Научная статья на тему '"ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ СИНИЕ НОЧИ...". К 100-ЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА'

"ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ СИНИЕ НОЧИ...". К 100-ЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА / СКАУТИЗМ / Н. К. КРУПСКАЯ / И. Н. ЖУКОВ / М. П. СТРЕМЯКОВ / Н. П. ЧАПЛИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов В.Б.

Исследование истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (далее - ВПО), в течение длительного времени (1922-1991) игравшей важнейшую роль в воспитании подрастающих поколений в СССР, представляет актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане более глубокого изучения прошлого нашей страны в целом и пионерской организации в частности, с целью использования накопленного советскими учителями опыта при организации воспитательной работы в наши дни. Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности. Методы исследования - анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценностного содержания характеризуемых фактов и явлений. Основные результаты. В отечественной историко-педагогической науке в последние три десятилетия отсутствуют материалы, касающиеся теории и практики работы пионерской организации, ее истории и перспектив использования опыта ее работы в современных условиях. В статье приводятся значимые и в то же время ныне малоизвестные факты истории ВПО. Показаны ее связь со скаутскими организациями на раннем этапе развития. Охарактеризована идеологическая направленность пионерского движения, раскрывается содержание основных направлений ее деятельности и значение в воспитании подрастающего поколения в СССР. Раскрыты достижения и положительные стороны пионерского движения, а также причины, которые привели к его ликвидации. В заключении делается вывод о необходимости использования опыта ВПО в работе ныне существующих детских организаций воспитательной направленности. Статья написана в связи со столетней годовщиной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"LIGHT UP THE BLUE NIGHTS WITH BONFIRES...". TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE ALL-UNION PIONEER ORGANIZATION N. A. V. I. LENIN

The study of the history of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin (hereinafter referred to as the VPO), which for a long time (1922-1991) played an important role in the education of the younger generations in the USSR, is of relevance, theoretical interest and practical value for modern Russian teachers in terms of a deeper study of the past of our country in general and the pioneer organization in particular, in order to use the experience accumulated by Soviet teachers in the organization of educational work in our days. The purpose of the study is to study the circumstances of the occurrence and characterization of the most important events in the history of the HPE, to show the value content of its activities. Research methods -analysis of historical, pedagogical, methodological and fiction literature on the subject of research, biographical and historical methods, axiological approach in revealing the value content of the facts and phenomena characterized. The main results. In the Russian historical and pedagogical science in the last three de cades, there are no materials concerning the theory and practice of the work of the pioneer organization, its history and prospects for using the experience of its work in modern conditions. The article presents significant and at the same time little-known facts of the history of the HPE. Its connection with scout organizations at an early stage of development is shown. The ideological orientation of the pioneer movement is characterized, the content of the main directions of its activity and its importance in the upbringing of the younger generation in the USSR are revealed. The achievements and positive aspects of the pioneer movement are revealed, as well as the reasons that led to its liquidation. In conclusion, it is concluded that it is necessary to use the experience of HPE in the work of existing children's educational organizations. The article was written in connection with the centennial anniversary of the organization.

Текст научной работы на тему «"ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ СИНИЕ НОЧИ...". К 100-ЛЕТИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА»

УДК 329.78-053.2/.6(091) DOI: 10.25730/VSU.7606.22.029

«Взвейтесь кострами синие ночи...»

К 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина

В. Б. Помелов

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. E-mail: vladimirpomelov@mail.ru

Аннотация. Исследование истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (далее - ВПО), в течение длительного времени (1922-1991) игравшей важнейшую роль в воспитании подрастающих поколений в СССР, представляет актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане более глубокого изучения прошлого нашей страны в целом и пионерской организации в частности, с целью использования накопленного советскими учителями опыта при организации воспитательной работы в наши дни. Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности. Методы исследования - анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценностного содержания характеризуемых фактов и явлений. Основные результаты. В отечественной историко-педагогической науке в последние три десятилетия отсутствуют материалы, касающиеся теории и практики работы пионерской организации, ее истории и перспектив использования опыта ее работы в современных условиях. В статье приводятся значимые и в то же время ныне малоизвестные факты истории ВПО. Показаны ее связь со скаутскими организациями на раннем этапе развития. Охарактеризована идеологическая направленность пионерского движения, раскрывается содержание основных направлений ее деятельности и значение в воспитании подрастающего поколения в СССР. Раскрыты достижения и положительные стороны пионерского движения, а также причины, которые привели к его ликвидации. В заключении делается вывод о необходимости использования опыта ВПО в работе ныне существующих детских организаций воспитательной направленности. Статья написана в связи со столетней годовщиной организации.

Ключевые слова: Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, скаутизм, Н. К. Крупская, И. Н. Жуков, М. П. Стремяков, Н. П. Чаплин.

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина (далее - ВПО) в течение длительного времени (1922-1991) играла важнейшую роль в воспитании подрастающих поколений в СССР. Поэтому история ее функционирования представляет несомненную актуальность, теоретический интерес и практическую ценность для современных российских педагогов в плане более глубокого изучения прошлого нашей страны в целом и деятельности пионерской организации.

Изучение генезиса ВПО может быть полезно для использования накопленного отечественными учителями опыта при организации воспитательной работы с подрастающим поколением уже в наши дни.

Цель исследования заключается в изучении обстоятельств возникновения и характеристике важнейших событий в истории ВПО, показе ценностного содержания ее деятельности. Применявшиеся методы - анализ историко-педагогической, методической и художественной литературы по теме исследования, биографический и исторический методы, аксиологический подход в раскрытии ценностного содержания характеризуемых фактов и явлений.

Основное содержание. В 2022 г. исполняется 100 лет со времени основания пионерской организации в нашей стране. Теперь, когда эта некогда важнейшая воспитательная структура отечественного образования фактически стала частью отечественной истории, важно напомнить о наиболее существенных вехах развития пионерского движения в СССР, вспомнить его руководителей, привести ряд важных фактов, свидетельствующих о значимости «красногалстучного» объединения детей и подростков в истории нашей страны.

Истоки пионерского движения лежат в российском скаутском движении. Нередко первыми организаторами пионерского движения становились видные в прошлом так называемые скаут-мастера. Они привнесли в деятельность первых пионерских отрядов традиции, методы и формы работы скаутизма.

© Помелов В. Б., 2022 150

В то же время идеологические установки скаутизма и пионерии были диаметрально противоположными. До 1917 г. скаутами становились почти исключительно учащиеся гимназий и других привилегированных учебных заведений царской России.

В условиях гражданской войны (1918-1922) многие скауты проявили себя патриотично. Вот только понимание патриотизма проявлялось у них совершенно по-разному. Одни скауты занимали открыто антисоветскую позицию, другие сотрудничали с советской властью: помогали разыскивать беспризорных детей, участвовали в организации отрядов «детской милиции», оказывали иную помощь властям.

Наиболее видным выразителем просоветской позиции был известный скаутмастер Иннокентий Николаевич Жуков (1875-1948). После Октябрьской революции 1917 г. И. Н. Жуков стремился к тому, чтобы внедрять наиболее подходящие или хотя бы приемлемые элементы скаутской идеологии в практику работы нового, коммунистического движения, которое еще только предстояло создать [20, с. 342].

Некоторое время существовало детское движение под названием «юкизм» (юк-скауты, т. е. есть «юные коммунисты - скауты»), пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Руководила движением юков большевистский функционер В. М. Величкина (1868-1918) - педагог по призванию и врач по образованию. Заметим, что среди ее пациентов был В. И. Ленин, а мужем был его соратник В. Д. Бонч-Бруевич (18731955). К сожалению, Вера Михайловна рано умерла от «испанки», заразившись от пациентки. Движение юков, лишившись своего идеолога, не получило дальнейшего развития, хотя по инерции еще существовало некоторое время, внося свой вклад в дело организации жизни и воспитания детей.

Будущий доктор педагогических наук, профессор и действительный член Академии педагогических наук СССР Эле Исаевич Моносзон (1908-1987) в начале 1920-х гг. был учащимся младших классов одной из школ г. Вятки, как он вспоминал в беседе с автором данной статьи, в школе ему вручили зеленый свитер, знак отличия для юка, как защитника природы [16, с. 83].

По окончании школы Э. И. Моносзон стал студентом Вятского пединститута и на практике применил полученные в пионерские годы умения и навыки организации детской жизни на коммунистических началах.

В начале 1920-х гг. Н. К. Крупская выступила с идеей создать детскую коммунистическую организацию, которая по своей форме унаследовала бы лучшие черты скаутизма, но была бы большевистской по содержанию [10]. К этой теме она возвращалась неоднократно [8]. Коммунистический союз молодежи видел в скаутизме идеологического соперника и конкурента в борьбе за умы и души детей.

Руководители комсомола крайне негативно относились к скаутизму, поэтому восприняли идею Крупской настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29.11.1921) при обсуждении вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодежи и детей» в конце 1921 г. была учреждена специальная комиссия с целью разработки программы деятельности будущей детской организации.

И. Н. Жуков представил в комиссию детальный доклад, предложив для обозначения членов будущей организации слово «пионеры», заимствованное из практики пионеринг (pioneering) канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона (1860-1946). Сетон-Томпсон разработал воспитательную систему «пионеринг», включавшую в себя разнообразные игры детей и их достаточно длительное нахождение на природе. И. Н. Жуков предложил для будущего «советского пионеринга» несколько видоизмененную скаутскую символику [5, с. 21]. Пионерский галстук закреплялся специальным металлическим зажимом, на котором были изображены три символических языка пламени [2, с. 28].

Заметим, что во время Великой Отечественной войны, по существу с целью экономии металла, было решено зажимы отменить, а галстук завязывать узлом [11, с. 9-10].

После войны появился пионерский значок в виде красной звезды с тремя языками пламени и надписью «Всегда готов!», который носился отдельно от галстука, как это и было изначально, в 1920-е гг. [5, с. 41-42].

Пионерский галстук сначала представлял собой завязанную на шее красную четырехугольную косынку. Позднее галстук стал треугольным. Его концы стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов, а узел символизировал неразрывное единство этих поколений.

10 декабря 1921 г. бюро ЦК РКСМ приняло решение о готовности начать конкретную организационную работу по учреждению детской организации, и начались поиски конкретных форм работы.

13 февраля 1922 г. член РКСМ и бывший скаутмастер Михаил Петрович Стремяков (1903-1950) организовал отряд «Юные пионеры» в школе фабрично-заводского ученичества имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне [7, с. 108]. Именно эта группа считается первым пионерским отрядом.

В этой же типографии М. П. Стремяков с апреля 1922 г. начал издавать пионерский журнал «Барабан», а в 1925 г. стал первым редактором газеты «Пионерская правда». Эти периодические издания заключали в себе огромную организующую силу.

Гимном пионерской организации стала песня «Марш юных пионеров», написанная в 1922 г. (стихи А. А. Жарова, музыка С. Ф. Кайдан-Дёшкина).

2 марта 1922 г. при ЦК РКСМ под руководством идеолога пионерского движения Оскара Сергеевича Тарханова (1901-1938) было создано «временное бюро по детскому движению». Перед ним была поставлена задача разработать устав будущей детской коммунистической организации. Этот документ в форме резолюции был представлен на 2-й Всероссийской конференции РКСМ, проходившей 16-19 мая 1922 г.

Представление о том, что «19 мая - день рождения пионерии», утвердилось позднее. В силу возникшей потребности отмечать конкретный день возникновения пионерской организации. Другое дело, что указанная резолюция фактически действительно положила начало созданию единого в рамках всей страны детского коммунистического движения.

В июне 1922 г. ЦК РКСМ посчитал, что Временное бюро по детскому движению выполнило возложенные на него задачи. 21 июня было учреждено Бюро по работе среди детей при ЦК РКСМ; его председателем был назначен Николай Павлович Чаплин (1902-1938), который выполнял свои обязанности около трех месяцев.

14 сентября 1922 г. руководящий пионерским движением орган получил новое, двойное название: Центральное бюро детских групп при ЦК РКСМ - Главквартира юных пионеров. Он состоял из семи человек. Председателем был назначен О. С. Тарханов, членами бюро стали Н. К. Крупская в качестве «наблюдателя» от большевистской партии и нарком просвещения А. В. Луначарский как «наблюдатель» от правительства, а также И. Н. Жуков и три бывших скаутмастера.

В 1922-1923 гг. пионерские отряды появляются во многих городах и селах, а само слово «пионер» получает широкое распространение.

4 сентября 1923 г. руководящий орган пионерского движения получает новое название - Центральное бюро юных пионеров при ЦК РКСМ, а его руководителем становится Василий Филиппович Васютин (Филюшкин) (1900-1979). 3 июня 1924 г. его сменяет Елизавета Михайловна Теремякина (1900-?). С 3 марта 1926 г. эту должность занимала Ольга Ивановна Максина (1903-1938).

Должность четырех следующих руководителей пионерии называлась следующим образом - председатель Центрального бюро детской коммунистической организации при ЦК ВЛКСМ. Это Сергей Александрович Салтанов (1904-1937) с июля 1927 г. по май 1928 г., Анна Алексеевна Северьянова (1908-1969) с 17 мая 1928 г. по 16 января 1931 г., Татьяна Васильевна Андреева (Алексеева) с 26 января по 13 декабря 1931 г., Валентин Васильевич Золотухин (1907-1976) с 1931 по 1935 г.

Должность трех последующих руководителей пионерии именовалась уже иначе - зав. отделом пионеров ЦК ВЛКСМ. Данную должность занимали Василий Антонович Мускин (1908-1938) с 5 апреля 1935 г. по 5 мая 1937 г., Федор Павлович Козодеров с мая по август 1937 г., Евдокия Петровна Волкова с августа 1937 г. по июнь 1939 г.

Далее в структуре комсомола была выделена должность секретаря ЦК по работе среди школьной молодежи и пионеров, и ее занимали: Николай Николаевич Романов (1913-1993) с 31.08.1939 г. по 21.11.1947 г., Тамара Ивановна Ершова (1920-1959) с 1947 по 1952 г., Зоя Петровна Туманова (1922-2000) с 1952 по 1958 гг.

Должность всех последующих руководителей именовалась как председатель Центрального совета ВПО при ЦК ВЛКСМ. Назовем и этих руководителей: Любовь Кузьминична Баляс-ная (1927-2021) в 1958-1964 гг., Роза Алексеевна Курбатова (1928-2021) в 1964-1966 гг., Тамара Алексеевна Куценко (1934-2019) в 1966-1971 гг., Алевтина Васильевна Федулова (род. 1940) в 1971-1983 гг., Людмила Ивановна Швецова (1949-2014) в 1983-1986 гг., Игорь Нико-

лаевич Никитин (род. 1951) в 1986-1990 гг., Елена Евгеньевна Чепурных (род. 1955) в 19901991 гг.

В литературе по истории пионерского и комсомольского движения, издававшейся в советский период, даже в наиболее полных изданиях неизменно молчанием обходился вопрос о том, кто конкретно возглавлял данное движение в первые десятилетия [22]. Более того, даже в учебном пособии для студентов пединститутов по истории (!) пионерской организации из довоенных пионерских вожаков лишь один раз называется М. П. Стремяков [7, с. 108].

Объяснение этому очень простое и печальное: почти все руководители пионерии, а также и комсомола, первых двух десятилетий были расстреляны в конце 1930-х гг. (Чаплин, Салтанов, Максина, Тарханов, Мускин и др.) или подверглись другим репрессиям (Стремяков, Теремякина и др.). Это, кстати, видно и по приведенным выше датам жизни многих из них. У некоторых из вышеприведенных пионерских вожаков даже не удалось установить эти даты; так «прочно» их имена были вычеркнуты из истории страны.

В то же время некоторые руководители пионерии довоенных лет в дальнейшем сделали завидную карьеру. Это, например, прославленный военачальник, генерал-лейтенант В. В. Золотухин. А. А. Северьянова стала директором знаменитого предприятия «Трехгорная мануфактура». Н. Н. Романов длительное время руководил всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту, был заместителем министра здравоохранения СССР. Именно Н. Н. Романов возглавлял советскую делегацию на первых для советских спортсменов Олимпийских играх в 1952 и 1956 гг., был автором нескольких книг мемуарного характера, главным образом, об истории советского спортивного движения.

Пионерские нововведения далеко не сразу принимались отдаленными от столицы деревнями и селами. В различных концах страны стали стремительно создаваться свои детские организации. В их создании активное участие принимали комсомольцы и члены коммунистической партии. Многие считали, что у детей тоже должна быть своего рода партия, поэтому нередко эти организации так и назывались - партии.

Молодой журналист Николай Владимирович Богданов (1906-1989) был одним из таких организаторов детского коммунистического движения. Более того, он описал сам процесс создания детских организаций в своих книгах, таких как «О смелых и умелых», «Один из первых», «Когда я был вожатым». Особенно интересна многократно переиздававшаяся повесть «Партия свободных ребят» [1].

В Вятской губернии, как и повсюду в стране, также создавались коммунистические отряды детей, работавшие под руководством местных коммунистов и комсомольцев. В Яранске в 1920 г. подростки 11-14 лет объединились в коммунистическую группу, которой руководили Семен Снетков и Николай Горев. Нолинские комсомольцы организовали детский клуб под названием «Цветы коммунизма».

Пионерские традиции рождались в живой деятельности «детских партий». Так, например, при вступлении в члены «партии» дети давали такие клятвы: «Пусть мне отца-мать не видать, если я задумаю партию предать», «Пусть обращусь я в лягушку, в ящерку, в поганую змею, если я партии изменю» [1, с. 23].

В 1920-1950-е гг. в жизни пионеров бытовали такие обычаи и модели поведения, которые пионерам 1960-1980-х гг. уже не были известны. Так, писатель Николай Вознюк вспоминал свое детство, которое прошло в Хабаровском крае: «В 1929 г. мы повязали красные галстуки и знали, что если кто-то схватит за него и скажет: «Ответь за галстук!», то нужно ответить: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь! Она и так пролита! (как вариант - «Она и так горяча!»). Ведь столько лет без Ильича!» [3, с. 28].

Краевед В. Н. Иовлева вспоминала: «В городе Шадринске в первые послевоенные годы можно было, схватив пионера за значок, потребовать: «Ответь за значок!». И пионер должен был «выпалить»: «Пять поленьев, три костра, серп и молот, и звезда!» [6, с. 33].

На 5-м Всероссийском съезде РКСМ (11-19.10.1922) пионерские (коммунистические) отряды были объединены в единую детскую коммунистическую организацию под названием «Юные пионеры имени Спартака». 23 августа 1923 г. было создано Центральное бюро юных пионеров на правах отдела ЦК РКСМ.

23.01.1924 г. экстренный Пленум ЦК РКСМ принял постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина». 18.07.1924 г. резолюцией VI Всесоюзного съезда РЛКСМ «Об организационном строительстве детских коммунистических групп» было утверждено название «Детская коммунистическая организация юных пионеров имени Ленина».

Официальное название - ВПО имени В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до 1990 г.) - пионерская организация получила 13 декабря 1957 г., когда Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило «Положение о Центральном совете ВПО имени В. И. Ленина». 11 сентября 1958 г. было опубликовано положение о ВПО имени В. И. Ленина.

В один из летних дней 1922 г. у села Талица, на берегу реки Вятка, прошел первый пионерский сбор местных пионеров. Первым вятским вожатым стал коммунист Александр Волков, впоследствии отдавший свою жизнь в годы Великой Отечественной войны. Здесь же, в Талице, в 1923 г. был открыт первый в Вятской губернии пионерский лагерь. В нем отдыхали около 100 детей.

В дальнейшем практически каждый советский школьник хотя бы раз провел лето в пионерском лагере - загородном или городском, при школе. Так, в 1970 г. в Кировской области в более чем ста загородных пионерских лагерях отдыхали 42 950 школьников [14, с. 158]. Вожатыми в них работали учителя, санинструкторы, студенты пединститутов и училищ, а также рабочие-производственники, проявлявшие интерес к этому занятию.

В июне 1952 г. в колхозе «Вичевский» Вожгальского (ныне Куменского) района, на берегу реки Быстрица, открылся первый в Кировской области колхозный пионерский лагерь. Его первым начальником стала секретарь комсомольской организации колхоза Анастасия Санникова, а вожатой - Алевтина Скоморохова. Уже в следующем году пионерских лагерей в области было восемь, а в 1961 г. - более 160 [13, с. 120].

Среди самых первых вятских пионеров были Миля Чашникова (Штина), в будущем известный ученый-биолог; Леня Дьяконов, ставший детским писателем; будущие педагоги Соня Моносзон, Дима Ивановский, Горя Богданов и др. Видную роль в организации пионерской организации на Вятке играли Александр Фишер, Василий Шляков, Владимир Симсон и др.

В 1923 г. в школах стали создаваться так называемые пионерские форпосты или базы. Это были объединения пионеров, которые базировались в помещении школы. Инициаторами их создания были, как правило, сами дети и вожатые, а не учителя. В 1986 г. режиссер Геннадий Полока по произведениям писателя Михаила Гавриловича Огнева (Розанова) поставил художественный фильм «Я - вожатый форпоста», в котором с высокой степенью убедительности отражена атмосфера тех лет.

В середине 1920-х гг. количество пионеров даже в городе составляло лишь 15 % от всех детей пионерского возраста, а в деревне всего 3 %. В 1923 г. в ней насчитывалось до 75 тыс. пионеров. В 1924 г. их количество составляло 200 тысяч, в 1926 г. - 1 миллион 586 тысяч, а в 1931 г. уже более 4 миллионов.

Уже к середине 1930-х гг. пионерская организация охватывала практически всех подростков 10-14-летнего возраста, и эта тенденция сохранялась все последующие десятилетия: 1941 г. - 13,6, 1945 г. - 7,2, 1952 г. - 19,1, 1962 г. - 18,5, 1973 г. - 23,5 миллионов [21, с. 194].

В 1982 г. насчитывалось 18 900 000, а в 1987 г. - 20 миллионов пионеров. Их количество фактически просто совпадало с количеством школьников соответствующего возраста.

Повышение уровня работы пионерской организации всегда было предметом особой заботы и прямой обязанностью комсомола. Содержание и формы работы далеко не всегда удовлетворяли детей. Сказывался отрыв пионерской организации от школы, увлечение «бараба-номанией», культурничеством; имела место перегрузка пионеров общественными поручениями.

Так, уже упоминавшийся Э. И. Моносзон вспоминал, как вместе с учителями пионеры участвовали в разного рода общественно-политических мероприятиях, таких как перепись населения, учет домашнего скота и даже агитация за вступление в товарищества по совместной обработке земли, а потом и в колхозы [18, с. 57].

Бывший пионер Э. И. Моносзон в беседе с автором данной статьи вспоминал этот эпизод с ностальгией и умилением. Однако такого рода мероприятия вполне успешно могли бы проходить и без участия пионеров, которые отвлекались от своей главной обязанности -добросовестно учиться.

Как вспоминали бывшие пионеры 1920-1930-х гг., их больше всего увлекали конкретные, практические дела. Особенно ярко проявлялся у них интерес к новой технике, электрификации, к достижениям современного производства.

В то же время, пионерские кадры, состоявшие в основном из бывших красноармейцев, как правило, не имели какой-либо профессиональной, например, педагогической или технической, подготовки. Одних рассказов о героическом прошлом Красной армии, которыми не-

редко заполнялись мероприятия, было слишком мало. Многие из этих педагогов-энтузиастов в силу недостатка образования слабо учитывали интересы и возрастные особенности детей при определении содержания и форм пионерской работы.

Вот почему для пионерских работников в Москве открылись постоянно действовавшие Центральные курсы пионерского движения; аналоги этих курсов работали в губернских и уездных городах. Регулярно проводились поездки в Москву и Ленинград, сопровождавшиеся познавательными экскурсиями, обменом опытом с передовыми пионерскими коллективами.

Центральный и региональные кабинеты пионерского движения массовыми тиражами выпускали методическую литературу в помощь пионервожатым. В 1928 г. в Академии коммунистического воспитания появилось отделение детского коммунистического движения, готовившее вожатых-профессионалов. В 1929 г. в Москве был открыт Центральный дом детского коммунистического движения; это был, по существу, первый Дом пионеров.

Комсомольские и пионерские организации искали наиболее эффективные формы работы с детьми. Получил широкое распространение метод проектно-трудовых заданий.

Постепенно создавалась система работы с пионерами с учетом интересов и способностей возрастных групп юных ленинцев; был определен «круг знаний и навыков» для каждой возрастной группы пионеров. Появилось такое понятие, как «мероприятия по возрастным ступеням» [21, с. 194].

Партия поддерживала курс комсомола на углубление содержания пионерской работы, на более активное вовлечение пионеров к посильному участию в социалистическом строительстве. 25 июня 1928 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения», в котором наметил развернутую программу улучшения работы пионерской организации. В постановлении подчеркивалась необходимость повышения ее роли в деле формирования у детей навыков самодеятельности, самодисциплины и коллективизма. Было выдвинуто требование выдвигать «посильные и интересующие детей общественно полезные задачи» [12, с. 229].

Пионеры принимали активное участие в борьбе за ликвидацию неграмотности и детской безнадзорности; работали помощниками воспитателей в тогда только что создававшихся первых детских садах. Они участвовали в общественно-политических кампаниях (выборы, перепись населения, громкая читка для неграмотных, устройство изб-читален в деревнях). Большое внимание придавалось участию пионеров в антирелигиозных мероприятиях.

В 1920-1930-е гг. пионерская организация уделяла большое внимание военно-патриотической работе, организовывала массовые военные игры (с 1924 г.) и походы (с 1927 г.), всесоюзные соревнования пионеров и школьников за лучшее овладение оборонными знаниями. В послевоенные годы получили распространение военизированные игры «Зарница» и «Орленок».

Своего рода уставом, регламентирующим деятельность пионеров, были так называемые Законы юных пионеров. Впервые они появились в 1922 г. Правила печатались на оборотной стороне обложки школьных тетрадей.

Помимо «официальных» законов существовали и другие правила, которые также разрабатывались Центральным бюро юных пионеров и публиковались в пионерских изданиях, а иногда создавались и на местах. Так, в 1928 г. руководящий орган пионерии издал санитарно-гигиенические указания.

Большие споры вызвал «закон», который гласил: «Пионер не подает руки для приветствия». В журналах того времени был даже помещен снимок с названием «Пионер не хочет здороваться за руку с председателем совета народных комиссаров СССР и РСФСР Алексеем Ивановичем Рыковым». При этом давалось такое пояснение: «Для приветствия есть салют пионеров, а через рукопожатие можно передать заболевания».

В 1930-е гг. исключительно важное значение придавалось физкультуре, а всеобщая военно-спортивная подготовка была делом первостепенной государственной важности.

В 1931 г. в стране был введен комплекс «Готов к труду и обороне», обязывавший всех и прежде всего, разумеется, детей и молодежь, регулярно и с полной отдачей заниматься физкультурой и спортом. Иначе получить значок ГТО было просто невозможно, тем более что нормативы первого комплекса были едины для женщин и мужчин, детей и взрослых всех возрастов, и по своей сложности были несопоставимо сложнее нынешних. Это объяснялось тем, что потенциальный враг не станет делать поблажки для стариков, женщин и детей [17, с. 50].

С 1929 г. пионерские организации стали существовать только при школах. Понятие форпост постепенно утратило свое значение. Вся школа, по существу, превратилась в пио-

нерский форпост. Практически все школьники соответствующего возраста были пионерами и составляли дружину во главе с председателем совета дружины. Каждый класс был пионерским отрядом, который делился на два-три звена, в зависимости от количества учащихся.

В школах имелась ставка вожатого, в обязанности которого входила организация пионерской работы. С одной стороны, вожатый подчинялся руководству школы, а с другой, соответствующему секретарю районного комитета комсомола. Пионеры считались подшефными школьной комсомольской организации и, в свою очередь, шефами октябрятских групп, которых они готовили к вступлению в ряды пионеров.

В августе 1929 г. в Москве состоялся первый всесоюзный слет юных ленинцев. Именно слет считался высшим органом руководства пионерской организацией. На массовом митинге, прошедшем на стадионе «Динамо», пионеры рапортовали стране о своих достижениях. В дни слета прошли финальные соревнования пионерской спартакиады, заключительный смотр художественной самодеятельности.

В дальнейшем всесоюзные слеты проходили в 1962, 1969, 1970, 1972, 1974, 1976, 1981, 1987, 1990 гг. Первый слет показал, что пионерское движение становилось все более значительной общественной силой.

Испытания Великой Отечественной войны подтвердили, в том числе, и силу пионерского движения. Четыре пионера - Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова -были удостоены звания Герой Советского Союза [19, с. 21].

Героизм советских пионеров был массовым. Многие пионеры по всей стране рвались на фронт. Они писали заявления в военкоматы, убегали из дома и примыкали к воинским частям.

Ученик школы № 13 г. Кирова Миша Трапицын в своем заявлении на имя военкома писал: «Прошу меня зачислить в ряды Красной Армии. Я учусь в школе снайперов, умею метко стрелять. Я уверен, что моя рука и там, на фронте, не обманет меня и все пули пойдут туда, куда требует их посылать советский народ» [14, с. 83].

Высокий патриотизм советских пионеров убедительно раскрыт, в частности, в многочисленных художественных фильмах, выходивших в годы войны и в первые послевоенные годы («Девочка ищет отца», «Отряд Трубачева сражается» и др.), в книгах (Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский «Улица младшего сына», В. А. Катаев «Сын полка» и др.).

И все-таки главным направлением пионерской работы в годы войны было оказание помощи взрослым на трудовом фронте. Совсем маленькие дети становились к станку, и для того чтобы быть в состоянии дотягиваться до рычагов управления, были вынуждены вставать на какую-нибудь подставку. Знаменитый в будущем спортсмен Лев Иванович Яшин (1929-1990) пришел на завод в 1943 г. Больше всех других своих наград он ценил заработанную в пионерском возрасте медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.» [4, с. 298].

Известный отечественный психолог Е. А. Климов родился в 1930 г. в небольшом городке Вятские Поляны на юге Кировской области. В годы войны на местном машиностроительном заводе было произведено два миллиона пистолетов-пулеметов Шпагина. ППШ был главным стрелковым оружием в Красной армии; всего было произведено четыре миллиона штук, причем половина из этого количества - в Вятских Полянах, и еще 500 тысяч единиц в областном центре Кирове. Недаром сам Георгий Семенович Шпагин (1897-1952) всю войну трудился именно в Вятских Полянах.

Как рассказывал автору этой статьи Евгений Александрович Климов, на завод он пришел в 12 лет и каждый год все летние каникулы трудился на нем. По возрасту полагалось трудиться не более шести часов, но приходилось работать наравне со взрослыми - по 12, а то и по 18 часов ежедневно и без выходных, которых в военные годы просто не было [16, с. 125].

Еще до войны, в 1940 г. в школе № 2 г. Клин образовался первый тимуровский отряд, который поначалу состоял всего из шести пионеров. Именно в этом городе А. П. Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Любопытно, что сначала вышел фильм, в котором главную роль сыграл сын известного поэта Степана Щипачёва Ливий (1926-2001), и только после этого, на волне успеха фильма, Гайдар перенес кинематографические сцены на бумагу [19, с. 335]. Гайдар рассказывал, что своего рода тимуровскую организацию он создал еще в раннем детстве, в родном городе Арзамасе. Тимуровское движение на десятилетия стало важным направлением пионерской работы.

Пионерская организация проводила крупные, нередко длившиеся в течение нескольких лет акции. Так, в 1947 г. всю страну охватило движение «Украсим Родину садами!». Пионеры

под руководством учителей создавали пришкольные учебно-опытные участки, плодово-ягодные сады, цветники, «живые уголки».

Всей стране были известны имена пионеров, добившихся высоких результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. Два пионера - Турсунали Матказимов и Нателла Челебадзе - были удостоены звания Герой Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина, а Мамлакат Нахангова получила орден Ленина [19, с. 134]. Причем Т. Матказимов в тот же год получил еще и второй орден Ленина. Это был единственный случай такого рода за всю историю вручения государственных наград в СССР.

Под руководством молодого учителя Василия Григорьевича Разумовского, будущего академика АПН СССР, пионеры Татауровской семилетней школы Нолинского района Кировской области в 1954 г. на протекавшем через село пруду построили гидроэлектростанцию. При этом они переместили сотни кубометров грунта, построили плотину, водоотвод и здание станции. Конечно, мощность станции была невелика, но она обеспечивала электричеством школу, которая раньше была вынуждена обходиться керосиновыми лампами [15, с. 105]. Этому примеру последовали педагоги и пионеры Ботылинской школы того же Нолинского района, а также Лальской, Верховинской и других вятских школ [14, с. 114].

Трижды (1962, 1972 и 1982 гг.) к юбилейным пионерским датам в Кирове выпускалась книга «Пионерская летопись», повествовавшая о делах и заслугах областной пионерской организации. Большой вклад в ее издание вносили преподаватели кафедры педагогики Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина Б. В. Леготин, И. И. Мо-носзон, Л. И. Новикова, Т. Б. Храбрикова, один из первых вятских вожатых А. И. Фишер, председатель Кировской областной пионерской организации А. И. Двоеглазова, комсомольские работники Л. Д. Елькина, М. Г. Родникова, Г. М. Токарева и др.

В послевоенные годы в школах страны получили распространение краеведческие экспедиции, походы по местам боевой славы. Проводились всесоюзные смотры и соревнования пионерских отрядов и дружин под девизами «Учиться жить и работать по-ленински!» (19591960), «Отряд - спутник семилетки» (1959-1962), «Пионеры - Родине!» (1960-1962), «Имя Ленина в сердце каждом! Верность партии делом докажем!» (1962-1964), «Сияйте, Ленинские звезды!» (1964-1967), «Заветам Ленина верны!» (1968-1970), всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!» (1970-1990).

ВПО была дважды награждена орденом Ленина (1962, 1972).

Со временем пионерская организация так же, как и КПСС и ВЛКСМ, становилась все более бюрократической организацией. В ее работе стали со все более выраженной очевидностью проявляться черты формализма, бездушия. Достаточно вспомнить художественные фильмы 1960-1980-х гг. («Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Розыгрыш», «Плюмбум, или Опасная игра» и др.).

Героям фильма «Друг мой, Колька!» так осточертели пионерские сборы, что они решили организовать «подпольное» «тайное общество троечников» с тем, чтобы «мстить зубрилам и выскочкам». Героиня фильма «Звонят, откройте дверь!», желая помочь вожатому, предлагает пригласить на пионерский сбор хорошего человека, который мог бы многому научить пионеров. Однако вожатый против такой «инициативы снизу», поскольку кандидатура этого человека досконально не проверена и не утверждена в вышестоящих инстанциях [19, с. 365].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведу характерный пример из педагогической практики. В 1970-е гг. автор этой статьи работал учителем в одной из сельских школ Кировской области и был классным руководителем 5-го класса. В начале сентября школьная пионервожатая потребовала от меня, так же, впрочем, как и от других классных руководителей, отчет о проведении пионерской работы в классе в учебном году, который только что начался. Не план, что было бы как-то более логично, а уже именно отчет! Свои действия она объясняла тем, что этого от нее срочно требует секретарь райкома ВЛКСМ, отвечавший за пионерскую работу в районе, который, в свою очередь, должен на основании этих отчетов составить свой отчет и отправить его «в область». Далее руководители областного комсомола составляют на основании полученных данных свой отчет и отправляют его в Москву. Поскольку все это требует времени, то необходимо требовать со школ отчеты о выполненной работе за год вперед, то есть тогда, когда педагоги даже не приступали к ее выполнению. Причем непременно требовалось указывать конкретные фамилии «активистов», победителей разного рода «олимпиад» и конкурсов, давать характеристику всех якобы проводившихся мероприятий.

Что и говорить, формализма и разного рода глупостей в руководстве пионерской и комсомольской организациями со стороны «старших товарищей» было более чем достаточно!

И вот еще один пример навязывавшегося «сверху» догматизма. В 1977 г. вышли в свет известные партийно-правительственные постановления по школе, предусматривавшие, в частности, переход к обязательному среднему образованию. В этих постановлениях нашлось место и вопросу о восстановлении ученического самоуправления в форме старостата. Известно, что инициатором этого нововведения был заместитель министра просвещения СССР, доктор педагогических наук В. М. Коротов.

Параллельное существование пионерской и комсомольской организаций, с одной стороны, и старостата, с другой, внесло много путаницы и неразберихи в работу школы. В сельских школах, где было обычно совсем немного учеников, один и тот же учащийся нередко «играл сразу несколько ролей», в зависимости от того, кто заявлялся в школу с очередной проверкой: если по линии комсомола - он становился секретарем комсомольской организации или председателем совета дружины, если по линии РОНО - председателем ученического комитета.

Спустя семь лет, когда Виктор Михайлович Коротов был директором НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, а я аспирантом этого института, я задал инициатору внедрения старостата вопрос: «Зачем это было нужно»?, но внятный ответ, увы, не получил.

Ответ дала сама жизнь, упразднив и комсомол, и пионерию. Начавшаяся в 1985 г. «перестройка» перестроила и пионерскую организацию, а фактически ликвидировала ее. 1 октября 1990 г. вместо ВПО был образован Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций.

В этом же году Центральный совет ВПО был переименован в Центральный совет детских и пионерских организаций, который провозгласил открытость для всех детских организаций, внепартийность и приоритет общечеловеческих ценностей.

В 1992 г. эта организация приобрела статус международного союза детских общественных объединений. В его состав входят пионерские организации ряда регионов России, Белоруссии, Казахстана и ряда других государств, которые образуют так называемое «Пионерское содружество». Коммунистическая направленность деятельности этих детских организаций ушла в прошлое. Но пока преждевременно было бы сказать хоть что-то конкретное и положительное об эффективности деятельности этих, сменивших пионерию, организаций. Остается надеяться, что их успехи в воспитании подрастающего поколения россиян еще впереди.

В 2015 г., 29 октября, в «день рождения» комсомола, в соответствии с Указом Президента РФ № 536 при Федеральном агентстве по делам молодежи была официально учреждена общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, так называемое российское движение школьников. Но как показывают наши наблюдения за процессом «внедрения» РДШ в жизнь школ, отношение к этой организации у учителей самое разное: некоторые из них даже не слышали о ней, другие - воспринимают ее как нечто навязываемое извне.

Допускаем, что есть регионы и конкретные школы, где РДШ за шесть лет своего существования стала фактором воспитания школьников. Однако смущает практически полное отсутствие информации в СМИ и даже в педагогической печати об ее деятельности, не говоря уж о каких-либо успехах и достижениях. Будем надеяться, что они еще впереди.

Между тем в регионах страны по инициативе энтузиастов появляются разнообразные клубы, движения, кружки, секции и другие детские объединения, ставящие перед собой воспитательные и образовательные цели. Так, в г. Кирове краеведческое движение «Вятская поросль», организованное еще в 1994 г. силами педагогов-энтузиастов, проводит многообразную работу по привитию у юных вятчан интереса к истории родного края, используя многочисленные неформальные формы работы, такие как клуб знатоков старой Вятки, конкурсы сочинений и инсценирования местных сказок и преданий, большая игра на местности «Вятский Теркин» и др. Руководитель движения В. Федорова справедливо считает, что без горна и барабана прожить можно, а вот без знаний о родной земле - никак.

ВПО оставила неизгладимый след в истории России. Ее деятельность включала в себя немало ценного, того, что следует использовать и в современной практике воспитания. Опыт работы советской пионерии подлежит внимательному изучению, осмыслению и использованию в наши дни в работе с подрастающим поколением с учетом современных реалий.

Список литературы

1. Богданов Н. В. Партия свободных ребят. М. : Детская литература, 1963. 192 с.

2. Блынская Т. О форме юного пионера // Юный художник. 1983. № 5. С. 26-30.

3. Вознюк Н. Звон бубенцов почтовой тройки на заре уходящего века соединял нанайские села // Словесница искусств. 1998. № 1. С. 27-31.

4. Галедин В. И. Лев Яшин // Жизнь замечательных людей. М. : Молодая гвардия, 2018. 304 с.

5. Зебзеева А. Азбука пионерской жизни: октябренку, вступающему в пионеры. М. : Просвещение, 1978. 62 с.

6. Иовлева В. Н. Шадринск военной поры / сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. Шадринск, 1995. Кн. 1. 160 с.

7. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина : учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. А. Сулемов, Л. Н. Кононенко, Д. И. Полякова, В. В. Лебединский; под ред. В. А. Сулемова. М. : Просвещение, 1983. 368 с.

8. Крупская Н. К. О возникновении пионерской организации // Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 6. М. : Педагогика, 1980. С. 354-355.

9. Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм. М. : Гос. изд-во, 1922. 62 с.

10. Крупская Н. К. Школа и пионердвижение // Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2. М. : Изд-во «Педагогика», 1978. С. 286-290.

11. Лиханов А. А. Мужская школа : роман. М. : Дет. литература, 1995. 320 с.

12. Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи. М. : Молодая гвардия, 1969. 420 с.

13. Пионерская летопись / сост. Б. В. Леготин. Киров : Киров. обл. кн. изд., 1982. 240 с.

14. Пионерская летопись / сост. И. И. Моносзон. Киров : Киров. обл. кн. изд-во, 1972. 200 с.

15. Помелов В. Б. Выдающиеся ученые-педагоги, методисты, вятские уроженцы Л. А. Цветков и

B. Г. Разумовский // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 4. С. 103-109.

16. Помелов В. Б. Вятские педагоги и психологи. Киров : Изд-во ВятГУ, 2019. 178 с.

17. Помелов В. Б. Комплекс ГТО: история и современность // Вопросы педагогики. 2018. № 4.

C. 49-53.

18. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров : Информцентр, 1993. 84 с.

19. Помелов В. Б. 100 великих детей. М. : Вече, 2021. 384 с.

20. Помелов В. Б. 100 великих педагогов. М. : Вече, 2018. 416 с.

21. Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ / ред. кол.: Б. Н. Пастухов [и др.]. М. : Молодая гвардия, 1978. 590 с.

22. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе : уч. пособие для студентов пединститутов / под ред. В. В. Лебединского. М. : Просвещение, 1982. 432 с.

"Light up the blue nights with bonfires ..." To the 100th anniversary of the All-Union Pioneer Organization

n. a. V. I. Lenin

V. B. Pomelov

Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of Pedagogy, Vyatka State University.

Russia, Kirov. E-mail: vladimirpomelov@mail.ru

Abstract. The study of the history of the All-Union Pioneer Organization named after V. I. Lenin (hereinafter referred to as the VPO), which for a long time (1922-1991) played an important role in the education of the younger generations in the USSR, is of relevance, theoretical interest and practical value for modern Russian teachers in terms of a deeper study of the past of our country in general and the pioneer organization in particular, in order to use the experience accumulated by Soviet teachers in the organization of educational work in our days. The purpose of the study is to study the circumstances of the occurrence and characterization of the most important events in the history of the HPE, to show the value content of its activities. Research methods -analysis of historical, pedagogical, methodological and fiction literature on the subject of research, biographical and historical methods, axiological approach in revealing the value content of the facts and phenomena characterized. The main results. In the Russian historical and pedagogical science in the last three de cades, there are no materials concerning the theory and practice of the work of the pioneer organization, its history and prospects for using the experience of its work in modern conditions. The article presents significant and at the same time little-known facts of the history of the HPE. Its connection with scout organizations at an early stage of development is shown. The ideological orientation of the pioneer movement is characterized, the content of the main directions of its activity and its importance in the upbringing of the younger generation in the USSR are revealed. The achievements and positive aspects of the pioneer movement are revealed, as well as the reasons that led to its liquidation. In conclusion, it is concluded that it is necessary to use the experience of HPE in the work of existing children's educational organizations. The article was written in connection with the centennial anniversary of the organization.

Keywords: V. I. Lenin All-Union Pioneer Organization, Scouting, N. K. Krupskaya, I. N. Zhukov, M. P. Stre-myakov, N. P. Chaplin.

References

1. Bogdanov N. V. Partiya svobodnyh rebyat [The Party of free children]. M. Children's literature, 1963.

192 p.

2. Blynskaya T. O formeyunogo pionera [On the form of a young pioneer] // Yunyj hudozhnik - Young artist. 1983. No. 5. Pp. 26-30.

3. Voznyuk N. Zvon bubencov pochtovoj trojki na zare uhodyashchego veka soedinyal nanajskie sela [The ringing of bells of the postal troika at the dawn of the passing century connected Nanai villages] // Slovesnica iskusstv - Slovesnitsa of Arts. 1998. No. 1. Pp. 27-31.

4. Galedin V. I. Lev Yashin [Lev Yashin] // Zhizn' zamechatel'nyh lyudej - Life of remarkable people. M. Molodaya gvardiya ("Young Guard"). 2018. 304 p.

5. Zebzeeva A. Azbuka pionerskoj zhizni: oktyabrenku, vstupayushchemu v pionery [The ABC of pioneer life: October, joining the pioneers]. M. Prosveshchenie ("Enlightenment"). 1978. 62 p.

6. Iovleva V. N. Shadrinsk voennoj pory [Shadrinsk of the wartime] / comp. and ed. by S. B. Borisov. Sha-drinsk. 1995. Book 1. 160 p.

7. Istoriya VLKSM i Vsesoyuznoj pionerskoj organizacii imeni V. I. Lenina : ucheb. posobie dlya studentov ped. institutov - History of the Komsomol and the All-Union Pioneer Organization n. a. V. I. Lenin : textbook for students of pedagogical institutes / V. A. Sulemov, L. N. Kononenko, D. I. Polyakova, V. V. Lebedinsky; ed. by V. A. Sulemov. M. Prosveshchenie ("Enlightenment"). 1983. 368 p.

8. Krupskaya N. K. O vozniknovenii pionerskoj organizacii [On the emergence of the pioneer organization] // Pedagogical essays : in 6 vol. t. 6. M. Pedagogika. 1980. Pp. 354-355.

9. Krupskaya N. K. RKSM i bojskautizm [RKSM and Boy Scoutism]. M. State Publishing House. 1922. 62 p.

10. Krupskaya N. K. Shkola i pionerdvizhenie [School and pioneer movement] // Pedagogicheskie sochineniya : v 61 T. 2. - Pedagogical essays : in 6 vols. Vol. 2. M. Pedagogika. 1978. Pp. 286-290.

11. Lihanov A. A. Muzhskaya shkola : roman [Men's school : novel]. M. Children's literature. 1995. 320 p.

12. Naslednikam revolyucii. Dokumenty partii o komsomole i molodezhi - Heirs of the revolution. Party documents on the Komsomol and youth. M. Publishing house "Molodaya gvardiya" ("Young Guard"). 1969. 420 p.

13. Pionerskaya letopis' - Pioneer Chronicle / comp. B. V. Legotin. Kirov. Kirov region. publishing house. 1982. 240 p.

14. Pionerskaya letopis' - Pioneer chronicle / comp. I. I. Monoszon. Kirov. Kirov region. publishing house. 1972. 200 p.

15. Pomelov V. B. Vydayushchiesya uchenye-pedagogi, metodisty, vyatskie urozhency L. A. Cvetkov i V. G. Ra-zumovskij [Outstanding scientists-teachers, methodologists, Vyatka natives L. A. Tsvetkov and V. G. Razumovsky] // Vestnikgumanitarnogo obrazovaniya - Herald of Humanitarian education. 2018. No. 4. Pp. 103-109.

16. Pomelov V. B. Vyatskie pedagogi i psihologi [Vyatka teachers and psychologists]. Kirov. VyatSU Publishing House. 2019. 178 p.

17. Pomelov V. B. Kompleks GTO: istoriya i sovremennost' [The TRP complex: history and modernity] // Voprosy pedagogiki - Questions of pedagogy. 2018. No. 4. Pp. 49-53.

18. Pomelov V. B. Pedagogi i psihologi Vyatskogo kraya [Teachers and psychologists of the Vyatka region]. Kirov. Informcenter. 1993. 84 p.

19. Pomelov V. B. 100 velikih detej [100 great children]. M. Veche. 2021. 384 p.

20. Pomelov V. B. 100 velikih pedagogov [100 great teachers]. M. Veche. 2018. 416 p.

21. Slavnyj put' Leninskogo komsomola. Istoriya VLKSM - The glorious path of the Lenin Komsomol. History of the Komsomol / ed. board: B. N. Pastukhov [et al.]. M. Molodaya gvardiya ("Young Guard"). 1978. 590 p.

22. Teoriya i metodika pionerskoj i komsomol'skoj raboty v shkole : uch. posobie dlya studentov pedinsti-tutov - Theory and methodology of pioneer and Komsomol work at school : a textbook for students of pedagogical institutes / ed. by V. V. Lebedinsky. M. Prosveshchenie ("Enlightenment"). 1982. 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.