Научная статья на тему 'Этапы преподавания педиатрии в дореволюционной России пресс-релиз'

Этапы преподавания педиатрии в дореволюционной России пресс-релиз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
722
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы преподавания педиатрии в дореволюционной России пресс-релиз»

Из истории педиатрии

148

Г.Л. Микиртичан1, С.Л. Акимова2, Р.В. Суворова1

1 Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

2 Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

Этапы преподавания педиатрии в дореволюционной России

Контактная информация:

Микиртичан Галина Львовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, тел.: (812) 542-55-65 Статья поступила: 07.04.2009 г., принята к печати: 01.06.2009 г.

Важным достоянием отечественной медицины является сложившаяся в нашей стране система высшего педиатрического образования. Состояние его в различные периоды времени зависело от социально-экономических условий и идеологических установок, отношения к детям, успехов естествознания и медицины, уровня развития педиатрии, охраны материнства и детства, контактов с зарубежной наукой.

В России педиатрическое образование прошло несколько этапов.

Первый этап охватывает вторую половину XVIII — первую четверть XIX вв. По сути — это истоки педиатрического образования. Педиатрия еще не была отдельной медицинской дисциплиной и даже не была осознана необходимость ее выделения. Не существовало и специальности «детский врач». В этот период происходило накопление и осмысление эмпирических данных о лечении и профилактике детских болезней в рамках других медицинских дисциплин: повивального искусства, патологии и терапии, хирургии. Ученых, посвятивших себя полностью педиатрии, не было. Однако некоторые из них в своей многогранной научной и практической деятельности уделяли большое внимание педиатрии: Зыбелин С.Г. (1735-1802), Максимович-Амбодик Н.М. (1744-1812), Данилевский А.И. (1770-1815), Каменский И.П. (1771-1819). В этот период в программу преподавания медицинских учебных заведений были введены вопросы акушерства, женских и детских болезней.

В Медико-хирургической академии (МХА) в Петербурге предусматривалась кафедра повивального искусства. Знаменитый реформатор медицинского дела, австрийс-

кий клиницист и гигиенист Франк И.П. (1745-1821), возглавлявший МХА в 1805-1808 гг., считал неправильным, что слушатели не видят больных детей. В связи с этим при организованной им в 1806 г. первой терапевтической клинике в МХА на 30 коек была выделена отдельная палата на 6 коек для больных детей всех возрастов. Но просуществовало это отделение всего

3 года [1].

С 1808 по 1835 гг. в МХА кафедру повивального искусства, судебной медицины и медицинской полиции возглавлял Громов С.А. (1774-1856), который теоретически излагал вопросы педиатрии в 1-2 лекциях, ограничиваясь периодом новорожденности и раннего детского возраста [2]. Они посвящались вопросам вскармливания, ухода и некоторым болезням первых месяцев жизни.

В Императорском Московском университете с 1765 по 1804 гг. существовала кафедра анатомии, хирургии и повивального искусства, куда входили и детские болезни. Руководители кафедры Эразмус И.Ф. (1765-1768), Зыбелин С.Г. (1768-1775), Керестури Ф.Ф. (1775-1790), Рихтер В.М. (1790-1804) отдельных лекций по педиатрии не читали. Они очень кратко затрагивали эти вопросы по ходу изложения основного курса [3].

По новому Уставу 1804 г. в Московском университете была выделена отдельная кафедра повивального искусства, которую возглавил Рихтер В.М. Лекции по детским болезням читались не регулярно, также как и в других высших медицинских учреждениях России, детским болезням уделялось 1-2 теоретических лекции.

Таким образом, преподавание педиатрии в конце

XVIII — начале XIX вв. было теоретическим, с незначи-

G.L. Mikirtichan1, S.L. Akimova2, R.V. Suvorova1

1 Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy

2 Saint-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Education

Pediatrics teaching in pre-revolutionary Russia

тельным количеством лекций, читаемых, как правило, по иностранным руководствам и посвященных, в основном, детям грудного возраста.

Коренных отличий в университетском преподавании детских болезней на Западе не было, но в Париже на базе первой детской больницы открылись частные курсы усовершенствования по педиатрии для врачей, интересующихся детскими болезнями.

С конца 20-х по 60-е годы XIX в. — второй этап в развитии преподавания детских болезней в России. В эти годы происходит становление отечественной педиатрии как науки, начинается научное изучение особенностей ребенка; клиническое наблюдение за ребенком на основе визуального осмотра, применения новых для того времени методов перкуссии и аускультации, изучения патологоанатомических изменений; более детальная разработка причин заболеваемости и смертности детей, в том числе с учетом социальных факторов. Было сформулировано определение педиатрии (педиятрики), созвучное современному, поставлен вопрос о ее самостоятельности. Организуются первые детские больницы.

В ряде высших учебных заведений начинается преподавание детских болезней в виде лекционного курса. Выделяется специальный преподаватель для чтения лекций по детским болезням на общей кафедре акушерства, женских и детских болезней. Преподавание велось в ограниченном объеме и в основном теоретически. Клиническое преподавание проводилось эпизодически, лишь иногда демонстрировались амбулаторные больные. Заслуга в организации первого систематического курса детских болезней в России, оказавшего большое влияние на становление педиатрии как самостоятельной науки, принадлежит выдающемуся отечественному педиатру профессору Хотовицкому С.Ф. (1796-1885). В Петербурге по Уставу 1835 г. в МХА была выделена кафедра акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях, которую в 1836 г. и возглавил Хотовицкий С.Ф. Он значительно увеличил число лекций по педиатрии — третья часть курса посвящалась этим вопросам, подробно останавливался на анатомо-физиологических особенностях, патологии детей различного возраста, острых детских болезнях. Таким образом, впервые в МХА с 1836 по 1847 гг. С.Ф. Хотовицкий читал полный систематический курс детских болезней. Недостаток этого курса состоял в том, что он носил теоретический характер, т.к. детской клиники при академии не существовало. Хотовицким С.Ф. были разработаны проект и план, перечень необходимого оборудования для объединенной акушерской, женской и детской клиники. Она была открыта в сентябре 1842 г. (для больных детей отводилось 10 кроватей), но заведование клиникой было временно передано Мяновскому О.И., терапевту по специальности. Однако, «временное» заведование продолжалось до 1856 г. За Хотовицким С.Ф. же, по-прежнему, оставался теоретический лекционный курс по акушерству, женским и детским болезням. По неизвестным причинам он не попытался использовать в качестве клинических баз лазарет воспитательного дома и существовавшие в Петербурге 2 детские больницы.

После выхода Хотовицкого С.Ф. в отставку (1847) до 1860 г. преподавание детских болезней в МХА вели не педиатры (судебный медик, психиатр, акушер). Преподавание, по-прежнему, оставалось теоретическим [4].

В Московском университете на кафедре повивального искусства с 1823 по 1846 гг. преподавал акушер Рих-

тер М.В. (1799-1851), детским болезням посвящались единичные лекции [5].

На протяжении многих лет, особенно с конца 40-х годов

XIX в. неоднократно обсуждался вопрос о создании в Московском университете клинической кафедры детских болезней. В 1848 г. главный врач Московской детской больницы Кроненберг А.С. обратился к декану медицинского факультета с предложением сделать больницу детской клиникой Московского университета. По данному обращению никакого решения не последовало [6].

В 1855 г. акушер Кох А.И. поднимает вопрос об организации детской клиники. Одновременно А.С. Кроненберг вновь повторяет свое предложение. Медицинский факультет на своем заседании обсуждал оба предложения. Мнение профессоров разделилось. Одна группа (Иноземцев Ф.И., Овер А.И., Поль А.И. и др.) определенно высказались за создание практического курса детских болезней на базе детской больницы. Другая группа (Варвинский И.В., Глебов И.Т., Басов В.А., Полунин А.И., Сокольский Г.И. и др.) выступили против. Вопрос о создании кафедры остался открытым. Непризнание выделения педиатрии ярко продемонстрировано мнением известного профессора Глебова И.Т.: «...для устройства отдельных кафедр детские болезни наименьшее имеют на то право ... Строго детских болезней остается только две: удушье и трудное прорезывание зубов. Должно ли, следовательно, для двух, собственно, детских болезней, устраивать собственную кафедру» [7].

В других университетах России несколько лекций, посвященных детским болезням, читалось на кафедре акушерства женских и детских болезней. Детских клиник в то время не было. Есть указания, что в Казанском университете профессором Лентовским А.Е., возглавлявшим кафедру повивального искусства (1823-1853), читались лекции по детским болезням, которые дополнялись практическими занятиями [8].

Коренных отличий в преподавании педиатрии в учебных заведениях для подготовки врачей в Западной Европе в эти годы также не было. Преимуществом же было наличие частных курсов по детским болезням при крупных больницах для врачей, которые читались известными специалистами.

Третий этап в развитии преподавания детских болезней охватывает период с 1870-х годов по начало XX в. Для отечественной педиатрии это был важнейший, определяющий период, когда она выделялась в самостоятельную отрасль медицины. Произошедший в этот период скачок в развитии отечественной педиатрии позволил ей выйти на мировой уровень и установить приоритеты в ряде исследований по анатомии и физиологии ребенка (Гундо-бин Н.П. и его школа), в клинике детских болезней (Филатов Н.Ф. и его школа), новых подходах к организации детских учреждений (Раухфус К.А., Соколов Д.А.) и др. Качественные изменения научного знания связаны с глубоким изучением анатомо-физиологических особенностей ребенка на макро- и микроскопическом уровне с частичным применением биохимического метода, что позволило пересмотреть многие вопросы патогенеза, клиники, гигиены и диететики. В этот период научно обосновывается организация различных типов детских учреждений. Отражая нравственный настрой общества, создаются многочисленные благотворительные организации, силами и средствами которых, в основном, обеспечивалась практическая медико-социальная помощь детям. Происходила институализация педиатрии как са-

149

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 3

Из истории педиатрии

150

мостоятельной отрасли: публиковались периодические издания по педиатрии; детские врачи собирались на заседания научных обществ и общественных комиссий, участвовали в работе международных и всероссийских съездов; формировались первые научные педиатрические школы. Все это не могло не отразиться на процессе преподавания педиатрии, содержании учебных программ. Существенным признаком институализации педиатрии, характеризующим официальное признание педиатрии как самостоятельной науки, стала организация в высших учебных медицинских заведениях клиник и кафедр детских болезней и, как следствие, оформление профессии детского врача.

Организация кафедр проходила с большими трудностями, встречала противодействие части медицинского сообщества, требовала от организаторов больших душевных сил, проявления преданности своей профессии. Это не было одномоментным делом и, как правило, осуществлялось в несколько этапов:

• выделение теоретического курса детских болезней в составе кафедры акушерства, женских и детских болезней;

• соединение лекционного курса с клиническим преподаванием;

• юридическое оформление кафедры, когда она значилась в уставе данного учебного заведения, и по кафедре детских болезней избирался экстраординарный, а затем и ординарный профессор;

• знакомство будущих врачей с клиникой детских болезней не только становится неотъемлемой частью преподавания. При кафедрах организуются приват-доцентские курсы (болезни новорожденных, детские инфекционные болезни, детская невропатология, детский туберкулез, диететика детского возраста, хирургические болезни детского возраста), которые, дополняя основной курс, отражают возникающую дифференциацию в области педиатрии.

Постепенно кафедры превращались не только в педагогические, но и научные центры педиатрии. В создании такого центра принимало участие не одно поколение педиатров. Возникновение кафедр положило начало специальной подготовке детских врачей [9].

В Петербургской МХА заведующий кафедрой акушерства, женских и детских болезней профессор Крассовс-кий А.Я. в 1860 г. ходатайствовал перед конференцией Академии о выделении детских болезней в отдельный курс. Не дожидаясь решения этого вопроса, Крассовс-кий А.Я. передал своему ассистенту Радецкому И.И. чтение лекций и руководство детской клиникой на 10 коек, созданной в 1842 г. Таким образом, в 1861-1862 гг. произошло соединение теоретического преподавания педиатрии с клиническим. Это была первая в России клиническая доцентура по педиатрии. К сожалению, клиническое преподавание продолжалось только один год. Детская клиника фактически была ликвидирована, осталась лишь одна палата, где дети помещались вместе со взрослыми больными.

В 1862-1863 гг. лекции по детским болезням читались приват-доцентом Зеленским М.С. (1829-1890), одним из первых отечественных педиатров-невропатологов. Он разработал довольно обширную программу преподавания детских болезней, освещавшую все разделы педиатрии. Однако, его лекции носили преимущественно теоретический характер, лишь иногда он демонстрировал студентам амбулаторных больных.

В 1865 г. была образована самостоятельная детская клиника на 12 кроватей, заведование ею и чтение лекций по детским болезням сосредоточилось в руках ученика Крассовского А.Я. акушера Флоринского В.М. (до осени 1870 г.), прослушавшего лекционные курсы по детским болезням во время заграничной командировки. Таким образом, вновь произошло соединение теоретического и клинического преподавания педиатрии. Очень часто 1865 г. указывается в литературе как дата создания кафедры детских болезней в Медико-хирургической академии, однако, по уставу Академии такая кафедра в то время не числилась. Этот год очень важен потому, что с этого времени в МХА возникает систематическое клиническое преподавание педиатрии.

По новому Уставу Медико-хирургической академии 1869 г. педиатрия была отделена от акушерства и гинекологии в качестве отдельного предмета: «детские болезни с практическими занятиями в академической клинике» [10]. Но специальной кафедры педиатрии еще выделено не было.

В 1870 г. чтение детских болезней и детская клиника были переданы приват-доценту Быстрову Н.И. (1841-1906), педиатру по призванию и подготовке. Он фактически возглавил первую самостоятельную кафедру детских болезней в России. Быстров Н.И. разработал программу преподавания педиатрии, в которой большое внимание уделил анатомо-физиологическим особенностям детей, впервые ввел в курс лекций вопросы организации лечебных и профилактических учреждений, вопросы гигиены и физического воспитания детей. По инициативе Быстрова Н.И. детские болезни вошли в число экзаменов на звание лекаря.

Клиническое преподавание было затруднено очень малой клиникой, поэтому Флоринским В.М. и Быстровым Н.И. был разработан проект новой детской клиники, в котором намечались палаты как для соматических больных, так и бараки для инфекционных больных, лаборатории, гимнастический зал. В 1874 г. детская клиника получила новое помещение на 20 коек, но далеко не соответствующее разработанному проекту; не было лаборатории, «заразных» бараков, гимнастического зала и др.

В 1876 г. Быстров Н.И. был утвержден адъюнкт-профессором по кафедре детских болезней, это была первая в России профессура по детским болезням. Кафедра детских болезней получила юридический статус по Уставу 1890 г., в этом же году Быстров Н.И. стал экстраординарным и лишь в 1895 г. ординарным профессором. Кафедра Быстрова Н.И. привлекала молодых врачей, которые стремились овладеть знаниями по педиатрии. В 1894-1895 гг. в клинике работало 86 врачей-ордина-торов.

После ухода Быстрова Н.И. из Академии, заведование кафедрой перешло к Гундобину Н.П. (1897-1906). Основной заслугой Гундобина Н.П. (1860-1908) явилось превращение кафедры в крупный научный центр. В лечебной и научной жизни активно участвовали прикомандированные врачи и врачи-энтузиасты из разных больниц С.-Петербурга. С 1908 по 1920 гг. кафедру возглавлял Шкарин А.Н. (1876-1920), продолживший все традиции в работе кафедры.

С начала существования кафедры при ней функционировали приват-доцентские курсы, которые существенно дополняли обучение студентов: курсы детских инфекций, методики трахеотомии, бактериологической диагности-

ки дифтерии вел Соколов Д.А.; курс детской психиатрии — Петерс Р.А.; курс туберкулеза — Руссов А.А.; питания раннего детского возраста — Губерт В.О.; курс диететики и гигиены детского возраста — Якубович В.Ф.; курс сифилиса у детей — Манасеин М.П.

В Московском университете в 1861 г. преподавание детских болезней при кафедре акушерства, женских и детских болезней вел Тольский Н.А. (1832-1891), разработавший программу преподавания педиатрии, где большое место уделено клиническому обследованию ребенка. Преподавание вначале было теоретическим, т.к. детская клиника при Московском университете была открыта лишь в 1866 г. [11]. Ее открытию предшествовала большая борьба, активные дебаты в Ученом Совете. Помощь Тольскому Н.А. оказал известный терапевт Захарьин Г.А. (1829-1897), который выделил койки из своей терапевтической клиники. Состояла детская клиника из 11 коек и амбулатории. Таким образом, с 1866 г. Тольский Н.А. начал читать систематический курс детских болезней на клиническом материале, студенты участвовали в обходах, курировали больных и писали истории болезней. Чтобы расширить наблюдения за больными детьми, с 1870 г. Тольский Н.А. становится главным врачом детской больницы на улице Бронной. В 1873 г. Тольский Н.А. избирается экстраординарным профессором по кафедре акушерства, женских и детских болезней. Этот год считается фактической датой создания кафедры детских болезней, хотя надо отметить, что в Московском университете самостоятельная кафедра детских болезней не значилась в официальных документах вплоть до 1918 г. В 1891 г. кафедра получила большую собственную клиническую базу: соматическое и инфекционное отделение, построенные на средства Университета и на частные пожертвования Хлудова М.А. В разработке проекта активное участие принимал Тольский Н.А. совместно с известным гигиенистом Эрисманом Ф.Ф. Однако, до открытия новой клиники Тольский Н.А. не дожил.

С 1891 по 1902 гг. профессором детских болезней и директором детской клиники в Московском университете был Филатов Н.Ф., при котором кафедра превращается в научный центр. В течение 3-х лет при клинике Филатова Н.Ф. существовало миниатюрное хирургическое отделение, состоящее из операционной, перевязочной, инструментальной и двух палат. Работа этого отделения проходила под руководством Дьяконова П.И. (1855-1908). Одновременно, с 1893 по 1898 гг. в Московском университете на базе больницы св. Ольги впервые читался приват-доцентский курс по хирургическим заболеваниям детского возраста Александровым Л.П. (1857-1929), одним из основоположников отечественной детской хирургии [12].

В 1902 г. кафедру возглавил Корсаков Н.С. (1882-1925), продолживший клинические традиции своих учителей. Приват-доцентские курсы по кафедре детских болезней Московского университета читали Кисель А.А., Краснобаев Т.П., Колтыпин А.А., Филиппов А.В., Яблоков Н.В. и др.

В Казанском университете с 1875 г. приват-доцентом кафедры акушерства, женских и детских болезней Толмачевым Н.А. читался курс детских болезней. Детской клиники не было, поэтому для практических занятий использовался сиротский дом. В 1881 г. Толмачев Н.А. стал ординарным профессором по детским болезням, юридическое оформление кафедры произошло 1884 г. С 1893 по 1911 гг. профессором кафедры

детских болезней был ученик Раухфуса К.А. — Аргутин-ский П.М. В этот период (1900) создана специальная детская клиника, введены приват-доцентские курсы. После смерти Аргутинского П.М. кафедру возглавил его ученик — Меньшиков В.К. При нем в 1912 г. было открыто отделение для грудных детей и усилилось преподавание физиологии и патологии, диететики этого возраста (1861-1916).

Преподавание детских болезней в Киевском университете было начато в 1889 г., когда ординарным профессором стал Чернов В.Е. (1852-1912), вышедший с кафедры Быстрова Н.И. Он добился передачи кафедре в качестве клиники детского отделения городской больницы: 70 коек для соматических больных и 40 для инфекционных. Современники сообщают о нем как об очень талантливом лекторе. В своих лекциях он пропагандировал идею единства научной, практической и общественной деятельности детского врача. С 1913 г. кафедру возглавил Румянцев Ф.Д.

В открытом в 1885 г. в Петербурге Клиническом институте для усовершенствования врачей лекции по детским болезням читали Рейтц В.Н., Раухфус К.А., Руссов А.А., с именем которого связывается организация кафедры в 1904 г., Блуменау Н.Р. [13].

В Харьковском университете кафедра детских болезней была выделена в 1892 г., профессором которой до 1902 г. был Пономарев М.Д. [14]. Клиники не было. Студенты посещали больных в детских приютах и в городской детской больнице. В 1902 г. кафедру возглавил Троицкий И.В., его главной задачей была организация клиники, которая открылась только в 1914 г.

В Томском университете кафедра была открыта в 1892 г., клиника — в 1893 г. С января 1897 г. к преподаванию педиатрии приступил приват-доцент Тимашов С.М., который в 1901 г. был избран ординарным профессором.

В 1900 г. директор Женского медицинского института Отт Д.О. пригласил Соколова Д.А. для преподавания курса педиатрии. Была организована детская клиника на 30 коек, а в 1903 г. открыта новая клиника по проекту Соколова Д.А. Слушательницы курировали больных, вели ночные дежурства, писали подробную историю болезни. Каждую историю болезни со слушательницей разбирал лично сам Соколов Д.А. Педиатрия была вынесена на государственные экзамены. В 1916 г. после смерти Соколова Д.А. заведующим кафедрой был избран Кусков П.В. [15].

В Новороссийском университете в Одессе с 1904 по 1911 гг. кафедру детских болезней возглавлял Якубович В.Ф., а затем Гогитидзе С.К.

В 1910 г. была открыта кафедра детских болезней Московских высших женских курсов. Первым ее профессором стал Кисель А.А. В основу программы преподавания он положил профилактику. Занятия проводил в Ольгинской и Владимирской детских больницах в стационаре и поликлинике [16].

В 1912 г. создается кафедра детских болезней в Саратовском университете. Руководителем был избран Быстре-нин И.Н. [17].

В Психоневрологическом институте, основанном Бехтеревым В.М. в Петербурге в 1907 г., на медицинском факультете первым профессором по детским болезням был избран в 1914 г. Гартье Э.Э.

Другим путем специализации врачей по педиатрии служила ассистентура при детских больницах. Первый институт врачей-ассистентов ввел Раухфус К.А. при своей больни-

151

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 3

Из истории педиатрии

152

це в 1869 г. При составлении программы обучения вра-чей-ассистентов Раухфус К.А. использовал опыт ряда больниц Западной Европы. Молодые врачи прикомандировывались к больнице на 2 года, обеспечивались квартирой, питанием и жалованьем. Они участвовали в ведении больных, дежурствах по больнице, работали последовательно во всех отделениях, по 8 мес в каждом. Старшие врачи ежедневно наблюдали за их работой, консультировали, проводили разбор историй болезней пациентов, обучали методам обследования, специальным приемам лечения. Ассистентура, как форма специализации врачей вполне себя оправдала и была введена в ряде других больниц России. Недостатком являлось незначительное число врачей, имеющих возможность получить такую подготовку. Так, за 25 лет через больницу принца Ольденбургского прошло лишь 35 врачей-ассистентов.

В начале XX века в России насчитывалось 1427 врачей педиатров, причем, значительная часть из них совмещали свою профессию с другими специальностями: акушерством, внутренними болезнями, кожными заболеваниями и др. [18].

За рубежом выделение кафедр детских болезней происходило в эти же годы: первые кафедры были созданы в 1872 г. в Берлине, в 1879 г. — в Париже, в 1886 г. — в Неаполе. Ранее, чем в России, в Западной Европе была введена ассистентура при больницах. Кроме того, продолжали существовать многочисленные курсы при

больницах и при кафедрах детских болезней для усовершенствования и специализации врачей. На этих курсах побывали многие отечественные специалисты.

Таким образом, этот период стал основополагающим в преподавании детских болезней в России и послужил основой для становления и развития советской системы педиатрического образования. Высокий уровень научной и клинической работы в области педиатрии положительно сказывался на преподавании на кафедрах детских болезней университетов и Военно-медицинской академии. Ведущими профессорами и доцентами были разработаны оригинальные программы преподавания детских болезней, затрагивающие не только клинические, но и организационные, общественные и нравственные проблемы педиатрии. Приват-доцентские курсы положили начало специализации в области педиатрии. В то же время, можно с сожалением констатировать, что курс педиатрии предназначался для узкой аудитории и не оказывал значительного влияния на выбор профессии. Для преподавания детских болезней не существовало достаточно развитой клинической базы, не хватало соответствующих кафедр и преподавателей. Педиатрия в течение длительного времени не могла занять в высшей медицинской школе равного с другими предметами положения. Все, что было достигнуто, требовало от ученых и детских врачей полной отдачи сил, энтузиазма, любви к новой отрасли медицины и к своим пациентам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайль В.С. Очерки по истории русской педиатрии. — Сталина-бад, 1959. — С. 17-18.

2. Вайль В.С. Первый русский педиатр С.Ф. Хотовицкий. — Л., 1949. — 127 с.

3. Бетюцкая А.В., Н.А. Тольский. — М., 1953. — С. 30-31, 47.

4. Быстров Н.И. Краткий исторический очерк клиники детских болезней имп. Военно-медицинской академии. — СПб, 1899. — 81 с.

5. Шакирзянова Р!М., Анисимов В.Е. Первые преподаватели детских болезней в Московском университете // Советское Здравоохранение. — 1986. — № 2. — С. 62-64.

6. 175 лет первого МГМИ. — М., 1940. — 25 с.

7. Микиртичан Г.Л. О создании кафедр детских болезней в Х1Х в // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 6, № 2. — С. 162-165.

8. Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт имени С.В. Курашова. — Казань, 1973. — 144 с.

9. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. — СПб., 1999. — С. 72-76.

10. Шабалов Н.П. Старейшая в России кафедра педиатрии. — СПб., 2001. — С. 7.

11. Молчанов В.И. Клиника детских болезней / 175 лет первого Московского государственного медицинского ин-та. — М., 1940. — 310 с.

12. Обозрение преподавания на медицинском факультете Московского университета в осеннем полугодии 1885-1996 уч. года. — М., 1896.

13. 75 лет Ленинградского ГИДУВа. — Л., 1960. — С. 103.

14. Троицкий И.В. Кафедра детских болезней / Медицинский факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1804-1905). — Харьков, 1905. — 355 с.

15. 50 лет Первого Ленинградского медицинского института им. акад. Павлова. — Л., 1947. — 452 с.

16. Соколов Е.И. Вклад А.А. Киселя в разработку профилактического направления Советской педиатрии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1956. — 15 с.

17. Саратовский университет (1909-1959). — Саратов, 1959. — 291 с.

18. Коган В.Л. Предпосылки и основные тенденции развития высшего педиатрического образования в СССР: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1975. — 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.