Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ШКОЛЬНИКОВ'

К МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Ивлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ШКОЛЬНИКОВ»

систем вегетативного обеспечения было наименьшим. Функциональный портрет этого предмета свидетельствовал об активном функционировании центральной нервной системы и наименьшей цене вегетативного обеспечения. Благоприятное функционирование организма выявлено также на уроках физики, химии, геометрии и русского языка. На уроках физики, химии и геометрии высокая умственная работоспособность достигалась путем активации вегетативных функций. На уроках русского языка участие систем регулирования сердечной деятельности было менее выраженным.

Литература

1. Аджимолаев Т. А., Долецкий С. #., Аминжанов 111. А. и др.//Физиология человека.— 1989.— Т. 15, № 4.— С. 40—47.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

3. Безруких М. М. // Физиология человека.— 1989.— Т. 15, № 2.— С. 85—89.

4. Гринене Э., Вайткявичюс В., Марачинскене Э., Бурней-кене В. // Гиг. и сан — 1983.—№ 10.—С. 33—36.

5. Дейнега В. Г., Шиблоевский В. А. Инструкция по применению интегральной оценки состояния респираторно-гемодинамической системы методом построения вегетативного портрета.— М., 1980.

6. Плохинский Н. А. Биометрия,—Новосибирск, 1961.

7. Ситдиков Ф. Г., Ванюшин Ю. С. // Физиология человека,— 1989,— Т. 15, № 3,— С. 121 — 127.

8. Чепайтис Ж., Жемайтите Д. // Ритм сердца в норме и патологии.— Вильнюс, 1970.— С. 19—27.

Поступила 08.08.90

Summary. Development of functional abilities of senior

pupils in 10-12 classes is terminated. Functional stress

during education process was not even distributed. These

data obtained on 46 persons.

© В. И. ИВЛЕВ. 1991 УДК 371.7:613.71

В. И. Ивлев

К МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

ШКОЛЬНИКОВ

Карагандинский педагогический институт

При гигиеническом нормировании режимов деятельности школьников до сих пор мало применяют статистические методы системного анализа, отличающиеся экономичностью и точностью результатов [4].

В связи с этим предлагаем разработанный и опробованный нами способ, в основу которого положена известная формула множественной регрессии:

У = Ай±А\- Х\ ±А2-Хг±...±Ап- Х„, (I)

где ,у — системообразующий фактор; Ао — коэффициент регрессии, отражающий уровень у при всех Х\,...,ХП равным нулю; А\,..., А„ — коэффициенты регрессии, отражающие долю участия Лг1,..., Хп в формировании системообразующего фактора; Х\,..., Хп — элементы системы.

Эта математическая модель позволяет выявить закономерности поведения любой функциональной системы.

Порядок проведения системного анализа мы показали на примере регламентации тренировочных нагрузок юных спортсменов — учащихся 8— 11 классов. Все статистические расчеты проведены на персональном компьютере типа ¡Ьт рс х1.

1-й этап — составление математической модели функциональной системы. Для этого необходимо прежде всего осуществить выбор системообразующего фактора, что является ключевой проблемой системного анализа [2].

Мы выбрали двигательные режимы школьников, занимающихся организованными формами

физической культуры и спорта. Объемы занятий регистрировали в часах в неделю по следующим градациям: 4-я градация — 5—6 ч/нед. 5-я — 7— 9, 6-я —10—12, 7-я—13—16, 8-я—17—20, 9-я — 21—24 и 10-я градация — 25—28 ч/нед и более.

Затем определяли необходимые элементы системы ............ На наш взгляд, это можно сделать в основном двумя путями: корреляционным анализом силы взаимосвязей отдельных элементов системы с системообразующим фактором и расчетом доверительных интервалов каждого из коэффициентов регрессии (А.....,Ап).

Мы выбрали первый путь. Корреляционный анализ включал установление силы и достоверности взаимосвязей между двигательными режимами школьников (бз) и 30 показателями, отражающими выраженность у них основных социогенных потребностей, личностных и психических качеств, здоровья и успешности учебы. Его

Таблица I

Значения коэффициентов регрессии

Класс Число наблюдений Ао А, А, Аз

8 168 7,88 —0,13 -0,06 —0,13

9 150 6,39 0,48 —0,07 0,48

10 87 8,63 0,31 —0,16 0,54

11 70 8,05 -0,31 —0,02 0,78

Таблица 2

Оценочная шкала успеваемости и интеллекта школьников

Класс Показатель Уровень

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

9

10 11

л3 к8

Лз

к8

Лз К8 Лз К8

2,68-3,28

4—11 2,60-3,17

3_[з

2,56-3,20

6-17 2,62—3,17 8-19

результаты показали, что бз имеет достоверные связи (0,05 >р<0,01) лишь с 3 показателями, которые можно использовать для нормирования, а именно успеваемостью (лз), продуктивностью интеллекта [1] по Г. Айзенку (кв) и частотой простудных заболеваний (лб).

Составленная нами формула множественной регрессии приобрела вид:

бз = Ао±А|-лз±А2-к8±Аз-л5. (2)

2-й этап — установление числовых характеристик коэффициентов (А], Аг, Аз) путем применения метода множественной регрессии (табл. 1).

Приведенные в табл. 1 коэффициенты отражают закономерности взаимодействия элементов системы и особенности ее функционирования в зависимости от возраста школьников.

3-й этап — выбор модельных числовых характеристик элементов представленной системы, входящих в формулу (2). Их выбирают сообразно поставленным задачам.

Так, в случае гигиенической регламентации тренировочных нагрузок юных спортсменов показатель случаев простудных заболеваний учащихся (Л5) следует принять, по нашему мнению, равным нулю. Это обусловлено тем, что занятия физической культурой и спортом должны сопровождаться и оптимальным состоянием неспецифической иммунобиологической реактивности организма.

Допустимыми нагрузками могут считаться те, при которых занимающиеся болеют простудными заболеваниями не чаще 1 раза в год. При этом могут быть достигнуты и необходимые спортивные результаты.

Данный вопрос в отношении интеллекта (к8) и успеваемости (лз) юных спортсменов решали при помощи специально разработанных методом децильной стандартизации [3] возрастно-половых оценочных шкал, приведенных в табл. 2.

В качестве модельных характеристик интеллекта и школьной успеваемости юных спортсменов мы выбрали числовые характеристики ке и лз, относящиеся к «выше среднего» и «высокому» уровню развития.

3,29—3,54 3,55—3,84 3,85—4,19 4,20—4,98

12—13 14—16 17—19 20—30

3,18—3,40 3,41—3,78 3,79—4,17 4,17—4,93

14—17 18—21 22—25 26—35

3,21—3,46 3,47—3,83 3,84—4,11 4,12—4,92

18—21 22—24 25—28 29—37

3,17—3,47 3,48—3,82 3,83—4,17 4,18—4,98

20—23 24—26 27—30 31—37

Таблица 3

Гигиенические нормативы двигательных режимов школьников, занимающихся организованными формами физической культуры и спорта

Класс

Объемы физических нагрузок, ч/нед

оптимальные

допустимые

8

9

10

10-13 13—15 7—13 11 — 14

14 16—17

14—15

15—17

При большей ориентации на спортивный результат развитие интеллекта и школьная успеваемость юных спортсменов не должны быть, на наш взгляд, ниже среднего уровня. Большая задержка интеллектуального развития и снижение успеваемости юных спортсменов недопустимы.

4-й этап — установление границ оптимальных и допустимых тренировочных нагрузок. Это производится простым арифметическим расчетом по формуле (2) с использованием соответствующих возрасту коэффициентов регрессии (см. табл. 1) и выбранных на 3-м этапе модельных числовых характеристик элементов системы.

Соответствующие результаты расчетов приведены в табл. 3.

В свете полученных данных мы считаем, что предлагаемый системный подход к гигиеническому нормированию двигательных режимов школьников приемлем и для гигиенического нормирования практически любых видов деятельности различных групп населения.

Литература

1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ.— М„ 1972.

2. Анохин П. К■ Избранные труды: Философские аспекты теории фундаментальной системы.— М., 1978.

3. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ.— М., 1976.

4. Славин М. В. Методы системного анализа в медицинских исследованиях.— М., 1989.

Поступила 17.08.90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.