Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ'

ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ / СКАУТИЗМ / ОТРЯДЫ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ / НАРКОМПРОС / НАРКОМЗДРАВ / ВСЕОБУЧ / ДЕТСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ПИОНЕР / КОНФЕРЕНЦИЯ / PKCM (РОССИЙСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ) / ПРОГРАММА ЮНЫХ ПИОНЕРОВ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» / СТАРШИЙ ПИОНЕРСКИЙ ВОЖАТЫЙ / ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ / ПИОНЕРСКАЯ ДВУХЛЕТКА / ВСЕСОЮЗНЫЙ МАРШ / САЛЮТ / ДОМ ПИОНЕРОВ / ВСЕСОЮЗНЫЙ СЛЕТ ПИОНЕРОВ / ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / СПО — ФДО / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СОЮЗ / ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ / CHILDREN’S SOCIAL ORGANIZATIONS AND ASSOCIATIONS / PEOPLE’S COMMISSARIAT / CHILDREN’S COMMUNIST GROUP / «THE PIONEERING TRUTH» / PIONEERING TWO — YEAR STAGE / SCOUTING / TEAMS OF YOUNG PIONEERS / COMMISSARIAT OF EDUCATION / UNIVERSAL EDUCATION / A PIONEER / A CONFERENCE / THE RUSSIAN COMMUNIST UNION OF YOUTH / A PROGRAM OF YOUNG PIONEERS / PIONEER ORGANIZATION / THE SENIOR PIONEER LEADER / SUMMER CAMP / UNION MARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амосов В. А.

В статье представлены материалы о создании первых организаций для детей и юношества в России, о первом массовом движении скаутов, о создании пионерской организации, ее исторических этапах становления и развития, о правопреемнике Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина — Международном Союзе детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО), а также информационные материалы о деятельности общественной организации «Союз пионерских организаций» Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of children’s social movement: to the pioneriya 90 Anniversary

The article presents the material about the establishment of the first organizations for children and youth in Russia. Also the author tells us about the first mass movement of scouts, the creation of the pioneering organization, the historical stages of it’s development and formation. The author presents the material about the successor of the All — Union Pioneer organization named after V. I. Lenin — the International Union of children’s Organizations, as well as informational material about the activity of the Union of pioneering organization in the Nizhegorodsky region.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ»

В. А. АМОСОВ,

председатель Совета общественной организации «Союз пионерских организаций» Нижегородской области эропо91 @ mail.ru

ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ К 90-летию пионерии

В статье представлены материалы о создании первых организаций для детей и юношества в России, о первом массовом движении скаутов, о создании пионерской организации, ее исторических этапах становления и развития, о правопреемнике Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина — Международном Союзе детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО), а также информационные материалы о деятельности общественной организации «Союз пионерских организаций» Нижегородской области.

The article presents the material about the establishment of the first organizations for children and youth in Russia. Also the author tells us about the first mass movement of scouts, the creation of the pioneering organization, the historical stages of it's development and formation. The author presents the material about the successor of the All — Union Pioneer organization named after V. I. Lenin — the International Union of children's Organizations, as well as informational material about the activity of the Union of pioneering organization in the Nizhegorodsky region.

Ключевые слова: детские общественные организации и объединения, скаутизм, отряды юных пионеров, Наркомпрос, Наркомздрав, Всеобуч, детская коммунистическая группа, пионер, конференция, РКСМ (Российский коммунистический Союз молодежи), программа юных пионеров, пионерская организация, «Пионерская правда», старший пионерский вожатый, пионерский лагерь, пионерская двухлетка, Всесоюзный марш, салют, Дом пионеров, Всесоюзный слет пионеров, тимуровское движение, пионеры-герои, детское общественное движение, СПО — ФДО, Центральный Совет, научно-практический центр, союз, программы деятельности детских общественных организаций и объединений

Key words: children's social organizations and associations, scouting, teams of young pioneers, Commissariat of education, People's Commissariat, Universal Education, Children's Communist group, a pioneer, a conference, the Russian Communist Union of Youth, a program of Young Pioneers, pioneer organization, «The pioneering truth», the senior pioneer leader, summer camp, pioneering two — year stage, Union March,

salute, the Pioneer House, All-Union meeting of the pioneers, the Timurovskoe movement, the pioneer heroes, children's social movement, the central council, the scientific center, the alliance program of children's organizations and associations

"I /Л мая 2012 года исполняется 90 лет I VI со дня рождения пионерской орга-и низации, правопреемником которой с 1990 года является Международный Союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (далее СПО — ФДО). Этот праздник объединяет не только россиян, но и граждан разных стран, кто на протяжении многих лет верен лучшим традициям пионерской организации.

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов [7].

Первый русский скаутский отряд возник 30 апреля 1909 года под Санкт-Петербургом в Царском Селе [4]. Его основателем был О. И. Пантюхов — офицер лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона.

После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, и в 1922 году скаутинг в России был запрещен. Но в год его запрета в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костер в Сокольниках. На II Всероссийской конференции Российского коммунистического Союза молодежи (РКСМ) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю советскую Россию с учетом системы скаутинга [7].

В 1918—1919 годах Наркомпрос, Нар-комздрав и Всеобуч предприняли попытку создания единой детской коммунистической организации юных коммунистов, используя опыт скаутской организации [4].

Осенью 1921 года в ЦК РКСМ при активном участии Н. К. Крупской была

создана комиссия по работе среди детей. Решался вопрос о структуре детских коммунистических групп. Одобрили название «Юные пионеры», а детской организации решили присвоить имя Спартака — вождя восстания рабов в Древнем Риме, героический образ которого столь популярен у детей.

«Пионер — это значит тот, кто начинает строить новое, который прокладывает новые пути; зачинатель новых, полезных дел» [3, с. 350— 365].

Первый пионерский отряд был создан в феврале 1922 года в Москве при фабрично-заводском ученичестве (фабзавуч) им. Н. А. Борщевского на Красной Пресне, в него записались 52 человека. 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция РКСМ приняла постановление «О распространении опыта московской организации по созданию отрядов юных пионеров». С этого дня началась история пионерской организации. Был подготовлен «Временный устав детских коммунистических групп "Юные пионеры" имени Спартака» [2].

В октябре 1922 года были изданы тезисы «Детское движение. Законы. Торжественное обещание юных пионеров», создана программа «Юных пионеров».

Программа занятий юных пионеров должна была включать в себя главным образом подвижную, естественно отвечающую данному возрасту, пионерскую практику. Все, чему должен научиться ребенок в организации, он должен сделать сам. Опыт, причем живой и увлекательный,— вот основной путь накопления знаний и навыков.

Программа включала в себя следующие направления.

Первый пионерский отряд был создан в феврале 1922 года в Москве при фабрично-заводском ученичестве (фабзавуч) им. Н. А. Борщевского на Красной Пресне.

3 Естественное воспитание: знакомство с окружающей общественной жизнью, с наиболее яркими и важными фактами текущей политической жизни, с жизнью и работой всей рабочей молодежи и РКСМ, проведение различных кампаний.

3 Развитие классового самосознания путем знакомства с романтическими эпизодами революционной борьбы, истории Красной Армии.

3 Борьба человека с природой путем ознакомления по беллетристическим произведениям с жизнью первобытного человека, историей труда, жизнеописанием народов, великих ученых и изобретателей машин, человека — властителя природы, завоеванием воздуха, океанов, поверхности и недр Земли. Желательно это ознакомление проводить путем экскурсий на фабрики, шахты; путем самостоятельного изготовления инструментов, моделей, машин и т. д.

3 Историко-географические сведения о родной местности, а затем о всей стране и других странах (краеведение, путешествия и открытия, изучение их по рассказам путешественников и исследователей).

3 Художественное воспитание: проведение литературных вечеров, судов, читок, инсценировок; выпуск журнала, устной и стенной газеты; устройство детских библиотек, читален, клубов, а также хора, оркестра; экскурсии в музеи, галереи, театры; рисование и т. д.

3 Знакомство с природой: наблюдения во время экскурсий окружающей флоры и фауны (небо, вода, земля, воздух, простейшие самостоятельные опыты по химии и физике). 3 Трудовые навыки и умения: устройство и оборудование клуба, лагеря, сада, огорода, мастерских; самообслуживание и изучение трудовых специальностей.

3 Общественный труд: помощь коллективным трудом детским и иным учреждениям; охрана общественных садов и па-

В 1923 году в Хамовническом районе Москвы открылся первый в стране Дом пионеров и образовались октябрьские группы при пионерских отрядах.

мятников страны; организация детских площадок, игр и праздников; помощь в народных бедствиях; работа в библиотеках и научных учреждениях, сельскохозяйственной дружине, команде связи при различных демонстрациях, манифестациях и т. д.

3 Естественные и физические упражнения: игры, естественная гимнастика, спорт, жизнь на вольном воздухе.

3 Развитие выносливости, настойчивости и терпения посредством практического изучения во всех деталях лагерной и походной жизни, топографии, сигнализации, «разведки» и т. д.

В 1923 году в Хамовническом районе Москвы открылся первый в стране Дом пионеров и образовались октябрьские группы при пионерских отрядах, а в марте этого же года вышел первый пионерский журнал «Барабан». Уже в декабре 1923 года юным пионерам был предложен новый салют: «правая рука, сложенная в ладонь большим пальцем, выносится к себе на уровень лба». ЦК РКСМ выпускает «Циркулярное письмо», в котором говорится: «после укрепления детского коммунистического движения зимой, к весеннему периоду детская организация должна войти с единой организационной структурой, законами, обычаями, формой, значком и салютом».

Широкое детское движение, развернувшееся после Гражданской войны, было «реорганизовано в детскую организацию — единую и единственную». После XI съезда комсомола в июле 1924 года в России начался продолжительный период развития пионерской организации.

После смерти в 1924 году В. И. Ленина детским коммунистическим группам юных пионеров присвоили его имя, и по этому случаю 23 мая этого же года состоялся первый пионерский парад на Красной площади в Москве.

В марте 1925 года вышел первый номер центральной пионерской газеты «Пионерская правда», а в июне следующего года открылся Всероссийский пионерский лагерь «Артек».

С 1925 года в пионерской организации начался трудный период. Установилось мирное время, возросли культурные требования детей. Актуальными были вопросы радио, электричества, авиации, техники. Организация же в большинстве работала по старым формам и методам. С целью активизации пионерской работы организация решилась на педагогический эксперимент: осуществлять работу методом конкретных заданий [4].

С 1926 по 1929 год Н. К. Крупская ведет активную работу по укреплению пионерской организации, решению психолого-педагогических проблем, внедрению новых форм работы: «Четыре линии пио-нерработы» (март 1926 г.), «За красочность и сплоченность» (март 1927 г.), «Пио-нердвижение и школа» (май 1927 г.), «За углубленное содержание пионерработы» (январь 1928 г.). 1928—1929 годы были годами перелома в пионерской организации. За пять лет существования пионерского движения были определенные достижения, но в дальнейшем развитии организации начались трудности [3, с. 350—365].

В основе кризиса — отставание содержания и методов работы, сложившихся в первые годы пионерской организации, от растущих запросов настоящего. Тогда был предложен вариант: определить примерный круг общественной работы, знаний и навыков, получаемых пионером за время пребывания в организации, с учетом запросов разных возрастных групп.

Пионерская организация пошла курсом строителей коммунизма, активно включилась в коллективизацию и индустриализацию. В центре внимания ее стала задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе. В содержании пионерской работы была установлена определенная система, сводящаяся в основном к тому, что вся деятельность осуществлялась через государственные задания и договора [2].

С 18 по 25 августа 1929 года в Москве проходил I Всесоюзный слет пионеров. Инициаторами этого слета были пионеры

Нижнего Новгорода и Москвы. Здесь подтвердили и закрепили главенствующую роль компартии в вопросе развития пионерской организации; приняли наказ ко всем пионерам и детям Советского Союза. Наказ пионерского слета явился программой действий для пионерского движения на ближайший год и первой попыткой обобщить опыт поворота пионерской организации от участия в отдельных компаниях к систематической работе. В его основу легли заключенные на Всесоюзном слете договоры с государственными и общественными организациями по выполнению ряда конкретных задач [3, с. 350—365].

В 1932 году из комсомольских ячеек предприятий пионерские отряды и дружины перебазировались в школы.

В июле 1933 года на средства, собранные пионерами всей страны, был построен самолет «Пионерская правда», а в июне 1934 года в Москве открылся первый в стране детский стадион — Стадион юных пионеров. В июне 1935 года в Тбилиси была открыта первая в стране детская железная дорога, а в декабре этого же года впервые высшая государственная награда вручена пионерке из Таджикистана, которая была удостоена ордена Ленина за высокие показатели в сборе хлопка. В этом же году постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ в школах устанавливается должность старшего пионерского вожатого [1].

В 1936 году в СССР открываются первые Дворцы пионеров; в 1939 году объявлен Всесоюзный конкурс «Юные техники — в помощь школе!» [4].

В 1940 году опубликована повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга положила начало появлению первых тимуровских команд в пионерской организации и тимуровского движения.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она изменила содержание работы организации. Был при-

Пионерская организация пошла курсом строителей коммунизма, активно включилась в коллективизацию и индустриализацию.

нят ряд документов о работе пионерской организации в условиях военного времени; введены знаки различия для пионеров, новые знамена отрядов и дружин, нагрудный значок; принят новый текст торжественного обещания; устанавливалась новая структура пионерской организации. Ребята стремились в меру своих сил помогать взрослым: работали на полях колхозов и совхозов, ухаживали за малышами, кололи дрова, варили пищу, стирали белье, работали в огороде, принимали активное участие в восстановлении разрушенных немцами школ, вносили свои сбережения в фонд обороны Родины. На средства, собранные пионерами, построены и отправлены на фронт танки и целые танковые колонны: «Пионер Башкирии», «Горь-ковский пионер», «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», «Ташкентский пионер», «Пионер Ростова». Небо Родины защищали эскадрильи: «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Узбекистана», «Ярославский пионер», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель» [2]. Были построены корабли, бронепоезда, боевые орудия. Пионеры провели два своих всесоюзных пионерских воскресника «Пионеры — фронту!». Во многих школах создавались мастерские, в которых ребята изготавливали различные детали мин, оружия, лыжные палки, обстругивали ложа винтовок, обметывали петли морских кителей.

Многие пионеры заслужили высокую правительственную награду. Четырем пионерам— Лёне Голикову, Вале Котику, Зине Порт-новой, Марату Казею — присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1946—1947 годах был принят ряд документов «Об улучшении работы пионерской организации»:

3 «О введении выборности в пионерской организации»;

3 « О приеме в пионерскую организацию детей с 9-летнего возраста»;

С начала 50-х годов XX века работа пионерской организации «строится на основе всемерного развития инициативы и самодеятельности, с учетом возраста и запросов детей».

3 «Об учреждении Красных пионерских знамен для районных и городских пионерских организаций, а также дружин»;

3 «О введении в пионерских организациях значков: "Юный техник", "Юный путешественник", "Юный натуралист", "Юный физкультурник"» [4].

В 1947 году по всей стране развернулось движение юных садоводов «Украсим Родину садами!».

С начала 50-х годов XX века деятельность пионерской организации несколько оживляется. Вся работа с детьми «должна строиться на основе всемерного развития инициативы и самодеятельности, с учетом возраста и запросов детей».

В 1952 году уже по инициативе пионеров школы № 27 г. Горького развернулось движение под девизом «Родной школе— подарки лета!», а в 1953 году уже по инициативе газеты «Пионерская правда» юные туристы отправились в путешествие по родной стране. В 1957 году увлекательная игра ленинградских пионеров «Красный следопыт» перерастает во Всесоюзное движение красных следопытов. В этом же году выходит «Положение о старшем пионерском вожатом дружины», где старший вожатый является «воспитателем и организатором юных пионеров». Положение закрепляло подбор кадров, обязанности и права старшего вожатого.

В июле 1958 года утвержден примерный перечень умений и навыков «Ступени юного пионера». Были установлены три «ступеньки»: первая — для пионеров 3—4-х классов, вторая — 5—6-х, третья — 7—8-х. «Ступеньки» были призваны помочь пионерским вожатым в учете возрастных особенностей в деятельности пионерских коллективов.

В июле 1960 года открывается Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», а в сентябре объявляется пионерская двухлетка «Пионеры — Родине!»: сбор миллиона тонн металлолома для нефтепровода «Дружба», Всесоюзный конкурс «Юные техники — Родине!», выращивание на пионерских фермах 10 миллионов кроликов и 100 миллионов голов птиц.

18 мая 1962 года Всесоюзной пионерской организации вручается орден Ленина, а в августе проходит II Всесоюзный слет пионеров в «Артеке».

В 1964 году на страницах газеты «Пионерская правда» появляются материалы о создании клубов «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Дан старт трехлетнему смотру пионерских дружин «Сияйте, ленинские звезды!». В 1967 году утверждается новое Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, вводится программа «Ориентир».

В 1967 году стартует Всесоюзная военно-спортивная игра пионеров «Зарница».

В июле 1970 года проходит IV Всесоюзный слет пионеров в Ленинграде, где был дан старт Всесоюзному маршу пионерских отрядов «Всегда готов!». В 1972 году Всесоюзная пионерская организация награждается вторым орденом Ленина. В этом же году с июля по август проходит V Всесоюзный слет пионеров в «Артеке». Решением слета марш пионерских отрядов «Всегда готов!» был продолжен. Он был посвящен 50-летию образования СССР, а через два года этот марш решением VI Всесоюзного слета был посвящен 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне [4].

17—18 мая 1976 года проходит первый Всесоюзный слет пионерских вожатых в Москве, а в августе состоялся VII Всесоюзный слет пионеров в «Артеке». В этом же году объявлена Всесоюзная пионерская операция «Зернышко»: помощь пионеров в выращивании хлеба и уборке урожая.

В 1978 году дан старт Всесоюзному маршу пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны!» и объявлена Всесоюзная операция «Миллион — Родине!» по сбору макулатуры и металлолома.

В 1990 году (сентябрь — октябрь) проходит Х Всесоюзный слет в «Артеке». Решения Х слета стали переломными в детском движении. Слет объявил о прекращении деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина

и о создании новой организации детей, подростков и взрослых — «Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций» — и принял Устав этой организации [2].

В истории детского движения СССР, стран СНГ и России начинается новый этап. Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина разработал концепцию перестройки деятельности пионерской организации.

Международный Союз детских общественных объединений СПО — ФДО в настоящее время объединяет детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей и в их интересах.

СПО — ФДО — самое крупное международное детское общественное объединение, действующее на территории Российской Федерации. Его членами являются 80 детских общественных объединений, в том числе 14 организаций из 11 зарубежных стран, два общероссийских объединения, два межрегиональных и 62 региональных объединений из 46 субъектов Российской Федерации.

Новизна СПО — ФДО в том, что он заявлен как добровольная, самодеятельная, самоуправляемая общественная организация, независимая от каких-либо партий и движений. Утвержден другой девиз: «За Родину, Добро и Справедливость!»; изменена структура детских организаций: они стали создаваться в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях и т. д.; расширены права детских организаций — субъектов СПО — ФДО; изменена символика, а главное — наметились иные подходы в содержании деятельности детских организаций.

Центральный Совет СПО — ФДО предложил детским организациям вариативно-программный путь развития. Такой под-

Международный Союз детских общественных объединений СПО — ФДО объединяет детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей и в их интересах.

ход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темпы выполнения программ. Научно-практический центр Центрального Совета СПО — ФДО разработал ряд программ: «Программы Сотрудничества», «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Свой голос», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасется», «Бизнес-тинейджер», «Древо жизни», «Золотая игла», «Лидер» и другие [6].

С 1 октября 2001 года «Союз пионерских организаций» Нижегородской области является субъектом Международного Союза СПО — ФДО.

«Союз пионерских организаций» Нижегородской области был создан 15 января 1991 года на слете пионерских работников в Нижегородском кремле, который сегодня в своих рядах объединяет 145 тысяч детей и взрослых, 1200 детских общественных организаций и объединений, 57 районных и городских детских общественных организаций, которые продолжают лучшие традиции пионерской организации.

В соответствии с основными направлениями деятельности «Союза пионерских организаций» Нижегородской области в 2011/12 учебном году деятельность Союза направлена на создание благоприятных условий для:

3 развития детских организаций и объединений, формирования независимого самосознания детей и подростков, привития им навыков свободного социального самоопределения;

С 1 октября 2001 года «Союз пионерских организаций» Нижегородской области является субъектом Международного Союза СПО — ФДО.

3 реализации вариативных программ деятельности детских организаций и объединений, соответствующих интересам детей;

3 информационно-методического обеспечения деятельности детских организаций и объединений — членов Союза;

3 информационного освещения деятельности Союза через СМИ, интернет-ресурсы и социальные сети.

Базовыми ценностями, положенными в основу деятельности детских организаций и объединений, всегда были и остаются:

3 защита прав, достоинства, интересов членов детских общественных организаций и объединений;

3 удовлетворение интересов и потребностей личности ребенка;

3 развитие у детей и подростков потребности в активной гражданской позиции, умении формулировать и отстаивать свое мнение, адекватно воспринимать мнения других;

3 забота, созидательность, стремление улучшать свою и окружающую жизнь;

3 нормы коллективной жизни, преемственности, дружбы, общения, уважения к личности и высокая требовательность к ней;

3 самостоятельность, инициатива, творчество, игра [5].

Реализуя основные направления деятельности Союза и принципы стратегии развития СПО — ФДО, деятельность «Союза пионерских организаций» Нижегородской области находит свое отражение в деятельности районных и городских детских общественных организаций через проведение школ детского актива, обучения старших вожатых — через организацию работы методических объединений, обучающих семинаров, слетов детских объединений.

Основными делами «Союза пионерских организаций» Нижегородской области являются проведение областных профильных смен представителей детских общественных организаций и объединений

«Радуга Успеха»; конкурсы детских социальных проектов, компьютерных презентаций, печатных изданий детских общественных организаций; акции, фестивали, семинары-практикумы, тимуровская работа; создание летописей детских общественных организаций Нижегородской области; организация и проведение областного конкурса организаторов детского общественного движения в Нижегородской области «Вожатый года»; организация работы единой информационной базы данных районных / городских детских общественных организаций Нижегородской области; организация работы группы «Союза пионерских организаций» Нижегородской области в социальной сети «В контакте» [8] и работа сайта Союза [5].

Стать участником детских общественных организаций и объединений может любой желающий, достигнув восьми лет. В образовательных школах действуют детские общественные организации, которые объединяют районные и городские союзы детских общественных организаций; они реализуют свою деятельность в учреждениях дополнительного образования детей. Став участником детского объединения школы, его представители становятся участниками районной (городской) организации, которая является субъектом «Союза пионерских организаций» Нижегородской области. Все районные и городские детские общественные организации Нижегородской области имеют свидетельства, подтверждающие то, что детская общественная организация является субъектом областного Союза.

На современном этапе деятельности между районными и городскими детскими общественными организациями проводятся встречи по обмену опытом, где встречаются представители детских организаций из разных районов и городов Нижегородской области. Результатом данных встреч является реализация совместных дел, проектов, акций и конкурсов.

Детское движение как социально-пе-

дагогическое явление без помощи и поддержки существовать не может. Взрослый в детском движении — это человек, принимающий его цели и задачи, получающий в ответ доверие детей. Совместная деятельность детей и взрослых в настоящее время должна строиться на основе принципа самоуправления и самоорганизации. Участие детей в управлении своим коллективом играет важную роль в решении главных задач, стоящих перед детским объединением.

Задачи нижегородских пионеров сегодня— сохранение и продолжение лучших традиций пионерской организации в сотрудничестве детей и взрослых на благо нашей Родины. С нами сегодня вместе — ветераны пионерского движения, лидеры детских организаций, старшие вожатые — руководители детских общественных организаций, педагоги-организаторы, методисты образовательных учреждений Нижегородской области.

И пусть девиз современных пионеров: «За Родину, Добро и Справедливость!» — станет ориентиром нашего общего будущего.

ЛИТЕРАТУРА _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи нижегородских пионеров сегодня — сохранение и продолжение лучших традиций пионерской организации в сотрудничестве детей и взрослых на благо Родины.

1. Басов, Н. Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н. Ф. Басов. — М. : Просвещение, 1984. — 208 с.

2. Борисова, Л. А. Историко-педагогический анализ концепций детского движения в России : автореф.

дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Борисова.— М., 1993. — 20 с.

3. Крупская, Н. К. К очередным задачам пионерского движения (доклад и заключительное слово на II Всесоюзном слете пионерских работников): пед. соч. в 6 т. / Н. К. Крупская. —М. : Педагогика, 1980. — Т. 2.

4. http: //pages. marsu. ru/iac/resurs/istory/istpionerii. html.

5. www.Spo-no.Ru.

6. www.upo-fco.ru.

7. http://ru.wikipedia.org.

8. http: //vkontakte. ru/club4921141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.