ИССЛЕДОВАНИЕ
Гамбарова Р.М.1
1 Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика
Защита внутреннего продовольственного рынка и ее социально-экономические последствия
АННОТАЦИЯ:
Формирование нормального продовольственного рынка в Азербайджане посредством полного и эффективного использования имеющегося потенциала сельского хозяйства считается одной из важных задач. Защита продовольственного рынка от негативного внешнего влияния имеет большое социально-экономическое значение. С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности населения защита внутреннего рынка становится первостепенной задачей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продовольственный рынок, сельское хозяйство, продовольственная продукция, продовольственная безопасность
JEL: L66, O13, Q18
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Гамбарова Р.М. Защита внутреннего продовольственного рынка и ее социально-экономические последствия // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 9. — с. 1405-1412. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/227/
Гамбарова Ругия Мантиг кызы, ст. преподаватель кафедры аграрной политики и мировой экономики Азербайджанского государственного аграрного университета, г. Гянджа, Азербайджанская Республика ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 04.03.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 22.05.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/227/
(с) Гамбарова Р.М. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
С точки зрения формирования нормального продовольственного рынка в Азербайджане полное и рациональное использование имеющегося потенциала сельского хозяйства считается одной из важнейших задач. Поэтому также чрезвычайно необходимым является развитие перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности.
Как известно, в формировании продовольственного рынка республики доля сельскохозяйственной продукции так же, как и пищевой, весьма велика. Сельскохозяйственная продукция на продовольственном рынке по сравнению с пищевой продукцией обладает большей конкурентоспособностью. Во времена Советского Союза на продовольственном рынке, как и во всех отраслях экономики, государство имело монополистические позиции. А это препятствовало формированию продовольственного рынка на основе спроса-предложения. После развала Союза Республика завоевала независимость, и во всех отраслях экономики начался период реформ. После проводимых в аграрной отрасли реформ в нашей стране сформировалось значительное количество производителей сельскохозяйственной продукции, что способствовало росту объема предложения и улучшению конкурентной среды на продовольственном рыне.
Но в современный период продовольственный рынок состоит не только из продуктов питания и сельскохозяйственной продукции отечественного производства. В формировании и развитии этого рынка немалая доля и пищевой, и сельскохозяйственной продукции, привозимой из-за границы. Импортная и местная продовольственная продукция формируют внутренний продовольственный рынок. С этой точки зрения защита внутреннего продовольственного рынка считается одной из наиболее важных задач [1].
Защита продовольственного рынка от негативного воздействия имеет большое социально-экономическое значение. С точки зрения продовольственной безопасности населения защита внутреннего рынка выступает как одна из необходимых задач. Но защита продовольственного рынка должна рассматриваться не только с позиций потребителей. На этом рынке основными участниками наряду с потребителями являются и производители. С этой точки зрения защита продовольственного рынка должна проводиться так, чтобы наряду с потребителями защитить интересы и производителей и чтобы производители могли осуществить процесс расширенного
воспроизводства. Регулирование и защита продовольственного рынка от негативного воздействия является одной из мер социальной политики государства. Эта мысль отмечена и в трудах зарубежных экономистов.
По мнению Н.М.Римашевской, факторы формирования оказывают влияние на динамику и методологические особенности управленческих аспектов механизма регулирования
продовольственного рынка. Мы рассматриваем рынок больше как социальный фактор, а его регулирование — как социальную политику. Структура продовольственного рынка и потребление продовольствия населением являются основным приоритетом социального развития и играют важную роль в решении современных интеграционных проблем. Недостаток продовольствия снижает уровень жизни и благосостояния людей. [2].
И ученые зарубежных стран, и отечественные экономисты высказали различные мысли по поводу значения регулирования продовольственного рынка. Либеральные ученые-экономисты были против решения продовольственной проблемы внутри отдельных стран. Они, чтобы обосновать свои позиции, ссылались на нижеследующие предположения:
— уровень и структура внутренних цен должна быть приближена к уровню и структуре цен на мировом рынке;
— когда страна интегрируется в мировое экономическое сообщество, происходит международное разделение труда;
— с ростом импорта продовольствия спрос и предложение на рынке продовольственной продукции стабилизируется;
— уменьшение импорта продовольственной продукции приводит к уменьшению эффективности и конкуренции в аграрной отрасли.
Мы считаем, что эти идеи ученых в определенном смысле звучат не полно, а некоторые положения не характеризуют настоящее положение. При этом принимать все эти идеи как верные без учета некоторых моментов было бы неправильно. По нашему мнению, уровень экономического развития страны, численность производителей и объем производимой продукции, национальные традиции и прочие аналогичные факторы здесь не приняты во внимание.
Как уже отмечали, защита внутреннего продовольственного рынка обладает большим социально-экономическим значением. С этой точки зрения в качестве примера можно показать следующие факторы,
обуславливающие необходимость защиты внутреннего
продовольственного рынка:
— внутренний продовольственный рынок, будучи местом, где сталкиваются интересы населения страны, потребителей и производителей, имеет важное значение, и его регулирование выступает как важный фактор обеспечения социальной стабильности;
— в современный период, когда вопросы продовольственной бзопасности являются актуальными, увеличение объема производства продовольственной продукции в мировом масштабе и повышение уровня цен выдвигает на передний план и делает более актуальным защиту внутреннего рынка;
— так как импорт продукции обладает способностью влиять на формирование местного производства и конъюнктурные изменения на внутреннем продовольственном рынке, то постоянный контроль за импортом считается одной из важнейших задач;
— благоприятное расположение Республики, все более ускоренное развитие экономики увеличивает интерес к нашей стране и превращает её в источник доходов для экспортеров, а это, в свою очередь, создает условия для роста цен на продовольственном рнке;
— негативные тенденции, происходящие на внутренних рынках других стран, облдающих способностью влиять на продовольственный рынок страны, оказывают влияние на местный продовольственный рынок;
— в современный период высокая себестоимость некоторой производимой внутри страны продовольственной продукции способствует тому, что цены на них превышают мировые рыночные цены;
— негативные тенденции, происходящие на внутреннем продовольственном рынке, могут воздействовать на развитие экономики страны, на ее интеграцию в мировую экономическую систему и способствовать усилению внутренней напряженности.
При рассмотрении вышеуказанных факторов еще раз на передний план выдвигается социально-экономическое значение защиты внутреннего продовольственного рынка и становится ясным важное значение его регулирования с точки зрения обеспечения потребности населения в продовольственной продукции.
С этой точки зрения государство берет на себя важную роль в регулировании и сбалансированном функционировании
продовольственного рынка. Это видно и из опыта зарубежных стран. Потому что большинство реализуемой на продовольственном рынке продукции является сельскохозяйственными товарами, а сельское хозяйство — это отрасль, постоянно нуждающаяся в опеке. По нашему мнению, регулирование продовольственного рынка напрямую зависит от регулирования аграрной отрасли. Если обратить внимание на опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что и в этих странах в определенные периоды рынок регулируется государством. В странах Восточной Европы, в Чехии и Словакии, регулирование экономики проводится следующим образом:
— сохранение на рынке равновесия путем закупок, носящих характер вмешательства;
— поддержка структурных преобразований производства в стране посредством целевых дотаций и льготных кредитов;
— регулирование продовольственного рынка с точки зрения более полного удовлетворения потребности населения в продовольствии.
Как видно из зарубежного опыта, защита внутреннего продовольственного рынка является одной из важных задач для нормального функционирования экономики страны. Потому что на этом рынке в достаточном количестве как субъектов производства, так и субъектов потребления, и они охватывают большую часть населения страны.
По нашему мнению, в последние годы, с целью регулирования внутреннего продовольственного рынка и более полного
удовлетворения потребности населения в продовольстенной продуции, проводимые государством меры в аграрной отрасли имеют очень важное значение и дают импульс развитию аграрной отрасли. Принятые в последние годы государственные программы, льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, субсидии, выдавамые производителям растениеводческой прдукции, относятся к тем мерам. Но осуществление этих мер вовсе не означает, что все проблемы, имеющие место в аграрной отрасли и на внутреннем продовольственном рынке, где реализуется продукция аграрной отрасли, решены. Надо признать, что в этой отрасли имеется еще много нерешенных проблем.
Динамика формирования продовольственного рынка
соответственно уравновешивается факторами и результатами, организационная структура продовольственного рынка вместе с
механизмом спроса и предложения развивается как организация сбалансированного и устойчивого развития. Государственное регулирование продовольственного рынка организуется с точки зрения отраслевого территориального управления. Возможность регулирования управляется влияющими на нее факторами. Существование рыночной деятельности возможно на основе взаимодействия экономической свободы производителей и потребителей с одной стороны и ценовой конкуренции с другой стороны [3].
Проводимые государством в аграрной отрасли, в том числе на аграрном рынке, где реализуется продукция аграрной отрасли, меры проистекают из двух основных причин. Если первая из них — обеспечение экономического равновесия, то вторая связана с улучшением социального положения людей. Опыт развитых стран показывает, что в некоторых случаях проводимая государством в аграрной отрасли политика может не совпадать с политикой, проводимой в других секторах экономики, а иногда они даже противоречат друг другу. Если государство с целью защиты потребителей проводит политику сдерживания роста цен на продукты и услуги других отраслей экономики, то в аграрной отрасли в основном проводит политику, направленную на защиту производителя путем повышения цен на сельскохозяйственную продукцию или снижения себестоимости этих продуктов. Объяснять меры, направленные на вмешательство в продовольственный рынок и его регулирование, только лишь с социальной точки зрения было бы не правильно. Другой целью этого регулирования является достижение развития экономики страны, в том числе сельского хозяйства, которое является его составной частью и имеет большой вес в формировании продовольственного рынка и пищевой промышленности.
Заключение
Опыт развитых стран показывает, что с целью защиты внутреннего продовольственного рынка и в то же время сельскохозяйственных товаропроизводителей государство может и косвенно, и напрямую влиять на цены. Повышение уровня дохода являющихся участниками продовольственного рынка производителей сельскохозяйственной продукции, поддержание стабильности цен, освобождение от налогов или других рыночных затрат можно рассматривать как примеры косвенного вмешательства. А примерами
прямого вмешательства являются проведение политики нижних и верхних границ цен, политика финансовой помощи. В Турции эта политика начала внедряться с 1950-х годов и до сих пор продолжается.
Если принять во внимание неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, то в условиях закрытого рынка расширение предложения приведет к непропорциональному снижению цен и уменьшению доходов. И наоборот, политика ограничения предложения создаст условия для увеличения доходов производителей.
К факторам, обуславливающим закрытость рынка, относятся следующие:
— более низкий по сравнению с международным уровень внутренних производственных издержек;
— превращение страны на мировом рынке в крупного экспортера вследствие субсидирования цен;
— со стороны государства — определение объема некоторой продукции, подлежащей субсидированию, и экономическое стимулирование предпринимательских структур, склонных к экспорту.
ИСТОЧНИКИ:
1. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 511 с.
2. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. — Москва: ИСЭПН РАН,
2003. — 392 с.
3. Salahov S.V. Aqrar sahsnin dövlst tsnzimlsnmssi problemlsri. — Baki: "Nurlar" ns§riyyati,
2004. — 504 ssh.
4. Zeynel Dinler Tarim ekonomisi. — Bursa: Ekin Kitabevi yayinlari. — 401 ssh.
5. Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях экономического
кризиса / А.Ф. Серков, В.Ф. Виноградова, В.С. Чекалин [и др.]. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 12. — С. 9-11.
6. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 511 с.
7. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс / Пер. с англ. яз. — 14-е изд. — М.: ИНФРА-М,
2003. — 972 с.
8. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. И.И. Столярова. — М.:
Дело, 2002. — 280 с.
9. «2008-2015-ci illsrds Azsrbaycan Respublikasinda shalinin srzaq mshsullari ils etibarli
tsminatina dair Dövlst Proqrami».
Rugiya M. Gambarova, Senior Lecturer of the Chair of Agrarian policy and World economy, Azerbaijan State Agricultural University, Ganja
Domestic food market protection and its social and economic
consequences
ABSTRACT:
Formation of a normal food market in Azerbaijan through complete and efficient use of the existing agrarian potential is considered to be one of the paramount tasks. Protection of a food market from negative external influences possesses a great social and economic importance. From the standpoint of food security provision, domestic market protection becomes a high-priority problem.
KEYWORDS: food market, agriculture, food commodities, food security