С.А. Мартышкин*
«ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ» В США: МЕНЕДЖМЕНТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Национализм в современном мире стал одним из самых серьезных социально-политических вопросов. Он связан с этничностью. Этническая история США демонстрирует такую проблему, как «желтая опасность», — антияпонское движение в Америке и борьба за изгнание из нее японцев.
Данная статья посвящена этой фундаментальной проблеме. В ней исследуется антияпонское движение с начала XX века до конца Второй мировой войны. Идея создания международной комиссии для эффективного контроля за японской иммиграцией зависела от реального влияния американского иммиграционного законодательства на западные штаты.
Менеджмент этнополитического конфликта создал несколько парадигм и практических моделей: от геноцида до мультикультурного плюрализма. Все они рассматриваются в данной статье.
Менеджмент этнополитического конфликта является одним из актуальных разделов конфликтологического менеджмента. Формы проявления этничности и этнического конфликта разнообразны. В зависимости от конкретных видов данного конфликта применяются различные формы его макрополитического регулирования. Целью настоящей статьи служит исследование этноконфликтологического аспекта взаимоотношений администрации и населения США с японской иммигрантской диаспорой в конце XIX — середине XX вв. Такие хронологические рамки позволяют рассмотреть зарождение, развитие и урегулирование американо-японского иммиграционного конфликта, начиная с переселения в Америку первых групп японских иммигрантов (конец XIX в.) до запрета иммиграции из Японии в США в 1924 г. и перемещения японского населения в американские концлагеря во время Второй мировой войны (в 1942-1945 гг.). Опыт урегулирования этнополитического конфликта американцев и японских иммигрантов может оказаться полезен при разработке методологии решения аналогичных конфликтов в нашей стране.
Влияние выходцев из Японии на социально-политическую и экономическую жизнь США было искусственно преувеличено американским общественным мнением, чтобы добиться законодательного запрета на въезд японцев в западные штаты. Такая завышенная оценка места японской иммигрантской диаспоры в США породила миф о «желтой опасности», которая якобы исходила от японцев [1. С. 26]. Политики и общественные деятели США, негативно относившиеся к японским иммигрантам, стали называться рестрикционистами, а их оппоненты — антирестрик-ционистами [2. С. 5]. Конфликт властей западных штатов с японскими иммигранта-
* © Мартышкин С.А., 2006
Мартышкин Сергей Алексеевич — кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета
ми превратился в конфликт американской администрации с Японией, которая активно интересовалась ситуацией на Западе США. Эти конфликтные ситуации дополнялись в американском общественном мнении конфликтом рестрикционистов с антирестрикционистами на различных уровнях власти: от федерального до уровня штатов и городов Тихоокеанского побережья США.
В политике федеральной администрации и властей западных штатов в отношении японских иммигрантов видны атерриториальные методы стратегии этнополи-тической деплюрализации [3. С. 325]. Речь идет прежде всего о политике ассимиляции японских иммигрантов. Такая попытка была заметна в конце XIX — начале XX вв. Известны факты христианизации первого поколения иммигрантов из Японии — иссеев в 80-90-е гг. XIX в. Дети иссеев — нисеи охотно переходили на английский язык. Этническое меньшинство может перейти на язык большинства населения, не утратив своей идентичности [4. С. 6]. Один из калифорнийских педагогов заявил, что «японские дети, рожденные в Америке, отличаются от других учеников в американских школах лишь только более высоким уровнем интеллекта и морали» [5. С. 31]. Японские иммигранты в США, особенно нисеи, отличались довольно высоким уровнем политической адаптации к американским условиям. Об этом говорит их активное участие в займе победы: когда американское правительство объявило подписку на соответствующий займ, пополнив расходы на Первую мировую войну на 21,3 млрд. долларов, японские иммигранты (примерно 2 % американского населения) приобрели облигации этих займов на сумму 2 648 800 долларов [5. С. 52]. Некоторые иссеи сражались за Америку на европейских фронтах Первой мировой войны, что позволило им в дальнейшем претендовать на американское гражданство.
Можно утверждать, что ассимиляция была иногда вынужденной со стороны японских иммигрантов, но никогда не являлась принудительной со стороны американских властей. Положение иссеев и нисеев нельзя было назвать подчиненным как в политической, так и в социально-экономической сферах. Скорее его можно охарактеризовать как положение лишенного доступа к политической власти, высокообразованного, экономически преуспевающего меньшинства в стране с другой культурой. Английский социолог Э. Геллнер полагает, что такая ситуация вызывает зависть коренного населения, создавая почву для преследований по этническому признаку [6. С. 17]. Такие антияпонские движения периодически проявлялись с нарастающей силой на Западе США с конца X1X — начала XX вв. В ответ росли националистические настроения этнического меньшинства, часть которого стремилась вернуться на родину, в Японию (национализм диаспоры). Возникла проблема расколотого поколения, типичная для второго поколения иммигрантов из Японии в США (проамерикански настроенные нисеи против стремившихся вернуться в Японию кибэев) [7. С. 441].
Территориальные методы устранения и деполитизации этнических различий также применялись федеральной администрацией США и властями западных штатов в отношении японских иммигрантов. В первую очередь надо назвать законодательный запрет иммиграции из Японии на территорию США в 1924 г. Рестрикционисты добивались такого решения своего правительства, начиная с 1905 г. [8. С. 333]. Наконец их старания увенчались успехом. Непосредственным поводом для запрета японской иммиграции послужил вопрос об условиях джентльменского соглашения между США и Японией (1907 г.). Тогда правительства США и Японии за счет определенного компромисса договорились о мирном урегулировании американо-японского
конфликта в западных штатах, в особенности в Калифорнии, где проживало большинство выходцев из Японии в США. Власти Японии обязались не выдавать паспорта для выезда своих подданных в США, за исключением предпринимателей и студентов. Власти США обещали покончить с антияпонским движением на Западе страны [9. С. 40].
В 1921 г. рестрикционисты стали настаивать на отмене джентльменского соглашения с Японией под предлогом того, что оно не обеспечивало заметного снижения притока японских иммигрантов в США [10. С. 258]. Такое утверждение не вполне соответствовало действительности. Вступление в силу джентльменского соглашения в 1908 г. означало уменьшение в два раза притока в страну выходцев из Японии. Просто в дальнейшем условия этого соглашения соблюдались не так строго [11. С. 400— 410]. Рестрикционистская пропаганда давнего противника восточной иммиграции в США сенатора Г. Лоджа убедила членов конгресса в необходимости законодательно запретить въезд японцев в страну, тем более, что японцы оставались последним азиатским народом, за исключением жителей подвластных США Филиппинских островов, которому еще можно было воспользоваться хотя бы небольшой иммиграционной квотой (2% от уровня 1890 г.) и поселиться в Америке. В апреле 1924 г. иммиграцию из Японии запретили полностью.
К числу территориальных насильственных методов воздействия на японскую иммигрантскую диаспору относится перемещение ее представителей в концентрационные лагеря в 1942-1945 гг. В принятии данного решения администрацией Президента США Ф.Д. Рузвельта главную роль сыграл международный фактор этнополитического конфликта американцев с японскими иммигрантами. В то время США и Япония находились в состоянии войны. Население и власти США были глубоко убеждены, что Япония достигла успеха на начальном этапе войны на Тихом океане за счет шпионажа японских иммигрантов в ее пользу. На следующий день после нападения Японии на военно-морскую базу США в Перл^арборе, 8 декабря 1941 г., штат Калифорния был объявлен американскими военными властями «зоной повышенной опасности». Это означало, что они не станут пытаться отличить японцев — реальных или потенциальных пособников врага и «хороших граждан». Военно-морское командование США требовало немедленно выселить всех этнических японцев (включая нисеев — американских граждан) из Калифорнии. 17 декабря 1941 г. ФБР начало широкомасштабные репрессии против иссеев и нисеев. Но основные события по их переселению из Калифорнии развернулись позже, в 1942 г.
21 января 1942 г. Генеральный прокурор США Ф. Бидл предложил план депортации японцев с Тихоокеанского побережья штата Калифорния, ссылаясь на военную необходимость этой меры. Через неделю план Ф. Бидла был утвержден администрацией Ф.Д. Рузвельта. Однако зимой 1942 г. были выселены лишь около 1/3 этнических японцев из Калифорнии. Тем временем построили широкую сеть концентрационных лагерей для них на территории штатов Калифорния, Айдахо, Юта, Аризона, Вайоминг, Монтана, Колорадо и Арканзас. Основная масса японских иммигрантов попала в эти лагеря с мая по июнь 1942 г. Там оказалось примерно 120 тыс. японцев (почти все японское население США) [12. С. 102].
Война стала трагедией для большинства японских иммигрантов в США. Примером может служить судьба иссея Мацуситы, который оказался разлученным со своей семьей в результате его заключения в концлагерь Форт-Миссула (штат Монтана). Не все японские заключенные были так же безропотны и послушны, как Мацусита.
Массовые репрессии против них способствовали взрыву японского национализма, в особенности среди иссеев и кибэев. Летом 1942 г. проходили волнения японских иммигрантов во всех лагерях США. Самым массовым было их восстание в концлагере Манзанар (штат Калифорния). Поводом для выступления послужило избиение одного заключенного. Стараясь навести порядок, охрана лагеря открыла огонь по безоружным японцам. В результате двое иммигрантов из Японии были убиты, десять — ранены. Подавив сопротивление, администрация Манзанара расформировала заключенных по разным тюрьмам и лагерям. В апреле 1943 г. восстали японцы в лагере Топаз (штат Юта). Там «горючим материалом» для восстания было убийство одного престарелого японца охранником лагеря якобы при попытке к бегству. Все же в концлагерях японские иммигранты погибали не столько от пуль военных, сколько от плохого содержания и болезней [5. С. 88-90].
Репрессии против японцев в США не помешали части из них поддержать Америку, вступив в ее вооруженные силы в 1944-1945 гг. Японские иммигранты были переводчиками, радиокомментаторами, вели допросы пленных солдат и офицеров японской армии, обучали американских военных японскому языку. Некоторые иссеи и нисеи воевали за Америку в Европе. Всего добровольцами в американские вооруженные силы вступили 1 138 японцев. Они проявили мужество и героизм во время Второй мировой войны. Американские власти осознали отсутствие опасности со стороны японских иммигрантов и стали понемногу отпускать их из концлагерей, начиная с 1944 г. Основная масса заключенных японцев получила свободу в 1945 г. [12. С. 102].
Японские иммигранты вернулись на места прежнего проживания. На протяжении жизни одного поколения они превратились из гонимого этнического меньшинства в образцовую группу американского населения. После Второй мировой войны не применялись насильственные атерриториальные и территориальные методы стратегии этнополитической деплюрализации в США, направленные против этнических японцев. Исчез международный фактор американо-японского этнополитического конфликта. Отошли на второй план и внутренние причины этого антагонизма. У американских рестрикционистов не оказалось повода для новой антияпонской кампании. Утратило прежнее значение рестрикционистское течение в американском общественном мнении. Главными методами макрополитического регулирования этноконфликта в США стали консенсусные способы и подходы решения спорных проблем. К ним относятся интеграция и консоциация (участие этнических меньшинств во власти). Была провозглашена политика мультикультурализма, сориентированная на коллективные права этнических меньшинств и полноценный учет их специфических интересов. «Маленькие Токио» (кварталы американских городов, населенные японцами) сохраняют свое этническое и культурное своеобразие, что отвечает потребностям самих японских иммигрантов в США. Комплекс мероприятий по реабилитации японских иммигрантов помог им восстановить и укрепить собственные позиции во всех сферах жизни американского общества. В 1948 г. американский конгресс признал невиновными японских иммигрантов, направленных в концлагеря [5. С. 102]. В 1976 г. Президент США Дж. Форд публично заявил, что такое перемещение японцев во время Второй мировой войны было ошибкой администрации Ф.Д. Рузвельта [12. С. 93].
Методы регулирования этнополитического конфликта американцев с японскими иммигрантами, как и в целом способы и подходы решения подобных конфлик-
тов, не являются идеальными сами по себе. Необходимо учитывать конкретную эт-нополитическую обстановку, стадию развертывания этнополитического конфликта. В послевоенных США заметна тенденция отхода от принудительных решений этнополитических конфликтов к более гибкому применению конфликтологической методологии в условиях развития мультикультурализма в этнической сфере. Такой позитивный опыт необходимо использовать в урегулировании других сложных конфликтов, связанных с наличием националистически настроенного этнического меньшинства. Общие закономерности, присущие менеджменту этнополитического конфликта, позволяют творчески применять зарубежный опыт.
Библиографический список
1. Арская, Л.П. Судьба этнических японцев / Л.П. Арская // США: экономика, политика, идеология. — 1990. — № 10. — С. 26-34.
2. Мартышкин, С.А. Япония глазами американцев (1900-1914 гг.) / С.А. Мартышкин. — Самара: Издательство Самарского государственного технического университета, 1998. — 59 с.
3. Аклаев, А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А.Р. Аклаев. — М.: Дело, 2005. - 427 с.
4. Тишков, В.А. По поводу положения финно-угорских народов России / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. — 2006. — № 1. — С. 4-6.
5. Мартышкин, С.А. Японская иммиграция в США: интеграция и конфликт (1868-1945) / С.А. Мартышкин. — Самара: Издательство Самарского государственного технического университета, 1994. — 139 с.
6. Мартышкин, С.А. Этносоциология / С.А. Мартышкин. — Самара: Издательство Самарского государственного технического университета, 1996. — 35 с.
7. Gulick, S.L. Evolution of the Japanese. Social and Psychic / S.L. Gulick. — New York: Fleming H. Rowell, 1903. —540 p.
8. Gulick, S.L. The American — Japanese problem. A Study of the Racial Relations of the East and the West / S.L. Gulick. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1914. — 338 p.
9. Neu, Ch.E. An Uncertain Friendship. Theodore Roosevelt and Japan / Ch.E. Neu. New York: Harward University Press, 1975. — 369 p.
10. Kawakami, K.K. The Real Japanese Question / K.K. Kawakami. — New York: The MacMillan Company, 1921. — 269 p.
11. Chinese and Japanese in America // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 34. №. 2. Philadelphia: The American Academy of Political and Social Science , 1909. — 408 p.
12. Мартышкин, С.А. «Политика предубеждения» против японских иммигрантов в США: из истории опыта регулирования национальных отношений (1905-1945 гг.) / С.А. Мартышкин // Процессы и среда современного менеджмента. Вып.1. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. — С. 99- 103.
S. A. Martyshkin
«YELLOW PERIL» IN THE USA: THE MANAGMENT OF ETHNOPOLITICAL CONFLICT
Nationalism in the contemporary world became one of the most serious social and political problems. It is connected with ethnicity. Ethnic history of the USA demonstrated such problem as the “Yellow Peril” — the anti-Japanese movement in America and the Japanese Exclusion. The paper is devoted to this fundamental problem. It is a study of the anti-Japanese movement from the beginning of the 20 century until the end of the 2 World War. The idea of creating an international commission for the efficient control of Japanese immigration was depended of the real effect of American Immigration Laws upon the Wfestern States. The Ethnopolitical Crisis Management has some paradigms and practical modes: from genocide to multicultural pluralism. All the modes are studied.