4. Кандеева А.Г. Слово о Ядринцеве: монография. - Омск: Курьер. 2000. - 134 с.
5. Шиловский М.В. Деятельность Г.Н. Потанина по мемориализации памяти Н.М. Ядринцева и выявлению его творческого наследия // Четвертые Ядринцевские чтения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Революции и Гражданской войны в России, Омск, 30-31 октября 2017 года. - Омск: Омский государственный историко-краеведческий музей, 2017.
6. Головинов А.В., Васильев А.А., Должиков В.А. Синтез политико-правовых и социально-культурных нарративов идейно-публицистического наследия Н.М. Ядринцева в 1870-егг // Былые годы. - 2023. - № 18(3).
7. Крутовский В.М. Из истории одной дружбы // Сибирские записки. 1919. № 2
8. Крутовский В.М. Отрывки из воспоминаний Н.М. Ядринцева // Сибирские записки. - 1919. - № 2.
9. Крутовский В.М. Ученые труды Николая Михайловича Ядринцева // Сибирские записки. - 1919. - № 2.
References and Sources
1. Dolzhikov V.A. Obraz Russkogo Altaya v metaforah oblastnichesko-narodnicheskoj publicistiki // Altaj skij tekst v russkoj kul'ture: Sbomik nauchnyh statej / otv. red.: M.P. Grebneva, T.V. Chernyshova. - Vyp. 8. - Barnaul: Altajskij gosudarstvennyj universitet, 2019.
2. Dameshek I.L. Oblastnicheskaya koncepciya kak vyrazhenie sibirskogo samosoznaniya. Irkutskoe obshchestvo i «sibirskie voprosy» // Gosudarstvennaya vlast' i obshchestvo: na materialah gorodov Irkutskoj gubernii XIX - nachala HH vekov: Kollektivnaya monografiya / nauchn. red. L.M. Dameshek. - Irkutsk: Ottisk, 2019.
3. Hristolyubova T.P. Idei sibirskogo oblastnichestva v hudozhestvennoj zhizni dorevolyucionnogo Tomska // Manuskript. - 2021. - T. 14. - № 3.
4. Kandeeva A.G. Slovo o Yadrinceve: monografiya. - Omsk: Kur'er. 2000. - 134 s.
5. Shilovskij M.V. Deyatel'nost' G.N. Potanina po memorializacii pamyati N.M. Yadrinceva i vyyavleniyu ego tvorcheskogo naslediya // Chetvertye Yadrincevskie chteniya: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu Revolyucii i Grazhdanskoj vojny v Rossii, Omsk, 30-31 oktyabrya 2017 goda. - Omsk: Omskij gosudarstvennyj istoriko-kraevedcheskij muzej, 2017.
6. Golovinov A.V., Vasil'ev A.A., Dolzhikov V.A. Sintez politiko-pravovyh i social'no-kul'turnyh narrativov idejno-publicisticheskogo naslediya N.M. Yadrinceva v 1870-egg // Bylye gody. - 2023. - № 18(3).
7. Krutovskij V.M. Iz istorii odnoj druzhby // Sibirskie zapiski. 1919. № 2
8. Krutovskij V.M. Otryvki iz vospominanij N.M. Yadrinceva // Sibirskie zapiski. - 1919. - № 2.
9. Krutovskij V.M. Uchenye trudy Nikolaya Mihajlovicha Yadrinceva // Sibirskie zapiski. - 1919. - № 2.
ГОЛОВИНОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ -кандидат философских наук, доцент, кафедра конституционного и международного права, Алтайский государственный университет ([email protected]).
ГОЛОВИНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин, Алтайский государственный педагогический университет ([email protected]).
GOLOVINOV, ALEXANDER V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, Altai State University ([email protected]).
GOLOVINOVA, YULIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Law and Methods of Teaching Social and Economic Disciplines, Altai State Pedagogical University ([email protected]).
УДК 94(47).084.5/6:371 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-174-179
ЖУРАВЛЕВ Д.С.
К ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМ В КАЗАНИ В КОНЦЕ 1920-Х - 1930-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ)
Ключевые слова: школьное строительство, школьные реформы, журнальная периодика, советское детство, школа.
Статья посвящена исследованию журнальной периодической печати как одного из источников по истории школьных реформ и школьного строительства. В специализированных журналах по советской архитектуре и советскому образованию отражались реформы государственной системы школьного образования и ряд законодательных актов, направленных на ее совершенствование. Начиная со второй половины 1920-х гг. у правительства были планы улучшить образование населения на всех уровнях. К началу 1930-х годов вопрос всеобщего образования решался на самых высоких уровнях власти. Эти события потребовали разработки совершенно новых типов школьных зданий. Реформы также повлияли на подход к проектированию учебных зданий, школьных площадок, кампусов, сопутствующих помещений и т.д. В связи с этим рассматриваются статьи из специализированных архитектурных журналов, освещающие основные планы, разработки и события в области реформирования школ и школьного пространства и представляющие один из основных источников по истории школьного строительства и школьной реформы в Казани. В работе рассмотрены журналы: «Архитектура СССР», «Советская архитектура» и «Строительство Москвы».
ZHURAVLEV, D.S.
ON THE HISTORY OF SCHOOL CONSTRUCTION AND SCHOOL REFORM IN KAZAN IN THE END OF THE 1920'S-1930'S. (BASED ON MATERIALS OF PERIODICAL PRESS)
Key words: school construction, school reforms, magazine periodicals, Soviet childhood, school.
The article is devoted to the study of periodicals as one of the sources on the history of school reforms and school construction. Specialized magazines on Soviet architecture and Soviet education reflected the reforms of the state school education system and a number of legislative acts aimed at improving it. Starting from the second half of the 1920s. the government had plans to improve the education of the population at all levels. By the early 1930s, the issue of universal education was being addressed at the highest levels of government. These developments required the development of entirely new types of school buildings. The reforms have also influenced the approach to the design of educational buildings, school grounds, campuses, associated facilities, etc. In this regard,
articles from specialized architectural magazines are reviewed, covering the main plans, developments and events in the field of reforming schools and school space and representing one of the main sources on the history of school construction and school reform in Kazan. The work examines the following magazines: "Architecture of the USSR", "Soviet Architecture" and "Construction of Moscow".
Становление советской системы школьного и высшего образования относится к концу 1920-х -1930-е гг. в СССР. Периодическая печать, как один из важных источников по истории школьной реформы и школьного строительства, наряду с законодательными и нормативно-правовыми актами, является ключевым источником для изучения данной проблематики.
Продолжительный период времени всеобщее начальное образование позиционировалось как ключевая политическая и государственная задача на ближайшее будущее. В 1930 г. постановление ЦИК и Совнаркома СССР ввело всеобщее начальное обучение для детей. В период с 1931 по 1936 год произошли коренные изменения в системе школьного образования: «Все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись» [1, с. 243]. В государстве был установлен унифицированный тип общеобразовательной школы. В его основу были положены: начальная школа, где обучение проходило с 1 по 4 классы, неполная средняя - с 1 по 7 классы, средняя, в которой обучались с 1 по 10 класс. Среди прочего, это потребовало и новых подходов к организации школьного строительства. Новые типовые здания и проекты были подвергнуты тщательному и долгосрочному обсуждению как в среде архитекторов, политиков, так и среди широкой общественности. Эти процессы подразумевали архитектурные и стилистические поиски, прохождение и организацию санитарных и гигиенических одобрений, формирование финансовых и экономических оценок и т.д. Разумеется, эти процессы затронули все крупные города Советского союза. Проблемные вопросы и запущенные реформационные процессы нашли отклик на страницах специализированной периодической печати.
В частности, вопросы архитектуры и градостроительства освещал ежемесячный теоретический, иллюстрированный научно-практический журнал «Архитектура СССР». Журнал занимался вопросами освещения архитектуры и градостроительства. Журнальная база имеет не так много информации по городу Казань и её отличительным особенностям, однако данный материал стоит рассмотреть как отправную точку для анализа основных процессов начавшихся в архитектуре, строительстве и политике.
Статья В. Пасковского «Школьное строительство Ленинграда» является одной из первых работ, посвященных аспектам школьного строительства. Здесь выявлены основные вопросы, недостатки и проблемы, связанные с городскими школьными зданиями. К примеру, «обследование школьной сети Василеостровского района (наиболее благополучного в Ленинграде) показало, что в районе нет ни одного школьного здания, которые бы отвечало современным требованиям педологии, педагогики и гигиены. Количество старых школ, совершенно недостаточно и далеко не вмещает всех» [2, с. 20]. Нарастающие строительные потребности города не могли получить необходимой отдачи за счет как реконструкции и приспособления старых зданий под школы, так и за счет постройки новых школ. Отставание в темпах строительства негативно влияли на общий темп представления школьных помещений для нужд всеобщего образования.
Создание и оптимизация внутреннего интерьера, организация оформления заняли важное место в архитектурных и стилистических процессах планировки и строительства школ. «Архитектурно-художественному облику ленинградских школ до последнего времени уделялось мало внимания. С одной стороны не было четких, ведущих установок, которые могли бы лечь в основу архитектурно-художественных исканий» - писал автор [2, с. 21].
Покраска, как один из ключевых факторов интерьера, играла важную роль в формировании детского школьного пространства [2, с. 21-22]. С.С. Алексеев в своей статье писал: «В окраске детских и школьных помещений следует учитывать возрастные особенности восприятия цветов и цветовое предпочтение детей. Как известно дети предпочитают светлые, достаточно насыщенные, теплые цвета... многие школы выдержаны преимущественно в таких цветах» [3, с. 55]. Новые методы окраски классов и рекреационных помещений также отмечаются как проблемные вопросы архитектурно-художественных исканий. В результате, в архитектурных проектах стали учитываться не только гигиенические требования, но и такие факторы, как возрастные особенности детей, время учебы, режим дня и другие факторы. Подобные работы позволяют получить ценный материал о том, как именно происходило принятие важности не только всеобщей
доступности школьного образования, но и необходимости соответствия школьных помещений нормам и стандартам внутренней отделки, идеологического оформления и гигиенических и санитарных норм. Это подтверждает и статья «Новый метод проектирования учебных заведений», посвященная архитектурным работам, соответствующим современным требованиям «организации учебно-технологического процесса, так и в отношении санитарно-гигиенических условий» [4, с. 63-64].
Активное обсуждение на страницах специализированных журналов новых методик и практик начинается с 1934 года. К примеру, статья В.А. Дедюхина в журнале «Архитектура СССР» под названием «Год работы» посвящена оценке проведенных процессов по школьному строительству в государстве. Автор в статье отмечает, что в СССР строительству школ уделяется особое и тщательное внимание. Новая школа была специально спроектирована с улучшенным архитектурным дизайном и большим упором на внутреннюю планировку и благоустройство школьной территории. Внутренняя отделка, расстановка и мебелировка школьных помещений становятся вопросом особенного внимания в авторском виденье [5, с. 3-7]. Эта статья не может передать какого-либо критического сообщения и в основном описывает успех прошлого года. В свою очередь, это укрепило позицию, согласно которой к 1934 году все сферы общественной и политической жизни были идеологическими и подвергались строгому контролю.
Немаловажным аспектом реформации городской школьной застройки в этот период стала интеграция школьных зданий в городской ландшафт [6, с. 93]. Данный вопрос рассматривается в статье за авторством Г.М. Данкмана и Н.А. Круглова, в которой рассматривается «Типовая сельская школа», где в сравнении с городом, на тот момент уже можно было говорить о сложившемся облике школ. В статье рассматриваются основные требования и нормы к строящимся школам. Кроме того, представлен список комнат, рекомендованных для большинства школ. Это в первую очередь - живой уголок, учительская, рекреационное помещение, спортивная площадка и т.д. [7, с. 50-51].
Итак, в период между 1933 г. и 1934 г. ключевыми вопросами и объектами специализированных журнальных работ стали сами здания школ, планировка и архитектурный облик зданий школ, внутренняя отделка, вопросы по оснащению мебелью и внутренней отделкой помещений.
Начиная с 1935 г., в журнальной периодике наблюдается значительное увеличение объема работ, связанных со школой и школьным строительством. Большое количество статей были посвящены особенностям и нюансам новой школьной архитектуры, обсуждению и дискуссиям по опыту реализации тех или иных архитектурных замыслов и планов. Постановление «О школьных помещениях» от 28 февраля 1935 в газете «Правда» стало ключевым для остановки процесса активного обсуждения, поиска, экспериментов и критики планировки школьных зданий. Постановление обозначило единые рамки для архитектуры школ и их строительств, произошла унификация всех аспектов школьного строительства [8, с. 34-35]. К примеру. А. Щелоков в статье «Новые формы школьного строительства» проинформировал и дал разъяснение о закреплении трех городских типов школ. Рассматривая материалы для проектных зданий важно отметить, что основными показателями послужившими исходным директивным материалом для проектируемых зданий стали: «общая площадь в квадратных метрах (22 класса по 40 человек- 2315 кв.м., 10 классов по 40 человек - 1125 кв.м., 7 классов по 40 человек - 779 кв.м), кубатура помещений (14 584 куб.м., 7095 куб.м., 4905 куб.м.) кубатура на одного ученика (16,6., 17,7 и 17,5), стоимость школы в рублях» [9, с. 25-26].
Важным аспектом является анализ большого количества представленных в журнале проектов школьного строительства. Рассматривая и совмещая проект А.К. Бурова, проект А. Аркина, проект А. Капустиной и В. Кусанова, проект Павлова и др., Я. Корнфельд в статье «Новые школы Москвы» документирует «основные преимущества и недостатки тех или иных идей, плановых и проектных решений» [10, с. 28].
С этого же времени в журнале «Архитектура СССР» публикуется большое количество работ, связанных с приобщением к опыту строительства школ на западе. Авторы активно делились своим мнением по тем или иным вопросам, связанным как со строительством разных видов школьных зданий, так и связанных с идеологическим наполнением школьных помещений, соответствиям и тенденциям западных школ советским задачам и идеалам.
Например, статья «Архитектура школьного здания на западе». Основная цель данной статьи - рассмотреть соответствие конкретных школьных зданий на западе опыту советских архитекторов. Автор изучил работы западных архитекторов, классифицировав их по основным признакам (расположение коридоров, количество кабинетов, внутреннее и внешнее убранство). В работе представлен анализ деятельности архитекторов из Чехословакии, Дании, Вены и Цюриха. В анализе были учтены основные положительные стороны строительства западной школы, внутренняя планировка, в том числе отсутствие коридоров в школе. К слову, этот метод постройки школ был более подробно изложен уже в 1936 г. в статье «Без коридоров. Опыт усовершенствования плана общественных зданий» С.А. Манусевича: «Запроектированные по указанному принципу здания, помимо ряда функциональных преимуществ, являются к тому же и более экономичными, чем сооружения с коридорами. Опыт постройки представлен несколькими поликлиниками и школами» [11, с. 60].
Статья «Строительная индустрия и архитектор. Из Американского опыта организации проектирования и строительства» рассматривает и представляет строительный и архитектурный процесс, как сложный комплекс, состоящий из ряда производственных, взаимосвязанных компонентов - проектирования, производства строительных материалов и строительства. Рассматривая опыт американского школьного строительства через призму этих трех компонентов, В.К. Олтаржевский отмечает как множественные положительные, так и отрицательные стороны данного процесса. В работе отмечается особенная важность и необходимость учета западного опыта в строительстве в СССР [12, с. 14-19]. Подобный взгляд на опыт Запада присутствует и в статье «Опыт строительства школ на западе», в которой автор А. Люрса рассматривает строительство и внутреннее оборудование школ во Франции [13, с. 37-38]. Одними из важнейших аспектов классной комнаты выделяются размер, пропорции и внутреннее протяжение через окна и остекленные простенки внутреннего пространства, цвет стен и пола.
Статья П. Дульского «Архитектура советской Татарии» представляет информацию о городе Казань и количестве жителей города. Автор дает анализ планировки Казани, представленной архитектором Б. Дмитриевым. Здесь рассматриваются важнейшие строительные проекты города, в том числе уделяется особое внимание строительству школ. В Татарии этому вопросу уделяется особое значение с 1934 года, когда был создан архитектурный совет, взявший под свой контроль всё строительство в пределах Казани. Автор отмечает: «В результате чего архитектурная жизнь Казани значительно оживилась» [14, с. 62-63]. Таким образом, особым проблемным вопросом в работе обозначается опыт проектирования зданий.
Журнальные статьи 1937-1939 гг. особенно ярко и подробно описывают значение Первого всесоюзного съезда советских архитекторов. В архитектурных журналах активно обсуждались новые планы и проекты в этой области, давались оценки перспективам дальнейшей реализации планов по расширению сети школьных учреждений. Именно в это время была дана обширная оценка советскому школьному строительству. Разумеется, данный период буквально исключает критические работы по проблематике. Преобладающее большинство статей описывает успехи и достижения в области школьного строительства, ускорения темпов стройки, увеличение качественных и количественных показателей по всей стране. Немаловажным фактором данного периода является и то, что авторами отмечаются успехи в оснащении школьных зданий не только в крупных городах, но и в селах, поселках и деревнях.
К примкру, Л. Кашкаров пишет: «В зданиях обслуживающих детей, особое значение приобретает оборудование и мебелировка. Здания, которые мы строим для детей, должны быть не только удобными и рационально спроектировано, но и архитектурно наилучше оформлены и отделаны» [15, с. 59-60]. В статье «Сталинская забота о детях» впервые детское школьное пространство выходит на первый план и рассматривается как объект изучения, на который важно и нужно обращать внимание. Автор указывает, что строительство дошкольных и школьных учреждений предполагает не только исключительное исполнение архитектурного и строительного плана, но и размышление над архитектурой советского счастливого детства, вписанного в концепцию советизации.
В частности, статья «Новая школа Баку» 1938 г. демонстрирует коренное изменение отношения к школьному строительству. Данный процесс теперь рассматривается не просто как реализация архитектурно-строительного замысла, а как ответственный объект масштабного
строительства, оказывающий влияние на архитектуру города и преобразующий детское школьное пространство [16, с. 61].
Подводя итоги анализу выборки статей из ключевых, наиболее узкоспециализированных источников периодической печати по архитектуре и строительству, можно сделать вывод о том, что унифицированность школьных реформ привнесла в детское школьное пространство городов СССР, в том числе Казани, дополнительные детские локусы. Они способствовали не только воспитанию и обучению основным советским общеобразовательным программам, но и помогали трансляции основных идей политики Советской России [17, с. 56].
Преобразование и восприятие четкого представления о проектировке, архитектурных и стилистических особенностях типовой общеобразовательной школы формировали и видоизменяли архитектурный облик школьных построек Советской Казани. Тенденции начального периода школьных архитектурных реформ подталкивали к внедрению в типовые проекты национальных образов художественного мышления. Этому же способствовали архитектурные поиски раннего периода первой половины 1930-х гг., нашедшие свое отражение на страницах периодической печати. Однако дальнейшие политические преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни, учитываются и рассматриваются как весьма противоречивые процессы для школьной архитектуры, лишавшие их индивидуального генезиса, затрагивая в том числе и уже сформированные детские локусы.
Рассмотренные статьи подтверждают тенденцию поиска огромного количества ответов на вопросы касательно городского школьного и образовательного ландшафта, вписывания школ в ландшафт города, организации внутреннего интерьера, создания дополнительных помещений, преследующих те или иные цели и т.д. Не подлежит сомнению, тот факт, что существовало немало трудностей при формировании школьных пространств, выражающихся главным образом в неподготовленности архитекторов к работе с данным типом зданий. Несмотря на фундаментальные постановления, процесс школьного строительства и реформирования не был лишен спорных нюансов. Однако типизация школ, несомненно, дала результаты. После 1935 года школьная программа нашла органичное место в городском развитии. В своих проектах архитекторы постарались учесть большинство ключевых факторов и аспектов, которые помогли сформировать универсальный проект школы, отвечающий практически всем требованиям времени.
Строительство сети городских детских мест и отражение этого процесса в прессе -системный, масштабный исторический процесс. В рамках явного политического пропагандистского дискурса новые городские пространства внутри школы начали играть важную образовательную и социальную роль. Изученные источники периодической печати документируют довольно быстрое формирование городских пространств для детей в середине 1930-х годов. Новые образовательные и культурные стандарты и факторы, трансформировавшиеся после середины 1930-х годов, были органично интегрированы в физическое, концептуальное и визуальное пространство городской повседневной жизни.
Литература и источники
1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005.
- 243 с.
2. Пасковский В. Школьное строительство Ленинграда // Архитектура СССР. - 1933. - №6. - С.19-25.
3. Алексеев С.С. Окраска зданий // Архитектура СССР. - 1934. - №9. - С.54-58.
4. Новый метод проектирования учебных заведений // Советская архитектура. - 1931. - №5-6. - С.63-69.
5. ДедюхинВ.А. Год работы // Архитектура СССР. - 1934. - №9. - С.3-7.
6. Поздняков А.Н. Власть, общество и школьные реформы в России (конец XIX начале XXI вв.) - Саратов: Прогресс, 2005. -250 с.
7. Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., Рябушин А.В. История советской архитектуры (1917-1954 гг.). - М.: Стройиздат, 1985. -256 с.
8. Данкман Г.М., КругловН.А. Типовая сельская школа // Советская архитектура - 1933. - №4. - С.49-57.
9. Щелоков А. Новые формы школьного строительства // Архитектура СССР. - 1935. - №5. - С.25-26.
10. Корнфельд Я. Новые школы Москвы // Архитектура СССР. - 1935. - №5.
11. Манусевич С.А. Без коридоров. Опыт усовершенствования плана общественных зданий // Архитектура СССР. - 1936. - №3.
- С.60-62.
12. Олтаржевский В.К. Строительная индустрия и архитектор. Из Американского опыта организации проектирования и строительства // Архитектура СССР. - 1935. - №3. - С. 14-19.
13. ЛюрсА. Опыт строительства школ на западе // Архитектура СССР. - 1935. - №5. - С.37-38.
14. Дульский П. Архитектура советской Татарии // Архитектура СССР. - 1935. - № 8. - С.62-63.
15. КашкаровЛ. Сталинская забота о детях // Архитектура СССР. - 1937. - № 10. - С.59-60.
16. Саркисов В. Новые школы Баку // Архитектура СССР. - 1938. - № 6.
17. ТутаевМ.З. Развитие народного образования в Татарии (1917-1940 гг.). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. - 204 с.
References and Sources
1. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki (Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli): Ucheb. posobie. - M.: Gardariki, 2005. - 243 s.
2. Paskovskij V. Shkol'noe stroitel'stvo Leningrada // Arhitektura SSSR. - 1933. - №6. - S.19-25.
3. Alekseev S.S. Okraska zdanij // Arhitektura SSSR. - 1934. - №9. - S.54-58.
4. Novyj metod proektirovaniya uchebnyh zavedenij // Sovetskaya arhitektura. - 1931. - №5-6. - S.63-69.
5. Dedyuhin V.A. God raboty // Arhitektura SSSR. - 1934. - №9. - S.3-7.
6. Pozdnyakov A.N. Vlast', obshchestvo i shkol'nye reformy v Rossii (konec XIX nachale XXI vv.) - Saratov: Progress, 2005. - 250 s.
7. Bylinkin N.P., Kalmykova V.N., Ryabushin A.V. Istoriya sovetskoj arhitektury (1917-1954 gg.). - M.: Strojizdat, 1985. - 256 s.
8. Dankman G.M., Kruglov N.A. Tipovaya sel'skaya shkola // Sovetskaya arhitektura - 1933. - №4. - S.49-57.
9. Shchelokov A. Novye formy shkol'nogo stroitel'stva // Arhitektura SSSR. - 1935. - №5. - S.25-26.
10. Kornfel'd Ya. Novye shkoly Moskvy // Arhitektura SSSR. - 1935. - №5.
11. Manusevich S.A. Bez koridorov. Opyt usovershenstvovaniya plana obshchestvennyh zdanij // Arhitektura SSSR. - 1936. - №3. - S.60-62.
12. Oltarzhevskij V.K. Stroitel'naya industriya i arhitektor. Iz Amerikanskogo opyta organizacii proektirovaniya i stroitel'stva // Arhitektura SSSR. -1935. - №3. - S.14-19.
13. Lyurs A. Opyt stroitel'stva shkol na zapade // Arhitektura SSSR. - 1935. - №5. - S.37-38.
14. Dul'skij P. Arhitektura sovetskoj Tatarii // Arhitektura SSSR. - 1935. - № 8. - S.62-63.
15. Kashkarov L. Stalinskaya zabota o detyah // Arhitektura SSSR. - 1937. - № 10. - S.59-60.
16. Sarkisov V. Novye shkoly Baku // Arhitektura SSSR. - 1938. - № 6.
17. Tutaev M.Z. Razvitie narodnogo obrazovaniya v Tatarii (1917-1940 gg.). - Kazan': Tat. kn. izd-vo, 1975. - 204 s.
ЖУРАВЛЕВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ - ассистент кафедры отечественной истории и архивоведения Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет ([email protected]). ZHURAVLEV, DENIS SERGEEVICH - assistant at the Department of Russian History and Archives, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University ([email protected]).
УДК 937(092) DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-179-186
РОГАТЫХ А.Д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Ключевые слова: Великая Отечественная война, историография, Ставка Верховного главнокомандования, Красная Армия, Генштаб, Сталин, мемуары.
В статье рассмотрены основные вехи эволюции российской историографии, связанной с рассмотрением и оценкой деятельности Ставки Верховного главнокомандования в годы Великой Отечественной войны. Показано, что в постсоветский период усилиями современных отечественных историков были во многом пересмотрены те взгляды, которые присутствовали в советской историографии, концептуально во много основанной на воспоминаниях советского генералитета. Исследователи 90-х гг. в своих оценках деятельности Ставки ВГК также опирались преимущественно на свидетельства Г.К. Жуков а и А.М. Василевского, с добавлением некоторых новых документальных данных. В результате, в их трудах представлен в основном позитивный взгляд на работу Ставки ВГК. Данный подход, в целом, сохранил актуальность и в публикациях историков 2000-х гг., с той лишь разницей, что они предпочитали использовать, в первую очередь, воспоминания К.К. Рокоссовского и А.В. Горбатого, в результате чего в их публикациях стали преобладать более критические оценки. В основном российская историография Великой Отечественной войны, продолжала развиваться в схожих подходах, за исключением одного исследования, посвященного взаимоотношению высшего руководства ВМФ СССР с Верховным главнокомандующим, в котором была использована новая методология, позволившая, по мнению автора, создать единую непротиворечивую цепочку трактовок мемуаристов, обогащенных новыми статистическими данными и архивными материалами. В заключение обоснован вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методологии исторических исследований.
ROGATYKH, A.D.
ACTIVITIES OF THE SUPREME HIGH COMMAND HEADQUARTERS IN MODERN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY
Key words: Great Patriotic War, historiography, Headquarters of the Supreme High Command, Red Army, General Staff, Stalin, memoirs.
The article examines the main milestones in the evolution of Russian historiography related to the consideration and assessment of the activities of the Headquarters of the Supreme High Command during the Great Patriotic War. It is shown that in the post-Soviet period, through the efforts of modern domestic historians, those views that were present in Soviet historiography, conceptually largely based on the memories of Soviet generals, were largely revised. Researchers of the 90s In their assessments of the activities of the Supreme Command Headquarters, they also relied primarily on the evidence of G.K. Zhukov A and A.M. Vasilevsky, with the addition of some new documentary data. As a result, their works present a mostly positive view of the work of the Supreme Command Headquarters. This approach, in general, remained relevant in the publications of historians in the 2000s, with the only difference being that they preferred to use, first of all, the memoirs of K.K. Rokossovsky and A.V. Gorbaty, as a result of which more critical assessments began to dominate in their publications. Basically, Russian historiography of the Great Patriotic War continued to develop in similar approaches, with the exception of one study devoted to the relationship between the top leadership of the USSR Navy and the Supreme Commander-in-Chief, in which a new methodology was used, which, according to the author, made it possible to create a single consistent chain of interpretations of memoirists, enriched new statistical data and archival materials. In conclusion, the conclusion about the need to further improve the methodology of historical research is substantiated.