Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ачкасова Вера Алексеевна, Гавра Дмитрий Петрович, Быкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 659.4

Ачкасова В. А., Гавра Д. П., Быкова Е. В.

Санкт-Петербург, Россия

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Часть II. Направления PR-исследований в условиях социальной турбулентности

Мир уже не первый год находится в состоянии сильнейшей турбулентности, в нем происходят тотальные изменения, формируя новую реальность. В этой реальности трансформируются все виды коммуникаций, политические - в первую очередь.

Основания теории социальной турбулентности заложили британские социальные психологи Эрик Трист и Фредерик Эмери, рассматривающие этот термин как метафору для обозначения различных форм неустойчивости и неопределенности современного мира - нехватки энергии, финансово-экономического коллапса, террористических атак и т.д. [Emery, Trist, 1965].

Нынешний вариант турбулентности определяется, как отмечает ряд исследователей, переходом к фазе «революции международного рынка» (2017-2041 гг.), первая половина которого проходит под знаком военно-силовых конфликтов, направленных не столько на разрушение старого, сколько на становление нового мирового порядка, способного высвободить новые ресурсы и создать новые институты [Пантин]. Результатом таких изменений становится создание новой по своему содержанию и формату экосистемы коммуникаций.

Сам термин «экосистема» появился достаточно давно - исследователи называют первую половину ХХ в., однако совсем недавно его содержание как биологической системы, состоящей из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, с помощью которой между ними происходит обмен веществом и энергией, стало наполняться совершенно новым смыслом. В значительной степени это связано со становлением информационного общества - теперь за потребителей приходится вести конкурентную борьбу, успех в которой зависит от стратегии и релевантного ситуации инструментария, тесно увязанных между собой.

Ныне под экосистемой понимается сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся конструкция, элементами которой выступает совокупность различных субъектов и неорганических компонентов окружающей их среды, в которой приоритетными функциями являются целеполагание и обмен. При этом масштаб экосистем может быть совершенно различным, - так, активно начинают формироваться локальные экосистемы, построенные по горизонтальному принципу "все включено", в чем уже преуспела Apple, а в России - "Яндекс" и "Сбер". В данном случае экосистема - это закрытое пространство, в котором вся деятельность строится вокруг одного продукта, на ось которого «нанизываются» дополнительные надстройки в виде прикладных функций и услуг. В случае с приведенными выше компаниями определяющую роль играют их собственные сервисы, они фактически и выполняют роль «стержня». Сторонним продуктам обычно нет места, либо же для них отведена вторичная роль.

Совершенно иначе выглядят варианты макроэкосистем - это развернутые структуры, упорядочивающие взаимосвязи и взаимодействия между составляющими их компонентами, регулирующие происходящие в экосистеме процессы. Исследователи склоняются к тому, что коммуникационная экосистема, состоящая из разных элементов - источников информации, регуляторов деятельности субъектов, способов осуществления

коммуникации и т.д. как раз и является одним из таких макровариантов. Вполне успешной попыткой трактовки данного концепта можно считать выступление В. Лащевского, Председателя совета директоров Коммуникационной группы АГТ, продемонстрировавшего в сентябре 2020 г. на крупнейшем международном форуме по коммуникациям Baltic Weekend свое видение структуры коммуникационной экосистемы.

Феномен коммуникационной экосистемы требует серьезной научной проработки и дальнейшей концептуализации, выступая одним из магистральных направлений исследований в сфере коммуникативных наук, и PR, прежде всего.

Процессы и события, происходящие в последние годы (пандемия, новая расстановка сил на международной арене, кливажи, связанные с перераспределением энергетических ресурсов и пр.), вызвали радикальные изменения всего дизайна и направленности коммуникационных потоков. Едва ли не самым масштабным из этих процессов стала политизация буквально всех социальных явлений и проблем. Политическая повестка дня сегодня становится определяющей, и задача коммуникантов, PR-специалистов в том, чтобы ее содержание воспринималось не только поколением Х, которое сориентировано на трактовку нынешних событий преимущественно в русле концепции геополитического реализма, но и поколениями Y и Z, во многом живущими впечатлениями и эмоциями.

В этом контексте продолжает оставаться крайне высоким интерес у исследователей к проблемам цифровизации коммуникативного пространства. Так, коллективная монография ученых Южно-Уральского государственного университета «Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии» [Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций.., 2022] анализирует ряд совершенно новых коммуникативных аспектов: в частности, вопросы трансформации коммуникационных практик в условиях пандемии, контент-стратегии СМИ в

период Соу1ё-19, антикризисные действия конкретных предприятий и организаций и др.

Вместе с тем следует отметить: фокус внимания, детерминируемый событиями последних месяцев и эскалацией процесса политизации, значительно смещается - резко актуализировались вопросы ведения информационной войны, коммуникационного противостояния, искусственно создаваемого социального напряжения и пр. Исследователи весьма оперативно реагируют на новые тренды - например, коллектив ученых ЮрГУ под руководством Л.К. Лободенко и Л.П.Шестеркиной работает над созданием монографии, предметным полем которой являются указанные вопросы.

Возвращение жесткой силы происходит не только на полях непосредственных столкновений - в коммуникационном пространстве очевиден своеобразный ренессанс этой силы в виде усиления пропагандистского ресурса. Более того, наполнение этого ресурса цифровыми технологиями, элементами искусственного интеллекта привело к появлению термина «новая пропаганда». Отметим при этом, что первоначально именно Covid-19 стал катализатором тенденции внедрения новых технологий в пропаганду, приводя не только и не столько к социальной мобилизации, сколько к энтропии, расколу общества, образованию социально-политических кливажей.

Коллективу ученых Института «Высшая школа журналистики» Санкт-Петербургского государственного университета, работающему над исследованием феномена «новой пропаганды», удалось не только выявить специфику этой формы воздействия, ее адаптированность к новому состоянию социума, но и предложить широкий спектр способов маркировки пропагандистских приемов [Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации]. Речь идет не просто о фактчекинге как совокупности традиционных способов верификации материалов (сверка различных источников, экспертиза и пр.) - речь идет о разработке и применении целого

комплекса компьютерных программ, способных идентифицировать фейки и иную ложную информацию.

Современная пропаганда, отмечают исследователи, в условиях интенсивно развивающегося информационного общества существенно изменила свою конфигурацию:

- важная черта «новой пропаганды» - ее своеобразный демократизм. Если классической пропагандой занимаются государство, политические институты и организации, то пропаганда в социальных сетях под силу любому энтузиасту или группе энтузиастов;

- «компьютерная пропаганда» гораздо оперативнее создает обратную

связь;

- лабильность пропагандистского воздействия в цифровом формате позволяет стремительно модифицировать послание и обеспечить его многовариантность, тем самым значительно повышая точность доставки;

- в отличие от мобилизующей функции пропаганды как ее главной и единственной задачи, важнейшей функцией «новой пропаганды» становится иммобилизация - удержание от действия, стабилизация выгодного «автору» (власти, государству) наличного состояния общества с помощью таких психосоциальных состояний, как фрустрация, депрессия, эскапизм (уход от действительности);

- новый формат пропаганды, ставший результатом этапа веб.2.0, характеризуется наполнением электронных площадок (блогов, вики-проектов, социальных сетей и т.д.) такой информацией, к которой не предъявляется требований надежности, достоверности, объективности;

- в силу широкого внедрения технологий искусственного интеллекта, в т.ч. конкурирующих нейросетей новыми и, добавим, крайне трудно фиксируемыми акторами пропаганды стали как простые, так и «умные» боты, что позволяет кастомизированно обрабатывать большие группы пользователей сети, даже обладающих критическим мышлением.

Проблемы новых форм пропагандистского воздействия, соотношения в

нынешних кризисных условиях пропаганды и РЯ, возрастающей роли искусственного интеллекта в политических коммуникациях - все эти и ряд подобных вопросов являются сегодня вызовом научно-образовательному сообществу. Санкт-Петербургский государственный университет, под эгидой которого формируется научная школа прикладных политических коммуникаций, стоит в авангарде исследовательских процессов этого комплекса проблем: именно здесь уже в течение 10 лет существует единственная в России кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, целенаправленно занимающаяся изучением политического РЯ, государственных коммуникаций, влияния цифровых технологий на политическую повестку. Коллектив кафедры успешно осуществляет работу над проектами, связанными с ОЯ и лоббизмом, управлением коммуникациями органов власти, т.н. «гибридной» пропагандой, коммуникативными аспектами политических конфликтов. Благодаря сложившимся на кафедре исследовательским традициям, увидел свет целый корпус уникальных учебников и монографий: «ОЯ и лоббизм: теория и технологии», «Связи с общественностью в органах власти», «Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации» и др. [GR и лоббизм..., 2021], [Связи с общественностью в органах власти, 2018], [Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации, 2016].

В этом же направлении ведутся исследования на кафедре международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, правда, исследовательский вектор имеет свою специфику: научная работа коллектива сосредоточена на изучении политической дискурсивной практики в контексте межязыкового и межкультурного общения [Минаева, 2019]. Очевидно, что ключевая роль международной коммуникации в мировой политике особенно актуализировалась в последнее время в связи с высочайшим уровнем напряженности. Сконцентрировав внимание на анализе вопросов продвижения государственных интересов на мировой арене с

помощью коммуникативных средств, исследователи посвящают свои работы различным аспектам этого продвижения: коллективное издание «Переговоры в межкультурном контексте», работа Н.Е. Медведевой «Коммуникация в конфликтных и кризисных ситуациях» [Переговоры в межкультурном контексте, 2022], [Медведева, 2020] и др.

Политизация социальных проблем плюс вынужденное смещение внимания с внешнеполитических на внутренние проблемы начинают занимать все большее место в повестке дня. Одним из результатов происходящих трансформаций стал резкий рост аналитики: если еще в прошлом, 2021 г., говорят эксперты, аналитическая составляющая в деятельности коммуникаторов составляла примерно 70 процентов, то ныне ее процент достигает 90. В условиях «новой реальности» аналитические исследования превращаются в основу решения не только практических задач, аналитика является сегодня, отмечают эксперты, основанием коммуникационной стратегии и тактики. В выступлении на международной конференции «Цифровые международные отношения 2022» президент Российской Ассоциации по связям с общественностью Е. Минченко сделал на этом особый акцент: аналитические центры и академические исследования становятся необходимым условием эффективной коммуникации, - например, накопленные в процессе изучения избирательных кампаний в разных регионах мира базы данных позволяют более конструктивно выстраивать подобные кампании и в целом более рационально реализовывать коммуникационные проекты политического характера [Пленарное заседание Международной научно-практической конференции... ].

К трендам, определяющим сегодня коммуникативную деятельность, относится и декларированный на форуме по коммуникациям Baltic Weekend, проходившем в сентябре 2022 г. в Санкт-Петербурге, «откат к 2007 г.», который по сути означает концентрацию внимания на отраслевых коммуникациях. Коллективы профильных кафедр в целом ряде региональных вузов давно и успешно работают в этом направлении,

наращивая не только репутационный, но и научный потенциал. Так, проекты кафедры общественных связей Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева систематически получают грантовую поддержку различных организаций и фондов: Красноярского краевого фонда науки, Фонда «Русский мир», Российского фонда фундаментальных исследований, краевой грантовой программы «Красноярск 2020» и др. При этом приоритетным исследовательским вектором является научная коммуникация, связанная не только с популяризацией научных достижений, но и с созданием своеобразных медиастартапов, в рамках которых воплощаются научно-практические идеи и разработки коммуникационного характера. Так, особого внимания заслуживает проект-эксперимент, осуществляемый по продвижению технологических находок, научных замыслов, персон и коллективов исследователей. Целью проекта является не только актуализация научно-технологического потенциала образовательного учреждения, но и производство нового знания, в том числе и в сфере коммуникаций. Авторы и участники проекта уверены: сегодня инновационная деятельность отраслевых университетов невозможна без наполнения информационного поля новыми смыслами и модернизации брендов [Михайлова, 2021], что приобретает особое значение в условиях санкций.

Коммуникативная среда медиатизированного общества породила феномен корпоративного гражданства, когда «бизнес не ждет, пока к нему обратятся за помощью, он сам ищет «объект» социальных инвестиций, сам находит проблемы, вызывающие беспокойство у населения, и решает их. Таким образом, бизнес получает отдачу от такого рода инвестиций и извлекает для себя выгоду» [Божко].

Благодаря инженерии РЯ, писали еще в прошлом веке французские исследователи коммуникаций (Луи Филипп Лапрево и др.), организация обретает новый социально-политический статус в соответствие с концепцией «предприятия-гражданина», развитие которого опирается на

производительность и разделенные с обществом ценности: каждая компания - это, прежде всего, группа людей, собравшихся вместе, чтобы совершать общее дело, поэтому его конечный результат, его природа могут быть только гуманистического свойства \Laprevote, 1992: 306].

В российском социуме процесс осознания новой сущности и функционала предприятия, обновленной роли в его деятельности РЯ-специалистов начался совсем недавно - в первых десятилетиях XXI в. Именно в этот период в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) начала складываться научная школа этики РЯ, предметом исследования которой стали этические проблемы деятельности специалистов в области коммуникации. Анализ развития этапов данной школы позволяет констатировать: она прошла серьезную эволюцию - от фиксации внимания на проблемах профессионального поведения коммуникантов в офлайн-среде (формат КСО) фокус интереса исследователей сместился в онлайн-пространство, где проблемы морали ныне играют едва ли не ключевую роль.

Новым импульсом развития РЯ-исследований стала ББО-повестка, стремительно ворвавшаяся в российский политический медиадискурс, благодаря Петербургскому международному экономическому форуму 2021 года и стимулирующая бизнес к принятию решений на основе учёта ББО-факторов (окружающей среды, социальных и управления). Социальный фактор выступает ключевым принципом концепции корпоративного гражданства, «подразумевающей замещение корпорациями государства в исполнении его традиционной социальной функции» \Благов, 2011: 123]. Российские компании, разрабатывая свои ESG-платформы, включаются в решение проблем местных сообществ, стимулируют социальный активизм, способствуя тем самым формированию гражданского самосознания населения.

Пандемия коронавируса вкупе с масштабными санкциями привели к закрытию целого ряда предприятий, увеличению уровня безработицы,

обозначили тенденцию отмирания ряда профессий. Ответом российского бизнеса стало внедрение сервисов и платформ, способствующих развитию цифровых навыков и компетенций, адекватных сегодняшним вызовам: инициативности, ответственности, умения принимать решения и взаимодействовать с людьми. В условиях турбулентности механизма управления корпорация-гражданин, делает важный вывод Л.В.Шарахина, становится либо амбассадором сильных властных структур, развертывая «коммуникационные сети взаимодействия с индивидуальными субъектами через внутрикорпоративные системы коммуникации и инструменты, направленные на внешнюю среду», либо берёт на себя выполнение, по крайней мере, части функций властных структур, приобретая субъектность в политических коммуникациях [Шарахина, 2021: 49]. В первом случае речь идет лишь о движении к состоянию корпоративного гражданства, когда компания направляет социальные инвестиции не на развитие компетенций и социальной активности жителей и их сообществ, а на объекты социальной инфраструктуры и проч. Такие амбассадоры действующих органов государственной власти поддерживают иерархическую модель корпоративных коммуникаций, сохраняют границы между индивидуальным и корпоративным (как показывают исследования, у ПАО «Газпромнефть» и холдинга «РЖД» зачастую преобладают именно такие приоритеты). Среди компаний, стремящихся выполнять функции предприятия-гражданина, Объединённая металлургическая корпорация (ОМК), внедрившая онлайн-платформу partnerstvo.omk.ru, помогающую поиску проектного финансирования. На этой платформе финансирование могут найти как волонтёрские проекты сотрудников ОМК, так и некоммерческих и государственных структур. Кроме того, ОМК обучает волонтёров финансовому менеджменту и цифровым технологиям для решения социальных проблем, помогает распространять успешные практики на территориях присутствия компании.

«Новый мир» - это вызов для всей коммуникационной сферы, и для РЯ, прежде всего. Скорее всего, потребуется перестройка коммуникационных стратегий, лидерам и руководителям подразделений организаций придется осваивать новые навыки, которые лежат на стыке политических и бизнес-коммуникаций.

Выводы

Накопленные в отечественном академическом арсенале подходы к пониманию PR-деятельности соотносятся между собой не по принципу оппозиции или альтернативности, а по принципу акцентуации или фокусировки. Их парадигмальные установки не столько конкурируют друг с другом, сколько предлагают ту или иную методологическую оптику, заставляющую фокусировать внимание на определенных аспектах и свойствах РЯ-деятельности. Это свидетельствует о том, что все существующие концепции разрабатывались на основе развития научного диалога ученых и РЯ-практиков в русле междисциплинарных исследований.

Различие в терминах и подходах к изучению коммуникационного продукта определяется во многом экстралингвистическими факторами: становлением самой профессиональной деятельности, которая за историю своего существования претерпела существенные изменения и трансформации, связанные с изменением медиаполя, с факторами, связанными с изменениями образовательного стандарта, заточенного на профессиональный стандарт, не получивший легализации в Минтруда.

Поскольку конвергенция форматов происходит в медиасреде, где сосредоточен фокус исследований РЯ-дискурса, то следует полагать, что метаязык исследований априори подразумевает амплификацию, наложение категориальных аппаратов, методов исследований и научных концепций.

Анализ такого многозначного и многомерного явления, как связи с общественностью, позволяет утверждать: институционализация в российском обществе данного направления состоялась. В сфере образования

и профессиональной PR-деятельности об этом свидетельствуют следующие показатели, представляющие собой одновременно и точки роста:

- ряд сложившихся/складывающихся научных школ, прежде всего, петербургская, московская, уральская, сибирская и т.д., характеризующиеся уникальной тематикой, особенностями исследовательских подходов, достижениями учеников;

- наличие организации, координирующей деятельность образовательного сообщества - речь идет, в первую очередь, об Ассоциации преподавателей по связям с общественностью (АПСО), постепенно набирающей силу и располагающей своими представительствами в значительном количестве регионов. Так, в Сибирском округе представительство АПСО возглавляет А.В.Михайлов (СибГАУ), в Уральском - Л.К.Лободенко (ЧелГУ), в Дальневосточном - до недавнего времени - выпусник аспирантуры СПбГУ Н.А.Аргылов (ДВФУ) и др.;

- функционирование целого ряда периодических изданий, ставших площадками обсуждения актуальных проблем отрасли и образования («Российская школа связей с общественностью», «Коммуникология», «Связи с общественностью в государственных структурах», «PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект» и др.).

Наконец, важнейшим аргументом в пользу окончательного становления PR не только как практической деятельности, но и научной дисциплины, является ее включение в реестр научных специальностей «Медиакоммуникации и журналистика».

Библиография

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. -2-е издание. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Высшая школа менеджмента, 2011. 271 с.

Божко И. Корпоративное гражданство как составляющая устойчивого развития бизнеса и региона. URL: https://csrjoumal.com/12931-korporativnoe-grazhdanstvo-kak-sostavlyayushhaya-ustojchivogo-razvitiya-biznesa-i-regiona.html

Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации: колл.монография/ науч.ред. В.А.Ачкасова, Г.С.Мельник.М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 248 с.

Медведева Н.Е. Коммуникация в конфликтных и кризисных ситуациях. М.: Изд-во КДУ - Книжный Дом Университет, 2020.

Минаева Л.В. Речь в мире политики. М.: Аспект Пресс, 2019

Михайлова Т.В., Михайлов А.В., Ускова С.В., Шишкина А.А. Научно-популярные статьи как вклад в научную репутацию вуза // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 20. С.25-36

Пантин В. Турбулентность на сломе эпох: с чем связан резкий рост региональных конфликтов? https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/turbulentnost-na-slome-epokh-s-chem-svyazan-rezkiy-rost-regionalnykh-konfliktov/?

Переговоры в межкультурном контексте: учебное пособие / под ред. Н.Л.Колесниковой, О.И.Трохиновой. Москва: КУРС, 2022

Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации /под ред. В.А.Ачкасовой, Г.С.Мельник (монография находится в издательстве СПбГУ)

Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения 2022» URL:

https://digitaltechnologiesandlaw.org/online/?ysclid=l9bkgodpkm529187064

Связи с общественностью в органах власти. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ачкасовой В.А., Быкова И.А. Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет. М., Юрайт, 2018, 163 с.

Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии: монография / под ред. Л.К. Лободенко, Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022

Шарахина Л.В. Корпорация-гражданин в политическом дискурсе в условиях пандемии // Журнал политических исследований. 2021. Том 5. № 4. С.46-58

GR и лоббизм: теория и технологии: учебник для вузов / В. А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 445 с.

Emery F., Trist E. (1965). The causal texture of organizational environments // Human Relations, 18 (1). Р.21- 32.

Laprevote L.-Ph. Pour une etude scientifique des relations. In Vingt ans de communication d'entreprise en Lorrains. Nancy, 1992. 324 p.

References

Blagov Yu. E. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': evolyuciya koncepcii.[Corporate social responsibility: the evolution of the concept] - 2-e izdanie. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. Vysshaya shkola menedzhmenta, 2011. 271 s.

Bozhko I. Korporativnoe grazhdanstvo kak sostavlyayushchaya ustojchivogo razvitiya biznesa i regiona [Corporate citizenship as a component of sustainable development of business and the region]. URL: https://csrjournal.com/12931-korporativnoe-grazhdanstvo-kak-sostavlyayushhaya-ustojchivogo-razvitiya-biznesa-i-regiona.html

Kommunikativnye tekhnologii v processah politicheskoj mobilizacii [Communication technologies in the processes of political mobilization]: koll.monografiya/ nauch.red. V.A.Achkasova, G.S.Mel'nik. M.: FLINTA: Nauka, 2016. 248 s.

Medvedeva N.E. Kommunikaciya v konfliktnyh i krizisnyh situaciyah. . [Communication in conflict and crisis situations]. M.: Izd-vo KDU - Knizhnyj Dom Universitet, 2020

Minaeva L.V. Rech' v mire politiki. [Speech in the world of politics] M.: Aspekt Press,

2019

Mihajlova T.V., Mihajlov A.V., Uskova S.V., Shishkina A.A. Nauchno-populyarnye stat'i kak vklad v nauchnuyu reputaciyu vuza [Popular science articles as a contribution to the scientific reputation of the university]// Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu. 2021. № 20. S.25-36

Pantin V. Turbulentnost' na slome epoh: s chem svyazan rezkij rost regional'nyh konfliktov? [Turbulence at the turn of the era: what is the reason for the sharp increase in regional conflicts?] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/turbulentnost-na-slome-epokh-s-chem-svyazan-rezkiy-rost-regionalnykh-konfliktov/?

Peregovory v mezhkul'turnom kontekste: uchebnoe posobie [Negotiations in an intercultural context: a textbook] / pod red. N.L.Kolesnikovoj, O.I.Trohinovoj. Moskva: KURS, 2022

Plenarnoe zasedanie Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Cifrovye mezhdunarodnye otnosheniya 2022» [Plenary session of the International Scientific and Practical Conference "Digital International Relations 2022"] URL: https://digitaltechnologiesandlaw.org/online/?ysclid=l9bkgodpkm529187064

Propagandistskij diskurs v usloviyah cifrovizacii [Propaganda discourse in the conditions of digitalization] /pod red. V.A.Achkasovoj, G.S.Mel'nik (monografiya nahoditsya v izdatel'stve SPbGU)

Svyazi s obshchestvennost'yu v organah vlasti [Public relations in government]. Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / pod red. Achkasovoj V.A., Bykova I.A. Nauchnaya shkola: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. M., Yurajt, 2018, 163 s.

Sharahina L.V. Korporaciya-grazhdanin v politicheskom diskurse v usloviyah pandemii [Corporation-citizen in political discourse in a pandemic] // Zhurnal politicheskih issledovanij. 2021. Tom 5. № 4. S.46-58

Transformaciya strategii i taktiki mediakommunikacij v usloviyah pandemii: monografiya [Transformation of the strategy and tactics of media communications in the conditions of a pandemic] / pod red. L.K. Lobodenko, L.P. Shesterkinoj. - Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuUrGU, 2022

GR i lobbizm: teoriya i tekhnologii: uchebnik dlya vuzov [GR and lobbying: theory and technology] / V. A. Achkasova [i dr.]; pod redakciej V. A. Achkasovoj, I. E. Mintusova, O. G. Filatovoj. — 2-e izd. — Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2021. — 445 s.

Emery F., Trist E. (1965). The causal texture of organizational environments // Human Relations, 18 (1). Р.21- 32.

Laprevote L.-Ph. (1992). Pour une etude scientifique des relations. In Vingt ans de communication d'entreprise en Lorrains. Nancy. 324 p.

Сведения об авторах

Ачкасова Вера Алексеевна - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета

Гавра Дмитрий Петрович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета

Быкова Елена Владимировна - доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и 78 массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета

Achkasova Vera A. - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Public Relations in Politics and Public Administration of the Higher School of Journalism and Mass Communications of St. Petersburg State University Gavra Dmitry P. - Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Public Relations in Business of the Higher School of Journalism and Mass Communications of St. Petersburg State University

Bykova Elena V. - Doctor of Philology, Professor of the Department of Public Relations in Business of the Higher School of Journalism and Mass Communications of St. Petersburg State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.