Научная статья на тему 'К. Каваками и решение проблемы японской иммиграции в США (20-е гг. ХХ В. )'

К. Каваками и решение проблемы японской иммиграции в США (20-е гг. ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. Каваками и решение проблемы японской иммиграции в США (20-е гг. ХХ В. )»

С.А. Мартышкин*

К. КАВАКАМИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯПОНСКОЙ ИММИГРАЦИИ

В США (20-е гг. хх в.)

Эта статья посвящена истории американцев японского происхождения, основанной на фактографических материалах, которые содержатся в работе «Истинный японский вопрос» К. Каваками, написанной в 1921 году. Американояпонский историк написал монографию о способности японцев гармонично уживаться с американцами. Антияпонская агитация в США привела к депортации американцев японского происхождения во время 2 мировой войны. Но антирест-рикционистская историография К. Каваками и С. Галика имеет важное значение и в наши дни.

В истории США существует период, который специалисты по вопросу японской иммиграции называют «ёбиёси дзидай» (1868-1925 гг.). Это было время свободного въезда из Японии в США, за исключением ограничительных мер, предусмотренных «джентльменским» соглашением двух стран в 1907 г. [2. P.166]. Буквально «ёбиёси дзидай» означает «период формирования иммигрантской общины». Большинство выходцев из Японии поселились в западных штатах, в особенности в Калифорнии. Именно в этом штате произошли наиболее массовые антияпонские выступления в 1906-1907 гг. и в 1913 г. [3. P.59;

10. P.35].

К тому времени в США сложились два противоположных общественнополитических направления - рестрикционисты (от английского слова «рест-рикт» - «ограничивать», т.е. сторонники ограничения иммиграции) и антирест-рикционисты. Первые из них отрицательно относились к японской и в целом к азиатской иммиграции, считая «азиатов» одной из главных причин внутриполитических и экономических неурядиц в США. В 1882 г. в США запретили китайскую иммиграцию [1. Р. 97]. Среди рестрикционистов были политические деятели регионального (А. Джонсон, Дж. Фелан) и федерального уровня (Г. Лодж). Антирестрикционисты защищали права азиатских иммигрантов. Это направление было представлено в основном христианскими миссионерами в Японии (С. Галик) и этническими японцами, натурализовавшимися в США (К. Кавака-

* © Мартышкин С.А., 2007

Мартышкин Сергей Алексеевич - кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета.

ми). Последний из указанных авторов цитирует в своих работах выдающегося американского ученого и общественно-религиозного деятеля С. Галика, который четверть века провел в Японии и хорошо знал психологию японского народа [6].

Каваками Киёси был японским иммигрантом первого поколения - иссеем по терминологии японской общины в Америке. Он прибыл в США в 1914 г. и остался на постоянное проживание в этой стране. Под влиянием пропаганды ассимиляции иноэтнических элементов в американском «плавильном котле» он сменил свое японское имя на англоязычное «Карл». Карл Каваками последовательно боролся за признание прав японских иммигрантов. Он написал несколько фундаментальных трудов по японской проблеме: «Что думают японцы», «Япония и мир во всем мире», «Япония в мировой политике» и др. Книга К. Кавака-ми «Истинный японский вопрос» (1921 г.) была призвана пролить свет на состояние японской иммигрантской диаспоры в западных штатах в начале ХХ в. [9]. Произведение японского историка отличается публицистической заостренностью. Он смело полемизирует с рестрикционистами, обличает фальсификацию истории японской иммиграции в США. Рестрикционистский подход назван К. Каваками «феланизмом» по имени мэра Сан-Франциско Дж. Фелана, где были особенно сильные антияпонские выступления в начале ХХ в. Вместе с тем автор «Истинного японского вопроса» выражает оптимизм по поводу перспективы японской диаспоры в западных штатах. Ведь здравый смысл американцев был призван победить политику предубеждения в адрес иммигрантов из Японии. К. Каваками верил во «врожденную доброту американского народа», считая антияпонскую кампанию спровоцированной отдельными враждебно настроенными к японцам рестрикционистами [9. Р. VII].

В книге К. Каваками содержится обширный фактографический материал, умело обобщенный и интерпретированный ее автором. Первые две главы посвящены рассказу о формировании японской иммигрантской общины на Гавайских островах, ставших владением США в 1899 г., и на Тихоокеанском побережье США. Японский историк ввел в научный оборот термины «японизация» Гавайев и «гавайизация» Тихоокеанского побережья США. Он намеренно приводит в кавычках эти понятия, т.к., по его мнению, не было никакой угрозы япони-зации этих территорий. Для аргументации своей позиции К. Каваками поместил в приложении к своей монографии статистические таблицы. В них прослежена динамика иммиграции из Японии в Америку на рубеже Х1 Х-ХХ вв. В целом японское население США, в основном сосредоточенное на территории тринадцати западных и среднезападных штатов, составляло в начале ХХ в. около 1% всего американского населения.

Эти данные подтверждаются и другими исследователями японского вопроса в США [4. Р. 156 ]. К началу 1 мировой войны доля японских иммигрантов в американском населении составила около 2%. Примерно таким было соотношение японских переселенцев и основного населения таких стран Латинской Америки, как Мексика, Перу, Бразилия на рубеже 1-2 десятилетий ХХ в. [13]. До-

вольно незначительный процент японского населения в этих странах не породил такое массовое антияпонское движение, как в США. В Латинской Америке не было рестрикционистского, антиазиатского направления в общественнополитической жизни.

К. Каваками показал реальный вклад японских иммигрантов в экономическую и культурную жизнь Калифорнии. Одним из крупных аграриев этого штата был Джордж Сима, прозванный «картофельным королем» [5. Р. 92]. Японский историк с негодованием опровергал слухи о многоженстве Дж. Симы, поскольку подобная традиция противоречила не только американскому, но и японскому взгляду на семейные отношения. К. Каваками приводил в пример биографию Дж. Симы для подтверждения реализации «американской мечты». Предприимчивый японский иммигрант начал с работы батраком на американской ферме, но за счет умения вести дела и невероятного трудолюбия сумел стать владельцем обширных земельных владений в «золотом штате». Население калифорнийского поселка Флорин было в основном японского происхождения [7. Р. 77-89]. Жители Флорина способствовали развитию многих новых для США видов сельскохозяйственного производства. Их фермы приносили довольно большие доходы. Поселившиеся в пустынной местности Центральной Калифорнии японцы за двадцать лет превратили поселок Ливингстон в процветающий сельскохозяйственный край. Там появились тенистые деревья, канализация, школы и церкви. Выходцы из Японии охотно сменяли традиционные для своей страны синтоизм и буддизм на престижный в Америке протестантизм [12. Р. 52].

По свидетельству К. Каваками, занятия японских иммигрантов рыболовством и промыслом крабов в мексиканской бухте Магдалены вблизи границы с США вызвали в 1912 г. огромное негодование американских рестрикционистов [9. Р. 75]. Они также возмущались тем, что предприимчивые японцы вначале направлялись в латиноамериканские страны, например Мексику, а оттуда проникали на территорию США. Американские власти потребовали от консула Японии в Лиме прекратить практику выезда японских иммигрантов из Перу в Мексику, справедливо опасаясь, что из этой страны подданные микадо непременно постараются пробраться в США. Однако японская пароходная кампания «Тойо кисен кайса» продолжала продавать билеты выходцам из Японии, выезжавшим из Лимы в мексиканские порты. Японский историк полагал, что США и Японии следовало пойти на компромисс по вопросу о японской иммиграции в западные штаты [9. Р. 77].

В качестве подобного компромисса К. Каваками рассматривал возможность сохранения двойного гражданства японских иммигрантов в США. По его мнению, японцы в этой стране имели право оставаться приверженцами собственной национальной культуры. Для этого было необходимо создавать сеть школ с преподаванием на японском языке. Рестрикционистская пресса подняла большой шум по поводу таких школ. Особенно яростно негодовал Дж. Фелан, утверждавший, что все японские учителя пропагандировали синтоизм и буддизм сре-

ди своих учеников. В результате проведенного К. Каваками расследования стало очевидно, что японские школы в Калифорнии - явление довольно редкое. В 1920 г. насчитывалось 54 японских школы на территории этого штата, 10 из них проповедовали буддистские религиозные ценности, а остальные являлись христианскими. Их посещали 1998 японских детей [9. Р. 150]. Даже те школы, которые были буддистскими, воспитывали учеников в духе приверженности американским политическим идеалам. Как утверждал К. Каваками, буддизм -это тоже демократическая идеология [9. Р. 150].

Этот автор внес заметный вклад в исследование истории ассоциаций японских иммигрантов в США: Объединенной японской ассоциации Северо-Запада (Сиэтл), Японской ассоциации Орегона (Портленд), Японской ассоциации Америки (Калифорния, Невада, Юта и Колорадо), Центральной японской ассоциации Южной Калифорнии (Калифорния). Наиболее массовой из них являлась Японская ассоциация Америки, насчитывавшая около 16 тысяч человек [9. Р.193-194]. Все эти ассоциации ежегодно проводили общую конференцию, на которую выбирали по два делегата. Обычно конференции продолжались в течение двух-трех дней. На них обсуждались общие вопросы адаптации японских иммигрантов в США. Именно на такой конференции в 1916 г. приняли решение отменить двойное гражданство японских иммигрантов в США [9. Р. 194].

Антирестрикционисты потерпели поражение в 1924 г., когда в США отменили «джентльменское соглашение» с Японией и приняли иммиграционный закон, который полностью запретил въезд японцев в эту страну [11. Р. 599]. Данный закон явился самым крупным рестрикционистским актом в США после антики-тайского законодательства 1882 г. Завершился период «ёбиёси дзидай» в истории японской иммиграции в Америке.

Как и С. Галик, К. Каваками неоднократно подвергался нападкам со стороны рестрикционистов. Писать в защиту иссеев и нисеев (японских иммигрантов второго поколения) было весьма опасно в первые два десятилетия ХХ в. [8]. Слабые стороны творчества японского историка те же самые, что у других анти-рестрикционистов: они верили в возможность ассимиляции японцев в американском «плавильном котле» и стремление обособить японский вопрос из общего русла национальных проблем, обострявшихся в США. Явные симпатии К. Кава-ками подвергаемой расовой дискриминации со стороны американцев японской общине мешают ему разграничивать негативное отношение к ней и законное стремление американского населения сохранить свою национальную идентичность. Законная ненависть к проявлениям ксенофобии и расизма уживаются у К. Каваками с протестом против притока в страну выходцев из Восточной Европы, поскольку они могли занять ту же самую социальную нишу, что уже принадлежала японским иммигрантам в Америке [9. Р. 222].

Библиографический список

1. Abboth, E. Impressions of Theodore Roosevelt/ E. Abboth. - Garden City and New York: Doubleday, Page and Company, 1926. - 316 p.

2. Bailey, Th.A. Theodore Roosevelt and the Japanese-American Crisis. An Account of the International Complications arising from the Race Problem on the Pacific Coast/ Th.A. Bailey. - Glousester, Mass.: Massachusets University Press, 1964. - 392 p.

3. Curry, R.W. Woodrow Wilson and the Far Eastern Policy 1913-1921/ R.W. Curry. - New York: Octagon Books, 1968. - 307 p.

4. Daniels, R. Asian America. Chinese and Japanese in the United States since 1850 / R. Daniels/ - Seattle and London: University of Washington Press, 1988. - 384 p.

5. Daniels, R. The Politics of Prejudice. The Anti-Japanese Movement in California and the Struggle for Japanese Exclusion/R. Daniels. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1962. - 165 p.

6. Gulick, S.L. Evolution of the Japanese. Social and Psychik/ S.L. Gulick. - New York: Fleming H. Rewell, 1903. - 138 p.

7. Gulick, S.L. The American-Japanese Problem. A Study of the Racial Relations of the East and the West/ S.L. Gulick. - New York: Fleming H. Rewell, 1914. - 338 p.

8. Hosokawa, B. Nisei. The Quiet Americans/B. Hosokawa. - New York: William Morrow and Company, 1969. - 522 p.

9. Kawakami, R. The Real Japanese Question/ K.K. Kawakami. - New York: The MacMillan Company, 1921. - 271 p.

10. Neu, Ch.E. An Uncertain Friendship. Theodore Roosevelt and Japan, 1906-1909/ Ch.E. Neu. - Cambridge, Mass.: Massachusets University Press, 1967. - 288 p.

11. Sears, L.M. A History of American Foreign Relations/ L.M. Sears. - New York: Thomas F. Crowell Company, 1935. - 706 p.

12. Stuart, D. Christianity and Japan. Meeting. Conflict. Hope/ D. Stuart. - Tokyo: Kodansha International Ltd, 1983. - 80 p.

13. Suzuki, T. The Japanese Immigrant in Brazil/ T. Suzuki. - V. 1-2. Tokyo: Tokyo University Press, 1964-1969. - 150 p.; 135 p.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.2006 г.

S.A. Martyshkin

K. KAWAKAMI AND THE SOLUTION OF JAPANESE IMMIGRATION PROBLEM IN THE USA (1920-S)

This is a paper of the Japanese Americans history based upon facts by “The Real Japanese Question” of K. Kawakami (1921). American-Japanese historian wrote a monograph about capacity of the Japanese to live harmoniously with the Americans. Anti-Japanese agitation in the USA led to the deportation of the Japanese Americans during the 2 World War. But the antirestrictionist historiography by K. Kawakami and S.L. Gulick have importance today.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.