УДК 371.4
Федосов Антон Борисович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СКАУТСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Как осуществлялось патриотическое воспитание подрастающих поколений в пионерских и скаутских организациях в прошлом и на современном этапе? На эти и другие вопросы отвечает автор в данной публикации. Ключевые слова: патриотическое воспитание, пионерская организация, скаутские объединения.
Известно, что прообразом пионерской организации им. В.И. Ленина послужили скаутские объединения, получившие широкое распространение в России в начале ХХ в. А потому вполне закономерно, что между ними существовало немало общего, начиная от структуры и заканчивая символикой. Одним из аспектов подобного сходства является и патриотическое воспитание в обеих организациях, и, хотя пионерию нельзя назвать собственно патриотической организацией, поскольку при доминанте коммунистического воспитания она содействовала разностороннему развитию личности, всё же отрицать сегодня их патриотическую направленность близоруко. Обе они преследовали задачу формирования у детей преданности Родине и готовности служить её интересам. Что же представляли из себя скаутская и пионерская организация?
Скаутинг (англ. scouting - разведка) как добровольное общественное неполитическое движение для детей и молодёжи любого социального происхождения возник в конце XIX в. в Европе. Свидетельством его стремительного распространения служит, к примеру, тот факт, что уже в 1920 г. в Женеве была основана Всемирная организация скаутского движения. В России же первые скаутские отряды появились в 1910 г. в Петербурге, причём, идея создания в стране детско-юношеской патриотической организации была одобрена императором Николаем II. В 1915 г. в Киеве действовал первый отряд девочек-разведчиц, и уже к 1917 г. отряды разведчиков существовали в 143 городах.
Исследователи выделяют в русском скаутизме три направления [2, с. 260]. Первое было ориентировано на военную и спортивную подготовку, второе - на воспитание законопослушности, религиозности и патриотизма, а третье - на гума-
нистическое воспитание. При этом основным содержанием любого направления являлась подготовка подрастающего поколения к общественному служению Отечеству. Скаутами велась большая общественная работа: организация праздников, помощь взрослым в уборке урожая, сборы пожертвований, помощь раненым. Именно значительная социально значимая деятельность послужила основанием для официального признания скаутского движения в России. Особенно быстро стали расти скаутские отряды в Первую мировую войну, когда ребята наиболее остро осознавали необходимость их помощи для страны. Они доставляли раненых в госпитали, ухаживали за ними, собирали пожертвования для семей убитых. В гражданскую войну многие скауты присоединились к «белому» движению. Это легко объяснимо как раз с точки зрения патриотизма. Лагерь белых включал представителей военно-чиновничьей элиты и помещичье-буржу-азной среды, выступавших за конституционный порядок в стране, за сохранение целостности и монархии в Российском государстве. Первая статья Законов скаутов - исполнить свой долг перед Богом, Родиной и Государем (это и есть выражение любви к Отечеству). Следовательно, защищать интересы государства являлось целью и скаутов, а потому они были на стороне меньшевиков. После поражения многие скауты отступили за границу. В связи с этим естественно, что после 1917 года в силу его буржуазного происхождения и «контрреволюционной активности» это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти. В 1922 г. оно было запрещено, а в 1926 г. ОГПУ произвело уже массовые аресты скаутов, разгромив его тем самым окончательно. Но в стремлении сохранить национальную культуру разведческая работа продолжалась на Западе, и в 20-е гг. скаутские организа-
ции были созданы русскими эмигрантами во Франции, Англии, США и других странах. Во время Второй мировой войны они занимались подпольной работой в оккупированной Европе: тогда скаутизм вновь стал одной из возможностей действенного служения стране и народу. Они продолжают своё существование за рубежом и всё больше и больше распространяют движение в России.
Сегодня Всемирная организация скаутского движения объединяет 150 национальных организаций. Ни одна из них не зависит напрямую от государства, и даже финансовую поддержку получает от благотворительных учреждений и предприятий. Основную помощь Всемирной организации скаутов оказывает, в частности, Всемирный скаутский Фонд, собирающий и перераспределяющий предоставляемые организациями или физическими лицами денежные средства. Оказывать поддержку могут и местные органы власти, но значительную роль в финансировании обычно играют родители. Национальные скаутские организации объединены общей целью работы: воспитывать подрастающие поколения в любви к своей стране, её традициям и ценностям, формировать у них чувство гордости за свою Родину и стремление содействовать её процветанию. Осуществление этих благородных целей происходит благодаря использованию воспитательных программ, одновременно содействующих расширению кругозора детей, формированию у них практических социально-значимых навыков (к примеру, навыки коллективной работы или выживания в экстремальных условиях) и осуществляющих их физическую подготовку.
Наибольшей активностью и известностью в современном мире отличается скаутская организация в США: её членами являются более 4 млн. мальчиков и около 2,5 млн. девочек. Хотя в стране нет особой программы по воспитанию патриотизма, это чувство прививается здесь с раннего детства родителями, школой, церковью, армией, а также различными общественными объединениями. В целом следует признать, что Соединенные Штаты - это яркий пример эффективного построения государства на идее патриотического воспитания. Любопытный факт: скаутами в своё время были почти все американские президенты.
Все скаутские организации в стране объединены в Союз скаутов США, возглавляемый национальным комитетом, представленный военны-
ми, предпринимателями и духовенством. Работа в скаутских отрядах строится с учётом возраста и эффективно учитывает факторы эмоциональности, романтичности воспитания. Её типичными методами стали беседы, рассказы, походы, военизированные игры, разведки, социальные акции. Детская активность стимулируется средствами поощрения и наказания (как правило, коллективного одобрения или осуждения), а побудительным мотивом индивидуального роста скаутов является иерархия продвижения от младших групп (например, лисят или волчат) к старшим (инструкторы, скаутмастеры). Дети посещают мемориальные комплексы, путешествуют по стране, участвуют в военизированных играх, занятиях по изучению военной техники, проходят облегченный курс физической подготовки, предназначенный для солдат и офицеров американской армии, совершают марш-броски и т.д. Тренировки часто проходят на базах, учебных центрах и полигонах Вооруженных сил США. В воинских частях периодически проводятся так называемые «Дни скаутов», когда им разрешен свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими. То есть деятельность скаутской организации в США часто носит военно-патриотический оттенок [5].
В России скаутинг был запрещен, так как партия заботилась о воспитании своей смены и стремилась объединить детей в единую организацию, с едиными целями, задачами, организационным строением, содержанием, методами деятельности и атрибутами, а главное - подчинённую государству. Однако он не остался без внимания советской педагогики. Ещё в 1921 г., то есть за год до его запрета в России, Н.К. Крупская рекомендовала комсомолу использовать в работе скаутские методы, а также создать детскую организацию, скаутскую по форме, но коммунистическую по содержанию. И на следующий год в Москве появился первый пионерский отряд, объединивший всего 52 подростка. На II Всероссийской конференции РКСМ в 1922 г. опыт столичного детского движения одобрили, и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, которая в конце 1980-х гг. насчитывала около 19 миллионов детей. Впрочем, пионерское движение зародилось вовсе не в России. Ещё в 1912 г. в «Вестнике воспитания» появилась статья Е. Лозинского «Союзы
“молодых пионеров” на Западе», где была дана характеристика педагогической работы в скаутских отрядах Англии и пионерских отрядах Германии и рекомендация к изучению в них всего «поучительного и достойного перенесения на нашу почву» [1, с. 180].
От скаутинга в пионерской организации сохранились также символика, игровые формы воспитательной работы с детьми, их организация по отрядам, институт вожатых. Советская пионерия заимствовала у скаутинга воспитание общественно полезным трудом, воспитание на положительном примере, групповое мнение, соревнования, поручения, критику и самокритику. Идеи шефской помощи и трудовой заботы, деятельности по месту жительства, учёта возрастных особенностей воспитанников свойственны и пионерам, и скаутам. Общими в организациях были и такие условия, как воспитание в дисциплине и подчинение коллективу. Однако в скаутских организациях эти требования всегда отвечали принципу демократизации: дети сами определяли, принимать ли им такие правила (вступление же в пионерскую организацию, а значит, и принятие её требований, очень быстро стали обязательными). Сходство наблюдается и в задачах. Скаутам прививали заботливое отношение к окружающим, любовь и преданность Родине. И хотя, будучи, политическим объединением, пионерская организация была призвана воспитывать детей и подростков в духе идей коммунистической партии и социалистического государства, она также формировала у них любовь к Родине и непримиримость к врагам советского народа. Любя пламенно Родину, скаут должен стремиться к тому, чтобы сделать её ещё более великой и прекрасной. Пионерия воспитывала у подрастающих поколений готовность защищать Родину и всячески содействовать её процветанию. Вот почему обе организации следует считать патриотически ориентированными. Этот характер подтверждают и программы движений: второй «Закон разведчиков» русских скаутов был «Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России» [4]; аналогичное содержание у первого пионерского закона - «Пионер - юный строитель коммунизма -трудится и учится для блага Родины, готовится стать ее защитником». Правда, в редакциях до 1957 г. обещания и законы пионеров не упоминали отношение к Родине, и изначально организа-
ция не ставила перед собой задач собственно патриотического воспитания. Вместе с комсомолом, под патронатом которого она действовала, пионерская организация была образцом детской общественной организации тоталитарного общества.
Как и скаутинг, пионерское движение получило развитие не только в России. Коммунистические детские организации по образу советской пионерии особенно активно стали возникать за рубежом после 1945 г. Любопытно, что создавались они не только в странах социалистического лагеря, что было вполне закономерно с учетом влияния на их образовательные системы со стороны педагогики СССР: к примеру, уже в 1945 г. действовали Демократический союз пионеров Финляндии, Пионеры Франции и Союз пионеров Бельгии; в Австрии в 1946 г. было создано объединение Молодая гвардия; в Норвегии - Юные пионеры (1952 г.) и т.д. В социалистических странах действовали Пионерская организация им. Э. Тельмана (ГДР), Пионерская организация Китая, Пионерская организация Социалистического союза молодёжи ЧССР, Пионерская организация им. И. Брос-Тито (Югославия) и Союз пионеров Кубы.
Последний любопытно рассмотреть несколько подробнее по двум причинам: во-первых, он продолжает свою работу на Кубе и сегодня; а во-вторых, кубинская пионерская организация практически не изучена отечественной сравнительной педагогикой. Её возрастная структура предполагает две группы - это монкадисты, ученики 1-4 кл., (названы в честь героического штурма казармы Монкада) и пионеры Хосе Марти (59 кл.). Монкадисты объединены в звездочки по 5-10 человек, возглавляемые одним пионером Хосе Марти, готовящимся вступить в Союз молодых коммунистов (в 14 лет). Фактически и по структуре, и по содержанию работы эта ступень напоминает октябрят в СССР. В пионерскую организацию вступают все, кроме отказавшихся по религиозным убеждениям, а в комсомольской организации ведётся тщательный отбор кандидатов. Кубинцы убеждены, что если бы не их высоко развитые патриотические чувства, государство не выжило бы в трудные времена, а потому патриотическое воспитание играет на Кубе огромную роль. Хорошо знать историю штурма, героев, павших смертью храбрых в борьбе за свободу Кубы, любить свою социалистическую родину, проявить уважение к флагу, гербу и гимну стра-
ны, чтить память всех героев, боровшихся за свободу и независимость Кубы, обязан каждый пионер. Долг пионера - также уважать учителей, вожатых, выполнять свои обязанности в учебе, быть дисциплинированным, не пропускать занятий, готовиться стать человеком, полезным обществу, и уже в детском возрасте приносить ему пользу. Пионеры Кубы активно работают в своем отряде, выполняя его поручения, учатся любить труд, беречь и экономить народное достояние, соблюдают обычаи и традиции пионерской организации. В отрядах есть ответственные за спорт, юннатскую работу, за исторический уголок и т.д. К началу 1980-х гг. в пионерской организации Кубы было более 12 тысяч пионерских дружин [3], и это число постоянно растёт. В целом по целям, методам, содержанию воспитательной работы, символике, обычаям и т.д. она очень схожа с пионерской организацией СССР, но здесь есть собственные традиции и особенности, рожденные за годы истории.
На основе анализа работы детских патриоти-чески-ориентированных организаций в демократических государствах можно определить основные подходы к их устройству и принципы патриотического воспитания: добровольность вступления и участия; сочетание индивидуальной и коллективной деятельности; сочетание детского самоуправления и педагогического управления; использование национальной культуры в качестве средства формирования и развития патриотической направленности детей; разумное сочетание демократического и авторитарного подходов к организации воспитания; соответствие воспитания личным интересам и запросам детей; преемственность воспитательного воздействия; выбор в качестве основных ценностей понятий «Родина», «народ», «национальная культура». Данные признаки характерны, в частности, скаутскому движению царской России, современным скаутским организациям и пионерской организации постсоветской России.
Одновременно в целом те же принципы, за исключением первого, можно обнаружить и в работе детских объединений социалистических государств. Сюда же относятся такие их особенности, как: идеологическая направленность воспитательной работы; государственно-политический контроль; внешняя иерархичность, подчинённость молодёжным организациям высшего уровня; ориентация патриотического воспитания,
прежде всего, на пропаганду коммунизма и героической истории его строительства. Следует также уточнить, что в западной педагогике отсутствует понятие о единой государственной детской организации (а именно так можно назвать пионерские организации Кубы и Китая): неслучайно она относится к признакам тоталитарного общества.
Анализ деятельности пионерской и скаутской организаций позволяет выделить элементы их сходства и различия, сильные и слабые стороны их устройства или функционирования. Так, различие их воспитательной работы заключалось, в частности, в том, что в пионерском отряде ребята приучались к коллективному принятию решения и к коллективной ответственности, а в скаутском отряде - к личной ответственности за порученное дело и к выполнению приказов. Скаутская организация всегда была и остаётся добровольной и независимой от политического режима, что можно сказать о пионерских организациях демократических стран, но нельзя - о пионерии тоталитарных государств. Воспитание в скаутских организациях ведется при помощи скаутского метода, одним из центральных принципов которого стал личный рост детей (духовное самосовершенствование и возможности проявить себя, отличиться из группы); содержание же работы пионерской организации строилось на приоритете учебной деятельности и строгом подчинении старшим, что свидетельствует об ориентации на воспитание человека-исполнителя, а не полноправного члена своей группы. Другое отличие (но только от социалистической пионерской организации) - это непричастность к школьной жизни детей, в то время, как деятельность пионерии СССР пронизывала все сферы детской жизни, будучи интегрированной во внутреннюю политику государства. И, наконец, структура пионерской организации не учитывала половых различий детей, в то время, как скаутинг предполагает раздельные движения мальчиков и девочек (бойскауты и гёлскауты).
Между тем, в силу фактического происхождения пионерии из скаутизма, обе организации имели намного больше общего, что и показано в нашем исследовании выше. И пионерская, и скаутская организации ставили перед собой задачи воспитания патриотов, граждан своей страны, и достигали её благодаря самоактуализации и развитию ребенка, благодаря его приобщению
к социокультурным ценностям и интеграции в социально значимую деятельность. Обе организации имели целостные систему социально-полезной деятельности, способствовавшую формированию патриотических и гражданских чувств, а также коллективизма.
Изучение особенностей работы отечественных и зарубежных скаутской и пионерской организаций приводит к заключению, что их результативность не определяется только политическим фактором: осуществляемое ими патриотическое воспитание могло быть эффективным при любом режиме и в любой исторический период. Главными требованиями при этом становились педагогические и социальные условия. Важно, что обе организации воспитывали в детях патриотизм, вовлекая их в непосредственную деятельность, что позволяло формировать личность отдельного
ребёнка как субъекта социальных отношений и гражданина свой родины.
Библиографический список
1. Лозинский Е. Союзы «молодых пионеров» на Западе // Вестник воспитания. - 1912. - N°7.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
3. Пионеры острова Свободы / Автор-сост. С. Фурин. - М.: Молодая гвардия, 1978.
4. Скаутинг в России: вчера и сегодня // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 16-17 апреля 1995 г. - Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета им. М.В. Ломоносова, 1995.
5. Kroonenberg PJ. The Forgotten movements. -Amsterdam: Putten, 1989.