Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.С. Фокина, А.Г. Сухарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

© Н. С. ФОКИНЛ, Л. Г. СУХАРЕВ, 1996 УДК 613.95:378.661):93 «1933-1994.

Н. С. Фокича, А. Г. Сухарев К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российская медицинская академия последипломного образования Минздравмедпрома РФ, Москва

Кафедре гигиены детей и подростков в 1994 г. исполнилось 60 лет. Ее организатором и первым руководителем был крупный ученый-гигиенист заслуженный деятель науки профессор Альфред Владиславович Мольков (1870—1947 гг.), имевший большой опыт преподавания в высшей медицинской школе. В прошлом санитарный врач Московской губернии он прекрасно знал практическую сторону школьной гигиены и потому мог успешно решать задачи, связанные с содержанием и методикой обучения специалистов в области охраны здоровья детей.

Вместе с А. В. Мольковым на кафедру пришли его ученики и ближайшие сотрудники доценты П. М. Ивановский и А. Г. Цейтлин, а также ассистенты С. М. Громбах и И. Л. Фрейд-гейм. Таким образом, у истоков становления кафедры оказались высококвалифицированные специалисты, бескорыстно преданные делу охраны здоровья детей. Под их влиянием начали формироваться традиции кафедры, которые в дальнейшем бережно сохранялись и развивались.

А. В. Молькову принадлежит заслуга в определении характера преподавания на циклах усовершенствования, которое, по его мнению, должно было значительно отличаться от преподавания в высшей медицинской школе. Он считал, что при составлении программ усовершенствования нужно исходить из конкретного содержания работы врача, из его профессионально-должностных обязанностей с тем, чтобы врач смог овладеть теми знаниями и умениями, которые будут ему необходимы в дальнейшей практической работе. Поэтому в процессе преподавания акцент надо делать на самостоятельной, активной работе слушателей [1]. "Громадное количество лекций по программам, очень сходным с банальными студенческими программами, вообще для ЦИУ на настоящем этапе его развития, не годится", — писал А. В. Мольков в объяснительной записке к программе цикла для врачей охраны здоровья детей и подростков (03-ДиП) в 1934 г.1

Под руководством А. В. Молькова за 4 года его пребывания на кафедре были разработаны первые учебные программы и апробированы многие формы усовершенствования знания специалистов разного профиля. Это 3-месячные циклы для врачей ОЗДиП, одномесячные циклы для школьных государственных санитарных инспекторов (ГСИ), организаторов детского здравоохранения, это тематические декадники по строительству и благоустройству школьного здания, оценке физического развития, летней оздоровительной работе, декадники для препода-

'Архив кафедры ГДиП РМА последипломного образования, дело № I. VIII — 7.3.

вателей медицинских вузов; выездные циклы (Орехово-Зуево, Ногинск); заочное усовершенствование.

В 1938 г. на смену А. В. Молькова пришла его ученица М. И. Корсунская. Она совмещала заведование с работой в Главной государственной санитарной инспекции сначала Наркомздрава РСФСР, а затем Наркомздрава СССР в качестве старшего госсанинспектора по школьной санитарии.

Работа в Наркомздраве позволила ей сделать курсы более представительными. На них стали приезжать главные школьные ГСИ из всех союзных республик. Один из таких циклов был запланирован на август-сентябрь 1941 г., но не состоялся из-за начала войны. Для кафедры это означало 2-летний перерыв в работе. Уехала с Наркомздравом в эвакуацию М. И. Корсунская, разъехались преподаватели, ушел на фронт С. М. Громбах.

Но уже в 1943 г. состоялся первый во время войны декадник для школьно-санитарных инспекторов, организованный М. И. Корсунской, которая вновь возглавила кафедру после своего возвращения.

Условия работы кафедры в этот период были весьма трудными из-за отсутствия постоянного помещения и штатных преподавателей. Однако в конце 40-х годов положение стало улучшаться. В 1949 г. на постоянную работу ассистента пришла В. И. Теленчи, с 1950 г. начали работать штатными преподавателями Л. Н. Заглухинская и С. М. Громбах, в 1952 г. открылась доцентура, которую заняла Е. И. Елочкина, и в том же году были приняты первые аспиранты — Н. С. Фокина и Ф. К. Ткачев; прошли защиты первых диссертаций — докторской (М. И. Корсунской, 1947 г.) и 2 кандидатских (В. И. Теленчи, 1953 г. И Н. С. Фокиной, 1956 г.). В 1962 г. было издано первое "Руководство по гигиене детей и подростков для санитарных врачей" под редакцией проф. М. И. Корсунской с участием.всех преподавателей. В 1960 г. кафедра получила новое помещение в гигиеническом корпусе по Графскому переулку.

В 1960 г. кафедру возглавила ученица М. И. Корсунской проф. Е. М. Белостоцкая.

Детское здравоохранение в послевоенный период особенно остро нуждалось в квалифицированных врачебных кадрах. Однако пропускная способность кафедры в то время была весьма ограниченной и не давала возможности усовершенствовать знания врачей в нужном для практического здравоохранения количестве. Причиной была большая продолжительность каждого цикла — 3—4 мес, что не позволяло провести в год больше 3 циклов. В связи с этим было решено увеличить число годовых циклов до 7—8 путем сокращения продолжительности основных

до 2 мес и введения новых форм усовершенствования — одномесячных тематических циклов, прерывистых, выездных, телевизионных, а также циклов с предцикловой подготовкой. В результате число врачей, прошедших усовершенствования, стало увеличиваться с каждым годом. Если за период с 1961 по 1965 г. усовершенствование прошли всего 306 врачей, то с 1966 по 1970 г. - уже 694, с 1970 по 1975 г. - 855, а за последние с 1990 по 1994 г. — более 2000 врачей [2].

Начиная с 1962 г. особое развитие получили выездные циклы. Первые из них состоялись в целинном крае (Павлодар и Рудный). За 32 года (1942—1994 гг.) кафедра провела 42 цикла и побывала в 14 союзных республиках, крупных промышленных центрах, Заполярье, в городах Центральной России.

Сокращение сроков обучения и новые его формы потребовали оптимизации учебного процесса. Известно, что эффективность обучения во многом зависит от активного восприятия материала во время самостоятельной работы. С учетом этого в учебных планах была увеличена доля практических и семинарских занятий и введены новые их формы (деловые игры, решение комплексных ситуационных задач и др.). Особое внимание уделялось методике проведения каждого занятия, в частности созданию "индивидуальных рабочих мест" с набором иллюстративного материала (схем, таблиц), ситуационных задач, справочного материала, вопросов для программированного контроля. Рабочие места тиражировались в виде брошюр (учебных пособий), что позволяло курсантам работать с ними внеау-диторно. Аналогичные рабочие места стали создаваться и для лекционного курса.

Таким образом, к концу 70-х годов был накоплен большой опыт учебно-педагогической работы, который нуждался в анализе, обобщении и развитии.

С приходом на кафедру в 1976 г. в качестве ее руководителя проф. А. Г. Сухорева коллектив приступил к решению этой задачи и включился в общеинститутскую проблему "Научные основы усовершенствования врачей" (ответственные исполнители В. И. Теленчи и Л. В. Рябова). С помощью использования разнообразных и подчас нестандартных методик исследования удалось определить не только наиболее значимые для врачей методы обучения и разделы программы, но и оценить эффективность преподавания по отдаленным результатам в плане внедрения в практику здравоохранения передовых организационных форм работы, профилактики, оздоровительных мероприятий и других рекомендаций, о которых шла речь на циклах.

Следующим этапом в разработке данной проблемы было составление "Прфессионально-должностных требований к санитарным врачам по гигиене детей и подростков". Решалась эта задача путем широкого обсуждения на специальных конференциях и семинарах практических врачей, проходивших усовершенствование на кафедре, а также с учетом мнения экспертов — специалистов по гигиене детей и подростков с большим опытом и стажем работы. В итоге была создана "Квалификационная характеристика

специалиста санитарного врача по гигиене детей и подростков", опубликованная в "Аттестационной энциклопедии врача" (раздел "Санитария и гигиена", ч. II, 1992 г.).

Параллельно велась кропотливая работа по составлению "Унифицированной программы для санитарных врачей по гигиене детей и подростков". Для ее составления необходимо было в начале изложить всю гигиену детей и подростков в виде последовательной и взаимосвязанной системы, а затем закодировать каждый раздел и тему. Это давало возможность в дальнейшем в зависимости от формы усовершенствования (специализация, общее усовершенствование, тематическое) выбрать нужное для соответствующих учебных планов и программ и тем самым унифицировать преподавание во всех институтах усовершенствования врачей в нашей стране.

Большое место в работе кафедры занимала подготовка тестовых программ для проверки знаний и умений. В настоящее время созданы разнообразные программы, ориентированные не только на санитарных врачей, но и на средних медицинских работников (помощников санитарных врачей, медсестер дошкольных учреждений, фельдшеров школ, лицеев и колледжей). Усовершенствовать знания этих контингентов кафедра начала с 1992 г. в связи с организацией в академии сестринского факультета.

В 1986 г. вышло второе "Руководство по гигиене детей и подростков для санитарных врачей" под редакцией проф. Г. Н. Сердюков-ской и проф. А. Г. Сухарева, в создании которого принял участие весь коллектив преподавателей кафедры.

Наличие унифицированной программы, квалификационной характеристики специалиста, тестовых программ и учебного руководства позволило в 1991 г. подготовить и регулярно проводить совершенно новый аттестационный цикл для подготовки по гигиене детей и подростков на высшую и первую квалификационную категории.

Все вышеперечисленное составило первое научное направление кафедры под общим названием "Научные основы усовершенствования последипломного образования специалистов по гигиене детей и подростков".

Второе направление научных исследований было посвящено изучению состояния здоровья детей и подростков и формирующих его факторов. Первые работы в этом направлении выполнены проф. М. И. Корсунской и доц. В. И. Теленчи, которые изучали физическое развитие детей дошкольного возраста в 1950—1960 гг. К этому же направлению относится и работа Е. М. Белостоцкой "Гигиенические проблемы близорукости в школьном возрасте", в которой изучалось влияние состояния здоровья и других факторов на возникновение аномалий рефракции (докторская диссертация, 1963 г.). В дальнейшем были разработаны оптимальные нормы освещения школьных мастерских (В. П. Хоробрых, 1963 г.) и детских садов (Э. М. Демина, 1966 г.).

Более 10 лет под руководством проф. Е. М. Белостоцкой проводилось изучение состояния здоровья детей с затихающими формами тубер-

кулеза и аномальным развитием (слабослышащие) с целью обоснования учебно-воспитательного режима в специальных школах-интернатах и детском саду данного профиля. Это были первые в стране исследования, выполненные с гигиенических позиций, которые позволили разработать и внедрить в практику дифференцированные режимы обучения и воспитания, в частности физического, с учетом особенностей состояния здоровья этих детей (кандидатские диссертации Р. И. Глуховой, Т. Ф. Великосельской, Л. Я. Каневской, Л. В. Рябовой).

Изучение состояния здоровья получило отражение и в педагогическом процессе на практических и семинарских занятиях, поскольку врачей необходимо было обучить методике статистического анализа показателей здоровья для обоснования оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности.

В настоящее время появились качественно новые возможности и подходы к изучению здоровья в тесной его взаимосвязи с факторами риска. Речь идет о социально-гигиеническом мониторинге детей и подростков. Кафедрой обоснованы общие принципы такого мониторинга, составлен алгоритм действия врача, разработаны методические подходы, доказана целесообразность использования полицевого учета ребенка (подростка) для углубленного изучения состояния здоровья и выявления спектра биологических ответных реакций растущего организма на воздействие отдельных факторов риска. Результаты научных исследований широко используются в учебном процессе на новом цикле "Социально-гигиенический мониторинг детского населения", который проводится кафедрой на коммерческой основе по договоренности с центрами Госсанэпиднадзора.

Третье научное направление связано с гигиеной трудового обучения и профессионального образования учащихся. Оно появилось в связи с введением в школы трудового политехнического обучения, и кафедра одной из первых начала исследования по данной проблеме (кандидатская диссертация Н. С. Фокиной, 1956 г.). Продолжением этого направления явилось участие во Всесоюзной комплексной теме по изучению влияния условий обучения на состояние здоровья и успеваемость учащихся профессионально-технических училищ (1973—1976 гг.), а затем и технических училищ.

Работая в рамках общесоюзной программы, кафедра нашла свое особое место, начав одновременно изучать влияние рационального двигательного режима на формирование профессиональных навыков учащихся. Первые исследования в этом направлении показали, что рациональный двигательный режим влияет не.только на формирование навыков, но и на неспецифическую резистентность организма, достоверно снижая заболеваемость (кандидатская диссертация О. А. Шелонина, 1985 г.).

В дальнейшем была проведена серия исследований по обоснованию гигиенических принципов организации физического воспитания и нормирования двигательной активности с целыо укрепления здоровья, улучшения профессиональной подготовки молодежи и готовности юношей к службе в армии. По материалам этих исследований было защищено 7 кандидатских диссертаций и подготовлены методические указания "Использование средств физического воспитания для совершенствования трудового и профессионального обучения школьников", утвержденные Минздравом СССР в 1988 г. Так появилось четвертое научное направление в работе кафедры "Гигиена физического воспитания" и сформировалась целая научная школа по данной проблеме во главе с членом-корр. РАМН проф. А. Г. Сухаревым [3].

Особенностью работы кафедры, ее традицией является тесная связь с запросами практики. Немногочисленный коллектив преподавателей, не имея в своем составе научной группы, стремится сконцентрировать свои усилия на решении наиболее актуальных вопросов профилактической медицины. Это позволяет обогащать учебный процесс данными собственных исследований и давать врачам научно обоснованные рекомендации по медицинским аспектам охраны здоровья детей и подростков, по осуществлению государственного санитарного надзора с учетом специфики образовательных учреждений разного типа.

Л итсратура

1. Корсупская М. И., Фокина Н. С. А. В. Мольков — теоретик и пропагандист школьной гигиены. — М., 1967.

2. Сухарев А. Г., Фокина Н. С., Теленчи В. И. // Гиг. и сан.

- 1984. - № 8. — С. 38-40.

3. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и

подростков. — М., 1991.

Поступила 30.01.95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.