УДК 94(100)"18/19"(=1.73)(=521)
К. А. Мурашова
«Японский вопрос» и американское общество в конце XIX - начале XX в.
В статье рассматриваются проблемы японской иммиграции на территорию США на рубеже XIX-XX вв., в частности, исследуется общественное мнение американцев по отношению к приезжающим из Азии. В работе содержатся результаты исследования по трем аспектам: политическому, социальному и культурному Термины «японский вопрос», «японская проблема», «японская ситуация» появились в текстах дипломатов и журналистов Америки уже в начале XX в. Это свидетельствовало о наличии серьезного общественного интереса к усиливавшемуся потоку азиатских эмигрантов в США. Семантика текстов статей указывает на преимущественно негативное отношение американских граждан к приезжим из Японии. Причины эмиграции из Японии были связаны с нехваткой денежных средств и желанием получить достойное образование. В некоторых случаях существовала комбинация обеих причин. Иммигранты встречали неоднозначную оценку со стороны населения США. Сильные антияпонские настроения были отмечены в штате Калифорния. Можно довольно четко проследить взаимосвязь законотворчества в области иммиграционной политики США и общественного мнения, подогреваемого прессой. Столкновение двух культур не могло не отразиться и на самой американской ментальности.
Ключевые слова: японский вопрос, ментальность, японские иммигранты в США, общественное мнение, этнические образы и представления.
K. A. Murashova
"Japanese question" in the USA at the turn of the 19th - 20th centuries: historical-anthropological approach
This article discusses the Japanese immigration to the United States at the turn of XIX-XX centuries, in particular, the issue of the public opinion of Americans towards coming from Asia is investigated. The study contains the results of the examination made within the topic. Three main aspects (political, social and cultural) are illustrated. The terms "Japanese question", "Japanese problem", "Japanese situation" appeared in the texts of diplomats and journalists of America in the early XX century. This indicated the presence of significant public interest toward the enhanced flow of Asian immigrants in the United States. The Semantics of texts of articles indicates predominantly negative attitude of American citizens to coming over from Japan. The causes of emigration from Japan were associated with lack of funds and the desire to get a decent education. In some cases, there was a combination of both factors. Immigrants have met with mixed assessment by the U. S. population. Strong anti-Japanese sentiments were observed in California. One can quite clearly see the interrelation between U. S. lawmaking, immigration policy and public opinion, that was heated by press. The clash of two cultures could not but reflect on the American mentality.
Keywords: Japanese question, mentality, Japanese immigrants in the USA, public opinion, ethnic images and representations.
Проблема японской эмиграции в США представляет интерес для историков и социологов с конца XIX в. до наших дней. Актуальность темы обусловлена важностью роли японского сообщества Соединенных Штатов в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Словосочетания «японский вопрос», «японская проблема», «японская ситуация» появились в работах дипломатов и журналистов Америки уже в начале XX в., что свидетельствовало о наличии серьезного общественного интереса к усиливавшемуся потоку азиатских эмигрантов в США. Семантика текстов статей указывает на преимущественно негативное отношение американских граждан к приезжим из Японии.
Такие издания рубежа XIX-XX вв., как «Североамериканский обзор», «Американский журнал
© Мурашова К. А., 2014
международного права», «Анналы Американской академии политических и социальных наук», освещали разные аспекты влияния приезжих японцев на жизнь Соединенных Штатов. В связи с этим актуальными являются следующие проблемы: деконструкция представлений американцев о японцах в США и выявление связей политико-общественного мнения с положением иммигрировавших из страны восходящего солнца.
Учеными довольно полно были исследованы разнообразные аспекты жизни японской диаспоры в США: мотивы и масштабы переселения, условия проживания, коммуникация с американцами, отличие японских меньшинств от прочих азиатских меньшинств и др. Так, президент японского клуба в Нью Йорке, Й. Такамине, в своей статье «Японцы в Америке» (1912 г.)
[18, р. 22-23] анализировал экономические и социальные факторы повседневности переселенцев, обращал внимание современников на проблемы их образования и трудоустройства. Вопросы англо-японского взаимодействия под влиянием иммиграционных актов интересовали К. К. Каваками [13], отстаивавшего точку зрения о том, что многие законодательные запреты для японцев были беспочвенными.
Работы обобщающего характера по истории отношений Японии и США во второй половине XIX - начале XX в. были выполнены Д. Старром и Я. Ичихаши [10]. Исследователи концентрировали свое внимание на анализе экономических и демографических показателей и на основе разнородных источников пытались проследить историю появления японской диаспоры в США. Научные труды американских специалистов более позднего времени в большинстве своем посвящены проблеме оценки степени значимости «японского вопроса» для американской внешней и внутренней политики, а также уровня напряженности в отношениях двух стран, порожденной запрещающими иммиграцию актами.
Наиболее полным современным отечественным исследованием в области изучения японской иммиграции в Америку является монография И. Р. Савельева «Японцы за океаном» [3], представляющая собой первую в российском японо-ведении попытку создания фундаментального труда по теме, осуществления комплексного анализа известных и неизученных документов, выработки нового взгляда на идеи, выдвинутые американскими и японскими учеными. Историк подробно останавливается на рассмотрении причин и целей эмиграции, особенностях этого процесса в разных регионах Японии, истоков этнического конфликта в Калифорнии.
Несмотря на достаточно большое количество зарубежных и отечественных публикаций, посвященных «японскому вопросу» в США, многие аспекты, связанные с историко-
антропологической составляющей проблемы, остаются неисследованными. Методология направления «новой культурной истории» позволяет иначе взглянуть на известные источники по теме. Междисциплинарный подход, проявляющийся в методах контент-анализа для массовых источников и психолингвистическом для исследования отдельных исторических персоналий, помогает на более глубоком уровне рассмотреть проблематику японо-американских отношений на рубеже XIX и XX вв. Дискурсивный анализ
позволяет проанализировать систему связей и ценностей в американском обществе, выстроить модель «проникновения» восточных культур в западную действительность, что представляется особенно актуальным в современных геополитических условиях, одной из ведущих черт которых является экономическое и культурное сближение азиатских и западных государств.
История иммиграции и эмиграции Японии началась с середины XIX в., когда под угрозой американских кораблей сегунат Токугава вынужден был открыть границы после более чем двухвекового периода самоизоляции. В год начала реставрации Мэйдзи (1868) на Гавайи отправился первый корабль с японскими переселенцами. До 1920-х гг. японская эмиграция направлялась в основном, помимо Гавайев, в США [2], что послужило причиной установления особых взаимоотношений между двумя государствами.
Первые японцы, приезжавшие в Америку, преследовали цель получения заработка, так как в конце 1870-х гг. страна восходящего солнца переживала острый экономический кризис [3, р. 34]. Инфляция, связанная с ростом военных расходов, снижение цен на сельскохозяйственные продукты заставили мелких независимых владельцев земли и крестьян-арендаторов искать источники дохода вне страны. Эмиграция состоятельных японцев в конце XIX в. имела иные причины. Как подчеркивает Й. Такамине, выезд из страны был продиктован, как правило, двумя причинами: нехваткой денежных средств и желанием получить достойное образование [18, р. 22]. В некоторых случаях существовала комбинация обеих причин.
Появление довольно значительного количества выходцев из Японии не могло не остаться без внимания правительства США. Так, уже в конце XIX в. американские власти приступают к регулированию потока иммиграции «через ограничения» [4, с. 49]. Вслед за первыми ограничительными мерами по иммиграции китайцев (Акт 1882 г.) в 1894 г. была основана Лига по ограничению иммиграции, ставшая эффективным инструментом по регулированию вопросов иммиграции в США. В течение тридцати лет эта организация подготовила почву для принятия законов, ограничивавших иммиграцию 1917, 1921 и 1924 гг. [7, р. 278].
Столь серьезные меры американского правительства можно объяснить двумя основными причинами: во-первых, нарастанием масштабов японской иммиграции; во-вторых, изменением
их региональной принадлежности. Так, в книге «Японская иммиграция: описание ее реального статуса», изданной в 1907 г. в Вашингтоне, содержатся весьма любопытные статистические данные Бюро торговли и труда, Бюро статистики Калифорнии и Орегона, а также отчеты основных органов по вопросам иммиграции в США и департамента по иностранной политике Японии. Согласно официальным подсчетам, количество японцев, приезжавших в страну с 1866 по 1894 г., увеличилось примерно в двести раз и составило около двух тысяч в год [11, p. 5]. В сравнении с числом европейских иммигрантов в Америку данная цифра не выглядела внушительной, однако стремительный рост темпов азиатской иммиграции вызывал серьезные опасения в среде властных структур. Эти страхи обнаруживаются и в прессе. Правительство США боялось повторения «китайского нашествия» и обострения положения на рынке труда. Кроме того, в 1900-х гг. наметилась тенденция общего роста количества азиатов, приезжавших в Америку. Иммигранты встречались с неоднозначной оценкой со стороны коренного населения.
В конце XIX - начале XX в. в США действовали массовые протестантские религиозные организации, призывавшие контролировать приток иммигрантов, разрушавших, по мнению активистов, традиционные ценности. Один из таких союзов - «Женский христианский союз трезвости» - требовал создания чистой христианской культуры и оказывал сильное давление на общественное мнение Америки [5, с. 59].
Отражением позиции американского общественного мнения в отношении японцев на рубеже XIX-XX вв. служили пресса и публицистика, оказывавшие сильное влияние на конструирование образа Японии и японцев в сознании жителей США. Так, на протяжении нескольких лет, предшествующих принятию иммиграционного закона 1907 г., местная и международная пресса следила за развитием событий в штате Калифорния, где все возрастали антияпонские настроения. Вследствие этого довольно четко прослеживается взаимосвязь законотворчества в области иммиграционной политики США и общественного мнения, подогреваемого прессой.
Изучение статей журналов "The Japanese Weekly Mail", "The North American Review", "The American Journal of International Law", "Annals of the American Academy of Political and Social Science" и других в период с 1870 по 1924 г. позволяет выявить причины и комплексные последст-
вия японо-американского «иммиграционного конфликта». Анализ приведенных в прессе материалов позволяет утверждать, что на рубеже XIX-XX вв. американское общество раскололось на два лагеря: про- и антияпонский. Так, уже в 1907 г. в статье «Японская ситуация» констатировался факт присутствия в обществе «горячих голов», «незаметных в период войны и непобедимых в годы мира» [12, р. 449]. Автор отмечал, что они «ринулись в прессу», результатом чего стали многочисленные статьи о правах и обязанностях американских граждан. В то же время в тексте содержится прямая информация о том, что в обществе США были и те, кто здраво оценивал проблему и верил в возможность достижения компромиссного решения, приемлемого как для Америки, так и для Японии. Показательно, что даже более поздние опубликованные материалы, такие как статья Роя Малколма «Американское гражданство и японцы» (1921 г.), не обнаруживают весомых сдвигов в решении обозначенного вопроса. Профессор политологии рассуждает: «Показали ли японцы свою способность принять на себя обязанности американского гражданства? Могут ли они приспособиться к нашей демократической системе управления? Ответы на эти вопросы одновременно и отрицательные и положительные» [16, р. 77]. Лингвистический анализ материалов американских журналов рубежа веков позволяет говорить о том, что лишь после принятия более «мягкого» иммиграционного законодательства 1924 г. острота японо-американских противоречий постепенно сглаживалась.
Эмигрировавшие японцы вынуждены были тем или иным образом контактировать с рядовыми американцами вне дома: на работе, в учебных заведениях, магазинах, на улице и т. д. Эти краткие «столкновения» двух культур также порождали суждения американцев о приезжих, несмотря на то, что доминантным источником формирования образов служила все-таки публицистика в широком смысле этого слова. Изучение понимания «своего» и «чужого» для американского сознания представляется перспективной темой исследования, так как позволяет ответить на комплекс важных вопросов: Какие изменения претерпевали американские представления о японцах под влиянием полемики сторонников и противников азиатской эмиграции в США? Как повлияла японская иммиграция на осознание американцами самих себя (ментальность, культуру)?
На исходе XIX в. граждане США уже ощущали свою принадлежность к американской нации. В то время как народам Европы понадобились столетия, чтобы сформировать чувство национального самосознания, прийти к пониманию сущности национальной идеи, внедрить в практику подходящие формы управления, американцы добились этого в течение двух-трех веков [1, с. 8]. Популярный в США романист Дж. Ф. Купер в своей книге «Заметки американцев», опубликованной в 1828 г., писал: «Для... нации наступает новая эра. Она перестает пресмыкаться, она начинает шагать в полный рост среди других держав мира» [15, р. 55]. Слова Дж. Ф. Купера отражали общественное мнение граждан США, были своеобразным гимном нации на протяжении всего XIX - начала XX в.
В связи с тем, каких усилий стоило американцам конструирование национальной идентичности, очевидным оказывается тот факт, что граждане США ревностно относились к сохранению «величия» своей страны, а потому так болезненно реагировали на все возрастающий поток иммигрантов. Во второй половине XIX в. приезжие японцы вызывали опасение у коренных жителей, так как азиаты, по их мнению, не ведали либеральных и демократических ценностей, были лишены опыта европейской гуманистической науки. Традиционный для американской нации индивидуализм сталкивался с преимущественно коллективным сознанием японских иммигрантов. Исконная вера в прогресс США, провиденциальную миссию страны, как той, что укажет путь развития всему человечеству, встречала непонимание со стороны японского сознания, в центре которого находилась идея воздаяния за долги перед отечеством, достойное поведение. Истоки «нецивилизованности» страны восходящего солнца американское общество видело в недоразвитости базовых для функционирования государства институтов: политических, социальных и культурных.
Образ японца как «врага, разрушающего надежды молодой страны на благоденствие», сформировавшийся в ментальном поле американцев, был доминирующим в общественном мнении на протяжении более тридцати лет. Наиболее характерным документом, отражающим видение «японского вопроса» гражданами США, является популярная в то время брошюра «Американское сообщество против азиатского кулиз-ма», изданная в 1902 г. в Сан-Франциско, где проживало наибольшее число иммигрантов из
Японии. Психолингвистический анализ текста позволил выявить основные черты образа японца-иммигранта как «чужого», доминировавшие в обществе Соединенных Штатов на рубеже XIX-XX вв.: грязный, нездоровый, аморальный, необразованный нахлебник, склонный к вредным привычкам [8, р. 11-34]. О популярности брошюры в американской среде свидетельствует факт ее переиздания в 1908 г. с дополнением введения и приложений. Однако ошибочным было бы предположение о неизменности и однородности суждений об азиатах, приезжавших в Америку, высказываемых в публицистике того периода.
Тенденции к переосмыслению представлений об иммигрировавших японцах становятся заметны в прессе после 1905 г. в связи с изменением отношения к стране, одержавшей победу над сильным противником - Российской державой, и крепнут по мере угасания «школьных» конфликтов в Сан-Франциско к 20-м гг. XX в. Рост феминистского движения, обращение к проблемам черного населения США позволяли несколько сгладить этнические противоречия в обществе в отношении азиатских иммигрантов. Появление в первой четверти XX в. нового поколения японцев, рожденных на территории США, знавших английский язык, посещавших школы и университеты, меняло образ японца в сознании американцев. Подтверждением описанной тенденции может также служить любопытная статья «Японские идеи в американском доме», опубликованная в журнале «Мир творчества» в 1917 г. [7, р. 86-89].
Несмотря на снижение социального интереса к проблемам азиатов в Америке во втором десятилетии XX в., статьи, появлявшиеся в прессе на данную тему, отражают две основные новые тенденции: впредь не оспаривались умственные способности и физическое здоровье японцев; неготовность общественного мнения к принятию решения о признании политических прав японцев-иммигрантов (либо их детей). Так, в своей статье, опубликованной в 1921 г., профессор политологии Рой Малколм делает вывод о том, что «японская проблема» представляется очень серьезной и ее справедливое решение требует кооперации штатов и центрального правительства [16, р. 81]. Основной причиной, затрудняющей этот процесс, по мнению ученого, является наличие большого количества международных факторов, вовлеченных в ситуацию. Прекращение азиатской иммиграции в США вследствие Акта 1924 г. стало таковым решением «японского вопроса».
Однако сама формулировка запрещающего документа, относящаяся к японцам, - «иностранцы нежелательные для гражданства» [6, р. 168], говорит о том, что представления американцев о японских иммигрантах в первые десятилетия XX в. не претерпели кардинальных изменений несмотря ни на что.
Изучение американской и японской менталь-ностей рубежа веков дает ключ к пониманию истоков проблем в отношениях двух государств, а также помогает приблизиться к разгадке психосоциальных механизмов, действующих в процессе проникновения восточных культур в западные общества. Контент-анализ источников по теме позволил выстроить модель «встраивания» японских иммигрантов в американскую действительность в виде следующей схемы: Познание ^ Отторжение ^ Компромисс ^ Адаптация
Вышеуказанные стадии довольно ярко иллюстрирует статья бывшего премьер-министра Японии К. Окума, подчеркнувшего, что страна была готова к принятию прогрессивных европейских идей ко времени ее принудительного отказа от самоизоляции, инициированного США. Первой реакцией на иностранное влияние стало отторжение и неприятие японцами своего подчиненного положения. В тексте содержатся любопытные рассуждения, отражающие национальную специфику японской ментальности: необходимо принять все лучшее, что может дать Запад (либеральные ценности, достижения в области науки, армии, медицины, образования и т. д.), и использовать это в интересах родины для ее прославления и процветания, сохранив традиционные японские практики и базовые ценностные ориентации [17, р. 162].
Тенденция к компромиссному поведению, в свою очередь, ведет к адаптации японцев к новым условиям жизни. Подобные процессы в изолированном виде происходили в сознании иммигрировавших в США японцев на рубеже веков. Основной особенностью процесса приспособления японцев к жизни в Америке является тот факт, что оно происходило зачастую путем трудоустройства и/или поступления в учебные заведения. Одним из свидетельств успешной адаптации части эмигрировавших из страны восходящего солнца является заявление корреспондента К. К. Каваками в 1921 г.: «Мы видим американских фермеров, нанимающих японцев, и япон-
ских фермеров, нанимающих американских рабочих. И в этой ситуации нет ничего предосудительного» [14, р. 82].
В печатных источниках существуют и более ранние указания на японцев, сумевших «найти себя» в американском социуме. Так, например, в статье В. Т. Хадли в журнале «Кисть и карандаш», вышедшей в свет в 1900 г., отмечается: «Американским студентам нужно многому поучиться у японского искусства и в области рисования набросков, и в колористике. Этот факт настолько очевиден для некоторых ведущих учебных заведений, что учителя-японцы нанимаются для преподавания в них курсов об основных принципах и методах японского искусства» [9, р. 17]. Тем не менее, следует отметить, что подобные свидетельства успешного «встраивания» японских иммигрантов в американское общество обнаруживают себя лишь в случаях с квалифицированными кадрами — людьми, имевшими достаточное образование либо навыки для выполнения определенного типа работы.
Безусловно, столкновение двух культур не могло не отразиться и на самой американской ментальности. Борьба с единым «врагом» стала предпосылкой к еще большему сплочению нации. «Японский вопрос» в сочетании с движениями за права женщин и черного населения породил совершенно новый взгляд на концепцию «государства равных возможностей», в центр которой впоследствии был возведен не «белый мужчина», а «человек-гражданин» в независимости от пола и этнической принадлежности.
Библиографический список
1. Гаджиев, К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура [Текст] / К. С. Гаджиев. -М.: Наука, 1990. - 240 с.
2. Денисенко, М. Б., Хараевой, О. А., Чудиновских, О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада // М. Б. Денисенко, О. А. Хараевой, О. С. Чудиновских. - М., 2003. - 314 с.
3. Савельев, И. Р. Японцы за океаном [Текст] / И. Р. Савельев. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. - 224 с.
4. Тен, В. А. Иммиграционная политика США в XVП-XX вв [Текст] / В. А. Тен. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 49 с.
5. Ходнев, А. С. Протестантские движения в США в конце XIX - начале XX в. и культура [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 3. -Том I (Гуманитарные науки). - С. 58-62.
6. Coggeshall, E. D. Japanese Ideas in an American House [Tekst] // The Art World. - 1917. - Vol. 2, No. 1. -P. 86-89.
7. Daniels, R. American Immigration: a student companion [Tekst] // R. Daniels. - N. Y.: Oxford University Press, 2001. - 278 p.
8. Gompers, S., Gutstadt H. Meat vs. Rice: American Manhood against Asiatic Coolieism [Tekst] // S. Gompers, H. Gutstadt. - San Francisco: Asiatic Exclusion League, 1908. - P. 11-34.
9. Hadley, W. T. Japanese Art for American Students [Tekst] // Brush and Pencil. - 1900. - Vol. 7, No 1. -P. 17-19.
10. Ichihashi, Y. Japanese Immigration: Its Status in California [Tekst] // Y. Ichihashi. - San Francisco, 1915. -69 p.
11. Japanese Immigration: an exposition of its real status // The Japanese Association of the Pacific Northwest Seattle. - Washington, 1907. - 34 p.
12. Japanese Situation [Tekst] // The American Journal of International Law. - 1907. - Vol. 1, No. 2. - P. 449452.
13. Kawakami, K. K. American-Japanese Relations [Tekst] // K. K. Kawakami. - N. Y., 1912. - 297 p.
14. Kawakami, K. K. The Japanese Question [Tekst] // Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1921. - Vol. 93. - P. 81-88.
15. Kohn, H. American nationalism. An interpretative essay [Tekst] // H. Kohn. - N. Y., 1957. - 55 p.
16. Malcolm, R. American Citizenship and the Japanese [Tekst] // R. Malcolm. - Annals of American Academy of Political and Social Science. - 1921. - Vol. 93. - P. 77-81.
17. Okuma, C. Japanese Problems [Tekst] // The North American Review. - 1905. - Vol. 180, No. 579. -P. 161-165.
18. Takamine, J. The Japanese in America [Tekst] // Japan and Japanese-American Relations (Classic Reprint) by Blakeslee, G. H. - New York: Forgotten Books, 2012. -P. 22-32.
Bibliograficheskij spisok
1. Gadzhiev, K. S. Amerikanskaja nacija: nacional'noe samosoznanie i kul'tura [Tekst] / K. S. Gadzhiev. - M.: Nauka, 1990. - 240 s.
2. Denisenko, M. B., Haraevoj, O. A., Chudinovskih, O. S. Immigracionnaja politika v Rossijskoj Federacii i stranah Zapada // M. B. Denisenko, O. A. Haraevoj, O. S. Chudinovskih. - M., 2003. - 314 s.
3. Savel'ev, I. R. Japoncy za okeanom [Tekst] / I. R. Savel'ev. - SPb.: Centr «Peterburgskoe Vostokovedenie», 1997. - 224 s.
4. Ten, V. A. Immigracionnaja politika SShA v XVII-XX vv [Tekst] / V. A. Ten. - M.: Dialog-MGU, 1998. - 49 s.
5. Hodnev, A. S. Protestantskie dvizhenija v SShA v konce XIX - nachale XX v. i kul'tura [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 3. - Tom I (Gumani-tarnye nauki). - S. 58-62.
6. Coggeshall, E. D. Japanese Ideas in an American House [Tekst] // The Art World. - 1917. - Vol. 2, No. 1. -P. 86-89.
7. Daniels, R. American Immigration: a student companion [Tekst] // R. Daniels. - N. Y.: Oxford University Press, 2001. - 278 p.
8. Gompers, S., Gutstadt H. Meat vs. Rice: American Manhood against Asiatic Coolieism [Tekst] // S. Gompers, H. Gutstadt. - San Francisco: Asiatic Exclusion League, 1908. - P. 11-34.
9. Hadley, W. T. Japanese Art for American Students [Tekst] // Brush and Pencil. - 1900. - Vol. 7, No 1. -P. 17-19.
10. Ichihashi, Y. Japanese Immigration: Its Status in California [Tekst] // Y. Ichihashi. - San Francisco, 1915. -69 p.
11. Japanese Immigration: an exposition of its real status // The Japanese Association of the Pacific Northwest Seattle. - Washington, 1907. - 34 p.
12. Japanese Situation [Tekst] // The American Journal of International Law. - 1907. - Vol. 1, No. 2. - P. 449452.
13. Kawakami, K. K. American-Japanese Relations [Tekst] // K. K. Kawakami. - N. Y., 1912. - 297 p.
14. Kawakami, K. K. The Japanese Question [Tekst] // Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1921. - Vol. 93. - P. 81-88.
15. Kohn, H. American nationalism. An interpretative essay [Tekst] // H. Kohn. - N. Y., 1957. - 55 p.
16. Malcolm, R. American Citizenship and the Japanese [Tekst] // R. Malcolm. - Annals of American Academy of Political and Social Science. - 1921. - Vol. 93. -P. 77-81.
17. Okuma, C. Japanese Problems [Tekst] // The North American Review. - 1905. - Vol. 180, No. 579. -P. 161-165.
18. Takamine, J. The Japanese in America [Tekst] // Japan and Japanese-American Relations (Classic Reprint) by Blakeslee, G. H. - New York: Forgotten Books, 2012. -P. 22-32.