Научная статья на тему 'К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ АРМЯНСКОЙ ТОПОНИМИКИ НА БАЛКАНАХ'

К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ АРМЯНСКОЙ ТОПОНИМИКИ НА БАЛКАНАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погосян /Хахбакян/ Гагик

Given the significant role of toponymy as a science that can and should be used as a supplement to the study of history, this article will attempt to present a comprehensive list of the existing and survived toponyms in the Balkans indicating the once considerable presence of Armenians in the region. Two groups of toponyms, represented in a tabled structure, are classified along the following lines: *According to countries, namely, Bulgaria, Greece, Macedonia, Croatia, Bosnia and Herzegovina (the territory of modern Turkey is excluded). *According to toponymy classes, namely, administrative toponyms, oykonyms, oronyms (of micro-toponymic character), hydronyms and urbanonyms (urbanonyms of anthroponimical type related to the new history are not considered). The first group of toponyms is composed on exclusively ethnic basis, such as, for example, Ermenly, Ormany, Armyankovtsi, etc. To illustrate the role of toponymy in the study of history, the article also considers an individual case of oronyms of micro-toponymic character - the Armentsi - adjacent to the Bachkovo (Petritsionski) monastery. The second group is composed on the ethno-toponymic basis, such as, for example, Pavlikeni, Pavlikencha, Pavličani, etc. For the sake of clarification, a brief history of Paulicianism is given as background knowledge. All in all, the author has managed to collect and categorize 69 toponyms, most of which are localized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MONUMENTS OF ARMENIAN TOPONYMY IN THE BALKANS

Given the significant role of toponymy as a science that can and should be used as a supplement to the study of history, this article will attempt to present a comprehensive list of the existing and survived toponyms in the Balkans indicating the once considerable presence of Armenians in the region. Two groups of toponyms, represented in a tabled structure, are classified along the following lines: *According to countries, namely, Bulgaria, Greece, Macedonia, Croatia, Bosnia and Herzegovina (the territory of modern Turkey is excluded). *According to toponymy classes, namely, administrative toponyms, oykonyms, oronyms (of micro-toponymic character), hydronyms and urbanonyms (urbanonyms of anthroponimical type related to the new history are not considered). The first group of toponyms is composed on exclusively ethnic basis, such as, for example, Ermenly, Ormany, Armyankovtsi, etc. To illustrate the role of toponymy in the study of history, the article also considers an individual case of oronyms of micro-toponymic character - the Armentsi - adjacent to the Bachkovo (Petritsionski) monastery. The second group is composed on the ethno-toponymic basis, such as, for example, Pavlikeni, Pavlikencha, Pavličani, etc. For the sake of clarification, a brief history of Paulicianism is given as background knowledge. All in all, the author has managed to collect and categorize 69 toponyms, most of which are localized.

Текст научной работы на тему «К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ АРМЯНСКОЙ ТОПОНИМИКИ НА БАЛКАНАХ»

К изучению памятников армянской топонимики на Балканах

Переселение армян с исторической Родины в Византийскую империю, в частности на Балканы, началось с конца IV в. и продолжалось вплоть до XIII в. [12, стр. 35]. Особенно крупных масштабов, переселения достигли в VШ-IX вв. Переселения носили характер вынужденный, принудительный и насильственный. Кроме того имелось множество случаев оседания после наемной службы в византийской армии, в частности в Тракии, в Македонии и придунайких районах. Любопытно, что византийские летописцы расценивая армян как местных, обычно не

распре деление по странам

□ Болгария

□ Греция

□ Македония

□ Хорватия

□ Босния и Герцеговина

распределение по топонимическим классам

4%

I-П 7%

ОЙ

54%

упоминали об армянских переселенческих поселениях. Разумеется, с течением времени, переселенцы ассимилировали, однако память о них оставалась в топонимах.

Гагик Погосян (Хахбакян)(Армения)

Учитывая существенную роль топонимики1 как науки, которую можно и нужно использовать в качестве вспомогательного инструмента в изучении истории, нами была предпринята попытка создания списка, с упорядочением существовавших и сохранившихся на Балканах томонимов указывающих на некогда весомое присутствие армян в данном регионе.

Всего нами было собрано и классифицировано 69 топонимов, из коих большинство возможно локализовать. Для наглядности приведем некоторые распределения. Так общее распределение по странам2 представляется в следующем виде: в Болгарии - 50, в Греции - 15, в Македонии - 2, в Боснии и Герцеговине и в Хорватии -по одному (см. диаграмму). Распределение по топонимическим классам следующее: административные топонимы - 4, ойконимы3 - 37, оронимы4 (микротопонимического5 характера) -20, гидронимы6 - 3, урбанонимы7 - 5. (см. диаграмму).

Рассмотрение значительного комплекса ур-банонимов антропонимического8 типа относящиеся к новой истории (например, ул. Ованеса Съваджъяна в Пазарчике), выходят за рамки данной статьи.

Представляемое количество собранных топонимов нами подразделено на две основные группы.

К первой группе относятся топонимы содержащие исключительно этническую основу. (см.

1 Топонимика (от греч. топо^, букв. место и 6vo^a, букв. имя, название) - раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени.

2 Территория современной Турции нами не рассматривается.

3 Ойконимы (от греч. оиаа, букв. дом, жилище) - названия населенных мест.

4 Оронимы (от греч. орост, букв. гора) - названия объектов сухопутной поверхности земли.

5 Микротопонимы — названия небольших объектов (угодий, урочищ, сенокосов, выгонов, тоней, лесосек, гарей, пастбищ, колодцев, ключей, омутов, порогов и т. д., обычно известные лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе).

6 Гидронимы (от греч. и5юр, букв. вода) - названия водных объектов.

7 Урбанонимы (от лат. игЪапш, букв. городской) - названия внутригородских объектов. годонимы (греч. по8аст букв. путь, дорога) - названия линейных объектов в городе: улиц и проспектов, переулков и проездов, бульваров или набережных

8 Антропоним (от греч. аубрюпод, букв. человек) — единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека.

□ административные топонимы

□ ойконимы

□ оронимы

□ гидронимы

□ урбанонимы

Таблицу-перечень). Временной промежуток возникновения установить не представляется возможным. Для иллюстрации выше сказанного о роли топонимики в изучении истории приведем один пример.

В 1083 году во Фракии в северной части фемы Филиппополя, в местечке Петрицос1 Григорий Пакуриан2 основал монастырь получивший название по местности - Петрицонский3. Монастырская братия преимущественно состояла из ратных сподвижников Григория Пакуриа-на. Он же написал для монастыря типик (усатав) и выделил вотчину из своих владений с уже существующей вассальной структурой. Наиболее примечательны несколько фрагментов. Во-первых, он запретил прием представителей греческой ортодоксии [9, глава XXIV]. Монахи не обязаны были знать греческий язык, им предоставлялись версии на грузинском и армянском языках [9, глава XXXVI]. В монастырь могли вступать иные, если не окажется претендентов "из родственников и людей" [9, глава XXV]. Он закрепил императорским хрисовулом свое право "передать имения родственникам ..., даже если они оказались армянами по вероисповеданию" [9, глава XXXVI]. И наконец, подпись под греческим текстом была выполнена "великим доместиком Запада Григорием Пакурианом армянскими буквами'". [9, стр. 120].

В ряде работ грузинских авторов оказывается, что Григор Пакуриан (Бакурян), это не кто иной как "Григол Бакурианисдзе". И создал он монастырь "для грузинской молодежи", а название монастыря, вообще произошло от имени "Иоанэ Петрици"4, который какое-то время жил

1 В последствии Василикис, ныне село Бачково.

2 Григорий Пакуриан (арм. Чр^^р Рш^т.р]шЬ, греч. Грцуорюд Па%оирб^о<;) (1020-е, Тайк - 1086, Белятово, Фракия), военноначальник, византийский администратор, крупный феодал-землевладелец. Представитель армяно-халкидонитского аристократического рода Бакурян из Южного Тайка в Армении. "Этот человек (говоря словами поэта, он «ростом был мал, но по духу воитель великий») происходил из знатного армянского рода." [4, Книга II, стр. 97; 11, стр. 560]. Соправитель Ани (1064), участник сражений со вторгнувшимися в Болгарию узами (1065), дука (наместник) фемы Ивирия и доместик Востока (1071). Участник заговора Алексея I Комнина (1081), великий доместик Запада (1081). Участник войны с норманнами (1081-85), с печенегами (1083). Погиб при карательной экспедиции у местечка Белятово.

3 Петрицонский монастырь (названный по местности Петрицос), ныне именуется Бачковским (см. прим. 1). В нынешнем виде монастырь дошел до нас с XVII в. Единственное сооружение сохранившееся с XI в., это церковь-костница (усыпальница), где были погребены ктиторы монастыря, т.е. сам Григорий Пакуриан и его брат Апасий (арм. 2ц3ё).

4 "В монастыре в течение определенного времени жил и

творил Иоанэ Петрици (отсюда и название монастыря). В уставе изначально же было указано, что Петрицонский

и творил [22, стр. 44] в этом "крупном очаге грузинской культуры", который "являлся центром именно грузинской научной мысли и просвещения" и т.д. [например см. 27].

Благодаря болгарскому ученному Едуарду Селяну, который выявил близ нынешнего села Бачково (см. прим. 1) по соседству с Бачковским (Петриционским) монастырем ороним микротопонимического характера - Арменци (см. Таблицу), поставил очередную точку над и. [17, стр. 533-542].

Ко второй группе относятся топонимы содержащие исключительно этно-конфессио-нальную основу. (см. Таблицу-перечень). Представители данной группы, в основном сконцентрированы на севере нынешней Болгарии, а также точечно в Боснии и Герцеговине, в Хорватии и в Греции (что объясняется ссыльным положением павлекиан). И состоят из 18-и ойконимов, 6-х оронимов (микротопонимичес-кого характера) и по одному урбанониму и административному топониму.

Данная группа возникла в следствии переселений византийскими императорами последователей павликианского движения. Тем самым удалось локализовать места переселения адептов павликианства, основной составляющей которых были армяне. В отличии от первой группы время переселений имеет менее расплывчатый временной промежуток (континуум) - это VШ-IX вв.

Лишившись вооружения и перейдя на статус мирных поселенцев, павликиане отнюдь не ассимилировались с болгарским населением, как считают многие ученые (см. например [23]). Наоборот, встретив сочувствие в восприятии своих верований, они сохранили язык, вплоть до принятия потомками в XVII-XVIII вв. католичества.

Для обоснования принадлежности армян к павликианству5 приведем краткую историю этого движения, адепты которого "потрясли Восток и просвятили Запад" [40].

монастырь основан для грузинской молодежи". [22, Часть 1, стр. 44].

5 Происхождение названия имеет две традиции. По одной традиции, название происходит от имени самосатского армянина Павла сына Калинника (арм. ап1^

ааОаё). По другой, от имени апостола Павла (арм. ааОаё).

Г. Погосян (Хахбакян)

Таблица-перечень армянских топонимимов на этнической основе

Название

12

е

^

ю О

Область

Община

м

е н £

в н

о е

р я

о

3 а

н

а %

т в

о с я

т р о м

сев. ш.

вост. д.

Примечания

Болгария

(1) (2) Област (3) Община (4) (5) (6) (7) (8)

Ерменлии село Варна Варна ныне не существует

Ормани село Велико Търново Златарица 188 43°05' 26°00' ныне объединено с селом Сливовица

Ерменковото местность Враца Враца

Ерменски дол местность Враца Враца

Ерменски дол местность Враца Враца

Ерменско кладенче местность Враца Враца болг., кладенец - колодец

Арменските лозя местность Габрово Габрово болг., лоза - виноград, лозя -виноградник

Армянков трап местность Габрово Габрово болг., трап - м. яма, ж. ров

Армянова зимница местность Габрово Габрово болг., зимница - ж. с-х. озимые, мн. озимь

Армените село Габрово Габрово 352 42°55' 25°14'

Армянковци село Габрово Трявна 503 42°52' 25°34'

Ерменлий село Добрич Добричка 312 43°27' 27°49' ныне село Стожер

Арменица местность Кюстендил на границе Дупница и Рила упоминалось в 1378 г. в "Рилской грамоте"1, находится на Рило-Родопском массиве.

Армелино село Кюстендил Дупница упоминается в XVI в.

Ерменкова орница местность Монтана Монтана

Ерменски дол местность Монтана Монтана

Арменска улица Пазарджик Пазарджик переименована в конце XIX в., ныне ул. Ованеса Съваджъяна.

Ермянка или Ерменска река Пазарджик Пазарджик протекает по с. Паталеница

Ерменлийска река Плевен Никопол

Ерменлуй село Плевен Никопол 77 43°41' 24°57' ныне село Драгаш войвода

Арменци местность Пловдив Асеновград 932 41°57' 24°52' близ села Бачково (Ерменлии)

Армянский квартал Пловдив Пловдив в городе Пловдив

Ерменлии местность Пловдив Съединение 194 42°19' 24°40' близ села Царимир

Ерменлицкото местность Смолян Златоград

Армянска поля- Софийска Правец 399 42°59' 24°01' близ села Видраре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 "Рилская грамота" - хрисовул данный Рилскому манастырю о владении 20 сел с землями. Грамота датированна 21 сентября 1378 года и пропечатана золотой царской печатью Ивана Шишмана (1371-1393). Написана на пергаменте размерами 130х22 см.

на

Арменска улица Шумен Шумен 184 43°17' 26°56' в городе Шумен

Арменска улица Стара Загора Стара Загора 196 42°26' 25°39' в городе Стара Загора

Македония

(1) (2) Регион (3) Община (4) (5) (6) (7) (8)

Армен махала1 Източен Кочани упоминалось в 1570 г.

Арменка махала Пелагониски Прилеп упоминалось в 1467/8 г.

Греция

(1) (2) Пергфереге^ Область или переферия (3) №д6с Ном или префектуры (4) (5) (6) (7) (8)

Арестом Арменон 5|доо дем2 Кр|тп Крит Леикп Ласитион

Арцстог Арменои Хорю село Кр|тп Крит Леикп Ласитион 35°04' 26°05'

Арестом Арменон 5|доо дем Кр|тп Крит Реби^о Ретимно

Арцстог Арменои село Кр|тп Крит Реби^о Ретимно 35°18' 24°28'

Кай Лгшёпо1 село Кр|тп Крит Реби^о Ретимно 35°18' 24°27'

Арестом Арменон 5|доо дем Кр|тп Крит Xavla Ханья

Арцстог Арменои село Кр|тп Крит Xavla Ханья 35°26' 24°10'

Арцстог Арменои село ПеХопбмпоос Пелапонесс Месо^ос Мессиния 36°48' 21°55'

Арцтог Армениои село ПеХопбмпоос Пелапонесс Меоа^ск Мессиния 37°13' 21°39'

Арцвvюv Арменион село ©еоосйш Фессалия ГХЮООО Ларисса 39°29' 22°42'

МЯМО Алона село Дипк| Maкe5ovía Западная Македония ФХЮР^О Флорина 1028 40°47' 21°18' основано в средневековье. В османских регистрах от 1626-27 гг. отмечено под именем Ерменчева, как село с немусульмаским населением. В 1900 г. в селе Ерменско (Арменско) жили болгары. С 1912 г. село вошло в состав Греции. В 1927 переименованно в Алонас.

Арцеуохюрг Арменохори село Дит1к| Maкe5ovía Западная Македония ФХЮР^О Флорина 606 40°48' 21°28' ранее на болг. языке -Арменово

Арцста5ес Арменадес село улога о-ва Ионийские КРЮ^О Керкира 39°44' 19°41'

Арцстп Армени брдос залив N6тю Агугао, vодоuс KuкM5юv Южные Eavторívn Санторин находится близ поселка Ойя (греч., 0|ро)

1 Махала по болгарски означает 1) квартал (часть города); 2) небольшая деревня.

2 Дем (греч., 5г|^оа), малая административная единица, городской муниципалитет.

Эгейские о- ва,о-ва Киклады

Краткая история Павликианства

В 554 г. в Армении в городе Двин, был созван церковный собор. В числе прочих вопросов, отцы церкви, были вынуждены отреагировать на поднявших голову сторонников религиозно-философского учения именуемых себя павликиа-нами. Однако учение было недооценено, а реакция вылилась в "открытое письмо"1.

На формирование нового учения существенное влияние оказали манихейство и маздакизм. По своим философским воззрениям оно было дуалистичным. Признавались - Бог добра (небесный отец), Бога зла (сатана) и Христос, как один из ангелов и сын бога добра. Согласно учению, после того как будет уничтожен Бог зла (творец видимого мира и людей), на земле распространится власть Бога добра. Учение отвергало культ Богородицы, пророков и святых, а так же церковь и, как следствие, церковную иерархию. Священной книгой считался Новый завет за исключением посланий апостола Петра.

Учение зародившееся в ценральной Армении стало быстро распространяться и вскоре охватило всю Восточную Армению. К середине VII в. Армянская Апостольская церковь предприняла некоторые шаги. Нерсес Строитель2 изгоняет павликиан целыми группами, которые оседают, в основном, на гранце с Византийской империей на западе и Арабским халифатом на юге. В этой среде оказывается некий Костан-дин3, развернувший свою деятельность в Высокой Армении (арм., '3пОп Взий), затем перебравшись в пределы Византийской империи создавший общину в крепости Кибасса. Византийская империя почувствовав угрозу выслала карательную экспедицию во главе с полководцем Симеоном4, который захватил оплот, но примкнул к побежденным.

1 АаоОА §аоЁ1 йдзц3УаоАй3У В3йао 3ВЁ3Ш£ё1:

2 Нерсес III (арм. и»пё»ё 1 ^ВЁзуб£, [рй»бд, &дУаО]) (?, Ишхан, Тайк - 661, Звартноц), деятель Армянской Апостольской Церкви. Католикос Всех армян (с 641). После помазания развернул бурную строительную деятельность, за что и был прозван "Строителем". По его инициативе были созваны V-ый (645) и Т-ой (648) антихалкедонские соборы в Двине.

3 Костандин Силван (арм. 1аёРУ1£У ё£Ё1зу / ё£О1зуаё) ¥ок. 630 - 681 или 684), руководитель движения павликиан (с 657). Принял духовное имя ученика апостола Павла -Силван (654). Произвел переворот в учении, очистив его от манихейского влияния и уведя его от зороастризма. Казнен византийским полководцем Симео-ном во время карательной экспедиции в крепости Кибасса.

4 Симеон Титос (арм. ё£й»аУ 1£шё, греч. Zw|lg<вv Тпод) (? - 690), византийский полководец, предводитель движения павликиан (с 687). Сожжен вместе с учениками.

Учение распространившееся в Западной Армении, вскоре распространилось и по всей Малой Азии. "Юстиниан II (685-695, 705-711) истреблял ее адептов тысячами, однако за каких-нибудь пятьдесят лет они исчислялись уже десятками тысяч". [23].

С началом VIII в. гонения на павликиян усиливаются. Созванные в Партаве церковные соборы 702-705 годов, начинают разрабатывать каноны против, уже "еретического движения". К тому времени, Арабский халифат под номинальной властью которого, уже пол-века более или менее мирно, находилась Армения, усиливает давление, что приводит к восстанию 703 г. под руководством Смбата Багратуни. В движении павликиан происходит естественная трансформация - совмещение религиозно-философского учения с народно-освободительным движением против Халифата, приведшая к еще большему размаху движения павликиан. Как сообщает Ованнес Одзнеци5: "Из своего центра возле озера Ван, они растекаются по земле, как потоп губительной воды".

Константин V Копроним (741-775) переселяет павликиан из Мелитены6 и Феодосиополя7 в Армении во Фракию8. При Ирине (780-802) из союзников империи они стали ее врагами. Начались массовые истребления. При Льве V Армя-нине9 казни доходят до десятков тысяч. Основной причиной явился переход павликиан на сторону болгарского князя Крума.

5 Ованес III (арм. BäiN3YY»e Ц ÜÖY»ÖQ AEÜ3ei3e»n/) (?, с. Одзун - 728, с. Мелик, ныне Ардви близ Одзуна), крупный общественный и церковный деятель. Католикос Всех армян (с 717). Заручившись помощью халифа Омара освободил Армению от посягательств Византии распрос-транявшей халкидонитство, а так же, повел яростную борьбу против набиравшего силу движения павли-киан. Среди вопросов на церковном соборе в Двине (719), обсуждалась организация энергичных мер против этого движения. В одном из принятых собором правил сказано, что верующим запрещается давать приют павликианам - «сынам сатаны», общаться и говорить с ними; для нарушителей предусматриваются наказания и пытки. Им написан специальный труд, озаглавленный «Против павликиан».

6 Мелитена - город и область в северной части Малой Армении (ныне г. Малатья в Турции).

7 Феодосиополь - византийское название армянского города Карин переименоваваное в честь императора Феодосия (ныне г. Эрзерум в Турции).

8 Фракия (греч. вракп, болг. Тракия) - историческая область на востоке Балкан, ныне разделённая между тремя государствами: Болгарией, Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия) и Турцией.

9 Лев V Армянин (арм. E»öaY ° B3Ü, греч. Asrov Е' о Ap^svio^) (775-25.12.820), император Византийской империи (с11.07.813), происходил из знатного армянского рода Арцруни.

Из указанного периода, т. е. с середины VIII в. по первую треть IX в., до нас дошли сведения еще о трех предводителях движения павликиан: Овсепе1, Вагане2 и Сергиосе3.

Движение в то время было сосредоточено в северо-восточных областях Малой Азии, где население было по преимуществу армянским. Феодора4 предприняла карательный поход против павликиан: "одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих - морской пучине... В это время у стратига Анатолика состоял в помощниках некий муж по имени Карвей5, занимавший должность протоманда-тора6, кичившийся и гордившийся уже упомянутой павликианской верой. Узнав же, что его отец распят на кресте, переживая это горше всех бед ... он бежал вместе с пятью тысячами других сторонников ереси к Амру, владевшему тогда Мелитеной... Они были встречены с большими почестями, дали и получили клятвы верности и вскоре стали совершать набеги на ромейские земли ради трофея. Умножившись в числе, они принялись за строительство городов: Аргава, Амары. Когда же туда стеклось множество других причастных к сей порче, они соорудили еще один город, который назвали Тефрикой". [2, стр. 98-99; 8, Книга IV. Михаил III, п. 16].

С этого времени начинается апогей движения. Павликиане создали в Малой Азии на

арабо-византийской границе своё государство со столицей Тефрика7. Карбеас и его последователь Хрисокир8, умудрялись не только отражать нападения, но и сами совершали походы во внутренние области Византии, доходя до Анки-ры, Никеи и Никомедии. Однако в 872 г. Василий I9, сумел таки положить конец соседям, ставшим уже весьма агрессивными. Тефрика была разрушена и павликианству был нанесен такой урон, от которого их военно-религиозные общины так и не смогли оправиться.

1 Овсеп Незаконнорожденый (арм. Ва1ё»^- 2ай-п£У31£У) (? - 778), предводитель движения павликиан (с 748). Спасаясь от преследований обосновался в Антиохе и в течении 30 лет проповедовал учение.

2 Ваган (арм. Р№У) (? - ок. 801), предводитель движения павликиан., продолжил деятельность Овсепа в Малой Армении. Будучи сторонником консервативного крыла столкнулся с Сергием Тюкитосом.

3 Сергиос Тюкитос (арм. ё»п-£аё ГОабй^йё, греч., Ееругос; Ти%1ко^) (?, Табиа, в феме Армениак - 835), предводитель движения павликиан (с 801). Победил предшественника и предводителя консервативного крыла -Вагана. Основал новые общины в Понте, Мопсуестиосе, Аргуасе. При нем окончательно сформировалась идеология павликиан. Скрываясь от преследовний Византии, с последоватевлями обосновался в Милитене и уже оттуда стал совершать нападения на империю.

4 Феодора (арм. А»а1ап3, греч. ©8о5юро (815-867), императрица Византийской империи (842-856), происходила из знатного армянского рода Мамиконянов. Супруга императора Феофила (829-842) и мать императора Михаила III (842-867).

5 Карвей (Карбеас, Карпис, Карапет) (арм. Рп3а»1 / Рйа^ё) (? - 863), главнокомандующий движения павликиан (с 843). Заключил союз с арабским халифом против Византии, получив при этом право для размещения на арабско-византийской границе. Совместно с арабским эмиром Милитены и эмиром Тарсона армянином Али ибн-Яхья ал-Армани воевал с Византией. В 859 г. под Самосатом нанес поражение войску возглавляемому императором Михаилом III.

6 Протомандатор (греч. тсрютоцгсуба'шр) - первый

посыльный.

7 Тефрика (арм. - ныне поселок Дивриги расположенный между Малатьей и Сивасом в Турции.

8 Хрисокир (арм. Ёй£ёай£й, греч. Христо%е1р букв. златорукий) (? - 872), главнокомандующий движения павликиан (с 863). При нем движение достигло апогея. Император был вынужден послать посольство в Тефрик (869), но переговоры зашли в тупик, т.к. империя не согласилась отдать павликианам свои восточные провинции. Дважды походы императора Василия I терпели поражение (869, 871). После чего Хрисокир послал проповедников в Болгарское царство, принявшую в 866 г. христианство. Это было последней каплей. В 872 г. император послал огромную армию и в сражении у Вафириака близ Себастии разгромил наконец-таки армию павликиан. Хрисокир погиб в сражении от руки предателя Полада, его голова была посланна императору, который справляя триумф, расстреливал ее из лука на столичном ипподроме. После сражения лишь через 6 лет византийцы захватили столицу павликиан Тефрик.

9 Василий I Македонянин (арм. 'Зпё»6 2 031»1аУ3о£, греч. Воо1Х8ЮС А'о Мякебк^) (ок. 811-29.08.886), император Византийской империи (с 867). Основатель македонской (армянской) династии (867-1056) в Византийской империи.

Г. Погосян (Хахбакян)

Таблица-перечень армянских топонимимов на этно-топонимической основе

Название Объект Область Община Высота над уровне! моря в м. (по центру сев. ш. вост. д. Примечания

Болгария

(1) (2) Област (3) Община (4) (5) (6) (7) (8)

Павликени Община Велико Търново - - - - В состав общины входит 20 населенных пунктов, в том числе административный центр - город Павликени

Павликян Город Велико Търново Павликени 144 43°14' 25°19' Поселение основано переселенцами армянами-павликианами. Упоминалось в османских архивах и регистрах с 1430 г. Во время Освобождения (1878 г.) было небольшим селом. В 1943 г. объявлен городом. Ныне город Павликени является административным центром общины. Часть населения исповедует католичество.

Павликянска Скравеница Село Велико Търново Свищов 128 43°23' 25°14' Упоминалось в османских архивах с XV в. В XVII в. упоминается как село Скривона. Ныне развалины деревни находятся в местности Скравенлика на землях принадлежащих селу Червена.

Павликянско Парносово Село Велико Търново Свищов 136 43°26' 25°08' Упоминалось в османских архивах с XV в. В XVII в. упоминается как село Барносово. Ныне именуется село Деляновци.

Павликянско Орешане Село Велико Търново Свищов 105 43°35' 25°14' Упоминалось в османских архивах с 1450 г. и имело 37 хозяйств. В XVII в. упоминается как село Ореш. По данным епископа Филипа Станиславова1, часть павликиян Ореша между 1625-1630 г. приняли ислам. С усилением Римско-католической пропаганды, в том же XVII в частично приняли католичество.

Павликянско Тележане Село Ловеч Ловеч 200 43°08' 24°43' Ныне местность Тележане находится в черте города Ловеч, административного центра общины.

Мюслим-Павликян Село Ловеч Ловеч 191 43°12' 24°44' Упоминалось как Долно Павликене, в 1951 г. переименованно в Горан.

Павликянска Калугерица Село Ловеч Ловеч 338 43°06' 24°48' До 1878 г. село называлось так же Павликян-и-Геберан и Киречли Павликени. Ныне село Горно Павликене. Религиозные убеждения сохранялись вплоть до XVIII в., но под влиянием находящегося по соседству монастыря "Ястреб"

1 Филип Станиславов - католический епископ „на Велика България" (1648-1663), автор первой печатной книги „Абагар" на болгарском языке изданной в Риме в 1651 г.

приняли православие.

Павликянско Лъжане Село Ловеч Ловеч 43°15' 25°00' Упоминалось в османских архивах с XV в. В ХУП-ХУШ вв. упоминается как село Горно Лъжане. В ХК-ХХ вв. упоминается как село Лъжане. В 1950 г переименовано в Чавдарци.

Павликянската Поляна Ловеч Тетевен 701 42°50' 24°25' Находится на землях принадлежащих селу Рибарица.

Арменски гробища Местность Ловеч Тетевен 450 43°01' 24°17' Село Галата основано в 1208 г. армянами- павликянами преселенцами из Пловдива, чьи надгробные памятники находятся в сельском парке "Арменски гробища".

Павликенча Местность Ловеч Троян 616 42°54' 24°40' Находится на землях принадлежащих селу Балабанско.

Павликени Махала Ловеч Ябланица 352 43°05' 24°09' Квартал находится в селе Златна Панега.

Павликян Село Монтана Лом Развалины находятся в местности унаследовавшей название села между городом Лом и селом Орсоя.

Павликяна Местность Монтана Монтана 240 43°33' 23°04' Находится на землях принадлежащих селу Славотин.

Павликянски гробища Местность Монтана Монтана 356 43°30' 22°59' Находится на землях принадлежащих селу Смоляновци.

Павликянско Белене Село Плевен Белене 27 43°39' 25°07' Упоминалось с XV в., название произошло от турецкого наименования Белли Павликян. В начале Х'УП в. жители села приняли католицизм. С 1964 г. город Белене.

Павликянска Трънчовица Село Плевен Левски 43°29' 25°00' Ныне село Трънчовица. Упоминается с XIV в. В начале ХVII в. жители села приняли католицизм, а через пол столетия часть жителей переселились в область Банат тогдашней Австро-Венгерской империи. Автор первой болгарской печатной книги "Абагар" Филип Станиславов был епископом именно этого села.

Павликянска Брестовица Село Плевен Никопол 42°58' 23°43' Развалины села находятся в местности Брестовец на землях принадлежащих селу Новачене.

Павликян Село Пловдив Карлово 321 42°36' 24°46' Развалины села находятся в местности Павликян на землях принадлежащих селу Дъбене.

Павликянски гробища Местность Пловдив Карлово 42°40' 24°40' Находится на юго-вост. от села Иганово

Павликянско Загабаре Село Местонахождение не установено Упоминалось в османских архивах в XV в.

Павликянско Одърне Село Местонахождение не установено Упоминалось в османских архивах в XV в.

Босния и Герцеговина

(1) (2) капЮп (3) (4) (5) (6) (7) (8)

РауИСат Село Т^ашкт 44°49' 18°37'

Хорватия

(1) (2) йирапуа (3) (4) (5) (6) (7) (8)

РауИСат Село ЩЫоуагеко-Ы^огека Са7ша 45°41' 16°36'

(1) (2) Пергфереге^ Область или переферия (3) No^o^ Ном или префектуры (4) (5) (6) (7) (8)

Павликян Село Западная Македония Дипк^ MaKeSovia^ Kacxopia^ Кастория Местонахождение не установено Упоминалось в османских архивах в XV в.

Уцелевшие бежали в Восточную Армению вливаясь в ряды поднимавшего голову нового движения тондракийс-кого. Иоанн Цимисхий1 продолжил политику переселения неспокойного населения во Фракию. Однако, надо отметить, что тондракийцев продолжали именовать павликианами.

Те павликиане (в преобладающем большинстве армяне), которых неоднократно в VIII-IX вв. переселяли на Балканы, распространили свои идеи на Балканах, сыграв немалую роль в возникновении богомильства, а в дальнейшем в ряде европейских стран, где только находили благоприятную почву (например, альбигойцы и т.д.).

Библиография

Источники:

1. ЫёгФСУ РйёпабАй3У Ре313Ш3У изёСУ: йРп 3ОцйабпУ»йА В3й3ё-РУС »б №й»пС изёСУ N. 6, 'йаб-зу^зу зОцйабпУ»п, Р: (А3п-изуабАйабУ цУз-пСо, з^з^зу »б 1зуаАз-пабАйабУУ»п Вп3а '3п-С1-изУС): °п.: ВееВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N^1., 1970, 361 ¿д: Констан-тин Порфирородный, Об управлении империей. Византийские источники об Армении и армянах. II. (Пер., предисл. и примеч. Р. М. Бартикяна). Ер., 1970. (на арм. яз.).

2. А»а^3У»ё £3пабУ31аО, ^ш^шЬш^ш-qpnLp]nLU: йРп зОцйабпУ»пА ВзйзёрУС »б №й»пС ^СУ N. 15, 'йаб-зу1з1зу зОцйабпУ»п, Ь: (Азп-изуабАйабУ цУз-пСо, з^з?зцзу »б 1зуа-Аз-пабАйабУУ»п В^а '3п-С1изуС): °п.: ВееВ ^ N^1., 1990, 438 ¿д: Продолжатель Феофана, Византийские источники об Армении и армянах, V. (Перевод с оригинала, предисловие и примечания Р. М. Бартикяна). Ер., Ер., изд. АН АрмССР, 1990, 438 с. (на арм. яз.)

3. А»а^3у»ё ЕаёГа1'3УаО, ^ш^шЬш^ш-qpnLpjnLU: йРп зОцйабпУ»пА ВзйзёрУС »б №й»пС №ёСУ N. 13, 'йаб-зу131зу зоцйабпУ»п, Ъ: (Азп-изуабАйабУ цУз-пСо, з^з?зцзу »б 1зуа-

1 Иоанн I Куркуас / Цимисхий / (арм. Ва1№УУ»ё 2 аШ1С1,

греч. Iыамуцд «Тог^юк^д» Коиркоиад) (ок. 925-10.01.

976), император Византийской империи (с 969). Происходил из знатного армянского рода (прозвище Цимисхий по-армянски значит «низкого роста»), был родственником своего предшественника Никифора Фоки.

A3-naoAUaoYY»n Dn3a '3n-Cro3YQ: °й.: ВееВ f Nn3i., 1983, 361 ¿q: Продолжатель Феофана, Византийские источники об Армении и армянах, IV. (Перевод с оригинала, предисловие и примечания Р. М. Бартикяна). Ер., изд. АН АрмССР, 1990, 361 с. (на арм. яз.)

4. Анна Комнина, Алексиада. (Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского). М.: Наука, 1965.

5. Петр Сицилийский и его "История павли-киан" // «Византийский временник», т. 18. М., 1961. (пер. Бартикяна Р.М.)

6. Повествование святителя Фотия о вторичном произрастании манихеев. // Бартикян Р. М., Источники по изучению павликианского движения. Ер., 1961.

7. Полезная история Петра Сицилийского: осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии. // Бартикян Р. М., Указ. сочинение. Приложение.

8. Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. (Перевод, статьи, комментарии Любарского Я.Н.). С.-Пб. 1992.

9. Типик Григория Пакуриана. Введение, перевод и комментарии В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978.

10. Хроника Георгия Монаха. // Бартикян Р.

М., Указ. сочинение.

11. Anna Comnena, The Alexiad. Translated by E.R.A. Sewter, Pengium Books Ltd., London, 1969, (reprinted in 2003).

Критика:

12. ^n3N3UU3Y 2. f., B3U3eai абй13'С1 N3U •3OA3i3Un^>nC a3iUa6AU3Y: B3i. 2: °n.: B3Ua^>iNn3i, 1964: Абрамян А. Г., Краткий очерк истории армянских переселенческих очагов. Том. 1, Ер., Айпетрат, 1964. (на арм. яз.)

13. '3nACIU3Y В., а3®СШ3у №U3UYiC Р^-U3I»naa6AU3Y №й6С МбйдА, §a'Bj, NU. 3, 1958:

14. 0»ЁСй-'3ЁВй3У е., a3iECIU3Y fi3fiAa6UA B3U3ei3Ya6U, °n., 1953:

15. 0»ЁСй-'зЁВизу е., B3U3ei3YA VII-IX i3fi»fia6U, °n., 1968:

16. g3n-CeU3Y '., a6ea6UY3eCna6AUa6Y U3YQ-

¿»3-a3iOCIU3Y AaYin3I»6CY»na6 3O3yiQy..., iYi.,

1893:

17. е»Ёизу B3UI3I3Y i»O3Ya6YY»fi '3EPYU3Y eaiaaCa6U, In: International Symposium on Armenian Linguistics, Armenian Academy of Sciences, Yerevan, 1984, p. 533-542. Селян. Е., Армянс-кие топонимы на Балканских Родопах. // Доклад на международном симпозиуме по армянской линг-вистике. Арм.АН. Ер., 1984. (на арм. яз.)

18. i»n-0IniaU3Y i., a3iOCIU3Yi ^^Y-^PY PUeM6AU3Y U»g »6 U»n03ian N»fi6i3i3UCY »fi»ia6UAY»fi B3U3ei3YC U»g, °na6e3O»U, 1938:

19. i»n-0CY3eU3Y °., 0C?Y3i3nU3Y 3O3Yi-Y»fiC 13-U3Y »6 ^3fl.36U3Y a3iUa6AUa6YC6, °., 1968:

20. Бартикян Р.М., К вопросу о павликианском движении в Византии в первой половине VIII века. // «Византийский временник», т. VIII, М., 1956;

21. Бартикян Р.М., Армянские источники для изучения истории павликианского движения. // «Палестинский сб.», т. IV, 1959;

22. Вачнадзе М., Гурули В. и Бахтадзе М., История Грузии (с древнейших времён до наших дней). Учебник истории. Тб.: изд. Гос.Универ., 1995. 154 с.

23. Джурас В., Павликианство и тондракитство: к истории двух ересей // "Богословский сборник". Правосл. Свято-Тихон. богосл. ин-т. М., 2001. Вып. VII. с. 94-102.

24. Липшиц Е.Э., Павликианское движение в Византии в VIII и в первой половине IX века. // «Византийский временник», т. V, М., 1952;

25. Липшиц Е.Э., Вопросы павликианского движения в освещении современной буржуазной историографии. // «Византийский временник», xV, М., 1952;

26. Липшиц Е.Э., Очерки истории византийского общества и культуры, М.-Л., 1961;

27. Ломоури Н., К истории грузинского Петри-цонского монастыря (Бачковский монастырь в Болгарии). Тб.: Мецниереба. 1981, 96 с.

28. Тер-Мкртчян К., Ереси павликиан и тонд-ракцев в современном критическом изложении // «Арарат». Ер., 1900, июнь (на арм. яз.).

29. Тойнби А. Дж., Постижение истории. (Пер. с англ. / составитель А.П.Огурцов). М.: Айрис-Пресс. 2008. 640 с.

30. Юзбашян К.Н., К истории павликианского движения в Византии в IX веке. // «Вопросы истории религии и атеизма», т. IV, 1956;

31. Арменците в България. Съставители: А. Комитска, В. Лазаров, М. Цанова и С. Таниелян.

Изд. Етнографски институт с музей при БАН и Фонд за развитие на изкуствата на програма ФАР към Министерство на Културата, София, 2000 - 2001 г. (на болг. яз.)

32. Бохосян. М., Арменците в София. София, 1999, 142 с. (на болг. яз.)

33. Голийски. П., Ономастични и лексикални аспекти на арменското етническо присъствие в българските земи през средновековието. Автореферат на докторска дисертация. СНС по езикознание при ВАК, СУ "Св. Климент Охридски", ФКНФ, ЦИЕК, катедра "Класически Изток", секция "Арменска филология". София, 2005 г., 63 с. (на болг. яз.)

34. Даскалова, Ангелина и Мария Райкова, Грамоти на българските царе, София 2005, с. 10, 4446. (на болг. яз.)

35. Дуйчев И., Рилската грамота на цар Иван Шишман от 1378 година, С. 1986. (на болг. яз.).

36. Селян. Е., Арменците в българския етноге-незис. // В: сп. "Проблеми на културата", София, 1994, бр. 2,3, с. 83 - 87. (на болг. яз.).

37. Селян. Е., Някой уточнения по повод описа на един ценен арменски ръкопис. // В: сп. "Филология", Изд. СУ "Св. Кл. Охридски", София, 1980, бр. 6, с. 101 - 102. (на болг. яз.).

38. Тотомянц. В., Ролята на арменците в цивилизацията на народите. София, 1942 г., 160 с. (на болг. яз.).

39. Garsoian N.G., The Paulician Heresy, Hague-P., 1967.

40. Gibbon Edward, The History of the Decline and all of the Roman Empire, v. 6, L., 1898.

41. Charanis. P., The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa,1963, Pp. 63.

42. Ter-Mkrttschian К., Die Paulikianer im Byzantinischen Kaiserreiche und verwandte ketzerische Erscheinungen in Armenien. Leipzig, 1893.

The Study of the Monuments of Armenian Toponymy in the Balkans

Gagik Poghosyan (Khaghbakyan)

Given the significant role of toponymy as a science that can and should be used as a supplement to the study of history, this article will attempt to present a comprehensive list of the existing and survived toponyms in the Balkans indicating the once considerable presence of Armenians in the regioTnw. o groups of toponyms, represented in a tabled structure, are classified along the following lines:

• According to countries, namely, Bulgaria, Greece, Macedonia, Croatia, Bosnia and Herzegovina (the territory of modern Turkey is excluded).

• According to toponymy classes, namely, administrative toponyms, oykonyms, oronyms (of micro-toponymic character), hydronyms and urbanonyms (urbanonyms of anthroponimical type related to the new history are not considered).

The first group of toponyms is composed on exclusively ethnic basis, such as, for example, Er-menly, Ormany, Armyankovtsi, etc. To illustrate the role of toponymy in the study of history, the article also considers an individual case of oronyms of micro-toponymic character - the Armentsi - adjacent to the Bachkovo (Petritsionski) monastery.

The second group is composed on the ethno-toponymic basis, such as, for example, Pavlikeni, Pavlikencha, Pavlicani, etc. For the sake of clarification, a brief history of Paulicianism is given as background knowledge.

All in all, the author has managed to collect and categorize 69 toponyms, most of which are localized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.