Научная статья на тему 'К истории тибетской медицины: основные этапы развития и становления'

К истории тибетской медицины: основные этапы развития и становления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3053
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ТИБЕТ / ИСТОЧНИКИ / HISTORY OF MEDICINE / TIBETAN MEDICINE / PERIODIZATION / TIBET / SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабон Юмжана Жалсановна, Ванчикова Цымжит Пурбуевна

В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Cредневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th -17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet.

Текст научной работы на тему «К истории тибетской медицины: основные этапы развития и становления»

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa — главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины [Beckwith 1979; Finckh 1975; Rechung Rinpoche 1973: 8-29]. Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей [Tibetan Literature... 1996: 458-469; Kloos 2008]. Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma'i gso dpyad, около 500 г. до н.э. — 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo'igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po'i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu'i dus rabs su bod kyi gso rig, IX—XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga' ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени [Dummer 1988: 7]. Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653—1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V—X вв.), развитого (XI—XV вв.) и позднего Средневековья (XV—XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V—X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг — предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617—650) — основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП—К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755—797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775—779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода — ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838—841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения — монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764—1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У—Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш—ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик — лоцава Ринчен Санпо (957—1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126—1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета [Gyatso 2004: 84].

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147—1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» — о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182—1251) — «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284—1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее — Цурпу (XIV в.) [Torn Tsenam 2009: 42-43]. За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV—XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур — вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы — Джанпа Намгьял Драксана (1395—1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439—1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI—XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур — медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509—1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617—1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. — вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан — памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. — Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. — Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. — The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis 'khyilgyi gdan rabs lha'i rnga chen. Kan su'u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.