Научная статья на тему '"МЫ ПИОНЕРЫ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ. НАС - МИЛЛИОНЫ..." К СТОЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР'

"МЫ ПИОНЕРЫ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ. НАС - МИЛЛИОНЫ..." К СТОЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА / СКАУТИЗМ / Н. К. КРУПСКАЯ / И. Н. ЖУКОВ / М. П. СТРЕМЯКОВ / Н. П. ЧАПЛИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

Проблема исследования истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, в течение длительного времени (1922-1991) игравшей важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения в СССР, представляет актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане изучения славного прошлого нашей страны в целом и пионерской организации в частности, восстановления исторической справедливости в отношении ряда видных педагогов прошлого, использования накопленного советскими педагогами-практиками опыта при организации работы с подрастающим поколением в наши дни. В то же время, в отечественной историко-педагогической науке в последние три десятилетия отсутствуют какие бы то ни было материалы, касающиеся теории и практики работы пионерской организации, ее истории и перспектив использования опыта ее работы в современных условиях. Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности. Материалы и методы. Методы исследования - анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценного содержания в структуре характеризуемых фактов и явлений. Результаты. Приводятся значимые, и, в то же время, малоизвестные факты из истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Даются примеры из истории пионерской организации в Вятской губернии (Кировской области). Показана связь пионерской организации со скаутскими организациями на раннем этапе развития. Охарактеризована идеологическая направленность пионерского движения, раскрывается содержание основных направлений ее деятельности и значение в воспитании подрастающего поколения в СССР. Раскрыты достижения и положительные стороны пионерского движения, а также причины, которые привели к его ликвидации. Обсуждение. Приведенные фактические данные показывают, что становление и развитие пионерского движения сталкивалось с рядом проблем, среди которых бюрократизм и формализм, введение в жизнь школы дублирующей организации в форме ученического комитета и т. д. Заключение. Делается вывод о необходимости использования опыта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в работе ныне существующих детских организаций воспитательной направленности. Статья написана в связи со столетней годовщиной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WE ARE PIONEERS OF THE SOVIET COUNTRY. THERE ARE MILLIONS OF US" TO THE CENTENARY OF THE PIONEER ORGANIZATION IN THE USSR

The problem of studying the history of the All-Union Pioneer Organization (AUPO) named after V. I. Lenin, which for a long time (1922-1991) played an important role in educating the younger generation in the USSR, is of relevance, theoretical interest and practical value for modern Russian teachers in terms of a deeper study of the past of our country as a whole, and the pioneer organization, in particular, in order to restore historical justice to a number of prominent teachers of the past, finally, in the interests of using the experience accumulated by Soviet teachers of previous generations in organizing work with the younger generation today. In the Russian historical and pedagogical science in the last three decades, there have been no materials concerning the theory and practice of the work of the pioneer organization, its history and prospects for using the experience of its work in modern conditions. The purpose is to study the circumstances of the occurrence and characterization of the most important events in the history of the AUPO, to show the value content of its activities. Materials and methods - analysis of historical, pedagogical, methodological and fiction literature on the subject of research, biographical and historical methods, axiological approach in revealing the value content of the facts and phenomena characterized. Results. The article presents significant and, at the same time, little-known facts of the history of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin. Examples from the history of the pioneer organization in Vyatka province (Kirov region) are given. Connection of the pioneer organization with scout organizations at an early stage of development is shown. The ideological orientation of the pioneer movement is characterized, the content of the main directions of its activity and its importance in the upbringing of the younger generation in the USSR are revealed. The achievements and positive aspects of the pioneer movement are revealed, as well as the reasons that led to its liquidation. Discussion . The given factual data show that the formation and development of the pioneer movement faced a number of problems, including bureaucracy and formalism, the introduction of a duplicate organization in the form of a student committee into the life of the school, etc. In conclusion is said that it′s necessary to use the experience of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin in the work of existing children's educational organizations. The article was written in connection with the centennial anniversary of the organization.

Текст научной работы на тему «"МЫ ПИОНЕРЫ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ. НАС - МИЛЛИОНЫ..." К СТОЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 371

Помелов В. Б.

«МЫ ПИОНЕРЫ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ. НАС - МИЛЛИОНЫ...»

К СТОЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР

Аннотация. Введение. Проблема исследования истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, в течение длительного времени (19221991) игравшей важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения в СССР, представляет актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане изучения славного прошлого нашей страны в целом и пионерской организации в частности, восстановления исторической справедливости в отношении ряда видных педагогов прошлого, использования накопленного советскими педагогами-практиками опыта при организации работы с подрастающим поколением в наши дни. В то же время, в отечественной историко-педагогической науке в последние три десятилетия отсутствуют какие бы то ни было материалы, касающиеся теории и практики работы пионерской организации, ее истории и перспектив использования опыта ее работы в современных условиях. Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности. Материалы и методы. Методы исследования - анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценного содержания в структуре характеризуемых фактов и явлений. Результаты. Приводятся значимые, и, в то же время, малоизвестные факты из истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Даются примеры из истории пионерской организации в Вятской губернии (Кировской области). Показана связь пионерской организации со скаутскими организациями на раннем этапе развития. Охарактеризована идеологическая направленность пионерского движения, раскрывается содержание основных направлений ее деятельности и значение в воспитании подрастающего поколения в СССР. Раскрыты достижения и положительные стороны пионерского движения, а также причины, которые привели к его ликвидации. Обсуждение. Приведенные фактические данные показывают, что становление и развитие пионерского движения сталкивалось с рядом проблем, среди которых бюрократизм и формализм, введение в жизнь школы дублирующей организации в

форме ученического комитета и т. д. Заключение. Делается вывод о необходимости использования опыта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в работе ныне существующих детских организаций воспитательной направленности. Статья написана в связи со столетней годовщиной организации.

Ключевые слова: Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, скаутизм, Н. К. Крупская, И. Н. Жуков, М. П. Стремяков, Н. П. Чаплин.

Pomelov V. B.

"WE ARE PIONEERS OF THE SOVIET COUNTRY.

THERE ARE MILLIONS OF US" TO THE CENTENARY OF THE PIONEER ORGANIZATION IN THE USSR

Abstract. The problem of studying the history of the All-Union Pioneer Organization (AUPO) named after V. I. Lenin, which for a long time (1922-1991) played an important role in educating the younger generation in the USSR, is of relevance, theoretical interest and practical value for modern Russian teachers in terms of a deeper study of the past of our country as a whole, and the pioneer organization, in particular, in order to restore historical justice to a number of prominent teachers of the past, finally, in the interests of using the experience accumulated by Soviet teachers of previous generations in organizing work with the younger generation today. In the Russian historical and pedagogical science in the last three decades, there have been no materials concerning the theory and practice of the work of the pioneer organization, its history and prospects for using the experience of its work in modern conditions. The purpose is to study the circumstances of the occurrence and characterization of the most important events in the history of the AUPO, to show the value content of its activities. Materials and methods - analysis of historical, pedagogical, methodological and fiction literature on the subject of research, biographical and historical methods, axiolog-ical approach in revealing the value content of the facts and phenomena characterized. Results. The article presents significant and, at the same time, little-known facts of the history of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin. Examples from the history of the pioneer organization in Vyatka province (Kirov region) are given. Connection of the pioneer organization with scout organizations at an early stage of development is shown. The ideological orientation of the pioneer movement is characterized, the content of the main directions of its activity and its importance in the upbringing of the younger generation in the USSR are revealed. The achievements and positive aspects of the pioneer movement are revealed, as well as the reasons that led to its liquidation. Discussion. The given factual data show that the formation and development of the pioneer movement faced a number of problems, including bureaucracy and formalism, the introduction of a duplicate organization in the form of a student committee into the life of the school, etc. In conclusion is said that it's necessary to use the experience of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin in the work of existing children's educational organizations. The article was written in connection with the centennial anniversary of the organization.

Keywords: All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin, scouting, N. K. Krupskaya, I. N. Zhukov, M. P. Stremyakov, N. P. Chaplin.

Введение. Всесоюзная пионерская организация (далее - ВПО) имени В. И. Ленина в течение длительного времени (1922-1991) играла важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения в СССР. Поэтому история ее функционирования, представляет несомненную актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане значительно более глубокого изучения прошлого нашей страны в целом, и деятельности пионерской организации. Изучение генезиса ВПО необходимо с целью восстановления исторической справедливости в отношении ряда видных педагогов прошлого. Это также может быть полезно для использования накопленного советскими учителями предшествующих поколений опыта при организации работы с подрастающим поколением уже в наши дни. Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности.

Материалы и методы: анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценностного содержания характеризуемых фактов и явлений.

Результаты. В 2022 г. исполняется 100 лет со времени основания пионерской организации в нашей стране. Теперь, когда эта некогда

важнейшая воспитательная структура отечественного образования фактически стала частью отечественной истории, важно напомнить современному российскому педагогу о наиболее существенных вехах развития пионерского движения в СССР, вспомнить его руководителей, привести ряд важных фактов, свидетельствующих о значимости «красногал-стучного» объединения детей и подростков в истории нашей страны.

Истоки пионерского движения лежат в российском скаутском движении. Нередко первыми организаторами пионерского движения становились видные в недалеком прошлом так называемые скаут-мастера. Они привнесли, что вполне естественно, в деятельность первых пионерских отрядов традиции, методы и формы работы скаутизма. В то же время, идеологические установки скаутизма и пионерии были диаметрально противоположными. До 1917 г. скаутами становились, почти исключительно, учащиеся гимназий и других привилегированных учебных заведений царской России, куда принимались отпрыски «лучших» сословий. В условиях гражданской войны (19181922) многие скауты проявили себя патриотично. Вот только само понимание патриотизма проявлялось у них совершенно по-разному. Одни скауты занимали открыто антисоветскую позицию. Другие сотрудничали с советской властью: помогали разыскивать беспризорных детей, участвовали в организации отрядов

«детской милиции», оказывали другую посильную помощь властям.

Наиболее видным выразителем просоветской позиции был бывший секретарь общества «Русский скаут», а впоследствии скаутский лидер Дальневосточной республики Иннокентий Николаевич Жуков (1875-1948), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на принципах труда, игры, любви друг к другу и всему миру. Он выступал за тесное сотрудничество скаутизма с комсомолом. После Октября 1917 г. Жуков стремился к тому, чтобы внедрять наиболее подходящие, или хотя бы приемлемые элементы скаутской идеологии в практику работы нового, коммунистического движения, которое еще только предстояло создать [Помелов, 2018, с. 342]. Некоторое время существовало детское движение под названием «юкизм» (юк-ска-уты, т. е. есть «юные коммунисты -скауты»), пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «юк-скаутов» принадлежала большевистскому функционеру В. М. Ве-личкиной (1868-1918). Причем она была педагогом на общественных началах, а по профессии - врачом; среди ее пациентов был сам Ленин, а мужем - соратник В. И. Ленина Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873-1955).

К сожалению, Вера Михайловна слишком рано умерла от «испанки», заразившись от больной, которую сама и лечила. В итоге, движение юков лишилось своего идеолога

и предводителя, и не получило дальнейшего развития, хотя по инерции, еще существовало некоторое время.

В первые годы Советской власти в школах вводилось ученическое самоуправление, учреждался старо-стат, создавались кружки, оркестры, отряды юков, - предшественников пионерской организации. Будущий доктор педагогических наук, профессор и академик Академии педагогических наук СССР Эле Исаевич Мо-носзон (1908-1987) был в начале 1920-х гг. учащимся младших классов одной из школ г. Вятки. Как вспоминал он в беседе с автором данной статьи, всем детям в классе, и ему в том числе, нравилось, что им вручили зеленые свитеры, - знак отличия для юка, как защитника леса и природы. Работа в отряде юков, вспоминал Моносзон, приносила детям огромное удовлетворение. Они ходили в походы, проводили продолжительные игры на местности, жгли костры, пели песни, словом, занимались тем, что было им интересно [По-мелов, 2019, с. 83]. По окончании школы Эле Моносзон стал студентом Вятского государственного педагогического института имени В. И. Ленина и на практике применил полученные в пионерские годы умения и навыки организации детской жизни на коммунистических началах.

В начале 1920-х гг. в руководящих коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания детской коммунистической организации. В конце ноября 1921 года Н. К. Крупская несколько раз и перед различными аудиториями выступила с докладом «О бойска-

утизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм») [Крупская, 1922], в котором она предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, - скаутскую по форме, но коммунистическую по содержанию [Крупская, 1978]. К этой теме она возвращалась неоднократно [Крупская, 1980]. Коммунистический союз молодежи видел в скаутизме своего естественного идеологического соперника и конкурента в борьбе за умы и души детей, поэтому еще на 2-м съезде РКСМ (5-8.10.1919) было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Руководители комсомола крайне негативно относились к скаутизму, и поэтому восприняли идею Н. К. Крупской настороженно, хотя она и была высказана супругой самого Ленина. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29.11.1921) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодежи и детей» в конце 1921 г. была все-таки учреждена специальная комиссия с целью разработки программы деятельности будущей детской организации.

И. Н. Жуков представил в комиссию детальный доклад. Именно он предложил для обозначения членов будущей организации слово «пионеры», заимствованное из практики пионеринга (pioneering) канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона (1860-1946). Э. Сетон-Томпсон разработал воспитательную систему «пионеринг», включавшую в себя разнообразные игры детей и их достаточно длительное нахождение на

природе, в лесу. Он назвал ее так в честь романа «Пионеры» знаменитого американского писателя-романтика Джеймса Фенимора Купера (1789-1851), рассказывающего о жизни первых европейских поселенцев в Северной Америке. Пионеринг дословно означает первопроходче-ство, выживание среди дикой природы, маскировку, тактические игры, походы, строительство переправ и навесов и т. п.

И. Н. Жуков предложил для будущего «советского пионеринга» несколько видоизмененную скаутскую символику. Например, красный галстук вместо зеленого, который использовали «юковцы», и белую блузу, вместо зеленой юковской. Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира от гнета капиталистов и помещиков, и скаутский же ответ на него, - «Всегда готов!».

От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, игры на местности, сборы у костра, элементы романтики, символика. Например, три лепестка лилии скаутского значка решением V съезда РКСМ (11-19.10.1922) заменили в пионерском значке изображением красного знамени, мавзолея Ленина и салютующего пионера.

В 1930-е гг. значком пионеров стал знак-зажим на галстуке [Зебзе-ева, 1978, с. 21]. Пионерский галстук закреплялся специальным металлическим зажимом, на котором были

изображены три символических языка пламени [Блынская, 1983, с. 28]. Во время войны, по существу с целью экономии металла, было решено зажимы отменить, а галстук завязывать узлом [Лиханов, 1995, 910].

После Великой Отечественной войны появился пионерский значок в виде красной звезды с тремя языками пламени и надписью: «Всегда готов!», который носился отдельно от галстука, как это и было изначально, в 1920-е гг. [Зебзеева, 1978, с. 4142]. Пионерский галстук сначала представлял собой завязанную на шее красную четырехугольную косынку. Позднее галстук стал треугольным. Его концы стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов, а узел символизировал неразрывное единство этих поколений. Красный галстук появился даже несколько раньше, чем первые пионерские отряды. На первомайских демонстрациях в 19181922 гг. в руках рабочих были красные флаги, а дети украшали себя красными бантами и косынками.

10 декабря 1921 г. бюро ЦК приняло решение о готовности начать конкретную организационную работу по учреждению детской организации, и начались поиски конкретных форм работы. 2 февраля 1 922 г. бюро разослало комсомольским организациям циркулярное письмо о необходимости создания организованных коммунистических детских групп при комсомольских ячейках.

Уже спустя два дня Московский комитет РКСМ поручил бывшему скаутмастеру, - а в будущем

знаменитому советскому дипломату Валериану Александровичу Зорину (1902-1986), - организовать детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала в Замоскворечье. 12 февраля - дата организации первого детского коммунистического отряда, который был назван вполне по-скаутски, - «Юные разведчики», и, кстати, вскоре распался. Тогда Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук». Название многих вновь создаваемых детских групп, - «Юные разведчики», - сохранялось вплоть до октября 1922 г.

13 февраля 1922 г., другой бывший скаутмастер и член РКСМ Михаил Петрович Стремяков (19031950), организовал отряд «Юные пионеры» в школе фабрично-заводского ученичества имени Н. А. Бор-щевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне [7, с. 108]. Именно эта группа обычно считается первым пионерским отрядом. При этой же типографии Стремяков в апреле 1922 г. начал издавать пионерский журнал «Барабан», а в 1925 г. стал первым редактором газеты «Пионерская правда». Эти периодические издания заключали в себе огромную организующую силу.

Гимном пионерской организации стала песня «Марш юных пионеров», написанная в 1922 г. (стихи А. А. Жарова, музыка С. Ф. Кайдан-Дёшкина).

2 марта 1922 г. при ЦК РКСМ, под руководством идеолога пионерского движения Оскара Сергеевича Тарханова (1901-1938) было создано «временное бюро по детскому движению». Перед ним была поставлена

задача разработать устав будущей детской коммунистической организации. Этот документ в форме резолюции был представлен на 2-й Всероссийской конференции РКСМ, проходившей 16-19 мая 1922 г.

В многочисленных публикациях можно встретить утверждение о том, что на этой конференции была учреждена пионерская организация, и что именно в этот день «родилась» советская пионерия. В действительности 19 мая на конференции была лишь принята указанная резолюция, автором которой был Тарханов. В ней, в частности, указывалось: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Само понятие «19 мая - день рождения пионерии» утвердилось позднее, и, в общем-то, стихийно, в силу возникшей потребности как-то отмечать конкретный день возникновения пионерской организации. Другое дело, что указанная резолюция фактически положила начало созданию единого в рамках всей страны детского коммунистического движения.

В июне 1922 г. ЦК РКСМ посчитал, что Временное бюро по детскому движению выполнило возложенные на него задачи. 21 июня было учреждено Бюро по работе среди де-

тей при ЦК РКСМ; его председателем был назначен Николай Павлович Чаплин (1902-1938). Он выполнял свои обязанности около трех месяцев. 14 сентября 1922 года этот орган получил двойное название: Центральное бюро детских групп при ЦК РКСМ - Главквартира юных пионеров. Он состоял из семи человек. Председателем был О. С. Тарханов, членами бюро стали Н. К. Крупская, в качестве «наблюдателя» от большевистской партии, и нарком просвещения А. В. Луначарский, как «наблюдатель» от правительства, а также И. Н. Жуков и три бывших скаутма-стера. В 1922-1923 гг. появляются пионерские отряды во многих городах и селах, а само слово «пионер» получает широкое распространение.

4 сентября 1923 г. руководящий орган пионердвижения получает новое название, - Центральное бюро юных пионеров при ЦК РКСМ, а его руководителем становится Василий Филиппович Васютин (его другая фамилия - Филюшкин) (1900-1979). 3 июня 1924 г. его сменяет Елизавета Михайловна Теремякина (1900-?). С 3 марта 1926 г. эту должность занимала Ольга Ивановна Максина (1903-1938).

Должность четырех следующих руководителей пионерии называлась следующим образом, - председатель Центрального бюро детской коммунистической организации при ЦК ВЛКСМ. Это Сергей Александрович Салтанов (1904-1937) (с июля 1927 г. по май 1928 г.), Анна Алексеевна Северьянова (1908-1969) (с 17 мая 1928 г. по 16 января 1931 г.), Татьяна Васильевна Андреева (Алексеева) (26 января по 13 декабря 1931

г.), Валентин Васильевич Золотухин (1907-1976) (в 1931-1935 гг.).

Должности трех последующих руководителей пионерии именовались так, - зав. отделом пионеров ЦК ВЛКСМ. Это Василий Антонович Мускин (1908-1938) (с 5 апреля 1935 г. по 5 мая 1937 г.), Федор Павлович Козодеров (с мая по август 1937 г.), Евдокия Петровна Волкова (с августа 1937 г. по июнь 1939 г.).

Далее в структуре комсомола была выделена должность секретаря ЦК по работе среди школьной молодежи и пионеров, и ее занимали: Николай Николаевич Романов (19131993) (с 31.08.1939 г. по 21.11.1947 г.), Тамара Ивановна Ершова (19201959) (с 1947 по 1952 гг.), Зоя Петровна Туманова (1922-2000) (с 1952 по 1958 гг.).

Должность всех последующих руководителей именовалась как председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина при ЦК ВЛКСМ. Назовем их поименно: Любовь Кузьминична Балясная (1927-2021) (в 1958-1964 гг.), Роза Алексеевна Курбатова (1928-2021) (в 1964-1966 гг.), Тамара Алексеевна Куценко (19342019) (в 1966-1971 гг.), Алевтина Васильевна Федулова (род. 1940) (1971-1983), Людмила Ивановна Швецова (1949-2014) (в 1983-1986 гг.), Игорь Николаевич Никитин (род. 1951) (в 1986-1990 гг.), Елена Евгеньевна Чепурных (род. 1955) (в 1990-1991 гг.).

В литературе по истории пионерского движения, издававшейся в советский период, даже в наиболее полных изданиях, неизменно молчанием обходился вопрос о том, кто

конкретно его возглавлял в первые десятилетия. Так, в учебном пособии для студентов пединститутов «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе» ни разу не упоминается ни один комсомольский или пионерский вожак [Теория и методика, 1982]. Более того, даже в учебном пособии для студентов пединститутов по истории (!) пионерской организации из довоенных пионерских вожаков лишь один раз мельком называется М. П. Стремяков [История ВЛКСМ, 1983, с. 108]. Объяснение этому очень простое и печальное: почти все руководители пионерии, а также и комсомола, первых двух десятилетий были расстреляны в конце 1930-х гг. (Чаплин, Салтанов, Максина, Тарханов, Мускин и др.), или подверглись другим незаконным репрессиям (Стремяков, Теремякина и др.). Это, кстати, видно и по приведенным выше датам жизни многих из них. У некоторых из вышеприведенных пионерских вожаков даже не удалось установить даты жизни.

В то же время, некоторые руководители пионерии довоенных лет в дальнейшем сделали завидную карьеру. Это, например, прославленный военачальник, генерал-лейтенант В. В. Золотухин. А. А. Северьянова стала директором знаменитого предприятия «Трехгорная мануфактура». Н. Н. Романов длительное время руководил всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту, был зам. министра здравоохранения СССР. Именно он возглавлял советскую делегацию на первых для советских спортсменов Олимпийских играх (1952, 1956), был автором не-

скольких книг мемуарного характера, главным образом, об истории советского спортивного движения.

Пионерские нововведения далеко не сразу принимались отдаленными от столицы деревнями и селами. В различных концах страны стали стремительно создаваться свои детские организации. В их создании активное участие принимали комсомольцы и члены коммунистической партии. Многие считали, что у детей тоже должна быть своего рода партия, поэтому нередко эти организации так и назывались, - партии. Молодой журналист Николай Владимирович Богданов (1906-1989) был одним из таких организаторов детского коммунистического движения. Более того, он описал сам процесс создания детских организаций в своих книгах, таких как «О смелых и умелых», «Один из первых», «Когда я был вожатым». Особенно интересна многократно переиздававшаяся повесть «Партия свободных ребят» [Богданов, 1963].

В Вятской губернии, как и повсюду в стране, также создавались первые коммунистические отряды детей, работавшие под руководством местных коммунистов и комсомольцев. В г. Яранске Вятской губернии в 1920 г. ребята 11-14 лет объединились в коммунистическую группу, которой руководили Семен Снетков и Николай Горев. Комсомольцы города Нолинска Вятской губернии организовали детский клуб под названием «Цветы коммунизма».

Пионерские традиции рождались прямо в живой деятельности «детских партий». Так, например, при вступлении в члены «партии»

дети давали такие клятвы: «Пусть мне отца-мать не видать, если я задумаю партию предать», «Пусть обращусь я в лягушку, в ящерку, в поганую змею, если я партии изменю» [Богданов, 1963, с. 23]. В 1920-1950-е гг. в жизни пионеров бытовали такие обычаи и модели поведения, которые пионерам 1960-1980-х гг. уже не были известны. Так, писатель Николай Вознюк вспоминал свое детство, которое прошло в Хабаровском крае: «В 1929 г. у нас создали пионерский отряд. Мы все дружно повязали красные галстуки и твердо знали, что если кто-то схватит за него и скажет: «Ответь за галстук!», то нужно ответить: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь! Она и так пролита! (как вариант, - «Она и так горяча!»). Ведь столько лет без Ильича!» [Вознюк, 1968, с. 28]. Краевед В. Н. Иовлева вспоминала: «В городе Шадринске в первые послевоенные годы можно было, схватив пионера за значок, потребовать: «Ответь за значок!». И пионер должен был «выпалить»: «Пять поленьев, три костра, серп и молот, и звезда!» [Иовлева, 1985, с. 33].

5-й Всероссийский съезд РКСМ (11-19.10.1922), постановил объединить все пионерские (коммунистические) отряды, организованные в разных городах и селах, в единую детскую коммунистическую организацию под названием «Юные пионеры имени Спартака». 23 августа 1923 г. было создано Центральное бюро юных пионеров на правах отдела ЦК РКСМ. 28 августа 1923 г. постановлением Бюро ЦК РКСМ утверждено «Организационное положение

детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака».

23 января 1924 г., сразу после кончины В. И. Ленина, экстренный Пленум ЦК РКСМ принял постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина». 18 июля 1924 г. резолюцией VI Всесоюзного съезда РЛКСМ «Об организационном строительстве детских коммунистических групп» было утверждено название «Детская коммунистическая организация юных пионеров имени Ленина». Официальное название, - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до 1990-го года), - пионерская организация получила 13 декабря 1957 г., когда Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило «Положение о Центральном совете Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина». 11 сентября 1958 г. было опубликовано положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений и ТОЗов (товариществ по совместной обработке земли», - прообразах будущих колхозов). Они участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

В один из летних дней 1922 г. у села Талица, на берегу реки Вятка прошел первый пионерский сбор местных пионеров. Первым вятским вожатым стал коммунист Александр Волков, впоследствии отдавший

свою жизнь в годы Великой Отечественной войны. Здесь же, в Талице в 1923 г. был открыт первый в Вятской губернии пионерский лагерь. В нем отдыхали около 100 детей.

В дальнейшем практически каждый советский школьник хотя бы раз провел лето в пионерском лагере, - загородном и городском, при школе. Так, в 1970 г. в Кировской области в более чем ста загородных пионерских лагерях отдыхали 42950 школьников [Пионерская летопись, 1972, с. 158]. Вожатыми в них работали учителя, санинструкторы, студенты пединститутов и училищ, а также рабочие-производственники, проявлявшие интерес к этому занятию.

В июне 1952 г. в колхозе «Ви-чевский» Вожгальского (ныне Ку-менский) района, на берегу реки Быстрица, открылся первый в Кировской области колхозный пионерский лагерь. Его первым начальником стала секретарь комсомольской организации колхоза Анастасия Санни-кова, а вожатой - Алевтина Скоморо-хова. Уже в следующем году пионерских лагерей в области было восемь, а в 1961 г. - более 160 [Пионерская летопись, 1982, с. 120].

Среди самых первых вятских пионеров были Миля Чашникова (Штина), в будущем известный ученый-микробиолог; Леня Дьяконов, ставший детским писателем; будущие педагоги Соня Моносзон, Дима Ивановский, Горя Богданов и др. Видную роль в организации пионерской организации на Вятке играли Александр Фишер, Василий Шляков, Владимир Симсон и др.

В 1923 г. в школах стали создаваться так называемые форпосты или базы. Это были объединения пионеров, которые базировались в школе независимо от места жительства детей. Инициаторами их создания были, как правило, сами дети и вожатые, а не учителя. В 1986 г. режиссером Геннадием Полокой по произведениям писателя Михаила Гавриловича Огнева (Розанова) был поставлен художественный фильм «Я - вожатый форпоста», в котором с высокой степенью убедительности отражена атмосфера тех лет.

В середине 1920-х гг. количество пионеров даже в городе составляло лишь 15% от всех детей пионерского возраста, а в деревне всего 3%. В 1923 г. в ней насчитывалось до 75 тыс. пионеров.

В 1924 г. их количество составляло 200 тысяч, в 1926 г. - уже 1 миллион 586 тысяч, а в 1931 г. уже более 4 миллионов. Уже к середине 1930-х гг. пионерская организация охватывала практически всех подростков 10-14 летнего возраста, и эта тенденция сохранялась все последующие десятилетия: 1941 г. - 13.6, 1945 г. -7.2, 1952 г. - 19.1, 1962 г. - 18.5, 1973 г. - 23.5 миллионов [Славный путь, 1978, с. 194]. В 1982 г. насчитывалось 18900000 пионеров, а в 1987 г. - 20 миллионов пионеров. Их количество фактически просто совпадало с количеством школьников соответствующего возраста.

Повышение уровня работы пионерской организации всегда было предметом особой заботы и прямой обязанностью комсомола. Содержание и формы работы далеко не всегда

удовлетворяли детей. Сказывался отрыв пионерской организации от школы, увлечение «барабанома-нией», культурничеством; имела место перегрузка пионеров общественными поручениями. Так, уже упоминавшийся Э. И. Моносзон вспоминал, как зимой 1924 г. он в составе группы ребят во главе со слушателем губернской советско-партийной школы С. И. Панковым отправились в подшефное вятское село Бобино, чтобы принять участие в торжественном обряде «октябрин». У тамошнего милиционера родился сын, и вместо крещения в церкви в сельском клубе проходила церемония «октябрин». Выступавшие пожелали новорожденному счастья, и по общему согласию нарекли младенца Рэмом (революция - электрификация - мир) [По-мелов, 1993, с. 57].

Бывший пионер Моносзон в беседе с автором данной статьи в свое время вспоминал этот эпизод с ностальгией и умилением. Однако такого рода мероприятия вполне успешно могли бы проходить и без участия пионеров, которые отвлекались от своей главной и непосредственной обязанности, - добросовестно учиться. Но учителей и школьников постоянно привлекали для выполнения общественной работы, особенно при подготовке к выборам, переписям населения, выявления количества живности в крестьянских дворах и т. п. Как вспоминали бывшие пионеры 1920-1930-х гг., их больше всего увлекали конкретные, практические дела. Особенно ярко проявлялся у них интерес к новой технике, электрификации, к достижениям современного производства. В

то же время, пионерские кадры, состоявшие, в основном, из бывших красноармейцев, как правило, не имели какой-либо профессиональной, например, педагогической или технической, подготовки. Одних рассказов о героическом прошлом Красной армии, которыми нередко заполнялись мероприятия, было слишком мало. Многие из этих педагогов-энтузиастов в силу недостатка образования слабо учитывали интересы и возрастные особенности детей при определении содержания и форм пионерской работы.

Вот почему для пионерских работников в Москве открылись постоянно действовавшие Центральные курсы пионерского движения; аналоги этих курсов работали в губернских и уездных городах. Регулярно проводились конференции и экскурсии в Москву и Ленинград, сопровождавшиеся познавательными экскурсиями, обменом опытом с передовыми пионерскими коллективами. Центральный и региональные кабинеты пионерского движения массовыми тиражами выпускали методическую литературу в помощь пионервожатым. В 1928 г. в Академии коммунистического воспитания появилось отделение детского коммунистического движения, готовившее вожатых-профессионалов. В 1929 г. в Москве был открыт Центральный дом детского коммунистического движения; это был, по существу, первый Дом пионеров. Комсомольские и пионерские организации искали наиболее эффективные формы работы с детьми. Получил широкое распространение метод проектно-

трудовых заданий. Постепенно создавалась система работы с пионерами с учетом интересов и способностей возрастных групп юных ленинцев; был определен «круг знаний и навыков» для каждой возрастной группы пионеров. Появилось такое понятие как «мероприятия по возрастным ступеням» [Славный путь, 1978, с. 194].

Партия поддерживала курс комсомола на углубление содержания пионерской работы, на более активное вовлечение пионеров к посильному участию в социалистическом строительстве. 25 июня 1928 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения», в котором наметил развернутую программу улучшения работы пионерской организации. В постановлении подчеркивалась необходимость повышения ее роли в деле формирования у детей навыков самодеятельности, самодисциплины и коллективизма. Было выдвинуто требование выдвигать «посильные и интересующие детей общественно полезные задачи» [Наследникам революции, 1969, с. 229].

Пионеры принимали активное участие в борьбе за ликвидацию неграмотности и детской безнадзорности; работали помощниками воспитателей в тогда только что создававшихся первых детских садах. Они участвовали в общественно-политических кампаниях (выборы, перепись населения, громкая читка для неграмотных, устройство изб-читален в деревнях). Большое внимание придавалось участию пионеров в антирелигиозных мероприятиях.

В 1920-1930-е гг. пионерская организация уделяла большое внимание военно-патриотической работе, организовывала массовые военные игры (с 1924 г.) и походы (с 1927 г.), всесоюзные соревнования пионеров и школьников за лучшее овладение оборонными знаниями. В послевоенные годы получили распространение военизированные игры «Зарница» и «Орленок».

Своего рода уставом, регламентирующим деятельность пионеров, были так называемые Законы юных пионеров. (Их еще называли Правилами). Впервые они появились в 1922 г. В них указывалось, что юный пионер верен рабочему классу; он честен, скромен, правдив и не ленив; он друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу; исполнителен, трудолюбив, весел и никогда не падает духом; бережлив и уважает общеполезный труд.

В редакции законов образца 1 967 г. чувствуется значительное усиление идеологической составляющей. Вот как они выглядели: «Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер - товарищ и вожак октябрят. Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран».

Наконец, в 1986 г. были введены новые законы. Приведем их полностью. «Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится

для блага Родины, готовится стать её защитником. Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят. Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет. Пионер - надежный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести». Правила печатались на оборотной стороне обложки школьных тетрадей.

Помимо «официальных» законов, существовали и другие правила, которые также разрабатывались Центральным бюро юных пионеров и публиковались в пионерских изданиях, а иногда создавались и на местах. Так, в 1928 г. руководящий орган пионерии издал такие санитарно-гигиенические указания: «Не бери в рот, что побывало во рту у другого. При кашле закрывай рот рукой. Не доедай чужих объедков. Не пей из ключа или ручья, припавши ртом к воде. Мой руки перед едой и после уборной. Не плюй на пол и не бросай на него объедки и очистки. Не ешь невымытых овощей. Наблюдай, чтобы в постели не заводились насекомые. Если есть возможность, то уноси с собой в школу какую-нибудь запасную обувь. В школе ты ее переоденешь; будет в классах меньше грязи и пыли. Не рассказывай младшим товарищам никаких страшных сказок, историй и происшествий».

Большие споры вызвал «закон», который гласил: «Пионер не подает руки для приветствия». В

журналах того времени был даже помещен снимок с названием «Пионер не хочет здороваться за руку с председателем совета народных комиссаров СССР и РСФСР Алексеем Ивановичем Рыковым». При этом давалось такое пояснение: «Для приветствия есть салют пионеров, а через рукопожатие можно передать заболевания». Спустя сто лет эта здравая идея приобретает особую актуальность!

Наконец, отметим еще один бытовавший тогда пионерский «закон»: «Пионер не играет в футбол». На первый взгляд это кажется абсурдом в стране, которая в те годы была буквально помешана на физкультуре, а всеобщая военно-спортивная подготовка была делом первостепенной государственной важности. В 1931 г. в стране был введен первый комплекс «Готов к труду и обороне», обязывавший всех, и, прежде всего, разумеется, детей и молодежь, регулярно и с полной отдачей заниматься физкультурой и спортом. Иначе получить значок ГТО было просто невозможно, тем более что нормативы первого комплекса были едины для всех. Это объяснялось тем, что потенциальный враг не станет делать поблажки для стариков, женщин и детей [Помелов, 2018, с. 50].

Но при чем здесь футбол? «Всеобщий календарь Российского общества Красного Креста» в 1925 г. писал по поводу футбола следующее: «Эта игра вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа,

что очень вредно. Высший совет физической культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет». Деятели Пролеткульта также считали, что эта игра является изобретением английской буржуазии, учит советскую молодежь обману. Принятый в футболе прием под названием финт является обманом, а, следовательно, он отрицательно влияет на советские качества пионера, занимающегося этим видом спорта.

Большое внимание уделялось обычаям и привычкам пионера. Назовем некоторые: «Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»; «Пионеры стелят постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и руки и помнят, что зубы - друзья желудка»; «пионер - всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину»; «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы».

С 1929 г. пионерские организации существовали только при школах. Понятие форпост постепенно утратило свое значение. Вся школа, по существу, превратилась в пионерский форпост.

Все школьники соответствующего возраста были пионерами и составляли дружину во главе с председателем совета дружины. Каждый

класс был пионерским отрядом, который делился на два-три звена, в зависимости от количества учащихся. В школах имелась ставка вожатого, в обязанности которого входила организация пионерской работы. С одной стороны, вожатый подчинялся руководству школы, а с другой, - соответствующему секретарю районного комитета комсомола. Пионеры считались подшефными школьной комсомольской организации, и, в свою очередь, шефами октябрятских групп, которых они готовили к вступлению в ряды пионеров.

В августе 1929 г. в Москве состоялся первый всесоюзный слет юных ленинцев. Именно слет считался высшим органом руководства пионерской организацией. На массовом митинге, прошедшем на стадионе «Динамо», пионеры рапортовали стране о своих достижениях. В дни слета прошли финальные соревнования пионерской спартакиады, заключительный смотр художественной самодеятельности. В дальнейшем всесоюзные слеты проходили в 1962, 1969, 1970, 1972, 1974, 1976, 1981, 1987, 1990 гг. Первый слет показал, что пионерское движение становилось все более значительной общественной силой.

Испытания Великой Отечественной войны подтвердили, в том числе, и силу пионерского движения. Четыре пионера, - Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Порт-нова, - были удостоены звания Герой Советского Союза [19, с. 21]. Героизм советских пионеров был фактически массовым. Многие рвались на фронт. Ученик школы №2 13 г. Кирова Миша Трапицын в своем заявлении

на имя военкома писал: «Прошу меня зачислить в ряды Красной Армии. Я учусь в школе снайперов, умею метко стрелять. Я уверен, что моя рука и там, на фронте, не обманет меня и все пули пойдут туда, куда требует их посылать советский народ» [Пионерская летопись, 1972, с. 83].

Высокий патриотизм советских пионеров убедительно раскрыт, в частности, в многочисленных художественных фильмах, выходивших в годы войны и в первые послевоенные годы («Девочка ищет отца», «Отряд Трубачёва сражается» и др.), в книгах (Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский «Улица младшего сына», В. А. Катаев «Сын полка» и др.).

И все-таки главным направлением пионерской работы в годы войны было оказание помощи взрослым на трудовом фронте. Совсем маленькие дети становились к станку, и для того, чтобы быть в состоянии дотягиваться до рычагов управления, были вынуждены вставать на какую-нибудь подставку. Знаменитый в будущем спортсмен Лев Иванович Яшин (1929-1990) пришел на завод в 1943 г. Больше всех других своих наград он ценил заработанную в пионерском возрасте медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. [Галедин, 2018, с. 298].

Знаменитый отечественный психолог Е. А. Климов родился в 1930 г. в небольшом городке Вятские Поляны на юге Кировской области. В годы войны на местном машиностроительном заводе было произведено 2 миллиона пистолетов-пулеметов

Шпагина. ППШ был главным стрелковым оружием в Красной армии; всего было произведено 4 миллиона штук, причем половина из этого количества - в Вятских Полянах, и еще 500 тысяч единиц в областном центре Кирове! Недаром, сам Георгий Семенович Шпагин (1897-1952) всю войну трудился именно в Вятских Полянах. Как рассказывал автору этой статьи сам Евгений Александрович Климов, на завод он пришел в 12 лет, и каждый год все летние каникулы трудился на нем. По возрасту полагалось трудиться не более шести часов, но приходилось работать наравне с взрослыми, - по 12, а то и по 18 часов ежедневно и без выходных, которых в военные годы просто не было [Помелов, 2019, с. 125].

Еще до войны, в 1940 г. в школе № 2 г. Клин образовался первый тимуровский отряд, который поначалу состоял всего из шести пионеров. Именно в этом городе А. П. Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Любопытно, что сначала вышел фильм, в котором главную роль сыграл сын известного поэта Степана Щипачёва Ливий, и только после этого, на волне успеха фильма, Гайдар перенес кинематографические сцены на бумагу [Помелов, 2021, с. 335]. Сам А. П. Гайдар рассказывал, что своего рода тимуровскую организацию он создал еще в раннем детстве, в родном городе Арзамасе, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После опубликования повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства. Тимуровское

движение на десятилетия стало важным направлением пионерской работы.

Пионерская организация проводила крупные, нередко длившиеся в течение нескольких лет акции. Так, в 1947 г. всю страну охватило движение «Украсим Родину садами!». Пионеры под руководством учителей создавали пришкольные учебно-опытные участки, плодово-ягодные сады, цветники, «живые уголки». Всей стране были известны имена пионеров, добившихся высоких результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. Два пионера, -Турсунали Матказимов и Нателла Челебадзе - были удостоены звания Герой Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и Ордена Ленина, а Мамлакат Нахангова получила орден Ленина [Помелов, 2021, с. 134]. Причем Т. Матказимов в тот же год получил еще и второй Орден Ленина. Это был единственный случай такого рода за всю историю вручения государственных наград.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под руководством молодого учителя Василия Григорьевича Разумовского, будущего академика АПН СССР, пионеры Татауровской семилетней школы Нолинского района Кировской области в 1954 г. на протекавшем через село пруду построили гидроэлектростанцию. При этом они переместили сотни кубометров грунта, построили плотину, водоотвод и здание станции. Конечно, мощность станции была невелика, но она обеспечивала электричеством школу, которая раньше была вынуждена обходиться керосиновыми лампами [Помелов, 2018, с. 105]. Этому примеру последовали

педагоги и пионеры Ботылинской школы того же Нолинского района, а также Лальской, Верховинской и других вятских школ [Пионерская летопись, 1972, с. 114].

Трижды (1962, 1972 и 1982 гг.), к юбилейным пионерским датам в Кирове выпускалась книга «Пионерская летопись», повествовавшая о делах и заслугах областной пионерской организации. Большой вклад в ее издание вносили преподаватели кафедры педагогики местного пединститута Б. В. Леготин, И. И. Монос-зон, Л. И. Новикова, Т. Б. Храбри-кова, один из первых вожатых А. И. Фишер, председатель областной пионерской организации А. И. Двоеглазова, комсомольские работники Л. Д. Елькина, М. Г. Род-никова, Г. М. Токарева.

В послевоенные годы в школах страны получили распространение краеведческие экспедиции, походы по местам боевой славы. Проводились всесоюзные смотры и соревнования пионерских отрядов и дружин под девизами «Учиться жить и работать по-ленински!» (1959-1960), «Отряд - спутник семилетки» (19591962), «Пионеры - Родине!» (19601962), «Имя Ленина в сердце каждом! Верность партии делом докажем!» (1962-1964), «Сияйте, Ленинские звезды!» (1964-1967), «Заветам Ленина верны!» (1968-1970), всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!» (1970-1990). Пионерская организация была дважды награждена орденом Ленина (1962, 1972).

Обсуждение. Нельзя было не видеть того, что пионерская органи-

зация, так же, впрочем, как и ее старшие шефы, КПСС и ВЛКСМ, со временем становилась все более бюрократической организацией. В ее работе стали со все более выраженной очевидностью проявляться черты формализма, бездушия. Этот негатив получил свое яркое воплощение в содержании ряда художественных фильмов 1960-1980-х гг., таких как «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен», «Ключ без права передачи», «Дневник директора школы», «А если это любовь?», «Переходный возраст», «Доживем до понедельника», «Розыгрыш»,

«Плюмбум, или Опасная игра» и др. Г е роям фильма «Друг мой, Колька!» так осточертели пионерские сборы, что они решили организовать «подпольное» «тайное общество троечников», с тем, чтобы «мстить зубрилам и выскочкам». Героиня фильма «Звонят, откройте дверь!», желая помочь вожатому, предлагает пригласить на пионерский сбор хорошего человека, который мог бы многому научить пионеров. Однако вожатый против такой «инициативы снизу», поскольку кандидатура этого человека досконально не проверена и не утверждена в вышестоящих инстанциях [Поме-лов, 2021, с. 365].

Приведу один пример из собственной педагогической практики. В 1970-е гг. автор этой статьи работал учителем в одной из сельских школ Кировской области и был классным руководителем 5 класса. В начале сентября школьная пионервожатая потребовала от меня, впрочем, как и от других классных руководителей, отчета о проведении пионерской работы в классе в учебном году,

который только что начался. Не плана, что было бы хоть как-то логично, а уже именно отчета! Свои действия она объясняла тем, что этого от нее срочно требует секретарь райкома комсомола, отвечавший за пионерскую работу в районе, который, в свою очередь, должен, на основании этих отчетов, составить свой отчет и отправить его «в область». Далее руководители областного комсомола составляют на основании полученных данных свой отчет и отправляют его в Москву. Поскольку всё это требует времени, то необходимо требовать со школ отчеты о выполненной работе за год вперед, то есть тогда, когда педагоги даже не приступали к ее выполнению. Причем непременно требовалось указывать конкретные фамилии «активистов», победителей разного рода «олимпиад» и конкурсов, давать характеристику всех якобы проводившихся мероприятий.

Что и говорить, формализма и разного рода глупостей в руководстве работе пионерской и комсомольской организациями со стороны «старших товарищей» было более чем достаточно! И вот еще один пример навязывавшегося «сверху» догматизма. В 1977 г. вышли в свет известные партийно-правительственные постановления по школе, предусматривавшие, в частности, переход к обязательному среднему образованию. В этих постановлениях нашлось место и вопросу о восстановлении ученического самоуправления в форме старостата. Известно, что инициатором этого нововведения был зам. министра просвещения СССР,

доктор педагогических наук В. М. Коротов.

Параллельное существование пионерской и комсомольской организаций, с одной стороны, и старо-стата, с другой, внесло много путаницы и неразберихи в работу школы. В сельских школах, где было обычно совсем немного учеников, один и тот же учащийся нередко «играл сразу несколько ролей», в зависимости от того, кто заявлялся в школу с очередной проверкой: если по линии комсомола, - он становился секретарем комсомольской организации или председателем совета дружины, если по линии РОНО, - председателем уч-кома.

Спустя семь лет, когда Виктор Михайлович Коротов, замечательный человек и ученый, был директором НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, а автор этой статьи - аспирантом этого института, я задал инициатору внедрения старостата вопрос «Зачем это было нужно?», но убедительного ответа, увы, так и не получил. Ответ дала сама жизнь, упразднив и комсомол, и пионерию. Начавшаяся в 1985 г. «перестройка», - точнее, «катастройка», - «перестроила», в частности, и пионерскую организацию, а фактически ликвидировала ее.

1 октября 1990 г. вместо Всесоюзной пионерской организации был образован Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. В этом же году Центральный совет Всесоюзной пионерской организации был переименован в Центральный совет детских и пионерских организаций, который провозгласил от-

крытость для всех детских организаций, внепартийность и приоритет общечеловеческих ценностей.

В 1992 г. эта организация приобрела статус международного союза детских общественных объединений. В его состав входят пионерские организации ряда регионов России, Белоруссии, Казахстана и ряда других государств, которые образуют так называемое «Пионерское содружество». Коммунистическая направленность деятельности этих детских организаций ушла в прошлое. Но пока что преждевременно было бы сказать хоть что-то конкретное и, тем более, нечто положительное об эффективности деятельности этих, сменивших пионерию, организаций. Остается надеяться, что их успехи в воспитании подрастающего поколения россиян еще впереди.

В 2015 г., 29 октября, - в «день рождения» комсомола, - 2015 г., в соответствии с Указом Президента РФ № 536 при Федеральном агентстве по делам молодежи была официально учреждена общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, так называемое российское движение школьников. 28 марта 2016 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова состоялось учредительное собрание организации. На собрании высшим органом управления движения утверждён координационный совет, руководство им осуществляет председатель и два сопредседателя, избираемые сроком на три года. Это организация со своим бюджетом, ставками сотрудников и т. д. Декларируемая цель организации - совершенствование государ-

ственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Членство допускается с 8 лет и является добровольным. Но как показывают наши наблюдения за процессом «внедрения» РДШ в жизнь школ, отношение к этой организации у учителей самое разное: некоторые из них даже не слышали о ней, другие - воспринимают ее как нечто навязываемое извне.

Допускаем, что есть регионы и конкретные школы, где РДШ за шесть лет своего существования стала фактором воспитания школьников. Однако смущает практически полное отсутствие информации в СМИ и даже в педагогической печати о ее деятельности, не говоря уж о каких-либо успехах и достижениях. Будем надеяться, что они еще впереди.

(Впрочем, с сайтами в интернете у РДШ всё в порядке. Тут есть и направления, и инициативы, и акции; словом, всё как полагается, а если кто-то не присоединяется к этим акциям и инициативам, так это, как говорится, его проблемы).

Между тем, в регионах страны, по инициативе энтузиастов, появляются разнообразные реальные клубы, движения, кружки, секции и другие детские объединения, ставящие перед собой конкретные воспитательные и образовательные цели. Так, в г. Кирове краеведческое движение «Вятская поросль», организованное еще в 1994 г. силами педагогов-энтузиастов, проводит многообразную работу по привитию у юных вятчан интереса к истории родного края, используя многочисленные неформальные формы работы, такие как

клуб знатоков старой Вятки, конкурсы сочинений и инсценирования местных сказок и преданий, большая игра на местности «Вятский Теркин» и др. Руководитель движения В. А. Федорова справедливо считает, что без горна и барабана прожить можно, а вот без знаний о родной земле - никак.

Заключение. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина оставила неизгладимый след в истории России (СССР). Ее деятельность включала в себя немало ценного, того, что следует использовать и в современной практике воспитания.

Опыт работы советской пионерии подлежит внимательному изучению, осмыслению и использованию в наши дни в работе с подрастающим поколением с учетом современных реалий.

Список литературы

1. Богданов, Н. В. Партия свободных ребят / Н. В. Богданов. -Москва. - Детская литература. -1963. - 192 с. - Текст : непосредственный.

2. Блынская, Т. О форме юного пионера / Т. О. Блынская. - Текст : непосредственный // Юный художник. - 1983. - № 5. - С. 26-30. - Текст : непосредственный.

3. Вознюк, Н. Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские села / Н. Вознюк. - Текст : непосредственный // Словесница искусств. - 1998. -№ 1. - С. 27-31.

4. Галедин, В. И. Лев Яшин / В. И. Галедин // Жизнь замечательных людей. - Москва. - Молодая

гвардия. - 2018. - 304 с. - Текст : непосредственный.

5. Зебзеева, А. Азбука пионерской жизни: октябренку, вступаю-щ ему в пионеры. - Москва. - Просвещение. - 1978. - 62 с. - Текст : непосредственный.

6. Иовлева, В. Н. Шадринск военной поры / В. Н. Иовлева / Сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. - Книга. 1. -Шадринск. - 1995. - 160 с. - Текст : непосредственный.

7. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. А. Суле-мов, Л. Н. Кононенко, Д. И. Полякова, В. В. Лебединский / под ред. В. А. Сулемова. Москва. - Просвещение. - 1983. - 368 с. - Текст : непосредственный.

8. Крупская, Н. К. О возникновении пионерской организации // Педагогические сочинения / Н. К. Крупская : В 6 т. - Т. 6. - Москва. - Педагогика. - 1980. - С. 354-355. - Текст : непосредственный.

9. Крупская, Н. К. РКСМ и бойскаутизм / Н. К. Крупская. - Москва.

- Госиздат. - 1922. - 62 с. - Текст : непосредственный.

10. Крупская, Н. К. Школа и пионердвижение / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения : В 6 т. -Т. 2. - Москва. - Педагогика. - 1978.

- С. 286-290. - Текст : непосредственный.

11. Лиханов, А. А. Мужская школа / А. А. Лиханов. - Москва. -Детская литература. - 1995. - 320 с. -Текст : непосредственный.

12. Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и

молодежи. - Москва. - Молодая гвардия. - 1969. - 420 с. - Текст : непосредственный.

13. Пионерская летопись / Сост. Б. В. Леготин. - Киров. - Обл. кн. изд.-во - 1982. - 240 с. - Текст : непосредственный.

14. Пионерская летопись / Сост. И. И. Моносзон. - Киров. -Обл. кн. изд.-во. - 1972. - 200 с. -Текст : непосредственный.

15. Помелов, В. Б. Выдающиеся ученые-педагоги, методисты, вятские уроженцы Л. А. Цветков и В. Г. Разумовский / В. Б. Помелов. - Текст : непосредственный // Вестник гуманитарного образования. - 2018. - № 4. - С. 103-109.

16. Помелов, В. Б. Вятские педагоги и психологи / В. Б. Помелов. -Киров. - ВятГУ. - 2019. - 178 с. -Текст : непосредственный.

17. Помелов, В. Б. Комплекс ГТО: история и современность / В. Б. Помелов. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2018. -№ 4. - С. 49-53.

18. Помелов, В. Б. Педагоги и психологи Вятского края / В. Б. По-мелов. - Киров. - Информцентр. -1993. - 84 с. - Текст : непосредственный.

19. Помелов, В. Б. 100 великих детей / В. Б. Помелов. - Москва. -Вече. - 2021. - 384 с. - Текст : непосредственный.

20. Помелов, В. Б. 100 великих педагогов / В. Б. Помелов. - Москва.

- Вече. - 2018. - 416 с. - Текст : непосредственный.

21. Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ / ред. кол : Б. Н. Пастухов [и др.]. - Москва.

- Молодая гвардия. - 1978. - 590 с. -Текст : непосредственный.

22. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе : уч. пособие для студентов пединститутов / под ред. В. В. Лебединского. - Москва. - Просвещение.

- 1982. - 432 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.