осталось на прежнем уровне, явлений декомпенсации со стороны сердечно-сосудистой системы не наблюдалось.
Наибольшее число дней потери трудоспособности имелось у граверов LLL и Б., заведующего типографией С. и возчика Б., страдавших гипертонической болезнью II стадии и работавших в цехах при температуре 20—22° (за 1954—1956 гг. они имели около 130 дней временной нетрудоспособности), остальные же или совсем не получали больничных листов по гипертонической болезни (17 человек), или получали в среднем не более чем на 5 дней в году (11 человек).
Наибольшее число дней временной нетрудоспособности было зафиксировано у больных гипертонической болезнью, работавших при температуре 18—22°: у 7 человек этой группы за 1954—1956 гг. было 152 дня утраты трудоспособности.
У 30 страдавших гипертонической болезнью, работавших при температуре в цехе от 28 до 35°, было всего 82 дня временной нетрудоспособности, причем наибольшее число их падало на 2 больных — бригадира чистильщиц Ж. и съемщицу на ватерных машинах А., которым выполняемая работа по своему характеру была противопоказана. Таким образом, на основании данных повторных наблюдений, проведенных через 7 лет, мы вправе сказать, что внешняя температура в пределах 28—35° не служит противопоказанием для страдающих гипертонической болезнью, если они имели большой стаж работы в этих температурных условиях и работали в профессиях, не противопоказанных им.
Поступила 30/X 1956 г.
THE EFFECT OF INDUSTRIAL MICROCLIMATE ON THE LEVEL OF BLOOD PRESSURE OF WORKMEN FROM THE TEXTILE INDUSTRY
E. V. llyina
The article contains results of investigations carried out on 86 workers of the textile plant «Trekhgornaya Manufacture» suffering from hypertensive vascular disease. The •obtained data indicate that persons suffering from hypertensive vascular disease, when working at a temperature of air 28-35°C, displayed a considerable fall of blood pressure towards the end of the working period. On the other hand, the blood pressure of those working at a lower temperature (20-22°) increased or remained stable towards the end of the day. During the warm months the blood pressure was lower than during the cold months. Considerable physical and especially neuro-psychic strain produced a raise of bleod pressure. Similar results were obtained during an investigation carried out under experimental conditions. Persons working at a temperature of 28-35° had the least number of days of sick-leave due to aggravations of, hypertensive vascular disease. After seven years a second investigation has been carried out en the same workers and no signs of the progress of the disease has been established.
On the basis of these facts, the author has come to the conclusion that the environmental temperature of 28-35° may not be considered as a contraindication for •employment of persons suffering from hypertensive vascular disease if they are adapted to working under such temperature conditions.
-йт -¿г -k
К ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В РОССИИ (ВКЛАД И. В. ТРОИЦКОГО)
Ассистент Т. С. Угнивенко
Из кафедры организации здравоохранения и истории медицины Днепропетровского медицинского института
Школьная гигиена как наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XIX в. Труды и деятельность многих отечественных ученых способствовали обогащению и дальнейшему развитию этой науки. По
3 Гигиена и санитария, № 12
33
многим вопросам школьной гигиены, известны работы Н. И. Пирогова»
Г. А. Захарьина, Ф. Ф. Эрисмана, А. Н. Филиппова, Е. А. Покровского, Н. П. Гундобина и др. В тот период вопросами гигиены раннего детского и дошкольного возраста занимались почти исключительно педиатры, а вопросами школьной гигиены наряду с педиатрами занимались и гигиенисты.
Большой интерес для современной науки представляют высказывания и работы в области школьной гигиены одного из выдающихся отечественных педиатров — проф. И. В. Троицкого (1856—1923). Он был воспитанником Киевского университета, который окончил в 1878 г. Становление его как врача-клинициста проходило в 1882—1884 гг. под руководством выдающегося терапевта В. А. Манассеина и известного отечественного педиатра Н. И. Быстрова в Военно-медицинской академии в Петербурге.
Врачебную деятельность И. В. Троицкий начал в 1878 г. врачом временного запаса армии при Киевском военном госпитале. Затем он работал земским врачом в Черниговской губернии (1878—1881). В 1883 г. он написал крупное клинико-эпидемиологическое исследование «Материалы к учению об эпидемическом перипаротите», за которое был удостоен ученой степени доктора медицины, что дало ему возможность занять должность приват-доцента Киевского университета (1886—1902), а затем профессора Харьковского университета (1902—1918). После победы Великой Октябрьской социалистической революции И. В. Троицкий возглавил кафедру детских болезней в Екатеринославском (Днепропетровском) университете (1919—1923).
Труды и общественная деятельность И. В. Троицкого имели большое значение для развития не только отечественной, но и мировой педиатрии. Он участвовал в организации и созыве I Международного съезда педиатров в Париже, выступал с докладами на XI, XII, XIII, XIV, XV международных медицинских конгрессах.
Основным и ведущим в трудах и деятельности И. В. Троицкого является профилактическое направление, которое осуществлялось им на всех этапах творческого пути. В его трудах освещены вопросы педиатрии, гигиены, фармакологии, истории педиатрии и охраны здоровья детей. Он придавал большое значение правильному развитию растущего организма и укреплению его с детских лет. Отрицая наследственность как нечто роковое, неизменное, он говорил: «...пуская в ход все лечебные приемы и в то же время предписывая больному ребенку наиболее выгодные для него обстановку и уход, врач может, в буквальном смысле слова, пересоздать хилый от природы, малоустойчивый организм, сделав его к концу детства вполне крепким, безусловно здоровым...» (Разрядка наша. — Т. У.у.
По мнению И. В. Троицкого, предупредительная терапия должна играть главную роль в практике детского врача.
Гигиена детского организма, по его словам, есть наука, указывающая способы, которыми создается здоровое тело на всю жизнь. Он писал: «...благодетельное влияние гигиены несравненно ярче выступает там„ гДе законы ее в точности выполняются не по отношению к отдельным детям (гигиена личная, индивидуальная), а к целому обществу их (гигиена общественная, социальная)»2. Являясь учеником и последователем В. А. Манассеина, он придерживался его взгляда на то, что «...врачей исключительно гигиенистов или исключительно терапевтов (в неправильно понимаемом смысле этого слова) не должно быть». И поэтому он особенно высоко ценил гигиену, считая, что знание ее должно быть обязательна для каждого врача, в том числе и педиатра.
1 И. В. Троицк* ( Гигиена детского возраста. СПБ. 1912, стр. 2.
г Там же.
И. В. Троицкий, будучи вполне солидарен с Н. И. Пироговым и другими учеными своей эпохи, требовал введения в учебных заведениях должности школьного врача с предоставлением ему права решающего голоса на педагогических советах, подчеркивал, что задача воспитания здоровых детей возлагается, помимо семьи, и на врача-педиатра. Так, он писал: «...в эту счастливую пору недалекого будущего авторитетный голос школьного врача будет иметь решающее значение при решении вопросов, касающихся здоровья и благополучия школьников»
Он ратовал за то, чтобы в учебных заведениях в число общеобразовательных предметов была введена гигиена раннего и старшего детства.
Этот вопрос специально обсуждался на заседаниях Киевского общества детских врачей 28. января 1902 г. В докладе «О введении преподавания гигиены в низших и средних учебных заведениях всех ведомств» И. В. Троицкий, подводя итоги, высказал мнение большинства членов общества о необходимости введения гигиены в общий курс преподавания как важного элемента воспитания в низших и средних учебных заведениях. По его инициативе правление Харьковского общества детских врачей возбудило ходатайство перед попечителем учебного округа о введении в учительских семинариях и епархиальных училищах преподавания гигиены младшего и школьного возраста.
Вопрос о введении преподавания гигиены в учебных заведениях поддерживался многими отечественными и зарубежными педиатрами. Так, в постановлении V съезда детских врачей Италии говорится о том, чтобы «ходатайствовать о включении в число обязательных предметов преподавания гигиены детского возраста в высших, средних и низших школах». Несмотря на многочисленные выступления по этому вопросу педиатров, гигиенистов и педагогов в прессе, на заседаниях обществ и на съездах, так и не удалось ввести гигиену как обязательный предмет преподавания в школах и других учебных заведениях (исключая специальные).
И. В. Троицкий обращал особое внимание на такие вопросы школьной гигиены, как режим дня, гигиенические требования к учебному процессу: расписание уроков, проведение перемен, размеры классных комнат, регулярная вентиляция (естественная и искусственная) школьных помещений, освещение рабочего места, школьная мебель. Он неоднократно указывал на порочность существовавшей системы преподавания, выражавшейся в том, что учащихся перегружали занятиями,1 а для «полного отдыха, — как говорил И. В. Троицкий, — и физических упражнений (игр по преимуществу) решительно не остается времени» 2.
И. В. Троицкий указывал на необходимость правильного размещения уроков, т. е. продуманного и рационально составленного расписания. Более трудные предметы он предлагал выносить на первые уроки, а более легкие — на конец рабочего дня. Он требовал, чтобы школьники проводили перемены между уроками на свежем воздухе, занимались подвижными играми под руководством ответственного лица. Известно, что увлекательно проводимые уроки, чередующиеся с перерывами правильно организованного отдыха, не снижают интереса детей к наукам, а, наоборот, еще больше их заинтересовывают. И. В. Троицкий высказал мысль, что не следует перегружать детей уроками в течение недели, а также зада вать младшим школьникам уроки на понедельник, так как «воскресный отдых важен, как отдых для нервной системы» 3.
Он считал, что число трудных уроков в первом школьном возрасте должно быть вдвое меньше, чем во втором, а число уроков в день для
1 И. В. Троицкий. Гигиена детского возраста. СПБ, 1912, стр. 24.
2 И. В. Троицкий. Профилактика детских болезней. Гигиена окружающей ребенка среды (личная). Физический уход за детьми. Вестник общ. гиг., суд. и практич. мед., 1909, ноябрь, стр. 1669—1695.
3 О н же. Гигиена детского возраста, СПБ, 1912.
Э*
младших школьников — не более четырех, для старших — не более пяти. Таким образом, по его мнению, правильное расписание с более трудными уроками по утрам, перерывы с организованным отдыхом могут предупреждать такие часто возникающие болезни у школьников, как умственное утомление, неврозы и др.
Эти высказывания И. В. Троицкого нашли свое дальнейшее развитие и подтверждение в работах советских гигиенистов.
И. В. Троицкий своими наблюдениями поддерживал существовавший взгляд о том, что дети отчетливее и дальше видят буквы, цифры, рисунки, изображенные черными знаками на белом фоне. Поэтому он говорил, что классную доску лучше всего иметь белую, а пишущий на ней карандаш — черный.
И. В. Троицкий писал, что врач должен принимать участие в выборе места для строительства школы, быть знакомым с ее планом и размещением в ней классных комнат. Он указывал, что наиболее подходящим местом для школы является озелененная часть города, села, где нет шума и пыли. Он резко критиковал существовавшее положение, когда постройка школ происходила без учета окружающей местности, в результате чего школа оказывалась рядом с базаром, пивными и тому подобными заведениями. Здание школы, как он указывал, следовало строить по строгим правилам, так, чтобы окна классных комнат выходили на юг или на юго-запад; при школе всегда должен быть отдельно построен «приемный покой», т. е. кабинет врача. Все здание школы должно быть окружено пришкольной усадьбой и обнесено забором.
Большое значение И. В. Троицкий придавал правильному использованию школьного двора. Идея организации пришкольного участка им упорно защищалась и отстаивалась. Он писал, что прежде всего необходимо выделить площадь для игр и занятий физическими упражнениями, а на остальной части двора нужно создать «пришкольный опытный участок», где силами школьников разбить сад, огород, небольшое опытное поле и отвести место для разведения леса. Он также говорил о том, что желательно иметь при школе небольшой чистый пруд, который использовать с целью демонстраций детям местных пород рыб. Опытный участок должен служить для наглядности преподавания естествознания, а также приучать детей к самостоятельному труду. В дальнейшем эта идея об организации пришкольного участка была развита отечественными и советскими гигиенистами.
И. В. Троицкий из собственных наблюдений за физическим развитием, состоянием здоровья и заболеваемостью учащихся установил, что дети школьного возраста в большинстве своем физически слабо развиты. Этого же взгляда придерживались такие педиатры, как Н. А. Тольский, Н. П. Гундобин, А. Н. Филиппов, Е. А. Покровский и др.
И. В. Троицкий особое внимание уделял физическому развитию детей, считая, что занятия гимнастикой так же обязательны, как и другими дисциплинами, конечно, при условии правильной ее постановки в специальных помещениях или на спортплощадках. По этому поводу он писал: «...неправильное физическое развитие среди наших школьников представляет собою большое общественное зло, для борьбы с которым необходимо разумное и усердное применение наиболее верных способов лечения в виде научно поставленных физических под наблюдением врача упражнений, игр на открытом воздухе или в хорошо приспособленном здании, прогулок, экскурсий...» Эту же мысль развивали многие его современники: Н. А. Тольский, Н. П. Гундобин, А. Н. Филиппов, В. Г. Нестеров, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт и др.
И. В. Троицкий считал, что наряду с уроками гимнастики дети должны принимать самое активное участие в различных играх с огромным
1 И. В. Троицкий. Гигиена детского возраста, СПБ, 1912.
разнообразием движений, особенно благоприятно сказывающихся на психо-физическом развитии детского организма.
И. В. Троицкий также указывал на такие виды физического воспитания, как работа в саду, в огороде в мастерских и т. д. Эта идея получила свое широкое развитие только в наше время.
Он высказал мысль о том, что дети работающих родителей должны воспитываться в коллективе начиная с раннего возраста. С 3 до 8 лет их следует воспитывать в детских садах, а затем определять в школу, при которой должно быть обязательно преподавание всех ремесел, рукоделия, предметов сельского хозяйства, живописи, музыки, пения. Наиболее способных и желающих изучать науки надо определять в средние и высшие школы на казенное содержание. Его мысль о разностороннем воспитании школьников, приобщении их к различным ремеслам, выявлении способностей и дальнейшем развитии их в специальных учебных заведениях была передовой в тот период.
И. В. Троицкий считал, что правильное питание ребенка, соответствующее его возрасту, является основой его нормального развития. Он обращал особое внимание на дневное питание школьников, указывая, что длительное пребывание детей в школе приводило к нарушению пищевого режима. Поэтому он рекомендовал при школах организовать легкие горячие питательные завтраки, которыми были бы обеспечены все ученики. Эта идея общественного питания высказывалась также Н. Ф. Михайловым, Н. П. Гундобиным и др. Горячие завтраки были организованы лишь в некоторых учебных заведениях (например, гимназиях, реальных училищах), а также в передовых земских школах; однако это явление носило частичный характер, охватывало немногие учебные заведения и нуждалось в строгом врачебно-санитарном надзоре.
Как многие его современники, И. В. Троицкий уделял большое внимание правильному хранению пищи, предохранению ее от бактериального загрязнения. Он указывал, что пища, грязная в биологическом отношении, является источником желудочно-кишечных расстройств у детей.
И. В. Троицкий принимал участие в разработке вопросов санитарного благоустройства некоторых внешкольных учреждений, в организации летних колоний и т. д.
Многие проблемы, выдвинутые И. В. Троицким — школьного питания, режима учебного процесса, благоустройства классных комнат и гимнастического зала, организации летних внешкольных оздоровительных колоний, — были осуществлены и развиты только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
ЛИТЕРАТУРА
• ГундобинН. П. Школьная гигиена три лекции, читан, преподавателям начальных училищ. СПБ, 1902. — Г уткин А. Я- Гигиенические основы планировки, строительства и санитарно-технического оборудования школы. М.—Л., 1952. — Н у с-б а у м Д. Г. Гиг. и сан., 1954, № 2, стр. 38—42. — Покровский Е. А. Детские игры я гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи. М., 1893. — Троиц-к и й И. В. Русс, врач, 1903, № 14, стр. 1345—1348. — Он же. Узкая грудь в детском возрасте. Там же, № 39, стр. 1345—1348. — Он же. Вестн. общ. гиг., суд. и практ. мед., 1909, ноябрь, стр. 1669—1695. — Он же. Гигиена школ и учащихся в них детей. Вестн. гиг., суд. и практ. мед., 1910, нюнь, стр. 783—793: июль, стр. 903—926. — Он же. Гигиена детского возраста. СПБ, 1912.
Поступила 24/Х 1956 г.
■¿Г "¿Г -А-