Научная статья на тему 'Деятельность выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных как фактор развития региональной музыкальной культуры'

Деятельность выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных как фактор развития региональной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РАМ ИМ. ГНЕСИНЫХ / ЧЕРНИГОВСКИЙ РЕГИОН / КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ХОРОВОЕ АМАТОРСТВО / ФОРТЕПИАННАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бадалов Олег Павлович

Предмет исследования состоит в осмыслении влияния Российской академии музыки им. Гнесиных одного из старейших музыкальных вузов России на развитие музыкальной культуры Черниговского региона Украины второй половины ХХ в. В поле зрения автора творческая деятельность выпускников Академии им. Гнесиных, которая протекала в сферах фортепианного, вокального, хорового искусств и осуществлялась в трех основных направлениях: исполнительском, педагогическом, организационном. Автор затрагивает актуальные вопросы историко-теоретического подхода к пониманию развития музыкальной культуры Черниговского региона, влияния на нее русской культуры. В методологическую основу работы положены историко-хронологический, источниковедческий, логико-обобщающий методы для выявления фактов музыкально-педагогической деятельности на Черниговщине выпускников Академии им. Гнесиных, изучения их творческой биографии, результатов работы. Несмотря на то, что различные аспекты жизнетворчества видных представителей Академии долгое время находятся в поле зрения музыковедов, изучение особенностей развития Гнесинских идей в музыкальной культуре Украины, в частности, на Черниговщине, не проводилось, что обусловливает научную новизну статьи. Результаты исследования позволили прийти к выводу о приоритетной роли воспитанников Российской академии музыки им. Гнесиных в формировании, начиная с 1950-х гг., основ музыкальной культуры одного из важнейших историко-культурных ареалов Украины Черниговского региона и ее дальнейшем развитии на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF GNESSIN ACADEMY''S GRADUATES AS A FACTOR OF THE REGIONAL MUSICAL CULTURE’S DEVELOPMENT

The subject of research is the influence of Gnessin Russian Academy of Music on the development of musical culture in Chernigov region. The author examines the creative work of graduates of the Gnessin Russian Academy of Music in the second half of the 20th century in the fields of piano, vocal, choir arts realized in performing, pedagogic and organizational directions. The author touches upon the urgent matters of the historical-theoretical approach to the understanding of musical culture`s development within Chernigov region, and the influence of Russian culture as well. Historical-chronological, source study and logical-resumptive methods constitute the methodological basis of the work to study biographies of the Gnessin Academy’s graduates with the aim of singling out their musical-pedagogical work in Chernigov region and the analysis of data from periodical sources. Regardless of the fact that various aspects of Gnessin Academy representatives’ work have long been under the reviews of musicologists, the study of ideas development at Gnessin Academy’s within the musical culture of Ukraine and, specifically, Chernigov region has never been undertaken. The results of the research bring us to the conclusion of the priority role of the Gnessin Academy’s graduates in formation of the musical culture of Chernigov region since 1950s and its further development in the recent times.

Текст научной работы на тему «Деятельность выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных как фактор развития региональной музыкальной культуры»

УДК 78.071.5 ББК 74.58(2) + 85.31

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2017 г. О. П. Бадалов

г. Сургут, Россия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: Предмет исследования состоит в осмыслении влияния Российской академии музыки им. Гнесиных — одного из старейших музыкальных вузов России — на развитие музыкальной культуры Черниговского региона Украины второй половины ХХ в. В поле зрения автора — творческая деятельность выпускников Академии им. Гнесиных, которая протекала в сферах фортепианного, вокального, хорового искусств и осуществлялась в трех основных направлениях: исполнительском, педагогическом, организационном. Автор затрагивает актуальные вопросы историко-теоретического подхода к пониманию развития музыкальной культуры Черниговского региона, влияния на нее русской культуры. В методологическую основу работы положены историко-хронологический, источниковедческий, логико-обобщающий методы для выявления фактов музыкально-педагогической деятельности на Черниговщине выпускников Академии им. Гнесиных, изучения их творческой биографии, результатов работы. Несмотря на то, что различные аспекты жизнетворчества видных представителей Академии долгое время находятся в поле зрения музыковедов, изучение особенностей развития Гнесинских идей в музыкальной культуре Украины, в частности, на Черни-говщине, не проводилось, что обусловливает научную новизну статьи. Результаты исследования позволили прийти к выводу о приоритетной роли воспитанников Российской академии музыки им. Гнесиных в формировании, начиная с 1950-х гг., основ музыкальной культуры одного из важнейших историко-культурных ареалов Украины — Черниговского региона — и ее дальнейшем развитии на современном этапе.

Ключевые слова: региональная музыкальная культура, РАМ им. Гнесиных, Черниговский регион, камерно-вокальное исполнительство, хоровое аматорство, фортепианная культура, музыкальная педагогика.

Информация об авторе: Олег Павлович Бадалов — кандидат искусствоведения, старший учитель, Детская школа искусств № 2, ул. Привокзальная, д. 32, 628414 г. Сургут, Россия. E-mail: oleg_badalov@mail.ru Дата отправки статьи: 18.05.2017 Дата публикации: 15.12.2017

Продолжающийся процесс трансформации культурно-информационного поля постсоветского пространства, изменение общепризнанных до недавнего времени концепций развития национальных культур, появление теорий, искажающих объектив-

ную картину исторического развития социокультурной жизни в республиках бывшего СССР обусловливает актуальность изучения особенностей развития региональных культур, в частности, Черниговского региона — одного из важнейших историко-культурных ареалов «большой европейской территории, на которой сегодня располагаются

Россия, Украина, Беларусь <.. .> единое наше духовное, нравственное пространство» [6]. Цель статьи состоит в осмыслении влияния Российской академии музыки им. Гнесиных — «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации»1, одного из мировых лидеров музыкальной науки и образования — на формирование современной музыкальной культуры Черниговщины посредством деятельности в регионе выпускников Академии имени Гнесиных2.

Начало творческой деятельности воспитанников РАМ им. Гнесиных на Черниговщине датируется первой половиной 1950-х гг. Именно в это время хормейстер В. И. Полевик, пианистки И. П. Климова и В. А. Розен начали работу по восстановлению и развитию региональной музыкальной культуры, так и не оправившейся к тому времени от последствий военного времени.

С именем хормейстера, фольклориста, основоположника регионального самодеятельного народного хорового движения, заслуженного работника культуры Украины Василия Ивановича Полевика «связаны высшие взлеты <.. .> десятков самодеятельных ансамблей и хоров Черниговщины на протяжении второй половины ХХ века» [4, с. 3]. В. И. Полевик (15.06.1925-09.10.1999) родился на Черниговщине в крестьянской семье. Окончив дирижерско-хоровой отдел Гомельского музыкального училища, он начал работать в сфере народно-песенного самодеятельного творчества. Осознав недостаточность своей музыкальной подготовки, В. И. Полевик поступил на дирижерский факультет РАМ им. Гнесиных, который закончил в 1953 г. Обучение В. И. Полевика, который был студентом заочного отделения, сопровождала активная деятельность по созданию народных хоровых коллективов при сельских домах культуры по всей территории Черниговского региона. Наибольших результатов в 1950-х гг. В. И. Полевик достиг в работе с самодеятельным народным хором «Наследие» с. Займище. Так, в 1956 г. коллектив стал хедлайнером фольклорного фестиваля, впервые проведенного на Черниговщине по инициативе В. И. Полевика. В фестивале приняли участие народные хоровые коллективы трех граничащих друг с другом областей России, Белоруссии и Украины: Брянской, Гомельской и Черниговской. В 1957 г. хор «Наследие» был отмечен премией Всеукраинского хорового фестиваля, в 1960 г. — принимал участие в Декаде украинского искусства и литературы в Москве. К этому времени относятся первые фольклорно-этнографические экспедиции В. И. Полевика по Черниговщине, в которых было записано более тысячи региональных народных песен [4, с. 3].

1 Указ Президента РФ № 175 от 11.04.2016 «Об отнесении федерального бюджетного образовательного учреждения "Российская академия музыки имени Гнесиных" к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации».

2 До 1992 г. — Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, далее в тексте статьи — РАМ им. Гнесиных.

Василий Иванович Полевик Basil Ivanovich Polevik

Ирина Петровна Климова Irina Petrovna Klimova

Активно действуя в сфере народного хорового пения, В. И. Полевик также проявил значительные организаторские способности. Он подготовил открытие и стал первым директором Черниговского музыкального училища (1961-1971), возглавлял областную филармонию (1971-1985), заведовал отделом фольклора областного центра народного творчества (1985-1999). Несмотря на загруженность административно-руководящей работой, В. И. Полевик до конца жизни не оставлял сферу хорового исполнительства, курируя деятельность десятков хоровых коллективов Черниговщины.

Большую роль в развитии региональной музыкальной культуры сыграла и музыкально-педагогическая и исполнительская деятельность другой выпускницы РАМ им. Гнесиных Ирины Петровны Климовой (23.03.1927-10.11.2007). Она родилась в г. Алапаевск Свердловской обл. в семье горного инженера. Окончив в 1953 г. РАМ им. Гнесиных И. П. Климова приступила к работе в Черниговской музыкальной школе. Педагогическую работу она совмещала с активной концертной деятельностью: выступала как солистка, создала камерные ансамбли с коллегами-скрипачами, аккомпанировала «народному артисту Украины В. М. Су-бачеву, заслуженному деятелю искусств РСФСР И. М. Скобцову и народному артисту СССР Н. К. Кондратюку, которые гастролировали в Чернигове» [3, с. 4]. Таким образом, концертная деятельность И. П. Климовой способствовала восстановлению музыкальной жизни Чернигова в послевоенные годы, компенсировала отсутствие академического направления в работе областной филармонии, которая находилась на этапе становления.

С открытием Черниговского музыкального училища в 1961 г. И. П. Климова возглавила фортепианный отдел. Помимо организационной работы она уделяла большое внимание концертно-просветительской деятельности, популяризации фортепианного искусства в регионе, представляя концертные программы студентов фортепианного отдела в музыкальных школах и домах культуры региона.

В 1970-х гг. большой резонанс имели исполнения И. П. Климовой и ее учениками фортепианных концертов Л. Бетховена (№ 3), Э. Грига, С. В. Рахманинова (№ 2), А. А. Кос-Анатольского в сопровождении духового оркестра Черниговского Высшего военно-авиационного училища летчиков (дирижер — майор Г. М. Кункин).

В период 1980-2000-х гг. И. П. Климова ограничила свою творческую деятельность педагогической работой. За это время ее ученики В. В. Горленко, И. В. Виннико-ва, И. Л. Дюка, И. Ю. Пономаренко и др., продолжившие обучение в консерваториях, составили основу преподавательского состава фортепианного отдела Черниговского музыкального училища. В 2001 г. И. П. Климова вышла на заслуженный отдых.

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры Черниговского региона внесла выпускница РАМ им. Гнесиных, лауреат международного конкурса, доцент Вед-

да Абрамовна Розен (16.09.1934). Ее творческая деятельность протекала в стенах Нежинского государственного педагогического института им. Н. Гоголя. На протяжении 1959-2004 гг. В. А. Розен преподавала на кафедре музыки и пения, что дало основание характеризовать пианистку как «учителя учителей нескольких поколений» [1, с. 136].

В. А. Розен родилась в Киеве в семье служащих. Получив образование в Киевской средней специальной музыкальной школе-интернате им. Н. В. Лысенко, она в 1952 г. поступила на фортепианный факультет РАМ им. Гнесиных в класс профессора А. Г. Татуляна. Годы учебы В. А. Розен совмещала с работой концертмейстера на дирижерском факультете РАМ им. Гнесиных. В 1959 г. она стала преподавателем Нежинского педагогического института им. Н. В. Гоголя. Первые упоминания о высокой оценке ее работы со студенчеством относятся к началу 1960-х гг. Народный артист СССР Д. Б. Кабалевский, побывавший в декабре 1961 г. в Институте им. Н. В. Гоголя, отметил, что «Ведда Абрамовна очень хороший педагог, способный дать своим воспитанникам и серьезную техническую подготовку, и отличное музыкальное развитие» [7, с. 164]. Также студенты В. А. Розен удостоились похвалы народного артиста СССР А. И. Хачатуряна, посетившего Институт им. Н. В. Гоголя в декабре 1962 г. [7, с. 118— 119].

С конца 1980-х гг. педагогическая деятельность В. А. Розен получила республиканское и всесоюзное признание. Так, в 1988 г. ее студенты Е. Козиенко и А. Фуксман стали «лауреатами Первого всеукраинского конкурса студентов-пианистов музыкально-педагогических факультетов пединститутов» [2, с. 4]. В том же году Е. Козиенко заняла Первое место на Всесоюзном конкурсе студентов-пианистов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов, который прошел в г. Куйбышеве. В последующие годы студенты В. А. Розен 12 раз удостаивались призовых мест на всесоюзных и всеукраинских конкурсах.

С начала работы в Нежине В. А. Розен вела активную концертную деятельность. В период 1960— 1980 гг. она подготовила 30 сольных концертных программ. В 1981 г. на Варшавском международном радио-конкурсе «Шопен вечно живой» В. А. Розен была отмечена званием лауреата. Более 40 лет пользовался большим успехом у публики камерный вокальный ансамбль, созданный В. А. Розен и певицей Н. В. Дань-шиной, который за время существования дал более 500 концертов в регионе, выезжал с концертами для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В. А. Розен уделяла большое внимание исполнительской деятельности студентов. С постепенным снижением интенсивности выступлений пианистки, увеличивалось количество концертных программ, представленных учениками ее класса. В тематических, музыкально-литературных и шефских концертах музыкально-педагогического факультета принимали участие все студенты В. А. Розен, а Е. Козиенко, А. Фуксман, С. Новгородская, О. Могильная, О. Бадалов и др. давали сольные концерты, продолжали обучение в консерваториях.

Педагогическую и концертную деятельность в стенах Института им. Н. В. Го-

Ведда Абрамовна Розен Vedda Abramovna Rozen

голя В. А. Розен завершила в 2003 г., исполнив Концерт Э. Грига в сопровождении оркестра музыкально-педагогического факультета (дирижер — народный артист Украины, профессор Н. Н. Шумский). В настоящее время В. А. Розен занимается частной педагогической практикой. Так, ее ученица О. Синица стала лауреатом Международных конкурсов «Харьков-Fortissimo» (Украина, 2010) и «Bohemska rapsodie» (Теплице, Словакия, 2012).

С начала 1990-х гг. значительное влияние на развитие музыкальной культуры Черниговского региона, презентацию ее в европейском культурном пространстве осуществляет выпускница вокального факультета РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов, народная артистка Украины Лариса Викторовна Роговец (22.12.1962). Она родилась в Чернигове в рабочей семье. Учебе в РАМ им. Гнесиных, куда она поступила в 1989 г. в класс народной артистки СССР, профессора З. А. Долухановой, предшествовали занятия в вокальной студии Черниговского городского дворца культуры. Там Л. В. Роговец получила начальную вокальную и общемузыкальную подготовку у концертмейстера Нины Николаевны Сорогожской (1922-2002), окончившей фортепианный факультет РАМ им. Гнесиных в 1952 г.

В студенческие годы Л. В. Роговец становится лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки (1991), Международного конкурса им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 1991) и Международного конкурса в Гертогенбоше (Нидерланды, 1993). После завершения обучения в РАМ им. Гнесиных Л. В. Роговец приняла участие еще в семи западноевропейских международных конкурсах вокалистов, где была отмечена званием лауреата. Конкурсные победы открыли певице путь на профессиональную сцену: она принимала участие в фестивалях «Ирина Архипова представляет», получила ангажемент в Базельском театре (Швейцария).

Начиная с конца 1990-х гг., Л. В. Роговец — солистка Черниговской филармонии, активная участница музыкальной жизни региона. Она инициирует концертные постановки опер «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Катерина» Н. Н. Аркаса, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Ар-темовского; принимает участие в исполнении реквиемов В. А. Моцарта, Д. Верди, подготовке фольк-оперы черниговского композитора А. М. Пашкевича «Блудный сын», премьеры которой состоялись в Чернигове, Киеве, Меммингене (ФРГ) в 2000 г.

В настоящее время основу концертной деятельности Л. В. Роговец составляет камерно-вокальное исполнительство. Подготовленные ею концертные программы, посвященные творчеству Р. Шумана, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др., несут в себе значительный культурно-просветительский потенциал и были представлены певицей в Чернигове, Киеве, Санкт-Петербурге, Таллинне, Базеле.

Важной частью творческой жизни Л. В. Роговец является педагогическая деятельность в Черниговском Лариса Викторовна Роговец, музыкальном училище. За время работы на педагоги- Нина Николаевна

ческом поприще с 1995 г. Л. В. Роговец подготовила Соротажская

победителей национальных и международных кон- Larisa Viktoiwrn Rogovets, курсов Коновал, Л Кравчук, А. Майдан, И. Коцур, Nina Nikolaevna Sorogozskaya

A. Гнедык и др.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что во второй половине ХХ - начале XXI вв. творческая деятельность выпускников РАМ им. Гнесиных на Черниговщине протекала в сферах фортепианного, вокального, хорового искусств и осуществлялась в трех основных направлениях: исполнительском, педагогическом, организационном. Так, с начала 1950-х гг. культурно-организационная деятельность

B. И. Полевика по развитию в регионе хорового движения способствовала возникновению и функционированию значительного числа хоровых коллективов. Активизация хоровой жизни стала предпосылкой профессионализации хорового исполнительства Чер-ниговщины — создании в 1984 г. народного хора при областной филармонии. Весомая фольклорно-этнографическая деятельность В. И. Полевика нашла продолжение в деятельности Ансамбля песни и танца «Северские клейноды» областной филармонии. Созданный в 2002 г., коллектив продолжает начатый В. И. Полевиком сбор и обработку народно-песенного фольклора Черниговского региона, который составляет основу репертуара ансамбля.

Музыкально-педагогическая деятельность И. П. Климовой и В. А. Розен заложила основы современной фортепианной культуры Черниговщины, представители которой отмечены званиями лауреатов международных конкурсов в большинстве стран Европы. Результативное участие в национальных и всесоюзных конкурсах, продолжение обучения в консерваториях свидетельствует о высокой профессиональной подготовке учеников И. П. Климовой и В. А. Розен. Активное концертирование пианисток и их учеников в регионе способствовало популяризации фортепианного исполнительства, повышению уровня общей музыкальной культуры слушателей. Данная тенденция повлияла на развитие широкой сети музыкальных школ в период 1950-1970 гг., в каждой из которых фортепианный отдел является основной структурной единицей. Это, в свою очередь, дало экономический эффект за счет увеличения производственных мощностей фортепианного цеха Черниговской фабрики музыкальных инструментов.

Творчество народной артистки Украины Л. В. Роговец вывело музыкальную культуру Черниговщины на передний край музыкальной жизни Украины рубежа XX-XXI вв., презентовало вокальную культуру региона на международной арене. В сотрудничестве с концертмейстером Н. Н. Сорогожской Л. В. Роговец добилась значительных результатов в исполнительской деятельности, заложила фундамент последующего творческого роста. В настоящее время педагогическая работа Л. В. Роговец способствует дальнейшему развитию вокальной культуры Черниговского региона.

Таким образом, можно утверждать, что ведущая роль в развитии музыкальной культуры Черниговщины второй половины XX — начала XXI вв. принадлежала воспитанникам РАМ им. Гнесиных. Их творческая деятельность способствовала развитию не только сфер их профессиональной компетенции, но и была фактором формирования культурного поля Черниговского региона, основанного на «сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который <.. .> надо питать, укреплять и беречь» [5].

Дальнейшее изучение особенностей деятельности воспитанников РАМ им. Гне-синых в региональной музыкальной жизни на постсоветском пространстве будет способствовать пониманию специфики эволюции культурной жизни регионов, прогнозированию ее дальнейшего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кавунник О. Музиканти Ижина: музично-краезнавчий довщник. Ижин: М1ЛАН1К, 2008. 188 с.

2 Кавунник О. Устх нiжинських студенев // Деснянська правда. 1988. 31 ачня. С. 4.

3 Мал1сов Н. Радють вiдкриття // Деснянська правда. 1970. 4 грудня. С. 4.

4 Подвижник у збиранш, збереженш i пропагандi mсенноi спадщини Чернiгiвщини Василь Полевик: збiрка матерiалiв. Займище, 2010. 20 с.

5 Путин В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 15.04.2015).

6 Путин В. Русская православная церковь — одна из основ российской нации и многонационального государства // ТАСС. URL: http://itar-tass.com/ politika/535265 (дата обращения: 21.12.2014).

7 Самойленко Г. Нариси культури Ижина. Ижин: Видавництво НДП1, 1995. Ч. 2:

Театральне та музичне життя XVII-XX ст. 166 с.

***

© 2017. Oleg P. Badalov

Surgut, Russia

ACTIVITY OF GNESSIN ACADEMY'S GRADUATES AS A FACTOR OF THE REGIONAL MUSICAL CULTURE'S DEVELOPMENT

Abstract: The subject of research is the influence of Gnessin Russian Academy of Music on the development of musical culture in Chernigov region. The author examines the creative work of graduates of the Gnessin Russian Academy of Music in the second half of the 20th century in the fields of piano, vocal, choir arts realized in performing, pedagogic and organizational directions. The author touches upon the urgent matters of the historical-theoretical approach to the understanding of musical culture's development within Chernigov region, and the influence of Russian culture as well. Historical-chronological, source study and logical-resumptive methods constitute the methodological basis of the work to study biographies of the Gnessin Academy's graduates with the aim of singling out their musical-pedagogical work in Chernigov region and the analysis of data from periodical sources. Regardless of the fact that various aspects of Gnessin Academy representatives' work have long been under the reviews of musicologists, the study of ideas development at Gnessin Academy's within the musical culture of Ukraine and, specifically, Chernigov region has never been undertaken. The results of the research bring us to the conclusion of the priority role of the Gnessin Academy's graduates in formation of the musical culture of Chernigov region since 1950s and its further development in the recent times. Keywords: Regional music culture, Gnessin Russian Academy of Music, Chernigov region, chamber-vocal performance, choral amateur performance, piano culture, musical pedagogy.

Information about the author: Oleg P. Badalov — PhD in Arts, Senior Teacher,

Children's Art School № 2, Pryvokzalnaya St., 32, 628414 Surgut, Russia. E-mail:

oleg_badalov@mail.ru

Received: May 18, 2017

Date of publication: December 15, 2017

REFERENCES

1 Kavunnik O. Muzikanti Nizhina: muzichno-kraeznavchij dovidnik [Nizhyn's Musicians: Music and regional organizers]. Nizhin, MILANIK Publ., 2008. 188 s. (In Ukrainian)

2 Kavunnik O. Uspih nizhins'kih studentiv [The success of Nizhyn's students]. Desnjans'ka Pravda, 1988, 31 sichnja, p. 4. (In Ukrainian)

3 Malisov N. Radist' vidkrittja [The joy of discovery]. Desnjans'ka Pravda, 1970, 4 grudnja, p. 4. (In Ukrainian)

4 Podvizhnik u zbiranni, zberezhenni i propagandi pisennoi spadshhini Chernigivshhini Vasil'Polevik: zbirka materialiv [Enthusiast of collecting, preserving and propagating of the song heritage of Chernigov region Vasily Polevik: collected materials]. Zajmishhe, 2010, 20 p. (In Ukrainian)

5 Putin V. Rossija: nacional'nyj vopros [Russia: national question]. Nezavisimaja gazeta, 2012, 23 janvarja. Available at: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (accessed 15 April 2015). (In Russian)

6 Putin V. Russkaja pravoslavnaja cerkov' — odna iz osnov rossijskoj nacii i mnogonacional'nogo gosudarstva [The Russian Orthodox Church — one of the foundations of the Russian nation and multinational state]. TASS. Available at: http:// itar-tass.com/politika/535265 (accessed 21 December 2014). (In Russian)

7 Samojlenko G. Narisi kul'turi Nizhina. [Essays on the culture of Nizhin]. Nizhin, Vidavnictvo NDPI Publ., 1995. Part 2: Teatral'ne ta muzichne zhittja XVII-XX st. [Theatrical and musical life XVII-XXth centuries]. 166 p. (In Ukrainian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.