25±1.07
5-я Сливочное масло —4 %, говя-
жий жир — 4 % 2,9 3,85±0,95
6-я Сливочное масло —4 говя-
жий жир — 6 % 2,7 6,60±2,03
достигает максимума через 5—6 ч после последнего приема пищи (Р. М. Гланц и соавт.). Естественно, чтобы определить уровень накопления азота мочевины в сыворотке крови при определении БЦ белка консервов, кровь необходимо взять через 5—6 ч после последнего приема пищи, в то время как азот мочевины сыворотки крови, взятой натощак (через 12—16 ч после приема пищи), т. е. когда исследуются другие показатели сыворотки крови, характеризует функциональное состояние почек, а не белковую обеспеченность организма. Особенно это имеет значение после месячного потребления растущими крысами мясных консервов, которые оказали уже одновременно определенное влияние на белковую обеспеченность и чувствительную ре-нальную систему организма. Снижение уровня азота мочевины спустя 5—б ч после отнятия пищи (которую крысята получали в течение месяца) свидетельствовало о достаточно хорошо выраженных анаболических способностях белка мясных консервов, т. е. белок высокого качества быстро усваивался и включался в биохимические процессы организма, характер обмена которого уже успел измениться в соответствии с данным белком.
В табл. 2 представлены данные об изменении анаболических свойств белка мясных консервов.Изу-
Лнтература. Гланц Р. М., Сковронская Е. В., Вов!с Г. П. и др. — Вопр. питания, 1979, № 1, с. 11— 14.
Кремер Ю. Н., Витолина С. П. и др. — Там же, 1972,
№ 1, с. 47—51. МусейкоА.С., Сысоев А. Ф. — Докл. ВАСХНИЛ, 1970, № 6, с. 10.
чение проведено путем сопоставления уровня азота мочевины в сыворотке крови, взятой через 5—6 ч после приема пищи, и КЭБ.
Увеличение КЭБ и снижение уровня азота мочевины у крысят 5-й группы, получавших консервы с добавлением 4% сбивочного масла и 4% говяжьего жира, указывает на высокие анаболические свойства белка изучаемых консервов. Добавление же «диетического масла» или только говяжьего жира давало противоположные результаты.
Данные биологического и биохимического экспериментов хорошо согласуются с химическим анализом мясных консервов по определению доступного лизина и выводами из этого анализа.
Выводы. 1. Изменение температурного режима и рецептуры мясных консервов влияет на качество белка консервов, его анаболические свойства в результате скорости и нтенсивности реакции Майара.
2. Определение доступного лизина бесспорно важно для оценки БЦ белка мясных консервов.
3. Изучение уровня азота мочевины в сыворотке подопытных животных наряду с исследованием интегральных показателе.4 (общее состояние, прибавка массы, КЭБ) является важным критерием для оценки анаболических свойств белка мясных консервов детского питания.
Покровский А. А. — Вопр. питания, 1975, № 3, с. 25. Пупеле О. Гром И. П., Кремер Ю. Н. — Там же,
1972, № 1, с. 47—51. Пятницкая И. Н , Воробьева Н. А. — Там же, 1977,
№ 3, с. 3—12. Eggum В. О. — Brit. J. Nutr. 1970, v. 24, p. 983—988
Поступила 24/VII 1980 г.
УДК 814.73-07:615.47
Ю. И. Гаврилин, У. Я. Маргулис, В. Г. Хрущ
КРИОГЕННЫЙ ПРОБООТБОРНИК ДЛЯ УЛАВЛИВАНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ГАЗОВ И АЭРОЗОЛЕЙ
Исследование содержания радиоактивных и токсичных примесей в воздухе начинается с отбора проб аэрозолей и газов на различные улавливающие элементы: аэрозольные фильтры и сорбенты. Эффективность улавливания некоторых примесей бывает далека от 100%, и, что еще хуже в методическом отношении, может сильно варьировать от пробы к пробе. Неопределенность коэффициента проскока снижает корректность проводимых исследований, особенно при комплексном анализе содержания в воздухе примесей с малоизученными свойствами. Чтобы частично компенсировать такую неопределенность, применяют контрольный сбор газа, прошедшего сквозь улавливающий элемент, в замкнутую емкость. При анализе состава радиоактивных благородных газов только этот способ позволяет быстро отобрать достаточно большую по объему пробу газа. При этом появляется необхо-
димость измерения внутренних стенок самой замкнутой емкости, а также внутренних стенок магистральных элементов. Чувствительность последующего гамма-спектрометрического анализа газообразной пробы слишком мала и не удовлетворяет требованиям многих гигиенических исследований. Дальнейшее же концентрирование радиоактивных газов, например на сорбенте, охлаждаемом жидким азотом, требует дополнительного времени, что весьма нежелательно, особенно в случае анализа содержания короткоживущих радионуклидов.
В настоящее время предложен новый криогенно-конденсационный пробоотборник газов и аэрозолей непрерывного действия, работа которого основана на способности воздуха сжижаться в том же составе основных компонентов на конденсирующей поверхности, охлаждаемой жидким азотом с температурой кипения —196 °С.