УДК 159.9
DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-125-136
Поступила в редакцию / Received 12.03.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.04.2023 Принята к публикации / Accepted 31.05.2023
оригинальная статья
К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России
Быстрова Юлия Александровна и © , Савинков Станислав Николаевич
г®
:ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29 2ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1
Аннотация. Цель исследования - анализ становления и развития специального образования в России, а также обобщение актуальных проблем, которые стоят сегодня перед специалистами, работающими с детьми, имеющими различные ограничения здоровья. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, представлены основные этапы развития специального образования в России и за рубежом. Представлены труды ученых, оказавших наиболее значительное влияние на процесс создания системы специального образования как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе в Российской Федерации. Рассматривается современное состояние инклюзивного образования, а также обозначены основные принципы инклюзии. Определена основная цель специального образования, выделены элементы, из которых складывается успешность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлены современное состояние специального образования в России, а также наиболее важные вехи истории его становления. Исторический метод и анализ научной литературы позволяют выделить труды, во многом определившие направления современных исследований в различных отраслях дефектологической науки (сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии) и специального образования. Рассматриваются подходы к решению проблем сопровождения эффективных индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: специальная психология и педагогика; специальное образование; ограниченные возможности здоровья; инклюзия
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Быстрова Ю.А., Савинков С.Н. К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 125-136. DOI 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-125-136
© Быстрова Ю.А., Савинков С.Н., 2023
original article
History of special education development and current issues of inclusion in Russia
Julija A. Bistrova1 ® , Stanislav N. Savinkov2
:Moscow State University of Psychology and Education 29 Sretenka St., Moscow 127051, Russian Federation
2Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvenny Dr., Moscow 129226, Russian Federation
Abstract. The research purpose is to analyze the formation and development of special education in Russia, as well as to summarize the current issues for specialists working with children with various health limitations. We analyze psychological and pedagogical literature and present the main stages of special education development in Russia and abroad. The presented works of scientists have had the most significant impact on the process of creating a special education system both around the world and in individual countries, including the Russian Federation. We consider current state and basic principles of inclusive education: main purpose and elements for successful work with children with disabilities. The research presents the current state of special education in Russia and the most important milestones in its history. The historical method and the analysis of scientific literature allow to identify works that have largely determined the directions of current research in various branches of special education (deaf pedagogy, blindness and education, special education, speech therapy). Approaches to solving the problems of supporting effective individual educational routes for children with disabilities are considered.
Keywords: special psychology and pedagogy; special education; disabilities; inclusion
There is no conflict of interest
For citation: Bistrova J.A., Savinkov S.N. History of special education development and current issues of inclusion in Russia. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 2, pp. 125-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-125-136
ВВЕДЕНИЕ
Современный образовательный процесс невозможно себе представить без гуманизации общества и гуманной общественной позиции, которая должна формироваться с учетом этики на основе подтвержденных научных знаний. Каждая личность имеет право на самоопределение, сохранение самобытности, признание в своем социуме и возможность многоаспектного развития (личностного, профессионального, социального и др.). В то же время общество обязано обеспечить условия для этого развития, используя достижения психолого-педагогической науки, проводить своевременную, профессиональную, целенаправленную коррекцию по исправлению нарушений, которые возникают в силу влияния множества факторов.
Однако стоит напомнить, что невозможно влиять на любые будущие процессы и заниматься их планированием без учета истории, которая обеспечивает связь между закономерными этапами развития.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме становления и развития специального образования.
Для поиска источников специализированной литературы использовались базы данных научных публикаций: Web of Science, Scopus, CrossRef, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В работе использованы методы сравнения (сравнивались идеи ученых, политических деятелей, педагогов, психологов и дефектологов, занимав-
шихся проблемами организации специального образования в России и за рубежом), обобщения (обобщались исторические этапы становления специального образования; базовые положения инклюзии; принципы и условия инклюзивного образования), и конкретизации (современных исследований в области специального (инклюзивного) образования).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
История становления специального образования берет свое начало с первых рассуждений философов об аномалиях развития и болезнях, которые, переплетаясь с общефилософскими воззрениями о сущности человеческой жизни, раскрывают такие понятия, как страдание, лечение, благополучие и др.
В трудах Гераклита Эфесского раскрываются взгляды на болезнь и здоровье. Философ утверждал, что «болезни позволяют ценить здоровье», поскольку, только имея возможность столкнуться со страданием, человек способен приобрести новый жизненный опыт и доверять различным лечебным мерам.
В ранних работах древнегреческого медика Гиппократа (III в. до н.э.) можно найти описание адаптационных возможностей организма человека, а также их значение и роль в процессе выздоровления. Гиппократ один из первых высказал идею о том, что на процесс выздоровления больного важное влияние оказывает состояние медика, который занимается его лечением. Таким образом, Гиппократ заложил основы психологического понимания процесса взаимодействия больного и врача.
Философ Сократ, размышляя о здоровом образе жизни, стремился выявить связи между действиями человека. Он говорил, что «нет ничего сильнее знания, оно способно пересилить и удовольствие, и все прочее. Тот, кто знает себя, тот знает, что он может, и ясно понимает, чего не может» [1].
Основатель философского учения об идее Платон, рассуждая о проблеме аномальности, считал, что устранить телесные болезни можно с помощью совершенствования своего образа жизни, а лекарства в этом деле не помощники. Впервые была высказана мысль о высоком значении упорядоченности в процессе излечения и восстановления
здоровья человека. Таким образом, аномалия становится предметом изучения общества [2]. В то же время Платон был сторонником избавления общества от «недоразвитых» детей путем их умерщвления, полагая, что это поможет очистить общество и наследственность людей.
Древнегреческий мыслитель Аристотель рассматривал душевные недостатки человека - глупость, извращенность, лень и другие качества - как пороки и учил, что их следует избегать, стремясь к добродетелям, главной из которых считал умеренность во всем [3].
В Древней Спарте отношение к врожденным недугам также было радикальным -люди с какими-либо физическими недостатками не имели права на жизнь. Однако приобретенное уродство или дефект (например, на поле сражения или в боях) не считалось позором, и с таким человеком позволялось вести общие дела и дружить.
Античные философы, такие как Сенека, Плутарх, Цицерон, призывали к избавлению от уродства и болезней, противопоставляя их красоте и здоровью. Однако тем слепым и глухим, которые приобрели свой недуг в течение жизни, позволялось становиться наследниками и передавать свое наследство потомкам.
Древнеримский философ Луций Анней Сенека считал, что одним из правил разума является отделение здорового от негодного. Данное учение основано на борьбе со страстями и укреплении добродетельных качеств в человеке. В то же время Сенека являлся одним из первых мыслителей, который касался вопросов воспитания детей, отдавая в этом приоритетную роль родителям ребенка [4].
В эпоху Средневековья (У-ХШ вв.) философия понимала болезни или недостатки развития человека исключительно как следствие посланной Богом кары, наказания за греховность души или непокорность человека. Следовательно, врачевание не имело никакого смысла, поскольку очищение больной (грешной) души возможно только через молитву или проведение различных религиозных ритуалов, в том числе через покупку индульгенции - документа о прощении грехов.
В отношении инвалидов католическая церковь оставляла право просить милостыню
и смягчала к ним отношение государства и общества, обязывая проявлять заботу о них. В это время в Германии и Франции открылись первые дома-приюты для слепых и убогих.
На Руси в период правления киевского князя Владимира Святославовича к людям с увечьями и юродивым относились как к «божьим людям», оказывая им призрение (присмотр, опеку).
В «Повести временных лет» дается описание учреждений, созданных при киевских церквях, в которых занимались воспитанием «божьих» детей, имеющих какие-либо увечья. В XI в. при Киево-Печерской лавре был открыт приют, в котором детей-инвалидов не только воспитывали, но и обучали ремеслам, готовя к посильной для них трудовой деятельности.
Эпоха Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) и произошедшие в этот период социальные изменения, среди которых развитие медицины, позволили расширить и уточнить представления о причинах и сути ряда нарушений и аномалий. Сложилась тенденция к созданию классификаций болезней.
Причиной послужило появление новых для того времени инфекционных болезней, таких как сифилис, лихорадка, тиф, проказа, чума. Ученые искали источники проблем со здоровьем людей во внешних процессах, которые они могли наблюдать и как-либо интерпретировать. Это были извержения вулканов, смена положения звезд, засуха, войны, с которыми связывались происходящие в обществе катаклизмы и перемены.
В 1551 г. в России был издан «Стоглавый судебник», регулирующий опеку над нищими, больными и лицами, лишенными ума. Документ предписывал помещать таких больных под опеку монастырей, дабы они не разгуливали по улицам и не пугали здоровых людей. В 1677 г. царем Федором Алексеевичем был издан указ, запрещающий всем убогим, юродивым и пьяным бродить по дорогам. Этих несчастных следовало помещать в богадельни. Тот же указ лишал права собственности слепых, глухих и слабоумных людей, в результате чего эти категории граждан оказывались бесправными, попадая под полную опеку церкви.
Эпоха Просвещения (ХУ1-ХУШ вв.), которая характеризуется первыми попытками ученых создать научные подходы к изу-
чению природы человека, подарила потомкам множество трудов, посвященных описанию различных болезней. Этот период отличается свободомыслием и рациональным подходом к пониманию мира. Были подробно описаны многие телесные болезни, а также психические расстройства, созданы первые анатомические атласы и учебники для университетов. Кроме того, были сделаны попытки философского осмысления понятий «норма» и «патология», обозначены многие научные проблемы, затронуты вопросы морали и ценностей земной жизни. Гипотезы ученых того времени сегодня кажутся нам наивными и ошибочными, однако в целом они вели науку в верном направлении - к познанию истины.
Немецкий философ, представитель философии Нового времени И. Кант, построивший антропологическую концепцию, разделял слабости душевной и телесной жизни человека.
Шведский биолог К. Линней, стремившийся создать классификации живых организмов, впервые системно представил описание различных видов психических нарушений у людей: галлюцинаций, страхов, нарушений влечения, тревог.
Труды французских философов-гуманистов, таких как Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье и др., привели к необходимости создания «Декларации прав человека», в которой была изложена новая гуманная идеология и традиция, закрепляющая права человека, признающая равенство всех граждан. В результате меняется общественное отношение к людям с нарушениями, создается и развивается новая система специального образования.
Французский аббат Ш.-М. де л'Эпе, основоположник сурдопедагогики, одним из первых стал наблюдать и фиксировать особенности развития и поведения глухих детей. На основе этих наблюдений им был разработан жестовый язык, позволяющий глухим людям иметь средство для полноценного общения. Работы Ш.М. де л'Эпе способствовали изменению отношения к глухим людям, гражданские права которых были отныне признаны наравне с другими членами общества. Сам же аббат после своей смерти за внесен-
ный вклад в гуманизацию образования удостоился звания «Благодетель человечества».
В 1760 г. в Париже открывается школа для глухонемых детей, а затем и для слепых. Французский врач и педагог Ж. Итар в 1799 г. открыл первое лечебное заведение для оказания помощи людям с нарушениями слуха.
Позднее в Париже другой врач, основатель олигофренопедагогики Э. Сеген, начинает проводить работу по обучению и воспитанию детей с психическими отклонениями. По мнению Э. Сегена, такое обучение должно опираться на специальные учебные пособия и упражнения. В 1840 г. выходит его книга «Нравственное лечение, гигиена и воспитание умственно отсталых детей», которая получила широкое признание у педагогов, психологов и врачей во всем мире.
Таким образом, западная цивилизация прошла путь от потребительского отношения к человеку до осознания необходимости оказания помощи тем, кто в ней нуждается и в силу ряда причин не может отстаивать свои права и свободу.
Благодаря бурному развитию промышленности и новым открытиям в науке в конце XIX - начале XX в. возникает необходимость в работниках, способных читать и писать - не только свое имя, но имеющих как минимум начальное образование. Внимание педагогов и ученых было обращено как к нормальным детям, так и к детям с различными дефектами.
К началу ХХ в. появляется множество научных и практических работ ученых, занимавшихся проблемами дефективных детей. В мире формировалась система будущего специального образования.
М. Монтессори (1870-1952 гг.) - итальянский врач-невролог и дефектолог, занимавшаяся лечением детей с психическими расстройствами, наблюдала воспитанников различных приютов и убедилась, что при оказании специально организованной педагогической помощи таким детям уровень их общего познавательного развития резко повышается, они становятся способными к обучению.
Вместе со своим коллегой Дж. Монтес-сано она открывает собственную ортофрени-ческую клинику для умственно отсталых детей, в которой апробирует новую систему
обучения, названную позднее лечебной педагогикой.
К концу XIX в. нигде в мире не было разделения нервных болезней на «взрослые» и «детские», не существовало, собственно, и детских врачей-неврологов, а в больницах маленькие пациенты лечились вместе со взрослыми. В результате отсутствовали необходимые условия для детского развития, дети не могли играть, ведь у них не было ни игрушек, ни учебных пособий, ни занятий с педагогами. То, что на сегодняшний день кажется нам совершенно естественным (например, совместное пребывание родителей с детьми, наличие отдельных палат или возможность ребенка обучаться и играть), в те годы также было невозможно.
В результате дети с умственной отсталостью просто коротали время, в основном предоставленные сами себе. Особенность клиники М. Монтессори и Дж. Монтессано состояла в том, что здесь занимались исключительно детским здоровьем, создавая условия для всестороннего и полноценного развития.
На приобретенном опыте работы с детьми, накопив достаточно материала для исследований, М. Монтессори защитила докторскую диссертацию по медицине и стала первой в истории Италии женщиной - доктором наук. В 1897 г. она выступила на медицинской конференции с докладом, в котором изложила результаты своей работы.
По мнению М. Монтессори, к успешным результатам в лечении детей с умственной отсталостью привели не столько лекарственные, сколько педагогические методы. Из этого следует, что проблема умственной отсталости должна решаться за счет изменений в обучении и воспитании ребенка, а именно в создании особых условий, способствующих изменениям в здоровье детей.
Детская психика более пластична, в отличие от психики взрослого, которая с возрастом утрачивает способность быстро усваивать новую информацию. Ребенок должен развиваться, получая новую информацию постоянно, иначе он начинает отставать, и тогда его развитие пойдет по пути упрощения всей деятельности, а в первую очередь -познавательной.
Благодаря усилиям и авторитету М. Мон-тессори в науке и общественной жизни в Италии открывается Ортофренический институт (от греч. ор0ро^, - «правильный, верный» и 1Ьгепо8 - «ум») как противовес понятию «олигофрения» (греч. 0^08 - «мало»), в котором разворачивается деятельность по изучению педагогического подхода к коррекции умственной отсталости.
В Англии возникают специальные школы, в которых проводятся обучение и развитие умственно отсталых детей. В 1899 г. был принят закон, регулирующий деятельность таких заведений, а также определены критерии для отбора детей до 16 лет в такие школы. На содержание специальных учебных заведений выделялись средства из государственного бюджета, государство также оказывало помощь воспитанникам в трудоустройстве.
В России приказы Петра I (с 1696-го по 1725 г.) запретили умерщвлять больных или немощных младенцев. По указу императора были открыты государственные учреждения (богадельни) для призрения детей нищих.
Русский философ и поэт А.Н. Радищев писал в труде «О законоположении» (1802 г.): «...Призрение бедных, немощных есть долг правительства: где, сколько богаделен, воспитательных домов для детей и родильниц» [2].
В 1806 г. стараниями французского мецената В. Гаюи императрица Мария Федоровна издала приказ, по которому в г. Павловск было основано первое воспитательное заведение для глухонемых, а уже через год там же открылась школа для слепых. По методике Э. Сегена в Риге была организована лечебница для умственно отсталых и припадочных (страдающих эпилепсией) детей, которую возглавил немецкий сурдолог и педагог Ф. Пляц.
Несмотря на открытие отдельных воспитательных заведений, в этот период на церковь ложится основная забота о детях с физическими и умственными недостатками, которые находились под опекой священнослужителей на благотворительные средства и пожертвования, выделяемые светским обществом.
В России к 1907 г. было открыто более 60 заведений для глухих, 30 учреждений для слепых; кроме того, работали более 4 тысяч
благотворительных организаций, оказывающих социальную поддержку детям с различными отклонениями развития.
Профессор психиатрии П.И. Ковалевский в 1906 г. открыл в Петербурге приют-колонию для детей с умственной отсталостью. В работе «Отсталые дети, их лечение и воспитание» П.И. Ковалевский обобщает мировой опыт лечения и обучения умственно отсталого ребенка, призывая обратить внимание на возможности при обучении таких детей.
В том же году открывается лечебная школа для ненормальных детей, которую основал врач-невропатолог Г.Я. Трошин. В школе проводилась научная работа по разработке комплексного подхода к пониманию ребенка с отклонениями.
В 1908 г. московский врач и педагог В.П. Кащенко открыл на собственные средства медико-педагогическую станцию «Школу-санаторий для дефективных детей». В.П. Кащенко издал книгу «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков». В ней он рассмотрел лечебно-педагогический подход и обозначил необходимость проведения коррекционной работы с такими воспитанниками.
В 1913 г. в России состоялся первый съезд по вопросам народного образования. На этом съезде участниками обсуждались проблемы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Однако несмотря на глубокую разработку этого вопроса, попытки получить поддержку государства в данном вопросе не имели успеха.
Только после Революции 1917 г. Народный комиссариат просвещения обозначил необходимость государственной помощи детям с дефектами развития. Охраной детства стали заниматься сразу несколько министерств и ведомств - Наркомпрос, Нарком-собес, Наркомздрав, Наркомюст, Всероссийская чрезвычайная комиссия и др. В тот же период было издано распоряжение, регулирующее отбор детей в специальные учреждения, в котором впервые было указано, как проводить комплектование детей во вспомогательные школы. Были приняты постановления Совета народных комиссаров по учреждению специальных заведений для глухо-
немых, слепых, умственно отсталых детей и подростков.
Появляются научные труды, посвященные изучению дефективного ребенка, а также психологические и педагогические работы по вопросам воспитания и обучения подобных детей. Речь идет об исследованиях выдающихся отечественных специалистов, среди которых М.В. Богданов-Березовский, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, Е.К. Грачева, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Б.Д. Корсунская, Е.Г. Ласточника, Р.Е. Левина, Р.Ф. Лейко, А.Н. Нечаев, Ф.Ф. Рау, Г.И. Россолимо, И.А. Соколянский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и др.
В 1929 г. открылся единственный в России Экспериментальный дефектологический институт, созданный на базе Медико-педагогической станции. Она была основана на средства В.П. Кащенко и работала в Москве до 1918 г. В стенах этого учреждения начала формироваться дефектология (специальная психология и педагогика) - межотраслевая научная дисциплина, занимающаяся вопросами обучения и воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей и подростков.
В тот период школы для детей с нарушениями занимались в основном сенсомо-торным развитием ребенка, сохраняя определенный отрыв от окружающей жизни, что препятствовало успешному вхождению их выпускников в социум, трагически «ломая» многие судьбы.
В 1930 г. по инициативе нового директора института И.И. Данюшевского на должность заведующего отделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей был назначен Л.С. Выготский, который состоял в этой должности вплоть до своей смерти в 1936 г. Это послужило началом его работы в области дефектологии. В своих трудах ученый обосновал необходимость нового подхода к пониманию дефективного ребенка. По его глубокой убежденности, таких детей можно приобщать к общественному труду, реальной жизни в социуме, а также необходимо уходить от неверного понимания сути дефективности. Л.С. Выготский писал, что «дефективный ребенок не лучше и не хуже других детей, но он принципиально отличается» [5]; он понимал дефект как «социальный вывих», который вызван измене-
ниями отношений ребенка с окружающей средой. В результате развиваются вторичный и третичный дефекты.
В 70-х гг. ХХ в. интенсивно развивается специальное дошкольное образование. Получает распространение в психолого-педагогической и медицинской науке термин «задержка психического развития». Для детей, имеющих такой диагноз, формируются специальные группы и классы, а позднее открывается целая сеть специальных дошкольных и школьных учреждений (I, II, III, ГУ, У, VI, VII и VIII вида) разной направленности:
- I вид - для неслышащих детей;
- II вид - для слабослышащих детей;
- III вид - для незрячих детей с остаточным зрением (0,4 ед.);
- IV вид - для слабовидящих детей с остротой зрения выше 0,4 ед.;
- V вид - для детей с недоразвитием речи (тяжелая форма);
- VI вид - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- VII вид - для детей с задержкой психического развития;
- VIII вид - для детей с умственной отсталостью [6].
Следующим этапом развития специальной психологии и педагогики становится период укрепления равенства прав и возможностей для людей с нарушениями развития, получение ими доступа к интеграции в общество.
В современной России остается актуальной проблема интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным Российской службы статистики, число инвалидов по здоровью составляет более 8 % от общего числа населения (более 13 млн человек) [7]. Данная проблема ставит перед российским образованием первоочередную задачу - внедрение реальных изменений в образовательную практику с целью развития инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.
Понятие «инклюзия» (включение в совместный образовательный процесс) получило широкое распространение в нашей стране в конце ХХ в. Предпосылкой для появления инклюзивного образования послужил целый ряд международных правовых документов. Среди них Декларация прав ребенка, Всеоб-
щая декларация прав человека, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и др.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.09.2022) закреплено понятие «инклюзивное образование».1 Оно заключается в создании условий для получения доступа к образованию для всех обучающимся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка. Кроме того, ребенок имеет право на перестройку всего образовательного процесса, обеспечивающего образовательные потребности для всех детей.
В 2008 г. была подписана Конвенция о правах инвалидов, а в 2012 г. в нашей стране был принят закон «Об образовании», который вводит систему инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ.
Необходимость инклюзивного образования обусловлена увеличением количества детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе, заботе и создании особых условий для развития. Эти дети нуждаются также в установлении адекватной коммуникации, обеспечивающей им гармоничное вхождение в общество. Таким образом, современное общество должно двигаться по пути гуманизации образовательного процесса, индивидуализации, и только в этом случае возможно дальнейшее благополучное развитие всего человечества.
По мнению современных исследователей, с начала с 90-х гг. XX в. «ведущей моделью современных социальных отношений по отношению к лицам с инвалидностью, в частности, детям, является теория инклюзии» [8].
Данная теория была основана на признании индивидуальных различий каждого человека и уважительного отношения к ним. Кроме того, инклюзия позволяет сохранять не только автономность каждой социальной группы, но и поддерживать ее уникальность, выражающуюся в определенном стиле, традициях, наиболее значимых мнениях и идеях.
Фундаментальным положением в теории инклюзии является то, что не индивид дол-
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
жен приспосабливаться к социальным, правовым, образовательным и экономическим отношениям, а наоборот - общество должно создавать условия для удовлетворения особых потребностей каждого индивида. При этом особенности не должны восприниматься «как исключительное явление», а наличие нарушения не определяет маргинальность жизненного пути индивида.
В центре внимания инклюзии, по мнению ученых, находятся:
- автономия;
- участие в общественной деятельности;
- создание системы социальных связей;
- принятие обществом всех без ограничений, каждого человека.
Очевидно, что сегодня акцент смещается с адаптации человека к окружающей среде в сторону адаптации окружающей среды к потребностям личности.
Основные принципы инклюзии:
- принятие разнообразия;
- участие (субъектный подход в образовании с учетом интересов и возможностей ребенка);
- доступность среды, в том числе цифровой;
- адаптивность;
- поддержка и индивидуальный подход;
- вариативность в получении образования.
Основные условия и сферы доступности инклюзивного образования:
- наличие материально-технической базы и оснащение специальным оборудованием для проведения дистанционного обучения;
- нормативно-правовая база, обеспечивающая организацию обучения;
- взаимодействие с внешними организациями для реализации инклюзивной практики;
- наличие инклюзивной культуры в организации;
- условия для проведения индивидуальных занятий при освоении образовательной программы;
- методическое обеспечение процесса образования;
- использование современных технологий при психолого-педагогическом сопровождении и коррекционном обучении;
- наличие методик, адаптированных к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- обеспечение высококвалифицированными кадрами, а также специальная подготовка педагогов и персонала учреждения к работе в условиях инклюзии.
Современное российское образование декларирует принципы равных прав образования для всех категорий граждан. Все без исключения «дети нуждаются в качественном образовании, адаптированном к их индивидуальным образовательным потребностям» [9].
Ключевая характеристика специального образования - это нацеленность на то, чтобы все участники этого процесса становились максимально вовлеченными в него. В свою очередь, обеспечение вовлеченности требует развития субъектности у всех участников образовательного процесса.
Одним из важных принципов движения за инклюзию является лозунг «Ничего для нас без нас!», который в той или иной форме провозглашается всеми движениями за права лиц с инвалидностью. Это положение поддерживается соответствующими международными нормативными документами, признающими за лицами с инвалидностью, включая детей, партнеров в реализации инклюзивного образования, а не только его получателей. Так, в пункте 7 введения к «Замечанию общего порядка» от 25 ноября 2016 г. № 4 о праве на инклюзивное образование, выпущенному Комитетом по правам инвалидов, наблюдающим за исполнением Конвенции ООН о правах инвалидов, говорится о том, что лица с инвалидностью, а также члены их семей, могут признаваться в качестве не столько получателей образования, сколько партнеров в этом процессе.
Это положение важно также не только в отношении детей с инвалидностью и их семей, но и всех участников образовательного процесса. Именно вовлеченность их в создание условий для качественного образования и делает это образование инклюзивным. Поэтому, рассуждая инклюзивно, можно распространять принципы Конвенции ООН на всех участников образовательного процесса.
Современные исследования в области специального (инклюзивного) образования
направлены на развитие сотрудничества между педагогом и обучающимися. Поскольку одной из целей специального образования является не только и не столько получение количественных данных, выражающихся в освоенных ребенком навыках и умениях, сколько в установлении значимых отношений, позволяющих эти навыки приобретать и успешно их использовать. В исследованиях отмечается, что «средствами развития познавательных процессов явились не только кор-рекционно-развивающие занятия, игры и специальные упражнения, но и тесное взаимодействие педагога-дефектолога и воспитателей, направленное на общение с детьми в условиях инклюзивного образования» [10].
Представить этапы развития и становления специального образования можно в виде таблицы (табл. 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В совокупности средств, обеспечивающих задачу обеспечения инклюзии, создание индивидуального образовательного маршрута занимает важное место, поскольку такой подход предполагает учет индивидуальных особенностей в работе с обучающимися. А вся система инклюзивного образования предполагает использование достаточно гибких учебных программ и методов обучения, которые должны быть адаптированы под ребенка с учетом его возможностей, индивидуальных и возрастных потребностей, а также особенностей восприятия учебного материала.
Такой подход подразумевает оказание эмоциональной поддержки от педагога, обеспечение разумного приспособления кор-рекционных программ и осуществление вмешательства на ранней стадии с тем, чтобы все обучающиеся могли реализовать свой потенциал. При составлении планов учебных мероприятий основное внимание уделяется способностям и устремлениям детей с ОВЗ, а не содержательной части этих мероприятий.
На сегодняшний день ключевым барьером на пути реализации инклюзивной образовательной политики является дефицит ресурсов: материально-технических, научно-методических, организационных, интеллектуальных, информационных и др. Решение этой проблемы может лежать в плоскости создания модели ресурсного взаимодействия
Таблица 1
Этапы развития специального образования
Table 1
Special education development stages
Этап / Stage Характеристика / Characteristics
1 этап (VIII в. до н.э. - V в.) 1st stage (8th century BC -5th century) Общее представление о сущности человеческой жизни, обретение права на жизнь у детей с пороками и недостатками развития General idea of the essence of human life, gaining the right to life in children with deficiencies and developmental disabilities
2 этап (V-XIII вв.) 2nd stage (5th-13th centuries) Понимание болезней или недостатков развития человека исключительно как следствие посланной Богом кары, наказания за греховность души или непокорность людей Understanding of diseases or developmental disabilities solely as a consequence of God-sent punishment, punishment for the sinfulness of the soul or disobedience of people
3 этап (XIV-XVin вв.) 3rd stage (14th-18th centuries) Развитие науки и медицины позволили расширить и уточнить представления о причинах и сути ряда нарушений и аномалий. Сложилась тенденция к созданию классификаций болезней Development of science and medicine expanded and clarified the understanding of causes and essence of a number of disabilities and anomalies. Tendency to classify diseases
4 этап (XIX-XX вв.) 4th stage (19th-20th centuries) Развитие промышленности приводит к необходимости распространения грамотности среди населения. Появление множества научных и практических работ, посвященных проблемам дефективных детей. Формирование системы будущего специального образования Development of industry leads to the need to spread literacy among the population. Many scientific and practical works devoted to issues of defective children. Formation of system for future special education
5 этап (1 половина XX в.) 5th stage (1st half of the 20th century) Формирование дефектологии как науки. Проведение исследований, посвященных изучению дефективного ребенка, а также вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями развития Formation of special education as a science. Conducting research on the study of a defective child, as well as issues of upbringing and education of children with developmental disabilities
6 этап (2 половина ХХ в.) 6th stage (2nd half of the 20th century) Дифференциация системы специального образования. Первые попытки интеграции детей с нарушениями развития в общество Differentiation of the special education system. The first attempts to integrate children with developmental disabilities into society
7 этап (начало XXI в.) 7th stage (beginning of the 21st century) Признание индивидуальных различий каждого человека и уважительного отношения к ним. Развитие теории инклюзии. Нацеленность на включение и максимальную вовлеченность всех участников образовательного процесса в него. Расширение образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья Recognition of individual differences of each person and respect for them. Development of the theory of inclusion. Focus on inclusion and maximum involvement of all participants in the educational process. Expanding educational opportunities for children with disabilities
образовательных организаций специального и инклюзивного образования, НКО и общественных родительских организаций, организаций дополнительного образования и ресурсных центров. Такое взаимодействие будет способствовать разработке и применению командой сопровождения эффективных
индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инвалидностью, направленных на поддержку вовлеченности всех обучающихся во все виды деятельности посредством индивидуализации образовательного маршрута, когда это необходимо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб.: Лань, 1997. 254 с.
2. Быстрова Ю.А., Савинков С.Н., Быстрова А.Е. Основы специальной психологии и педагогики. М.: КноРус, 2023. 142 с.
3. Донских О.А. Ситуация в современном образовании: актуальность Аристотеля // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 1. С. 207-219. DOI 10.21267MQUIL0.2018.12.10426; EDN: YPUGSW
4. Демина С.С. Философский подход Сенеки к воспитанию детей // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15. № 1. С. 228-237. DOI 10.25205/1995-4328-2021-15-1-228-237; EDN: TYJPYE
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.
6. Обиух П.А. Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: дис. ... канд. пед. наук. М.: РГСУ, 2007. 197 с. EDN: NOTMKB
7. Пахомов И.А., Макарова Л.Н. Разработка основ построения педагогической технологии формирования социального опыта дошкольников, взаимодействующих со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 2230. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-22-30; EDN: RPSDSG
8. Андриенко Н.К., Терсакова А.А. Актуальные проблемы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2017. № 2 (7). С. 124-128. EDN: ZWOFML
9. Быстрова Ю.А. Подготовка к профессионально-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 2. С. 54-61. DOI 10.17759/chp.2022180206; EDN: CQQPGT
10. Макарова Л.Н., Смолярчук И.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. DOI 10.20310/1810-02012021-26-191-130-136; EDN: DBLJLS
REFERENCES
1. Ivanov V.G. History of Ethics of the Ancient World. St. Petersberg, Lan Publ., 1997, 254 p. (In Russian).
2. Bystrova Yu.A., Savinkov S.N., Bystrova A.E. Fundamentals of Special Psychology and Pedagogy. Moscow, KnoRus Publ., 2023, 142 p. (In Russian).
3. Donskikh O.A. Significance of Aristotle for modern system of education. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 207-219. (In Russian). DOI 10.21267/AQUIL0.2018.12.10426
4. Demina S.S. Seneca's philosophical approach to the education of children. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, 2021, vol. 15, no. 1, pp. 228-237. (In Russian). DOI 10.25205/1995-4328-2021-15-1228-237
5. Vygotsky L.S. Fundamentals of Defectology. St. Petersberg, Lan Publ., 2003, 656 p. (In Russian).
6. Obiukh P.A. Preparation of Graduates of Boarding Schools for Independent Life. Cand. ped. sci. diss. Moscow, RSSU Publ., 2007, 197 p. (In Russian).
7. Pakhomov I.A., Makarova L.N. Development of construction basics of pedagogical technology for social experience formation among preschoolers interacting with peers with disabilities. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 22-30. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-22-30
8. Andrienko N.K., Tersakova A.A. Current Issues of special education of persons with disabilities in Russia. Obrazovanie v Rossii: Istoriya, Opyt, Problemy, Perspektivy, 2017, no. 2 (7), pp. 124-128. (In Russian).
9. Bystrova Yu.A. Development of social and psychological readiness for professional and working life in students with intellectual disabilities. Cultural-Historical Psychology, 2022, vol. 18, no. 2, pp. 54-61. (In Russian). DOI 10.17759/chp.2022180206
10. Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isaeva S.N. Pedagogical cooperation as a condition for the cognitive development of preschoolers with disabilities in inclusive education. Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 130-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-130136
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Быстрова Юлия Александровна - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования. Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Е-таП: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-5538-7703 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, корректировка текста статьи, окончательное утверждение статьи.
Савинков Станислав Николаевич - старший преподаватель департамента психологии. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Е-таП: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Вклад в статью: общая идея статьи, поиск и анализ литературных источников, написание текста статьи.
Julija A. Bistrova - Doctor of Psychology, Professor, Leading Research Worker of Institute of Special Education Issues. Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5538-7703 Contribution: main study conception, literature analysis and evaluation, article text editing, final article approval.
Stanislav N. Savinkov - Senior Lecturer of Psychology Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Contribution: main study conception, literature sources search and analysis, article text writing.