Научная статья на тему 'Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием'

Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
890
104
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В.

В работе произведена оценка функционального состояния детей периода второго детства с различными режимами двигательной активности. Рассмотрены различные показатели психосоматического состояния в корреляции с физической нагрузкой. Предложены пути дальнейшего изучения механизмов оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием»

УДК 616-053.5[371.7]: 796.4+796.912.081[613.73]

Бондин В.И.

Д.п.н., профессор, Южный федеральный университет

Сергеева Е.Г.

Магистр, Южный федеральный университет

Лебедева В.В.

Студент, Дальневосточный федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ

В работе произведена оценка функционального состояния детей периода второго детства с различными режимами двигательной активности. Рассмотрены различные показатели психосоматического состояния в корреляции с физической нагрузкой. Предложены пути дальнейшего изучения механизмов оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов.

Ключевые слова: фигурное катание, тренировочные нагрузки, двигательный режим, функциональное состояние, здоровье детей-спортсменов.

Актуальность. Как никогда актуальной в эпоху великих перемен становится проблема сохранения нации, сохранение её потенциала, т.е. здоровья детей и молодёжи. Наряду с генетическими, экологическими и валеологическими факторами немалое значение приобретает фактор двигательной активности растущего организма [2, 4, 8], поэтому исследования соматического и социально-психологического здоровья и физического развития детей с различными двигательными режимами обладают огромной социальной ценностью. Важнейшим фактором в детском спорте по-прежнему остаётся профилактика спортивного травматизма [1] и грамотно, физиологически обоснованно выстроенная система тренировок [3, 5, 7]. Особый интерес представляет система мониторинга здоровья у подростков-спортсменов (пубертат — критический период онтогенеза) и детей-спортсменов, находящихся во II периоде детства (препубертат), поскольку функциональные резервы организма детей-фигуристов зависят от режима интенсивности тренировочных нагрузок; в условиях оптимального тренировочного режима фигурное катание на коньках способствует наряду с формированием профессиональных навыков улучшению общих показателей здоровья и спортивного мастерства. Общая и специальная физическая подготовленность позволяет юному спортсмену справляться с большим объемом тренировочной нагрузки, поскольку современная техника исполнения элементов в фигурном катании предъявляет повышенные требования к силе, быстроте, гибкости, ловкости и выносливости спортсмена [6].

Целью настоящего исследования явилось определение влияния различных режимов тренировок на физическое состояние и здоровье фигуристов 8-11 лет.

Для определения динамики здоровья и физического состояния были исследованы основные показатели соматического, социально-психологического и клинического здоровья у юных спортсменов-фигуристов, тренирующихся в различных режимах, и школьников начальных классов.

Показатели контрольного физического состояния и здоровья изучались у 20 школьников (8-11 лет) МОУ СОШ № 80, посещающих уроки физической культуры в объёме школьной программы — группа № 1.

Данные показателей здоровья и физического состояния были изучены у 30 детей 8-11 лет, занимающихся одиночным фигурным катанием на коньках в СДЮШОР №6 «Снежинка» г. Ростова-на-Дону:

• 10 юных спортсменов-фигуристов, выступающих под музыку и участвующих в соревнованиях местного уровня, тренирующихся в режиме 9 часов в неделю — группа №2;

• 10 членов юношеской сборной г. Ростова-на-Дону по фигурному катанию на коньках, тренирующихся в режиме 18 часов в неделю — группа №3;

• 10 членов юношеской сборной г. Ростова-на-Дону по фигурному катанию на коньках, тренирующихся в режиме 30 часов в неделю — группа №4.

Обследование проводилось в одинаковых условиях. Всего было обследовано 50 детей.

Оценивались следующие показатели соматического здоровья:

1. Центральная нервная система: сон, настроение, адекватность реакции на раздражители, отсутствие склонности к перепадам настроения, уровень самооценки.

2. Периферическая нервная система: координация, длительность статической балансировки, отсутствие болей и чувства онемения в конечностях.

3. Вегетативная нервная система: исходный вегетативный тонус (по методике Н.А. Белоконь, М.М. Кубергера, 1987).

4. Система органов дыхания: носовое дыхание, спирометрия, проба Штанге, проба Генчи, наличие одышки, приступов удушья, кашля.

5. Система органов кровообращения: ритмичность пульса и соответствие ЧСС возрасту, АД, реакция АД на физическую нагрузку, показатель эффективности кровообращения, индекс Руфье, показатели ЭКГ, наличие болей в сердце и нарушения ритма сердечной деятельности.

6. Система органов кроветворения: показатели гемоглобина, эритроцитов, СОЭ, формула белой крови.

7. Костно-мышечная система: правильность и пропорциональность телосложения, мышечная сила кистей — динамометрия, нарушения осанки, боли в позвоночнике, суставах и мышцах.

Из социально-психологических показателей здоровья учитывались:

1. Профиль функциональной межполушарной асимметрии (ФМА).

2. Уровень реактивной и личностной тревожности (по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).

3. Тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) — исследование по методике Г. Айзенка.

4. Показатели «школьной зрелости»: внимание, умственная работоспособность, средний балл.

5. Хронотип: «жаворонок», аритмик — «голубь», «сова» (по методике Остберга).

К клиническим показателям здоровья мы отнесли отсутствие хронических заболеваний.

При изучении показателей соматического здоровья у школьников и детей-спортсменов были получены следующие результаты.

ЦНС. Количество детей, характеризующихся хорошим сном и работоспособностью, отсутствием признаков быстрой утомляемости, составило в группе № 1 — 60%, несколько больше (70%) в группе № 2, затем соответственно контрольной (60%) — в группе № 3 и отчётливо снижалось у спортсменов группы № 4. Повышенной утомляемостью, снижением физической работоспособности страдали 40% детей групп №№ 1 и 3, 30% — группы № 2 и 60% спортсменов группы № 4. Снижение психической работоспособности наблюдалось у 40% детей в группах №№ 1 и 2, у спортсменов с более частыми тренировками — группы №№ 3 и 4 — составило 50% и 60% соответственно. Астения и слабость отмечена у 50% спортсменов группы № 4, в остальных группах обследованных — по 40%. Нарушения

памяти и внимания наблюдались у 20% детей групп №№ 1 и 3, уменьшалось до 10% в группе № 2, увеличивалось до 30% в группе № 4. Хорошее настроение, адекватная реакция на раздражители были присущи 65% школьников, по 70% детей групп №№ 2 и 3 и всего лишь 50% спортсменам группы № 4, а перепады настроения отмечались у детей 1-4 групп в 10%, 10%, 20% и 40% соответственно. Умеренно развитые чувства ревности, обиды, зависти выявлены у 90 5 детей в группах №№ 1, 2 и 3, и у 70% спортсменов группы № 4, а немотивированные или ярко выраженные обида ревность и зависть наблюдались соответственно у 10% детей групп №№ 1, 2 и 3 и у 30% группы № 4. Нормальный уровень самооценки и оптимизм характерен для 80% школьников, в группах №№ 2 и 3 — по 90%, несколько меньше (70%) у детей группы № 4.

В целом анализ показателей здоровья ЦНС и анализаторов позволяет утверждать, что наилучшие результаты были получены в группах №№ 2 и 3, немного хуже у школьников группы № 1, а спортсмены группы № 4 характеризовались склонностью к астении, нарушению работоспособности, снижению памяти и внимания, перепадам настроения.

ПНС. При изучении показателей периферической нервной системы у всех обследованных детей наблюдалась устойчивая ровная походка, отклонения от нормы при исследовании функции координации выявлено лишь у одного школьника группы № 1. Длительность статической балансировки у детей группы № 1 не соответствовала возрастным нормативам и составила в среднем 6,2 сек. В группах спортсменов это было соответственно 11,3, 14,7 и 13,9 сек. Боли в руках не встречались у детей-спортсменов, а у школьников обнаружены в 10% случаев, а боли в ногах — наоборот, не выявлены у школьников и обнаружены у 10%, 10% и 20% детей-спортсменов соответственно групп №№ 2, 3 и 4. Кроме того, у фигуриста с наиболее интенсивным тренировочным режимом (группа № 4) — 10% наблюдалось онемение пальцев ног.

ВНС. При изучении исходного вегетативного тонуса относительное равновесие ВНС отмечено у большинства обследованных детей групп №№ 1, 2 и 3 и у 50% спортсменов группы № 4, у которых наблюдалась тенденция к ваготонии.

Система органов дыхания. Свободное дыхание через нос наблюдалось у большинства детей, при этом наилучшие показатели (80%) — отмечены в группе № 2. Дыхание ритмичное, 18-20 в мин (норматив для детей 7-12 лет), обнаружено у всех спортсменов и 90% школьников. Одышка при ходьбе наблюдалась у 1 школьника (5%), а приступы удушья в 10% (по одному спортсмену соответственно) в группах №№ 3 и 4. Носовые кровотечения встречались у детей 1 и 4 групп. По частоте заболеваемости ОРВИ наихудшие показатели были выявлены у школьников группы № 1. Спирометрия составила (в среднем) 1667,7 мл в группе № 1, 1803,8 мл в группе № 2, 1978,4 мл в группе № 3 и 2031,1 мл в группе № 4. При проведении проб с задержкой дыхания выявлены значительные различия между спортсменами и нетренированными школьниками: так, проба Штанге в группе № 1 составила (в среднем) 32,6 сек, в группе № 2 — 44,1 сек, в группе № 3 — 48,0 сек, в группе № 4 — 48,6 сек, а проба Генчи — 11,3 сек, 16,2 сек, 15,8 сек и 16,5 сек соответственно. В общем, показатели системы органов дыхания наиболее стабильны у спортсменов 2 и 3 групп.

Система органов кровообращения. Наилучшие результаты по показателям ЧСС и АД отмечены у спортсменов групп №№ 2 и 3. Нарушения этих показателей наиболее часто встречается у спортсменов группы № 4. Реакция АД на физическую нагрузку у большинства обследованных была нормотонической, у 30% спортсменов каждой группы имела склонность к гипотонической, а у 10% детей группы № 4 — гипертоническая. Дети группы № 1 имели низкий, ниже среднего и средний индекс Руфье, у спортсменов всех групп преобладали средние показатели и даже отмечались выше среднего и высокие значения. Аналогичные тенденции наблюдались и при анализе показателя эффективности кровообращения, однако необходимо отметить ухудшение его в группе № 4 по сравнению с группой № 3. Показатели ЭКГ не соответствовали возрасту у 20% школьников и спортсменов группы № 3, у 10% детей группы № 2, и у 40(!)% спортсменов группы № 4,

кроме того, у детей группы № 4 наиболее часто по сравнению с другими обследованными отмечались нарушения процессов реполяризации желудочков сердца, нарушения сердечного ритма, жалобы на боли в сердце при физической нагрузке и сердцебиения. Сердечнососудистая система, как наиболее тонкий показатель динамики процессов спортивной адаптации, отражает самые ранние проявления начинающегося срыва. В данном случае, на фоне в общем средних показателей прослеживается тенденция к ухудшению работы ССС у интенсивно тренирующихся спортсменов группы № 4.

Система органов кроветворения. Показатели гемоглобина и эритроцитов у большинства обследованных (по 80% в группах №№ 1 и 4 и по 90% в группах №№ 2 и 3) не имели отклонений от возрастной нормы, СОЭ соответствовала норме у 100% спортсменов групп №№ 2 и 3 и у 90% детей групп №№ 1 и 4. Формула белой крови была изменена (наличие воспалительного процесса в организме) у 25% школьников 1 группы.

Костно-мышечная система. Правильное, пропорциональное телосложение наблюдалось у 90% всех групп фигуристов и у 80% школьников. Нарушения осанки (сутуловатость, сколиоз) у 65% школьников и у 40% спортсменов. При исследовании динамометрии во всех группах были получены следующие результаты: № 1 — 3,4, № 2 — 8,9, № 3 — 11,2, № 4 — 11,1. Результаты детей-спортсменов значительно отличаются от школьников, однако всё равно не соответствуют возрастным показателям. Боли в позвоночнике обнаружены у одного школьника (5%) и у одного фигуриста (10%) группы № 4, боли в суставах — у одной школьницы (5%), одной фигуристки (10%) группы № 3 и трёх фигуристов (30%) группы № 4. Боли в мышцах отмечены только у детей-спортсменов (группа № 2 — 10%, группа № 3 — 10%, группа № 4 — 30%).

При сопоставлении всех результатов исследования показателей соматического здоровья и физического состояния у обследованных детей обнаружено, что наилучшими данными соматического здоровья и адаптационными реакциями обладают дети-спортсмены группы №2, и лишь немного хуже — фигуристы группы № 3. К сожалению, спортсмены с наиболее интенсивным режимом тренировок, даже несмотря на юный возраст и небольшой ещё спортивный опыт, оказались в группе риска по возникновению многих функциональных расстройств практически всех органов и систем, особенно чётко прослежены такие тенденции при исследовании ЦНС, костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, что говорит о возможности срыва адаптации и возникновения заболеваний на фоне перетренированности. Некоторые их исходные показатели оказались даже хуже, чем у школьников, не занимающихся в спортивных секциях.

При изучении социально-психологических показателей здоровья у школьников и детей-спортсменов были получены следующие результаты:

По профилю функциональной межполушарной асимметрии подавляющее большинство обследованных имели левополушарный или преимущественно левополушарный профиль. Для этого профиля характерны подвижность, общительность, способность регулировать и произвольно ускорять темп интеллектуальной деятельности, высокие волевые качества, оптимизм, самостоятельность, способность добиваться высоких результатов в труде. Недостатком этого профиля является быстрая утомляемость, недостаточная адаптация к суровым условиям существования, не оптимальная регуляция систем внутренних органов в организме. Однако среди спортсменов групп №№ 3 и 4 были обнаружены по одному ребёнку (по 10%) с распределённым профилем, характеризующимся сбалансированной работой обоих мозговых полушарий. Для этого профиля характерно равномерное распределение основных асимметрий мозга между полушариями, что позволяет в своей деятельности использовать стратегии и возможности как левого, так и правого полушарий мозга. Кроме того, у данного профиля отмечены наиболее высокие показатели интеллекта, а регуляция работы внутренних органов близка к совершенству, организм способен легко адаптироваться к суровым условиям существования. Такие люди, как правило, эмоционально устойчивы и не подвержены частой смене настроений, способны

трудиться длительное время без чувства усталости и ошибок. Недостатком распределённого профиля ФМА является не столь высокая, как у лиц с левополушарным доминированием скорость реакций. С правополушарным и преимущественно правополушарным профилем ФМА обнаружено три школьника (15%) группы № 1 и по одному спортсмену (по 10%) в каждой из групп №№ 2, 3 и 4. Для данного латерального фенотипа (практически уникального) характерен безудержный полёт творчества, но при этом трудно даются языки, любые точные науки, характерно наличие множества потребностей, но мало путей их удовлетворения. Таким людям бывает трудно решиться на публичные выступления, для них характерны застенчивость, неуверенность в себе, частая смена настроения, лёгкая внушаемость, напряжённость.

Уровень тревожности. При изучении уровня реактивной тревожности, характеризующей состояние в настоящий момент и являющейся одним из ранних показателей функциональных изменений, особенно в ЦНС, а также адекватно отражающей способность организма к переносимым нагрузкам, выявлено, что низкой тревожностью характеризуются 35% детей группы № 1, 40% — группы № 2, 30% — группы № 3 и 10% спортсменов группы № 4, а умеренной реактивной тревожностью — соответственно 50%, 60%, 70% и 60% обследованных детей. Высокая реактивная тревожность была обнаружена у 15% школьников группы № 1 и у 30% интенсивно тренирующихся фигуристов (группа № 4). У спортсменов групп №№ 2 и 3 показателей повышенной тревожности выявлено не было. Исследование личностной тревожности, обусловленной генетически через систему вегетативной и эндокринной регуляции функций организма, выявило следующие показатели: низкую личностную тревожность имели 35% школьников группы № 1, 40% группы № 2, по 20% спортсмены групп №№ 3 и 4. Умеренной личностной тревожностью характеризовались большинство обследованных детей (50%, 60%, 70% и 70% соответственно). Высокая личностная тревожность наблюдалась у 15% школьников и по 10% у спортсменов групп №№ 3 и 4.

Тип темперамента. Исследование проводилось на предмет экстраверсии-интроверии, а также эмоциональной стабильности-нестабильности. Сводные результаты характеризовали психотип обследованных. Сангвиников по типу темперамента отмечено 45% среди детей группы № 1, по 60% спортсменов групп №№ 2 и 4 и 70% фигуристов группы № 3. Для сангвиников характерны общительность, разговорчивость, контактность, отзывчивость, непринуждённость, жизнерадостность, склонность к лидерству, отсутствие склонности к беспокойству. Из сангвиников получаются хорошие спортсмены практически во всех видах спорта. Холериков было обнаружено в группе № 1 35% детей, в группе № 2 — 30%, в группе № 3 — 20%, в группе № 4 — 40%. Для холерического типа темперамента характерны чувствительность, агрессивность, быстрое возбуждение, непостоянство, импульсивность, оптимистичность, активность. У холериков быстро формируются условно-рефлекторные связи, в том числе и спортивные, поэтому таких спортсменов целесообразно привлекать в такие виды спорта, где необходимо моментальное, но не очень продолжительное напряжение. Флегматиков среди обследованных детей было выявлено 15% среди школьников группы № 1, по 10% среди спортсменов групп №№ 2 и 3. Для таких детей характерны рассудительность, осмотрительность, пассивность, доброжелательность, они ровные, спокойные, управляемые, внушающие доверие. Условно-рефлекторные связи в их организме формируются медленно, однако для них характерно длительное сохранение структурного следа, т. е. таких спортсменов целесообразно привлекать в виды спорта, где нужна не мгновенная сильная реакция, а упорный и длительный монотонный труд. Среди обследованных школьников группы № 1 выявлен один меланхолик. Для данного типа темперамента характерна тревожность, склонность к рассуждениям, пессимистичность, сдержанность, необщительность. Такие дети тихие, легко расстраивающиеся, из них трудно получить спортсмена высокого уровня.

Хронотип. Хронотип человека — устойчивая индивидуальная временная периодизация психофизиологического состояния человека, в частности его работоспособности. Знание биоритмов и хронотипа важно при определении оптимального тренировочного режима. Среди обследованных детей работоспособных рано утром («жаворонков»), было обнаружено 15% среди группы №1, по 10% среди групп №№ 2 и 3, и 20% среди спортсменов группы № 4. Наиболее работоспособным вечером («сова») оказался один школьник группы № 1. Большая часть обследованных школьников и спортсменов (80%, 90%, 90% и 80% соответственно) принадлежат к людям с невыраженной периодизацией активности — «голубям».

Показатели «школьной зрелости». При изучении у детей внимания и умственной работоспособности было обнаружено, что наилучшие показатели были выявлены у спортсменов группы № 2, несколько хуже — у групп №№ 1 и 3. Наихудшие показатели внимания и умственной работоспособности характерны для интенсивно тренирующихся спортсменов группы № 4. Средний балл успеваемости в школе у исследованных групп детей составил 4,1, 4,3, 4,2 и 3,6 соответственно. Следовательно, умеренные физические нагрузки стимулировали не только физическое, но и умственное развитие, а интенсивные нагрузки успеваемость и степень усвоения школьного материала снижали.

При изучении клинических показателей здоровья у школьников и детей-спортсменов было обнаружено отсутствие хронических заболеваний у 75 % школьников группы № 1, 90% спортсменов группы № 2, 90% спортсменов группы № 3 и 60% интенсивно занимающихся фигуристов группы № 4. Из хронических заболеваний наиболее часто встречались хронические болезни ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, нарушения зрения, нарушения осанки, нейроциркуляторная дистония.

В целом при исследовании показателей соматического здоровья у школьников, не занимающихся в спортивных секциях и фигуристов, тренирующихся в различных по интенсивности режимах, было установлено, что лучшие показатели наблюдались у детей, тренирующихся в группах №№ 2 и 3. Наиболее значимые отличия отмечены по состоянию ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Здоровье спортсменов, тренирующихся в наиболее интенсивном режиме, оказалось даже хуже, чем у нетренированных школьников. Таким образом, правильно дозированная физическая нагрузка является фактом, укрепляющим здоровье, а неправильно дозированная или чрезмерная — фактором, разрушающим здоровье.

Изучение показателей социально-психологического здоровья установило, что лучшие результаты по оценке психофизиологических типов, биоритмов, «школьной зрелости», уровня социализации и т.д. также характерны для школьников групп исследования №№ 2 и 3, особенно группы № 2. Наихудшие результаты по успеваемости и социально-психологическим тестам отмечены у группы № 4. Следовательно, методически правильно построенный график тренировок может стимулировать не только физическое, но и нервно-психическое развитие и уровень социализации детей 8-11 лет.

Показатели клинического здоровья соответствуют таковым при изучении соматического здоровья. У интенсивно тренирующихся спортсменов группы № 4 отмечено наибольшее количество имеющихся преморбидных состояний и заболеваний, из которых немаловажное место занимают нарушения сердечно-сосудистой системы.

Заключение

Таким образом, в результате проведённого исследования было установлено, что занятия оздоровительной физической культурой улучшают показатели как соматического, так и социально-психологического здоровья. Оптимальным режимом для дополнительных оздоровительных занятий физической культурой является посещение спортивной секции 3 раза в неделю (9 часов). При занятиях профессиональным спортом (фигурным катанием на коньках) для детей 8-11 лет оптимальным режимом тренировок, при котором на фоне высокого уровня профессиональных достижений не ухудшаются, а улучшаются показатели

клинического, соматического, социально-психологического здоровья, физического состояния и даже школьная успеваемость, является посещение тренировок 6 раз в неделю (18 часов). При этом необходимо учитывать индивидуальные показатели здоровья, биоритмы, скорости роста профессионального мастерства и возможности адаптации организма каждого занимающегося. Важно, что оптимальное функциональное состояние юного спортсмена наряду с методически правильно выстроенной системой занятий являются значимыми факторами профилактики спортивного травматизма.

Литература

1. Абросимов И.А. Основные аспекты безопасности в учебно-тренировочном процессе фигуристов / И.А. Абросимов, О.И. Абросимова, А.Н. Шакирова // Вестник НЦБЖД. — 2014. — № 4 (22). — С. 68-72.

2. Бабенко К.Г. Здоровье и умственная работоспособность школьников, проживающих в мегаполисе / К.Г. Бабенко, И.А. Пономарева // Материалы научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи «Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности». — Ростов н/Д, 2014. — С. 1112.

3. Бондин В.И. Мониторинг здоровья детей-фигуристов с различными тренировочными режимами / В.И. Бондин, И.А. Лебедева, Н.Г. Соколова, Н.Ю. Стрекалова // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование, спорт, здоровье в современных условиях экологической среды» — Ростов н/Д, 2009. — С. 62-68.

4. Геворгян Р.В. Особенности здоровья и функционального состояния детей периода второго детства, проживающих в различных экологических районах / Р.В. Геворгян, И.А. Пономарева // Материалы научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи «Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности». — Ростов н/Д, 2014. — С. 38-41.

5. Князев А.И. Проблемы компетентностного ориентирования родителей начинающих фигуристов в школе фигурного катания / А.И. Князев // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5. — С. 382-383.

6. Коваленко Ю.А. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / Ю.А. Коваленко, М.М. Акинина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. — 2015. — № 4. — С. 105-109.

7. Лебедева И.А. Скрининг-диагностика здоровья детей-фигуристов периода второго детства с различными тренировочными режимами // И.А. Лебедева / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт студенческой молодёжи в современных условиях: проблемы и перспективы развития». — Тула, 2007. — С. 78-82.

8. Нежебовская А.С. Основные факторы, определяющие здоровье / А.С. Нежебовская, А.В. Рассадина И.А. Пономарева // Материалы четвёртой Международной научно-практической конференции «Олимпийская идея сегодня». — Ростов н/Д, 2014. — С. 404-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.