Научная статья на тему 'Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом'

Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1570
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / СПОРТСМЕН / MENTAL LOADING / SPORTS ACTIVITY / DIAGNOSTICS / SPORTSMAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Яковлев Борис Петрович

В статье приводится характеристика психической нагрузки в спорте. Представлен комплекс методик для исследования способностей спортсмена вьдерживать психические нагрузки в процессе занятий спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Яковлев Борис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental loading in competitive activity and technique of diagnostics of survivability by the sportsman

The article characteristic of mental loading in sports is resulted. The complex of techniques for study abilities of the sportsman is submitted to maintain mental loadings during occupations of sports.

Текст научной работы на тему «Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

%

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796.093:159.91 Г. Д. БАБУШКИН

Б. П. ЯКОВЛЕВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск Сургутский государственный университет

ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЕЁ ПЕРЕНОСИМОСТИ СПОРТСМЕНОМ

В статье приводится характеристика психической нагрузки в спорте. Представлен комплекс методик для исследования способностей спортсмена вьщерживать психические нагрузки в процессе занятий спортом. Ключевые слова: психическая нагрузка, спортивная деятельность, диагностика, спортсмен.

Соревновательная деятельность спортсмена выход на старт представляет психическую нагрузку

сопряжена с влиянием различного рода помех, вы- и сопровождается психической напряженностью,

зывающих психическую напряженность, свиде- уровень которой и её преодоление определяются

тельствующую о перенесении спортсменом психи- многими факторами. В случае, когда высокая пси-

ческой нагрузки. Психическая нагрузка на спорт- хическая нагрузка приходится на неокрепший

смена проявляется, как правило, в экстремальной организм юного спортсмена, наступает психическое

деятельности, к которой относится и спорт [1]. пресыщение, и спортсмен прекращает занятия

Экстремальность спортивной деятельности опреде- спортом. Причиной этого является непонимание

ляется выходом за пределы привычного для человека тренером характера влияния психической нагрузки

психофизиологического напряжения [2] и требует на организм человека. Можно сказать, что такое

соответствующего психологического обеспечения случилось с чемпионом мира по спортивной гимнас-

подготовки спортсмена [3]. Как для начинающего, тике Д. Белозерчевым, в 20 лет прекратившим за-

так и для высококвалифицированного спортсмена нятия спортивной гимнастикой. Противоположным

примером в гимнастике служит олимпиискии чемпион Борис Шахлин, который в 35 лет выступал на международных соревнованиях.

В результате взаимодействия внешних (материальных, социальных) и внутренних условий спортсмен испытывает психическую нагрузку, которая может оказывать негативное влияние на результаты его деятельности. В психической нагрузке как процессе проявляется четыре компонента. Первый компонент представлен требованиями, предъявляемыми к личности спортсмена со стороны внешних и внутренних условий. Второй компонент — оценка и коррекция действий, операций уровня активности психических функций. Данная оценка влечёт за собой изменение эмоционального возбуждения. Третий компонент — обеспечение оптимального уровня эмоционального возбуждения, что достигается наличием навыков психической саморегуляции у спортсмена. Четвертый компонент — мобилизация функциональных ресурсов спортсмена на достижение поставленной цели. Если первый компонент представляет собой комплекс условий, независимых от спортсмена и не управляемых им в данный момент, то остальные компоненты представляют собой управляемые спортсменом процессы.

Психическую нагрузку спортсмены испытывают при воздействии следующих факторов: 1) первые участия юных спортсменов в соревнованиях; 2) участие в спортивных соревнованиях высокого ранга: первенства России, Европы, мира, Олимпийские игры. Поставленные перед спортсменами задачи, вызывают чувство ответственности и долга; 3) выполнение сложно координированных движений, связанных с получением травмы; 4) проявление максимальных мышечных и волевых усилий; 5) преодоление утомления при выполнении длительной спортивной деятельности.

Психическая нагрузка представляется как произвольный процесс саморегуляции спортсмена при воздействии внешних и внутренних условий спортивной деятельности [4]. Этот процесс определяет индивидуальный уровень психической напряженности, способствующий мобилизации функциональных ресурсов. К внутренним механизмам, противостоящим психической нагрузке и определяющим её влияние на спортсмена, относятся: эмоции, воля, мотивация, интеллект, интуиция. Оптимальное реагирование спортсмена на воздействие факторов, определяющих психическую нагрузку, зависит от функционирования этих механизмов, выявление которых на сегодня стало возможным благодаря ряду разработанных психологических методик.

Экстремальный характер спортивной деятельности, сверхмотивированность на результат, субъективные переживания, высокая волевая и интеллектуальная активность — составляющие особенности психической нагрузки — определяют уровень психического напряжения. На основе анализа специальной литературы, наблюдения за спортсменами в естественных условиях учебно-тренировочного процесса, проведенных лабораторных исследований можно заключить, что психическое напряжение, являющееся реакцией на нагрузку, формируется под воздействием следующих составляющих ее структурно-функциональных особенностей: информационно-операциональной, ситуативной и личностной.

Информационно-операциональная составляющая определяется внешними особенностями физической нагрузки (величиной, интенсивностью, объ-

емом, направленностью, чередованием нагрузки — отдыха), информационной и семантической структурой деятельности — количеством информации тактико-технического, рефлексивного характера, предъявляемой для переработки; количеством значимых объектов одновременного наблюдения и удержания в процессе внимания; сложностью и комплексностью выполняемых действий, частотой ответственных решений, принимаемых за определенное количество времени; необходимостью и особенностями самоконтроля и саморегуляции; параметрами (пространственными, временными, силовыми) двигательных действий; характеристиками монотонности двигательных действий (количеством однообразных действий в течение определенного времени); наличием эмоциональной (малым общением с родными, близкими, товарищами) и сенсорной (длительное неучастие отдельных анализаторов) депривации; загруженностью сенсорных систем: зрительной, слуховой, вестибулярной; объемом объектов для успешной работы оперативной памяти мышления и переключения внимания. При этом особенности психической нагрузки во многом определяются не только содержательным характером вида деятельности, но и процессуальной стороной подготовки спортсменов, например оптимальной сбалансированностью средств и методов в системе общефизической подготовки и специальной подготовки.

Ситуативная составляющая определяется константно-временными факторами, порождающими в условиях спортивной деятельности различие в психической нагрузке. Так, к временно действующим факторам, обусловливающим величину и характер психической нагрузки, мы относим состояние здоровья (болезнь, менструальный цикл); доминирующие психические состояния (оказывающие влияние на деятельность, типа эмоциональной напряженности, утомления, монотонии); гелиофизические ритмы, циклы; погодно-климатические условия; групповое взаимодействие; место проведения соревнований; характер судейства (например, необъективное поведение судей); спортинвентарь; поведение болельщиков, партнеров, тренера.

Личностная составляющая определяется внутренними условиями, такими целостными механизмами психической саморегуляции, как эмоции, воля, мотивация, интеллект, интуиция. В эту модель внутренних условий психической нагрузки в обобщенном виде включены те важнейшие механизмы саморегуляции, которые проявляются в каждом отдельном или интегральном свойстве, качестве личности и определяют противодействие организма спортсмена психической нагрузке. Эмоциональные параметры внутренних условий обусловливаются отношением к тренировочной и соревновательной нагрузке, личной значимостью деятельности, а также влияют на энергетический тонус организма. Волевые механизмы обеспечивают уровень самосознания и целеустремленности к деятельности. Мотивация является движителем активности спортсмена. Интеллект определяет меру, логику осознания спортсменом своего места, средства выполнения поставленных задач. Интуиция способствует принятию правильных решений, действий без осознания, без логики их доказательности в данный момент времени. От конкретного функционирования этих механизмов и их сочетания в большой степени зависят устойчивость, толерантность к психической нагрузке в экстремальных условиях соревновательной деятельности, выраженность психического напряжения, реагирование

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

на совокупность факторов психической нагрузки и адаптация к ним.

Степень трудности переносимости спортсменом психических нагрузок индивидуальна. Это обусловлено тем, что та или иная психическая нагрузка испытывается и преодолевается спортсменом через призму индивидуально-психологических особенностей, включающих темперамент, характер, способности, мотивацию, эмоции, интеллект, саморегуляцию и ряд психических функций, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

Величина воздействия психической нагрузки на индивидуальную толерантность спортсмена может превысить его предельные возможности и резервы, что будет влиять на состояние, поведение, результаты деятельности и отношение к занятиям спортом. Поэтому тренеру важно знать степень переносимости спортсменом психической нагрузки и своевременно контролировать специфические факторы нагрузки, возникающие в определенной совокупности внешних и внутренних условий спортивной деятельности. Такого рода психологический контроль за особенностями психической нагрузки на различных этапах учебно-тренировочного процесса позволит более оперативно управлять учебно-тренировочным процессом и психологической подготовкой спортсмена к соревнованиям, более рационально регулировать содержание тренировочного занятия, режим чередования нагрузок и отдыха, определять необходимость участия в конкретном соревновании.

Чтобы объективно судить о функциональном состоянии организма спортсмена, особенностях влияния психических нагрузок в условиях спортивной подготовки, прогнозировать эффективность дальнейшей деятельности, необходимо использовать не только результаты соревновательной деятельности, но и данные о состоянии ряда психофизиологических функций, внутренних констант организма, необходимо определить степень переносимости спортсменом психической нагрузки и создать соответствующий уровень психологической подготовленности, благодаря которому успешно протекает тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Методика диагностики переносимости спортсменом психической нагрузки. Переносимость спортсменом психической нагрузки можно определить, изучая механизмы саморегуляции деятельности (эмоции, интеллект, волю, мотивацию, интуицию), обеспечивающие её эффективность и надежность. Для этого можно использовать психологические методики, получившие широкое признание в спортивной психологии. Поскольку в различных методиках количественные выражения изучаемых компонентов саморегуляции различны, то мы подвергли их унификации в единой трехбалльной шкале:

1 балл — низкая степень выраженности; 2 балла — средняя; 3 балла — высокая.

Мотивация. Для выявления мотивационной составляющей предлагается выявлять силу мотивации к достижению успеха и потребность в достижении по следующим методикам.

Сила мотивации к достижению успеха может определяться с помощью опросника Т. Элерса [5]. Шкала силы мотивации: 1 — 10 баллов — низкий уровень (1 балл); 11 — 16 баллов — средний уровень (2 балла); 17 баллов и выше — высокий уровень (3 балла).

Потребность в достижении выявляется с помощью методики, предложеннной Ю. М. Орловым [5]. Представление о потребности в достижениях

берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хек-хаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными. Шкала потребности в достижении: 0—10 баллов — низкий уровень (1 балл); 11 — 17 баллов — средний уровень (2 балла); 18 — 23 балла — высокий уровень (3 балла).

Эмоции. Для выявления эмоциональной составляющей переносимости психических нагрузок предлагается выявлять коэффициент вегетатики и способность к управлению своим эмоциональным состоянием.

Для определения коэффициента вегетатики используется цветовой тест М. Люшера [6]. Спортсмену предлагаются 8 цветных карточек (синий, красный, черный, фиолетовый, желтый, серый, коричневый). Их надо разложить по предпочтительности. На первом месте одна карточка, на втором другая и т.д. На основе этого теста К. Шипош предложил числовой показатель, характеризующий вегетативный тонус — коэффициент вегетатики, вычисляемый по Формуле: КВ = 18—(№ Кр + № Ж)/18 — — (№ С + № З). Кр — номер выбора (позиции) красного цвета; Ж — позиция желтого цвета; С — позиция синего цвета; З — позиция зеленого цвета.

Числовые значения КВ меньше единицы свидетельствуют о преобладании трофотропного реагирования; значения больше единицы — эрготропного реагирования. Оптимальные значения КВ = 1,2 ед. Значения от 1,8 и выше свидетельствуют о затруднениях в переносимости нагрузки, о необходимости волевых усилий. Значения в зоне 0,6 и менее свидетельствуют о парасимпатикотонии, недовосста-новлении или болезненном состоянии.

Шкала оценки вегетатики: низкий уровень 0,8 и менее (1 балл); средний уровень 1,6 и более (2 балла); высокий уровень 0,9—1,5 (3 балла).

Способность к психорегуляции является высокозначимым фактором, обеспечивающим создание оптимального предстартового состояния спортсмена и успешное выступление на соревнованиях. Для ее диагностики рекомендуется психофункциональный тест А. В. Алексеева [7]. Предлагается сокращенный вариант этого теста, позволяющий тренеру определить уровень развития способности к психорегуляции у спортсмена. Измерению подлежит сердечнососудистая система. По изменению показателей системы при выполнении заданий теста судят об уровне развития способности к психорегуляции, об умении управлять своим эмоциональным состоянием.

Перед началом эксперимента измеряется частота сердечных сокращений за 10 с и умножается на 6. Спортсмену предлагается в положении сидя с закрытыми глазами выполнить следующие задания: после каждого задания измеряется частота сердечных сокращений.

Первое задание. Ввести себя мысленно в состояние «высокой радости» в течение одной минуты.

Второе задание. Ввести себя в состояние полного расслабления, успокоения с использованием самовнушения. После прохождения одной минуты измеряется пульс.

Третье задание. Ввести себя мысленно в предстартовое состояние «боевой готовности». После чего измеряется пульс.

Затем находится суммарный показатель изменения частоты сердечных сокращений. Способность к психорегуляции определяется по следующей шкале: низкий уровень 69 уд/мин и менее (1 балл); средний уровень 70 — 89 уд/мин (2 балла); высокий уровень 90 уд/мин и более (3 балла).

Воля. Волевая сфера личности является одной из ведущих в переносимости спортсменом психических нагрузок и является составляющей характера. Психологическая оценка волевой сферы личности осуществляется по выраженности волевых качеств и силы характера.

Для определения волевых качеств может использоваться опросник «Самооценка волевых качеств спортсмена» Н. Б. Стамбуловой [8]. По данной методике оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества — выраженность и генерализованность. Выраженность характеризует наличие и устойчивость проявления основных признаков качества. Г енерализованность характеризует универсальность проявления качества в различных ситуациях и видах деятельности.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности согласно следующей шкале: низкий уровень 0—19 баллов (1 балл); средний уровень 20 — 30 баллов (2 балла); высокий уровень 31—40 баллов (3 балла).

Для выявления силы характера предлагается использовать методику А. В. Лебедева [9]. Выявляется выраженность следующих свойств характера, определяющих переносимость спортсменом психических нагрузок: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Шкала оценки каждого свойства: 0 — 7 баллов — низкий уровень (1 балл); 8—14 баллов — средний уровень (2 балла); 15 — 20 баллов — высокий уровень (3 балла);

Интеллект. Для определения интеллектуальной составляющей переносимости психических нагрузок следует выявлять: продуктивность оперативной памяти, уровень интеллекта.

Определение продуктивности оперативной памяти. Оперативная память позволяет не только удерживать какой-то материал на короткое время, но также и оперировать им (производить определенные действия) , и отражает интеллектуальную активность личности.

Для исследования необходимо иметь несколько таблиц с числовыми рядами от 3 до 7 цифр в каждом ряду (числа не должны составлять повторяющиеся суммы, а сумма двух смежных чисел не должна превышать 9.

Экспериментатор во время проведения исследования в определенном темпе зачитывает ряд чисел, испытуемые должны в это время складывать первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым и т. д. и запоминать суммы этих сложений. По команде экспериментатора «Пишите» испытуемые записывают полученные суммы. Через определенное время дается команда «Стоп». Запись прекращается, и испытуемые заслушивают следующий ряд чисел, складывая смежные числа.

Например, даны числа: 3, 5, 2, 7. В этом ряду получаются следующие суммы: 3 + 5 = 8; 5 + 2 = 7;

2 + 7 = 9. В этом примере испытуемый должен записать суммы: 8, 7, 9. Числовой ряд состоит из трех, пяти, шести и семи цифр. Ряды с одинаковым количеством чисел повторяются. Темп зачитывания чисел: три числа — 3 с; четыре числа — 4 с; пять чисел — 5 с; шесть чисел — 6 с; семь чисел — 7 с. Окончание зачитываемого ряда обозначается ударе-

м е и н на последней цифре.

4, 5, 2

3, 2, 6

5, 2, 6, 3

3, 5, 2, 4

3, 2, 4, 5, 3

4, 3, 6, 2, 5

2, 5, 1, 7, 2, 6

3, 4, 5, 2, 7, 2

5, 2, 4, 3, 6, 4 2,

6, 2, 3, 5, 2, 7, 1

Испытуемым на запись сумм отводится определенное время: на 3 числа — 5 с; на 4 числа — 7 с; на 5 чисел — 9 с; на 6 чисел — 12 с; на 7 чисел — 15 с. Всего предлагается 10 рядов чисел по два ряда на каждое количество знаков. Приводим примерный ряд чисел (при повторении опытов предлагается другой ряд чисел). Выполнение задания оценивается по наибольшему правильно выполненному числовому ряду. Оценка дается в баллах. Шкала оценки оперативной памяти: 3 ряда чисел — низкий уровень (1 балл); 4 — 5 рядов чисел — средний уровень

(2 балла); 6 — 7 рядов чисел — высокий уровень

(3 балла).

Для выявления уровня развития интеллекта рекомендуется использовать пространственный тест Г. Айзенка [10]. Шкала оценки интеллекта: 109 баллов и менее — низкий уровень (1балл); 110 — 129 бал-

лов — средний уровень (2 балла); 130 баллов и выше — высокий уровень (3 балла)

Интуиция. Для выявления особенностей интуитивных процессов рекомендуется определять уровень развития интуитивности по методике Е. А. Науменко [11]. Подсчитывается общее число баллов, характеризующее уровень развития качества интуитивности по следующей шкале: Шкала оценки интуитивности: низкий уровень 2 — 23 балла (1 балл); средний уровень 24 — 58 баллов (2 балла); высокий уровень 59 — 66 баллов (3 балла).

Таким образом, выявляется выраженность 12 личностных особенностей спортсмена, способствующих переносимости психических нагрузок. Максимальная степень выраженности — 36 балов, минимальная — 12 баллов.

Выводы. Спортивно-соревновательная деятельность представляет для спортсмена высокую психическую нагрузку, характер влияния которой на состояние и поведение обусловлен специфическими особенностями вида спорта и сформированностью механизмов саморегуляции. Степень переносимости нагрузки спортсменом индивидуальна и может быть выявлена с помощью ряда психологических методик, предлагаемых в статье. Можно выявить как общий показатель переносимости спортсменом психических нагрузок, так и отдельно по каждой составляющей (мотивы, эмоции, интеллект, воля, интуиция), что позволяет тренеру и спортсмену работать по развитию конкретной составляющей.

Библиографический список

1. Психология соревновательной деятельности спортсмена : моногр. / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : СибГУФК, 2010. - 264 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

2. Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций / под ред. А. Н. Блеера. — М. : Анита Пресс, 2006. — С. 7 — 16.

3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : моногр. / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : СибГУФК,

2006. — 380 с.

4. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. — Сургут : СурГПИ,

2007. — 201 с.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 450 с.

6. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. — М. : Академический проект, 2005. — 124 с.

7. Алексеев, А. В. Себя преодолеть / А. В. Алексеев. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 192 с.

8. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Вол-

кова. — СПб. : Питер, 2002. — 284 с.

9. Лебедев, А. В. Личность и её свойства / А В. Лебедев. —

СПб. : СПбГУНИПТ, 2001. — С. 165 — 167.

10. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г. Д. Бабушкин. — Омск : СибГУФК, 2012. — 326 с.

11. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности : моногр. / Е. А. Науменко. — Тюмень : ТГУ, 2001. — 230 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected] ЯКОВЛЕВ Борис Петрович, доктор психологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Сургутского государственного университета.

Адрес для переписки: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 23.09.2013 г.

© Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев

УДК 796:372.016 м. П. АСТАШИНА

М. Ю. МУХОРТОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

МЕТОДИКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

В статье показаны особенности подбора и соотношения физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах урока физической культуры. Представлена методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса. Доказана эффективность проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

Ключевые слова: методика, урок физической культуры, оздоровительная направленность, физкультурно-оздоровительные средства, первоклассники.

Введение. В настоящее время тревогу специалистов вызывает здоровье детей, которое в значительной степени определяет длительность сохранения трудоспособности и социальной активности человека. За последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь 11 — 12 % учащихся начальной школы. Большинство авторов сходится во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности [1—3].

В 2010 году был введен третий час учебного предмета «Физическая культура» для решения проблемы увеличения двигательной активности, укрепления здоровья и развития физических качеств у учащихся. При этом одни авторы считают, что ценность урока физической культуры может раскрыться в рамках спортивно-ориентированного подхода [4], другие — что в рамках оздоровительного подхода [5, 6].

Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточной оздоровительной направленностью физического воспитания и необходимостью поиска эффективных средств, обеспечивающих высокий уровень сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос, каким должен быть подбор физкультурнооздоровительных средств на уроке физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса для эффективного его проведения?

Целью исследования является разработка, внедрение и выявление эффективности методики урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что наполняемость содержания урока физической куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.