УДК 376(497.11)
DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-27-34
становление и развитие специального образования в Сербии
Голубович С. М, Ечменица Н.
Белградский университет,
11000, Белград, Студенческая площадь, д. 1, Республика Сербия Аннотация.
Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления массива исследований педагогической науки и образовательной практики в части становления специального образования в Сербии в историческом контексте.
Цель исследования - раскрыть особенности становления и развития специального образования в Сербии.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, социометрические методы, изучение опыта и первоисточников.
Результаты исследования: представлен исторический обзор становления специального образования в Сербии. Проведён анализ социокультурных основ становления и развития, их взаимосвязи с социально-экономическим устройством в стране, ценностными ориентациями государства и общества, политикой по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием развития инклюзии как основы образования.
Выводы. Большое количество практических вопросов создания инклюзивных образовательных учреждений находятся в решении и обсуждении, это связано с тем, что на протяжении длительного времени в Сербии и других странах доминировало представление о необходимости дифференцированного подхода к образованию.
Ключевые слова: интеграция, инклюзия, специальное образование, специальное обучение, модели образования
formation and development of special education in serbia
S. Golubovich, N. Echmenitsa
University of Belgrade,
Studentski trg 1,11000 Belgrade, Serbia
Abstract
Relevance of the research is caused by the need to comprehend the array of pedagogical science and educational practice in terms of the formation of special education in Serbia from a historical perspective.
Goal is to reveal the peculiarities of the formation and development of special education in Serbia. Procedure and methods. Observation, experiment, questionnaire, sociometric methods, study of experience and primary sources are used.
Results: a historical overview of the formation of special education in Serbia is presented. The socio-cultural foundations of formation and development, the relationship with the socio-economic structure in the country are analyzed, the value orientations of the state and society, the policy towards
© CC BY Голубович С М , Ечменица Н , 2022
children with developmental disabilities, legislation in the field of education and human rights, the state of development of inclusion as the basis of education are also studied. Conclusions. A large number of practical issues of creating inclusive educational institutions are being addressed and discussed, this is due to the fact that for a long time in Serbia and other countries, dominated the idea of the need for a differentiated approach to education.
Keywords: integration, inclusion, special education, special training, education models
ВВЕДЕНИЕ
Организованная помощь детям и людям с ограниченными возможностями основана на модели благотворительности [5]. В конце XVIII в. благодаря возникновению специальной педагогики в мире были основаны первые специальные школы. Раннее развитие специальных школ в XIX в . было редкостью и больше зависело от индивидуальной инициативы, чем от законодательного обеспечения. В XX в . область специального образования вскоре получила развитие, и специальные школы стали юридически регулируемыми учреждениями для обучения детей с ограниченными возможностями В то время считалось важным обучать детей с инвалидностью в специальных школах, которые были организованы в соответствии с типом инвалидности, что было связано с тем, что такие дети не могли следовать учебной программе обычных школ [2].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель - раскрыть особенности становления и развития специального образования в Сербии .
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: историко-структурный, историко-генетический, синхронный, реконструкция источников (типологический, проблемно-хронологический, сравнительный).
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап (2018-2019) - подготовительный Во время этого этапа создавались и формировалась научная (документальная) и литературная базы о развитии инклюзивного образования в Сербии
2 этап (2019-2020) - основной . Проводилось историко-педагогическое исследование зарождения, становления и развития инклюзивного образования в Сербии . Изучался опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их воспитания и развития в общеобразовательных организациях Сербии
3 этап (2020-2021) - заключительный Обобщение историко-педагогиче-ских материалов о развитии инклюзии в Сербии . Уточнение и проверка документальной и литературной баз об основных тенденциях и содержании инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Сербии
Научная новизна заключается в определении общих принципов инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые способствуют успешной социализации и адаптации в обществе
Результаты исследования и их обсуждение
1. Развитие специальных школ в Сербии. В Сербии первый закон о «школе для неспособных детей» был принят 31 декабря 1882 г. , а первые шаги к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья начались после принятия Санитарного закона. В статье 40 этого закона говорилось, что «дети, страдающие психическими заболеваниями, инфицированные инфекционными заболеваниями или длительно болеющие, с отклонениями в развитии, могут быть освобождены от обязательного посещения школы» [7]. Закон о государственных школах Королевства Сербии (1898 и 1904 гг. ) также содержит пояснение, на
основании которого дети с тяжёлыми формами инвалидности освобождаются от школьного обучения [4].
Первое учреждение специального образования в Сербии было открыто в 1873 г. в Любляне, а затем постепенно открывались и другие учреждения для детей-инвалидов. К концу Первой мировой войны было открыто десять институтов [8]. В то время (с 1918 по 1941 г. ) спецшколы были самостоятельными учреждениями, не входившими в систему общего образования, и их работа находилась в ведении Министерства просвещения, при этом они официально относились к Министерству социальной политики [4].
Приказом от 1929 г. Министерство образования создало отдел для слаборазвитых детей, и Антон Скала был назначен его координатором [6]. Первоначально были сформированы только вспомогательные отделения для детей с задержкой психического развития, а первая вспомогательная школа для детей с умственной отсталостью была открыта 28 сентября 1932 г. в Нови-Саде [6]. Во вспомогательные школы поступали дети с рядом умственных и физических недостатков, что было серьёзным препятствием для поступления в начальную школу [1]. Принятый в 1929 г закон предусматривал организацию учреждений для детей-инвалидов, и в то же время министерство образования Югославии создало специальный отдел по формированию школ для дефективных детей, а также разработало учебные программы с особыми правилами С этого периода государство стало более организованно заботиться о специальном образовании1
Закон о народных школах, принятый в 1929 г , предусматривал организацию учреждения для детей-инвалидов В то время таких детей называли дефективными. Организованная работа по аби-литации, обучению и профессиональной подготовке инвалидов была прервана
1 ЮНЕСКО Саламанкская декларация и Рамки действий . Париж: 1994 г.
Второй мировой войной [5]. В период с 1941 по 1945 г. состояние специального образования ухудшилось: продолжительность общего образования составила четыре года, столько же было отведено для образования в специальных школах [8]. Конституция СФРЮ от 31 января 1946 г предусматривала образование для всех детей и молодёжи, а Закон об обязательном образовании от 26 октября 1945 г. ввёл образование для всех детей в возрасте от семи до пятнадцати лет [8] После окончания Второй мировой войны особое значение имело принятие в 1960 г. Положения о регистрации и классификации детей-инвалидов. В октябре того же года был принят Закон о специальных школах, суть которого заключалась в обеспечении воспитания и обучения, т е подготовки к самостоятельной жизни детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, что могло осуществляться в специальных классах при обычных школах или специальных школах. В то же время Министерство образования создало специальный отдел по организации школ для дефективных детей
Параллельно были разработаны учебные программы со специальными правилами работы [6]. Модернизировались существующие учреждения, создавались новые современные учреждения для защиты инвалидов, организовались специальные школы по типам инвалидности, которые занимались воспитанием и обучением детей и молодёжи с инвалидностью [5]
В Сербии с 1929 по 1968 г. система специального образования основывалась на специальных правилах [6].
К специальному обучению детей и молодёжи относятся специально организованные занятия в общеобразовательных школах, специальных начальных и средних школах и специальных учебных заведениях (специальных учебных заведениях и центрах трудового обучения) Наибольшее количество школ и специальных классов в обычных начальных
школах организовано для умственно отсталых детей, поскольку они являются наиболее многочисленной категорией детей-инвалидов [2] Ранее считалось, что специальные школы, как правило, обеспечивают лучшие условия для организации специальных занятий и другого профессионального лечения детей с ограниченными возможностями [2] Существовавшая в то время сеть специальных начальных школ и специальных классов для этих детей в обычных начальных школах была ещё недостаточно развита . По данным Б . Байича, в 126 муниципалитетах (или 70%) нет специальных начальных школ или классов для таких детей в обычных начальных школах Большинство этих муниципалитетов расположены в экономически слаборазвитых районах Согласно некоторым исследованиям, считается, что вспомогательные отделения массово создавались в 60-х годах ХХ в . и функционировали до 80-х гг В крупнейших начальных школах были созданы вспомогательные классы или специальные классы, поскольку дети с ограниченными возможностями, должны были проехать несколько километров до соответствующей специальной и вспомогательной школы [2]. Согласно Д . Ковачевичу, после 1974 г. специальные школы стали составной частью системы общего образования, и они следуют всем реформам, происходящим во всех обычных начальных школах на территории нашей страны [4] По словам Д Рапаича, способ организации работы школы для детей с ограниченными возможностями и учебные планы были адаптированы к потребностям и возможностям таких детей, а для учреждений этой категории были реализованы соответствующие архитектурные решения, обеспечивающие необходимые условия, которые являются основой для повседневной работы
Оснащение, а также кадровый состав, осуществляющий воспитательную работу в школах для этих детей, не соответствовали потребностям детей с
ограниченными возможностями, что приводило к абсолютно другим работе и функционированию школы для детей типичного развития После 1968 г произошла постепенная, а затем и полная интеграция, хотя вначале существовали две параллельные системы, которые снова сливались в одну образовательную систему [6]. Традиционная модель, которая применялась ранее, не соответствовала правам детей, гарантированным ООН .
2. Интеграция детей с нарушениями в развитии в обычные школы
До 1980 г. была актуальна медицинская модель, вслед за ней возникла дефицитная модель, в рамках которой развивалось интеграционное движение, имевшее целью включение детей-инвалидов в обычную систему воспитания и образования; тогда и появился термин интеграция Дети, которые были успешно абилитированы в раннем возрасте, могли посещать обычные классы и получать образование в соответствии с обычной учебной программой без внутренней или внешней поддержки в отношении их образовательных возможностей [3].
Интеграция подразумевает включение ребёнка в существующую систему как таковую, в которой ребенок может добиться успеха благодаря своей находчивости, настойчивости и огромной поддержки со стороны родителей Первые инициативы по интеграции появились в XIX в . Л . С . Выготский писал: «Общий закон развития детского организма и его воспитания является и законом развития и воспитания ребёнка-инвалида Вся специфика только в том, что эти общие цели развития достигаются специфическим путём»
Исследования по интеграции, проведённые в период с 1966 по 1989 гг. в бывших югославских республиках, подтверждают, что типичные начальные школы недостаточно адаптированы для приёма и обучения детей с ограниченными возможностями, т. к. в них не обязаны работать дефектолог и логопед
Учреждения, осуществляющие уход за детьми и молодёжью с ограниченными возможностями, используют разнородный подход к учёту, вмешательству, обучению и мониторингу, что приводит к возникновению ряда малоизвестных или неизвестных этиологических, социально-экономических и культурных факторов, ведущих к увеличению или уменьшению официальной статистики о таких детях, из-за чего возрастает сложность планирования и программирования соответствующего подхода к этой группе детей [3]
Уникальные основы программы воспитательной работы и её совместный план в Социалистической Республике Сербии «Специальная воспитательная работа для учащихся обычных классов начальной школы с дидактико-методиче-скими указаниями» (1971 г. ) даёт Общие указания по организации специальной воспитательной работы с учащимися обычных классов начальной школы, которые являются предшественниками так называемого инклюзивного образования, официально введённого в 2009 г Инструкции касаются специального педагогического лечения детей с нарушениями зрения, детей с лёгкими нарушениями слуха, детей с речевыми, языковыми и голосовыми нарушениями, детей с лёгкими физическими и хроническими нарушениями, детей со специфическими интеллектуальными нарушениями и нарушениями обучаемости, детей с эмоциональными и социальными нарушениями поведения и «детской проблемой» Несмотря на то, что их развитие легко поддаётся затормаживанию, они могут освоить требования обычных занятий в начальной школе, но они нуждаются в особом внимании и соответствующей помощи со стороны специального педагога и профессиональных коллег - дефектологов, логопедов и психологов [11].
Чтобы определить специфические педагогические потребности этих детей и способы их удовлетворения, не отрывая ребенка от обычного класса в большин-
стве школьных занятий, начальная школа старалась, прежде всего, выявить такого ребёнка как можно раньше и оценить его психофизическое состояние, характер и степень расстройства или инвалидности, условия его развития в семье и школе, определить возможности и пути обеспечения специальной педагогической помощи и профессиональной помощи других служб в начальной школе (педаго-го-психологической, медицинской, социальной служб и др )
В выявлении детей с отклонениями в развитии принимают участие учителя общеобразовательных классов, специальные педагоги и дефектологи, школьные психологи и школьные педагоги, а при необходимости и социальный работник Существенную помощь в этом могут оказать родители этих детей, особенно те, кто является хорошим воспитателем, кто интересуется развитием своего ребёнка и условиями его обучения в школе и родительском доме
Учитывая, что применение Закона о медицинском страховании и обязательных видах медицинской помощи населению («Официальный вестник СР Сербии», № 27/70, № 53/72 и № 15/74) и «Профессионально-методических указаний по проведению мероприятий обязательного медицинского обслуживания» («Официальный вестник СР Сербии», № 1, 1971 г. ) осуществляют диспансеризацию и патронаж детей на дому с первого года жизни до окончания начальной школы, служба здравоохранения теперь имеет возможность выявлять не только тяжёлые, но и лёгкие симптомы неправильного физического, психического, двигательного и речевого развития ребёнка Уже в дошкольном периоде каждому ребёнку предоставляется одно медицинское обследование в год в развивающем консультационном центре и одно патронажное посещение Систематический медицинский осмотр ребёнка проводится по мере необходимости и обязательно при зачислении такого ребёнка в начальную школу
или дошкольное образовательное учреждение Систематические медицинские осмотры также исследуют психическое и физическое состояние ребёнка в целом, функции органов чувств и речи, с особым вниманием к симптомам нарушений и нарушений развития, ориентировочное неврологическое обследование. Дети, чьё развитие предположительно нарушено или имеет более тяжёлые последствия, дети, которые потребуют специального обучения, лечения и других форм аби-литации и реабилитации, направляются на детальное обследование и в Комиссию по обследованию (классификации) детей с отклонениями в развитии (Закон о специальном образовании, (Официальный вестник СР Сербии, № 51, 1976 г. )).
Кроме того, в соответствии с Законом о начальном образовании и воспитании обязательным является обследование каждого ребёнка при поступлении в первый класс начальной школы, которое проводится комиссией, в состав которой входят школьный врач, психолог и школьный педагог
Согласно «Профессионально-методической инструкции по проведению мероприятий по обязательным видам медицинской помощи населению» (1971 г. ), в период обучения в начальной школе проводится систематический медицинский осмотр школьников в третьем, пятом и седьмом классах. Эти обследования включают и обследование зрения и слуха, и протезно-реабилитационные мероприятия по коррекции зрения и слуха, и выявление различных деформаций и направление на использование ортопедических и протезных средств Данные и заключения, полученные в ходе всех этих обследований, заносятся в медицинскую карту ребёнка [1].
Последовательно применяя эти законы и подзаконные акты об охране здоровья детей, развивая школьную педаго-гико-психологическую службу и внедряя в начальных школах специальное обучение, школа сможет иметь более ценные и
значимые данные о физическом и психическое состоянии ребёнка при его зачислении в школу, выявлять специфические потребности развития каждого ребёнка и возможности его обучения, а также своевременно принимать определённые специальные педагогические и иные меры для обеспечения им оптимальных условий для обучения и развития ребёнка в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За это время обучение детей с ОВЗ проходило в обычных начальных школах для детей с типичным развитием или в специальном отделении в обычной школе или специальной школе для детей с ОВЗ В обычных школах, хотя это и было предусмотрено действующим законодательством, было мало дефектологов и логопедов, без непосредственной поддержки и работы которых дети с ОВЗ не могли бы добиться успеха Кроме учителей, в школах обязательно присутствовали психологи и педагоги, а дефектологи и логопеды отсутствовали
Согласно рекомендациям Саламанк-ской конференции (ЮНЕСКО, 1994 г. ), статье 92 «специальные школы в странах с развитыми системами специального образования могут быть ценным ресурсом для развития инклюзивных школ, в то время как персонал специальных школ обладает опытом, необходимым для раннего выявления детей с ограниченными возможностями развития . Школы могут служить ресурсными и учебными центрами для сотрудников обычных школ» . Сербия имеет богатое наследие в виде развитой системы специальных школ (в стране функционирует 48 специальных школ), организации работы, а также богатой истории и традиций работы с детьми с ограниченными возможностям1
С момента введения инклюзивного образования в обычных школах в 2009 г в Сербии специальные школы не были упразднены, а стали ресурсными центра-
1 ЮНЕСКО Саламанкская декларация и Рамки действий Париж: 1994 г
VV
ми поддержки детей с ограниченными возможностями в обычных школах, но структура детей на всех уровнях образования изменилась, и теперь там находятся только дети с тяжёлыми формами инвалидности
Инклюзия стремится призвать к общей толерантности к индивидуальным различиям и потребностям и на основе этого наладить взаимодействие и социальные отношения Инклюзия способствует деятельности, которая помогает детям и людям с нарушениями интеллекта и развития максимально развить свой индивидуальный потенциал, стать независимыми и участвовать в более широком сообществе
Условия, которые должны быть соблюдены для того, чтобы процесс инклюзии был успешным, таковы: создание
позитивной атмосферы, атмосферы поддержки, принятия и удовольствия; способствование развитию чувства безопасности, чувства успеха и сотрудничества со сверстниками; создание условий для освоения новых навыков и реализации возможностей развития каждого ребёнка; мотивация ребёнка различными поощрениями; предоставление времени и пространства для индивидуального доступа; обеспечение необходимыми материальными условия Поэтому необходимо поощрять позитивное отношение и раннее вмешательство, поддерживать изменения в системе образования, способствовать инклюзивной среде обучения и поддерживать разработку соответствующей политики
Статья поступила в редакцию 10.12.2021
ЛИТЕРАТУРА
I. Ахимович Д . Классификация детей и дифференциация обучения и воспитания в коррекцион-ной школе // Специальная школа. 1955. № 3 . С. 161-179 .
2 . Байич Б . Развитие специального образования в Сербии . Сербия: Спецшкола, 1970. 141 с .
3 . Голубович С. Заболевания и нарушения развития у детей с отклонениями в развитии . Белград:
Меркур, 2005. 236 с .
4. Ковачевич Д . Дидактическая система в школе для глухих. Белград: Общество дефектолога Сербии, 2003 36 с
5 . Николич-Симончич К. Начало организованной помощи слабовидящим в Сербии // Дефектологическая теория и практика. 1994. № 2 . С. 128-137. 6. Рапаич Д. Теория и практика развития специального образования и реабилитации. Белград: Факультет специального образования и реабилитации, 2015. 123 с .
7 . Савич Л . Дж. Теория и практика специального образования в Сербии до Второй мировой вой-
ны . Белград: Федеральное правление Ассоциации глухих Югославии, 1966. 98 с.
8 . Скала А. Исторический обзор воспитания детей-инвалидов // Специальная школа. 1956. № 2 .
С. 82-93.
9 . Скала А. Специализированные школы в единой школьной системе Федеративной Народной
Республики Югославии // Специальная школа. 1953. № 2 (1), С. 1-5 .
10 . Славнич С. , Веселинович И . Введение в специальное образование. Белград: Факультет специ-
ального образования и реабилитации, 2015. 150 с.
II. Уникальные основы и совместный план по программе воспитательной работы в Социалистической Республике Сербии: специальная воспитательная работа для учащихся обычных классов начальной школы с дидактико-методическими указаниями . Белград: Институт учебников и учебных пособий, 1977. 126 с .
REFERENCES
1. Ahimovich D. [Classification of children and differentiation of education and upbringing in a correctional school]. In: Special'naya shkola [Special School], 1955, no . 3, pp . 161-179 .
2 . Bajich B. Razvitie specialnogo obrazovaniya v Serbii [Development of special education in Serbia].
Serbia, Specshkola Publ. , 1970. 141 p.
3 . Golubovich S . Zabolevaniya i narusheniya razvitiya u detej s otkloneniyami v razvitii [Diseases and
developmental disorders in children with developmental disabilities]. Belgrade, Merkur Publ. , 2005. 236 p .
4. Kovachevich D. Didakticheskaya sistema v shkole dlyagluhih [Didactic system in schools for the deaf]. Belgrade, Defectologist Society of Serbia Publ. , 2003. 36 p .
5 . Nikolich-Simonchich K. [Beginning of organized care for the visually impaired in Serbia]. In: Defekto-
logicheskaya teoriya ipraktika [Defectological theory and practice], 1994, no . 2, pp . 128-137.
6 . Rapaich D. Teoriya ipraktika razvitiya specialnogo obrazovaniya i reabilitacii [Theory and practice of
developing special education and rehabilitation]. Belgrade, Faculty of Special Education and Rehabilitation Publ. , 2015. 123 p.
7 . Savich L. Dzh . Teoriya i praktika specialnogo obrazovaniya v Serbii do Vtoroj mirovoj vojny [Theory
and practice of special education in Serbia before the Second World War]. Belgrade, Belgrade: Federal Board of the Deaf Association of Yugoslavia Publ . , 1966. 98 p.
8 . Skala A . [Historical review of the education of children with disabilities]. In: Special'naya shkola [Spe-
cial School], 1956, no . 2, pp . 82-93.
9 . Skala A . [Specialized schools in the unified school system of the Federal People's Republic of Yugosla-
via]. In: Special'naya shkola [Special School], 1953, no. 2 (1), pp. 1-5 .
10 . Slavnich S . , Veselinovich I . Vvedenie v specialnoe obrazovanie [Introduction to special education].
Belgrade, Faculty of Special Education and Rehabilitation Publ. , 2015. 150 p. 11. Unikalnye osnovy i sovmestnyj plan po programme vospitatelnoj raboty v Socialisticheskoj Respublike Serbii: special'naya vospitatel'naya rabota dlya uchashchihsya obychnyh klassov nachalnoj shkoly s didaktiko-metodicheskimi ukazaniyami [Unique foundations and a joint plan for the program of educational work in the Socialist Republic of Serbia: special educational work for students in ordinary classes of elementary school with didactic and methodological instructions]. Belgrade, Institute of Textbooks and Teaching Aids Publ . , 1977. 126 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Славица Голубович - доктор нейрофизиологии, профессор факультета специального образования и реабилитации Белградского университета; e-mail: slavica . golubovic@yahoo . com
Невена Ечменица - ассистент факультета специального образования и реабилитации Белградского университета;
e-mail: slavica . golubovic@yahoo . com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Slavica Golubovich - PhD in NeuroScience, Department of Special Education and Rehabilitation, University of Belgrade;
e-mail: slavica . golubovic@yahoo . com
Nevena Echmenica - Assistant of Faculty of Special Education and Rehabilitation, University of Belgrade . e-mail: slavica . golubovic@yahoo . com
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Голубович С. , Ечменица Н . Становление и развитие специального образования в Сербии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 27-34. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-27-34
FOR CITATION
Golubovich S . , Echmenica N . Formation and development of special education in Serbia . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 1, рр . 27-34. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-27-34