Научная статья на тему 'К истории вестготского периода средневековой архитектуры Испании'

К истории вестготского периода средневековой архитектуры Испании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1340
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ВЕСТГОТЫ / АРХИТЕКТУРА / БАЗИЛИКИ / КОМПОЗИЦИЯ / ОРНАМЕНТ / КАПИТЕЛИ / SPAIN / VISIGOTHS / ARCHITECTURE / BASILICA / COMPOSITION / ORNAMENT / CAPITALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каптиков Анри Юрьевич

В статье рассматривается начальный этап средневековой архитектуры Испании, связанный с вестготами, проблема переработки ими традиций Древнего Рима и Византии, самобытности сохранившихся вестготских памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF WEST-GOTEMAN PERIOD OF MEDEVAL ARCHITECTURE IN SPAIN

The article considers the initial stage of medieval architecture of Spain, associated with the Visigoths, the problem of processing of their traditions of Ancient Rome and Byzantium, identity preserved Visigoth monuments.

Текст научной работы на тему «К истории вестготского периода средневековой архитектуры Испании»

УДК 725.94

КАПТИКОВ А. Ю.

К истории вестготского периода средневековой архитектуры Испании

В статье рассматривается начальный этап средневековой архитектуры Испании, связанный с вестготами, проблема переработки ими традиций Древнего Рима и Византии, самобытности сохранившихся вестготских памятников. Ключевые слова: Испания, вестготы, архитектура, базилики, композиция, орнамент, капители.

KAPTIKOVA. Y.

TO THE HISTORY OF WEST-GOTEMAN PERIOD OF MEDEVAL ARCHITECTURE IN SPAIN

The article considers the initial stage of medieval architecture of Spain, associated with the Visigoths, the problem of processing of their traditions of Ancient Rome and Byzantium, identity preserved Visigoth monuments.

Keywords: Spain, the Visigoths, the architecture, the Basilica, composition, ornament, capitals.

Каптиков

Анри

Юрьевич

кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА

e-mail: [email protected]

Испанская средневековая архитектура не пользуется в России известностью, какая выпала у нас на долю Франции и Италии, даже Германии и Англии. Между тем это (да и последующие архитектурные эпохи Испании) — явление чрезвычайно яркое и самобытное, чей начальный этап и является темой настоящей статьи. О нем есть лишь очень беглые упоминания в отечественных искусствоведческих трудах общего характера [3—5] и в недавней, дающей обзор всего раннего западного Средневековья, популярной книге В. Н. Тяжелова [10]. Что касается историков, то они, за исключением представителя старой испанской школы Р. Альтамира-и-Кривеа [1], вопросы культуры почти обходят1. Доступные нам новейшие работы испанских искусствоведов [12, 13], к сожалению, адресованы в основном туристам, хотя и содержат долю серьезной научной информации.

Известно, что древняя Испания была одной из самых процветающих (и романизированных) провинций Римской империи. Строительное искусство римлян доныне демонстрируют здесь грандиозный акведук в Сеговии, арка Траяна и театр в Мериде, ряд мостов и других объектов.

Когда на закате империи она испытывала натиск варварских племен, в Испанию в 409 г. вторглись вандалы, аланы и свевы. Против них Риму «в попытках вернуть хотя бы видимость контроля над Испанией» [8, 28] пришлось в 415 или 416 г. использовать другое племя —

1 В вышедшей несколько лет назад капитальной монографии российского историка Ю. Б. Циркина, включающей ценный материал о судьбах городов Испании при вестготах, сама архитектура обходится молчанием, а среди иллюстраций помещена «церковь вестготской эпохи» [11, 247], конкретное название которой автор не счел нужным указать.

вестготов, незадолго до этого тоже вступившее на испанскую землю. «Казалось, что очень скоро вестготы уничтожат или вытеснят из Испании всех других варваров. Но римляне... никак не хотели, чтобы окончательная победа досталась вестготам». Вот почему «те не только прекратили военные действия в Испании, но и покинули эту страну» [11, 112]. Обосновавшись на территории современной Франции (Аквитания, Тулуза), вестготы образовали там свое королевство. Но вторичное обращение Рима за помощью — на сей раз против свевов в 456 г., видимо, имело следствием заселение готами испанских местностей между реками Дуэро и Тахо. А после поражения, нанесенного франками в 507 г., т. е. уже вслед за падением Западной Римской империи, развернулось массовое переселение готов в Испанию, годом завершения которого историк считает 531-й [см.: 11, 209].

После ряда войн почти вся Испания, не считая византийского анклава на юге и юго-востоке, была объединена под властью вестготского короля, сделавшего столицей Толедо. Тем не менее, по оценке А. Р. Корсунского, готы в VI-VII вв. составляли не более 5 % населения Пиренейского полуострова [6, 69]2. Держа в руках власть, их правители вынуждены были считаться со старой, испано-римского происхождения, знатью.

Король Реккаред перешел из «арианской ереси», которой дотоле придерживались вестготы, в католичество. Это произошло на соборе 589 г. Он «дополнил политическое объединение Испании религиозным» [11, 249]. С тех пор ка-

2 В скорректированной им же оценке указывается еще более низкий процент — не более 3-4 [7, 13].

© Каптиков А. Ю., 2014

21

Иллюстрация 1. Паленсия. Собор Сан-Антолин. Крипта. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 2. Паленсия. Собор Сан-Антолин. Крипта. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

толическая церковь играла огромную роль в управлении страной3. «Созываемые соборы... рассматривали не только религиозные и внутрицер-ковные вопросы, но и государственные проблемы и принимали по ним решения. Вестготское королевство было единственным государством того времени, в котором церковные соборы занимались светским законодательством» [11, 388-389]. На это же указывает и современный испанский историк Х. Лалагуна: «Король правил с помощью поместных соборов» [8, 32]4. К тому же монархия в вестготском королевстве оставалась, несмотря на все попытки сделать ее наследственной, избирательной. Отсюда «непрерывная череда коронаций, свержений и узурпаций» [8, 30].

Для истории культуры, включая архитектуру, большую важность

3 Определяющее значение принадлежало церкви и в культурной сфере. Несмотря на то, что общий уровень культуры был, как везде на раннесредневековом Западе, невысок, «нельзя утверждать, что вся готская и испано-римская знать коснела в невежестве» [1, 79]. Достаточно назвать Исидора, архиепископа Севильского, человека выдающейся эрудиции, автора многих трудов, в том числе «Этимологии» — своего рода энциклопедии античных знаний и «Хроникона» — всеобщей истории.

4 Французский историк Испании П. Вилар вы-

сказывается еще определеннее: «Монархия оказалась под теократическим контролем церковных соборов Толедо.» [2, 12-13]. Есть, однако, мнения, будто короли «проводили независимую политику» [1, 74], что «теоретически можно говорить не о подчинении светской власти церковной, а о согласии этих двух властей» [11, 390].

представляет вопрос, насколько вестготы сохранили этническое своеобразие. Р. Альтамира-и-Кри-веа полагал, что те «прибыли в Испанию, когда их первоначальные представления и обычаи были сильно изменены в ходе долгого и постоянного общения с римлянами» [1, 71]. Советский филолог, прекрасный знаток средневековой литературы Испании А. А. Смирнов был в этом категоричнее: «.ассимиляция готов ввиду более высокого уровня испано-римской культуры совершалась с исторической неизбежностью» и готы «к концу VII в. в общем слились с местным населением в одно целое, лишившись своих типичных черт» [9, 16]. Действительно, они утратили свою веру (арианство) и свой язык. Вместе с тем нельзя не отметить, что долго запрещены были смешанные браки между ними и испано-римлянами, существовали обособленные системы права для тех и других. Недаром поэтому Ю. Б. Циркин, признающий быструю романизацию вестготов, пишет: «Это не привело все же к их растворению в романской среде. говорить о полном слиянии народностей невозможно» [11, 255, 415].

Обращаясь к области собственно архитектуры, приходится сразу привести еще одну цитату: «Сохранилось очень мало свидетельств городского образа жизни при вестготах. Городская жизнь продолжала ухудшаться...» [8, 31]. Испанскому автору вторит Ю. Б. Циркин. Неоднократно подчеркивая нелюбовь вестготов, как и всех варваров, к городам, которым те «не очень-то доверяли», указывая на преднамеренные разрушения взятых городов («главный удар наносился по портам и торговым центрам»), он отмечает, что вестготские короли почти не основали новых городов и вообще «города в вестготской Испании находились в жалком положении». Их размеры сокращались, оставленные территории занимали кладбища, на местах форумов и зрелищных сооружений шла обычная жилая застройка, по соседству с которой возникали свалки [см.: 11, 89, 207, 266, 330-332, 411]. «Великолепные гражданские памятники. Римской империи разрушались или разворовывались, чтобы возводить церкви и крепости» [8, 31]. В строительстве последних вестготы и впрямь весьма преуспели. Об этом свидетельствуют городские стены Толедо и Таррагоны, Севильские ворота в Кордове, относящиеся к VII в., причем «в оборонительных сооружениях по-прежнему сохраняются римские формы» [1, 81].

Несомненно, у вестготов имелись свои строительные кадры, было налажено производство материалов — по крайне мере, от первого этапа их пребывания в Испании найдены кирпичи и черепицы с именами мастеров [см.: 11, 366]. Как и в других странах Европы того времени, не были еще утрачены навыки строительства древнеримских сводчатых конструкций. Доказательством тому служат мощные, достойные арок акведуков, своды крипты собора Сан-Антолин в Паленсии, оставшиеся от старого, построенного еще вестготами храма (Иллюстрации 1, 2).

Что касается вестготских храмов, то ряд их, в частности, в Толедо, Мериде и Эворе, известны только по описаниям. Ныне существуют в натуре буквально единицы. Нам довелось непосредственно познакомиться с двумя, бесспорно выдающимися и, надо полагать, показательными для характеристики данного периода испанской архитектуры в целом5.

рш]

У

Иллюстрация 3. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Реконструкция плана (экспонируется в церкви)

Иллюстрация 4. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Реконструкция плана (экспонируется в церкви)

5 По литературе [13, 18-31] нам известно и несколько других храмов, в частности, Санта-Ма-рия-де-Квинтамилла-де-лас-Винас (провинция Бургос), но все они весьма фрагментарной сохранности или весьма примитивны по архитектуре.

Иллюстрация 5. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Вид с юго-запада. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 6. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Вид с северо-запада. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 7. Серрато. Церковь Сан-Ху-ан-де-Баньос. Фрагмент. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2013 г.

Иллюстрация 8. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Деталь. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2013 г.

Иллюстрация 9. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Деталь. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2013 г.

Иллюстрация 10. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Фрагмент. Фото А. Ю. Капти-кова. 2013 г.

Первый из них — церковь Сан -Ху-ан-де-Баньос в провинции Паленсия, по легенде, сооруженная королем Рекесвинтом в благодарность за исцеление на соседних источниках в Серрато. Согласно надписи внутри, дата памятника — 661 г.6 Впрочем, Х. С. Сайс приводит развернутую дату — 652-661 гг. [13, 8].

Согластно плану реконструкции, демонстрируемому в наши дни посетителям, эта базилика с нартек-сом, трансептом и четырьмя парами разделяющих нефы колонн, первоначально имела оригинальное построение апсид. Помимо центральной, были выдвинуты еще две, также прямоугольные, примыкавшие к рукавам трансепта апсиды (Иллюстрация 3). Впоследствии, при сохранении общей трехнефной схемы, алтарная часть подверглась существенной переделке. Трансепт за счет своей приподнятости остался выраженным во внешнем облике базилики, но на месте его выступов оказались парные контрфорсы (Иллюстрации 4—6)7. Апсиды «встроили» в корпус здания, лишив выделения снаружи. Если над нефами по-прежнему сделали деревянные стропила (центральный неф) и балочные по-

6 669-й год по тогдашнему испанскому календарю.

7 Судя по старинному рисунку, в XIX в. храм представлял собой почти руины, стоял без кровли. Восстановление произошло, по-видимому, в 1865 г., когда над входом была возведена звонница. Имелась ли она и в древности — трудно сказать. Научная реставрация имела место гораздо позже (1941).

толки (в боковых), то левая и правая апсиды приобрели нервюрный крестовый свод. Что касается средней апсиды, то тут можно предположить изначальность или, во всяком случае, раннее происхождение цилиндрического, пологих очертаний свода, отрывающегося в перспективу нефа широкой подковообразной аркой (Иллюстрации 11, 12).

Отметим, что арки, переброшенные внутри между колоннами, не вполне регулярны, несколько различаясь очертаниями. Капители почти всех колонн, как и сами

колонны, вероятно, перенесенные из каких-то позднеантичных зданий, в целом напоминают коринфские. Однако листья обоих рядов выглядят уже несколько усеченными, отчасти утратив и былую упругость, что относится и к «стеблям», и к «усам», довольно далеким от классического аканта (Иллюстрация 14). Но гораздо важнее капитель, где на диагоналях находятся продолговатые, подчеркнуто заостренные листья наподобие консолей. Подобно их «прожилкам», схематизирован серединный «цветок» в обрамлении парных спира-

Иллюстрация 11. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 12. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Центральная апсида. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 13. Серрато. Церковь Иллюстрация 14. Серрато. Цер-Сан-Хуан-де-Баньос. Интерьер. Деталь. ковь Сан-Хуан-де-Баньос. Капитель.

Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

четырехлистников и имеют двойные кружочки-сердцевину (Иллюстрация 13). Впрочем, есть фрагмент, где этот прием заменен ритмом диагональных скруглений вроде «надвигающейся» волны.

Наружный облик базилики столь же прост, как и внутренний: массивная кладка из блоков желтоватого песчаника прорезана немногими окнами. Среди них примечательно двойное окно вверху западной стены главного нефа (Иллюстрация 7). Оно заключено в глубокую нишу с аркой-подковой. Сходны, только шире, очертания входа-арки и ее архивольта, в чей верхний край и пяты врезан уже встреченный нами в алтаре орнамент. Орнаментальная лента со все тем же мотивом опоясывает и стены (Иллюстрация 10). Особо выделяется крест в вершине портального архивольта — типа позднейшего мальтийского, «гофрированный» и с подвесками к концам ветвей (Иллюстрация 9).

Второй вестготский памятник, с которым мы ознакомились, — церковь Сан-Педро-де-ла-Наве (провин-

Иллюстрация 15. Серрато. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Капитель. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

лей. Последние как бы вырастают из раструба, основанием врезанного в целую систему вписанных кружков, с которыми перекликаются разделяющие их бороздки (Иллюстрация 15).

К колоннам возле алтарной арки над капителью добавлен орнамент. В одном случае — из восьми лепестков-лучей, продолженный и на лопатке-выступе. Во втором — аналогичный фризу, украшающему саму апсиду. Здесь круги, заключая в себе вогнутости, служат и внешним контуром образованных таким приемом

ция Самора), точной даты не имеет. У В. Н. Тяжелова [10, 12] предположительно названы 680-711 гг. (?). Первые упоминания в документах относятся к 907 г. Известно, что в течение какого-то времени храм принадлежал бенедиктинскому монастырю Коланова в Галисии, потом уступившему его обители Сан-Бенито в Саморе [12, 8]. В 1920-х гг. на реке Эсла, притоке Дуэро, возле которой он стоял, собирались создать водохранилище. По инициативе директора провинциального музея Саморы Дона Севериано Бальестерос решено было ради спасения перенести памятник за 2 км, в деревню Эль Кампилья, что и осуществилось с 1930 г. на протяжении двух лет8. При воссоздании

Иллюстрация 16. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. План (экспонируется в церкви)

8 Эти очень тщательно проведенные работы по разборке, перенесению и воссозданию на новом месте замечательного объекта, проведенные под руководством Дона Мануэля Гомес Морено, заслуживают специального рассмотрения [12, 10] и могут служить образцом для современных реставраторов.

Иллюстрация 18. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Вид с юго-запада. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

«предпочли давать внешний вид, который у него предположительно был во время строительства» [12, 16], но не скрывая новодельного. В частности, башню выложили из кирпича, заметны и новые верхние слои каменной кладки фасадов.

По своему объемно-планировочному решению памятник существенно отличается от предыдущего. Это трехнефная базилика без нартекса, но с прямоугольными выступами трансепта и апсиды (Иллюстрации 16—18). Пространство подразделено на нефы не колоннами,

а столбами, хотя те соединяют арки тоже в продольном направлении. Считается, что здание должно было быть перекрытым сводами [12, 9], но об их системе сложно строить предположения. Наглядны лишь усиления столбов-устоев башни над средокрестием. К тому же они дополнены со стороны центрального нефа четырьмя колоннами, несущими поперечные арки. А две малые колонны фланкируют вход в апсиду. Капители этих колонн поддерживают архивольт, благодаря чему образовался своеобразный алтарный портал (Иллюстрация 20). Знаменательно, что его арка опять-таки подковообразная. Оба боковых нефа заканчиваются тем, что Л. И. Гутиеррес и А. Ф. Ферреро называют «фальшивыми апсидами» и полагают, что это либо ризницы, либо небольшие комнаты монахов [12, 18].

В противоположность Сан-Хуан-де-Баньос интерьер изобилует резным декором. Капители весьма разнообразны. Отметим, прежде всего, трапециевидные, с четырьмя крупными «каннелюрами» на широких

сторонах, фланкированными листьями, тогда как на торцах — кружки-«колеса» (Иллюстрация 21). Другие, будучи на красном фоне прорезаны клюющими виноград птицами (известная древнехристианская символика), превратились в нечто ажурное. Наконец, имеются и сюжетные капители. Одна изображает Даниила во рву львином в позе оранта, по сторонам пророка расположены поставленные диагонально почти геральдические фигуры львов (Иллюстрация 22). На второй — Жертвоприношение Авраама, поданное с меньшей композиционной скованностью. В левом верхнем углу опускается Божественная десница, правый заполнен Агнцем (Иллюстрация 23). Над обеими этими капителями архитравы со сплетением медальонов, куда вписаны те же птицы, виноградные гроздья, шишечки9.

Зато фасады памятника предельно аскетичны. Единственным украшением служат орнаменты главного портала (очень близкие фризу в апсиде): крестики в медальонах, виноградная лоза, не менее стилизованные листья, а также нечто вроде «полумесяцев», прикрепленных сверху и внизу к той же лозе (Иллюстрация 19).

Тем временем «короли боролись со знатью, знать выступала против королей, арианская партия враждовала с католической, ничто не могло сгладить различие между коренными испанцами и вестготами. Все это вместе взятое. определило неизбежное падение вестготского королевства» [1, 68-69]. И вот в 711 г. через Гибралтар началось нашествие арабов, очень быстро покоривших почти весь

Иллюстрация 20. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Интерьер. URL: www.iberiarural.es

Иллюстрация 21. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Капитель.

URL: www.arquivoltas.com

9 Испанские авторы предполагают работу двух разных мастеров, находя у второго более богатую иконографию и даже использование светотени [12, 20]. По нашему мнению, у обоих достаточно сходная плоскостная манера. Так или иначе, все эти рельефы достойны занять весьма видные места во всем раннесредневековом искусстве Европы.

Иллюстрация 22. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Капитель (Даниил во рву львином). URL: www.espanaescultura.es

Иллюстрация 23. Эль Кампилья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Капитель. (Жертвоприношение Авраама).

URL: www.allgargosarte.lacoctelera.net

Пиренейский полуостров. «Слабость противника побудила арабов превратить набег в завоевание. Арабскому завоеванию готской Испании способствовали не только усобицы среди ее знати, но и враждебное отношение к этому государству эксплуатируемых слоев» [6, 248, 296].

Заключение

Оценивая стилистику двух главных вестготских памятников, следует искать их истоки как в Древнем Риме и ранней Византии, так и в собственной культуре этого хотя и романизированного, но, как мы видели, не поддавшегося полной ассимиляции племени.

Каменная кладка, своды, там, где они (хотя уже и не часто) применялись, безусловно, восходят к римским прототипам. К той же поздней античности тяготеют и сохранившие связь с ордером детали, прежде всего, капители, хотя в них налицо определенная деградация.

Многие авторы, особенно испанские, указывают на византийские влияния у вестготов. Так, Х. Лалагуна считает, что «их пристрастия в архитектуре и изобразительном искусстве в чем-то навеяны византийским востоком» [8, 34]. Это не столь уж удивительно, ибо «должно было сказаться непосредственное общение с византийцами после завоевания ими юго-восточных областей Испании и оживленные культурные сношения между Испанией и Константинополем» [1, 80]. Установлено, что в Толедо был построен храм Петра и Павла [см.: 11, 383] по образцу константинопольской церкви Апостолов. Конечно, трудно провести прямые параллели между ранневизантийским и вестготским зодчеством. Но, по меньшей мере, такая черта, как встроенные, не выявленные снаружи три апсиды, какими они стали на втором этапе существования Сан-Хуан-де-Баньос, сходна с храмом «вне стен» в Руса-фе (Месопотамия; 569-586) и западной частью церкви

Марии в Эфесе (VI в.). А резные украшения внутри Сан-Педро-де-ла-Наве, которые, по выражению испанских искусствоведов, «представляют восточное изобилие через византийский фильтр» [12, 21], нам представляются частично по мотивам, частично даже по технике исполнения близкими к Равенне, включая знаменитую церковь Сан-Витале.

В то же время несомненно, что шедшее от Рима и Византии вестготы подвергали переработке, которая, хотя и сопровождалась в той или иной степени примитивизацией, делала заимствованное достаточно самобытным. И уж вполне своеобразной может считаться подковообразная арка, распространенная, оказывается, на Пиренейском полуострове еще до арабов, на счет воздействия которых ее все еще иногда относят в так называемых мо-сарабских постройках Испании уже романского времени. Возможно, что уже при вестготах в храмах средокрестие начало акцентироваться башней, прозванной потом «сим-борио». Собственными были и некоторые орнаменты, к тому же находящие аналоги в прикладном искусстве варваров. К примеру, комбинацией кругов и четырех-листников украшены края оклада Евангелия королевы Теоделинды (ок. 600 г.; см.: 10, 6).

Вестготские традиции не умерли и после арабского нашествия. Возникшее в североиспанской области Астурия королевство, где укрылись некоторые магнаты и епископы центральной Испании и откуда началась Реконкиста, «стремилось представить себя прямым продолжением Толедского» [11, 414]. Подобно тому, как историки считают социальный и политический строй последующих христианских государств на севере Испании «непосредственно продолжением строя вестготского королевства» [6, 302], стиль, именуемый астурийцами «pre-romanico» и даже грядущий романский стиль впитали в себя элементы выработанного вестготскими мастерами. Но это может стать предметом специального исследования.

Список использованной литературы

1 Альтамира-и-Кривеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1.

2 Вилар П. История Испании. М., 2006.

3 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л. ; М., 1966. Т. 3, 4.

4 Всеобщая история искусств : в 6 т. М., 1960. Т. 2, кн. 1.

5 Искусство стран и народов мира : в 5 т. М., 1965. Т. 2.

6 Корсунский А. Р. Готская Испания. М., 1969.

7 Корсунский А. Р. История Испании IX-XIII вв. М., 1976.

8 Лалагуна Х. Испания. История страны. М. ; СПб., 2009.

9 Смирнов А. А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.

10 Тяжелов В. Н. Раннее Средневековье. М., 2006.

11 Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. СПб., 2010.

12 Gutierrez L. I., Ferrero A. F. La iglesia visigotica de San Pedro de la Nave. [Zamora], 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Saiz J. S. Arte Prerromanico en Castilla y Leon. [Leon], 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.