Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОПЫТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИСТОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОПЫТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ДЕНЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ НЕДЕЛЯ / ВСЕСОЮЗНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынова Мария Викторовна, Степанченко Оксана Владимировна, Цыганкова Елена Александровна

Цель статьи - заключается в анализе основных форм интернационального воспитания в пионерской организации в 20-80-х гг. XX века. Авторами раскрыты основные цели и задачи интернационального воспитания подростков, заключавшиеся не только в законах юных пионеров, но и в необходимости ведения постоянной систематической работы в этом направлении путем установления связи между пионерскими организациями различных национальных республик, укрепления дружбы с детьми трудящихся всех стран. Анализируются основные формы и методы: Международный Юношеский День; Международная детская неделя; Всесоюзные экспедиции по изучению истории Родины; деятельность клубов интернациональной дружбы; коллективная переписка советских детей с зарубежными друзьями, празднование Дня юного героя-антифашиста; Дня образования СССР и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мартынова Мария Викторовна, Степанченко Оксана Владимировна, Цыганкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF INTERNATIONAL INTERACTION: EXPERIENCE OF THE PIONEER ORGANIZATION

The purpose of the article is to analyze the main forms of international education in the Pioneer Organization in the 1920s - 1980s of the 20th century. Much attention is given to the goals and objectives of the international education of adolescents. The main forms and methods are revealed: International Youth Day; International Children's Week; All-Union expeditions to study the history of the Motherland; activities of International Friendship Clubs; collective correspondence of Soviet children with foreign friends, celebration of the Young Anti-fascist Hero Day; the USSR Establishing Day, etc. As a result, the authors draw conclusions that conducting constant and systematic work by establishing links between pioneer organizations of various national republics, strengthening friendship with the children of working people of all countries was necessary for the implementation of the main tasks of international education of adolescents.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОПЫТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 351.858:329.78(470)

МАРТЫНОВА Мария Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), e-mail: mariya19852704@yandex.ru, AuthorID: 732578

СТЕПАНЧЕНКО Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), e-mail: stepanchencko.o@yandex.ru, AuthorID: 1036844

ЦЫГАНКОВА Елена Александровна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), e-mail:helen231987@gmail.com, AuthorID: 1125184

DOI :10.22394/2225-8272-2022-11 -2-78-88

MARTYNOVA M.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Orel State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: mari-ya19852704@yandex.ru, AuthorID: 732578 STEPANCHENKO O.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Orel State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: stepanchencko.o@yandex.ru,

AuthorID: 1036844

TSYGANKOVA E.A., Senior Lecturer at the Departments of Social and Cultural Activities, Orel State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: helen231987@gmail.com, AuthorID: 1125184

ИСТОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОПЫТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

HISTORY OF INTERNATIONAL INTERACTION: EXPERIENCE OF THE PIONEER

ORGANIZATION

Аннотация. Цель статьи - заключается в анализе основных форм интернационального воспитания в пионерской организации в 20-80-х гг. XX века. Авторами раскрыты основные цели и задачи интернационального воспитания подростков, заключавшиеся не только в законах юных пионеров, но и в необходимости ведения постоянной систематической работы в этом направлении путем установления связи между пионерскими организациями различных национальных республик, укрепления дружбы с детьми трудящихся всех стран. Анализируются основные формы и методы: Международный Юношеский День; Международная детская неделя; Всесоюзные экспедиции по изучению истории Родины; деятельность клубов интернациональной дружбы; коллективная переписка советских детей с зарубежными друзьями, празднование Дня юного героя-антифашиста; Дня образования СССР и др.

Ключевые слова: интернациональное воспитание, пионерская организация, Международный Юношеский День, Международная детская неделя, Всесоюзные пионерские экспедиции, клуб интернациональной дружбы. _г—

Abstract. The purpose of the article is to analyze the main forms of international education in the Pioneer Organization in the 1920s - 1980s of the 20th century. Much attention is given to the goals and objectives of the international education of adolescents. The main forms and methods are revealed: International Youth Day; International Children's Week; All-Union expeditions to study the history of the Motherland; activities of International Friendship Clubs; collective correspondence of Soviet children with foreign friends, celebration of the Young Antifascist Hero Day; the USSR Establishing Day, etc. As a result, the authors draw conclusions that conducting constant and systematic work by establishing links between pioneer organizations of various national republics, strengthening friendship with the children of working people of all countries was necessary for the implementation of the main tasks of international education of adolescents.

Keywords: international education, Pioneer Organization, International Youth Day, International Children's Week, All-Union Pioneer Expeditions, International Friendship Club.

^-<r

ВВЕДЕНИЕ

Со дня своего рождения Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина стала школой интернационального взаимодействия. Это было прямо обусловлено всемирно-историческим масштабом политических и социально-экономических преобразований в нашей многонациональной стране, которые, в свою очередь, оказали колоссальное влияние буквально на всё человечество.

В наше время своеобразной антитезой интернационализму, как ни странно, всё больше становится глобализация толерантности, на деле превращающаяся в жесткую диктатуру всевозможных меньшинств - от национальных до сексуальных. Пагубность, разрушительность этих процессов для человечества в целом стали особенно очевидными в XXI веке - и на примере миграционного кризиса в Европе, и на примерах BLM-движения и массового сноса памятников в США, и т. д.

Конечно, сто лет назад такое развитие событий в мире невозможно было предвидеть. Однако система базовых ценностей молодого советского общества в виде дружбы, солидарности, равноправия изначально позволяла обозначать стратегически верные ориентиры и перспективы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В резолюции «О работе РКСМ» XII съезд партии (апрель 1923 года), подчеркивая значение интернационального воспитания, указывал: «Чрезвычайно важно... направить воспитание молодежи в духе международной солидарности, усиления информации о международном рабочем движении.» [17, С. 94]. Эти задачи выражали требование Советского государства об органической связи воспитания подрастающего поколения с классовой борьбой пролетариата.

Задачи интернационального воспитания были развиты в решениях III Всероссийской конференции комсомола (июнь 1923 года) и VI съезда РКСМ (июль 1924 года), в ходе ко-

торых было обозначено, что интернациональное воспитание молодежи не должно вылиться в пустую фразеологию, а должно найти свое осуществление, прежде всего, на практике, в повседневном быту, во взаимоотношениях между молодежью разных национальностей, в установлении связи между пионерскими организациями различных национальных республик и губерний [17, С. 163]. Съезд рекомендовал широко знакомить пионеров с положением рабочих и их детей в капиталистических странах, с борьбой трудящихся этих стран за свое освобождение, привлекать пионеров к участию в работе МОПРа.

Идеи интернационализма и дружбы народов были отражены в самом первом Организационном положении детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака (28 августа 1923 года), в том числе в Торжественном обещании («.торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира»), в символике пионеров (пионерский значок представлял собой следующее: на красном флажке - серп и молот, внутри серпа - горящий костер с тремя языками пламени на пяти бревнах, на серпе надпись «Будь готов!» [7, С. 14]. Эти пять поленьев и три языка пламени означали, что во всех пяти частях света горит пламя Третьего коммунистического интернационала).

С первых дней в пионерской организации стали складываться и развиваться формы воспитания чувства дружбы и равноправия со всеми народами Советской страны, понимания международной солидарности, уважения к свободе и независимости всех народов мира.

Так, в 1922-1923 годах пионеры Москвы проводили сборы, лотереи самодельных выигрышей, платные спектакли в пользу голодающих детей Поволжья и в фонд помощи зарубежным борцам за свободу и их детям. Пионерские отряды начали торжественно отмечать международные революционные праздники - День Парижской коммуны, 1 Мая и праздник Великого Октября. В ходе подготовки к торжествам проводились беседы, выпус-

кались специальные стенгазеты и бюллетени. Школы и клубы оформлялись плакатами и лозунгами.

Большое значение для интернационального воспитания пионеров и школьников имели ежегодно проводимые (с 1921 года) Международные детские недели (МДН), Международный юношеский день (МЮД). Они проводились под лозунгами роста и укрепления пролетарских организаций и борьбы с милитаризмом, буржуазными (бойскаутскими, фашистскими и др.) организациями молодежи и детей. Задачей всех местных комсомольских организаций являлась трансформация настоящих политических задач в понятные для детей практические формы, которые призваны придать кампании не только пионерский характер, но и настроение радостного праздника всех детей: детские конференции, карнавальные шествия, массовые игры, детские гулянья, выставки детского творчества.

В 1924 году МДН проводилась под лозунгами: «Пролетарские дети СССР - братья пролетарским детям всего мира», «Пионеры СССР, расширяйте фронт деревни, укрепляйте смычку города и села!». В дни подготовки и проведения МДН в отрядах и школах устраивались вечера встречи поколений, проводились беседы о борьбе рабочего класса. Пионеры проводили массовые собрания, шествия, митинги под лозунгами укрепления интернациональной солидарности детей всего мира, участия советских ребят в социалистическом строительстве, организовывали веселые инсценировки, игры, разучивали песни. К участию в этих торжественных сборах пионеры привлекали не охваченных пионерией детей, взрослых, родителей. Например, в Орле и по всей Орловской губернии Международная детская неделя в 1927 году проходила под лозунгом «Поможем детям Китая! Укрепим связь с заграничными детскими коммунистическими организациями, будем изучать их быт, работу и борьбу!». В ее рамках организовывались массовые празднества пионеров, посвященные международной солидарности детей [15, С. 46].

Международный юношеский день тоже

имел определенные традиции: кроме организационной работы, включавшей в себя собрания, выставки юношеской литературы в библиотеках, избах-читальнях и клубах, проводились и массовые мероприятия, в том числе для пионеров, а именно: экскурсии в красноармейские казармы, карнавалы, походы и демонстрации [9].

Подготовка и проведение интернациональных праздников давали возможность расширить политический кругозор детей и подростков, обогащали их общественную жизнь, способствовали воспитанию в них чувства пролетарского интернационализма и дружбы народов нашей страны.

В это время пионерская организация установила связи с детскими коммунистическими группами зарубежных стран. Делегация советских пионеров в 1923 году принимала участие во Второй всегерманской конференции по пионердвижению.

В свою очередь, в июле 1927 года орловские пионеры принимали у себя в городе делегацию детей германских рабочих.

В день приезда делегации всей городской пионерской организации и частью рабочих-железнодорожников были устроены встреча и небольшой митинг на вокзале, на котором присутствовало около 700 человек. Для приема делегации в Орёл приехали пионеры из трех уездов губернии.

За три дня пребывания делегации в Орле гости посетили завод им. Медведева, где ознакомились с полным процессом плужного дела. Затем делегация посетила железнодорожное депо МК ЖД, где после осмотра прошел митинг рабочих депо и делегатов. Далее гости посетили детский дом-школу-коммуну имени Ленина, где ознакомились с работой мастерских и бытовой жизнью детдомовцев. Делегаты приняли участие в играх на площадке, в конце посещения прошла беседа делегации со всей школой.

Затем делегация посетила Центральный дом юных пионеров, пионерские площадки четырех отрядов, где немецкие дети также приняли участие в играх. В последний день пребывания делегаты посетили пионерский

лагерь, расположенный в 52 верстах от города, где ознакомились с жизнью лагеря и частично с жизнью крестьян из окрестных сёл. Вечером второго дня пребывания делегатов в Орле был устроен митинг у городского памятника Ленину с факелами, с ракетами, на котором присутствовало 3 тысячи человек. День этого митинга - 2 июня 1927 года - надолго запомнился орловским пионерам и жителям города.

XIV съезд партии (декабрь 1925 года) подчеркнул важность и сущность интернационального воспитания подрастающего поколения.

Анализируя деятельность пионерской организации, ЦК ВКП(б) в своем Постановлении от 25 июня 1928 года «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения» указал, что необходимо «...в детях развивать чувство международной солидарности, решительно изживая проявление национальной розни» [7, С. 67].

Постановления партии и комсомола о пионерской организации составили идейную основу для развития теории и практики интернационального воспитания. Укреплялись связи между пионерскими организациями советских республик. В 1927 году делегация ленинградских пионеров посетила Узбекистан, в следующем году с ответным визитом в Ленинград приезжали пионеры Узбекистана; в том же году Москву посетили делегации пионеров Киева, Харькова, Симферополя, Вятки; гости из Болгарии, Англии, Франции.

Борьба международного пролетариата, национально-освободительная борьба колониальных стран находила отклик у пионеров. Так, в 1926 году, во время стачки английских горняков, советские пионеры вместе со взрослыми проводили сбор денежных средств для помощи бастующим и их детям [1, С. 15]. В 1928 году пионеры проводили сбор средств детям локаутированных рабочих Германии.

Задачами IX Международной детской недели (1929 года) стали «усиление интернационального воспитания пионеров Советского Союза; непримиримая борьба со всеми проявлениями шовинизма и антисемитизма в

детской среде; развитие и закрепление связи с пионерскими организациями всего мира; сбор интернациональной детской копейки в помощь детям рабочих и крестьян Китая, подписка на журнал германских пионеров «Барабан» [7, С. 90].

В 1929-1930 годах советские пионеры организовывали массовые выступления за освобождение американского пионера Гарри Айзмана, осужденного за участие в первомайской демонстрации школьников. В отрядах проходили митинги и собрания. Тысячи писем были направлены в адрес «Пионерской правды», МОПРа.

В августе 1929 года в Москве состоялся I Всесоюзный слет пионеров. Присутствие делегаций всех союзных, автономных республик и областей, иностранных делегаций из Европы, Азии и Америки, проведение первой Международной детской коммунистической конференции придали слету ярко выраженный международный характер, расширили интернациональный кругозор пионеров и способствовали установлению широких дружественных связей между пионерами.

В рамках слёта участники обсудили вопросы об участии детей СССР в социалистическом строительстве, о защите Советского Союза в случае нападения на него империалистов, о международных связях детей. Само название секций определяло содержание интернациональной работы.

На слете были заключены договоры по социалистическому соревнованию между пионерскими организациями Белоруссии, Азербайджана и Западной области, Татарской и Башкирской АССР, Туркмении и Ивановской области и др., а также интернациональные договоры между пионерами Украины и Америки, Норвегии, Закавказья, Швейцарии и Нижней Волги. Эти договоры свидетельствовали о рождении нового взаимодействия между подростками, что спустя многие годы начало называться «детскими послами дружбы».

VIII съезд ВЛКСМ (1928 год) в резолюции отметил необходимость систематической работы по интернациональному воспитанию, направленному на борьбу с национальной

рознью, и налаживанию связей с национальными отрядами и школами.

Вопросам интернационального воспитания детей было посвящено специальное инструктивное письмо «Вожатые! Крепите интернациональную связь!», а также обращение Центрального бюро юных пионеров «Всем юным пионерам, всем детям трудящихся» [14, С. 106].

Не случайно Положение о коммунистической детской организации юных пионеров имени В. И. Ленина, принятое в 1928 году, также закладывало основы интернационального воспитания, акцентируя внимание на том, что «пионерская организация борется против попыток враждебной идеологии влиять на детей (национализм, антисемитизм, мещанство, индивидуализм, собственничество) и ведет систематическую деятельность по воспитанию интернационализма, коллективизма...». Законы юных пионеров (1929 год) тоже отражали эту направленность: «Пионеры -товарищи детям рабочих и крестьян всего мира, всех народов», «Пионеры стремятся вовлечь в свою организацию и работу детей всех трудящихся» [14, С. 107].

Большое значение имело обращение Н. К. Крупской к пионерам, опубликованное в «Пионерской правде» 21 ноября 1930 года под заголовком «Тов. Крупская дает пионерам наказ», в котором она отмечала важность активного участия «в братском единении с другими национальностями» [4, С. 17].

В это время начали широко развиваться связи между пионерскими организациями центральных районов и национальных республик. Пионеры Свердловского района, ребята-нижегородцы устанавливают дружбу с татарскими ребятами Краснооктябрьского района, посылают к ним 25 агитбригад. Ростовская пионербаза имени Микояна подружилась с ингушами и карачаевцами.

«На Всесоюзном слете в Москве, - писал А. М. Горький, - некий зритель спросил детей одной из групп Средней Азии: - Вы какого народа? Ему ответили: - Пионеры.

Это похоже на анекдот, но это - было. И за этим последовало сказанное вполголоса за-

мечание другого зрителя: - Вот когда действительно началось стачивание национальных предрассудков» [12].

Таким образом, вся деятельность пионерской организации в 20-х годах была проникнута идеями пролетарского интернационализма и неразрывно связывалась с воспитанием патриотизма.

Многие отряды зарабатывали средства в фонд «Интернациональный пятачок», оформляли уголки, проводили беседы, утренники, вечера, викторины на интернациональные темы.

Установление фашистских режимов в ряде стран Европы, усиление агрессии фашистских держав и подготовка ко Второй мировой войне затрудняли связи советских пионеров с зарубежными организациями. Советские пионеры и школьники внимательно следили за борьбой рабочего класса против фашизма в странах капитала, изучали жизнь и борьбу выдающихся деятелей международного революционного движения - Эрнста Тельмана, Георгия Димитрова и др. Им посвящались беседы в отрядах и политических кружках, о них оформлялись альбомы, в знак восхищения их мужеством их избирали почетными пионерами.

В годы гражданской войны в Испании пионеры со всем советским народом выражали свои горячие симпатии республиканцам. Они участвовали в сборе денежных средств пользу их детей, посылали подарки. Когда испанские дети были перевезены в СССР, пионеры окружили их дружеским вниманием и заботой.

В 1937 году дети героической Барселоны прислали советским пионерам знамена. За право их получения началось соревнование пионерских отрядов страны. В день двадцатилетия советской власти ЦК ВЛКСМ вручил знамена пионерскому отряду имени Ф. Дзержинского школы № 325 Москвы и отряду имени М. Горького г. Еревана.

Война усилила интерес ребят к героическому прошлому Родины, способствовала воспитанию чувств братской дружбы к народам нашей страны. В качестве подтверждения можно привести хотя бы такой пример: до войны тесная дружба завязалась между мос-

ковскими школами и школами г. Нальчика (Кабардинская автономная советская социалистическая республика). Фашисты взорвали в Нальчике все крупные дома, не уцелела ни одна школа. Пионеры Москвы провели сбор подарков. Они послали в Кабарду 3000 учебников, 1850 томов художественной литературы, 2500 карандашей и ручек, 700 наглядных пособий, 1760 предметов одежды, игрушки [2].

В постановлении VII пленума ЦК ВЛКСМ было записано: «Считать важнейшей задачей комсомола обеспечить дальнейшее улучшение работы пионерской организации имени В. И. Ленина, направлять и впредь ее деятельность на воспитание пионеров в духе советского патриотизма, дружбы народов». В области интернационального воспитания в эти годы широкое распространение получили походы и путешествия пионеров и школьников по родному краю. В 1946 году в путешествиях участвовало более миллиона детей, в 1948 году - пять миллионов. Летом 1946 и 1948 годов состоялись всесоюзные слеты юных путешественников. Они подвели итоги работы пионеров и призвали отряды шире развертывать походы и путешествия по родному краю.

Патриотический призыв пионеров и школьников Чоботовской семилетней школы Московской области в 1947 году «Украсим Родину садами!» был подхвачен пионерами всех союзных республик. ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения РСФСР и Министерством сельского хозяйства объявили Всесоюзный конкурс на лучшего юного садовода. А весной следующего года во Владимире проходил первый Всесоюзный слет юных садоводов, на который съехались делегаты из всех республик. Они решили в знак дружбы заложить «Сад союзных республик». Со всех концов страны пионеры присылали семена и саженцы плодовых и декоративных деревьев для «Сада дружбы», который был заложен в г. Владимире как напоминание о дружбе подростков разных национальностей.

Накануне XII съезда ВЛКСМ были подведены итоги деятельности пионерских отрядов

и дружин, в том числе в области интернационального воспитания. Съезд в своей резолюции «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина» подчеркнул, что «пионерская организация должна и впредь воспитывать чувство советского патриотизма, дружбы между народами и пролетарского интернационализма...» [7, С. 192].

ЦК ВЛКСМ в своем докладе на первой Всесоюзной конференции старших пионерских вожатых (1955 г.) отметил улучшение работы пионерской организации. Пионерские отряды чаще стали проводить сборы, праздники, фестивали, посвященные дружбе народов, жизни детей за рубежом, борьбе за мир. Расширилась их международная переписка. Впервые делегации советских пионеров выезжали в международные пионерские лагеря Польши, Чехословакии и Болгарии. В пионерском лагере «Артек» отдыхали пионеры зарубежных стран [4, С. 31].

Значительно оживилась интернациональная работа в пионерской организации в связи с подготовкой и проведением фестиваля советской молодежи, VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 года).

В дни фестиваля в Москве состоялась первая в истории фестивалей встреча работников детских организаций 17 стран мира. Обменявшись опытом работы, они единодушно решили крепить дружбу, направлять все усилия, чтобы воспитать молодежь своих стран в духе мира и дружбы между народами [4, С. 32].

В Постановлении VIII пленума ЦК ВЛКСМ 1957 года «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В. И. Ленина» не только обобщен богатый опыт интернационального воспитания, накопленный за прошедшее время, но и проанализированы недостатки. Пленум рекомендовал укреплять постоянные связи между пионерскими организациями союзных и автономных республик путем переписки, обмена делегациями, проведения заочных спортивных соревнований, конкурсов, создания общих пионерских лагерей [7, С. 221].

Всесоюзные соревнования, объявленные

Центральным советом: пионерская двухлетка «Пионеры - Родине» (1960-1962 гг.), соревнование на лучший пионерский отряд (19621963 гг.), смотр «Сияйте, ленинские звёзды!» (1964-1966 гг.), - предусматривали и вопросы интернационального воспитания. Например, во всесоюзном смотре «Сияйте, ленинские звёзды!» имеется конкретное направление -«Пионерский марш мира и дружбы». Традиционными стали всесоюзные экспедиции по изучению истории Родины. Во многих дружинах стали создаваться клубы и музеи интернациональной дружбы, проводились фестивали, форумы мира и дружбы, обмен делегациями пионеров между республиками и областями. Миллионы пионеров приняли участие в сборе металлолома для нефтепровода «Дружба».

Летом 1962 года в Артеке проведен Всесоюзный слет пионеров, на котором присутствовали делегации от пионерских и детских демократических организаций многих стран мира. Вместе с делегатами слета советских пионеров они приняли послание ко всем детям мира с призывом крепить и беречь мир.

Богатый опыт, накопленный пионерской организацией, был обобщен на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам пионерского движения в феврале 1963 года.

Конференция отметила, что во многих дружинах и отрядах интернациональное воспитание носило не политический характер, а культурно-просветительный, что отряды и дружины, увлекаясь массовыми мероприятиями, недостаточно уделяли внимания формированию интернационального сознания и поведения каждого пионера, слабо проводилась работа по укреплению дружбы между пионерами союзных и автономных республик. Формы работы по интернациональному воспитанию в отрядах и дружинах были бедны, часто не связаны с жизнью, с задачами коммунистического строительства и в силу этого не способствовали привлечению пионеров к трудовой и общественно полезной деятельности. Отсутствовала система интернационального воспитания, эпизодические мероприятия не давали пионерам глубоких знаний, не могли

удовлетворить их интересы.

Следует отметить, что выступавший на этой конференции президент Академии педагогических наук РСФСР И. А. Каиров, говоря об интернациональном воспитании, привел в качестве примера беседу французских журналистов с воспитанником пятого класса школы-интерната № 12 Академии педагогических наук Лёней Поляковым, который убедительно рассказал о борьбе за мир, о своей ненависти к войне, сделавшей инвалидом отца, «охарактеризовал человеконенавистнические черты фашизма» [3, С. 18], т. е. прекрасно справился с дискуссией и показал высокий уровень развития интернационального мышления.

С 1964 года ежегодно 8 февраля стал отмечаться День юного героя-антифашиста. Это начинание родилось по предложению членов клуба интернациональной дружбы им. Ю. А. Гагарина Московского дворца пионеров. В их обращении к сверстникам говорилось: «Пусть в этот день дети во всех уголках Земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов, еще теснее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре! Пусть всегда будет солнце для всех детей!» [13, С. 28].

II пленум ЦК ВЛКСМ (3 февраля 1967 года) обратил внимание на необходимость улучшения интернационального воспитания в пионерской организации.

В резолюции пленума была обозначена необходимость крепить дружбу детей различных национальностей СССР.

Делался акцент на том, что комсомольские организации должны активнее знакомить пионеров с успехами братских союзных республик в области экономики, культуры, науки.

Работа пионерских организаций по интернациональному воспитанию должна была содействовать укреплению дружбы с детьми трудящихся всех стран, для чего определялось необходимым всемерно активизировать деятельность детских клубов интернациональной дружбы, поощрять коллективную переписку советских детей с зарубежными друзьями, проводить школьные форумы, ор-

ганизовывать выставки, отражающие работу и успехи братских пионерских организаций [16, С. 68].

Предложение XVII съезда ВЛКСМ о проведении Международного детского фестиваля «Пусть всегда будет солнце!» встретило активную поддержку в международном молодежном, юношеском и детском движении, а также среди широкого круга международных, региональных и национальных общественных организаций взрослых.

В программе СИМЕА, например, был раздел «За укрепление рядов прогрессивного и демократического детского и юношеского движения, за развитие и укрепление связей и сотрудничества с широким кругом детских и юношеских организаций на национальном, региональном и международном уровнях», поэтому СИМЕА поддержал предложение XVII съезда ВЛКСМ о проведении международного детского фестиваля «Пусть всегда будет солнце!», подчеркнув, что фестиваль -значительное событие в мире [5, С. 11].

Все пионерские дружины СССР обсудили призыв участников консультативной встречи и наметили программу действий под лозунгом «Фестиваль в «Артеке» - фестиваль везде!». Пионерские отряды соревновались за право послать своих делегатов в «Артек» на этот форум.

16 апреля 1977 года на коммунистический субботник вышли представители 25-миллионной пионерской организации. Заработанные деньги они передали в Фонд мира. Пионерские ансамбли песни и пляски, пионерские театры и агитколлективы устраивали платные концерты, спортивные лотереи. Полученные средства отчисляли в Фонд мира и в Фонд Международного детского фестиваля. По всей стране прошли яркие праздники под девизом «У нас друзья на всей планете». Подготовка к фестивалю широко освещалась по телевидению, в детской и молодёжной прессе, по радио.

Подготовка и проведение Международного детского фестиваля активизировали совместные действия всех международных, региональных и национальных молодежных, дет-

ских организаций различных политических и социальных ориентаций, общественных организаций в борьбе за права детей, за социальный прогресс, за дальнейшее углубление и необратимость международной разрядки. Кроме того, фестиваль доказал, что юность планеты хочет дружить и жить в мире.

В 1978 году заместителем министра просвещения СССР В. М. Коротковым и председателем Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина А. В. Федуловой было утверждено примерное положение о клубе интернациональной дружбы пионеров и школьников.

Стоит привести как пример работу клубов интернациональной дружбы Орловской области, смотр которых проводился в 1981 году с целью дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов работы клубов по воспитанию пионеров и школьников в духе дружбы народов СССР, советского патриотизма и пролетарского интернационализма [10].

В смотре приняли участие все клубы интернациональной дружбы (КИД) Орловской области. В ходе смотра КИДы Новодеревень-ковского района, например, подготовили и провели тематические вечера «Слушайте: говорит юность отцов и матерей», посвященные 58-й годовщине образования СССР, а также 57-й годовщине со дня присвоения пионерской организации имени В. И. Ленина. Членами КИДов Краснозоренской, Судбищен-ской средних школ, Дома пионеров были проведены конференции «Наш друг - Болгария», «Свободный Вьетнам», «Народная Монголия», «Куба - любовь моя». Члены клуба Малиновской восьмилетней школы и Дома пионеров провели неделю дружбы с Вьетнамом и Монголией. 8 февраля все клубы провели митинг, посвященный Дню юного героя-антифашиста, возложили гирлянды к братским могилам. Членами клуба интернациональной дружбы Краснозоренской средней школы были проведены викторины: «Друзья разноцветных галстуков», «Братские страны социализма», а также устный журнал «Международное молодёжное движение». В дни

смотра выпускались газеты, молнии, бюллетени о ходе смотра. Члены клубов интернациональной дружбы Краснозоренской, Судби-щенской, Паньковской средних школ выступали с лекциями и беседами по вопросам внутренней и внешней политики. Членами клубов велась переписка с КИДами имени Алёши болгарского города Тутракан, «Дружба» г. Гудермес, «Глобус» г. Липецка, им. Станка Димитрова г. Брянска, «Товарищ» г. Белгорода и другими. Членами КИДа в Краснозоренской средней школе оформлены стенды: «Эрнст Тельман», «Его имя носит КИД», «Мы - интернационалисты», «Они освобождали Европу», «Братья по оружию», «Пионерские организации», «Мы говорим «нет» войне», «Борцы за мир» и другие [10].

В отчете Мценского ГК ВЛКСМ о ходе смотра клубов интернациональной дружбы было отмечено, что во Мценске «работает 11 клубов интернациональной дружбы» [10]. Во всех КИДах работали секции: «Здравствуй, Франция», «Учимся говорить по-английски», «Моя Родина - СССР», «Почтамт «Дружба», музыкально-драматическая; секция печати и оформителей; лекторий «Глобус». Особый акцент делался на краеведческой работе. Клубом имени Юлиуса Фучика школы № 4 были собраны материалы на следующие темы: «Суровая память» (об узниках концлагерей), «Зверства фашистов на территории Мценского района», «Они сражались вдали от Родины» (о советских людях - участниках Сопротивления), «Нормандия-Неман» и другие. Собрать эти материалы КИДу позволила обширная переписка со школьниками Франции (Пантен, Гренобль, Париж, Марсель), ГДР, Польши, Болгарии [10].

Ливенский ГК ВЛКСМ в рамках данного смотра предоставил отчет, где указал, что «много лет работает клуб интернациональной дружбы средней школы № 1. Клуб ведет переписку с Болгарией, Латвией, Украиной, Белоруссией. Собраны богатые коллекции значков и марок. Проводятся заочные путешествия на иностранных языках в города-побратимы Разград, Исперих. В плане работы - конференция «Наш друг - Болгария», викторина

«Знаешь ли ты своих друзей?». Лекторская разучивала игры и песни на иностранных языках, знакомила с жизнью, традициями сверстников за рубежом» [10].

Кроме систематической работы клубов интернациональной дружбы, практиковались различные акции, например всесоюзные кампании солидарности (на наш взгляд, фактически аналог Международной детской недели двадцатых годов), проходившие под лозунгом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и прогресс!».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дни Недели солидарности в отрядах проводились беседы, устные журналы, пионерские сборы, линейки, радиопередачи, чтение книг о юных героях-антифашистах, борцах за мир и справедливость, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами комитета защиты мира, комитета советских женщин, писателями, поэтами, журналистами, Героями Социалистического Труда. Названия отражали тематику: «Были ребята солдатами», «Помним их имена», «Два мира - два детства», «Шаги и мужество» и др. [13, С. 11].

В рамках ежегодного празднования Дня образования СССР традиционно проводилась пионерская игра-путешествие «Созвездие пятнадцати дружных», в ходе которой на конкретных примерах подростки рассказывали об экономических связях предприятий и учреждений своего города с братскими республиками страны; о самых интересных пионерских делах какой-либо союзной республики, края Советского Союза; знакомили участников игры с тружениками, ветеранами войны и труда, представителями различных национальностей большой Родины, которые своим трудом или подвигами прославили ее. В программу игры-путешествия также входили номера художественной самодеятельности: песни, танцы, игры, стихи народов СССР.

В период так называемой гонки вооружений начала 80-х годов прошлого века делегаты VIII Всесоюзного слета пионеров (г. Москва) 20 мая 1981 года приняли обращение «К детям войны», в котором слет призывал сплотить ряды юного поколения в борьбе за мир, за права детей, за то, чтобы каждый

мальчик, каждая девочка могли ходить в школу, отдыхать в пионерских лагерях, чтобы они никогда не знали голода, болезней и нищеты, а кроме того, чтобы не было больше взрывов, чтобы черные тучи войны никогда не затмили ясного солнца [13, С. 14].

В 1985 году советская пионерия готовилась встретить XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (г. Москва). Не остались в стороне от всеобщего дела и пионеры Орловской области. В пионерских дружинах проводились разнообразные мероприятия в рамках подготовки Всемирного форума: викторины «Фестивальная ромашка», конкурсы рисунков «О чём бы я рассказал участникам фестиваля», ярмарки солидарности, средства от которых были перечислены в фонд фестиваля. Например, пионерами г. Мценска (Орловская область) было перечислено в фонд XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1200 рублей, более 4000 рублей перечислено в Фонд мира. Юные интернационалисты г. Мценска приняли участие в операции «Компаньеро».

В октябре 1985 года была открыта неделя действий за мир и разоружение, посвященная 40-летию ООН (1985 год) и Международному году мира [11].

IX Всесоюзный пионерский слёт, прошедший в 1987 году, тоже призвал крепить дружбу между пионерами СССР, с детьми всей планеты. В решении слета было отмечено, что ни в коем случае нельзя проявлять высокомерие, неуважение к национальному достоинству, языку, культуре народов, в особенности к русскому языку как средству межнационального общения [6, С. 3].

Это особенно актуально сегодня, когда международная напряженность достигла своего апогея. И проблема современной цивилизации не только в политическом, экономическом и военном противостоянии различных сил и государств и даже не столько в нём, сколько в мировоззренческом, концептуальном тупике, в котором мы оказались к третьему десятилетию XXI столетия. «Конец истории» по Фукуяме явно не состоялся. Либерально-потребительский «рай» оказался пря-

мой дорогой к деградации.

В этих условиях человечество в поисках ответов и смыслов закономерно обращается к живому опыту прошлых поколений - с их победами, достижениями и мечтами о воспитании нового, более совершенного человека-творца, а не толерантно-потребительской биологической массы.

Библиография / References:

1. Вожатый. - 1926. - № 8-9.

2. Вожатый. - 1947. - № 10.

3. Вожатый. - 1963. - № 4.

4. Вожатый. - 1967. - № 3.

5. Вожатый. - 1977. - № 10.

6. Вожатый. - 1987. - № 12.

7. Всесоюзная пионерская организация им. Ленина. Документы и материалы съездов, конференций, пленумов, бюро, секретариата ЦК ВЛКСМ, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина 1920-1972 гг. - М., 1972. - 457 с.

8. ГАОО. - Ф. П-1281. - Оп. 1. - Д. 115.

9. ГАОО. - Ф. П-1282. - Оп. 6.

10. ГАОО. - Ф. П-1283. - Оп. 85. - Д. 74.

11. ГАОО. - Ф. П-1283. - Оп.89. - Д. 6.

12. Максим Горький. Советские дети [Электронный ресурс] / http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-253.htm (дата обращения: 25.01.2022 г.).

13. Методический бюллетень по интернациональному воспитанию пионеров и школьников. - Орёл, 1982. - 39 с.

14. Орлова Л.Н. Исторические и социальные аспекты расширения деятельности пионерской организации в условиях многонационального государства / Запад - Восток: Россия и Европа, религия и мир. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Ливцова. -Орёл, 2020. - С. 106-112.

15. Орлова Л.Н. Традиции нравственного и патриотического воспитания в Орловской пионерской организации как основа успешной деятельности российского движения школьников // Образование и общество. - 2017. -С. 46-48.

16. Ашихмина Е.Н., Ливцов В.А. Орёл -Орловское полесье: путеводитель по экскурсионному маршруту. - Орёл, 2007.

17. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ январь - декабрь 1967 г. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 639 с.

18. Товарищ Комсомол: Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. В 2-х т. Т. 1. 1918-1941 гг. / Сост.: В. Десятерик и др. - М.: Молодая гвардия, 1969. - 608 с.

1. Vozhatyj [Leader]. - 1926. - № 8-9. (In Russ.).

2. Vozhatyj. - 1947. - № 10. (In Russ.).

3. Vozhatyj. - 1963. - № 4. (In Russ.).

4. Vozhatyj. - 1967. - № 3. (in Russ.).

5. Vozhatyj. - 1977. - № 10. (In Russ.).

6. Vozhatyj. - 1987. - № 12. (In Russ.).

7. Vsesojuznaja pionerskaja organizacija im. Lenina. Dokumenty i materialy s#ezdov, konfer-encij, plenumov, Bjuro, Sekretariata CK VLKSM, Central'nogo Soveta Vsesojuznoj pionerskoj or-ganizacii imeni V.I. Lenina 1920-1972 gg. [AllUnion Pioneer Organization. Lenin. Documents and materials of congresses, conferences, plenums, the Bureau, the Secretariat of the Central Committee of the Komsomol, the Central Council of the All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin 1920-1972]. - M., 1972. - 457s. (In Russ.).

8. GAOO. F. P-1281. Op. 1. D.115. (In Russ.).

9. GAOO. F. P-1282. Op.6. (In Russ.).

10. GAOO. F. P-1283. Op. 85. D.74. (In Russ.).

11. GAOO. F. P-1283. Op.89. D.6. (In Russ.).

12. Maksim Gor'kij. Sovetskie deti [Maxim Gorky. Soviet children] [Jelektronnyj resurs] / http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-253.htm (data obrashhenija 25.01.2022g.). (In Russ.).

13. Metodicheskij bjulleten' po internacion-al'nomu vospitaniju pionerov i shkol'nikov [Methodical bulletin on the international education of pioneers and schoolchildren]. - Orjol, 1982. -39s. (In Russ.).

14. Orlova L.N. (2020) Istoricheskie i so-cial'nye aspekty rasshirenija dejatel'nosti pioner-

skoj organizacii v uslovijah mnogonacional'nogo gosudarstva [Historical and social aspects of expanding the activities of the pioneer organization in a multinational state] / Zapad-Vostok: Rossija i Evropa, religija i mir. Materialy III Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej V.A. Livcova. - Orjol, 2020. - S.106-112. (In Russ.).

15. Orlova L.N. (2017) Tradicii nravstvennogo i patrioticheskogo vospitanija v Orlovskoj pioner-skoj organizacii kak osnova uspeshnoj deja-tel'nosti rossijskogo dvizhenija shkol'nikov [Traditions of moral and patriotic education in the Oryol pioneer organization as the basis for the successful activity of the Russian movement of schoolchildren] // Obrazovanie i obshhestvo. - S.46-48. (In Russ.).

16. Ashihmina E.N., Livcov V.A. (2007) Orjol - Orlovskoe poles'e [Oryol - Oryol Polesye]: putevoditel' po jekskursionnomu marshrutu / Or-jol. (In Russ.).

17. Sbornik postanovlenij CK VLKSM janvar'-dekabr' 1967 g. [Collection of resolutions of the Central Committee of the Komsomol January-December 1967]. - M.: «Molodaja gvardija», 1968. - 639s. (In Russ.).

18. Tovarishh Komsomol: Dokumenty sezdov, konferencij i CK VLKSM [Comrade Komsomol: Documents of congresses, conferences and the Central Committee of the Komsomol]. V 2-h t. T.1. 1918-1941 / Sost.: V. Desjaterik i dr. -M.: Molodaja gvardija, 1969. - 608s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.