Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. ГНЕСИНЫХ / НАРОДНЫЙ ХОР / СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сережина Диана Алексеевна

В статье рассматривается начальный этап развития профессионального народно-певческого образования в России. Приводятся сведения о наиболее выдающихся личностях, способствующих его становлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE DEPART MENT OF SOLO FOLK SINGING IN RUSSIA

The article examines the initial stage of development of profes sional folk singing education in Russia. There is also an informa tion about the most outstanding personalities contributing to its formation in this article.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ПЕДАГОГИКА

К истории становления народно-певческого образования в России

Сережина Диана Алексеевна

Соискатель кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: dianauvarova@bk.ru

В статье рассматривается начальный этап развития профессионального народно-певческого образования в России. Приводятся сведения 16 о наиболее выдающихся

личностях, способствующих его становлению. Ключевые слова: Народная консерватория, Российская академия музыки им. Гнесиных, Музыкальное училище им. Гнесиных, народный хор, сольное народное пение

Вопрос о необходимости специального образования в области народно-певческого искусства возник в России в конце XIX - начале XX столетия в контексте проблемы «угасания» патриархальной традиционной культуры и забвения ее носителями своих песенных традиций. Понимая огромную значимость сохранения и развития песенного фольклора, прогрессивные музыканты по собственной инициативе предпринимали возможные шаги в этом направлении.

Одной из первых была Евгения Эдуардовна Линёва (18531919) — известная собирательница и исследователь народной музыки, впервые применившая метод фонографической записи

в условиях фольклорных экспедиций.

В 1901 году на втором Всероссийском съезде сценических деятелей Е. Э. Линёва выдвинула идею о необходимости создания самодеятельных народных хоров и в деревнях, и в городах для приобщения всего населения страны к традиционной музыкальной культуре. В 1904 году Линёва вместе с хоровым дирижером и общественным деятелем В. А. Булычёвым создала хор Пречистенских курсов для рабочих1, а в 1905 году организовала музыкально-просветительскую работу на этих курсах. Опираясь на полученный опыт, она решила создать особое учебное заведение, в котором в качестве базы для музыкального образования служила бы народная музыка.

В 1906 году в России при Московском обществе народных университетов начала работу Народная консерватория. Активное участие в ее деятельности помимо Е. Э. Линёвой приняли выдающиеся музыканты того времени: Н. Я. Брюсова, К. Н. Игумнов, Н. Д. Кашкин, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, Ю. Д. Энгель, Б. Л. Яворский, и другие.

В Народной консерватории были открыты общеобразовательные классы хорового и сольного пения. Основой музыкального развития учащихся стала народная песня. В процессе занятий студенты разучивали песни, затем публично исполняли их во время проведения лекций-концертов. Изучение народной музыки включало в себя и другие виды работ: сочинение мелодий в народном стиле, им-

провизацию подголосков к основному напеву, изучение вариантов одной песни, записанной в разных местностях, игру на народных инструментах, исследование музыки русских композиторов, в творчестве которых нашла свое отражение народная музыка. Этот курс назывался «Народное музыкальное творчество» и читался Е. Э. Линёвой в течение 12 лет. Так же в 1916 году при Музыкально-этнографической комиссии ею были открыты «Курсы пения русских песен», для которых она составила специальный учебный план. Он включал в себя следующие задачи: исполнение импровизационного распева на заданную мелодию; изучение аутентичных песен в разных вариантах, бытующих в тех или иных местностях, и сочинений русских композиторов, где они использовались. Также велась работа с репертуаром из сборников народных песен: Балакирева, Линёвой, Листопадова, Лядова, Римского-Корсакова, Пальчикова, Прокунина; осуществлялось обучение игре на народных инструментах.

В 1916 году Народная консерватория прекратила свое существование в Москве. Подобные консерватории в других городах (Петербург, Саратов и др.) в течение 1920-1930 годов или были преобразованы в техникумы и школы, или тоже закрыты.

Опыт в искусстве народного пения можно было получать в послереволюционное время в народных хорах: в Государственном академическом русском народном хоре им. М. И. Пятницкого, Северном русском народ-

СЕРЕЖИНА Д. А. К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ном хоре, Кубанском казачьем хоре. Интересу к народному пению способствовало и развитие самодеятельности.

Следующей вехой в развитии профессионального народно-певческого образования стало создание в 1966 году по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственной академической хоровой капеллы А. А. Юрлова в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне — Российская академия музыки им. Гнесиных) нового отделения по подготовке дирижеров русских народных хоров. Это был первый, уникальный опыт в России, благодаря которому обучение народному песенному искусству было поставлено на профессиональную основу. Работа велась по экспериментальным учебным планам, отражавшим взгляды преподавателей и исследователей фольклора на природу традиционного народного пения и пути его развития в современных условиях.

Отделение сольного народного пения в ГМПИ им. Гнесиных было открыто в 1978 году. Основоположником «гнесинской» школы народного пения стала Народная артистка СССР, профессор, лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки Нина Константиновна Мешко (1917-2008). За годы многолетней педагогической деятельности она разработала авторскую методику постановки голоса в народной манере пения, основанную на глубоком знании основ различных видов вокального исполнительства. Соответствующий комплекс упражнений-распевок вошел в учебное пособие Н. К. Мешко «Искусство народного пения» [1, 41].

Нина Константиновна Меш-ко родилась 31 мая 1917 года в деревне Малахово Тверской об-

ласти. Она росла в музыкальной семье, у ее мамы, Александры Васильевны, был красивый голос. Отец, Константин Иванович, тоже очень любил искусство. Он был музыкантом-любителем, певчим в церковном хоре и хормейстером.

Нина Константиновна самостоятельно изучила нотную грамоту и освоила игру на фортепиано.

После окончания 8 класса средней школы Н. К. Мешко поступает в Музыкальное училище им. Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке) на фортепианное отделение. Однако уже через год Н. К. Мешко настолько увлеклась хоровым пением, что перевелась на хоровое отделение. В 1945 году Нина Константиновна успешно окончила дирижерский факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Н. М. Данилина). Сразу после окончания она стала работать руководителем и дирижером самодеятельных хоровых коллективов, а также приступила к педагогической работе в Московском городском музыкально-педагогическом училище (Нина Константиновна работала в этом учебном заведении вплоть до 1958 года).

В 1954 году Н. М. Мешко создала народный хор Московской области при Доме народного творчества, который в 1957 году стал лауреатом Всесоюзного

конкурса на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. В те же годы она начала вести индивидуальные занятия по вокалу с хористами, в том числе и с Л. Г. Зыкиной.

Н. К. Мешко активно работала с различными народными хорами. Сначала она была назначена Художественным руководителем Академического хора русской песни Гостелерадио СССР (ныне Академический хор русской песни «Песни России» Российского государственного музыкального телерадиоцентра). А в 1960 году стала Художественным руководителем Государственного академического Северного русского народного хора благодаря Антонине Яковлевне Колотиловой, которая пригласила Нину Константиновну стать ее преемницей.

Н. К. Мешко руководила Государственным академическим Северным русским народным хором на протяжении 48 лет. Это был этап новых путей решения драматургических и художественных задач, поиск иных средств выразительности. Главной же целью работы было сбережение глубокой северной традиции, что помогло хору встать на новую высокохудожественную ступень в концертно-ис-полнительской деятельности.

При Н. К. Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов, а сама Нина Константиновна получила звание Народной артистки СССР и Лауреата Государственной премии России.

С 1969 года Н. К. Мешко начала работать на новом отделении по подготовке руководителей народных хоров в Государственном музыкальном педагогическом институте им. Гне-синых, а через 16 лет кафедра хорового и сольного народного пения стала структурным подразделением института.

17

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ПЕДАГОГИКА

18

«Гнесинская школа» народного пения, основоположником которой явилась Н. К. Мешко, воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Н. К. Мешко разработала собственную методику обучения, которую используют теперь ее многочисленные ученики. Среди них — Т. Ю. Петрова, Н. Г. Бабкина, Л. Г. Рюмина, Н. Д. Борискова, М. Н. Фирсов и многие другие. Своим учителем считает ее и Л. Г. Зыкина.

В 1976 году на отделение по подготовке руководителей народных хоров пришла работать Людмила Васильевна Шамина (1936-2012), чья деятельность также способствовала развитию и укреплению профессионализма в подготовке специалистов в области народно-певческого искусства.

Л. В. Шамина родилась 4 февраля 1936 года в Чебоксарах, а 1938 году ее семья переехала в Москву. Свое первое музыкальное образование Людмила Васильевна получила в г. Куйбышев, куда ее вместе с семьей эвакуировали в 1941 году. Спустя четыре года Людмила Васильевна поступила в Московское городское училище, которое в настоящее время носит имя А. Г. Шнитке. Ее педагогом по дирижированию стала Н. К. Мешко.

После окончания Ленинградской консерватории (1961) Л. В. Шамина стала хормейстером музыкально-драматического театра Чувашии и одновременно начала свою преподавательскую деятельность в Музыкальном училище имени Ф. Павлова.

В 1965 году Л. В. Шамина вернулась в Москву. Она вошла в состав Методической группы Министерства культуры РСФСР. Спустя два года А. А. Юрлов пригласил ее заведовать редакци-онно-издательским отделом Всероссийского хорового общества.

Работая в министерстве, Л. В. Шамина встретилась с Н. К. Мешко. Нина Константиновна подала своей бывшей ученице идею написать книгу о Северном хоре. С этого момента Людмила Васильевна стала осваивать народное пение. В 1969 году Л. В. Шами-на защитила кандидатскую диссертацию. Нина Константиновна Мешко предложила Л. В. Шаминой стать ее помощником — хормейстером на отделении по подготовке руководителей народных хоров в ГМПИ им. Гнесиных в 1976 году. Через два года Людмила Васильевна начала преподавать в классе сольного народного пения.

Большое значение имел начатый ею тогда же выпуск сборников под названием «Репертуар народного певца», в который вошли фольклорные и авторские сочинения для народных голосов, активно использующиеся в учебной практике со студентами народно-певческих отделений по всей стране.

В 1996 году Л. В. Шамина стала первым исследователем, обобщившим опыт профессионального народно-певческого образования в своей докторской диссертации на тему «Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству». После защиты научной работы ей предложили заведовать отделением сольного народного пения в Гнесинском училище, а позже и в Академии.

Учебная практика показала, что для качественного профессионального образования специа-

листов народно-певческого профиля необходимо начинать работу с ними еще в подростковом возрасте. Поэтому в 1983 году было создано отделение сольного народного пения в Музыкальном училище им. Гнесиных.

Открытие отделения по подготовке руководителей народного хора, а затем специалистов в области сольного исполнительства явилось важным историческим событием, обозначавшим осознание на государственном уровне необходимости изучения, развития и сохранения народно-певческих традиций и определившим важнейший компонент в решении этой задачи — подготовку профессиональных кадров.

Примечания 1 С. И. Танеевым, всячески поддерживающим такое начинание, специально для этого коллектива в 1909 году было написано Двенадцать хоров a cappella, ор. 27 на слова Якова Полонского, впрочем, для самодеятельного хора их исполнение оказалось непосильной задачей.

Литература

1. Мешко Н. К. Искусство народного пения. М.: Луч, 1996. Ч. 1. 42 с.

2. Мешко Н. К. Искусство народного пения. М.: Луч, 2002. Ч. 2. 80 с.

3. Народно-певческое образование в России / сост. А. С. Каргин, В. В. Новожилов. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2009. 222 с.

4. Сивова В. М. Педагогическая деятельность А. А. Эповой и Л. И. Шимкова // Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции: V Всероссийские (с международным участием) научно-творческие «Маничкины чтения» (Белгород, 14-15 марта 2013 г.). Белгород: Изд-во БГИИК, 2013. С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.