С.А. Мартышкин*
«ПОЛИТИКА ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ» И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена международному и политическому аспектам так называемой «политики предубеждения», связанной с этнополитическими конфликтами современного мира. Существует несколько аспектов международного процесса - национализма. В статье исследуются современные модели национализма в западном мире. Главная идея этого исследования состоит в том, что влияние зарубежных сил может изменить ситуацию в национальных процессах.
Этнические процессы и национализм выдвинулись в разряд явлений первостепенной значимости в современном мире [1. С. 4]. Чрезвычайно актуально изучение этих событий для нашей страны, которая отличается особенной пестротой национального состава населения и многочисленными конфессиональными различиями. Одним из направлений этнополитических исследований служит менеджмент этнополитического конфликта [2. С. 322-323]. В таком аспекте приобретает главную роль анализ политики ведущих государств в отношении иммигрантских диаспор. Этнодиаспорная политика временами получала вид «политики предубеждения», игнорирования насущных интересов иммигрантских меньшинств [3.]. Такой политический курс не мог не вызвать рост национализма внутри диаспор, недовольных попыткой решить их проблемы без учета их собственного мнения [4. С. 7].
Этническая политика проявляется и на международном уровне. Этнополи-тические конфликты влияют на внешнюю политику государств, на территории которых имеются иммигрантские диаспоры. Кроме того, внешние силы зачастую пытаются оказать влияние на этнополитические конфликты. Таким образом внутриполитические конфликты оказываются дополненными международными узлами противоречий. Это усугубляет ситуацию вокруг диаспоры, делает этнополитические конфликты еще более ожесточенными [5. С. 18 ].
Возможны также этноконсолидационные движения, в которые вовлекаются этнические группы, разделенные государственными границами между двумя
*
© Мартышкин С.А., 2007 Мартышкин Сергей Алексеевич - кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета.
или несколькими государствами. Диаспоры часто бывают отделены от своей этнической группы, доминирующей в определенной стране, и проживают на территории нескольких соседних государств. Если эти государства проводят «политику предубеждения» против диаспоры иммигрантов, этнические меньшинства могут быть вовлечены в политику воссоединения отдельных частей своей национальной группы. В итоге возможно возникновение не только межэтнического военного конфликта, но и межгосударственной войны, в перспективе - мировой войны. Пропаганда объединения отдельных частей этноса может иметь весьма агрессивный характер и задевать интересы других наций. Примером служит политика пангерманизма и экспансионизма в гитлеровской Германии. В этноконсолидационной модели реализации интересов этнических диаспор очевидно участие внешней силы - центра притяжения национальных устремлений частей единой этнической группы. Такая ситуация неизбежно порождает национализм и подогревает «политику предубеждения» в отношении диаспоры иммигрантов со стороны правительства принимающей страны [6. С. 32].
Другой моделью проявления этнической политики на международной арене является этнодиаспорная политика. Иммигранты, как правило, поддерживают связи со страной их происхождения. Бывают ситуации, когда поколение иммигрантов делит приоритеты пополам: одна половина поколения иммигрантов ориентируется на культуру страны происхождения, другая половина связывает свое будущее со страной, принимающей иммигрантов. Примером служит история второго поколения японских иммигрантов в США - нисеев [7]. Собственно нисеи ориентировались на американскую политику и культуру, стремились стать стопроцентными американцами. Прояпонски настроенные представители этого поколения японских иммигрантов получили наименование «ки-бэи, буквально - «вернувшиеся в Америку» (т.е. получившие образование в Японии и вновь приехавшие на постоянное проживание в США).
Крупные по числу представителей общины иммигрантов могут политизировать свои требования и успешно защищать коллективные интересы диаспоры в стране проживания. К ним относятся отсутствие дискриминации в сфере занятости, образования, предпринимательским возможностям. Насчитывавшее около 2% американского населения японское иммигрантское меньшинство в США также выдвигало подобные требования на протяжении истории иммиграции из Японии в Америку, в особенности в середине и второй половине ХХ в. [8. Р. 530].
Иногда этнические диаспоры могут стараться влиять на внешнеполитический курс принимающей страны в интересах правительства страны происхождения иммигрантов. Немецкое лобби в США пыталось максимально отсрочить вступление страны проживания в войну на стороне Антанты. Это породило германофобство в американском общественном мнении. Причудливым образом германофобство было дополнено японофобством, хотя японские имми-
гранты в США, в отличие от немецких переселенцев, не оказывали аналогичного воздействия на американское правительство. К тому же Япония и США оказались в одной коалиции в годы Первой мировой войны - антигерманской [9. Р. 79]. «Политика предубеждения» рисовала образ врага - немцев, японцев и др. - без учета реальной политической ситуации в стране и в мире в целом.
Третьей моделью этнополитики может служить деятельность международных этнических организаций в стране проживания иммигрантов. В странах Юго-Восточной Азии и Северной Америки действуют транснациональные корпорации китайского капитала и криминальные «триады», созданные ки-тайцами-хуацяо [10. С .159-160]. В США действовали организации нисеев и других поколений японских иммигрантов. В 1930 г. возникла Лига японцев -американских граждан (ДжАКЛ). Она объединяла нисеев на всей территории США. Ее лозунгом была американизация японских иммигрантов. Непременным условием членства в ней было американское гражданство. Были региональные различия членства в ДжАКЛ. Ее штаб-квартира находилась в Сиэтле. В 1941 г. из 24 тысяч нисеев графства Лос-Анджелес штата Калифорния только 650 человек состояли членами ДжАКЛ. Эта лига занимала проамериканские позиции по вопросу о судьбе японского населения США. Она преследовала японских иммигрантов, недовольных дискриминационными мерами американских властей, принятыми после нападения Японии на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Японским иммигрантам внушали: «Не мешайте армии!» Однако проамериканская пропаганда ДжАКЛ не всегда достигала цели. Власти США распустили ДжАКЛ, не доверяя ей, несмотря на ее показную лояльность [11. С. 225-226]. ДжАКЛ восстановили лишь в 1946 г. «Политика предубеждения» оказалась сильнее деятельности транснациональной этнической организации.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало наступление эпохи этнического примирения в отношении японской иммигрантской диаспоры в США. «Политика предубеждения» оказалась включенной в тесные рамки бытового шовинизма. В то же время перспектива мультикультурализма остается одним из наиболее приемлемых направлений решения этнополитичнеских конфликтов. Опыт мировой этноконфликтологии может быть применен и для предотвращения и смягчения конфликтных ситуаций в области этнических взаимоотношений в современной России.
Библиографический список
1. Ачкасов, В. А. Этнополитология / В. А. Ачкасов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. -337 с.
2. Аклаев, А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А.Р. Аклаев. - М.: Дело, 2005. - 427 с.
3. Мартышкин, С.А. «Политика предубеждения» против японских иммигрантов в США: из истории опыта регулирования национальных отношений (1905-1945 гг.) / С. А. Мартышкин // Процессы и среда современного менеджмента. Вып. 1. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. - С. 99 - 103.
4. Проблемы национализма в Европе // под ред. Т.Г. Парлихиной. - М.: Издательство Института научной информации по общественным наукам, 1996. - 171 с.
5. Мартышкин, С.А. «Желтая опасность» в США: менеджмент этнополитического конфликта/С.А. Мартышкин// Вестник Самарского государственного университета. -Самара: Издательство «Самарский университет». - 2006. - № 8 (48). - С. 16-21.
6. Мартышкин, С.А. Японская иммиграция в США: интеграция и конфликт (18681945 гг.) / С.А. Мартышкин. - Самара: Издательство Самарского государственного технического университета, 1994. - 139 с.
7. Hosokawa, B. Nisei. The Quiet Americans / B. Hosokawa. - New York: William Morrow and Co, 1969. - 522 p.
8. Americasia. - 1941. - Vol. 46. - №. 1. - P. 1-530.
9. Daniels, R. The Politics of Prejudice. The Anti-Japanese Movement in California and the Struggle for Japanese Exclusion/R. Daniels. - Berkeley and Los Angeles: California University Press, 1962. - 165 p.
10. Лайнгер, С.Р. К вопросу о генезисе китайского эмигрантского капитала и формировании эмигрантской буржуазии на Кубе (середина Х1Х - начало ХХ вв.) / С.Р. Лайнгер // Социальная и социально-экономическая история Китая. - М.: Наука, 1979. - С. 159-180.
11. Daniels, R. Asian America. Chinese and Japanese in the United States since 1850 / R. Daniels. - Seattle and London: Washington University Press, 1988. - 384 p.
Статья принята в печать в окончательном варианте 15.12.2006 г.
S.A Martyshkin
“POLITICS OF PREJUDICE” AND ETHNOPOLITICAL CONFLICT: INTERNATIONAL POLITICAL ASPECT
The paper deals with international and political aspects of so called “politics of prejudice” connected with ethnopolitical conflicts of contemporary world. There are some aspects of international process - nationalism. The paper is a study of modern models of nationalism and ethnopolitics in the western world.
The main idea of the study is that the influence of foreign forces may changed the situation about the national processes.