Научная статья на тему 'Этапы становления детской хирургии в клиниках медицинского факультета Императорского Казанского университета'

Этапы становления детской хирургии в клиниках медицинского факультета Императорского Казанского университета Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
450
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская хирургия / медицинский факультет / казанский университет / pediatric surgery / kazan university

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ахунзянов Алмаз Асхатович

Описаны этапы становления детской хирургии в клиниках медицинского факультета Императорского Казанского университета, а также работы видных ученых заведующих кафедрами хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Described were the milestones of establishing pediatric surgery in the clinics of the Medical Faculty of Kazan Imperial University, as well as the works of prominent scientists Heads of the surgical departments.

Текст научной работы на тему «Этапы становления детской хирургии в клиниках медицинского факультета Императорского Казанского университета»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 6! (091)

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В КЛИНИКАХ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Алмаз Асхатович Ахунзянов

Казанский государственный медицинский университет

Реферат

Описаны этапы становления детской хирургии в клиниках медицинского факультета Императорского Казанского университета, а также работы видных ученых — заведующих кафедрами хирургии.

Ключевые слова: детская хирургия, медицинский факультет, Казанский университет.

С момента открытия в 1814 г. медицинского факультета в Императорском Казанском университете началось преподавание хирургии. Становление и развитие хирургии, акушерства и гинекологии, а также педиатрии в Казанском университете способствовало формированию и детской хирургии в Казани. Материалы по истории детской хирургии в Казани интересны и тем, что они впервые представлены в едином тексте, обобщенном по архивным документам, а некоторые из них — впервые в печати. В 1822—1828 гг. хирургию здесь преподавал Людвиг Лаврентьевич Фогель. По его представлению была организована хирургическая клиника на 7 коек, приобретены инструменты. В 1835 г. им была опубликована научная работа "О смертности детей в раннем возрасте", в которой освещались хирургические причины летальных исходов. В 1837 г. ректором университета был избран проф. Н.И. Лобачевский, деканом медицинского факультета — проф. А.Е. Лентовский. Установилось 5-летнее обучение, наряду с другими были созданы кафедры хирургии умозрительной и хирургии операционной, повивального искусства (женских и детских болезней, помощи родильницам и лечения их новорожденных) и др. В том же году по планам М.П. Коринфского был построен Анатомический театр, в котором разместилась кафедра анатомии под руководством проф. Е.Ф. Аристова (1839—1865). На практических занятиях студенты "рассекали" трупы, производили "анатомико-физиологические и анатомико-хирургические исследования", а в свободное время изготавливали препараты, что считалось важнейшим условием для знания предмета. Так, в 1838 г. в анатомическом музее университета находилось свыше 2300 препаратов, в том числе с различными врожденными пороками развития.

© 36. «Казанский мед. ж.», № 4

Заведующий кафедрой хирургии операционной проф. Ф.О. Елачич (1833—1861) в 1837— 1838 гг. был командирован за границу с целью приобретения хирургических инструментов и осмотра лучших иностранных медицинских заведений (Берлин, Вена, Париж и Мюнхен). В 1840 г. было построено здание клиники, в настоящее время известное как старая клиника. Большое участие в проектировании и строительстве клиники принимал ректор университета Н.И. Лобачевский. Корпус, рассчитанный на 60 пациентов, имел в своем составе 24 хирургические койки. Кафедра хирургии получила "пространную аудиторию", в "операционной зале" был построен амфитеатр для студентов. В 1841 г. в клинике имелось 3837 инструментов, состоящих из различных наборов: "слуховых, ринопластических и полипных", "зубных и ротовых, глазных, горловых и глотковых", "камневырезных и камнекру-шительных". В факультетской хирургической клинике студенты начинали свое практическое обучение. Проф. Ф.О. Елачич считал необходимым показывать слушателям возможно большее число пациентов, демонстрировать операции, обучать студентов послеоперационному уходу. Проф. А. Л. Китер (1840—1848) до заведывания кафедрой работал ассистентом у Н.И. Пирогова, прошел специализацию у виднейших анатомов и хирургов того времени. Он создал хирургический кабинет, в котором имелись рисунки, муляжи, наборы костей и собрание мочевых камней, консервантов пораженных почек, макропрепарат "внедрения одной кишки в другую" (инвагинация) у ребенка.

Как известно, в 1846 г. Н.И. Пирогов, испытав действие эфира на себе и ближайших сотрудниках, стал его горячим сторонником и пропагандистом. В Казани исследования по "этеризации" были начаты 3 апреля 1847 г., когда был прислан "снаряд" для вдыхания паров сернистого эфира из клиники проф. Н.И. Пирогова. Проф. Ф.О. Елачич совместно с А.Л. Китером на следующий же день приступил к изучению наркоза. Под эфирным обезболиванием (23) были произведены 6 ли-тотомий, катетеризация мочевого пузыря у ребенка 2 лет, несколько удалений зубов и др.

561

Особенно удачной и показательной оказалась операция у ребенка 3 лет. Елачич отмечал, что "дитя лежало тихо, подобно крепко спящему, за время 1 минута и 40 секунд сопротивления не было. Извлечено 3 камня, вправлена выпавшая кишка. Без сознания он был еще 50 секунд". Так, через 2 месяца после первого применения в России обезболивающее средство было испытано и казанскими хирургами у больных, в том числе у детей. Изучение хлороформа для анестезии Н.И. Пирогов начал 30 ноября 1847 г. В 1848 г. под руководством проф. А.Н. Бекетова в Казани началось исследование нового анестетика. Заслугой казанских хирургов является то, что в период всеобщего увлечения хлороформом они отметили его побочные действия на организм человека, доказанные экспериментально и клиническими наблюдениями.

Заведующий кафедрой хирургии умозрительной (1848—1870) проф. А.Н. Бекетов был опытным хирургом и наряду с другими темами начал читать лекции по врожденным уродствам. В программах того времени отсутствовали разделы, посвященные патологии органов брюшной полости, так как хирургические вмешательства в этой области не производились из-за опасности для жизни, и они относились к курсу частной патологии и терапии (разрывы желудка и кишечника, "прободающие" язвы, "омертвение", "проды-рявливание" кишечника, инвагинация, аппен-дицитыиперитониты).Ученикипоследователь Ф.О. Елачича проф. Л.Ф. Сутковский в 1858— 1859 гг. прошел специализацию за границей, во время которой посетил необычные для России того времени лечебные заведения: урологическую больницу, отделение детской хирургии, освоил новую операцию при крупе "введением трубки в дыхательное горло посредством разреза".

Будущий заведующий кафедрами теоретической, госпитальной и факультетской хирургии проф. Л.Л. Левшин (1871) энергично внедрял антисептику и асептику в хирургическую практику. По его мнению, хорошо промытые руки оператора и прокаленные или прокипяченные хирургические инструменты гарантируют чистоту при операции, предохраняют от осложнений. Значительным вкладом в хирургию явилось изобретение им "самовара-обеспложивателя" — прототипа современного автоклава. С 1885 г. при факультетской хирургической клинике функционировала паровая камера для стерилизации материала, применялись "тройные" металлические ведра, впоследствии ставшие основой для конструкции современных биксов.

Преподавание педиатрии как самостоятельной дисциплины в начале XIX века ни в

Казанском, ни в других университетах России не проводилось. Некоторые сведения о ребенке и заболеваниях детского возраста студенты получали лишь от акушеров по курсу повивального искусства и от терапевтов. Начало преподавания детских болезней на медицинском факультете Казанского университета связано с именем заведующего кафедрой повивального искусства (1823—1853), проф. Александра Егоровича Лентовского. После усовершенствования в медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге он впервые в России в 1826 г. начал читать в Казанском университете самостоятельный курс детских болезней, выделив его из курса повивального искусства. Однако только в 1844 г. начали "принимать детей в клинику" на свободные акушерско-ги-некологические койки (2—3) на базе "старых клиник". После ухода А.Е. Лентовского из университета (1853) на кафедре акушерства непродолжительное время детские болезни преподавали профессор хирургии А.Н. Бекетов и адъюнкт хирургии Л.Ф. Сутковский, освещая в своих лекциях наиболее частые хирургические заболевания у детей. Заведующий кафедрой акушерства, женских и детских болезней проф. А.И. Козлов (1856—1876), считая, что детские болезни должны быть выделены в самостоятельный предмет, рекомендовал доктора Н. А. Толмачева для ведения приват-доцентского курса детских болезней. Так, первым руководителем кафедры детских болезней стал Николай Александрович Толмачев (1875—1893). В 1845 г. он блестяще завершил обучение в Казанском университете, в 1868 г. совершил научную командировку за границу (Берлин, Вена, Лондон, Париж), где в течение 3,5 лет стажировался по терапии, хирургии и педиатрии, подготавливая себя "к преподаванию учения о болезнях детей". Далее в детском отделении акушерской клиники университета в Казани он закончил начатую за границей научную работу и в 1875 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицины. В течение более 20 лет (1877—1899) Н.А.Толмачев настойчиво добивался открытия детской клиники в г. Казани, предложив даже проект ее устройства. Так, открытие в помещении "старой клиники" клинической лаборатории (1876), детской амбулатории (1879) и детского стационара (1890) дало возможность организовать всестороннее обследование, непрерывное наблюдение студентов за больными детьми до выздоровления. Проф. Н.А. Толмачевым опубликовано 50 научных работ, его перу принадлежит немало сообщений о различных хирургических заболеваниях у детей: "Прироще-ние почти совсем отрубленного пальца" (1869); "Рана брюшной стенки с выпадением сальника" (1869,1890); "Случай открытого Урахуса"

(1874); докторская диссертация "О врожденных заслонках уретры, как одной из причин расстройств мочеиспускания у детей" (1875); "Случай рака почек" (1878); "Случай врожденной крестцовой тератомы" (1879); "Два случая разрыва селезенки при перемежающейся лихорадке" (1880); "Случай продолжительного копростаза" (1881); "О способах устройства новейших детских больниц за границею" (1888,1889); "О видоизменении предложенного проф. Шульце метода искусственного дыхания при асфиксии" (1889, 1889); "О множественном эхинококке" (1889); "О видоизменении кувезы, предложенный Парижским профессором Тарнье" (1890, 1891); "О случае перфорирующего перитонита у 3-дневного ребенка" (1891, 1899). Его докторская диссертация до сих пор привлекает внимание специалистов тщательностью выполнения, глубиной содержания и оригинальностью устройства, разработанного им для прижизненной диагностики клапанов уретры у детей.

Николай Николаевич Феноминов заведовал кафедрой акушерства и женских болезней ИКУ в 1885—1899 гг. После окончания Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге (1878) и успешной защиты диссертации на степень доктора медицины (1880) в 1884 г. он был направлен в заграничную командировку для ознакомления с постановкой дел в клиниках Германии. В Казанском университете проф. Феноменов развернул большую хирургическую деятельность. Так, совершенно уникальными для того времени являются операции, выполненные им и его учеником у новорожденных. 11 марта 1888 г в акушерской клинике у здоровых родителей родилась девочка. На уровне пупка у новорожденной имелось омфалоцеле размерами 18х16 см. Через 60 минут после рождения ребенка под хлороформным наркозом, пользуясь прокипяченной водой и инструментами, проф. Н.Н. Феноменов выполнил лапаротомию, вправил петли кишечника и ушил дефект передней брюшной стенки. Новорожденная превосходно перенесла наркоз, и заживление операционной раны произошло первичным натяжением. Ободренный успехом учителя, оперативное вмешательство по поводу пупочной грыжи повторил его ученик В.А. Столыпинский, но уже в сельских условиях (1889). К сожалению, на 4-й день после операции ребенок умер "от какого-то быстрого воспалительного процесса в горле". В то время в этом селе была дифтерия.

В 1900 г. с разрешения министра народного просвещения от 1898 г. был выделен курс детских хирургических болезней. Реализация этой программы во многом стала возможной благодаря усилиям профессоров-педиатров

Н.А.Толмачева, П.М. Аргутинского-Долгору-кова и хирурга В.И. Разумовского, внесших большой вклад в формирование детской хирургии как медицинской специальности в Казани. Так, при активном участии заведующего кафедрой детских болезней (1893—1911) проф. П.М. Аргутинского-Долгорукова в составе "новых клиник" Императорского Казанского университета была открыта (1900) детская клиника, спроектированная по павильонной системе К.А. Раухфуса. В основном каменном здании на 30 коек были просторная аудитория, несколько лабораториий и рентгеновский кабинет. Дополнительно имелись инфекционные бараки и здание амбулатории. Лабораторное оборудование и рентгеновский кабинет в свое время были лучшими в Казани. Для оказания медицинской помощи больным по типу детских больниц Европы и России, где уже имелись хирургические отделения, при клинике была оборудована операционная и приобретен весь необходимый инструментарий. Для заведования отделением на должность ассистента был приглашен ученик проф. В.И. Разумовского доктор медицины хирург В.Л. Борман.

Владимир Леонидович Борман (1869—1937) окончил медицинский факультет Казанского университета в 1894 г., а после ординатуры на кафедре факультетской хирургии в 1898 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1898—1900 гг. он находился в зарубежной научной командировке (Швейцария, Германия и Франция), в 1900—1902 гг. работал ассистентом-хирургом в детской клинике, в которой одна палата была предоставлена хирургическим больным. Им производились операции удаления камней мочевого пузыря, грыжесечения, трепанации сосцевидного отростка и др. Одновременно доктор В.Л. Борман вел амбулаторный прием детей с хирургическими и ЛОР-заболеваниями, а в 1902 г. был избран ассистентом факультетской хирургической клиники. С этого времени курс хирургических болезней у детей студентам преподавался на базе детского отделения клиники факультетской хирургии, находившегося рядом с детской клиникой. Обучение осуществлялось проф. В.И. Разумовским, ассистентом В.Л. Борманом, приват-доцентом В.Л. Боголюбовым и др. В том же 1900 г. в системе зданий "новых клиник" была открыта факультетская хирургическая клиника, построенная по проекту проф. В.И. Разумовского. Благоустроенное здание клиники на 45 коек имело просторные операционную, перевязочную, лабораторию, рентгеновский кабинет и аудиторию для лекций. Удобные палаты позволяли изолировать больных, оснащение и оборудование были самыми современными. Заведующий кафедрой

факультетской хирургии (1896—1909) проф. В. И. Разумовский был блестящим хирургом-организатором, педагогом и исследователем. В клинике факультетской хирургии он объединил все известные в то время хирургические специальности, включая детскую хирургию. Являясь основателем нейрохирургии в России, он широко оперировал при зобе, на органах брюшной полости, первым в Казани произвел аппендэктомию, расширил показания к лапа-ротомии, разработал съемные швы для операций на мочевом пузыре, при грыжах и эхи-нококкозе печени. Весьма значимым был его вклад и в детскую хирургию: включение курса детской хирургии в состав факультетской хирургии с открытием детского хирургического отделения в клинике, подготовка преподавателей (В. Л. Бормана, В. Л. Боголюбова и др.), разработка остеопластического вылущения стопы как операции, заменяющей у детей остеопластическую ампутацию голени (1889). Уникальной для тех лет была операция, успешно выполненная им 3.12.1902 г. по поводу опухоли Вильмса массой 1400 г у девочки 4 лет. Совершенно уникальной является до настоящего времени операция по разъединению сросшихся близнецов (Thoracopagi) — сестер Зул-Хамиды и Зул-Хейзы в возрасте 1 года 2 месяцев (1907).

Виктор Леонидович Боголюбов (1874—1935), ученик В.И. Разумовского, в 1898 г. с отличием окончил медицинский факультет Казанского университета. После ординатуры на кафедре факультетской хирургии в 1904 г. он защитил диссертацию на степень доктора медицины. Талантливый и разносторонний хирург во время поездок за границу в 1905 и 1909 гг. совершенствовал свои знания в хирургических клиниках Вены, Парижа, Берлина, Цюриха, Берна и Лозанны, занимался в Пастеровском институте у И.И. Мечникова. После заграничной научной командировки в 1905 г. его избрали приват-доцентом на кафедре факультетской хирургии, где он начал читать курс лекций по хирургическим болезням мочеполовых органов. Среди многочисленных научных трудов В.Л. Боголюбова есть работы, имеющие прямое отношение к детской хирургии: "Об эмбриональных аденосаркомах почки" (1906), "К прирожденным аномалиям полового члена" (1906), "К учению о врожденных (тератоидных) опухолях крестцово-копчико-вой области" (1907), "Идиопатическое расширение толстых кишок (болезнь Hirschprunga)" (1908), "Случай травматической стриктуры уретры у девочки 6 лет" (1908), "К учению о гинекомастии" (1909), "К вопросу о врожденных дивертикулах мужской уретры" (1910), "Непроходимость кишечника, вызванная ущемлением кишок в diverticulum Meckeli" (1914),

"К вопросу о врожденном гидронефрозе" (1916), "К технике орхидопексии" (1926) и др.

Заведующий кафедрой факультетской хирургии (1910—1925) проф. Николай Александрович Геркен в 1908 г. был избран председателем казанского общества врачей, на заседаниях которого поднимал серьезный и мало изученный вопрос о лечении аденоидных разращений глотки у детей. Он считал, что для предупреждения тяжелых осложнений — снижения слуха, ослабления памяти и др. — необходимы ранние тонзиллэктомии. По его инициативе обсуждалась тактика врачей при аппендицитах. В 1901 г. Н.А. Геркен опубликовал работу по применению местной анестезии при помощи эйкаина. Техника анестезии по Н.А. Геркену состояла в ведении эйкаина в "толщу кожи", а затем в край "желвака", что ведёт к потере болевой чувствительности. При оперировании на более глубоких тканях делают "второй ряд впрыскиваний". При сильной болезненности рекомендовалась региональная анестезия, чтобы "....сделать всю область периферичнее разветвления нерва нечувствительной". Каких-либо осложнений Н.А. Геркен не наблюдал: раны заживали первичным натяжением, случаев интоксикаций не было. Дальнейшее развитие методов местной анестезии в Казани является заслугой выдающегося хирурга А. В. Вишневского, который руководил кафедрой и клиникой факультетской хирургии в 1926—1934 гг. Благодаря его стараниям коечный фонд клиники увеличился от 45 до 100 единиц.

Создание в 1930 г. на базе медицинского факультета университета Казанского государственного медицинского института (КГМИ) с открытием педиатрического факультета предоставило широкие возможности для развития педиатрии и детской хирургии в Казани. Так, в декабре 1932 г. из состава лечебного факультета КГМИ была выделена группа из 25 студентов в так называемое отделение охраны материнства и младенчества, которая завершила обучение в 1933 г. Следует отметить, что первая группа педиатров, как и студенты лечебного факультета КГМИ, подготовку по детской хирургии прошла на базе детского отделения клиники факультетской хирургии. В 1933 г. отделение охраны материнства и младенчества стало педиатрическим факультетом, и появились студенты 1-го курса. Однако условия для обеспечения обучения хирургии будущих педиатров в те годы были довольно сложными. Так, в 1930 г. кафедры общей хирургии в мединститутах были сокращены и до 1936 г. преподавание общей хирургии практически не велось. Далее в связи с ремонтом "старых клиник" (1937) лекции и практические занятия для студентов лечебного факультета

проводились на базе факультетской хирургической клиники (зав. — проф. С.М. Алексеев). Студенты педиатрического факультета обучались сначала (1936—1937) на базе кафедры факультетской и госпитальной хирургии педфака (зав. — проф. И.В. Домрачев), а затем (1938) на кафедре пропедевтической хирургии педфака (зав. — проф. Г.М. Новиков). В том же 1938 г. на базе детского хирургического отделения факультетской хирургической клиники лечебного факультета было организовано преподавание хирургии детского возраста с ортопедией и урологией студентам педиатрического факультета. Заведующим кафедрой детской хирургии КГМИ был утвержден (1939) доцент И.Ф. Харитонов.

Иван Федорович Харитонов (1898—1985) после окончания медицинского факультета Казанского университета (1922) по рекомендации проф. Н. А. Геркена был оставлен ординатором клиники хирургической пропедевтики, руководимой проф. В.Л. Боголюбовым. Одновременно он работал помощником прозектора на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, с 1925 по 1933 г. заведовал хирургическим отделением Мен-зелинской народной больницы, совершенствовал свои знания в клиниках профессоров И.И. Грекова и С.П. Федорова (Санкт-Петербург). В 1933 г. его избрали лечебным ассистентом, а с 1935 г. — учебным ассистентом факультетской хирургической клиники КГМИ, возглавляемой проф. А.В. Вишневским и С.М. Алексеевым. В 1937 г. он защитил кандидатскую диссертацию и в 1938 г. был избран доцентом и заведующим кафедрой детской хирургии. В годы Великой Отечественной войны, являясь ведущим хирургом и урологом госпиталей Казани и поселка Юдино, Иван Фёдорович наряду с подготовкой хирургов для нужд фронта принимал активное участие в лечении раненых воинов. Даже в эти тяжелые годы он вел активную научную работу, обращая особое внимание на травматические повреждения мочеполовых органов: "К вопросу об обработке ран уретры (1942), "К вопросу о лечении повреждений уретры" (1943), "К вопросу о лечении ран мочевого пузыря" (1944), "Методика местной анестезии при операциях на половом члене и висячей части уретры" (1947). Эти работы легли в основу его незащищенной докторской диссертации на тему "Лечение повреждений и травматических стриктур мочеиспускательного канала" (1952). После окончания войны проф. Харитонов вновь вернулся к работе по детской хирургии, приложив все усилия на восстановление кафедры детской хирургии и первого в Казани самостоятельного отделения детской хирургии (35 коек) на базе клиники факуль-

тетской хирургии, став первым заведующим этим отделением. Прозвище "добрый слон", данное ему маленькими пациентами, красноречиво свидетельствует об их любви к нему. И. Ф. Харитонов был талантливым хирургом-организатором, педагогом и исследователем. В отделении детской хирургии он объединил все известные в то время хирургические специальности, необходимые для лечения хирургических заболеваний у детей: абдоминальную хирургию, хирургию пороков развития, ортопедию, урологию, онкологию, гнойную хирургию и др. Автору этой статьи в студенческие годы (1957—1961) и в период обучения в аспирантуре по детской хирургии (1963—1966) под руководством проф. Ивана Федоровича часто приходилось наблюдать, а иногда и ассистировать во время уникальных для той поры операций по поводу врожденной расщелины верхней губы, спинномозговой грыжи, опухолей почки и экстрофии мочевого пузыря у детей. Особенно запомнилось большое число детей, страдавших хроническим гематогенным остеомиелитом, на костылях и с повязками, наложенными на мазь Вишневского. Привычными для того времени были операции, выполняемые у детей под местной анестезией по А. В. Вишневскому или под хлороформным наркозом с маской Эсмарха. Результаты активной хирургической и научной работы И. Ф. Харитонова по детской хирургии легли в основу ряда научных публикаций: "Дефекты брыжейки кишок как причина кишечной непроходимости" (1934); "К вопросу о хронической дуоденальной непроходимости" (1938); " К вопросу о высокой непроходимости желудочно-кишечного тракта у детей" (1942); "Лечение повреждений и стриктур уретры в детском возрасте" (1958); "Вопросы детской хирургии на I Всероссийском съезде хирургов" (1959); " Камни почек и мочеточников у детей " (1961); "К диагностике забрюшинных гематом у детей после тяжелых травм" (1962); "Нефролити-аз в детском возрасте" (1963); "Хронический пиелонефрит у детей" 1968); "Идиопатическое расширение общего желчного протока" (1970). Кроме того, он выполнял экспериментальные работы. В 1959 г. Иван Фёдорович успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Нервно-рефлекторная регуляция моторной функции мочеточников" и с 1961 по 1971 г. заведовал кафедрой факультетской хирургии КГМИ.

Анализ приведенных исторических фактов позволил сделать следующее заключение: ещё до начала Великой Отечественной войны многие организационные и кадровые вопросы преподавания хирургических дисциплин, включая детскую хирургию на педиатрическом факультете КГМИ, в основном были реше-

ны. В годы войны (1941—1945) педиатрические факультеты медицинских вузов страны, в том числе КГМИ, стали работать по программе лечебных факультетов, время обучения было сокращено до 4 лет. На базе факультетской хирургической клиники КГМИ был развернут госпиталь с урологическим уклоном. В послевоенные годы клиника расширилась за счет организации отделения детской хирургии на 35 коек, кафедра детской хирургии возобновила свою работу. Однако в связи с объединением кафедр факультетской хирургии и хирургии детского возраста заведующий кафедрой детской хирургии доцент И.Ф. Харитонов с 1 сентября 1955 г. был переведен на должность доцента кафедры факультетской хирургии и до 1961 г. заведовал курсом детской хирургии.

Итак, на начальном этапе формирования педиатрического факультета КГМИ была создана трехуровневая система подготовки будущих педиатров по хирургическим дисциплинам — общая хирургия, факультетская с госпитальной хирургией и детская хирургия. Опыт преподавания и специализированная база подготовки студентов медицинского факультета Императорского Казанского университета во многом облегчили этот процесс, что подтверждает и дальнейший ход событий в КГМИ. Так, на базе детского хирургического отделения клиники факультетской хирургии

УДК 616-053.2:61(091)(470.41)

преподавали курс детской хирургии сначала студентам медицинского факультета университета, а затем КГМИ (1938—1963). В амбулатории детской клиники прием детей с хирургическими заболеваниями осуществлялся до 1966 г.

В 1967 г. в КГМИ курс детской хирургии был преобразован в кафедру, которой до 2000 г. заведовал ученик проф. С.Л. Либова проф. М.Р. Рокицкий — автор докторской диссертации «Экономные резекции легких» (1968). За 33 года работы в рамках ургентной детской хирургии он подготовил 27 кандидатов и 7 докторов медицинских наук.

В настоящее время кафедрой руководит проф. Л.М. Миролюбов.

Поступила 23.01.09.

MILESTONES OF PEDIATRIC SURGERY IN THE CLINICS OF THE MEDICAL FACULTY OF KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY

A.A. Akhunzyanov

Summary

Described were the milestones of establishing pediatric surgery in the clinics of the Medical Faculty of Kazan Imperial University, as well as the works of prominent scientists - Heads of the surgical departments.

Key words: Pediatric Surgery, Kazan University.

К 20-ЛЕТИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРИНАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Алевтина Васильевна Кузнецова

Кафедра педиатрии и неонатологии (зав. — проф. А.И. Сафина) Казанской государственной медицинской академии, e-mail: kuznetsova65@rambler.ru

Реферат

Представлены опыт работы кафедры педиатрии и перинатологии по преподаванию курса неонатологии и основные положения ее научно-практической деятельности за период с 1990 до 2010 г.

Ключевые слова: обучение, неонатология, новорожденные, респираторный дистресс-синдром, неонаталь-ные инфекции, выхаживание недоношенных.

Повсеместный рост неонатальной заболеваемости, неоправданные потери жизнеспособных новорожденных и ранняя их инвалидиза-ция требуют поиска новых форм организации пери- и неонатальной помощи, оптимизации качества профессиональной подготовки врачей по специальности «неонатология», изучения причин наиболее распространенной и управляемой патологии новорожденных, внедрения новых технологий в доклиничес-566

кую ее диагностику, профилактику, лечение и минимизацию осложнений.

С 1990 г. на кафедре педиатрии № 2 Казанского ГИДУВа (ныне ГОУ ДПО "Казанская медицинская академия") создается коллектив компетентных сотрудников (автор статьи, неонатологи доцент Э.М. Шакирова, асс. Э.А. Гайнуллина и доцент акушер-гинеколог Л.И. Мальцева), которому предстояло преподавать курс перинатальной медицины, и кафедра была переименована в кафедру педиатрии и перинатологии (с конца 2009 г. — педиатрии и неонатологии). Предстояло решать новаторские задачи: заниматься подготовкой специалистов по актуальным вопросам перинатальной медицины и неонатологии с элементами модульного обучения, разработкой и внедрением в неонатальную практику новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.