Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991)'

К ИСТОРИИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети в СССР / пионеры / Всесоюзная пионерская организация / «перестройка» / советское общество 1980-х гг / кризис советской модели / children in the USSR / pioneers / All-Union Pioneer Organization / “perestroika” / Soviet society of the 1980s / crisis of the Soviet model

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конев Владислав Анатольевич

В статье рассмотрены отдельные аспекты трансформации Всесоюзной пионерской организации имени Ленина (ВПО), которую она переживала в годы «перестройки» советского общества. Основное внимание уделяется кризисным элементам в организации и деятельности данного объединения на этапе коренной ломки советского государственного строя. Показано, что характерные для данного периода проблемы носили, с одной стороны, глубинный характер, накапливались внутри организации долгое время. В то же время часть проблем была порождена главным образом текущими социально-политическими событиями. Автором выделен ряд кризисных точек в истории ВПО: 1) недостаточное внимание к ней со стороны ВЛКСМ; 2) усиление формализации деятельности пионерии, все меньше отвечавшей реальным интересам детей; 3) излишняя идеологизация жизни и деятельности организации; 4) чрезмерная интеграция ВПО в систему школьного образования; 5) обострение «вожатской проблемы» (текучка кадров, разочарование пионерских работников в своей деятельности). Отмечается, что ВПО пыталась выработать стратегии решения этих проблем, и преодоление кризисных явлений было вполне возможным. Однако с крахом институтов Советского государства в 1991 г. Пионерская организация прекратила существование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE VLADIMIR LENIN ALL-UNION PIONEER ORGANIZATION IN THE YEARS OF “PERESTROIKA” (1985-1991)

The article examines certain aspects of the transformation of the All-Union Pioneer Organization named after Lenin (VPO), which it experienced during the years of “perestroika” of Soviet society. The main attention is paid to the crisis elements in the organization and activities of this association at the stage of a radical breakdown of the Soviet state system. It is shown that the problems characteristic of this period were, on the one hand, of a deep nature and accumulated within the organization for a long time. At the same time, some of the problems were generated mainly by current socio-political events. The author has identified a number of crisis points in the history of higher education: 1) insufficient attention to it on the part of the Komsomol; 2) increasing formalization of the activities of the pioneers, which were less and less in line with the real interests of children; 3) excessive ideologization of the life and activities of the organization; 4) excessive integration of higher education in the school education system; 5) aggravation of the “leader problem” (staff turnover, disappointment of pioneer workers in their activities). It is noted that VPO tried to develop strategies for solving these problems, and overcoming the crisis was quite possible. However, with the collapse of the institutions of the Soviet state in 1991, the Pioneer Organization ceased to exist.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991)»

14. Yalçin Dogan. Dar Sokakta Siyaset (1980-1983). Istanbul, Sayfa: Tekin Yayinevi, 1985. R. 75-76.

15. Haritonova O.G. Krizisnaya evolyuciya tureckoj politicheskoj sistemy // Politiya: Analiz. Hronika. Prognoz (Zhurnal politicheskoj filosofii i sociologii politiki). - 2018. - № 3(90). - S. 181-205.

16. Siyasetin Çairi Karaoglan - III. Bölüm // [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20150530014124/http://dosyalar.hurriyet.com.tr/ecevit/3bolum.asp (data obrashcheniya: 20.07.2023).

17. Pirozhkov D. Operaciya «Dlinnye ruki» // Kommersant" vlast'. 1999. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/15199 (data obrashcheniya 21.07.2023).

18. Kozik K.A. Kiprskij vopros v politike tureckoj respubliki (nachalo XXI V.) // Evrazijskij soyuz uchenyh. - 2015. - № 11-1(20). - S. 67-72.

19. Davutoglu A. Stratejik Derinlik: Türkiye\'nin Uluslararasi Konumu. - Istanbul 2001. - 600 s.

20. Bakustin A.V. Turciya, Rossiya i gosudarstva Central'noj Azii v XXI veke // Rossiya i sovremennyj mir. - 2009. - N° 2(63). - S. 175-186.

21. Krysenko D.S. Evolyuciya otnoshenij Tureckoj Respubliki i Rossijskoj Federacii v period administracii R.T. Erdogana // Arhont. - 2021. - № 2(23). - S. 50-58.

КУРОЧКИН РУСЛАН ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (rkurochkin@ieml.ru). KUROCHKIN, RUSLAN V. - Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages in Professional Communication, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov (rkurochkin@ieml.ru).

УДК 94(47).084.9:371.2«1985-1991» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-124-128

КОНЕВ В.А.

К ИСТОРИИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991)

Ключевые слова: дети в СССР, пионеры, Всесоюзная пионерская организация, «перестройка», советское общество 1980-х гг,, кризис советской модели.

В статье рассмотрены отдельные аспекты трансформации Всесоюзной пионерской организации имени Ленина (ВПО), которую она переживала в годы «перестройки» советского общества. Основное внимание уделяется кризисным элементам в организации и деятельности данного объединения на этапе коренной ломки советского государственного строя. Показано, что характерные для данного периода проблемы носили, с одной стороны, глубинный характер, накапливались внутри организации долгое время. В то же время часть проблем была порождена главным образом текущими социально-политическими событиями. Автором выделен ряд кризисных точек в истории ВПО: 1) недостаточное внимание к ней со стороны ВЛКСМ; 2) усиление формализации деятельности пионерии, все меньше отвечавшей реальным интересам детей; 3) излишняя идеологизация жизни и деятельности организации; 4) чрезмерная интеграция ВПО в систему школьного образования; 5) обострение «вожатской проблемы» (текучка кадров, разочарование пионерских работников в своей деятельности). Отмечается, что ВПО пыталась выработать стратегии решения этих проблем, и преодоление кризисных явлений было вполне возможным. Однако с крахом институтов Советского государства в 1991 г. Пионерская организация прекратила существование.

KONEV, V.A.

ON THE HISTORY OF THE VLADIMIR LENIN ALL-UNION PIONEER ORGANIZATION IN THE YEARS OF "PERESTROIKA" (1985-1991)

Key words: children in the USSR, pioneers, All-Union Pioneer Organization, "perestroika", Soviet society of the 1980s, crisis of the Soviet model.

The article examines certain aspects of the transformation of the All-Union Pioneer Organization named after Lenin (VPO), which it experienced during the years of "perestroika" of Soviet society. The main attention is paid to the crisis elements in the organization and activities of this association at the stage of a radical breakdown of the Soviet state system. It is shown that the problems characteristic of this period were, on the one hand, of a deep nature and accumulated within the organization for a long time. At the same time, some of the problems were generated mainly by current socio-political events. The author has identified a number of crisis points in the history of higher education: 1) insufficient attention to it on the part of the Komsomol; 2) increasing formalization of the activities of the pioneers, which were less and less in line with the real interests of children; 3) excessive ideologization of the life and activities of the organization; 4) excessive integration of higher education in the school education system; 5) aggravation of the "leader problem" (staff turnover, disappointment of pioneer workers in their activities). It is noted that VPO tried to develop strategies for solving these problems, and overcoming the crisis was quite possible. However, with the collapse of the institutions of the Soviet state in 1991, the Pioneer Organization ceased to exist.

Вторая половина 1980-х гг. в истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (ВПО), как и в политической истории СССР в целом, представляет большой интерес для исследователей. Как известно, середина 1980-х годов, среди прочего, характеризовалась углублением кризиса советской системы, в том числе ее идеологического обеспечения. С больших трибун пионерских слетов, как и комсомольских съездов, заявлялось о победах организации, о счастливом детстве, о растущем энтузиазме, об увеличении количества сданного металлолома, макулатуры и пр. Между тем вполне естественные и даже неизбежные для любого общественного организма реальные проблемы обсуждались в основном только за закрытыми дверями руководителей и не становились достоянием широкой общественности.

Несомненно, ВПО имени В.И. Ленина, как и Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, представляла собой мощную, серьезную структуру, работа которой воспитывала миллионы будущих советских граждан в любви к Родине, к созидательному и полезному труду. Ее значение и для государства, и для детей было огромным. В этой связи, накапливавшиеся проблемы следовало своевременно выявлять, а связанные с ними трудности - преодолевать. Как известно, сделать это не удалось. Соответственно, осмысление вклада и уроков развития этой организации представляется важным, как с научных, так и с социально-политических позиций. Анализ процесса трансформации ВПО имени В.И. Ленина, на наш взгляд, позволит понять то, на какие проблемные точки в вопросах детства необходимо обратить особое внимание сегодня.

Историография вопроса довольно широка, представлена как собственно историческими, так и комплексными историко-педагогическими исследованиями детского движения. В частности, среди актуальных для нашей статьи работ выделим публикации В.А. Кудинова, М.В. Богуславского, Н.Ф. Басова, Д.Н. Лебедева [1-4]. Известное отражение в них нашел и период «перестройки» 1985-1991 гг., в конечном счете, крайне негативно отразившийся на всех тех организациях, которые были встроены в советскую государственную систему. К их числу относилась и Всесоюзная пионерская организация, вступившая в процессы перестройки будучи 20-миллионым объединением ребят от 9 до 14 лет [5, с. 38]. Столь огромная численность, в принципе, в корне расходилось с главной идеей пионерского движения. Слово «пионер» в переводе означает первый, первопроходец. Могли ли быть в организации 25 миллионов первопроходцев? В то же время, организация представляла собой важный и довольно эффективный инструмент социализации подрастающего поколения.

Естественно, что столь большая организация была очень сложна в управлении, все рычаги которого находились в руках у ВЛКСМ, также переживавшего растущие трудности адаптации к новому времени. Особенно в связи с процессами его бюрократизации и выхолащивания идейных основ работы. Вопросы и проблемы, которые касались ВЛКСМ, неизбежно распространялись и на ВПО имени В.И. Ленина. Стратегия деятельности пионерии строилась на основе решений съездов ВЛКСМ. Конечно, с определенной периодичностью организацией проводились и собственные -пионерские - слеты, но они не обладали должными полномочиями и правом самостоятельно решать проблемы собственной организации.

Ярким свидетельством тому является, к примеру, программа VIII слета Всесоюзной пионерской организации, который проходил в мае 1981 года в Москве. В ней мы видим подведение итогов «марша пионерских отрядов», дальнейшее планирование деятельности организации на тех же «маршрутах», концертную программу и пр. [6]. В то же время только «маршировать» и «салютовать» было все же недостаточно. Важно было изучить широкий спектр реальных проблем советского детства, обсуждать широкий круг вопросов, которые действительно интересовали или могли заинтересовать советских детей и объективно стояли перед организацией. Однако именно этого руководством организации и не планировалось.

В целом, и руководство самой организации, и курировавшие его руководители ВЛКСМ не очень хорошо понимали, и вообще не очень серьезно воспринимали пионерскую организацию. В частности, об этом фактически прямо заявил с трибуны XX съезда ВЛКСМ в апреле 1987 года председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина И.Н. Никитин [7, с. 228-236]. В своем кратком выступлении он отметил несколько проблемных тенденций, очевидных в деятельности пионерской организации. Напомнив, что организация некогда возникла на волне необычайного творческого порыва, в связи с чем ее первые годы были наполнены по-настоящему творческим поиском новых методов работы, И.Н. Никитин высказал убежденность в том, что и сейчас дети обладают невероятным потенциалом, готовы искать те формы и методы, которые нужны им, исходя из реальной обстановки внутри конкретного отряда и дружины. Однако, по его мнению, на деле «об ускорении, о борьбе народа за перестройку ребятам пока позволяют только читать и слушать» [7, с. 230]. Соответственно, глава советской пионерии заявил, что винить в том, что организация оказалась в кризисе нужно комсомольских работников, которые не желают обсуждать реальные проблемы.

Фактически речь в данном случае велась все же не о самой пионерии, а об оптимизации системы управления, модернизации организационных механизмов взаимодействия ВЛКСМ и пионерской организации. Соответственно, еще до съезда была проведена большая работа, в

частности организовывались встречи с пионерами, прием писем в «Пионерскую правду» и пр. И все эти мероприятия показывали, что необходимо было налаживать связь пионеров и комсомола.

Приведем лишь некоторые проблемы, которые были поставлены пионерами на страницах газеты «Пионерская правда». Данные материалы появились после съезда, но они дают общее представление о том, какие проблемы ставили сами пионеры перед организацией, и то что они считали по-настоящему важным.

И здесь мы видим, что, в первую очередь, важным им представлялся вопрос о горизонтах «дисциплинированности пионеров». К примеру, в заметке «По струнке ходить?» в номере газеты от 11 июля 1987 года отмечалось, что в один из дней некий пионерский отряд испытал проблемы в дисциплине и был наказан. Для того, чтобы наказание было отменено, пионеры обязаны были вести правильно себя весь день. Автор этой заметки поднимал в данном контексте проблему, а правильно ли это быть послушным и бояться оступиться перед взрослыми [8, с. 3]. Поднимал. Но вопрос скорее ставился, чем решался. Причем сомнительным образом.

Другой пример. В номере «Пионерской правды» от 16 января 1988 года сообщалось о встрече представителей Центрального Совета Всесоюзной Пионерской организации с белорусскими пионерами, на которой последние высказали ряд предложений по документу «Наши пионерские традиции». В частности, в ходе беседы пионеры указали на несколько проблемных точек, которые и решили обсудить со взрослыми авторами данного документа. Так, Лена Арясова затронула проблему перехода ребят из октябрят в пионеры. По ее мнению, зачастую это происходило формально без индивидуального подхода к каждому. Как считали белорусские пионеры, следовало каждому вступающему объяснять цели организации. Юный школьник должен был понимать для чего он вступает в пионеры, и для чего ему нужна пионерская организация [9, с. 3]. Также пионеры затронули очень важную проблему потери пионерского знамени. Ребята предложили ужесточить формулировку. По их мнению, потеря знамени должна означать потерю имени дружины [9, с. 3]. Действительно, это был очень важный вопрос, поскольку речь шла о чести пионера. Действительно, знамя является одним из главных символов пионерской организации, дружины, отряда, и потеря знамени является чрезвычайным происшествием, и должна вести к расформированию организации. Но вот были ли это вопросы, которые волновали самих пионеров, или вопросы, волновавшие их «старших товарищей», озабоченных скорее формой, чем содержанием?

Стоит ли в этой связи удивляться, что в публикациях все чаще говорилось о том, что организация становится не интересна самим пионерам. Работавшие с ними вожатые на страницах своего методического журнала заявляли о том, что для ребят, особенно старшего возраста, организация стала чем-то далеким, и они не проникались ее заботами, в том числе заботой о младших. Очевидно, что в данном случае очень важна была работа с детьми людей, которые руководили текущей жизнью организации. А это были вожатые. Но именно здесь обнаруживалась еще одна проблема в деятельности ВПО - растущее разочарование вожатых в своей деятельности. Многие вожатые рассматривали свою работу в пионерской организации главным образом как трамплин для дальнейшей педагогической или политической карьеры, как возможность получить педагогический стаж и пр.

Когда на полях XX съезда ВЛКСМ слово было предоставлено старшему вожатому школы № 75 города Владивостока, он рассказал о характерной беседе с молодой практиканткой: «И все же, расставаясь, она спросила: «Почему вы столько лет работаете - и только старший вожатый?». Не правда ли, знакомая точка зрения. И самое страшное, что сегодня так думают даже те, кто сам работает с пионерами или завтра придет на эту работу» [10, с. 63]. В данном случае вожатый поставил актуальнейшую проблему, остро стоявшую во всем Советском Союзе и актуальную для молодежи, в том числе для молодых выпускников педагогических институтов. Причем решение этой проблемы должно было занять первоочередное место в повестке ВЛКСМ. Между тем, задача подбора кадров для работы с пионерами явно недооценивалась. Ведь если менялся вожатый, то зачастую менялись и сами подходы к воспитанию. А частая смена вожатый вела к неразберихе в деятельности пионерских дружин, отрядов, звеньев. Для преодоления этой проблемы предпринимались разные меры, в частности, разработка маршей пионерских отрядов, но они не могли в полной мере восполнить недостаток каждодневной, рутинной работы с отрядом, которой и должен был заниматься вожатый, обладающий соответствующими педагогическим знаниями. И

к тому же, вожатый, который хорошо знает свою дружину, свой отряд, каждого ребенка, его особенности, может максимально эффективно строить работу и понимать, что сегодня нужно твоему коллективу.

Еще одна проблема в деятельности вожатых состояла в недостаточности ретрансляции опыта ведущих пионерских работников. Последний слет вожатых вообще был проведен в далеком 1976 году и совершенно очевидной была необходимость проведения нового. Не лишней была бы и практика участия старших пионерских вожатых в пионерских слетах, на которых они реально могли бы увидеть, какие проблемы волнуют пионеров в действительности. Также это давало широкие возможности, чтобы обменяться опытом и вместе искать творческие подходы в воспитанию детей. В журнале «Вожатый» обсуждалась идея создания объединения вожатых, на страницах профессионального журнала педагогических работников шло обсуждение проекта их союза. Но проект так и остался проектом, реализовать его не получилось. Как паллиатив, журнал оказывал методическую поддержку всем, кто в ней нуждался; высылалась методическая литература, в ответных письмах предлагались пути решения конкретных проблем вожатых. Однако это не решало проблемы формализации деятельности организации. «Произошла подмена живых форм работы валом мероприятий» [10, с. 64] - сетовал А.В. Олейников. И действительно, пионерские коллективы стали жить по указке, перестали искать творческие подходы. В организации сал исчезать дух романтики, который был в начале ее деятельности, и который теперь необходимо было искать заново. Однако не мерее проблемным был и совершенно иной аспект -проблема взаимодействия пионерских дружин и отрядов с местными хозяйственными и иными структурами. Выступавший также особо отмечал, что заводы, военные части и пр. не всегда готовы идти навстречу пионерам и помогать их организации. А без этого далеко не всегда получалось реализовать запрос на реальную пионерскую деятельность - помощь людям. Было очевидно, что и здесь требовались меры, причем принимаемые уже на государственном уровне, чтобы подобная поддержка обрела реальные формы.

Вскрытые проблемы убедительно подтверждали вывод о необходимости сочетания в деятельности организации, с одной стороны, максимального поощрения творческой активности детей, преодоления формализации и диктата взрослых, работы ради «галочки», а с другой - более внимательного отношения к проблемам детства государства и всего общества.

Подводя итоги, отметим, что проблемы, которые формировались на протяжении длительного периода эволюции Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, не были критическими. Их можно было и следовало успешно преодолевать. Однако новые социально-политические процессы, перестроечные события лишь усугубили кризис пионерии. Главной причиной кризиса организации стало невнимание партии и ВЛКСМ к пионерской проблеме. ВПО оказалась один на один со своими проблемами, и ей внутри себя нужно было выработать четкий ответ на существенные вызовы времени. Только самого времени на системный поиск ответов, как оказалось, не было. Как органичный продукт советской партийно-государственной системы, организация прекратила свое существование практически сразу вслед за распадом КПСС и ВЛКСМ.

Литература и источники

1. Басов Н. Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. ХХ в. - 90-е гг.): Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1997. - 348 с.

2. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. - Тверь: Научная книга, 2007. -112 с.

3. Кудинов В.А. Детское и молодежное движение в России в ХХ веке. - Кострома: Костромской гос. ун-т, 2000. - 144 с.

4. Лебедев Д.Н. В тебя, Пионерия, верю я! Шагай вперед, Пионерия. Размышления об истории и современных проблемах пионерского движения в преддверии его юбилея. [Электронный ресурс] // Страница для студентов Курганского государственного университета - URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/lebedev.htm. (дата обращения: 12.01.2024).

5. Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина 1986 года // Воспитание школьников. - 1986. - № 5. - С. 38-40.

6. Программа VIII Всесоюзного слета пионеров «Пионеры страны делу Ленина верны». - М., 1987. - 5 с.

7. ВЛКСМ. XX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 15-18 апреля 1987 г.: Стенографический отчет. Т. 1. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 383 с.

8. Морозов В. По струнке ходить? // Пионерская правда. - 1987. - № 82 (7225).

9. Прунцова Л. Белорусские ребята предлагают // Пионерская правда. - 1988. - № 7 (7306).

10. ВЛКСМ. XX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 15-18 апреля 1987 г.: Стенографический отчет. Т. 2. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 415 с.

References and Sources

1. Basov N.F. Naukovedcheskie aspekty issledovaniya istorii detskogo dvizheniya v Rossii: metodologiya, istoriografiya, istochnikovedenie (nach. HH v. - 90-e gg.): Dis. ... dokt. ped. nauk. - M., 1997. - 348 s.

2. Boguslavskij M.V. Detskoe dvizhenie v Rossii: mezhdu proshlym i budushchim. Monografiya. - Tver': Nauchnaya kniga, 2007. - 112 s.

3. Kudinov V.A. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie v Rossii v HH veke. - Kostroma: Kostromskoj gos. un-t, 2000. - 144 s.

4. Lebedev D.N. V tebya, Pioneriya, veryu ya! Shagaj vpered, Pioneriya. Razmyshleniya ob istorii i sovremennyh problemah pionerskogo dvizheniya v preddverii ego yubileya. [Elektronnyj resurs] // Stranica dlya studentov Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta - URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/lebedev.htm. (data obrashcheniya: 12.01.2024).

5. Polozhenie o Vsesoyuznoj pionerskoj organizacii imeni V. I. Lenina 1986 goda // Vospitanie shkol'nikov. - 1986. - № 5. - S. 38-40.

6. Programma VIII Vsesoyuznogo sleta pionerov «Pionery strany delu Lenina verny». - M., 1987. - 5 s.

7. VLKSM. XX s"ezd Vsesoyuznogo Leninskogo Kommunisticheskogo Soyuza Molodezhi, 15-18 aprelya 1987 g.: Stenograficheskij otchet. T. 1. - M.: Mol. gvardiya, 1987. - 383 s.

8. Morozov V. Po strunke hodit'? // Pionerskaya pravda. - 1987. - № 82 (7225).

9. Pruncova L. Belorusskie rebyata predlagayut // Pionerskaya pravda. - 1988. - № 7 (7306).

10. VLKSM. XX s"ezd Vsesoyuznogo Leninskogo Kommunisticheskogo Soyuza Molodezhi, 15-18 aprelya 1987 g.: Stenograficheskij otchet. T. 2. -M.: Mol. gvardiya, 1987. - 415 s.

КОНЕВ ВЛАДИСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант, департамент истории, Московский городской педагогический университет (konevv16@gmail.com).

KONEV, VLADISLAV A. - Ph.D. student, Department of History, Moscow City Pedagogical University (konevv16@gmail.com).

УДК 94(479.24+479.25):479.243«1988-2023» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-128-134

ГАДЖИНСКАЯ Н.С. КАРАБАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ 1988-2023 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АГДАМ)

Ключевые слова: армяно-азербайджанский конфликт, Карабах, Агдам, «КавказскаяХиросима», Карабахский экономический район, экономическое возрождение.

В статье на примере города Агдам рассматриваются экономические последствия армяно-азербайджанского конфликта 19882023 гг., а также вопросы восстановления Карабаха. Анализируются причины, приведшие к противостоянию, вписавшему трагическую страницу в историю конца XX- начала XXI вв. Отмечается, что в рамках отмеченного периода оккупации на территории Карабаха были разграблены и уничтожены значительные национально-культурные ценности. Азербайджанским землям был нанесен тяжелый материальный и экологический ущерб. После Освободительной войны, итогом которой стало освобождение исконных земель Азербайджана, начались масштабные работы по восстановлению мирной жизни и экономики Карабахского региона, а также возвращения коренных жителей в родные места. Комплексное развитие социально-экономической основы региона, воссоздание современной социальной и производственной инфраструктуры осуществляются в рамках особого Карабахского экономического района.

HAJINSKAYA, N.S.

KARABAKH ECONOMIC REGION IN THE CONTEXT OF MILITARY CONFRONTATION BETWEEN AZERBAIJAN AND ARMENIA 1988-2023 (BASED ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF AGDAM)

Key words: Armenian-Azerbaijani conflict, Karabakh, Agdam, "Caucasian Hiroshima", Karabakh economic region, economic revival.

Using the example of the city of Agdam, the article examines the economic consequences of the Armenian-Azerbaijani conflict of 1988-2023, as well as issues of the restoration of Karabakh. The reasons that led to the confrontation, which wrote a tragic page in the history of the late 20th and early 21st centuries, are analyzed. It is noted that during the noted period of occupation, significant national and cultural values were looted and destroyed in the territory of Karabakh. Azerbaijani lands suffered severe material and environmental damage. After the War of Liberation, which resulted in the liberation of the ancestral lands of Azerbaijan, large-scale work began to restore peaceful life and the economy of the Karabakh region, as well as the return of indigenous people to their native places. The comprehensive development of the socio-economic basis of the region, the reconstruction of modern social and industrial infrastructure are carried out within the framework of the special Karabakh economic region.

Армяно-азербайджанский конфликт вошел в историю XX - начала XXI вв. как один из самых трагических конфликтов, последствия которого серьезно отразились на судьбах двух народов. Начавшись в конце 80-х гг. XX столетия открытыми территориальными притязаниями Армении на исторические азербайджанские земли, провокациями на этнической почве и террористическими актами, этот конфликт привел к многолетнему противостоянию и, в итоге, к военной агрессии против Азербайджана.

Обратимся к далекому 1985 году, принесшему в жизнь советского общества кардинальные перемены. Выдвинутая руководителем советского государства М. Горбачёвым «перестройка» создала благоприятную почву для территориальных притязаний Армении на Нагорный Карабах. Являясь неотъемлемой составной частью Азербайджана, Нагорный Карабах был одним из древнейших населённых пунктов, центров культурной и общественной жизни республики. Но в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.