Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С ФАО (1995-2015 гг.)'

К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С ФАО (1995-2015 гг.) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная торговля / продовольственная политика / сельское хозяйство / Азербайджан / Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО) / international trade / food policy / agriculture / Azerbaijan / Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рзаева Гюлнар Шамшаддиновна

В Азербайджане, наряду с нефтяной промышленностью, большое значение имеет развитие иных отраслей, в том числе аграрного сектора. Международные организации развернули деятельность по всему миру в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов, производства качественной продукции, устойчивого развития сельского хозяйства и т.д. Азербайджан уделяет особое внимание партнерству с этими организациями, особенно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), что имеет немаловажное значение для развития аграрного сектора. В статье говорится о сотрудничестве Азербайджана с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), реализованных проектах и полученных результатах в сфере сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рзаева Гюлнар Шамшаддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF AZERBAIJAN’S COOPERATION WITH THE FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION OF THE UNITED NATIONS (1995-2015)

In addition to the oil industry, the development of the non-oil industry, especially the agricultural sector, is of great importance in Azerbaijan. International organizations operate around the world for food safety, ensuring quality production, sustainable development of agriculture and other purposes. Azerbaijan pays special attention to relations with these organizations, especially the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), and these relations are of great importance for the development of the agricultural sector. The article deals Azerbaijan's cooperation with the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), the implemented projects and the results achieved in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С ФАО (1995-2015 гг.)»

других факторов привели к тому, что «холодная война», которую вел против СССР мировой империализм, возглавляемый США, настойчивая дискредитация СССР в глазах мирового сообщества после ввода войск в Афганистан в 1979, в итоге, в 1991 гг. привели к распаду СССР и возглавляемой им мировой социалистической системы, распаду СНГ и Варшавского договора. По существу, это означало явное поражение СССР и мировой системы социализма в третьей мировой войне [15].

Литература и источники

1. Из выступления Джеймса Монро перед Конгрессменами // Режим доступа: http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php

2. Крейгор фон Н. Адмирал Мехен. Геополитическая доктрина // https://dzen.ru/a/YHr4Q20NJH5T3bXW

3. Турицын И.В. Феномен мировых войн: проблемы историко-теоретического осмысления // Современная научная мысль. -2022. - №5. - С. 78-104.

4. ИльинИ.А. Наши задачи статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. т. II. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 45 с.

5. Касюк Л.А. Механизмы политического влияния США на постсоветском пространстве и их воздействие на состояния российско-американских отношений. - М., 2010. - 211 с.

6. ШамирИ. Кабала власти. М.: Алгоритм, 2008.

7. Купина А.Е. Провал американские планы и завоевания мирового господства в 1917-1920 гг. - М., 1954. - 322 с.

8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. т. 4. - М.: Анти-пресс, 2006. - 600 с.

9. Мустафаева С., Гурбанова Ш., Джавадова З. Внешняя политика США (1945-2010). - Баку: 2011. - 303 с.

10. Российский обозреватель. - 1995. - № 1.

11. Маккиндер Х. Географическая ось истории// Полис. - 1995. - № 4. - С.162-169.

12. https://svop.ru/public/pub2011/1336/

13. https://www.perspektivy.info/book/amerikanskie_analiticheskie_instituty.htm

14. Кортунов С.В. Как строить отношения с США? // Вестник аналитики. - 2004. - № 1.

15. Турицын И.В. Феномен мировых войн: К общей постановке научной проблемы // Глобальная конфликтности мировые войны: История и современность. Мат-лы международного научного симпозиума. М., 2022. С. 3-17.

References and Sources

1. Iz vystupleniya Dzhejmsa Monro pered KongresФsmenami // Rezhim dostupa: http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php

2. Krejgor fon N. Admiral Mekhen. Geopoliticheskaya doktrina // https://dzen.ru/a/YHr4Q20NJH5T3bXW

3. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: problemy istoriko-teoreticheskogo osmysleniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2022. - №5. - S. 78-104.

4. Il'in I.A. Nashi zadachi stat'i 1948-1954 gg. V 2-h t. t. II. - M.: Ajris-press, 2008. - 45 s.

5. Kasyuk L.A. Mekhanizmy politicheskogo vliyaniya SShA na postsovetskom prostranstve i ih vozdejstvie na sostoyaniya rossijsko-amerikanskih otnoshenij. - M., 2010. - 211 s.

6. Shamir I. Kabala vlasti. M.: Algoritm, 2008.

7. Kupina A.E. Proval amerikanskie plany i zavoevaniya mirovogo gospodstva v 1917-1920 gg. - M., 1954. - 322 s.

8. Denikin A.I. Ocherki russkoj smuty. t. 4. - M.: Anti-press, 2006. - 600 s.

9. Mustafaeva S., Gurbanova Sh., Dzhavadova Z. Vneshnyaya politika SShA (1945-2010). - Baku: 2011. - 303 s.

10. Rossijskij obozrevatel'. - 1995. - № 1.

11. Makkinder H. Geograficheskaya os' istorii// Polis. - 1995. - № 4. - S.162-169.

12. https://svop.ru/public/pub2011/1336/

13. https://www.perspektivy.info/book/amerikanskie_analiticheskie_instituty.htm

14. Kortunov S.V. Kak stroit' otnosheniya s SShA? // Vestnik analitiki. - 2004. - № 1.

15. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: K obshchej postanovke nauchnoj problemy // Global'naya konfliktnosti mirovye vojny: Istoriya i sovremennost'. Mat-ly mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. M., 2022. S. 3-17.

ГУРБАНОВА ШАХЛА МУЗАФФЕР ГЫЗЫ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории, Азербайджанский государственный педагогический университет.

GURBANOVA, SHAHLA MUZAFFER - PhD in History, Associate Professor, Department of General History and History Teaching Technology, Azerbaijan State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 94(479.24):338.439.02 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-134-140

РЗАЕВА Г.Ш.

К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С ФАО (1995-2015 гг.)

Ключевые слова: международная торговля, продовольственная политика, сельское хозяйство, Азербайджан, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО).

В Азербайджане, наряду с нефтяной промышленностью, большое значение имеет развитие иных отраслей, в том числе аграрного сектора. Международные организации развернули деятельность по всему миру в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов, производства качественной продукции, устойчивого развития сельского хозяйства и т.д. Азербайджан уделяет особое внимание партнерству с этими организациями, особенно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), что имеет немаловажное значение для развития аграрного сектора. В статье говорится о сотрудничестве Азербайджана с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), реализованных проектах и полученных результатах в сфере сельского хозяйства.

RZAEVA, GS.

ON THE HISTORY OF AZERBAIJAN'S COOPERATION WITH THE FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION

OF THE UNITED NATIONS (1995-2015)

Key words: international trade, food policy, agriculture, Azerbaijan, Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO).

In addition to the oil industry, the development of the non-oil industry, especially the agricultural sector, is of great importance in Azerbaijan. International organizations operate around the world for food safety, ensuring quality production, sustainable development of agriculture and other purposes. Azerbaijan pays special attention to relations with these organizations, especially the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), and these relations are of great importance for the development of the agricultural sector. The article deals Azerbaijan's cooperation with the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), the implemented projects and the results achieved in the field of agriculture.

Среди наиболее серьезных проблем нашего современного мира, следует особо отметить проблемы бедности, нехватки продовольствия в ряде стран, продовольственную безопасность, пропаганду здорового образа жизни и обеспечение населения качественными продуктами. Важнейшими задачами, стоящими перед миром, традиционно являются предотвращение этих проблем, улучшение условий жизни людей, устойчивое развитие ряда сфер, особенно сельского хозяйства. В связи с этим были созданы международные организации, которые взяли на себя работу по решению перечисленных проблем и реализации поставленных целей. В число этих организаций входят Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций ФАО (Food and Agriculture Organization-FAO), Европейское агентство по безопасности продуктов питания (European Food Safety Authority - EFSA), Международный фонд сельскохозяйственного развития (International Fund for Acricultural Development-IFAD), Всемирная продовольственная программа (World Food Program-WFP) и Международная федерация экологического сельскохозяйственного движения (international Federation of Organic Agriculture Movement-IFOAM)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, основанным в 1945 году со штаб-квартирой в Риме. Целью учреждения является обеспечение населения качественной сельскохозяйственной продукцией, организация индивидуальной и коллективной работы и координация деятельности международных организаций [2, с. 8].

Азербайджан вступил в ФАО с 20 октября 1995 года. С этого момента организация содействует развитию сельского хозяйства в Азербайджане и оказывает соответствующую техническую поддержку в вопросах реализации реформ, внедрения новых технологий, укрепления продовольственной безопасности, наращивания потенциала, управления ресурсами, борьбы с заболеваниями животных и растений, снабжения и т.д. Также она оказывает помощь в реализации различных программ и проектов по развитию. С 2007 в Азербайджане начал функционировать офис партнерства и координации ФАО.

В данном контексте заметим, что Азербайджан всегда уделял особое внимание развитию аграрного сектора. Одной из главных задач, стоящих перед государством, является снижение зависимости экономики от нефтяного сектора и обеспечение устойчивого экономического развития сельского хозяйства. Правительство республики определило развитие аграрного сектора как одно из приоритетных направлений в целях диверсификации экономики. На долю сельского хозяйства, которое является крупнейшим сектором после нефтяного в экономике Азербайджана, приходится самый высокий процент занятости населения. Также сельскохозяйственный сектор оказывает большое влияние на сокращение уровня бедности в регионах.

25 августа 2008 года в Азербайджане была принята «Государственная программа надежного обеспечения населения в Азербайджанской Республике продовольственными продуктами в 2008-2015 годах». Целью программы было обеспечение каждого жителя страны безопасными продуктами питания в соответствии с нормами потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [1]. В настоящее время правительство оказывает поддержку сельскому хозяйству путем реализации различных программ, которые направлены на развитие социально-экономической инфраструктуры в регионах, проведения реформ в аграрном секторе и улучшения бизнес-среды.

В рамках Программы партнерства ФАО и Азербайджана был подготовлен Национальный среднесрочный приоритетный рамочный документ, охватывающий 2010-2012 годы. Документ был подписан на состоявшейся 19-20 апреля 2012 года Региональной конференции ФАО для Европы. Целью подписания документа было определение приоритетов деятельности ФАО в

области сельского хозяйства и развития сельского сектора Азербайджана. Также 17-20 апреля 2012 года в Баку прошли 28-я региональная конференция Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) для Европы и 37-я сессия Европейской комиссии по сельскому хозяйству [3, с. 248].

30 сентября 2015 года был принят законопроект об утверждении подписанного 15 мая 2015 г. «Соглашения между Правительством Азербайджанской Республики и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН о Программе партнерства Азербайджан^АО». В соглашении были определены приоритетные задачи для нашей страны, включающие такие технические вопросы, как создание благоприятных условий для инвестиций в сельское хозяйство, охрану животных и растений, продовольственную безопасность и развитие аграрных районов, обучение, проведение исследований и консультативные услуги в аграрном секторе, укрепление политической и институциональной базы для сельского хозяйства, повышение объемов производства в растениеводстве и животноводстве [4].

25 мая 2015 года было подписано «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН ^АО) о создании Офиса партнерства и координации FAO и оказании технической помощи». Соглашение было одобрено Указом Президента Азербайджанской Республики от 12 октября 2015 года, а в 2015 году было создано представительство ФАО в Азербайджане [5].

Для оказания поддержки Азербайджану ФАО были определены следующие шесть приоритетных направлений:

1. Забота о здоровье животных и защита растений, включая борьбу с трансграничными болезнями животных и вредителями растений;

2. Поддержка инвестиций в сельское хозяйство, продовольственную безопасность и развитие сельской местности;

3. Развитие потенциала, включая сельскохозяйственное образование, исследования и распространение знаний в аграрном секторе;

4. Усиление политики развития сельского хозяйства и институциональной базы для аграрных районов;

5. Повышение продуктивности растениеводства, рыболовства и животноводства;

6. Устойчивое, справедливое и эффективное управление лесными, земельными и водными ресурсами [6, с. 6].

В рамках сотрудничества правительство Азербайджана получило поддержку от ФАО в вопросах реализации различных проектов с целью повышения производительности в сельском хозяйстве и готовности к чрезвычайным ситуациям. Также стране будет оказана помощь в проведении и ускорении реформ в аграрном секторе и положительного решения проблем, связанных с продовольственной безопасностью в стране. Азербайджан является одним из важных партнеров ФАО, и в целях дальнейшего расширения и развития этого партнерства реализован ряд проектов:

1. Проект «Развития сельских районов для повышения занятости вынужденных переселенцев и беженцев». Проект был реализован в новых жилых поселках Агдамского района Азербайджана с целью поддержки вынужденных переселенцев фермеров, занимающихся производством овощей. Пилотный этап проекта завершился в 2008 году. В следующем 2009 году начался очередной этап консолидации. Он финансировался Швейцарской корпорацией развития (SDC) и охватывал 2009-2012 годы. Основной целью проекта с общим бюджетом 1 750 000 долларов было повышение занятости фермеров. В результате объявленного тендера были выбраны три бизнес-консультационных центра, которые обеспечили устойчивость проекта за счет поддержки мелких фермеров грантами [7, с. 60].

2. Программа «Развития рыбного хозяйства и аквакультуры в Центральной Азии и на Кавказе (CACFish)». Программа была реализована в течение 5 лет - с июля 2009 года по июнь 2014 года с целью повысить потенциал производства продуктов питания, создать рабочие места и источники дохода, увеличить производительность аквакультуры и рыбного хозяйства Центральной Азии с точки зрения экономической жизнеспособности, экологичности и социальной целесообразности. Проект был разработан в рамках Программы партнерства ФАО-Турция с участием Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции и

Узбекистана. Проект завершился вступлением стран FAO-CACFish (Региональная комиссия по рыбному хозяйству и аквакультуре в Центральной Азии и на Кавказе) в Комитет по рыболовству ФАО, их участие в глобальных форумах и ростом институционального потенциала в рыбной промышленности [8, с. 14].

3. Региональный проект «Почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие в орошаемых районах Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана». Целью проекта является улучшение условий жизни и уровня продовольственной безопасности сельской местности за счет повышения урожайности орошаемых земель в четырех странах Центральной Азии -Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Проект был одобрен в мае 2009 года, начал реализовываться в 2011 году, и длился 20 месяцев [9, с. 8].

4. Региональный проект «Улучшение управления генетическими ресурсами животных в странах, входящих в Субрегиональный офис ФАО для Центральной Азии». Целью проекта является создание постоянной структуры субрегионального координационного центра по управлению генетическими ресурсами животных в странах Центральной Азии и Азербайджане. Проект был утвержден в мае 2010 года и действовал в течение 24 месяцев. Странами-участницами были Азербайджан, Турция, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан [9, с. 5].

5. Проект «Улучшение продуктивности животноводства в странах Центральной Азии». Цель проекта - внедрение новых программ по улучшению животноводства в странах Центральной Азии и Азербайджане после обретения независимости, повышение продуктивности животноводства за счет создания ассоциаций животноводов в регионах, профилактическое здравоохранение, создание и управление современными животноводческими фермами и т. д. Продолжительность проекта охватывала 2010-2012 годы. Проект оказывал поддержку программе «Содействия управлению ресурсами», который позволил каждой стране Центральной Азии завершить разработку Национальной стратегии и Плана действий в области управления генетическими ресурсами животных. В то же время проект стал основной базой для перезапуска систем улучшения животноводства в странах Центральной Азии [9, с. 6].

6. Проект «Развития потенциала для анализа и укрепления сельскохозяйственных инновационных систем (СИС) в Центральной Азии и Турции». Проект был направлен на анализ существующих инновационных систем в аграрном секторе с целью выявления пробелов и улучшения потенциала на национальном и субрегиональном уровне. На реализацию проекта был отведен период с апреля 2010 года по март 2013 года. К проекту, на который было выделено 220 тысяч долларов, присоединились Азербайджан, Турция, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Для успешного использования возможностей, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии, проект предусматривал проведение в каждой из пяти стран не менее трех исследований по сельскохозяйственным инновационным системам, обучение пятнадцати работников, по три от каждой страны, в области анализа и укрепления сельскохозяйственных инновационных систем, разработку субрегионального проектного документа по улучшению существующих сельскохозяйственных инновационных систем или создания новых, создание сети специалистов по сельскохозяйственным инновационным системам для субрегиональных стран [8, с. 20].

7. Проект «Выявления, оценки и управления глобально значимых систем аграрного наследия (ГИАХС) в Азербайджане и Турции». Программа охватывала период с мая 2010 года по апрель 2012 года. Ее целью было обеспечение продовольственной безопасности, защита биоразнообразия в сельском хозяйстве и создание системы управления. После состоявшегося в рамках проекта в пилотном регионе первого семинара были приняты 25 исследовательских работ. 6 из них были признаны руководящим комитетом проекта в качестве потенциальных объектов ГИАХС Турции. Среди принятых шести объектов ГИАХС есть системы естественного окрашивания и ткачества, системы производства риса Караджадаг, системы производства сыра, системы производства инжира Султан Шейхмус, системы производства винограда «Килис Карасы» и системы производства оливок. При проведении оценивания потенциальных объектов в пилотных районах были завершены маркетинговые исследования и маркирование ГИАХС и распространены рекламные материалы заинтересованным сторонам. Одновременно была создана рабочая группа, определены процедуры и правила сертификации [10, с. 8].

8. Проект «Развитие правовой и политической базы в области аквакультуры в Азербайджане». Проект был разработан с целью превращения рыболовства и аквакультуры в прибыльный сектор экономики в Азербайджане, а также для развития сферы аквакультуры и охватывал 2011-2012 годы [3, с. 253]. 27 июня 2014 года был принят доработанный и усовершенствованный Закон Азербайджанской Республики «О рыболовстве», подготовленный при технической поддержке ФАО. В то же время были подготовлены и представлены на утверждение Кабинета Министров Азербайджанской Республики «Правила осуществления аквакультуры» в целях обеспечения исполнения пункта 1.5 Указа Президента Азербайджанской Республики от 11 августа 2014 года №243 «О применении Закона Азербайджанской Республики «О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики «О рыбоводстве»» от 27 июня 2014 года [11, с. 72].

9. Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана утвердило «Национальную лесную программу» на 15 лет - 2015-2030 годы при техническом содействии ФАО. Подготовка к реализации проекта началась в 2012 году и завершилась в 2013 году. Основная цель проекта - обеспечить улучшение лесного сектора и разработку соответствующей политики и стратегии. Программа также рассчитывает внести вклад в управление лесным хозяйством и реализацию конкретных мер на местах для ее эффективной и устойчивой защиты, общее устойчивое развитие страны, тесное сотрудничество всех заинтересованных в этой области сторон, а также предоставление возможностей для применения всех способов управления лесами, улучшение взаимоотношений между лесным хозяйством и другими секторами, усиление национальной и международной финансовой поддержки лесохозяйственной деятельности [12, с. 6].

10. Проект «Технической помощи по развитию производства семян картофеля, свободных от болезней (здоровых) в Азербайджане». Проект был осуществлен между Научно-исследовательским институтом овощеводства и ФАО. В рамках проекта в Научно-исследовательском институте овощеводства была создана биотехнологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием, и построена теплица современного типа. Реализация проекта осуществлялась с января 2013 по декабрь 2014 года. В рамках проекта были опубликованы несколько рекомендаций для местных фермерских хозяйств, в Научно-исследовательском институте овощеводства была создана биотехнологическая лаборатория, построена современная теплица, оснащенная современным оборудованием [13].

11. Проект «Поддержки расширения прав и возможностей женщин, проживающих в сельской местности, с точки зрения социально-экономического и гендерного аспектов устойчивого развития села». Программа была запущенна в 2014 году в рамках программы партнерства ФАО и Турции. Она была призвана улучшить качество услуг для сельских женщин путем наращивания потенциала организаций, а также персонала сельскохозяйственных и консультативных служб в Турции и Азербайджане. Основная цель проекта - содействие социально-экономической интеграции сельских женщин и повышение их навыков получения дохода. Проект финансировался правительством Турции в рамках программы партнерства ФАО-Турция. В соответствии с целями проекта были организованы тренинги, в которых приняли участие 70 сельских женщин.

В ходе тренинга проводились дискуссии по темам, определенным исходя из потребностей и приоритетов женщин. Обмен знаниями и опытом между двумя сторонами, постоянная координация и консультации между ФАО и национальными партнерами, своевременное удовлетворение потребностей участников сыграли важную роль в успехе Проекта [14, с. 2].

12. Проект «Развитие органического сельского хозяйства и наращивание институционального потенциала в Азербайджане». В марте 2014 года было подписано соглашение по проекту между Правительством Азербайджанской Республики и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), а в период с ноября 2014 года по ноябрь 2016 года был реализован пилотный проект по экологически чистому сельскому хозяйству и повышению институционального потенциала в Азербайджане. Целью проекта было стимулирование в стране производства экологически чистых овощей и создание для них рынка сбыта. Для этого было необходимо обеспечить выращивание экологически чистой продукции и получение из нее сертифицированных продуктов питания. В проекте особое внимание уделялось

вопросам управления, инспекции и сертификации в органическом сельском хозяйстве, а также органического производства приоритетной для страны сельскохозяйственной продукции. В рамках проекта пилотная площадка по органическому производству, созданная в расположенном на Абшероне Научно-исследовательском институте овощеводства, использовалась как показательная площадка для практических занятий [15, с. 37].

13. Проект «Развитие экологического сельского хозяйства в Азербайджане и создание институционального потенциала». Этот очередной проект в области экологического сельского хозяйства предусматривает создание и развитие потенциала в области органического сельского хозяйства. В рамках проекта была оказана поддержка фермерам и малым фермерским хозяйствам, фермерским организациям и малым производственным предприятиям. Проект реализовался в 2015-2018 годы [16, с. 1].

14. В 2015-2017 годах между ФАО и Научно-исследовательским институтом овощеводства (ТЭТИ) был реализован пилотный проект с целью стимулирования производства экологически чистых овощей в стране и приобретения из них сертифицированных продуктов питания. В качестве показательной площадки для практических занятий в Научно-исследовательском институте садоводства на Абшероне была создана пилотная площадка органического производства [17, с. 3].

15. База цен на сельскохозяйственную продукцию. В 2015 году Министерство сельского хозяйства совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) создали информационный портал цен. В базе данных ежедневно обновляются 400 видов плодоовощной и бахчевой продукции 46 наименований, а также оптовые и розничные цены на каждый из видов рассортированной на крупную, среднюю и мелкую продукцию [18, с. 146]. В рамках реализованного проекта данный портал впоследствии был еще более усовершенствован Министерством и создан Электронный портал ценовой информации по сельскому хозяйству -www.aqrarbazar.az. [19].

16. Проект «Улучшения условий жизни сельских жителей за счет повышения продуктивности в сфере пчеловодства в Азербайджане», который реализуется при поддержке ФАО. Целью проекта было повышение продуктивности пчеловодства, проведение селекционно-племенной работы и обучение пчеловодов. Проект, реализованный в рамках Программы партнерства ФАО-Турция, охватывал 2015-2017 годы. В рамках проекта была обеспечена идентификация генетической линии серой горной кавказской породы пчел. На базе частного фермерского хозяйства и Центра пчеловодства в Гахском районе создана генофондная пасека, получено первое поколение пчел путем искусственного осеменения [20, с. 22].

17. Проект «Оценки и мониторинга лесных ресурсов для укрепления базы знаний о лесном хозяйстве в Азербайджане». Целью этого проекта является внедрение устойчивого управления лесами в Азербайджане для увеличения социальных и экономических выгод от лесов и улучшения качества лесных массивов. Проект стартовал в 2018 году. В качестве пилотных территорий были выбраны Агдашский и Гахский районы. Одновременно проект оказал поддержку модернизации Шамкирского регионального центра лесного хозяйства с целью создания условий для масштабного восстановления деградированных земель и их реабилитации [21, с. 12].

Министерством сельского хозяйства Азербайджанской Республики при методической поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) была сформирована «Система мониторинга данных фермерских хозяйств» (FTMS) с целью регулярной оценки результатов аграрной политики и эффективности деятельности предпринимателей, которые занимаются производством сельхоз продукции. Внедрение этой системы, созданной на основе опыта Сети данных бухгалтерского учета фермерских хозяйств (FADN) Европейского Союза, началось в 2015 году [11, с. 50].

Кроме того, ФАО провела ряд мероприятий, включая оценку деятельности в области сельского хозяйства, продовольствия, рыболовства и лесного хозяйства, образования и наращивания потенциала государственного и частного секторов. В области продовольствия и сельского хозяйства ФАО оказала помощь в укреплении продовольственной безопасности, посредством поддержки в реализации правительственной программы реформ, усиления организационного и технического потенциала, содействия в разработке законопроектов, стратегии и политики в вопросах сертификации, семеноводства, консолидации земель, борьбы против

микробов. Следует отметить, что ФАО оказала помощь в разработке новой национальной стратегии по принятию и продвижению органического сельского хозяйства, а также в разработке и внедрении системы сертификации органического сельского хозяйства. Все это открыло новые возможности для фермеров страны и создало условия для расширения их деятельности [22, с. 51].

В целях дальнейшего развития диверсификации экономики 2015 год был объявлен в Азербайджане «Годом сельского хозяйства». Сельское хозяйство остается важным сектором ненефтяной экономики Азербайджана, поскольку оно имеет большой потенциал в создании новых рабочих мест. Также на долю аграрного сектора приходится большой процент занятости населения, что способствует росту благосостояния всего населения. Сокращение уровня бедности в сельской местности и создание возможностей трудоустройства для уязвимых групп населения, внедрение и продвижение высоких передовых технологий в сфере сельскохозяйственного производства, развитие научно-исследовательских, технических и консультативных услуг, модернизация всей сферы и повышение конкурентоспособности аграрного сектора являются основными приоритетными направлениями и обозначенными целями на будущее.

Литература и источники

1. http://www.e-qanun.az/framework/15320

2. El§an BagirzadaAzarbaycanin dünya iqtisadiyyatina inteqrasiyasi. Baki 2014.41 s.

3. Abasov Ismat. Azarbaycan va dünya ölkalarinin kand tasarrüfati. Baki. Çarq-Qarb Na^riyyat Evi - 2013. 712 s.

4. http ://www. e-qanun.az/framework/30920

5. https://mfa.gov.az/az/category/beynelxalq-teskilatlar/azerbaycan-bmt-nin-erzaq-ve-kend-teserrufati-teskilati-fao-munasibetleri

6. Food and Acriculture Organization of the United Nation. Country Programming Framework for Azerbaijan 2016-2020. January 2016. 29 s.

7. The European Union's Neighbourhood Programme. Assessment of the Agriculture and Rural Development Sectors in the Eastern Partnership countries. The Republic of Azerbaijan. 62 s.

8. Food and Acriculture Organization of the United Nation. FAO Turkey Partnership Programme. Annual Report. March 2013. 43 s.

9. FAO Sub-regional Office for Central Asia (FAO-SEC) FAO-Turkey Partnership Programme. Ankara, May 2011. 21 s.

10. Food and Acriculture Organization of the United Nation. FAO Turkey Partnership Programme. Partnering for food security and sustainable management of natural resources. FAO Sub-regional Office for Central Asia. Ankara. November 2015. 12 s.

11. Azarbaycan - 2030: Minilliyin inki^af maqsadlarindan dayaniqli inki^af maqsadlarina dogru Azarbaycan Respublikasinin "Dünyamizin transformasiyasi: 2030-cu iladak Dayaniqli înkiçaf Gündaliyi"nin icrasi ils alaqadar ilkin addimlari haqqinda Könüllü Hesabat. Baki 2017. 86 s.

12. National Forest Program. Forest Statement and the Action Plan 2015-2030. Final Draft. Baku 2013. 25 s.

13. https://www.teti.az/layih

14. Food and Agruculture Organization of the United Nations. "Kand arazilarinda ya^ayan qadinlarin kandin davamli inki^afmin sosial-iqtisadi vs gender aspektlsri üzrs imkanlrinin artirilmasina dsstsk" layihssi. 8 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Uygun Aksoy, Ismet Boz, Hazi Eynalov, Yaqub Quliyev. Azarbaycanda orqanik kand tasarrüfati. Hazirki durum va galacak inki^af potensiali. Baki 2018. 89 s.

16. Food and Acriculture Organization of the United Nation. Improving Livelihoods and Food Security for Farmers in Azerbaijan, FAO 2019. 2 s.

17. Q.Eyvazov, R.Abbasov, F.Agayev. Ekoloji tamiz taravaz va bostan mahsullarinin yeti^dirilmasi. 4 s.

18. Azarbaycan Respublikasinin milli iqtisadiyyat perspektivi üzra Starteji yol xaritasi. 947 s.

19. Aqrar Tadqiqatlar Markazi. Ayliq Informasiya Bülleteni. №4. Aprel 2019. 17 s.

20. Agayev Röv^an, Qliyev Samir. Azarbaycanda ariçiliq sektorunun iqtisadi perspektivlarinin ara^dinlmasi. Iqtisadi Ta^abbüslara Yardim Biriyi. Baki 2016. 43 s.

21. Regional Consultation for the South Caucasus Azerbaijan and Georgia: Co-operation opportunities for addressing the security implications of climate change. Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE). Vienna 2021. 39 s.

22. Kristian Privat. Rahim Saatov. 2016-2020-ci illar ^ün Birla§mi§ Millatlat Taçkilati-Azarbaycan Tarafda^liq Çarçivasi (UNAPF) sanadi Qiymatlandirma Hesabati. Baki 2019. 169 s.

РЗАЕВА ГЮЛНАР ШАМШАДДИНОВНА - преподаватель кафедры истории и методики ее преподавания, Сумгаитский государственный университет ([email protected]).

RZAEVA, GULNAR S. - Teacher of the Department of History and its Teaching Methodology, Sumgait State University ([email protected]).

УДК 94(567+536)« 1990/1991» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-140-146

МУСАЕВА С.И., АЛИЕВА Х.Х. К ОЦЕНКЕ ВТОРЖЕНИЯ ИРАКА В КУВЕЙТ И ЕГО ИТОГОВ (1990-1991 гг.)

Ключевые слова: Саддам Хусейн, Ирак, вторжение в Кувейт, ближневосточная политика США, Война в заливе, Буря в пустыне, нефть.

На основе отечественных и зарубежных источников в статье рассматривается ирако-кувейтский военный конфликт 1990-1991 гг. Особое внимание авторы уделяют его предыстории и историческим корням, в частности, связанным с территориальными претензиями Ирака к Кувейту, как следствию колониального прошлого этих двух стран, некоторое время находившихся в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.